Значение творчества Чехова для мировой литературы

В XIX в. в русской драматургии и театре еще жива была традиция серьезной или высокой комедии, о которой еще Пушкин писал, что она «не основана единственно на смехе, но на развитии характеров,— и что нередко близко подходит к трагедии». Впоследствии такой сложный жанр (которым написано и «Горе от ума») получил название трагикомедии».

Трагическое и комическое у Чехова невозможно разложить на «составные» части: они, взаимодействуя, усиливают друг друга, образуя в конечном счете нерасторжимое единство. По этому же принципу строятся сюжет (например, неуместный бал в день продажи имения с торгов в пьесе «Вишневый сад») и характеры действующих лиц, в которых соединяются противоположные черты: высокие и низкие, смешные и печальные. Интересны в этом отношении авторские ремарки, в которых содержатся указания на несоединимые, казалось бы, переживания действующих лиц. Так, Раневская задает мучающие ее вопросы, «напевая лезгинку», а Варя, «танцуя, утирает слезы».

Психологическая сложность чувств и поведения чеховских героев проявляется и в манере их общения друг с другом, в своеобразии их речи. Они часто говорят сами с собой, заведомо не рассчитывая на слушателей; нередко не слышат вопросов, к ним обращенных, отвечают невпопад, потому что в это время думают о чем-то своем. Так возникают неожиданные паузы, отсутствие логической связи в разговоре. «Разорванность» диалога у Чехова восходит к творческому опыту Толстого. Но если у Толстого отрывочность, недосказанность проявляются во внутренней речи персонажей, то у Чехова герои и вслух могут говорить крайне непоследовательно и внешне алогично.- Подлинный смысл волнующих их мыслей проявляется не всегда в прямых высказываниях, но и в том, что скрыто от посторонних, что они держат «про себя».

Характерный для чеховской драматургии «подтекст» («подводное течение») придает речи персонажей богатство смысла, эмоциональную насыщенность, художественную и психологическую убедительность. Например, биллиардные термины, которыми злоупотребляет Гаев, нередко помогают ему скрыть свою внутреннюю растерянность, раздумья, те чувства и переживания, о которых он и не хочет, и не может говорить вслух. Такова же функция пауз, которые зачастую возникают там, где герои «уходят в себя».

Художественные открытия Чехова становились источником для дальнейшего развития драматического искусства во всем мире.

Творчество Чехова является продолжением и развитием лучших традиций русской классической литературы. Лев Толстой сказал о ^нем: «… Чехов — это Пушкин в прозе». Глубокое воздействие на повествовательную манеру и на язык Чехова оказал не только Пушкин, но и Лермонтов. Для Чехова-юмориста и сатирика плодотворными были уроки Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Чеховский лиризм, глубокий анализ напряженной внутренней жизни персонажей были связаны с усвоением художественных открытий Тургенева и Л. Толстого, творчески переосмысленных Чеховым и подчиненных им новым творческим задачам.

Чехов проверяет своих героев суровой правдой жизни. «Правда безусловная и честная» потому-то и необходима была писателю, что только с ее помощью можно показать человеку его самого. Отсюда принципиальный отказ от всякого приукрашивания, идеализации, которые могут только дискредитировать стремление писателя пробудить человека, показать суровую прозу жизни, обывательское болото, в которое герои могут погрузиться, даже не замечая этого. Его произведения замечательны широтой охвата современной писателю жизни и глубиной мысли, мастерским изображением человека и природы, точностью, краткостью и яркостью слова. Русский литературный язык Чехов довел до высокой степени совершенства. Горький писал, что как стилист Чехов недосягаем и что «будущий историк литературы, говоря о росте русского языка, скажет, что язык этот создали Пушкин, Тургенев и Чехов».

В последнее время заметно вырос интерес к творчеству Чехова. Все отчетливее становится значение этого замечательного художника слова в развитии нашей культуры, в формировании высоких нравственных отношений между людьми. Писатель помогает найти ответы на вопросы, которые не перестают волновать нас. Его книги — не только источник эстетического наслаждения, это уроки идейного и нравственного воспитания, ибо они одухотворены высокой идеей борьбы за сохранение красоты в мире, за свободного и счастливого человека. Это вопросы общечеловеческие, но вместе с тем и политические, социальные, совершенно конкретные, связанные с насущными задачами, которые стоят перед нашей современностью.

В записной Книжке Чехова сохранились строчки, проникнутые скорбью и тревогой: «Разговор на другой планете о земле через 000 лет: помнишь ли ты то белое дерево… (березу)». Тревожная тональность, суровое предостережение явственно ощущаются в этой записи, обращенной ко всему человечеству. И здесь Чехов также наш соратник и единомышленник. Сегодня особенно важно услышать его призыв — беречь красоту, драгоценные сокровища человеческой культуры, думать о судьбах Земли. Самые заветные мысли и надежды великого русского писателя, его напоминания об ответственности человека за прошлое, настоящее и будущее, за культуру, за свою жизнь, за белые березы, цветущие вишневые сады — все это стало одной из самых важных традиций литературы. Несомненно, Чехов сыграл значительную роль в развитии русской и впоследствии литературы. У него учились молодой Горький (особенно в области драматургии), Бунин, Куприн, Леонид Андреев. Ряд писателей и драматургов считали себя учениками Чехова.

Во всем мире растет интерес к общечеловеческой проблематике чеховского творчества. Еще при жизни писателя появились первые переводы его произведений на иностранные языки. Популярность его рассказов и повестей, влияние драматургии па развитие театрального искусства возрастают на протяжении XX в. Многие деятели литературы Европы, Азии, Америки с уважением говорили о выдающейся роли Чехова в культурной жизни различных стран мира. В 99 г. Бернард Шоу опубликовал пьесу «Дом, где разбиваются сердца», написанную, как указывал сам английский драматург, под прямым воздействием Чехова. Другие английские писатели (Дж. Голсуорси, Дж. Пристли) также отмечали благотворное воздействие великого русского художника на мировую литературу. Высказывания французских (А. Вюрмсер, Ф. Мориак), немецких (Т. Манн) и многих других выдающихся представителей мирового искусства также свидетельствуют о значении Чехова — писателя и драматурга для развития художественной культуры XX века.

Понравилось сочинение » Значение творчества Чехова для мировой литературы, тогда жми кнопку of your page —>

Самые популярные статьи:

Домашнее задание на тему: Значение творчества Чехова для мировой литературы.

Творчество чехова в мировой литературе

ЧЕХОВ Антон Павлович
17(29) января 1860, Таганрог — 2(15) июля 1904, Баденвейлер, Южная Германия;
похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище
Биография

Семья, учеба

Антоша Чехонте Родился в многодетной семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки; учился в классической гимназии, одновременно помогая отцу в торговле. К гимназическим годам относятся первые литературные опыты Чехова — водевили, сцены, очерки, анекдоты и т.п. Некоторые из них он посылает в редакции столичных юмористических журналов.
После поступления на медицинский факультет Московского университета (1879) литературный труд становится для Чехова основным источником заработка: с этого времени его “юмористические мелочи” регулярно публикуются на страницах массовых иллюстрированных журналов под разнообразными псевдонимами (Антоша Чехонте, Человек без селезенки и др.)

После окончания университета (1884) Чехов, работая уездным врачом, продолжает “многописание”: основным жанром в его творчестве этого периода является традиционный для массовой периодики короткий рассказ — сценка, этюд, набросок, — основой сюжета которого служит забавное или нелепое происшествие, любопытный или смешной случай из жизни. Рассеянные по периодике, написанные в рамках определенного объема и к установленному сроку, призведения этого времени составили сборники “Пестрые рассказы” (1886) и “Невинные речи” (1887).

Вхождение в “большую” литературу

Художественные открытия Чехова Новый этап в творческой
биографии Чехова — “вхождение в литературу” — связан с началом его регулярного сотрудничества в газете А. С. Суворина “Новое время” (с 1886) , где произведения Чехова впервые появились под его настоящим именем, и выходом сборника “В сумерках” (1887) , выделенного критикой из общего потока массовой беллетристики (признавалась несомненная талантливость писателя, его способность немногими штрихами рисовать картины природы и человеческие типы, создавать поэтическое настроение) . В том же 1887 пьесой “Иванов” (поставлена на сцене театра Корша) Чехов подвел итог своим ранним драматургическим поискам, начатым еще в гимназические годы, и одновременно заложил основу поэтики нового драматического искусства.
Внимание критики, читательские симпатии и, главное, поддержка со стороны ведущих литераторов
(Д. В. Григоровича, А. Н. Плещеева, В. Г. Короленко) были расценены Чеховым как приглашение к
профессиональной литературной деятельности, что потребовало от него пересмотра собственного
отношения к литературным занятиям как способу заработка или веселой забаве. В повести “Степь” ,
опубликованной в 1888 в журнале “Северный вестник” , обозначились главные художественные открытия Чехова: отсутствие традиционного для русской литературы героя, выражающего авторскую мировоззренческую позицию; воссоздание окружающего мира, преломленного эмоциональным человеческим восприятием; передача душевного состояния персонажей через “случайные” реплики и жесты.

Поездка на Сахалин

В 1890 Чехов прерывает успешно начатую литературную работу и отправляется в длительное путешествие через Сибирь на остров Сахалин для “изучения быта каторжников и ссыльных” . Творческим итогом путешествия становится книга “Остров Сахалин” (1895) , написанная в жанре “путевых записок” ; в ее основу легли не только личные впечатления от многочисленных встреч, но и собранные им на острове статистические данные.

Литературная репутация

В первой половине 1890-х гг. Чехов становится одним из самых читаемых
писателей России — его произведения регулярно появляются в журналах “Северный вестник” и “Русская мысль” (с 1892) , газетах “Новое время” (до 1893) и “Русские ведомости” ; выходят отдельные издания и сборники (“Рассказы” , 1888; “Хмурые люди” , 1890; «Повести и рассказы” , 1894) , которые постоянно переиздаются, вызывая широкий резонанс в литературных кругах. Не отрицая растущий талант Чехова, критика оказывается по большей части неспособной принять особенности его “объективной” (как он сам характеризовал ее) художественной манеры, обвиняет писателя в равнодушии к социальным проблемам, в отсутствии прямых авторских оценок и мировоззрения в целом, в том, что он пишет “с холодной кровью” , в излишнем “фотографизме” и т.д. ; в высказываниях героев усматривает позицию писателя: так, слова старого профессора об отсутствии у него “общей идеи” (повесть “Скучная история” , 1889) воспринимались как авторское признание и проецировались на все творчество Чехова. Исключение составила повесть “Палата N6” (1892) , за которой было признано бесспорное общественное значение. В целом же за Чеховым
закрепилась репутация писателя, чуждающегося социальных проблем, — бытописателя и мастера тонкого психологического анализа.

Проблематика рассказов

В многочисленных рассказах этого времени Чехов обращается к
исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей: пессимизма (“Огни” , 1888) , социального дарвинизма (“Дуэль” , 1891), радикального народничества (“Рассказ неизвестного человека” , 1893) ; решает волновавшие общество вопросы семейных отношений (“Три года” , “Супруга” , “Ариадна” , все 1895) , аномальных явлений психики (“Черный монах” , 1894) и др.

Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира: герои Чехова — “хмурые” , скучные, живущие “в сумерках” люди, оказываются жизненно несостоятельными в силу собственной неспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевное отчуждение от других людей; их несчастья не имеют фатальной предопределенности и не обусловлены исторически — они страдают по причине собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии.

Последний период творчества

В конце 1890-х — начале 1900-х гг. Чехов — признанный и популярный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии — о будущем русской деревни, о роли интеллигенции в обществе и т.д. В его творчестве возникают новые темы. Верный принципам “художественной объективности” , Чехов создает мрачные картины оторванного от культуры крестьянского быта (“Моя жизнь” , 1896; “Мужики” , 1897; “В овраге” , 1900).

Тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе “Дом с мезонином” (1896) , “маленькой трилогии” “Человек в футляре” , “Крыжовник” , “О любви” (1898) . В то же время многие герои его последних произведений все сильнее испытывают “тоску по идеалу” , переживают стремление к новой, лучшей жизни (“По делам службы”, 1898; “Архиерей” , 1902; “Невеста” , 1903).

Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.

Значение творчества

Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 века. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара.

Сочинения:
Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Т. 1-18. Сочинения. Т. 1-12. Письма. М., 1974-1983.

Список литературы:
1) Громов М. П. Чехов. — М., 1993 г.
2) Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. — М., 1972 г.
3) Чехов в воспоминаниях современников. — М., 1960 г.
4) Чехов М. П. Вокруг Чехова. — М., 1985 г.
5) Чудаков А. П. Мир Чехова: возникновение и утверждение. — М., 1986г.

Биография Чехова

О родителях и семье. Переезд в Москву. Сотрудничество с московскими журналами. Пишет в жанре короткого рассказа, юморески, сценки. Творчество в Петербурге. Поездка в Европу. Мелиховский период. Медицинская практика. Признание творчества Чехова.

Подобные документы

Место жанра короткого рассказа в системе прозаических форм. Проблема периодизации творчества А. Чехова. Основная характеристика социально-философской позиции писателя. Архитектоника и художественный конфликт непродолжительных повествований М. Горького.

дипломная работа, добавлен 02.06.2017

Детство и годы учебы А.П. Чехова в Таганроге. Литературные интересы молодого Чехова, его увлечение театром. Творчество писателя в различные периоды жизни. Поездка на остров Сахалин. Усадьба в Мелихове. Драматургическая деятельность. Последние годы жизни.

презентация, добавлен 28.12.2011

Биография и краткая хронология жизненного и творческого пути А.П. Чехова — великого русского писателя и драматурга. Переводы Чехова за рубежом. Воспоминание современников о А.П. Чехове. Наиболее выдающиеся афоризмы и высказывания Антона Павловича.

курсовая работа, добавлен 24.12.2010

Творческий путь и судьба А.П. Чехова. Периодизация творчества писателя. Художественное своеобразие его прозы в русской литературе. Преемственные связи в творчестве Тургенева и Чехова. Включение идеологического спора в структуру чеховского рассказа.

дипломная работа, добавлен 09.12.2013

Детство Антона Павловича Чехова в Таганроге. Годы учебы. Периоды творчества и драматургия. Поездка на остров Сахалин и кругосветное путешествие. Знакомство с деятелями Московского Художественного театра. Создание величайших мировых шедевров Чеховым.

презентация, добавлен 07.11.2011

Детские и юношеские годы А.П. Чехова. первые публикации и начало литературной деятельности. Самое страшное произведение русской литературы — «Палата № 6». Художественное мастерство Чехова в области драматургии. Последние годы жизни и творчества писателя.

реферат, добавлен 03.06.2009

Основные психологические теории творчества и обозначение особенностей их воплощения в художественном мире А.П. Чехова. Проведение исследования проблемы связи гениальности и безумия в произведении. Раскрытие быта и бытия в поэтике рассказа «Черный монах».

дипломная работа, добавлен 08.12.2017

Конец 70-х годов XIX века — начало журналистской деятельности Антона Павловича Чехова. Юмор и характерная особенность рассказов и героев Антоши Чехонте. Анализ рассказа «Толстый и тонкий». Причины и последствия поездки А.П. Чехова на остров Сахалин.

реферат, добавлен 09.07.2010

Жизненный путь А.П. Чехова и основные периоды его творчества. Характеристика чеховских героев и их различные положительные типы. Христианские мотивы в произведениях писателя, описание его «праведников». Анализ и значение святочных рассказов Чехова.

курсовая работа, добавлен 16.04.2009

Литературный и лексический анализ произведения А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда». Оценка системы персонажей и характеристики героев данного рассказа, семантика их имен, определение проблематики. Сопоставление поздних рассказов А.П. Чехова и Л.Н. Толстого.

контрольная работа, добавлен 14.06.2010

Реферат: А. П. Чехов – «художник жизни»

Нередко, говоря о мировом значении творчества Чехова, исследователи обращают внимание на ту новую художественную форму, которой писатель обогатил мировую литературу. Нет сомнения, значение этого чеховского открытия велико. И это было отмечено уже Л. Н. Толстым. И все же, характеризуя Чехова, Толстой прежде всего подчеркивал, что он «художник жизни». И Горький считал главным в творчестве Чехова такую глубокую правду жизни, которой до него не знала мировая культура. Именно обращение к коренным вопросам человеческого бытия, со всей остротой поставленным историческим развитием России на рубеже двух веков, объясняет выдающуюся роль творчества Чехова в развитии мировой литературы ХХ века.
Сегодня Чехов дорог нам потому, что не потеряли своего значения поставленные им нравственные и социальные проблемы. Чехов, как и прежде, учит нас понимать зловещую роль в жизни человеческого общества мещанства, мелкого собственничества, страсти к накопительству, обывательской сытости и пошлости.
Чехов жив, он борется вместе с нами, вместе с прогрессивными людьми всего мира, его светлая мечта о прекрасном, гармоничном человеческом обществе все еще остается путеводной звездой для многих миллионов людей на всем земном шаре.

Список использованной литературы:

1. А. П. Чехов. Собрание сочинений в 12 томах.- М.: Гос. издат. худож. лит., 1960.
2. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. – М.: Аванта+, 1998.
3. Семанова М. Л. Чехов – художник. – М.: Просвещение, 1976.
4. Полоцкая Э. А. Пути чеховских героев. – М.: Просвещение, 1983.
5. Бердников Г. П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. – М.: Худож. лит., 1984.
6. Кулешов В. И. Жизнь и творчество А.П. Чехова. – М.: Дет. лит., 1985. Бесплатно скачать реферат «А. П. Чехов – «художник жизни»» в полном объеме

Поиск рефератов по алфавиту

1. Реферат: Афины
Как и в других областях жизни, в античной культуре V в. до н.э. наблюдается сочетание традиционных черт, восходящих к архаической и еще более ранним эпохам, и совершенно иных, поро.

2. Реферат: Африка
Мовами сім’ї манде (мандинго) говорять бл. 22 млн. чол. (мандинго, сонінке та ін.) верхів’їв Нігеру і Сенегалу, народи гвінейського узбережжя — акан, еве, бакве, іджо та ін. Мови м.

3. Реферат: Африка. Опис материка
Серед вчених існують великі розбіжності щодо походження слова «Африка». На увагу заслуговують дві гіпотези: одна з них пояснює походження слова від фінікійського кореня, що означає.

4. Реферат: Африканская национальная кухня
Североафриканская кухня: Тунис, Марокко, Алжир. «Тунис — это женщина, Алжир — воин, Марокко — лев!» — так испокон веков говорят в Магрибе. Финикийцы и эллины познакомили северо.

5. Реферат: Африканский континент
В конце 18 — первой половине 19 в. начинается изучение Южной Африки, первым исследователем которой был английский путешественник Дж. Барроу. В 1835 Э. Смит обследовал реку Лимпопо.

6. Реферат: Аэробика
Оздоровительная физическая культура становится в конце ХХ века одним из основных факторов здорового образа жизни. Эмпирический опыт и эмпирические исследования убеждают в том, .

7. Реферат: Аэробика с использованием степ-платформы
Аэробика с использованием тренажера: степ–платформы. Степ-аэробика появилась в 90-х годах и быстро завоевала популярность. Один из наиболее популярных видов аэробики, применяемый .

8. Реферат: Аэробное окисление углеводов
Аэробное окисление углеводов — основной путь образования энергии для организма. Непрямой — дихотомический и прямой — апотомический. Прямой путь распада глюкозы – пентозный цикл – .

9. Реферат: А. Кос – Анатольський, життя і творчий шлях
Особливе місце в творчості А. Кос – Анатольського посідають сольні пісні та романси. Найчастіше композитор називає їх «солоспівами». І справді таке визначення якнайкраще відповідає.

10. Реферат: А. Л. Барто
1906-1981 Русская советская поэтесса. Родилась 5 февраля (17 н.с.) в Москве в семье ветеринарного врача. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась.

12. Реферат: А.В.Суворов
Генералиссимус Суворов вошел в мировую историю как великий полководец и военный мыслитель. Он оставил огромное теоретическое наследие, обогатил все области военного дела новыми выв.

13. Реферат: А.И. Хачатурян
После окончания консерватории композитор много и упорно работает над своими новыми сочинениями. Он обращается к различным жанрам. Среди созданного на протяжении 30-х годов наиболее.

14. Реферат: А.Ф. Керенский
Керенский Александр Федорович – политический деятель Родился в Симбирске. Учился в одной гимназии с В.И.Лениным. С 1899 по 1904 гг. обучался на историко-философском, а затем на .

15. Реферат: Аpифметичнi задачі (лекція)
Задача 1. Hаписати функцiю (POWER x n) обчислення пiднесення до степеня за найменшу кiлькiсть опеpацiй. Скоpистаємося пpедставленням числа n у двiйковому кодi. (DEFUN POWER (x.

16. Реферат: Абсолютизм в России
Самодержавие еще не есть абсолютизм. Для абсолютной монархии харак-терны: наличие сильного, разветвленного профессионального бюрократиче-ского аппарата, сильной постоянной армии, л.

17. Реферат: Абсолютна величина дiсного числа (лекція)
Тема:Абсолютна величина дiсного числа.Властивостi абсолютних величин. Змiннi i сталi величини.Функцiя.Парнiсть,непарнiсть,перiодичнicть,моно- тоннicть.Складна функцiя.Класифiка.

18. Реферат: Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов и благ
В реферате была рассмотрена проблема абсолютной и относительной ограниченности ресурсов и благ. Ресурсы необходимы для производства благ, поэтому количество благ ограничивается кол.

19. Реферат: Абсолютная система измерения физических величин
В последние два столетия в науке происходила бурная дифференциация научных дисциплин. В физике помимо классической динамики Ньютона появились электродинамика, аэродинамика, гидроди.

20. Реферат: Абсолютні величини в статистиці
І статистичні ряди і статистичні таблиці містять підсумкові дані, які характеризують сукупність одиниць спостереження. Таким чином, статистичні величини, що характеризують сукупн.

21. Реферат: Абсорбція лікарської речовини в організмі
Абсорбція (транспорт, всмоктування) лікарської речовини — проникнення крізь біологічні мембрани в кров і тканини до специфічного клітинного рецептора. Незалежно від шляху введення .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: