Женская лирика (Сочинение по творчеству А

Начало 20 века в русской литературы немыслимы без имен Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. Своим творчеством эти женщины-поэты не только украсили свое время, но и внесли, каждая по-своему, большой вклад в русскую поэзию. Их поэзия, как доказало время, вечно.
Поэзия Анны Ахматовой – это своеобразный гимн женщине. Так, в хрестоматийном стихотворении «Сжала руки под темной вуалью» очень эмоционально обрисовываются эпизоды жизни и любви героини. Ключевые детали стихотворения передают психологический настрой лирической героини, ее душевное состояние. В этом стихотворении отражено не только минутное настроение двух влюбленных людей, но и вечная трагедия расставания:
Как забуду? Он вышел, шатаясь.
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Через призму сердца Ахматова воспринимает не только любовь, но и все, что происходит рядом с ней. В поэме «Реквием» мы читаем скорбные строки:
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Нет, Анна Ахматова не говорит здесь о жестокости современного ей мира. Она не говорит об ужасных годах… Поэтесса рисует образ женщины, которая провела много времени у тюремных дверей, ожидая приговора …своему ребенку! И эта женщина не одна, их тысячи — с такой же искалеченной судьбой и израненными сердцами.
Время Великой Отечественной войны также оставило трагичный след в творчестве Ахматовой. Важно, что у нее иное видение войны, не похожее на других поэтов того времени. Поэтесса воспринимает ее, в первую очередь, как женщина, как мать:
Щели в саду вырыты,
Не горят они.
Питерские сироты,
Детоньки мои!
Перед нами другая сторона военного времени. Ахматова говорит о детях, так как нет ничего страшнее и ужаснее, чем боль ребенка:
Постучись кулачком – я открою
Я тебе открывала всегда…
Творчество Марины Цветаевой, по многим своим проявлениям, сложнее поэзии Ахматовой. Эта поэтесса считается одним из самых виртуозных художников слова начала 20 века. Ее язык, система средств художественной выразительности самобытна и нестандартна. Темы, проблемы, мотивы, которые Цветаева использует в своем творчестве, необычайно глубоки и серьезны.
Стихи поэтессы разнообразны по мотивам и во многом интуитивны. Однако, на мой взгляд, есть нечто, объединяющее все произведения Цветаевой, – ее трагическое мироощущение — «на разрыв», которое в полной мере отразилось в творчестве поэтессы.
Одной из ведущих тем лирики Цветаевой является тема родины, тема любви к отчему дому, Москве, России. Лишь в ранних стихах поэтессы (1916-1917 года) создается картина прекрасной страны: бесконечные дороги, багровые закаты и лиловые беспокойные зори. Позже в стихи Цветаевой вошла война, мировая, а затем гражданская. В этот период жалость и печаль переполняли ее творчество:
Бессонница меня толкнула в путь.
— О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой! –
Сегодня ночью я целую в грудь
Всю круглую воюющую Землю.
К революции 1917 года Цветаева относилась сложно. Поэтесса не могла принять и простить той крови, которая проливалась.
Стихотворения Цветаевой о любви невозможно спутать с ничьими другими. Они очень пронзительны и тонки. Лирическая героиня вся отдается своему чувству, живет и дышит только им:
Не властвовать!
Без слов и на слово –
Любить…Распластаннейшей
В мире – ласточкой!
Не могла поэтесса обойти своим вниманием и тему поэта и поэзии. В осмыслении этой темы она следует традициям русских классиков: Пушкина, Лермонтова, Тютчева. По мнению Цветаевой, вдохновение – единственный повелитель поэта. Оно приходит к нему в облике огненного всадника: «С красной гривою свились волоса… Огневая полоса – в небеса!».
По мнению Цветаевой, дорога поэта в мире нелегка. Его не понимает и не принимает эгоистичная и слепая толпа. Обыватели погрязли в быту, своих приземленных интересах и проблемах.
Кроме того, поэт, по Цветаевой, неподвластен суду: «Я не судья поэту, И можно все простить за плачущий сонет!». Поэта не в состоянии оценить читатели, поэтому они не могут его судить. Поэт мыслит по-своему: «тьма» поэта не всегда означает зло, а высота – добро. Но оценить это сможет только время…
Начало 20 века подарило русской литературе два гениальных имени – Ахматова и Цветаева. Творчество этих женщин самобытно и оригинально, разительным образом отличается друг от друга. Однако есть то, что родним этих великих поэтов – глубокая человечность, преданность своему «женскому» естеству, огромная любовь к Родине.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Особенности мироощущения Ахматовой и Цветаевой

С именами А. Ахматовой и М. Цветаевой связана целая страница в истории русской поэзии. Две поэтессы стали первыми женщинами, которые за весь литературный процесс обрели свое право на голос.

Благодаря творчеству этих поэтесс, женщина из предмета, на которого было направлено поэтическое чувство, обрела статус самостоятельного лирического героя, вместе со своими переживаниями, мыслями и мироощущением. Несмотря на то, что Ахматова и Цветаева творили в одной эпохи, творческая манера каждой из них кардинально отличались.

Каким мы видим творчество Ахматовой? В первую очередь, это строгая манера изложения мыслей, даже в лирических произведениях. Ахматова – литературный боец, который в каждом своем стихе поднимает эпохальные вечные темы. Именно за это Анну Андреевну называют не иначе как женщина – поэт.

В отличие от нее, Марина Цветаева все же больше констатировала факты и выражала свои чувства в лирических произведениях. Поэтесса не стремилась изменить мир и пойти наперекор действительности, о чем ярко свидетельствуют даже обстоятельства ее смерти.

А. Ахматова «Смятение»

Стихотворение А. А. Ахматовой «Смятение» ярко показывает то, что даже в любовных отношениях автор боится быть покоренной кем-то. В своем возлюбленном она чувствует опасность, которую могут повлечь любовные отношения с ним.

Мы видим, что лирическая героиня все же была права: после расставания с любимым человеком она почувствовала себя свободной и счастливой. Читая стихотворения, мы понимаем, героиня вступает в борьбу с собственными чувствами, боится оставить ситуацию без контроля и тем самым обрести свою духовную погибель.

А. Ахматова «Мне голос был»

В своем произведении «Мне голос был» А. Ахматова описывает свои собственные размышления о революционных событиях в России. Поэт понимает, что для сохранения душевного спокойствия ей лучше всего покинуть свою родину навсегда, таким образом, освободивши себя от наблюдения падения некогда могущественного государства.

Однако, словно, вступая в спор с самой собой, Ахматова решает остаться в России, несмотря ни на что. Для избегания соблазна она закрывает уши, чтобы не слышать голоса, который уговаривает ее бросить страну.

Стихотворение открывает читателю всю сущность Ахматовой – борца, ее неспособность сдаваться перед препятствиями.

А. Ахматова «Вижу выцветший флаг над таможней. »

В данном стихотворении А. Ахматова передает читателю свою ностальгию по юности. Она мечтает опять вернуться в озаренное романтикой и верой в будущее детство.

Однако создание простого лирического текста не свойственно Ахматовой, в конце стиха мы видим всю суть произведения: поэт разочарована в гнилых личностях, с которыми она столкнулась во взрослой жизни и мечтает вернуть свою юность, чтобы вселить в свою душу веру в честных людей.

М. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано. »

Главной темой стихотворения «Моим стихам, написанным так рано. » является тема творчества поэтессы. Цветаева рассказывает читателю, что все стихи, которые были созданы ею, по сути, никому не нужны, однако придет момент, когда они станут востребованными для общества.

В произведении ярко прослеживается особенность мироощущения поэтессы: она отождествляет свое творчество с собой. Даже понимая то, что из-за своей духовной слепоты, люди отторгаю т ее саму, и ее стихи, Цветаева не жалуется на судьбу, и не принимает радикальных и смелых решений, чтобы ее каким-то образом изменить.

М. Цветаева «Вчера еще…»

В своем стихотворении поэтессы описывает расставание лирической героини со своим любимым человеком. Мы видим, как она пытается выяснить у него, что именно послужило причиной расставания. Героиня корит себя в том, что случилось, просит прошения за грехи, которых не совершала.

Сравнивая два лирических произведения – «Смятение» Ахматовой и «Еще вчера» Цветаевой, мы можем уловить разницу в мироощущении поэтесс. Ахматовой свойственно воспринимать отношения как двухстороннее взаимодействие, Цветаева рассматривает их более субъективно.

Так Марина Игоревна в своем произведении перекладывает всю вину в расставании на себя, Ахматова наделяет статусом «виновных» обстоятельства.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Ахматова и Цветаева: великие поэтессы России и их судьбы
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspАвтобиография Твардовского и история поэмы «Василий Теркин»

Все неприличные комментарии будут удаляться.

«Два сильных крыла расправляют нам спины,
Величие Анны, мятежность Марины…»

Серебряный век русской поэзии славен блистательными именами поэтов, но всё же особое место отведено двум именам — Марина Цветаева и Анна Ахматова. Они обладали ярким талантом, ничуть не уступали по мощи своего дарования мужчинам, поэтому, вероятно, обе они не жаловали слово «поэтесса»… Они были разные… Они прожили жизнь по-разному. Но каждой из них пришлось испить свою чашу страданий.

Ахматова (Горенко) родилась 23 июня 1889 года в пригороде Одессы, в семье морского инженера. Потом семья Горенко переехала под Петербург: сначала в Павловск, потом — в Царское Село. В 1905 г. после развода родителей Ахматова с матерью переехала в Евпаторию. В 1906 — 1907 гг. она училась в выпускном классе Киевской Фундуклеевской гимназии, в 1908 — 1910 гг. — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов, потом продолжила образование на Высших историко-литературных курсах Раева в Петербурге.

Марина Цветаева родилась 8 октября 1892 года в Москве, в семье профессора. Детство провела в Москве, в Тарусе, в швейцарских и немецких пансионах, в Ялте: их мама, Мария Александровна, болела туберкулезом, семья часто переезжала, чтобы она могла продолжить лечение. Именно мать учила Марину музыке — она хотела видеть дочь пианисткой. Но девочку влекла поэзия…Когда Марине не было ещё четырнадцати, а её младшей сестре Асе двенадцати лет, мать умерла от чахотки.

Ещё в юном возрасте на Анну Горенко обратил внимание будущий поэт Николай Гумилев. Пройдёт время, и он сделает ей предложение, и не один раз. Сначала она отказывала, она не любила его, но в 1910 году замуж за него все-таки вышла. Счастливым этот брак так и не стал. Ведь оба были личностями, оба были поэтами. Каждый хотел быть сам по себе.

Марина Цветаева, ещё будучи гимназисткой, успела написать множество стихов. В 1910 году Цветаева уже выпустила в свет первый стихотворный сборник: «Вечерний альбом», одним из рецензентов этого сборника был Максимилиан Волошин. А в следующем, 1911 году, в Коктебеле познакомилась со своим будущим мужем — Сергеем Эфроном. Ей было восемнадцать лет, ему — семнадцать. Это был союз на всю жизнь, несмотря на многие сложности их отношений.

В 1912 году вышел сборник стихов Анны Ахматовой «Вечер» (её предки носили фамилию Ахматовы, отсюда и псевдоним). Осенью того же года у Ахматовой и Гумилева родился сын Лев. Четырёхлетнему Льву адресованы строки Марины Цветаевой (см. Приложение №1).

1912 год знаменателен и для Марины Цветаевой. Она соединяет свою судьбу с Сергеем Эфроном; осенью появляется на свет их дочь Ариадна; и в этом же году — выходит вторая книга стихов «Волшебный фонарь». Рождение дочери было большой радостью для Марины. Она нарекла её именем античной героини – Ариадны. Юная мать посвятила ей удивительные строки (см. Приложение №2). Ахматова обладала поразительной внешностью. Современник, поэт Георгий Адамович, вспоминает: «Теперь, в воспоминаниях о ней, ее иногда называют красавицей: нет, красавицей она не была. Но она была больше, чем красавица, лучше, чем красавица.

Никогда не приходилось мне видеть женщину, лицо и весь облик которой повсюду, среди любых красавиц, выделялся бы своей выразительностью, неподдельной одухотворенностью, чем-то сразу приковывавшим внимание. Позднее в ее наружности отчетливее обозначился оттенок трагический. когда она, стоя на эстраде. казалось, облагораживала и возвышала все, что было вокруг. Бывало, человек, только что ей представленный, тут же объяснялся ей в любви».

О Марине Цветаевой с большой любовью написала её дочь, Ариадна Сергеевна Эфрон: «она была небольшого роста, очень тонкая, казалась подростком, девочкой мальчишеского склада… стройная… шаги стремительные лёгкие мальчишечьи. В ней была грация, ласковость, лукавство… Лёгкая она была… Всю жизнь подтянутая, аккуратная…она носила платьица, являвшие тонкость талии и стройность фигуры… Глаза у мамы были без малейшей серизны, ярко-светло-зелёные. Как крыжовник или виноград (их цвет не менялся и не тускнел всю жизнь)».

к 125-летию
со дня рождения
А. А. Ахматовой

Автор статьи – заведующая отделом научно-информационной работы КРУ КЭИКЗ «Киммерия М. А. Волошина» Марина Жарикова.

Статья впервые опубликована в газете «Крымские известия», № 135 (5546) от 5.07.2014 года и «Литературная газета + курьер культуры», №13-14 (160-161) от 11.09. 2014 года.

Имя ребенка — Лев,
Матери — Анна.
В имени его — гнев,
В материнском — тишь.

Волосом он рыж
— Голова тюльпана! —
Что ж, осанна
Маленькому царю…

Девочка! — Царица бала!
Или схимница — Бог весть!
— Сколько времени? Светало
Кто-то мне ответил: шесть.

Чтобы тихая в печали,
Чтобы нежная росла,-
Девочку мою встречали
Ранние колокола.

Экскурсия по залам музея Уголки цветаевского Крыма Гости цветаевского дома
—Феодосия Цветаевых
—Коктебельские вечера
—Гостиная Цветаевых
—Марина Цветаева
—Анастасия Цветаева
— «Я жила на Бульварной» (АЦ)
—Дом-музей М. и А. Цветаевых
—Феодосия Марины Цветаевой
—Крым в судьбе М. Цветаевой
—Максимилиан Волошин
—Василий Дембовецкий
— —Константин Богаевский
—Литературная гостиная
—Гостевая книга музея
Жизнь и творчество сестёр Литературный мир Цветаевых Музей открытых дверей
—Хронология М. Цветаевой
—Хронология А. Цветаевой
—Биография М. Цветаевой
—Биография А. Цветаевой
—Исследования и публикации
—Воспоминания А. Цветаевой
—Документальные фильмы
—Цветаевские фестивали
—Адрес музея и контакты
—Лента новостей музея
—Открытые фонды музея
—Музейная педагогика
—Ссылки на другие музеи

© 2011-2018 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)

Музей Марины и Анастасии Цветаевых входит в структуру Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина»

maxsochinenie.ru

2020 Copyright. All Rights Reserved.

The Sponsored Listings displayed above are served automatically by a third party. Neither the service provider nor the domain owner maintain any relationship with the advertisers. In case of trademark issues please contact the domain owner directly (contact information can be found in whois).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: