Жанр произведения полтава пушкина

Тест: определите жанр произведения.
Страница для повторения материала
(Чтобы прочитать ответ в окошке, наведите курсор на вопрос)

Жанр (от фр. genre – род, вид) – форма, в которой проявляются основные роды литературы, т.е. эпос, лирика, драма, в их разновидности. Например, в эпосе – былина, сказка, роман, повесть и т.д., в драме – комедия, драма, трагедия и т.д., в лирике – послание, элегия, эпиграмма, песня.

Сюжеты исторических произведений Пушкина

Вскоре после окончания «Бориса Годунова» Пушкин задумал создать ряд новых драматических произведений на сюжеты из самых разных исторических эпох и жизни разных народов. Еще во время ссылки в Михайловском в его творческом сознании возникли замыслы нескольких пьес. Три из них получили необычайно стремительное воплощение: за две недели Пушкиным были окончены «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и еще через день четвертая из «маленьких трагедий» — ‘Пир во время чумы».

Если в «Борисе Годунове» Пушкина преимущественно интересовали большие исторические события, «судьба народная», то в «маленьких трагедиях» поэт сосредоточивается на «судьбе человеческой» — глубочайшем психологическом анализе человеческой души, охваченной всепоглощающей, но эгоистической и потому разрушительной страстью: скупостью, завистью, чувственностью. В качестве носителей этих страстей Пушкин берет натуры незаурядные, людей большого ума, огромной силы воли. Но поскольку страсти, ими владеющие, носят резко индивидуалистический, сугубо эгоистичный характер, они неизбежно влекут их на стезю злодейств и преступлений.

Скупой рыцарь воздвигает здание своего бесплодного могущества страшной ценой человеческих слез, крови и пота.

Сальери — этот «жрец» «чистого искусства», страстно любящий музыку, однако не ради того, что она несет людям, а ради нее самой, — злодейски убивает Моцарта, тщетно пытаясь оправдать в своих собственных глазах это убийство тем, что оно якобы осуществляется во имя восстановления попранной справедливости, во имя спасения искусства. В то же время именно незаурядность натуры сообщает образам Скупого рыцаря и Сальери подлинно трагическую силу. Особенно выразителен образ барона Филиппа. Ужасающая — «демоническая» — фигура средневекового рыцаря-ростовщика с его беспощадностью, попранием в себе всех человеческих чувств и стремлений, ненасытной алчностью, безумными мечтами о безраздельном господстве над миром вырастает в зловещий образ-символ: олицетворение «века-торгаша», как Пушкин назвал свою современность.

Главный герой «Каменного гостя» — легендарный испанский соблазнитель — является одним из так называемых вечных литературных образов, который подвергался неоднократной разработке в различных литературных произведениях и до и после Пушкина. Тем рельефнее выступает оригинальность и своеобразие пушкинской трактовки характера Дон Гуана. Его герой, любящий жизнь и ее наслаждения и смело играющий со смертью, веселый, предприимчивый, беспечно-дерзкий и всегда влюбленный, вызывает невольную симпатию, и не только со стороны обольщенных им женщин. При всей мужественности Дон Гуана есть в нем и какая-то пленительная детскость. «Я счастлив! Я счастлив, как ребенок!» — в восторге восклицает он, добившись у Анны согласия на свидание.

Однако в своем беспечном и бездумном эгоизме, в готовности обнять весь мир только потому, что сам он чувствует себя до краев переполненным счастьем, Дон Гуан совершает тягчайшее нравственное преступление: зовет статую убитого им Командора прийти к дому своей вдовы и стать у двери на часах, пока он, его убийца, будет наслаждаться ее ласками. Так вскрывается Пушкиным глубочайшая аморальность эгоистического донжуанства.

Пафос четвертой «маленькой трагедии» — «Пира во время чумы» — торжество человеческого духа над смертью. В песне Мери с исключительной силой выражена чистота и самоотверженность большого женского чувства. Гимн председателя пира — Вальсингама исполнен упоения борьбой, непреклонного мужества, смело бросающего вызов всему, что грозит человеку гибелью. Но перед лицом смертельной угрозы Вальсингам, как и Дон Гуан, становится на путь эгоистических, чувственных услад, особенно обостряемых близостью смерти. И в этой «маленькой трагедии» нет никакого морализирования. Вальсингам отклоняет традиционную (ре лигиозную) стезю: не идет за священником. Но «глубокая задумчивость» председателя, которой завершается «Пир», особенно знаменательна.

Раскрывая характеры с исключительной широтой, разнообразием и углубленностью, которые так восхищали его в Шекспире, поэт еще больше конденсирует «узкую форму» трагедии классицизма. В этих тесных рамках он с захватывающим драматизмом и исключительной глубиной развертывает трагедию души, одержимой страстью, которая поднята на высоту идеи, и идеей, которая приобрела всю силу страсти. В дальнейшем становлении и развитии русского реализма «маленьким трагедиям» принадлежит выдающаяся роль. В них заключено основополагающее начало того проникновенного и бесстрашного анализа диалектики человеческой души, который составит одну из сильнейших сторон последующего русского реализма. Этот опыт затем освоили и развили в своих романах Толстой и особенно Достоевский.

Пушкину, пожалуй, как никому другому из русских писателей, была свойственна способность с исключительным художественным проникновением «описывать совершенно сторонний мир», говоря словами Белинского, «быть как у себя дома во многих и самых противоположных сферах жизни», рисовать природу и нравы даже никогда не виданных им стран. Каждая из «маленьких трагедий» отличается своей отчетливо выраженной национальной окраской. В то же время их объединяет «истинная национальность» Пушкина, который, изображая «сторонний мир», «глядит на него глазами своей национальной стихии».

Знаменитые слова Белинского об «энциклопедии русской жизни» можно отнести ко всему творчеству А. С. Пушкина. Белинскому вторит и А. Григорьев: «Пушкин — наше все». Пушкин и тончайший лирик, и философ, и автор увлекательных романов, и учитель гуманизма, и историк. Для многих из нас интерес к истории начинается с чтения «Капитанской дочки» или «Арапа Петра Великого». Гринев и Маша Миронова стали не только нашими спутниками и друзьями, но и нравственными ориентирами.

Так получилось, что мое знакомство с героями В. Скотта, самоотверженным Айвенго, отважным Квентином Дорвардом, благородным Робом Роем состоялось позже чтения Пушкина, и мне радостно было находить в них сходство с любимыми героями нашего гения.

Но пушкинское наследие более многогранно в жанровом отношении. Не только ориентированные на историческое предание баллады и исторические романы (излюбленные жанры «шотландского чародея») встречаем мы в творчестве нашего писателя. Исторической теме посвящены и поэмы («Полтава», «Медный всадник»), и драмы («Борис Годунов», «Пир во время чумы», «Скупой рыцарь», «Сцены из рыцарских времен»), и лирика (ода «Вольность», сатирические «Сказки», «Бородинская годовщина»). Пушкин выступил и как автор исторических исследований. Его перу принадлежат «История Пугачева», «История Петра» и разнообразные исторические заметки. Интерес к истории у Пушкина был неизменным, но на различных этапах творческого пути историческая тема разрабатывалась им в разных жанрах и разных направлениях.

Под знаком романтизма проходит петербургский период и период южной ссылки. Произведения этой поры проникнуты чувством гордости за великий исторический путь России и романтическим культом великого человека.

Уже лицейское стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», отмеченное печатью сентименталистской и классицистической поэтики, представляет собой вдохновенный гимн России и ее военной славе. Здесь упоминаются «Орлов, Румянцев и Суворов, / Потомки грозные славян», воспевается победа над Наполеоном («И вспять бежит надменный галл»).

Классицистическая традиция в изображении исторических событий продолжается в оде «Вольность», написанной в петербургский период. В этом произведении Пушкин как бы бросает взгляд на всю мировую историю:

  • Увы! куда ни брошу взор
  • Везде бичи, везде железы.
  • Законов гибельный позор,
  • Неволи немощные слезы.

«Гибельный позор» (то есть зрелище) трагической истории разных народов — следствие пренебрежения к нравственному «Закону». «Печать проклятия» лежит на тиранах и на рабах. Восемнадцатилетний Пушкин дает завет потомкам:

  • Лишь там над царскою главой
  • Народов не легло страданье,
  • Где крепко с Вольностью святой
  • Законов мощных сочетанье.

Эта тема будет продолжена в «Капитанской дочке», одном из последних произведений Пушкина. Автор не приемлет «русский бунт — бессмысленный и беспощадный». В оде «Вольность» он одинаково порицает и бунт «галлов», и заговорщиков, убивших Павла I, и тирана Калигулу, и всех «самовластительных злодеев».

«Клии страшный глас» обогащается в лирике Пушкина и сатирическими оттенками. «Сказки» («Ура! В Россию скачет. ») написаны, конечно, на злободневную тему, но на этом стихотворении лежит отсвет библейской истории. Пушкин высмеивает Александра I, «властителя слабого и лукавого», его рождественские обещания России. Молодой поэт ставит проблему истинного человеческого величия, он рассматривает исторических деятелей через призму нравственного закона и гуманизма. Эта мысль получила дальнейшее развитие в «Войне и мире» Л. Н. Толстого.

В «Борисе Годунове» впервые у Пушкина историческая тема представлена в реалистическом ключе. Первая русская реалистическая трагедия, написанная в 1825 году, заканчивается знаменитой ремаркой: «Народ безмолвствует». Все персонажи оцениваются в трагедии с точки зрения народа. В этом Пушкин продолжает традиции Шекспира, что и подчеркивается даже строением стиха. Как и в шекспировских трагедиях, в «Борисе Годунове» используется белый пятистопный ямб, имеются также и прозаические вставки.

Историческая тема разрабатывается Пушкиным и в других драматических произведениях. Однако не летопись и не события русской истории послужили основой для знаменитых маленьких трагедий. В них использованы предания и традиционные западноевропейские сюжеты. Историческая основа интересует Пушкина прежде всего своей психологической стороной. Так, психологически возможным считал он отравление Моцарта его другом Сальери. Маленькие трагедии на примерах из истории доказывают, что «гений и злодейство две вещи несовместные».

Это только кажется, что летописные и легендарные сюжеты Пушкин разрабатывает подчеркнуто бесстрастно. Рассмотрим «Песнь о вещем Олеге». Почему погибает князь, такой могущественный и уверенный в себе? По канонам романтического жанра баллады («Песнь о вещем Олеге» написана в 1822 году Пушкиным-романтиком) герой погибает в трагической схватке с судьбой, роком. Но в этом произведении можно увидеть и будущего Пушкина-реалиста, не боявшегося «могучих владык», потому что не они вершат историю, а народ, чьим «эхом» был «неподкупный голос» поэта.

Одним из самых сложных неоднозначных образов в произведениях Пушкина, посвященных историко-психологической теме, является образ Петра I. Это, безусловно, самая главная фигура в галерее «владык», «венцов» и «тронов» в пушкинском творчестве. Петр I является одним из центральных героев поэмы «Полтава». Возвеличивая Петра I, рассказывая о героических событиях русской истории, Пушкин не забывает, однако, о моральном, гуманном аспекте исторической темы. Жертвой истории оказывается несчастная Мария Кочубей.

Так, в другом, уже прозаическом произведении Пушкина («Арап Петра Великого»), его первом историческом романе, Петр I не только «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник», как в «Стансах», но и заботливый друг, великодушный человек, идеал монарха и семьянина. К сожалению, роман не был закончен, тема Петра в этом освещении не получила дальнейшего развития. Но в 1833 году она нашла свое продолжение в новом стихотворном произведении.

Это самая загадочная поэма Пушкина, которая называется не по имени Петра и не по топониму, как «Полтава», а перифразой. Это поэма «Медный всадник». Вспоминаются еще два таких названия произведений Пушкина, сходных и по сюжету. Кульминационным моментом в них является оживление статуи (статуэтки), отнимающей возлюбленную у героя. В «Медном всаднике», «Каменном госте» и «Сказке о золотом петушке» действие происходит в реальной (Петербург, «Мадрид») или вымышленной столице. Герой, бросивший вызов загадочной стихии или мистической силе, погибает. Создавая «Медного всадника», Пушкин основывался на нескольких преданиях о тени Петра I, являющейся в Петербурге то Павлу I, то А. Голицыну. Жители Петербурга, верившие этим легендам, считали, что ничто не угрожает их городу, пока в нем стоит памятник Петру. Тема Петра переходит в тему российской государственности, и обращение к истории как бы высвечивает будущее России.

Апокалиптическая картина наводнения и гибнущего «Петрополя» служит предупреждением потомкам. Петр I, сотворивший Петербург, как библейский Бог (недаром во вступлении к поэме местоимение «Он», отнесенное к государю, написано с большой буквы, как в Библии), «Россию поднял на дыбы». Показывая конфликт государства и личности, Пушкин завершает поэму вопросом:

  • Куда ты скачешь, гордый конь,
  • И где опустишь ты копыта?

Впоследствии символом исторического пути России в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя станет фантастический полет тройки коней, традиция будет продолжена А. Блоком в цикле «На поле Куликовом».

Итогом размышлений Пушкина над историей, ролью личности и народа в ней, нравственным смыслом исторических событий стала главная, на мой взгляд, книга Пушкина, работа над которой была завершена в 1836 году. «Капитанская дочка» вышла в свет за месяц до смерти автора. Своеобразие пушкинской исторической прозы недооценили современники. По мнению Белинского, в «Капитанской дочке» изображены «нравы русского общества в царствование Екатерины», характер же Гринева критик называет «ничтожным, бесцветным».

Жанр произведения полтава пушкина

Жанр поэмы. “Полтава” (1828)

Эта историческая поэма продолжала тему Петра I, начатую “Стансами” и продолженную в написанном вслед за ними романе “Арап Петра Великого”. Образ Петра I возник в эту пору в связи с надеждами Пушкина на просвещенного монарха, каким поэту казался Николай I.
Поэма “Полтава” посвящена победе русской армии над шведами в 1709 г. Композиционный центр поэмы – торжество русского оружия в знаменитой Полтавской битве. Главное достоинство Петра I, обеспечивающее победу, – выражение общенациональных интересов. Царь ставит перед собой цели государственного масштаба и значения, он далек от узкокорыстных, узколичных устремлений. Вследствие этого он единственный, кто навеки личными усилиями и трудами вписал себя в историю как великий государственный деятель:

Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе.

Антипод Петра I – украинский гетман Мазепа. Основу сюжета составляет история его измены, переплетенная с историей его любви к Марии, дочери его ближайшего друга и сподвижника Кочубея, оставшегося верным России, Петру I и казненного царем по навету Мазепы. Пушкин, по его собственным словам, не нашел в Мазепе ни одной привлекательной черты. Мазепа и в самом деле изображен хитрым, коварным и злобным человеком. Его аморальность, бесчестие, вероломство, мстительность и лицемерие превращают его в исчадие ада. В нем нет ничего святого. Он привык добиваться своих целей любой ценой, переступая через людей и через кровь. Мазепа соблазняет свою крестницу, что по всем законам – светским и церковным – считалось тяжким преступлением, а отца ее предает публичной казни и уже приговоренного к смерти подвергает жестокой пытке, чтобы выведать у него признание, куда тот спрятал свои богатства.
У Пушкина вызывает отвращение не только Мазепа-человек, но и Мазепа-политик. В политической деятельности Мазепа также аморален: он воюет не за свободу Украины, а за личную власть, которую мыслит как деспотизм. Поэтому Пушкин настаивает на том, что Мазепа презирает свободу. Однако, обманывая своих сторонников и привлекая их мечтой о независимости Украины, которая была жемчужиной в короне русского царя, а не угнетенной и обираемой колонией, Мазепа представляет свою измену как борьбу за свободу. Пушкин проницательно обнажает лживость обещаний Мазепы: Украина, отпав от России, лишившись российской помощи и поддержки, стала бы легкой добычей Швеции или Польши и скоро потеряла бы свою независимость, а Швеция и Польша из друзей быстро превратились бы в захватчиков, которые растерзали бы Малороссию, как тогда называлась Украина. Практическая подготовка заговора представлена в поэме как гнусная польская интрига:

Торгуют царской головой,
Торгуют клятвами вассалов.

Истинные мотивы измены Мазепы чисто личные. Они хорошо известны Пушкину: месть оскорбившему его Петру I, хоть царь своей щедростью и лаской сделал все, чтобы загладить свою оплошность, ненасытное властолюбие, желание отторгнуть Украину от России и стать “царем Украйны”:

И скоро в смутах, в бранных спорах,
Быть может, трон воздвигну я.

В этих условиях Мазепа сделал ошибочную ставку на Польшу и Швецию.
Есть, однако, и еще одна тайная причина вражды Мазепы к Петру I: украинскому гетману ненавистны преобразования русского царя. Мазепа хотел бы направить развитие Украины вспять, в прошлое. Недаром его окружают “друзья кровавой старины”. Сторонники Мазепы подобны московским стрельцам, поднявшим неправый бунт.
Поэма запечатлела знаменательный исторический итог: Карл XII и вместе с ним Мазепа терпят поражение и вынуждены бежать. В чем причины победы Петра I и его сподвижников
Байрон написал поэму “Мазепа”, в которой объяснил поражение Карла XII и Мазепы случайностью истории: трагизм истории в том, что вчерашний победитель сегодня оказывается побежденным. Тем самым в истории мира нет закономерности и царствует случайность.
Пушкин читал поэму Байрона и выдвинул свою точку зрения. В его поэме утверждается иное. Да, говорит Пушкин, вчерашний победитель сегодня оказывается побежденным, но это происходит не потому, что история – царство сплошного случая. В истории есть закономерность: Мазепа может коварно погубить невинного, честного и преданного Кочубея, но в конце концов все встает на свои места, и Петр I торжествует над Мазепой так же, как молодая держава, рвущаяся к морю, к дружбе с другими европейскими странами, к свету, к просвещению, к процветанию и благоденствию празднует победу над Карлом XII, который хотел задержать ее развитие, оружием помешав намеченным прогрессивным начинаниям.
“Полтава”, несмотря на ее исторический характер, тесно связана с современностью не только своей философией, но и сюжетом.
Речь идет о явной ошибке Петра I, поверившего Мазепе и не поверившего Кочубею, сообщившему царю об измене гетмана. В историю Мазепы включен рассказ о “бунте” Кочубея, который построен так, чтобы вызвать у читателя ассоциации с недавними событиями декабря 1825 г. и последующими репрессиями. Богатый и знатный Кочубей, принадлежавший к аристократическим родам Украины, проявил исключительную решимость и организовал нечто вроде заговора против всесильного гетмана, любимца Петра I. Он хотел защитить честь, достоинство, собственные права и думал о счастье своей родины. Но замысел его был раскрыт, а за этим последовала жестокая, мучительная и несправедливая казнь его и близких к нему людей. В поэме она выдвинута в самый центр повествования и изображена особенно красочно, подчеркнуто эмоционально, с рядом запоминающихся многозначительных деталей.
Историей Кочубея “Полтава” включалась в число злободневных произведений. Заговор, действия Кочубея, неправая казнь получают особое смысловое наполнение – не только личного, но и общественного значения. Здесь слились обе линии повествования – историческая и личная. Поскольку казнь Кочубея – очевидная ошибка Петра I, то Пушкин намекал ею на такую же ошибку Николая I, казнившего декабристов. С точки зрения Пушкина, декабристы выступили в защиту своих исконных прав родового, аристократического дворянства, которое было унижено и отстранено от управления страной. В этом смысле мятеж декабристов, в котором приняли участие отпрыски родовитых аристократических семейств, был в глазах Пушкина отчасти исторически оправдан. Следовательно, в “Полтаве” содержался и урок Николаю I, и назидание ему: император призывался к союзу с древнейшими родами, к союзу с древней аристократией.
В “Полтаве” возникнет и другая идея, которая получит развитие в более позднее время. Речь идет об идее “милости”, о “прощении” царем своих врагов-учителей. Мстительному и жестокому Мазепе, не умеющему прощать, противопоставлен милосердный русский царь, прощающий обиды и поднимающий кубок за врагов, научивших его воевать. Эта идея также связана с побуждением, обращенным к Николаю I, помиловать декабристов. В дальнейшем творчестве Пушкина она будет сопряжена с идеей гуманизма, в духе которого Пушкин наметит разрешение исторических, социальных и иных противоречий.
Другим важным, но незаконченным произведением стала в этот период поэма “Тазит” (1829–1830). Название ее Пушкину не принадлежит и дано редакторами. Ее замысел возник на Кавказе. Это вторая “кавказская поэма” и последнее обращение Пушкина к опыту байронической поэмы. В центре ее – столкновение двух мироощущений и их носителей – Гасуба и Тазита. Гасуб держится взглядов “естественного” человека, Тазит – цивилизованного. В отличие от “Кавказского пленника”, где частная история дана отдельно от исторического фона, вынесенного в эпилог, в “Тазите” через личную судьбу проходит судьба историческая, человек включается в реальные исторические связи. В “Кавказском пленнике” преобладает лирическая стихия, в “Тазите” – повествовательная, эпическая.
К 1826–1830 годам относятся первые обращения Пушкина к прозе.
“Арап Петра Великого” (1827–1829). Название этого неоконченного исторического романа Пушкину также не принадлежит и дано редакторами. Как ясно из заглавия, он связан с темой Петра I и с “семейственными преданиями”. Обращение Пушкина к исторической прозе было предопределено ее успехами в европейской (Вальтер Скотт и другие романисты) и в русской литературе (М. Загоскин, И. Лажечников и др.). Кроме того, как говорил Пушкин, “лета к суровой прозе клонят”.
Друг Пушкина А.Н. Вульф писал: “Главной завязкой этого романа будет неверность жены сего арапа, которая родила ему белого ребенка и за то была посажена в монастырь”. В романе развернуты контрастные сцены – “парижские” и “русские”, черты “старого” и “нового” быта. Личность главного героя определяет историческое время с его настоятельной потребностью в преобразованиях: Ибрагим становится на сторону Петра I и оказывается в числе преобразователей-патриотов, в которых Россия испытывает острую нужду. Для “огромной мастерской”, какую представляла собой Россия, нужны были наделенные природным умом и образованные работники. Одним из них и стал Ибрагим, отправленный Петром Великим во Францию. Возвращаясь из Франции в Петербург, Ибрагим сравнивает Россию с Францией и делает выбор в пользу России и ее социально-культурного уклада. Франция в его глазах – “общий вихрь” “веселых забав”, тогда как Россия – мастерская, где “каждый работник, подчиненный общему порядку, занят своим делом”. Отчетливо противопоставлены герцог Орлеанский, жаждущий наслаждений и пребывающий в растерянности, и Петр I, государь “Высокой души”, “вечный работник на троне”.
“Арап Петра Великого” и углубление понятия о художественном историзме. Художественный историзм Пушкина в новом романе по сравнению с “Борисом Годуновым” заметно вырос и дополнился новыми качествами.
Художественный историзм – это не буквально следование историческим фактам, а вымысел, основанный, как учил Вальтер Скотт, на угадывании примет исторической действительности. Следовательно, художественный историзм не сводится к фактографии, которая может даже уводить от историзма в сторону. Например, Пушкин придумывает сцену, в которой возвращающийся Ибрагим встречает близ Петербурга царя. Петр I выехал навстречу своему крестнику. В истории такого эпизода не зафиксировано, но он, как верно писал Вяземский, мог быть. Историческое и психологическое объяснение этому поступку Петра Великого очевидно: он гордится построенным городом, его “прошпектами”, Невой, кораблями на ней и хочет сам показать своему любимцу достигнутые успехи. Понятно, почему он нетерпелив и горяч. Эта сцена означает, что художественный историзм предполагает конкретно-психологическую мотивировку того или иного поступка в духе атмосферы, характеризующей эпоху.
Другим прозаическим произведением Пушкина, написанным в жанре путешествия-очерка было “Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года”, начатое в 1829 г., а законченное в 1835 г. 1 мая 1829 г. Пушкин самовольно отправился на Кавказ в действующую армию к местам русско-турецкой войны. На протяжении всей поездки Пушкин ведет записи, которые потом легли в основу его произведения. Первоначальный замысел – рассказать о путешествии – дополнился впоследствии, по предположению Ю.Н. Тынянова, намерением дать ответ на книгу путешествий французского дипломатического агента Виктора Фонтанье. Текст “Путешествия в Арзрум…” состоит из предисловия, пяти глав, приложения, включающего “Заметку о секте езидов” и “Маршрут от Тифлиса до Арзрума”. Произведение написано в свободном стиле, с подробным описанием встреченных мест, событий, людей. Одно из самых ценных свидетельств – описание встречи гроба с телом Грибоедова, которая навела Пушкина на воспоминания и оценку всей деятельности автора “Горя от ума”.
Период 1826 – первой половины 1830 г. ознаменовался в лирике увеличением числа стихотворений философского характера. Пушкин продолжил спор с философско-эстетическими идеями Просвещения, углубил романтическое представление о поэте-избраннике, внеся в него поправки, делающие образ поэта более “простым” и земным. Основным жанром лирики остается элегия, главные признаки которой – гармония противоречивых чувств и живая, разговорная интонация неторопливого раздумья. Она создается путем совмещения различных стилей. Элегия все больше превращается в стихотворение свободной формы, независимое от каких-либо регламентаций и правил. Такая тенденция свойственна и другим жанрам. Это означает, что Пушкин получил возможность свободно, не оглядываясь на тему, устаревшие жанровые приличия, выражать свой внутренний мир. Стиль лирики также становится проще и теряет книжную, литературную перифрастичность. Вместе с тем Пушкин тонко чувствует заложенные в жанре возможности, опирается на них и заново вызывает к жизни, освежая свой жанровый и стилистический арсенал. По этому пути он пойдет и в дальнейшем.
В этот период Пушкин впрямую обращается к прозе, намечая переход к ней в последующие годы. В прозе и в поэмах вызревают новые социальные и философские идеи, формируется новый (одни исследователи назовут его универсальным, другие – онтологическим, третьи – реалистическим) стиль будущих поэтических и прозаических произведений.

Итоговый тест по литературе за 1 полугодие 7 класс
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему

Итоговый тест по литературе за 1 полугодие 7 класс

Скачать:

Вложение Размер
Итоговый тест по литературе за 1 полугодие 7 класс, два варианта 56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено и одобрено

на заседании МО «___» декабря 2013 г.

Руководитель МО _________Журавлёва Н.К.

Итоговый контрольный тест по литературе.

I полугодие . 7 класс.

1.Какой из этих жанров не относится к устному народному творчеству:

а). былина б). пословица в). поговорка г). рассказ

2 . « Век живи – век учись» — к какому жанру народного творчества относятся эти слова?

а) частушка б) поговорка в) пословица г) анекдот

3. К какому роду литературы относятся былины:

а). эпос б). лирика в). драма

4. Какого героя в былине называют так: «оратай — оратаюшко»:

а). Вольга б). Микула Селянинович в). Садко г). Илья Муромец

5. Какой город не упоминается в былинах:

а). Киев б). Чернигов в). Муром г). Москва

6. Какой из этих жанров не относится к древнерусской литературе:

а). Житие б). летопись в).поучение г). сказка

7. Кто является автором поучения и наставления?

а) Владимир Мономах б) Ярослав Мудрый в) Петр Первый г) Иван Грозный

8. К какому «штилю» согласно теории М.В.Ломоносова можно отнести басню:

а). высокий б). низкий в). средний

9. Небольшое сюжетное стихотворение с напряженным сюжетом, в основу которого положена легенда или историческое событие называется:

а). басня б). баллада в). стихотворение г). сказка

10. Кто является автором баллады «Лесной царь»:

а). М.В.Ломоносов б). Г.Р.Державин в). В.А.Жуковский

11. Из какого стихотворения Г.Р.Державина эти строки?

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид ….

а) «Признание» б) «На птичку» г) «Властителям и судьям»

12. Какой закон нарушил Петр и понёс наказание в «Повести о Петре и Февронии»?

а) предал народ б) нарушил данное слово в) отказался от царства г) солгал

13. В каком из произведений А.С.Пушкина изображаются исторические события, связанные с войной России и Швеции:

а). Борис Годунов б). Полтава в). Медный всадник г). Песнь о вещем Олеге

14. В каком из произведений А.С.Пушкина изображаются исторические события, связанные со строительством Петербурга:

а). Борис Годунов б). Полтава в). Медный всадник г). Песнь о вещем Олеге

15. Назовите жанр произведения А.С.Пушкина «Полтава»:

а). поэма б). стихотворение в). повесть г). ода

16. Из какого произведения А.С.Пушкина эти строки: «…и юный град…/ Вознесся пышно, горделиво; / Где прежде финский рыболов…/ Бросал в неведомые воды/ свой ветхий невод…»:

а). Борис Годунов б). Полтава в). Медный всадник г). Песнь о вещем Олеге

17 . О каком городе идет речь в поэме «Медный всадник»?

а) Москва б) Новгород в) Санкт-Петербург г) Петергоф

18. Кто является главным героем поэмы А.С.Пушкина «Борис Годунов»:

а). вещий Олег б). Петр I в). Григорий Отрепьев г). Мазепа

19. А.С.Пушкин в повести» Станционный смотритель» выступает в защиту :

а) богатых б) дворян в) декабристов г) « маленького человека»

20. Как звали станционного смотрителя в одноименной повести А.С.Пушкина:

а). Пимен б). Самсон Вырин в). Акакий Башмачкин г). Иван Васильевич

21. Что произошло с купцом Калашниковым после боя с Кирибеевичем в произведении М.Ю.Лермонтова « Песня про царя Ивана Васильевича….»:

а). победил в бою и был за это награжден деньгами б). победил и был затем казнен

в). проиграл в бою и был убит Кирибеевичем г). просто проиграл

22. О каком государе идет речь в «Песне… про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова?

а) Александр б) Петр в) Иван Грозный г) Борис Годунов

23. Из какого стихотворения эти строки?

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:. .

а) «Ангел» б) «Молитва» б) «Когда волнуется желтеющая нива…» г) «На смерть поэта»

24. Кто из нижеперечисленных героев не является персонажем «Песни…про купца Калашникова»?

а) Иван Грозный б) Кирибеевич в) Калашников г) Вещий Олег

25. К какому литературному жанру относится произведение Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»? _____________________________________________

26 . Как характеризует Н.В.Гоголь Тараса Бульбу?

а) трусливый воин б) талантливый полководец в) гордый казак г) маменькин сыночек

27. Кому принадлежат слова: « Терпи, казак, — атаманом будешь»?

а) Остапу б) Андрию в) атаману Кокубенко г) Тарасу Бульбе

28. Как называется тип речи, используемый Н.В.Гоголем при передачи интерьера избы Тараса Бульбы? _________________________________________

29. Определить средство художественной выразительности (троп) примером которого являются следующие словосочетания: «задумчивых ночей», «спящие громады», «заря спешит»

30. Подберите синоним к слову «раздумий» из стихотворения «Русский язык» И.С.Тургенева?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector