Жизнь произведений пушкина в других видах искусства

Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес.

Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового обеспечения ГАРАНТ перейдите по ссылке

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Судьба литературных произведений в других видах искусства

Название Судьба литературных произведений в других видах искусства
Дата публикации 09.10.2013
Размер 45.37 Kb.
Тип Документы

5-bal.ru > Литература > Документы

Судьба литературных произведений в других видах искусства.

Художественная литература- вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении с Другими видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового ( музыка, изобразительное искусство ) или наряду с ним ( театр, кино, песня). «Книги имеют свою судьбу»,- писал римский писатель Теренциан Мавр. И действительно, необыкновенна судьба тех книг, которые не только находят благодарного читателя, но и продолжают свою жизнь в других видах искусства: живописи, музыке, графике, скульптуре, театре, кино, телевидении.

Художественная литература всегда стремилась связать отдельные события отечественной истории с общегуманными проблемами развития всего человечества. Искусство слова — особенный мир исторической памяти, жизни героев художественного произведения, создаваемый свободным человеческим словом и гением писателя, бездонная глубина авторской мысли.

На уроках литературы в школе учащиеся узнают, что А.С.Пушкин- явление чрезвычайное в русской художественной литературе. Он имеет репутацию величайшего русского поэта. В филологии рассматривается как создатель современного русского языка. Ещё при жизни поэта стали именовать гением, в том числе печатно. Со второй половины 1820-х годов А.С.Пушкин стал считаться «первым русским поэтом» ( не только среди современников, но и русских поэтов всех времён ), а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ.

Образ А.С. Пушкина оказал влияние и на творчество других авторов, став персонажем многочисленных художественных произведений, которые с большей или меньшей точностью отражают его биографию ( например, роман «Пушкин» Ю.Тынянова). Личному восприятию образа и творчества поэта посвящён очерк Марины Цветаевой « Мой Пушкин». В гротескном преломлении образ А.С.Пушкина представлен в произведениях постмодернизма, в частности, в ряде стихотворений Иосифа Бродского и Тимура Кибирова.

Новые информационные технологии позволяют разнообразить урок литературы, показать взаимосвязь литературы с другими видами искусства не только теоретически, но и наглядно ( электронные таблицы, цоры, обучающие диски). В творческом наследии А.С.Пушкина существует цикл небольших литературных произведений, называемых «Маленькими трагедиями». По характеру они близки к философской лирике.

В них также поднимаются большие общечеловеческие проблемы, связанные с вопросами о смысле, о смерти и бессмертии, о назначении искусства. «Маленькие трагедии» Пушкин написал в 1830 году во время знаменитой Болдинской осени, которая оказалась одним из наиболее плодотворных периодов его творчества. В центре внимания автора- « драматические изучения», по выражению самого Пушкина, касающихся прежде всего, тайн человеческого характера в связи с определённой исторической эпохой. «Маленькие трагедии» строятся преимущественно не на внешних, а на внутренних конфликтах, как это происходит, например, в «Каменном госте». В истории мировой литературы образ Дон Жуана был одним из наиболее популярных. В пушкинском «Каменном госте» Дон Гуан – новый и оригинальный образ. Человек Возрождения, он бросает смелый вызов старому и мрачному миру средневековья. Это вовсе не традиционный соблазнитель. Можно даже предположить, что он, искренне полюбив донну Анну, « весь переродился». Во всяком случае, умирает он с её именем на устах. Но безнравственное приглашение, обращённое к статуе, вносит дополнительный оттенок в представление читателя о пушкинском герое. Отсюда и неизбежное возмездие за оскорбление любви как высокого человеческого чувства, за эгоизм. Разоблачение, развенчание безнравственного индивидуалистического бунта также станут одной из традиций русской гуманистической литературы. Бессмертные шедевры А.С.Пушкина нашли отражение в творчестве А.С.Даргомыжского. Выбор композитора останавливается на третьей из « Маленьких трагедий» -«Каменном госте». В течение долгих лет имя Даргомыжского связывалось исключительно с оперой «Каменный гость» как с произведением, оказавшем большое влияние на развитие оперы. «Каменный гость»- опера в трёх действиях. Написана в 1866-1869гг. в новаторском по тем временам стиле: в ней нет ни арий, ни ансамблей (не считая двух небольших вставных романсов Лауры), она целиком построена на «мелодичных речитативах» и декламации, положенной на музыку. Цель выбора такого языка – не только отражение «драматической правды», но и художественное произведение с помощью музыки человеческой. Вся опера идёт восемьдесят минут. Основное её достоинство – новый, ни разу не использованный стиль музыкального диалога. Все мелодии являются тематическими, а персонажи «говорят ноты». И наконец, музыкальное выражение разных психологических характеров: композитор находит очень различные выразительные музыкальные краски и для пылкого Дон Гуана, и для смиренной, а порой лукавой донны Анны, и для грубоватого , но наделённого живым юмором Лепорелло. Сюжет оперы полностью соответствует тексту самого А.С.Пушкина. И в этом тоже проявляется новаторство музыкального произведения. Опера «Каменный гость» стала одним из « основополагающем камней» ,заложенных в развитии русского музыкального искусства. Без неё невозможно не только изучение русской музыки, но и общей русской культуры. Позднее принципы и стиль оперного искусства А.С.Даргомыжского были воплощены в опере М.П.Мусоргского « Борис Годунов».

Судьба литературных произведений в других видах искусства

Название Судьба литературных произведений в других видах искусства
что А С
Дата конвертации 04.02.2016
Размер 45.37 Kb.
Тип Документы

Судьба литературных произведений в других видах искусства.

Художественная литература- вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении с Другими видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового ( музыка, изобразительное искусство ) или наряду с ним ( театр, кино, песня). «Книги имеют свою судьбу»,- писал римский писатель Теренциан Мавр. И действительно, необыкновенна судьба тех книг, которые не только находят благодарного читателя, но и продолжают свою жизнь в других видах искусства: живописи, музыке, графике, скульптуре, театре, кино, телевидении.

Художественная литература всегда стремилась связать отдельные события отечественной истории с общегуманными проблемами развития всего человечества. Искусство слова — особенный мир исторической памяти, жизни героев художественного произведения, создаваемый свободным человеческим словом и гением писателя, бездонная глубина авторской мысли.

На уроках литературы в школе учащиеся узнают, что А.С.Пушкин- явление чрезвычайное в русской художественной литературе. Он имеет репутацию величайшего русского поэта. В филологии рассматривается как создатель современного русского языка. Ещё при жизни поэта стали именовать гением, в том числе печатно. Со второй половины 1820-х годов А.С.Пушкин стал считаться «первым русским поэтом» ( не только среди современников, но и русских поэтов всех времён ), а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ.

Образ А.С. Пушкина оказал влияние и на творчество других авторов, став персонажем многочисленных художественных произведений, которые с большей или меньшей точностью отражают его биографию ( например, роман «Пушкин» Ю.Тынянова). Личному восприятию образа и творчества поэта посвящён очерк Марины Цветаевой « Мой Пушкин». В гротескном преломлении образ А.С.Пушкина представлен в произведениях постмодернизма, в частности, в ряде стихотворений Иосифа Бродского и Тимура Кибирова.

Новые информационные технологии позволяют разнообразить урок литературы, показать взаимосвязь литературы с другими видами искусства не только теоретически, но и наглядно ( электронные таблицы, цоры, обучающие диски). В творческом наследии А.С.Пушкина существует цикл небольших литературных произведений, называемых «Маленькими трагедиями». По характеру они близки к философской лирике.

В них также поднимаются большие общечеловеческие проблемы, связанные с вопросами о смысле, о смерти и бессмертии, о назначении искусства. «Маленькие трагедии» Пушкин написал в 1830 году во время знаменитой Болдинской осени, которая оказалась одним из наиболее плодотворных периодов его творчества. В центре внимания автора- « драматические изучения», по выражению самого Пушкина, касающихся прежде всего, тайн человеческого характера в связи с определённой исторической эпохой. «Маленькие трагедии» строятся преимущественно не на внешних, а на внутренних конфликтах, как это происходит, например, в «Каменном госте». В истории мировой литературы образ Дон Жуана был одним из наиболее популярных. В пушкинском «Каменном госте» Дон Гуан – новый и оригинальный образ. Человек Возрождения, он бросает смелый вызов старому и мрачному миру средневековья. Это вовсе не традиционный соблазнитель. Можно даже предположить, что он, искренне полюбив донну Анну, « весь переродился». Во всяком случае, умирает он с её именем на устах. Но безнравственное приглашение, обращённое к статуе, вносит дополнительный оттенок в представление читателя о пушкинском герое. Отсюда и неизбежное возмездие за оскорбление любви как высокого человеческого чувства, за эгоизм. Разоблачение, развенчание безнравственного индивидуалистического бунта также станут одной из традиций русской гуманистической литературы. Бессмертные шедевры А.С.Пушкина нашли отражение в творчестве А.С.Даргомыжского. Выбор композитора останавливается на третьей из « Маленьких трагедий» -«Каменном госте». В течение долгих лет имя Даргомыжского связывалось исключительно с оперой «Каменный гость» как с произведением, оказавшем большое влияние на развитие оперы. «Каменный гость»- опера в трёх действиях. Написана в 1866-1869гг. в новаторском по тем временам стиле: в ней нет ни арий, ни ансамблей (не считая двух небольших вставных романсов Лауры), она целиком построена на «мелодичных речитативах» и декламации, положенной на музыку. Цель выбора такого языка – не только отражение «драматической правды», но и художественное произведение с помощью музыки человеческой. Вся опера идёт восемьдесят минут. Основное её достоинство – новый, ни разу не использованный стиль музыкального диалога. Все мелодии являются тематическими, а персонажи «говорят ноты». И наконец, музыкальное выражение разных психологических характеров: композитор находит очень различные выразительные музыкальные краски и для пылкого Дон Гуана, и для смиренной, а порой лукавой донны Анны, и для грубоватого , но наделённого живым юмором Лепорелло. Сюжет оперы полностью соответствует тексту самого А.С.Пушкина. И в этом тоже проявляется новаторство музыкального произведения. Опера «Каменный гость» стала одним из « основополагающем камней» ,заложенных в развитии русского музыкального искусства. Без неё невозможно не только изучение русской музыки, но и общей русской культуры. Позднее принципы и стиль оперного искусства А.С.Даргомыжского были воплощены в опере М.П.Мусоргского « Борис Годунов».

Открытый урок по предмету «Искусство». «Искусства различны, тема едина»

Разделы: МХК и ИЗО

обучающие: продолжить формирование обучения различных видов искусства на примере произведений Моцарта, Пушкина;

развивающие: содействовать развитию эмоционального восприятия произведений монологической речи, умения вести диалог, коммуникативной культуры, осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом становлению и развитию личности;

воспитывающие: создать условия для развития гармоничной личности, способствовать выявлению творческих способностей, возбудить интерес к мировой и отечественной культуре.

Тип урока: интегрированный урок музыки, литературы изобразительного искусства.

Оборудование: проектор мультимедиа, портреты А.С.Пушкина, В.А, Моцарта, фортепьяно, реквием Моцарта “Дни гнева”.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Слайд №1. (Презентация). Годы жизни Моцарта и А. Сальери с эпиграфом урока “Гений и злодейство — две вещи несовместимы”. Звучит реквием Моцарта “Дни гнева”

2. Мини-спектакль в исполнении учеников 8 “Б” класса по биографии Моцарта. Действующие лица: Моцарт, Ван Свитен, Сальери, 1-й газетчик, 2-й газетчик.

3. Звучит 40-я симфония Моцарта, 1-я часть. Ученик 8 “Б” класса читает стихотворение Ю.Воронова “Моцарт” (1929) на немецком языке, далее исполняется на русском языке.

Слайд №2. Тропинин “Портрет Пушкина”. Учащиеся 8 “Б” класса играют отрывок из трагедии поэта “Моцарт и Сальери”.

Слайд №3. учитель сообщает тему урока, зачитывается эпиграф урока.

Беседа с учащимися класса.

  1. Вопросы: что такое искусство?
  2. Какие виды искусства вы знаете?
  3. Назовите те, которые мы уже использовали на уроке.
  4. Что такое музыка?
  5. Литература?
  6. Изобразительное искусство?
  7. Театральное?

Учитель: На наших уроках мы говорили о различных видах искусства, написали небольшие сочинения-эссе о любимых видах искусства.

Объясните, почему выбраны именно эти виды. А кто может, назовите и любимое произведение этого вида искусства.

Учитель: Ребята, какая же тема объединяет все эти виды искусства.

(Заслушиваются ответы учащихся)

Правильно, жизнь и творчество великого венского композитора Моцарта и его загадочная смерть- версия отравления. Программа литературы 9-10 классов помогает нам прочитать “Маленькие трагедии” Пушкина — 4 повести, одна из них “Моцарт и Сальери” — одно из самых гениальных творений драматургии. Ему посвящены десятки исследовательских работ литературоведов, искусствоведов, писателей, режиссеров.

Физминутка. Слайд №4. Шифрограмма 3-х произведений Моцарта.

Учитель: (рассказ о 9-ти музах). То, что искусства родственны между собой люди чувствовали уже очень давно. Мифы Древней Греции рассказывают нам о 9-ти музах — покровительницах искусств. 3 из них посвятили себя музыке. (Эвтерпа — муза лирической поэзии, изображалась с двойной флейтой. Эрато — муза любовных песен. Полигимния — муза священных гимнов. Остальные 6 не были чужды музыкальному искусству. Каллиопа — муза эпической поэзии. Древние сказители рапсоды не читали, а пели свои повествования о подвигах героев т богов Талия и Мельпомена — покровительницы театра, комедии, трагедии. Терпсихора — муза танца. Только Клио — муза истории. Урания — муза астрономии кажтся стоящими в стороне, не имеющими отношения к искусству). История — наука, но история — это память человечества. Сколько сюжетов дала история музыке?! Начиная с Ивана Сусанина до “Войны и мира” 1812 года осталось понять, почему среди муз, таких “земных”, несущих людям радость песен и плясок, наслаждения театральными зрелищами, появилась Урания — муза астрономии. Если мы вдумаемся в то, что более всего сближает искусство, мы поймем и это. Каждому искусству присуще стремление к стройности, соразмерности, гармонии, которые мы находим в пропорциях архитектуры

и скульптуры, в расположении предметов и фигур, сочетании красок в живописи, в чередовании рифм и мерности ритма в поэзии, в сочетании и последовательности музыкальных звуков. И это свойство всех искусств не выдано художниками, оно отражает разумность и гармонию самой природы, проявляющейся в большом и малом. Древнегреческий философ и математик Пифагор считал, что акустические соотношения музыкальных звуков аналогичны соотношениям расстояний небесных светил, и что движение светил должно рождать музыкальные звуки, “гармонию небесных сфер”, “гармонию мира”: в основе его лежит великая и мудрая мысль о сущности красоты и гармонии во всех видах искусства, отражающих по-своему красоту и гармонию мироздания. На следующих уроках мы с вами познакомимся с еще одним видом искусства — скульптура, который был вам сейчас продемонстрирован на примере изображения 9 муз.

Слайд № 6. Музыка космоса (схема).

Учитель. Ребята, мне очень нравятся слова мудреца “Тот, кому чужды законы живописи, никогда не узнает законов создания скульптуры”, “Понять законы живописи трудно без знания техники танца”, “Законы танца не возможно понять без знания инструментальной музыки” и “Законы инструментальной музыки не понятны тому, кому чуждо вокальное искусство”. Какой вывод можно сделать из этих слов? Конечно, все искусства взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Научиться понимать живопись Рембрандта, Рублева, музыку Моцарта, скульптуру Родена, добро и зло, высокое и низкое, чувствовать себя и другого человека, чувствовать гармонию — не в этом ли счастье? Приобщение к культуре — есть тот особый курс, с помощью которого мы, ребята, можем понять внутренний мир художника и пропустить его через себя. А сейчас я вам предлагаю вспомнить и просмотреть тот план, над которым мы уже начали работать. Слайд №7 (таблица).

(таблицы об искусстве:

Учитель поясняет схемы.

Прочитать произведение А.С. Пушкина “Моцарт и Сальери”. Найти стихотворение о музыке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: