Лермонтов М — Кинжал (

В стихотворении звучит клятва: ”Да, я не изменюсь и буду тверд душой, как ты, как ты, мой друг железный.” Притом эта клятва дана женщине, которая и преподнесла ему этот кинжал:” Лилейная рука тебя мне поднесла, в знак памяти, в минуту расставанья…”

Из воспоминаний Н. Николадзе мы узнаем, что Лермонтов и Одоевский, находясь в Грузии, часто беседовали с вдовой Грибоедова, Ниной, ходили на могилу бессмертного творца “Горя от ума”. Нина была тронута их вниманием и в знак благодарности подарила каждому из них по кинжалу из коллекции своего отца и мужа. Лермонтов был очень тронут таким подарком и на следующий день прочел Николозу Бараташвили “первый вариант своего “Кинжала”, который несколько отличался от более позднего,окончательного текста. Так, общение с замечательной семьей Чавчавадзе оказало большое влияние на развитие творчества поэта.

Люблю тебя, булатный мой кинжал,
Товарищ светлый и холодный.
Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
На грозный бой точил черкес свободный.

Лилейная рука тебя мне поднесла
В знак памяти, в минуту расставанья,
И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла,
Но светлая слеза — жемчужина страданья.

И черные глаза, остановясь на мне,
Исполнены таинственной печали,
Как сталь твоя при трепетном огне,
То вдруг тускнели, то сверкали.

Ты дан мне в спутники, любви залог немой,
И страннику в тебе пример не бесполезный:
Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный.

читает Михаил Царев
Михаи́л Ива́нович Царёв (18 ноября 1903, Тверь, — 10 ноября 1987, Москва) — советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, мастер художественного слова (чтец). Народный артист СССР (1949). Герой Социалистического Труда (1973).

Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 октября [15 октября] 1814, Москва — 15 июля [27 июля] 1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшее насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы. Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX вв. Драматургия Лермонтова имела огромное влияние на развитие театрального искусства. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинной кладезью для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.

Пленный рыцарь (Лермонтов)

← Соседка Пленный рыцарь («Молча сижу под окошком темницы…»)
автор Михаил Юрьевич Лермонтов (1814—1841)
Расписку просишь ты, гусар. →
См. Стихотворения 1840 . Дата создания: 1840, опубл.: 1841 [1] . Источник: Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений в 2 томах. — Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1989. — Т. 2. Стихотворения и поэмы. 1837—1841. — С. 51. • №387 (ПСС 1989)

Авторские и издательские редакции текста [ править ]

  • Пленный рыцарь // Иллюстрированное полное собрание сочинений в 6 т. 1914-15. T.3, 1914 (дореформенная орфография)
  • Пленный рыцарь // Полное собрание стихотворений: В 2 т., 1989. Т.2
  • Пленный рыцарь // Полное собрание стихотворений: В 2 т., 1989. Т.2 (Ё)


Молча сижу под окошком темницы,
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песни во славу любезной:
Помню я только старинные битвы,
Меч мой тяжёлый да панцирь железный.

В каменный панцирь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время — мой конь неизменный,
Шлема забрало — решётка бойницы,
Каменный панцирь — высокие стены,
Щит мой — чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронёю мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя, —
Слезу и сдёрну с лица я забрало.

Март или апрель 1840?

Примечания [ править ]

  • 387. ОЗ. 1841, № 8. — — Печ. по копии ПД, тетр. 15. Датируется предположительно 1840 г. Ст-ние завершает тюремную тему в творчестве Лермонтова и, скорее всего, написано в марте-апр. 1840 г., когда поэт находился под арестом за дуэль с Э. де Барантом. Э. Герштейн относит ст-ние к 1841 г. на том основании, что оно объединено со ст-ниями этого времени темой смерти (№ 406, 414 и др.). Однако к этой теме Лермонтов обращался и в 1840 г. (№ 392 — «Благодарость»; № 399 — «Завещание»). Едва ли ст-ние написано в первые месяцы 1841 г., когда Лермонтов был в отпуске в Петербурге (до 14 апр.): ст-ния более позднего периода вошли в зап. кн., где автографа «Пленного рыцаря» нет.

    ↑ Впервые — в журнале «Отечественные записки», 1841, том XVII, № 8, отд. III, с. 268.
    Комментарий:

    В соответствии с п. 4 части 6 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер не являются объектами авторских прав.

    О стихах Лермонтова

    сочинение

    Боюсь не смерти я. О нет!
    Боюсь исчезнуть совершенно.
    Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
    Когда-нибудь увидел свет

    Уже ранние стихи М. Ю. Лермонтова напоминает , полный размышлений о жизни и смерти , о добре и зле , о смысле бытия, о любви и верности , о прошлом и будущем.

    Редеют бледные туманы
    Над бездной смерти роковой,
    И вновь стоят передо мной
    Веков протекших великаны

    В юности он мечтал о жизни светлой и прекрасной. Рисовал в своём воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли. Они верны клятве и способны погибнуть за родину, за идею, за верность самим себе. В окружающей жизни их не было, и Лермонтов наделял их собственными чертами, своими мыслями, характером, своей волей. Таков Мцыри – «любимый идеал поэта», таков и лирический герой стихотворения «Парус»

    …. А он, мятежный, просит бури,
    Как будто в бури есть покой.

    То общество, с которым Лермонтов был связан по рождению и воспитанию, стало для него олицетворением лжи, жестокости, лицемерия, бездуховности.

    …Мелькают образы бездушных людей,
    Приличьем стянутые маски, —

    Пишет он в стихотворении «1–е января». Именно поэтому на последующем творчестве поэта лежит печать разочарования и одиночества, а в некоторых произведениях звучат даже мотивы обречённости. Лермонтов был всегда предельно искренен, никогда не скрывал, не маскировал своих чувств:

    О, как мне хочется смутить весёлость их
    И дерзко бросить им в глаза железный стих,
    Облитый горечью и злостью!…

    Поэт воспринимает современную ему Россию как «страну рабов, страну господ», как царство произвола, мглы. Его самого остро ранило непонимание сверстников, злоба врагов, но всего более — «друзей клевета ядовитая». Все это усиливало трагический характер его поэзии:

    И скучно и грустно, и некому руку подать
    В минуту душевной невзгоды…
    Желанья. что пользы напрасно и вечно желать?…
    А годы проходят – все лучшие годы!
    … И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —
    Такая пустая и глупая шутка….

    Причем Лермонтов не был мрачным отрицателем жизни. Он любил её страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к подвигу. «Так жизнь скучна, когда боренья нет!» — восклицал он. Смысл жизни Лермонтов ярко выразил в словах:
    … жажда бытия
    Во мне сильней страданий роковых

    Лермонтов написал много прекрасных стихотворений о любви к природе, к Родине. Он любил «её степей холодное молчанье, её лесов безбрежных колыханье, разливы рек её, подобные морям», любил русский народ, понимал его страдания, писал о «печальных русских деревнях». Лермонтов подчеркивал, что прежде всего в общении с родной природой и с Богом человек обретает счастье.
    Поэт спорит с тем, кто не верит в любовь, он признаёт её сильнейшим и благотворным чувством, возвышающем душу.
    Несмотря на все разочарования, какие Лермонтов пережил в жизни, он верил, что «мир для счастья сотворен», он называл надежду «богом грядущих дней»

    Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен. » (восприятие, истолкование, оценка)

    Поэзия Лермонтова заключает в себе тончайший лиризм и гражданскую страсть, небывало глубокое проникновение во внутренний мир человека и в жизнь общества, протест и гармонию, нежность и силу. «Боже мой! Какой роскошный талант! Право, в нем таится что-то великое», — говорил Белинский, оценивая раннее творчество Михаила Юрьевича, и не ошибся!

    Лермонтовская поэзия, выставляя на всеобщее обозрение внутреннюю жизнь человека этой эпохи, тем самым проясняла источники его страданий, указывала на современную общественную действительность, уродующую и искажающую человеческую личность.

    Стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен…» было написано по поводу новогоднего бала-маскарада. Поэт воссоздает картину высшего общества, которое он презирает:

    Как часто пестрою толпою окружен,

    Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

    При шуме музыки и пляски,

    При диком шепоте затверженных речей,

    Мелькают образы бездушные людей,

    Приличьем стянутые маски…

    Лирическому герою крайне неприятен и чужд этот псевдомир пустых людей. Это он подчеркивает такими эпитетами, как «при диком шепоте затверженных речей», «образы бездушные людей», «приличьем стянутые маски». Поэт как бы абстрагируется, находится вне окружающей суеты.

    Ничего, кроме скуки и отвращения, не испытывает автор к людям «высшего света». Женщины на этом балу внешне красавицы, а внутренне похожи на кукол-марионеток. Их нарочито небрежная кокетливость способна лишь только раздражать лирического героя. Каждый их жест давно отрепетирован перед зеркалом и не содержит в себе ни капли живых эмоций. Руки этих женщин «давно бестрепетны», не знают ни волнения чувств, ни смущения. Ничто в этом мире не способно их удивить. Эти городские красавицы знают себе цену и ложно предполагают, что никто не способен устоять перед их «очарованием». Но нашему герою скучно среди них. И вот в своих мыслях он уносится в родные, милые его сердцу края. В воспоминаниях он видит Тарханы, где провел детство:

    И если как-нибудь на миг удастся мне

    Забыться, — памятью к недавней старине

    Лечу я вольной, вольной птицей;

    И вижу я себя ребенком; и кругом

    Родные все места: высокий барский дом

    И сад с разрушенной теплицей…

    Здесь идет явное противопоставление бездушного мира высшего общества истинно живой природе:

    В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

    Глядит вечерний луч, и желтые листы

    Шумят под робкими шагами.

    Этот край безмерно дорог Лермонтову своей простотой и живостью. Автору чужда мишура окружающих его людей. Его душа тянется к естественности и искренности, давно забытым в «высшем свете». Природа не может играть, лукавить, лицемерить, обманывать ради собственной выгоды или в угоду мелкому тщеславию. И идеал его возлюбленной подобен по своей естественности природе:

    Люблю мечты моей созданье

    С глазами, полными лазурного огня,

    С улыбкой розовой, как молодого дня

    За рощей первое сиянье.

    Для того, чтобы описать это светлое видение, автор использует эпитет «с глазами, полными лазурного огня», сравнивает улыбку с «молодым днем». Это одухотворенная красота неискушенного создания. Через образы природы автор раскрывает нам этот идеал. Тем самым он еще раз подчеркивает всю пошлость окружающих его на балу людей.

    Но вот видение рассеивается, и он вновь оказывается среди ненавистной ему толпы:

    Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,

    И шум толпы людской спугнет мечту мою,

    На праздник незваную гостью,

    О, как мне хочется смутить веселость их

    И дерзко бросить им в глаза железный стих,

    Облитый горечью и злостью.

    Мечтания, живые, свежие мысли чужды на этом балу лицемерия, глупости, интриги, пустой самонадеянности. Очнувшись, автор еще острее видит всю пустоту окружающих людей. Усиливается его неприятие чуждого ему мира «высшего общества». Его чистые мечты, светлые воспоминания детства внезапно рассеиваются, лирического героя вырывают из естественного мира природы, и он уже не может выносить удушающую атмосферу вечной игры. Ему хочется «дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью!…», тем самым покончить с их пошлым самолюбованием.

    Стоит заметить, что стихотворение отличается кольцевой композицией. Произведение начинается и заканчивается описанием картины «высшего света». В середине же мы видим, как лирический герой переносится в детство, снова окунается в естественный мир гармонии. Для этого стихотворения характерно сочетание двух контрастных мотивов – элегии и сатиры.

    Мертвенный мир светского общества, как безлюдная пустыня, лишает человека душевных сил. Там немощность и ветхость прячутся под румянами, а разврат, напудренный и набеленный, выступает в качестве добродетели. Здесь невозможно сохранить «пламень чувств» и «веру гордую в людей и жизнь иную». Для того, чтобы не потерять высокие человеческие чувства, надо было встать в героическую позицию человека, порывающего со средой, нужна была внутренняя готовность к свободе от окружающего общества.

    Стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен…», как справедливо заметил один из современных Лермонтову критиков, «считается жемчужиной в поэтическом венце Лермонтова».

    0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен. » (восприятие, истолкование, оценка)

    Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock detector