Устаревшие слова: историзмы и архаизмы

В зависимости от причин, по которым то или иное слово относится к разряду устаревших, выделяются историзмы и архаизмы.

Историзмы

Архаизмы

фило ‘соф и др.
4) Лексико-словообразовательные архаизмы — это слова, у которых устарели отдельные морфемы или словообразовательная модель:
Дол — долина; Дружество — дружба; Пастырь — пастух; Рыбарь -рыбак; Фантазм — фантазия и др.
Архаизация слов не связана с их происхождением. Устаревать могут следующие типы лов:
1) Исконно русские слова: лабы, изгой, льзя, ендова и др.;
2) Старославянизмы: глад, един, зело, хлад, чадо и др.
3) Заимствованные слова: сатисфакция — удовлетворение (о дуэли); Сикурс — помощь; Фортеция (крепость) и др.

ПРОГРАММА

(Факультативный курс по русскому языку
для учащихся 10–11-х классов)

Обращение к произведениям А.С. Пушкина на занятиях русским языком в старших классах дает возможность увидеть, как живут, как употребляются языковые средства разных уровней (фонетические, лексические, грамматические) в безукоризненных образцах искусства слова, какими являются пушкинские творения, его стихи, проза, отрывки из статей, дневников, писем.
Внимание к языковым особенностям текстов (отрывков) помогает глубже понять их содержание, приближает к разгадке авторского замысла, позволяет увидеть неповторимое своеобразие пушкинского языка – слова А.С. Пушкина.
Называя курс «Слово Пушкина», мы имели в виду, что «слово» – понятие многозначное: это не только единица языка, которая изучается в лексике, – это сам язык, язык Пушкина, язык его произведений, это сами произведения Пушкина, обращенные к читателям всех поколений.
Задача факультативного курса (его можно проводить в обычных общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях гуманитарного профиля) – показать роль Пушкина как «начала всех начал» в истории русского литературного языка; дать систематические сведения о выразительной функции лексических, фонетических, грамматических средств на примере их употребления в текстах Пушкина и в текстах о Пушкине; усовершенствовать умения и навыки анализа текста.
Мы намеренно не включили в программу названия пушкинских произведений: на факультативных занятиях выбор конкретного материала для анализа, для наблюдений делается учителем и учениками.
Курс состоит из нескольких разделов (тематических блоков): «Пушкин как основоположник современного русского литературного языка», «Пушкин о русском слове», «Выразительные возможности русского слова, воплощенные в поэзии и прозе Пушкина», «Тексты Пушкина как “гармоническое целое”», «Выразительное чтение произведений Пушкина». Последовательность их изучения может быть изменена.
Курс носит теоретико-практический характер. Особое внимание следует обратить на самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся (подготовку рефератов, докладов, отбор материала для сочинений, редактирование сочинений).
Для наблюдений и для анализа полезно обращаться к материалам рукописей, давать задания, например, такого характера: «Сравните черновой вариант и окончательный текст. Укажите их различия. Чем, по вашему мнению, объясняется авторская правка?».
На занятиях можно работать не только с пушкинскими произведениями (отрывками), но и с текстами о Пушкине, о языке его произведений.
Необходима постоянная работа со словарями и со справочниками.

1. Введение. А.С. Пушкин как основоположник современного русского литературного языка.
2. Пушкин о русском слове.
3. Выразительные возможности русского слова, воплощенные в поэзии и прозе Пушкина.
4. Тексты Пушкина как «гармоническое целое».
5. Выразительное чтение произведений Пушкина.

Примерные практические работы
(Возможные варианты заданий)

1. Сопоставить несколько вариантов авторского текста (чернового и окончательного вариантов), провести наблюдения над тем, в каком направлении производилась А.С. Пушкиным правка текста, как это соотносится с авторским замыслом, с темой, основными мыслями, жанром произведения; подготовить на основе проделанной работы устные сообщения (написать сочинение) на одну из тем: «Обращаясь к пушкинским черновикам. », «Сопоставление двух редакций пушкинского текста (на материале одного из стихотворений, отрывка из поэтического или прозаического произведения)». Работа может быть выполнена, например, на материале стихотворений: «. Вновь я посетил. », «На холмах Грузии. », «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье. »), «Зимняя дорога», «Я знаю край: там на брега. », «Пророк», отрывков из романа «Евгений Онегин», из поэмы «Медный всадник», «Повестей Белкина», «Дубровского», «Капитанской дочки», из сказок.

2. Сопоставить пушкинский текст (отрывок) с близкими по теме, жанру произведениями (отрывками) других авторов, чтобы выявить особенности индивидуального авторского стиля. (Для сопоставления могут быть выбраны следующие произведения: «Пророк» Пушкина и Лермонтова, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. » Пушкина и «Памятник» Державина, «Я помню чудное мгновенье» Пушкина и «О доблестях, о подвигах, о славе» Блока, «О юность легкая моя. » (отрывок из шестой главы романа «Евгений Онегин») Пушкина и стихотворения Лермонтова «Благодарность».)

3. Понаблюдать над звуковой, интонационной организацией поэтических и прозаических произведений Пушкина (на материале одного из стихотворений, отрывка); привести примеры использования в поэтических произведениях Пушкина таких средств художественной изобразительности, как аллитерация, ассонанс.

4. Выявить в пушкинском тексте роль лексических средств: синонимов, антонимов (в том числе контекстуальных), слов, употребленных в переносном значении; привести примеры использования устаревших слов, объяснить значение этих слов и их роль в тексте (например, в стихотворениях «Воспоминания в Царском Селе», «Муза», «К морю», «Пророк», «Земля и море», «Отцы пустынники и жены непорочны. »).

5. Найти в произведениях Пушкина слова, имеющие стилистическую окраску: высок., книжн., разг., прост. и др. (указано, какие пометы имеют эти слова в толковых словарях); объяснить их значение и роль в тексте.

6. Понаблюдать, как используются в произведениях Пушкина фразеологизмы.

7. Найти признаки устной народной поэзии в сказках и стихотворениях Пушкина (например, в стихотворении «Еще дуют холодные ветры. », «В поле чистом серебрится. »).

8. Найти элементы разговорного стиля в произведениях Пушкина (например, в стихотворениях «Бесы», «Дорожные жалобы», «Любопытный», «Румяный критик мой. », в отрывках из романа «Евгений Онегин», из повести «Капитанская дочка»).

9. Сопоставить тексты Пушкина на близкие темы (например, стихотворения «Обвал», «Кавказ» и отрывки из «Путешествия в Арзрум», стихотворение «Калмычке» и отрывок из «Путевых заметок»).

10. Понаблюдать, как используются цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки в пушкинских произведениях, проанализировать эпиграфы в произведениях Пушкина, их роль в выражении авторского замысла (на материале романа «Евгений Онегин», прозаических произведений, стихотворений «Кто знает край, где небо блещет. », «Поэт и толпа» и др.).

11. Привести примеры афоризмов, созданных Пушкиным, составить небольшой текст, употребив в нем одно из крылатых выражений Пушкина.

12. Выполнить задания, используя материалы из четырехтомного «Словаря языка Пушкина» (в скобках указано, сколько раз употребляется Пушкиным слово):

а) понаблюдать, в каких значениях употребляется Пушкиным многозначное слово слово (679)? (Для наблюдений можно использовать отрывки из повестей «Дубровский», «Капитанская дочка», из «Путешествия из Москвы в Петербург» и др.);

б) понаблюдать, как употребляются слова-антонимы, сделать вывод о том, как частотность использования слов связана с ключевыми темами в произведениях Пушкина, с его мироощущением:

в) привести примеры использования Пушкиным ряда слов, которые можно назвать ключевыми в его произведениях:

г) найти, в каких значениях употребляется Пушкиным многозначное слово гость (298), например, в «Сказке о царе Салтане. »;

д) привести примеры употребления Пушкиным слова когда (843): союза, относит. мест. наречия, вопросит. мест. наречия;

е) доказать, что произведения Пушкина – это диалог с читателем; понаблюдать за употреблением слова читатель (128). В каких случаях это слово (или заменяющие его контекстуальные синонимы) является обращением? (Например, в поэме «Руслан и Людмила», в лирических отступлениях романа «Евгений Онегин»).

13. Понаблюдать за употреблением глаголов в пушкинской прозе (например, в главах «Вожатый», «Приступ», «Мятежная слобода» из повести «Капитанская дочка»).

14. Доказать на примере одного из поэтических произведений Пушкина справедливость высказывания Белинского: «У Пушкина никогда не бывает ничего лишнего, ничего недостающего, но все в меру, все на своем месте, конец гармонирует с началом. ».

15. Понаблюдать, какова роль первого предложения (зачина) в произведениях Пушкина.

16. Привести примеры использования в произведениях Пушкина анафоры, инверсии, градации, многосоюзия, риторического обращения, риторического вопроса (например, в стихотворениях «Туча», «Анчар», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Фонтану Бахчисарайского дворца», «К морю»).

17. Проиллюстрировать примерами использование Пушкиным развернутого сравнения как средства выразительности.

18. Показать на примерах роль лексического, грамматического повтора в произведениях Пушкина.

19. Проанализировать роль диалога в произведениях Пушкина, приемы осуществления речевой характеристики персонажей (например, в романе «Евгений Онегин», в повестях «Капитанская дочка», «Дубровский», «Барышня-крестьянка».

20. Показать на примерах роль односоставных предложений в произведениях Пушкина (назывных, определенно-личных, неопределенно-личных, обобщенно-личных, безличных), провести наблюдения над особенностями их употребления в начале текста (в роли зачина), в описаниях природы.

21. Подготовиться к выразительному чтению произведений Пушкина (отрывков); определить место коротких и более продолжительных пауз; выделить слова, на которые падает логическое ударение; выбрать тон, учитывая содержание, основную мысль, жанр текста.

22. Провести комплексную (многоаспектную) работу с текстами о Пушкине, о языке его произведений: определить тему, основную мысль, стиль текста, озаглавить текст (объяснить смысл названия), указать ключевые слова; определить, каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является текст (отрывок); указать средства межфразовой связи, роль первого (последнего) предложения; произвести лексический разбор текста, проанализировать орфографию и пунктуацию текста (сгруппировать орфограммы и пунктограммы, объяснить их); выполнить на материале текста разные виды разбора.

23. Подготовить доклад (реферат) на основе изученной научной литературы и языкового анализа самостоятельно выбранных произведений Пушкина; темы могут быть сформулированы на основе материалов данной программы, например:

«Пушкин как основоположник современного русского литературного языка»;

«Слово Пушкина как источник культуры русской речи»;

«Слово Пушкина о русском слове»;

«Речевые идеалы Пушкина»;

«“Чувство соразмерности и сообразности”, воплощенное в произведениях Пушкина»;

«Слово Пушкина как источник развития чувства языка»;

«Пушкинские традиции и язык писателей второй половины XIX века»;

«Пушкинские традиции и язык поэзии Серебряного века»;

«Русские ученые-филологи о языке пушкинских произведений».

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
2. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., 1941.
3. Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка. А.С. Пушкин в истории русского языка. М., 1993.
4. Дейкина А.Д. А.С. Пушкин на уроках русского языка. 10-й класс. М., 1999.
5. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996.
6. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1988.
7. Максимов Л.Ю. «Кавказ» А.С. Пушкина (лингвистический комментарий) // Лингвистический анализ художественного текста. Вып. I. М., 1975. С. 53–61.
8. Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980.
9. Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка // РЯШ. 1993. № 3.
10. Пахнова Т.М. А.С. Пушкин на уроках русского языка. 11-й класс. М., 1995.
11. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976.
12. Рождественский В.С. Читая Пушкина. Л., 1962.
13. России первая любовь. Писатели о Пушкине, поэты – Пушкину. М., 1989.
14. Словарь языка Пушкина. В 4 тт. М., 1956–1961.
15. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. М., 1987.
16. Щерба Л.В. Опыты лингвистического толкования стихотворений: «Воспоминание» Пушкина //Л.В. Щерба. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 24–44.
17. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М.В. Панов. М., 1984.

Учительский журнал он-лайн

Устаревшие слова. Их роль в тексте и в речи.

Разработка урока по указанной теме способствует формированию умения у учащихся работать с устаревшими словами, употреблять их в речи и тексте. Терехова Светлана Егоровна.

Тема: Устаревшие слова. Их роль в тексте и в речи.

Цель: систематизировать знания учащихся по теме; показать использование устаревших слов в речи и в тексте; способствовать развитию логического мышления и творческого воображения учащихся; воспитывать интерес к прошлому своей страны в процессе работы с устаревшей и исторической лексикой.

Исследовательская задача: классифицировать выбранный из текста лексический материал (устаревшие слова).

Оборудование: УМК В.В. Бабайцевой, презентация по теме «Устаревшие слова», групповые задания, тесты, словари устаревших слов.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.

Ход урока.

  1. Организация начала урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что 2012 год – Год истории в РФ. Но у нас урок не истории, а русского языка. Мы постараемся через слово прикоснуться к историческому прошлому. Поэтому урок пройдёт в необычной форме. Настройтесь на активную творческую работу. На столах у вас лежат листы учёта знаний, куда вы будете заносить оценки по каждому этапу проделанной работы. Я надеюсь, что в конце урока у каждого из вас будет несколько оценок.

  1. Формулирование темы урока и цели совместно с учащимися.

На экран проецируются слова (слайд №1): очи, перст, ланиты, выя, армяк, царь.

Учитель: Скажите, что их объединяет?

Ученик: Эти слова не употребляются в современной речи. Они называются устаревшими.

Учитель: Правильно. Это и станет темой нашего урока. Для вас это новый материал?

Ученик: Нет, мы знаем, что такое устаревшая лексика, так как занимались ею на протяжении нескольких уроков.

Учитель: Ребята, а сегодня мы с вами обобщим всё изученное по данной теме. Как вы думаете, какие задачи будут перед нами стоять на уроке?

Ученик: Наша задача — вспомнить, на какие группы делятся устаревшие слова, вспомнить определение историзмов, архаизмов; рассмотреть, как употребляются данные слова в художественных произведениях.

Учитель: Итак, тема нашего урока: «Устаревшие слова. Их роль в тексте и в речи» Слайд №2.

Работа с эпиграфом. Запишите тему в тетрадь и эпиграф. Давайте вспомним, как он оформляется. Слайд №3.

Язык есть исповедь народа.

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной.

Ученик: Эпиграф оформляется без кавычек и после автора точка не ставится.

Учитель: Ребята, что означает слово «исповедь»? В толковом словаре С.И. Ожегова это слово обозначает признание в своих грехах перед священником. Как вы думаете, это устаревшее слово?

Учитель: Нет, ребята, это слово старинное, но не устаревшее, так как оно используется и в современной речи. Может быть, кто-то из вас ходил в церковь и исповедовался?

Итак, ребята, скажите, что хотел сказать этими строками поэт Вяземский, друг и современник Пушкина?

Ученик: В языке, в лексике определённого периода истории запечатлевается материальная и духовная культура страны.

  1. Проверка домашнего задания.

Учитель: Следующий этап нашей работы – проверка домашнего задания.

Каково было домашнее задание?

Ученик: Найти в былинах, отрывках из «Повести временных лет» примеры устаревшей лексики и объяснить их значение (дети читают). Например, «Укажите мне дорожку прямоезжую, прямоезжую да в стольный Киев-град», «Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю» (былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»); «И вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье», «И послали древляне лучших мужей своих числом двадцать в ладье к Ольге» («Повесть временных лет»).

В это время у доски ученик выполняет синтаксический разбор предложения из «Повести временных лет»: «Когда Святослав, сын Ольги и Игоря, вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и легко ходил в походах, как пардус, и много воевал».

Второй ученик выполняет морфологический разбор глагола «возмужал».

Во время проверки индивидуальных заданий сильные учащиеся работают по учебнику над составлением плана по теме «Устаревшие слова», а остальные включаются в совместную работу, выступая в качестве рецензентов, а также подводят итоги.

Слайд №4. Примеры устаревших слов. Вежи, сажень, косица, паволоки, отрок, кудесник, ладья, вече, корчага.

Примерный план по теме «Устаревшие слова»:

  1. Зачем мы изучаем устаревшую лексику?
  2. Устаревшие слова.

3. Роль устаревшей лексики в речи.

После проверки домашнего задания выставляются оценки наиболее активным ученикам, а также оцениваются индивидуальные задания и все результаты вносятся в листок учёта знаний.

Учитель подводит итоги, отмечает наиболее успешные ответы.

  1. Обобщение и систематизация ранее изученного материала.

Трём группам учеников раздаются карточки с заданием: Составить из предложенных слов 5 предложений с использованием устаревшей лексики на тему: «Белгород – город-крепость» (1 группа), «Славные защитники города Белгорода» (2 группа), «Вечер в крестьянской семье» (3 группа). Слайд №5.

  1. Северский Донец, на, град, славный, реке, Белгород, расположен;
  2. Крепость, стражи, древнюю, охраняли;
  3. Врат, стояли, у, они, града;
  4. Веке, город, центром, в, белгородской, восемнадцатом, губернии, становится;
  5. Был, первым, Ю.Ю. Трубецкой, губернатором, князь, её.

Текст, составленный учащимися: Славный град Белгород расположен на реке Северский Донец. Древнюю крепость охраняли стражи. Они стояли у врат града. В восемнадцатом веке город становится центром белгородской губернии. Первым её губернатором был князь Ю.Ю. Трубецкой.

  1. Белгородской, бед, много, земле, испытать, пришлось;
  2. Защищали, захватчиков, доблестные, от, воины, город, наш, стрельцы, пушкари;
    1. Отечеством, честно, свой, исполняли, перед, они, долг;
    2. Помощью, земли, секиры, сабли, защитники, и, русской, сражались, пищали, с;
    3. Народу, были, они, царю, преданы, и, своему.

Текст: Много бед пришлось испытать белгородской земле. От захватчиков наш город защищали доблестные воины: стрельцы, пушкари. Они честно исполняли свой долг перед отечеством. Защитники земли русской сражались с помощью секиры, сабли и пищали. Они были преданы своему царю и народу.

  1. Слободой, сумерки, над, сгустились, крестьянской;
  2. В, хозяйка, избе, зажгла, лучину;
  3. Амбара, припасы, старик-отец, а, принёс, из;
  4. Стояли, столе, уже, чарки, на;
  5. Печи, горнице, от, тепло, затопленной, в, уютно, было, и.

Текст: Над крестьянской слободой сгустились сумерки. Хозяйка зажгла лучину в избе. А старик-отец принёс припасы из амбара. На столе уже стояли чарки. В горнице было тепло и уютно от затопленной печи.

Каждая группа читает получившийся текст.

Учитель: Используете ли вы данные слова в собственной речи?

Ученик: Потому что они вышли из употребления.

Учитель: Тогда нужны ли нам эти слова?

Ученик: Да, нужны, потому что они воссоздают колорит эпохи, придают образность речи.

Подводятся итоги, определяются лучшие работы, выставляются оценки в листок учёта знаний.

Ребятам предлагается встать и показать рукой части тела, которые называет учитель (чело, очи, уста, ланиты, рамена, выя, десница, перст, шуйца). Слайд № 6. Значения названных архаизмов.

Чело – лоб, очи – глаза, уста – губы, ланиты – щёки, рамена – плечи, выя – шея, десница – правая рука, перст – палец, шуйца – левая рука.

Учитель: Как называются эти слова?

Учитель: В чём их отличие от историзмов?

Ученик: Историзмы обозначают предметы, ушедшие из жизни, а архаизмы называют те предметы и явления, у которых есть современные названия. Слайд №7. Определение историзмов и архаизмов.

VI. Выделение устаревших слов в тексте. Групповая работа.

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». На каждую парту раздаются распечатанные отрывки из произведения.

Учитель: Что это за произведение? Кто его автор?

Ребята, скажите, можно ли представить «Песнь о вещем Олеге» без устаревших слов?

Ученик: Произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» нельзя представить без устаревших слов, потому что они используются в качестве выразительного средства, воссоздают колорит эпохи.

Учитель: В каком произведении древнерусской литературы содержится легенда, взятая за основу А.С. Пушкиным?

Ученик: В «Повести временных лет». Этим и объясняется обильное использование устаревшей лексики. Это характерная черта данного произведения.

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам,

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам;

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.

Из темного леса навстречу ему

Идет вдохновенный кудесник,

Покорный Перуну старик одному,

Заветов грядущего вестник,

В мольбах и гаданьях проведший весь век.

И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?

И скоро ль, на радость соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землею?

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмешь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе».

Задания: Чтение по ролям (3 человека): автор, Олег, кудесник; 2 группы выписывают всю устаревшую лексику и делят их на две группы: 1 группа читает историзмы, 2-я – архаизмы. Далее самопроверка по слайду №8. Историзмы: хазары, дружина, цареградская, Перун, княжеский;

Архаизмы: сбирается, отмстить, кудесник, волхвы, чело.

Учитель обращает внимание на использование в современной речи некоторых слов, которые ошибочно могут быть отнесены к устаревшей лексике (грядущие, нивы, меч, заветы, жребий). Слова «грядущие» и «жребий» — это старославянизмы. Слово «вещий» употребляется А.С. Пушкиным в устаревшем значении (предсказатель, ведун).

Учитель: Какая информация на уроке показалась вам значимой, наиболее интересной?

Что было трудно на уроке? Поднимите руки, у кого в индивидуальном листке более двух оценок? Молодцы, ребята! Кто считает, что он сегодня работал на уроке в полную силу, активнее, чем раньше?

  1. Информация о домашнем задании.

Дифференцированная работа. Первому варианту подобрать 5 фразеологизмов, пословиц или поговорок с устаревшими словами и подготовить устный рассказ по истории одного из них.

Например, мерить на свой аршин, бить баклуши, играть в бирюльки, бить челом; око за око, зуб за зуб.

Второму варианту составить 5 предложений с включением устаревших слов на тему русских сказок (богатырь, кольчуга, гусли, колчан, булава и др.).

Читальный зал

Наука и жизнь

Русский язык в школе

Русский язык за рубежом

Русская речь

Мир русского слова

Журнал «Грамоты.ру»

Исследования и монографии

Конкурсные публикации

Русский язык в школе

Устаревшие слова в лексике современного русского литературного языка

Предисловие «Грамоты.ру»

Николай Максимович Шанский (1922–2005) – один из крупнейших специалистов по истории русского языка и методике преподавания русского языка.

Николай Максимович учился в знаменитом ИФЛИ – Институте философии, литературы и истории, преподавательскую деятельность начал в Рязанском педагогическом институте, а затем в течение 35 лет преподавал на кафедре русского языка МГУ. В 1961–1987 Шанский руководил Этимологическим кабинетом Московского университета. За это время было составлено и опубликовано 9 выпусков (А – Л) «Этимологического словаря русского языка» и восемь выпусков сборника «Этимологические исследования по русскому языку».

Н. М. Шанский – научный редактор серии учебников по русскому языку для средней школы, один из авторов «Школьного этимологического словаря русского языка», один из инициаторов проведения в 1996 году первой Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

С 1963 до 2005 года – на протяжении 42 лет – Николай Максимович Шанский был бессменным главным редактором журнала «Русский язык в школе».

Предлагаем вниманию читателей портала статью Н. М. Шанского «Устаревшие слова в лексике современного русского литературного языка», опубликованную в журнале «Русский язык в школе» (№ 3, 1954). Чем отличаются друг от друга историзмы и архаизмы, в чем разница между лексическими и семантическими архаизмами? С какой целью их используют писатели? На эти вопросы отвечает Николай Максимович Шанский.

Процесс исчезновения из языка слов и отдельных их значений представляет собой сложное явление, совершающееся медленно и не сразу, да и не всегда, приводящее к выпадению слова из лексики языка вообще. Утрата слова или того или иного его значения – результат длительного процесса архаизации соот­ветствующего языкового факта, когда он из явления активного словарного запаса первоначально делается до­стоянием пассивного словаря и лишь потом постепенно забывается и со­вершенно исчезает из языка. Этот процесс касается главным образом слов, не входящих в основной сло­варный фонд, хотя исчезают из языка в ряде случаев и слова, принадлежав­шие искони к ядру словарного со­става. Процесс архаизации отдельных слов в лексике современного рус­ского литературного языка нельзя представлять как прямолинейный: в ряде случаев устаревшие слова впоследствии вновь возвращаются в активный запас лексики нашего языка, начинают повседневно упо­требляться в обиходе. Естественно, что при этом происходит, как пра­вило, и резкое изменение их значений (ср. судьбу, например, таких слов, как указ, офицер, министерство и др.).

Устаревшие слова современного русского литературного языка, в со­вокупности образующие его устарев­шую лексику, представляют сложную и многослойную систему. Причиной этого является их неоднородность и многообразие с точки зрения сте­пени их устарелости, причин их архаи­зации и возможности и характера их использования. Разберем отдельно эти три основных вопроса.

Как только что указано, устарев­шие слова отличаются между собой прежде всего степенью своей уста­релости. Среди них выделяются в первую очередь такие, которые являются в настоящее время совершенно неиз­вестными рядовому носителю совре­менного русского литературного язы­ка и потому совершенно непонятны без соответствующих справок. В число этих слов входят и слова, исчезнув­шие из русского языка (рамо — пле­чо, тыти — жиреть, локы — лужа, говядо — скот и т. п.), и слова, хотя и забытые в настоящее время, но все же известные нам по древнерусским памятникам письменности и могущие изредка употребляться (мыто — вид торговой пошлины в Древней Руси, ср. Мытищи, Мытная площадь; тать — вор; весь — деревня, камо — куда, стогна — площадь и др.).

Этой группе устаревших слов до известной степени противостоит дру­гая группа, включающая в себя сло­ва, которые знакомы рядовому носи­телю современного русского литера­турного языка, но находятся в со­ставе его пассивного словаря и упо­требляются лишь в определенных, в общем редких случаях. К такого рода устаревшим словам можно от­нести слова: конка, боярин, ар­шин, камер-юнкер, городовой, трактирщик, брадобрей, токмо (толь­ко), глаголать (говорить), зело (очень), живот (жизнь), вран (во­рон) и др.

Естественно, что большое значение в степени устарелости того или иного слова и отдельного значения имеет время выхода его из активного упо­требления. Однако она не опреде­ляется целиком только этим. В боль­шой мере степень архаичности слов определяется также и другими факто­рами, среди которых наиболее важны­ми являются: 1) место данного слова с соответствующим значением в номи­нативной системе общенародного языка, 2) первоначальная распространен­ность слова и длительность употреб­ления в качестве факта активного словаря, 3) наличие или отсутствие ясной и непосредственной связи с родственными словами и т. д.

Нередко слово, давно вышедшее из активного употребления, все же до сих пор не забыто говорящими, хотя и встречается в их речи очень редко; и наоборот, наблюдаются случаи, когда забывается и выпадает из языка слово, переместившееся в пассивный словарный запас языка сравнительно недавно. Например, слова бдеть, глад, бедство (ср.: «Игорь спитъ, Игорь бдитъ. -» [«Слово о полку Игоре­ве]; «Бедняк иссохший, чуть живой от глада, жажды и страданья» [Лермонтов, Нищий]; «. Как удалить от нас такое бедство» [Пушкин, Сказка о попе и работнике его Бал­де]) вышли из активного словаря не только устной, но и письменной речи более 100 лет назад, однако до сих пор понятны в своих основных зна­чениях говорящим на современном русском языке. Напротив, забытыми, неизвестными совершенно в своей семантике для подавляющего числа говорящих сейчас на русском языке являются слова уком (уездный коми­тет), непрерывка, бытовавшие в ак­тивном употреблении, сравнительно с ранее отмеченными бдеть, глад, бедство, совсем недавно.

Помимо того, что устаревшие слова различны по степени своей архаичности в современном языке, они от­личаются друг от друга еще и тем, что привело их в состав устаревшей лексики. Это отличие является наиболее серьезным и принципиальным.

Рассмотрение устаревших слов с точки зрения тех причин, в силу которых они превратились в устарев­шие, заставляет выделить среди них две основные, резко противоположные категории слов: 1) историзмы и 2) ар­хаизмы.

Слова могут выйти из активного употребления и перейти в пассивный словарь и в силу того, что исчезают называемые ими явления, предметы, вещи и т. д., и в силу того, что они как обозначения каких-либо явлений, предметов, вещей и т. п. в процессе употребления в языке могут вытес­няться другими словами. В одном случае слова становятся ненужными в активном словаре говорящего по­тому, что они являются обозначениями исчезнувших явлений действитель­ности, в другом случае слова уходят из активного употребления по той причине, что их вытесняют другие слова (с теми же значениями), кото­рые оказываются более приемлемыми для выражения соответствующих по­нятий. В первом случае мы имеем дело с историзмами, во втором — с архаизмами.

Историзмы представляют собой сло­ва пассивного словарного запаса, слу­жащие единственным выражением со­ответствующих понятий. При необхо­димости назвать какое-либо уже исчезнувшее явление, предмет, вещь и т. д. мы волей-неволей прибегаем к историзмам, ибо в современном рус­ском литературном языке они синони­мов не имеют. К историзмам относятся такие, например, слова, встречающиеся в повести А. С. Пушкина «Капитан­ская дочка»: граф, премьер-майор; дворянин, стремянный, дядька, дво­ровые мальчишки, погребец, рот­мистр, гусарский, рекрут, ямщик, постоялый двор, целовальник, уряд­ник, камер-лакей, государыня, каф­тан, дуэль, император, драгун, капрал, челобитье, прапорщик, коллежский советник, приказная изба, вахмистр, роброн и др.

Что же касается архаизмов, то в словарном составе современного рус­ского литературного языка рядом с ними обязательно должны существовать и существуют синонимы, являющиеся словами активного употребления. К архаизмам относятся такие, например, слова в той же повести А. С. Пуш­кина «Капитанская дочка»:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector