Жизнь и творчество Лермонтова

Когда открываешь томик Лермонтова и погружаешься в мир его удивительной, пронизанной безысходной грустью поэзии, то почему-то никогда не можешь представить его улыбающимся или спокойным. В памяти всплывает лицо с мрачными всезнающими темными глазами, в которых застыли одиночество и тоска. В чем же причина этого трагического разлада с жизнью? В несносном характере, в язвительном остроумии, которое он изливал на то, что вызывало его презрение и гнев? В судьбе, которая, рано лишив его родительской ласки, отказалась подарить ему встречу с женщиной, которая бы любила и понимала его, с теми людьми, которые могли бы стать друзьями-единомышленниками? В том времени, когда страх преследования стал нормой отношений между людьми? Не знаю. Может быть, все это причудливо сплелось и соединилось в этом сумрачном гении России.

Но, наверное, лучше всего скажут о душе поэта его стихи. Все нюансы, все оттенки одиночества находим мы в его поэзии. Пожалуй, наиболее конкретное понимание одиночества как заключения в тюрьме отразилось в стихотворении «Узник», которое было написано во время ареста Лермонтова за стихотворение «Смерть Поэта». Отсюда и такая точность реальных деталей тюремного быта.

Одинок я &#151 нет отрады;
Стены голые кругом;
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем.

Одиночество в темнице обусловлено внешними обстоятельствами, которые не зависят от человека. Но почему же поэт бесконечно одинок даже среди горячо любимой им природы? Ведь красота ночного пейзажа так волнует и притягивает поэта, очаровывает торжественной тишиной и покоем. Все здесь полно гармонии. Даже «пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит».

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом.
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?

Здесь настроение покоя и тишины вдруг резко прерывается, как от ощущения внезапной боли. Почему это происходит? Сам лирический герой задает себе тот же вопрос, пытаясь разобраться в причинах своей отъединенности от мира, своего одиночества. Торжественное величие ночи, в которой все полно гармонии, только обострило разлад в его душе, но в то же время этот слиянный мир красоты дарит ему мечту о соединении с природой и людьми, желание гармонии, стремление преодолеть противоречия в отношениях с окружающим. О чем же теперь мечтает герой, если не жалеет о прошлом и не ждет ничего от будущего?

Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Эту мечту поэта можно понимать по-разному. И как гармонию с миром, и как долгожданную встречу с близкой и любящей душой. Но Лермонтов обречен на жизнь среди чуждых ему людей в том обществе, где царят ложь, фальшь и скука. С этим миром поэт был связан и рождением, и воспитанием, но задыхался в атмосфере интриг и сплетен. Особенно сильно ощущается одиночество в толпе, на новогоднем бале-маскараде, запечатленном в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен. » Живой, мыслящий, страдающий человек страшно одинок в мире «бездушных людей», «приличьем стянутых масок», «давно бестрепетных рук» светских красавиц. Из царства фальши и пустоты он уносится мечтой в незабываемый мир детства. Память рисует ему милые сердцу картины: «сад с разрушенной теплицей», «спящий пруд», «высокий барский дом». Возвращение из мира грез в шумную, веселящуюся толпу делает одиночество героя особенно невыносимым и рождает «железный стих, облитый горечью и злостью». В этом стихотворении слышится гневный протест поэта против всего того, что делает его жизнь нестерпимой, обрекает его на одиночество.

В лирическом монологе «И скучно и грустно» уже нет взрыва эмоций. Как бы отрешившись от всяких чувств, герой смотрит «с холодным вниманьем вокруг», давая трезвую оценку своего нынешнего восприятия жизни. Каждая строфа этой лирической миниатюры называет одну из ценностей жизни, чтобы затем ее опровергнуть.

Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.
А годы проходят &#151 все лучшие годы!

Человек не может жить без желаний: они дают ему силы, чтобы чего-то добиться, заставляют поверить в себя и ощутить радость достижения цели. Но в этих двух строчках поэт говорит о бессмысленности и бесполезности желаний, которые отдаляются от него, как горизонт. И так проходит жизнь, вызывая раздражение и разочарование. Любовь. Это прекрасное чувство обогащает душу, заставляет по-новому взглянуть на окружающее, забыть горести и печали. Таково пушкинское понимание любви. Но Лермонтов признает только вечную любовь, которая навсегда связала бы его с близким и верным человеком.

Любить. но кого же. на время &#151 не стоит труда,
А вечно любить невозможно.

Страсти тоже рано или поздно утихнут, «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка». Итак, герой лирического монолога приходит к безотрадному итогу: не остается в жизни вещей, не презираемых им. Значит &#151 опять одиночество, только оно.

Даже в неодушевленных образах природы воплощены мысли Лермонтова об одиночестве: «Белеет парус одинокий», старый утес стоит одиноко «и тихонько плачет. в пустыне», дубовый листок тоже «один и без цели носится по свету». Эти образы овеяны бесконечным одиночеством и тоской о счастье.

Таким образом, своими лирическими произведениями Лермонтов утверждает мысль о том, что там, где господствует антигуманное, жестокое и фальшивое общество, обесцениваются независимая мысль, искреннее чувство, человечность. Здесь нет места прекрасному и высокому. Лирика Лермонтова полна скорби об одиночестве человека в мире.

Презентация к уроку литературы в 9 классе «Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова».
презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме

Презентация используется на вводном уроке, посвященном жизненному и творческому пути М. Ю. Лермонтова. Материал расположен в хронологическом порядке, представлены портреты поэта, отражающие различные этапы его биографии, фотографии лермонтовских мест, предусмотрены задания на повторение ранее изученных произведений.

Скачать:

Вложение Размер
zhizn_i_tvorchestvo_lermontova.pptx 2.82 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Михаил Юрьевич Лермонтов 1814 — 1841 Автор презентации – учитель русского языка и литературы МОУ «Киверичская СОШ» Мантрова Л.В. Художник П.Е. Заболотский . 1837 г.

«Лермонтов – одно из самых высоких, героических имен в русской литературе. Читатель Лермонтова при первом же соприкосновении с творчеством поэта ощущает себя стоящим у порога огромного и неповторимого поэтического мира. Этот мир поражает своей таинственной глубиной и мощью, своим мужественным трагическим строем». Д. Е. Максимов. Поэзия Лермонтова. 1964 г. Художник П.Е. Заболотский . 1837 г.

Семья Лермонтов Ю.П. , отец поэта. Портрет работы неизвестного художника. 1810-е гг. Лермонтова М.М., мать поэта. Портрет работы неизвестного художника. 1810-е гг. «. Ты одарен способностями ума, — не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять оные на что-либо вредное или бесполезное: это талант, в котором ты должен будешь дать отчет Бoгy ! .. Ты имеешь, любезнейший сын мой, доброе сердце . » Из завещания Ю. П. Лермонтова

Арсеньева Е.А., бабушка поэта. Портрет работы неизвестного художника. Начало XIX века После ранней смерти матери Лермонтова его воспитанием занялась бабушка, полностью исключив участие отца. С этого времени всю свою любовь Арсеньева перенесла на внука, в чем признавалась: «. он один свет очей моих, все мое блаженство в нем». Любовь к внуку была одновременно самоотверженной и властной; ради Лермонтова бабушка готова была на любые жертвы, но с тем, чтобы распоряжаться судьбой внука безраздельно. Арсеньева не жалела средств для воспитания и образования Лермонтова, постоянно заботилась о его здоровье: несколько раз возила его на Кавказ.

Детские годы Детские годы Лермонтова прошли в усадьбе его бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, в имении Тарханы Пензенской губернии. М.Ю. Лермонтов в возрасте 6-8 лет Тарханы

Московский университетский благородный пансион В 1827 семья переехала в Москву, а в 1828 Лермонтов зачисляется в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона. Это было среднее учебное заведение для детей дворянства, известное своими культурными традициями; их поддерживали такие преподаватели, как С.Е. Раич, Д.Н. Дубенский, А.Ф. Мерзляков. Они, несомненно, повлияли на развитие литературных интересов и способностей юного Лермонтова. Именно в пансионе он, по собственному признанию, в 1828 «начал марать стихи». Лермонтов участвовал в рукописных журналах, которые выпускали воспитанники; в 1830 в журнале » Атеней » было напечатано его стихотворение «Весна». Тогда же были написаны первые ученические поэмы Лермонтова, хранящие следы прямого подражания А.С. Пушкину («Черкесы», «Кавказский пленник»), и сделан первый набросок «Демона».

Московский университет Осенью 1830 г. Лермонтов поступает на нравственно-политическое отделение Московского университета, который был в те годы одним из центров культурной жизни страны. Плодотворное воздействие на формирование мировоззрения Лермонтова оказала студенческая среда. Одновременно с поэтом в университете учились В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н.П. Огарёв. Летом 1832 г. после нескольких столкновений с реакционной профессурой Лермонтов покинул университет и переехал в Петербург для поступления в университет. Но здесь отказались зачесть Лермонтову годы, проведенные в Московском университете. Во время обучения в Московском университете в 1830—1832 годах Лермонтов проживал в доме своей бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Москва, Малая Молчановка , 2. Сейчас здесь находится его Музей.

Не желая начинать все сначала, по совету родственников он поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где провёл, по его словам, «два страшных года». В школе господствовала военная муштра, запрещалось чтение художественной литературы. Но и в этих условиях Лермонтов урывками и тайком продолжал свои литературные занятия, работал над романом «Вадим» из эпохи пугачёвского восстания. Окончив школу, Лермонтов получил офицерский чин и был определён в лейб-гвардии гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского Полка. 1837 г. В 1835 в журнале «Библиотека для чтения» появилась (без ведома автора) поэма «Хаджи Абрек». Вслед за тем Лермонтов создал поэму «Боярин Орша», драму «Маскарад», которую он безуспешно пытался провести через цензуру и поставить на сцене, роман «Княгиня Лиговская».

«Смерть Поэта» Резкий перелом в жизни Лермонтова наступил в дни гибели А. С. Пушкина. Потрясённый смертью великого народного поэта, Лермонтов написал стихи, в которых выразил чувства всех передовых людей того времени. По словам современника, «навряд ли когда-нибудь еще в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление». «Стихи Лермонтова на смерть поэта переписывались в десятках тысяч экземпляров, перечитывались и выучивались наизусть всеми» ( И. И. Панаев). Молодой поэт с суровой прямотой обличал придворную знать и самого царя как подлинных виновников только что разыгравшейся трагедии. Как только эти смелые стихи стали известны во дворце, Лермонтов был немедленно арестован. Во время допросов он не отрицал авторства и писал по поводу своих стихов: «Отрекаться от них. я не мог: правда всегда была моей святыней».

Первая ссылка на Кавказ В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Лермонтов успел сильно измениться в нравственном отношении. Впечатления от природы Кавказа, жизни горцев, кавказский фольклор легли в основу многих произведений Лермонтова. Кавказский вид с саклей. Картина М.Ю. Лермонтова. 1837 г. Воспоминание о Кавказе. Март — апрель 1838 г.

«Бородино» (1837) В 1970-е годы 20 века художник В. Г. Шевченко создает цикл иллюстраций к одному из самых известных стихотворений Лермонтова. Как называется это стихотворение? Вспомните, с каких слов оно начинается. Что вам известно об истории его создания? «Немного можно насчитать во всем мире стихотворений, которые составили бы собою звено в развитии национального чувства и национальной литературы. И то, что «Бородино» ничуть не утратило ни своей поэтической новизны, ни верности взгляда на ход исторических событий, служит, пожалуй, высшим свидетельством народности этого краткого и одновременно грандиозного по масштабам изображения!» И. Л. Андроников

Гродненский гусарский полк После настойчивых ходатайств Е.А. Арсеньевой и поэта В. А. Жуковского Лермонтов был переведён с Кавказа в Гродненский гусарский полк, стоявший вблизи Новгорода. В апреле 1838 г. ему разрешили вернуться в столицу, в лейб-гвардии гусарский полк. Художник А.И. Клюндер . 1838 г.

«Мцыри» (1839) Худ. Орлова-Мочалова М. Н. Какая поэма Лермонтова вызвала этот отклик? Назовите проиллюстрированные эпизоды. «В русском и мировом искусстве не часто встречаются произведения, в которых воля и свобода, мечта о родине, прославление земной жизни и борьбы – «мира восторг беспредельный» – были бы доведены до такой остроты, до такого могучего напряжения, как в этой поэме». Максимов Д. Е.

Вторая ссылка на Кавказ (1840) В феврале 1840 произошли ссора и дуэль Лермонтова с сыном французского посла в Петербурге Э. Барантом; причиной ссоры был спор о национальном достоинстве русских. Военный суд приговорил Лермонтова к вторичной ссылке на Кавказ. Летом 1840 Лермонтову пришлось стать участником военных действий на Кавказе. Он проявил исключительную храбрость в боях и был дважды представлен к награде, но все ходатайства об этом были отклонены. Добившись разрешения на короткий отпуск, Лермонтов в начале февраля 1841 г. приехал в Петербург, но преследуемый властями, вынужденный выслушивать унизительные выговоры, опальный поэт с величайшим трудом получил возможность провести в Петербурге около трёх месяцев. Портрет Лермонтова работы однополчанина Д.П. Палена ( 1840). Выполнен после валерикского боя.

1841 год – дуэль с Мартыновым и смерть в Пятигорске В апреле 1841 г. Лермонтов получил приказ в 48 часов оставить Петербург и отправиться в полк, на Кавказ. С дороги он писал одной из своих знакомых: «Пожелайте мне счастья и легкого ранения, это самое лучшее, что только можно мне пожелать». По пути в полк Лермонтов задержался в Пятигорске для лечения. Здесь и произошла ссора Лермонтова с Мартыновым, закончившаяся роковой дуэлью. Портрет Лермонтова работы К.А. Горбунова. 1841 г. «Явился Лермонтов и первыми своими опытами заставил всех смотреть на его талант с изумленным ожиданием чего-то великого. Много ли успел написать он в течение своего краткого (четырехлетнего) литературного поприща? — а между тем, нужен был только один смелый голос, чтоб за Лермонтовым, с первых же опытов его, утвердить имя великого, гениального поэта» В. Г. Белинский

Использованные Интернет-ресурсы http://lermontov.info/portret.shtml http://elenaranko.ucoz.ru/ http://www.mlermontov.ru/family/ http://lermontov.niv.ru/lermontov/documents/documents.htm http://mikhaillermontov.ru/biography.htm http://www.tarhany.ru/lermontov/biography http://rusmnb.ru/index.php?topic=17216.0 http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5%F0%EC%EE%ED%F2%EE%E2,_%CC%E8%F5%E0%E8%EB_%DE%F0%FC%E5%E2%E8%F7 http://www.1812panorama.ru/virtual/borodino4_02.html https://sites.google.com/site/literatura8klass/russkaa-literatura-xix-veka/m-u-lermontov-mcyri/illustracii-k-poeme-mcyri

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопрос о композиции литературного произведения сложен для восприятия учащихся. Презентация помогает систематизировать материал и подвести итог работе над анализом произведения.

Презентация включает материалы о музейном комплексе писателя в селе Овсянка, доме-музее в г.Чусовой.

Данная презентация поможет сообщить сведения о жизни, литературном творчестве, дружбе Н.В.Гоголя.

Данная презентация поможе учителю в организации уроков по творчеству Н.В.Гоголя и повести «Ночь перед Рождеством».

В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению «Парус».

Данная презентация содержит большой материал к урокам по творчеству Н. Лескова и при изучении » Сказа о косом левше и стальной блохе» (вопросы, иллюстрации, задания).

Данная презентация поможет учителю в проведении урока по произведению М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Жизнь и творчество Лермонтова

Жизнь писателя в большей или в меньшей степени определяет его творчество. Однако, этот тезис нельзя в полной мере отнести к одному из известнейших русских поэтов эпохи романтизма. Можно сказать, что само творчество Лермонтова определило его биографию.

Детство и юность

Как известно, на формирование мировоззрения влияет множество факторов, например, воспитание, круг общения, общественно-политическая обстановка, интересы. Михаил Юрьевич Лермонтов воспитывался своей бабушкой: ранняя смерть матери, ссора отца с другими родственниками были сильным ударом для юного поэта. Лермонтов получил прекрасное домашнее образование: обучался иностранным языкам, в частности английскому, немецкому и французскому, рисованию и музыке. На формирование личности поэта сильно повлияли семейные конфликты, легенда о предках из Шотландии и путешествия на Кавказ.

С 1828 года Лермонтов учился в Московском университетском благородном пансионе, а затем в Университете на политическом и словесных отделениях. Первые поэтические опыты поэта говорят об увлечении западной романтической и предромантической литературой. Для юного Лермонтова были одинаково важны Байрон, Пушкин, Батюшков, философски труды Шиллера и Канта. Поэт экспериментирует с жанрами и формами выражения мыслей. В ученический период появляются баллады, отсылающие читателей к произведениям Жуковского, элегии, переводы стихотворений Байрона, несколько стихотворений о любви, написанных под впечатлением от отношений с Е. А. Сушковой, Н. Ф. Ивановой, В. А. Лопухиной.

«Любил с начала жизни я
Угрюмое уединенье,
Где укрывался весь в себя,
Бояся, грусть не утая,
Будить людское сожаленье;

Счастливцы, мнил я, не поймут
Того, что сам не разберу я,
И чёрных дум не унесут
Ни радость дружеских минут,
Ни страстный пламень поцелуя.
Но пылкий, но суровый нрав
Меня грызёт от колыбели….
И в жизни зло лишь испытав,
Умру я, сердцем не познав
Печальных дум печальной цели».
«Н. Ф. И….вой», 1830.

Уже в ранней поэзии можно заметить «эскизы» мотивов, которые будут звучать и в дальнейших произведениях писателя: одиночество и непримиримый конфликт. В приведённом выше стихотворении интересно то, что о самой любви говориться мало. Поднимается тема противостояния героя толпе, говорится о богатстве внутреннего мира лирического героя. Финальные строки, оканчивая одно стихотворение, задают настроение последующим текстам.

Жизнь Лермонтова была полна неожиданных поворотов. Так, в 1832 году, бросив учёбу в университете, он переезжает в Петербург, где поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Эти годы принято условно называть «юнкерским периодом».

«Царю небесный!
Спаси меня
От куртки тесной,
Как от огня.
От маршировки
Меня избавь,
В парадировки
Меня не ставь».
«Юнкерская молитва», 1833.

Однако Лермонтов не был бы собой, если бы вовсе забросил образ демона, появившийся в его поэзии в стихотворении «Демон» (1828). Эта линия продолжается в неоконченном романе «Княгиня Лиговская» и драме «Маскарад». На этом стоит остановиться подробнее, так как при анализе жизни и творчества Лермонтова этим произведениям не уделяется достаточно внимания.«Княгиня Лиговская» (1836) – роман, конфликт которого состоит в несоответствии реальной жизни и идеалов. Впервые в этом тексте появляется Печорин, но здесь он лишён каких-либо иллюзий. Другой герой, Красинский, хочет отомстить за нанесённое оскорбление, но вовсе не хочет рисковать жизнью. В этих двух образах Лермонтов воплотил раздвоенность романтической личности, что было характерно для второй волны романтизма.Драма «Маскарад» подвергалась двум существенным правкам, но трижды не прошла цензуру. Главный герой – Арбенин, одновременно связан с Отелло, но в отличие от последнего наделён аналитическим умом и уверен в своей правоте. С Чацким из «Горя от ума» Арбенина связывает странность и безумие, которое проявляется в результате столкновения героя с миром и разоблачения общественных пороков. Но Чацкий не чувствует конфликта долгое время, Арбенин же противопоставляет себя миру в целом. Он эгоцентричен в поисках возрождения любви, ставит себя над законами общества, нарушая при этом общечеловеческие. Возникает мотив маскарада и игры как символическое обозначение жизни. Светское общество оказывается не в состоянии познать глубинную сущность героя (это же тема появляется и в лирике писателя). Маска становится единственной возможностью освободиться и быть настоящим. В этой драме отражена бездонность внутреннего потенциала личности, мотив одиночества, возрождения через любовь, холод души. Это всё тот же герой Лермонтова, неизменный вечный бунтарь, но для которого самохарактеристика оказывается страшнее, чем уподобление демону (игрок равен демону).Писатель подводит некий итог: жизнь предстаёт шире субъективной сферы, не всё совпадает с индивидуальной волей, а у человека нет права судить и распоряжаться другими.

Герой не того времени

Слава пришла к Лермонтову в 1837 году после стихотворения «Смерть поэта», которое появилось как отклик на гибель Пушкина. Произведение было хорошо принято и критиками, и поэтами пушкинского круга. Но финальные строки не пришлись по нраву Николаю I, за что Лермонтов был сослан на Кавказ.

«Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи!….
Но есть, есть божий суд, наперсники разврата!»

Тут Лермонтов знакомится с декабристами, которые так же, как и он, были сосланы на Кавказ. Тогда же, в 1837 году, печатается «Бородино», и слава поэта окончательно закрепляется за Лермонтовым.
Основной темой творчества Лермонтова, если рассматривать зрелую лирику поэта, становится тема общества, влачащего жалкое, бесцельное существование. Лирический герой постепенно теряет романтические черты, а сама лирика наполняется реалистическими тенденциями. Он больше не противостоит поколению, а является его частью (например, в «думе», 1838, где на место «я» приходит всеобъемлющее «мы»). Само существование творчества и поэзии ставится под сомнение («Пророк», «Журналист, читатель и писатель») – не нужно больше публике пространных размышлений о горестях и страданиях, о личных драмах и философских размышлениях. Поэт должен лишь потакать требованиям общества, прекращая быть Поэтом – избранником Небес. В стихотворении «Не верь себе» автор и вовсе уговаривает поэта отказаться от вдохновения, называя дар сочинительства ненужной глупостью:

«Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,
Как язвы бойся вдохновенья…
Оно – тяжёлый бред души твоей больной,
Иль пленной мысли раздраженье.

В нём признака небес напрасно не ищи:
– То кровь кипит, то сил избыток!
Скорее жизнь свою в заботах истощи,
Разлей отравленный напиток!»
«Не верь себе», 1838.

Получилось так, что у Лермонтова биография и творчество тесно взаимосвязаны. Это видно и в этом стихотворении: ирония автора направлена не только на тех, кто пытается сочинять, но и на самого себя. Он будто «подтрунивает» над собой, но за таким отношением к своему таланту прослеживается настоящая личная драма: получается, что творчество самого Лермонтова оказалось ненужным и непризнанным. В строках М. Ю. Лермонтова всё чаще звучат скепсис, пессимизм, упаднические настроения.

«Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно-холодные, вечно-свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания».
«Тучи», 1839.

«И скучно и грустно! – и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг –
Такая пустая и глупая шутка!»
«И скучно и грустно», 1840.

Лермонтов пытается найти спокойствие в различных сферах. В поршлом – « Песня про купца Калашникова». В этом произведении отражён интерес Лермонтова к фольклору (написано в форме исторической песни с балладными элементами). Представлены два героя антагониста: Кирибеич – романтик, и Калашников – активный и мстительный человек. Причём, положительным героем оказывается последний. В образе Ивана Грозного отражены народные представления о деспотичном, но справедливом царе. В этой песни прослеживается важная для понимания всего творчества писателя мысль: человек не свободен от судьбы, но свободен в выборе добра и зла. В культуре народа:

«Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся богу,
Ставь перед собой;

Да готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю».
«Казачья колыбельная песня», 1838.

В дружбе («Памяти А. И. Одоевского»), в мировоззрении человека, который сохранил детский взгляд на мир («М. А. Щербатовой»). Но поиски Лермонтова не увенчались успехом. Писатель колеблется от любви ко всему земному и одновременно отрицанием жизни, его лирический герой постоянно мечется меж двух огней, и ни один из вариантов решения его не устраивает. Мотив вечной свободы прослеживается в поэме «Мцыри». В поэме «Демон» роковая обречённость демона оборачивается ненавистью к Небесам, открытием зла и добра в Боге. Любовь Демона к Тамаре – единственная связь героя-бунтаря с миром. В образе Демона отражен процесс становления личности, которая переходит от гармонии к разладу с миром, а ранее утверждённое торжество индивидуализма перерастает в эгоизм.

В 1840 годах появляется итоговый роман лермонтовского творчества – «Герой нашего времени». Романтизм в этом романе представляется не методом, а объектом изображения (отражено в образе Грушницкого). Сам текст представляет собой цикл новелл, расставленных, на первый взгляд, в случайном, не хронологическом порядке. Это история о человеке, который обречён на бездействие, хоть и пытается противостоять предначертанной ему участи. Жизнь Печорина дана фрагментарно. Каждый шаг Печорина – будто издевательская насмешка судьбы, доказательство того, что свобода человека невозможна без полноты чувства. А Печорин смеётся над всем, он ищет присутствие зла, не верит в добродетель, ничто и никто не заслуживает уважения и доверия. Скепсис Печорина исключает возможность идиллии, а его мизантропические отрицания препятствуют получению удовольствия от жизни. Печорину не суждено понять внутренний голос человеческой природы, он остаётся пленником своих убеждений. Лермонтов показывает, что путь индивидуализма противоречит природе человека. В романе дан ответ на ещё один важный вопрос: человек, даже такой, как Печорин, может обрести спокойствие, почувствовать подлинную полноту жизни, но только там, где связь и отношения между людьми строятся по законам справедливости, благородства и гуманизма.

Жизнь и творчество Лермонтова кратко описать невозможно. Он слишком многогранная и сложная личность, опередившее своё время.

Школяру.ру | В помощь школьнику

1814, В Москве, в семье капитана Юрия в ночь на Петровича Лермонтова и Марии 3 октября Михайловны (урожд. Арсеньевен) родился М. Ю. Лермонтов.

1817 «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал. Ее пела мне покойная мать» (запись Лермонтова 1830 г.). Февраль Умерла М. М. Лермонтова. «Житие ей было: 21 год 11 месяцев 7 дней» — надпись на могильной плите в Тарханах. Март Ю. П. Лермонтов уехал из Тархан, оставив сына на попечение бабушки — Е. А. Арсеньевой.

1820 Поездка Лермонтова с бабушкой на Кавказские минеральные воды.

1825 Лермонтов с Е. А. Арсеньевой на Кавказе, в Горячеводске. Первая любовь. «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет 9. Я не помню, хороша была она или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей» (запись 1830 г.).

1828 Лермонтов зачислен в 4-й класс Благородного пансиона при Московском университете. К 1828 г. М. Ю. Лермонтов относит начало своей поэтической деятельности: «Когда я начал марать стихи в 1828г. . »

1830 В журнале «Атеней» напечатано стихотворение «Весна» («Когда весной разбитый лед. »). Это первое известное нам появление имени Лермонтова в печати. Лермонтов принят на нравственно-политическое отделение Московского университета.

1831, октябрь — ноябрь Юрий Петрович Лермонтов умер от чахотки 44 лет от роду. ноябрь Начало знакомства Лермонтова с В. А. Лопухиной.

1832 Прошение М. Ю. Лермонтова об увольнении из Московского университета. М. Ю. Лермонтов зачислен в Школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге.

1834 По заданию преподавателя русской словесности В. Т. Плаксива Лермонтов написал «Панораму Москвы».

1837, 27 января В окрестностях Петербурга (на Черной речке) состоялся поединок А. С. Пушкина с Дантесом.

28 января Лермонтов написал первые 56 стихов «Смерти поэта».

7 февраля Написаны 16 заключительных строчек стихотворения «Смерть поэта».

23 февраля Началось дело «О непозволительных стихах, написанных корнетом лейб-гвардии гусарского полка Лермонтовым. ».

25 февраля Высочайшее повеление: «. корнета Лермонтова за сочинение стихов перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк».

19 марта М. Ю. Лермонтов выехал из Петербурга в ссылку на Кавказ.

2 мая В журнале «Современник» напечатано стихотворение « Бородино ». май— август Лермонтов находится в Пятигорске на лечении, затем переезжает в Кисловодск.

11 октября Отдан высочайший приказ по кавалерии о переводе «прапорщика Лермонтова в лейб-гвардии гусарский полк корнетом».

1838 Через Москву М. Ю. Лермонтов приезжает в Петербург с Кавказа, в конце августа знакомится с семейством Карамзиных, где позднее читает «Демона».

1839 Опубликовано стихотворение «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал. »). В «Отечественных записках» напечатана «Бэла».

1840, 1 января Написано стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен. ». Февраль Дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом.

Апрель В. Г. Белинский посетил Лермонтова в ордонанс-гаузе. В письме к В. И. Боткину он пишет: «. вышли повести Лермонтова. Дьявольский талант. Глубокий и могучий дух. Как верно он смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного! О, это будет русский поэт с Ивана Великого! Чуднйя натура». На докладе по делу Лермонтова рукой Николая I написано: «Поручика
Лермонтова перевести в Тенгинский пехотный полк тем же чином ».

Май Отъезд Лермонтова из Петербурга в Москву. Прощальный вечер у Карамзиных. «Тучи».

9 мая В Москве Лермонтов присутствует на именинном обеде Гоголя в саду Погодина на Девичьем Поле. Лермонтов читал наизусть Гоголю отрывок из своей новой поэмы «Мцыри».

Июнь Отъезд на Кавказ. «Он уехал грустный. Ночь была сырая. Мы простились на крыльце» (Ю. Ф. Самарин).

Июль Лермонтов пишет А. А. Лопухину из Ставрополя, что едет в действующий отряд. Бой при р. Валерик. «Тенгинского полка, поручик Лермонтов во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик. несмотря ни на какие опасности, исполнил возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших солдат ворвался в неприятельские завалы».

Декабрь Рапорт гейерала А. В. Галафеева с приложением наградного списка и просьбой перевести Лермонтова «в гвардию тем же чином с отданием старшинства».

11 декабря Лермонтову предоставлен отпуск в С.-Петербург сроком на два месяца.

1841 Приезд Лермонтова в Петербург.

5 марта Отказано в награде за участие в экспедиции в Чечне.

Март Письмо В. Г. Белинского В. И. Боткину: «Лермонтов еще в Питере. Если будет напечатано его «Родина», «. что за вещь: пушкинская, т. е. одна из лучших пушкинских».

11 апреля Лермонтову сообщено предписание Генштаба покинуть в 48 часов Петербург и отправиться на Кавказ.

12 апреля На прощальном вечере у Карамзиных у Лермонтова был долгий сердечный разговор с Н. Н. Пушкиной. «Прощание их было самое задушевное. » (П. А. Плетнев).

Май М. Ю. Лермонтов и А. А. Столыпин приехали в Пятигорск, где подали рапорты коменданту о болезни и ходатайства о разрешении лечиться минеральными водами. Разрешение было получено.

8 июля Вечером Лермонтов и его друзья дали пятигорской публике бал в гроте Дианы.

13 июля Столкновение между Лермонтовым и Мартыновым на вечере в доме Верзилиных, Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль. Формальная причина— шутки и остроты Лермонтова.

15 июля Между 6 и 7 часами вечера у подножия горы Машук состоялась дуэль между Лермонтовым и Мартыновым. Гроза. Лермонтов убит. Поздно вечером тело поэта перевезено в Пятигорск.

16 июля Погребение на Пятигорском кладбище.

1842, апрель По просьбе Е. А. Арсеньевен гроб с прахом Лермонтова перевезен в Тарханы, где погребен в фамильном склепе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: