Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

В бессоюзных сложных предложениях ставятся следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.

1. Запятая ставится в том случае, когда предложения обозначают одновременно или последовательно происходящие события, тесно связаны между собой и кратки (между ними можно вставить союз и), например: Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи, наискось резали небо молнии, чуть слышно погромыхивал гром. (Шол.)

2. Точка с запятой ставится тогда, когда предложения менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри них есть запятые), например: Время стоит ещё раннее, шестой час в начале; золотистый утренний туман вьётся над просёлком, едва пропуская только что показавшееся солнце; трава блестит. (С.-Щ.)

3. Двоеточие ставится в следующих случаях:

  • а) когда второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом, например: Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (М. Г.) (Ср.: Любите книгу, потому что она поможет. )»,
  • б) когда второе предложение раскрывает содержание первого, поясняет первое или какой-нибудь член его, например: Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. (Купр.) (Ср.: Степь весело пестреет цветами, а именно: ярко желтеет дрок. );
  • в) когда второе предложение дополняет первое, например: Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. (Т.) (Ср.: Вдруг я почувствовал, что кто-то берёт меня за плечо. )

Иногда в первом предложении опускаются слова и увидел, и услышал, и почувствовал и т. д., например: Я поднял голову: перед огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником. (Т.) (Ср.: Я поднял голову и увидел: перед огнём сидела мельничиха. )

4. Тире ставится в следующих случаях:

  • а) если предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия, например: 1) Проснулся — пять станций убежало назад. (Г.); 2) Сыр выпал — с ним была плутовка такова. (Кр.);
  • б) если в предложении содержится противопоставление, например: Одно полено не горит и в печи — два полена не гаснут и в поле. (Посл.) (Ср.: Одно полено не горит и в печи, а два полена не гаснут и в поле.);
  • в) если первое предложение обозначает время или условие совершения действия, о котором говорится во втором предложении, например: 1) Лес рубят — щепки летят. (Посл.); 2) Назвался груздем — полезай в кузов. (Посл.) (Ср.: 1) Когда лес рубят, щепки летят. 2) Если назвался груздем, полезай в кузов.);
  • г) если то, о чём говорится в одном предложении, сравнивается с тем, что сказано в другом, например: Молвит слово — соловей поёт. (Ср.: Молвит слово, как соловей поёт.);
  • д) если второе предложение указывает на результат того, о чём говорится в первом, например: Солнце дымное встаёт — будет день горячий. (Твард.) (Ср.: Солнце дымное встаёт, так что (поэтому) будет день горячий.)

Конспект урока русского языка в 11 классе.Тема: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Данный урок — закрепление ранее полученных знаний. Цели урока: формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; формирование навыков выполнения задания А24. Урок с применением модели «1 ученик – 1 компьютер» для контроля знаний.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_11_klasse.doc 99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 11 классе.

Тема: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

(урок с применением модели «1 ученик – 1 компьютер» для контроля знаний)

-формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;

-формирование навыков выполнения задания А23;

-формирование навыков самоконтроля и самопроверки.

— закрепление знаний о постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении и умений их применять;

-закрепление навыка определения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения

-развитие пунктуационной зоркости.

-воспитание любви к чтению;

-развитие языкового чутья, воспитание бережного отношения к языку.

Тип учебного занятия: урок закрепления знаний.

Оборудование: интерактивная доска, рабочий компьютер учителя, рабочий лист урока, таблица самоанализа знаний, весь материал урока демонстрируется на интерактивной доске, выполнение некоторых заданий осуществляется также на интерактивной доске)

1.Организация начала занятий.

2.Подготовка к основному этапу занятий.

Знание только тогда знание, когда оно

приобретено усилиями своей мысли…

-Верность этих слов великого классика мы и проверим сегодняшним уроком.

3. Актуализация знаний.

— Какие виды сложных предложений вам известны? (ССП, СПП, БСП)

1. Индивидуальное задание: Подчеркнуть грамматические основы в предложениях, записанных на доске. Определить вид сложных предложений, установить смысловые отношения между его частями.

2. Задание классу — выяснить, какие предложения простые, а какие сложные.

1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.

  1. Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
  2. Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
  3. Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
  4. Валить на товарища собственную вину – подлость в кубе.
  5. Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.

(Проверка: один учащийся демонстрирует свою запись на индивидуальной доске, класс сверяется:

— Каков результат? Кому необходимо повторить данный материал?

— Кто был внимателен и заметил, какими были все сложные предложения? (БСП)

3 Сравнение СПП и БСП

  1. Ель хороша только при сильном солнечном свете, потому что тогда ее чернота просвечивает самой густой и сильной зеленью. (СПП, причина)
  2. Раздается выстрел, а волк продолжает бежать. ( ССП, противопоставление)
  3. Тихо стоит еловый бор на пригорке, и ветер не шелохнет даже листочка молодых осинок и березок. (ССП, одновременность действий)
  4. Множество темноватых тучек с неясно обрисованными краями расползались по бледно-голубому небу, и довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разгоняя зноя. (ССП, последовательность действий)

Вывод : В отношениях между простыми предложениями в составе ССП и СПП принимают участие союзы, поэтому здесь смысловые отношения достаточно четкие и определенные.

— Можно ли данные предложения превратить в бессоюзные?

Запишите их, подумайте, как изменятся знаки препинания. Выберите правильную интонацию.

4.( Чтение получившихся предложений.(1 ученик))

(Убрали союзы, и смысловые отношения теперь выражаются менее четко)

— Как мы все-таки устанавливаем эти отношения и передаем в устной речи и на письме?

(Из содержания простых предложений, входящих в БСП. Интонация. Различные знаки препинания)

Вывод: В каких предложениях смысловые связи сильнее: в бессоюзных или союзных? А интонация где ярче, выразительнее?

Учитель: Действительно, смысловые связи сильнее в союзных предложениях, ведь они усилены союзами или союзными словами. А вот интонация выразительнее в бессоюзных.

2.Лингвистический эксперимент. А вот теперь давайте посмотрим, что произойдет с бессоюзными сложными предложениями, если в них поменять местами части. Переделайте предложения, расставьте знаки препинания. Прочитайте.

Итак, что произошло с предложениями? ( Изменился смысл предложений, что повлекло за собой изменение в пунктуации)

— 4. А теперь запишите эти предложения и расставьте знаки препинания.

Самопроверка по записи на доске.

  1. Ель хороша только при сильном солнечном свете: тогда ее чернота просвечивает самой густой и сильной зеленью.
  2. Раздается выстрел — волк продолжает бежать.
  3. Тихо стоит еловый бор на пригорке, ветер не шелохнет даже листочка молодых осинок и березок.
  4. Множество темноватых тучек с неясно обрисованными краями расползались по бледно-голубому небу; довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разгоняя зноя.

— Поднимите руки те, кто все знаки препинания расставил правильно. Легко ли вам это было?

-А теперь запишем тему урока. Я думаю, вы уже догадались, о чём пойдёт речь на уроке.

«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

Цель урока – научиться ставить знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

5. Повторение и обобщение знаний по теме. (Презентация демонстрируется на общую доску).

Бессоюзное сложное предложение.

а) Части бессоюзного сложного предложения связаны только с помощью интонации. СОЮЗА между грамматическими основами НЕТ.

Между частями бессоюзного предложения могут использоваться

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ / ГИА

Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ? .

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе .

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе .

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Бесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе .

Результаты ЕГЭ

Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! .

Знаки препинания в сложном предложении: задание А26 ЕГЭ по русскому языку

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

( 0 Голоса (ов) )
Подробности Категория: Задание А26

Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Теория к заданию А26 ЕГЭ по русскому языку

В сложном предложении, состоящем из нескольких простых, связанных между собой различными видами связи, могут оказаться рядом сочинительный и подчинительный союзы. На стыке между ними ставится запятая тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза то, так или союза но:

Большая разъехавшаяся хата, в которой помещалась бурса, была решительно пуста, и _ сколько философ не шарил во всех углах и даже ощупал все дыры и западни в крыше, но нигде не отыскал ни куска сала или, по крайней мере, старого книша, что, по обыкновению, запрятываемо было бурсаками — запятая не ставится, так как после придаточного предложения есть союз но. Сравните: Большая разъехавшаяся хата, в которой помещалась бурса, была решительно пуста, и, сколько философ не шарил во всех углах и даже ощупал все дыры и западни в крыше, нигде не отыскал ни куска сала или, по крайней мере, старого книша, что, по обыкновению, запрятываемо бычо бурсаками — в этом предложении поставлена запятая, так как нет союза но).

Ему даже показалось, как будто из-под ресницы правого глаза ее покатилась слеза, и _ когда она остановилась на щеке, то он различил ясно, что это была капля крови.

(Ему даже показалось, как будто из-под ресницы правого глаза ее покатилась слеза, и, когда она остановилась на щеке, он различил ясно, что это была капля крови.)

Он поспешно отошел к крылосу, развернул книгу и, чтобы более ободрить себя, начал читать самым громким голосом. Философ стоял на высшем в дворе месте, и, когда оборотился и глянул в противоположную сторону, ему представился совершенно другой вид. (По Н. Гоголю)

Правило-подсказка

Ставьте запятую на стыке союзов, если предложение можно перестроить без искажения смысла, переставив придаточное:

Зажглись звезды, и, когда на небе появилась луна, степь озарилась голубоватым светом. (Ч.) — Зажглись звезды, и степь озарилась голубоватым светом, когда взошла луна.

Зажглись звезды, и _ когда на небе появилась луна, то степь озарилась голубоватым светом. — В данном предложении подобная перестановка невозможна, т.к. рядом окажутся и и то.

Посевная закончилась, и, хотя можно было немного передохнуть, механизаторы занялись ремонтом техники. — Посевная закончилась, и механизаторы занялись ремонтом техники, хотя можно было немного передохнуть.

Посевная закончилась, и _ хотя можно было немного передохнуть, но механизаторы занялись ремонтом техники. — В данном предложении подобная перестановка невозможна, т.к. рядом окажутся и и но.

Лес молчал, и, если бы нерезкие, болезненные вскрики ночной птицы, тишина была бы мертвой. (Фад.) — Лес молчал, и тишина была бы мертвой, если бы не болезненные вскрики ночной птицы.

Лес молчал, и _если бы не резкие, болезненные вскрики ночной птицы, то тишина была бы мертвой. — В данном предложении подобная перестановка невозможна, т.к. рядом окажутся и и то.

Предыдущее правило применяется и в сложноподчиненном предложении, если рядом оказываются союзы что и хотя, что и когда, что и если и т.д.: между ними ставится запятая, если далее в предложении нет второй части союза то или так:

Меня удивляло, что, когда ни приедешь к дедушке, все находится в том же виде, как и десять лет назад, точно время здесь остановилось, как в заколдованном царстве. (Акс.) Ангелина Семеновна выяснила, что Веник уколов не делал и что сейчас их делать уже поздно, потому что если собака была бешеная, так и Веник в ближайшие дни непременно должен взбеситься. (А. Алексин.)

Запятая не ставится, если есть вторая часть союза то или так:

Философ был одним из числа тех людей, которых если накормят, то у них пробуждается необыкновенная филантропия. Впрочем, вряд ли бы этот побег мог совершиться, потому что когда философ вздумал подняться из-за стопа, то ноги его сделались как будто деревянными и дверей в комнате начало представляться ему такое множество, что вряд ли бы он отыскал настоящую. (По Н. Гоголю)

Презентация по русскому языку «Знаки препинания в сложном предложении»; 8 класс (.pptx)

Она предназначена для работы на одном из этапов урока №3 с упражнением №17 учебника русского языка Л.А.Тростенцовой при повторении в начале года в 8 классе.

Материал можно использовать для комментированного письма, проверки самостоятельной работы, а также в качестве индивидуального пособия.

Слайды с изображением храма Покрова на Нерли позволяют учащимся увидеть красоту памятника, о котором говорится в упражнении; слайды с заданиями – повторить орфограммы и проверить правильность выбора ответа.
Полный текст материала Презентация по русскому языку «Знаки препинания в сложном предложении»; 8 класс (.pptx) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Автор: Харенко Людмила Васильевна → Mila9253

—> 24.06.2011 9 15922 3059

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Линейка в Word помогает форматировать абзацы, таблицы, рисунки и другие объекты без вызова дополнительных окон. Но у начинающих пользователей бывают ситуации, когда линейка «куда-то пропала» и ее нужно как найти и установить. Как же включить линейку и настроить ее?

Образные приёмы рефлексии в конце урока отлично подходят для учеников начальной школы, они просты и понятны для детей. Также их можно использовать и в работе с более взрослыми ребятами.

В этой статье мы расскажем вам об интересных мобильных приложениях для педагогов.

Хотите получать информацию о наиболее интересных материалах нашего сайта?
Подпишитесь на рассылку E-mail
Установите приложение на Android

2007-2020 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: