Жанр послания в лирике пушкина

Жанр послания известен ещё с времён античности (Квинт, Гораций, Овидий).
В древнерусской литературе жанр послания использовался для обращения к деятелям по политическим или общественным вопросам.
В русской поэзии начала XIX века дружеское послание было весьма распространенным жанром (послания В.А.Жуковского, Н.М.Карамзина, И.И.Дмитриева, К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина, А.А.Фета). Популярность его во многом объяснялась малой канонизированностью жанра, его принципиальной неустойчивостью, свободой выражения мыслей. Дружеское послание напоминает непринужденную беседу, часто это разговор «на равных». Адресат мог быть самый разный: реальное, близкое автору лицо, лицо, с которым автор не был лично знаком, лицо воображаемое.
Формальным жанровым признаком послания является то, что оно в большей или в меньшей степени имитирует письмо, то есть основным признаком данного жанра является обращение к конкретному лицу, а также наличие таких элементов, как пожелания, просьбы, увещевания. От первоначального стихотворного размера – гекзаметра – авторы посланий вскоре отказались. Дружеское послание создается с целью обретения единомышленника и союзника .

Пушкин-лицеист использует различные жанры: от оды до романса, элегии и сказки. Но самый любимый жанр раннего лицейского периода А.С.Пушкина – дружеское послание («К Наталье» – первое стихотворение поэта, «К другу стихотворцу» – первое печатное произведение). Многие послания Пушкина берут в качестве образца «Мои пенаты» Батюшкова. К ним относятся многочисленные послания к поэтам, учителям и друзьям. В обращениях к друзьям («Товарищам», «В альбом Пущину», «Кюхельбекеру») возникает тема Лицея, которая встречается и в более поздних стихотворениях поэта.
Пушкин придает жанру послания особое значение, так как оно открывает поэту путь свободы. В этом жанре меньше всего действуют литературные влияния и традиции. И поэтому именно здесь Пушкину было легче всего идти собственным путем. Послание у Пушкина не только свободный жанр, но и наиболее лирический: оно полно искренних признаний – признаний души. Одним из образцов таких признаний можно считать послание «К Чаадаеву».
Пушкин еще не раз обратится к Чаадаеву с дружескими посланиями: в 1821 году – «В стране, где я забыл тревоги прежних лет. «, в 1824-м – «К чему холодные сомненья. «.

Товарищам (1817)

Промчались годы заточенья;
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порогу,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.
Иной, под кивер спрятав ум,
Уже в воинственном наряде
Гусарской саблею махнул –
В крещенской утренней прохладе
Красиво мерзнет на параде,
А греться едет в караул;
Другой, рожденный быть вельможей,
Не честь, а почести любя,
У плута знатного в прихожей
Покорным плутом зрит себя;
Лишь я, судьбе во всем послушный,
Счастливой лени верный сын,
Душой беспечный, равнодушный,
Я тихо задремал один.
Равны мне писари, уланы,
Равны законы, кивера,
Не рвусь я грудью в капитаны
И не ползу в асессора;
Друзья! немного снисхожденья –
Оставьте красный мне колпак,
Пока его за прегрешенья
Не променял я на шишак,
Пока ленивому возможно,
Не опасаясь грозных бед,
Еще рукой неосторожной
В июле распахнуть жилет.

Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,
Исписанный когда-то мною,
На время улети в лицейский уголок
Всесильной, сладостной мечтою.
Ты вспомни быстрые минуты первых дней,
Неволю мирную, шесть лет соединенья,
Печали, радости, мечты души твоей,
Размолвки дружества и сладость примиренья, –
Что было и не будет вновь.
И с тихими тоски слезами
Ты вспомни первую любовь.
Мой друг, она прошла. но с первыми друзьями
Не резвою мечтой союз твой заключен;
Пред грозным временем, пред грозными судьбами,
О милый, вечен он!

Жанр послания в лирике Пушкина

В лирике Пушкина послания занимают важное место. Поэт постоянно обращается к этой теме. На протяжении всех периодов творчества жанр послания претерпевал значительные изменения. Анализ этих изменений раскроет важную сторону творческого развития Пушкина, связанную с постепенным стиранием границ жанров в его лирике.

Пушкин начал свое творчество в срок разложения литературной системы классификации жанров. Жанр послания в лицейском творчестве Пушкина занимает, пожалуй, ведущее место. Самое раннее из дошедших до нас стихотворений Пушкина послание «К Наталье» 1813. В Лицее Пушкин анонсирует послания родным («К сестре» 1814, «В.Л. Пушкину»), друзьям («Дельвигу» 1815, 1817, «К Пущину» 1815, «Князю А.М. Горчакову» 18141817, «К Каверину» 1817), преподавателям («К Галичу» 1815, «Моему Аристарху» 1815). Большую группу посланий составляют его обращения к женщинам («К ней», «К молодой актрисе» И815, «К Делии», «Послание Лиде» 181о, «К молодой вдове» 1817). Этим перечислением не исчерпываются все случаи обращения Пушкина к этому жанру в Лицее. Выделим самые значительные, представляющие разные типы посланий.

В начале XIX века жанр послания приобрел особую популярность в кругу поэтов, близких Карамзину. Дружеские послания карамзинистов оказали заметное влияние на молодого Пушкина. «Городок» 1815 написан по образцу послания Батюшкова к Жуковскому и Вяземскому «Мои пенаты». Оба стихотворения, написанные трехстопным ямбом, построены по одинаковой схеме: поэт воспевает свой «укромный уголок», «смиренную хату», где его посещает фантазия и куда он призывает на скромный пир своих друзей. В мотиве мечтательной любви Пушкин ещё полностью следует за учителем. Достаточно сравнить:
Волшебница явилась Пастушкой предо мной!

Я Лилы пью дыханье

На пламенных устах.

Покойся, товарищ прелестной,

В объятиях моих!

Мечты! В волшебной сени

Представь, что на коленях

В порывистых томленьях

Однако некоторые детали показывают самостоятельность начинающего поэта, точность описаний бытовых зарисовок. Таково описание вечернего чаепития у словоохотливой старушки, которая «всё расскажет, меж тем как юбку вяжет».

Жанр послания в лирике Александра Пушкина

Послание — один из наиболее древних литературных жанров. Впервые он появился в творчестве античных поэтов: Горация, Овидия, Катулла. Время расцвета жанра послания — эпоха классицизма XVII—XVIII веков. Во Франции классические образцы послания создали Буало, Вольтер; в Германии послания писали Шиллер, Гете; в России — Кантемир, Ломоносов, Сумароков, Фонвизин. Этот жанр представлен и в творчестве поэтов-сентименталистов Батюшкова, Жуковского, оказавших большое влияние на раннюю лирику Пушкина.

Основные признаки посланий — это

Послание является излюбленным жанром Пушкина. Но в поэзии Пушкина этот жанр не оставался неизменным. Можно проследить эволюцию послания в пушкинском творчестве. Если в начале творчества произведения этого жанра имеют конкретного адресата и конкретную цель, то в поздней лирике послание содержит обобщение, и через него поэт обращается не к определенному лицу, а ко всему миру.

Тема дружбы, одна из основных в лирике Пушкина, развивается именно в посланиях. На протяжении всей своей жизни Пушкин пишет послания друзьям; самые первые из них написаны в лицейский период. Именно лицей подарил поэту первых друзей, ставших дорогими и близкими на всю жизнь. В послании «В альбом Пущину» уже в 1817 году звучит тема «священного союза» друзей:

…но с первыми друзьями

Не резвою мечтой союз твой заключен.

Пред грозным временем, пред грозными судьбами,

О, милый, вечен он!

К дружеской лирике относится послание «К Чаадаеву», написанное в 1818 году. В это время Пушкин увлечен гражданскими идеалами. Надо отметить, что жанр послания был типичным и для декабристской лирики, именно в посланиях поэты-декабристы выражали свои гражданские идеи. Интересно сравнить «К Чаадаеву» с посланием Рылеева «К Косовскому». В своем послании Рылеев гражданские идеалы противопоставляет сентиментальным, интимным ценностям: наслаждению природой, нежной дружбе, любви, уединению. Рылеев отвергает эти ценности во имя гражданских добродетелей. В послании «К Чаадаеву» Пушкин соединяет гражданские идеалы с интимными чувствами. В центральных строках стихотворения любовные переживания сравниваются с гражданскими стремлениями:

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты первого свиданья.

У Пушкина интимные чувства не противопоставлены гражданским идеалам, как у Рылеева. Наоборот, гражданская доблесть в послании Пушкина становится сердечной ценностью поэта. Пушкин соединяет несовместимые раньше понятия любви к женщине и любви к Родине.

Послания, написанные Пушкиным в период южной ссылки, имеют романтический характер. Например, в послании «Гречанке» Пушкин рисует романтический образ лорда Байрона, а в послании «К Овидию» рассказывает о судьбе великого поэта-изгнанника Овидия, находя в ней много общего со своей судьбой.

Стихотворение «К морю» хотя и имеет необычного, неодушевленного адресата, написано тоже в жанре послания. Это очень важное, переломное стихотворение для Пушкина. В «К морю» поэт прощается с морем, романтическим символом, и с романтизмом вообще. Море для Пушкина — это друг, оно дорого поэту как воспоминание о его юношеских романтических мечтах и идеалах. Послание «К морю» завершает романтический этап в лирике Пушкина, в творчестве поэта намечается поворот к реализму.

В Михайловский период количество посланий уменьшается. Зато тема дружбы звучит в посланиях как никогда сильно. Дружба для Пушкина в это время имеет особое значение: поэт находится в ссылке, вдали от друзей. «19 октября» (1825 года), написанное в жанре послания, является одним из основных стихотворений в дружеской лирике Пушкина. Оно посвящено годовщине открытия лицея. Пушкин находится в ссылке и не может встретиться с друзьями, самый дорогой для него праздник он вынужден провести в одиночестве. Но воспоминания о друзьях, о «священном союзе» делают этот день для Пушкина счастливым даже в ссылке. В послании «19 октября», обращенном к друзьям, Пушкин поет гимн лицею и союзу верных товарищей:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен…

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

К дружеской лирике относятся и послания декабристам, среди которых у Пушкина было много друзей. В послании «Во глубине сибирских руд…» Пушкин призывает декабристов хранить «гордое терпенье», верить в то, что труд их не пропал даром и мученья их не бессмысленны. Хотя Пушкин не разделял политических убеждений декабристов, для него они навсегда остались героями. В послании «19 октября 1827 года» Пушкин благословляет своих друзей-декабристов:

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море,

И в мрачных пропастях земли!

В конце 20 — начале 30-х годов жанр послания в лирике Пушкина претерпевает эволюцию: прежде всего, стихотворения этого жанра теряют конкретного адресата.

В послании «Поэту» нет определенного адресата. Стихотворение содержит обобщение: Пушкин обращается к поэту вообще. Это философское послание, в нем Пушкин выражает свою философскую позицию по отношению к теме поэта и поэзии:

Ты царь: живи один.

Иди, куда влечет тебя свободный ум…

Теперь почти все послания Пушкина приобретают философскую окраску. Стихотворение «Пора, мой друг, пора…» Пушкин адресует своей жене, но в этом послании для поэта важно прежде всего выразить свою философскую концепцию:

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Подобную эволюцию жанра можно проследить и в посланиях, относящихся к любовной лирике Пушкина. Послания «Ек. Ушаковой», «Кн. 3. Н. Волконской» имеют конкретного адресата, в них Пушкин выражает свое восхищение хорошенькой женщиной. Послание «К ***» — это стихотворение совсем иного плана. И хотя оно вызвано реальными событиями в жизни Пушкина — любовным романом с А. Керн, — в этом стихотворении Пушкин рисует идеальный, небесный образ любви, чуждый всему земному. Поэтическим итогом всего творчества Пушкина явилось стихотворение «Я памятник себе воздвиг…», в котором представлены элементы жанра послания. Обращаясь к музе, Пушкин говорит об истинных ценностях поэтического творчества.

Таким образом, жанр послания является одним из основных в лирике Пушкина. Пушкин обращается к нему на протяжении всего своего творчества. Причем в пушкинской поэзии происходит эволюция этого жанра. Послания, имеющие конкретного адресата, сменяются посланиями, через которые поэт обращается ко всему миру, выражая свои философские идеи. Именно в послании у Пушкина развивается тема дружбы. Этот жанр важен также для любовной лирики поэта.

Школяру.ру | В помощь школьнику

Всякая литература имеет своего адресата – это ее читатель, и поэтому в принципе каждое произведение можно условно назвать посланием. Но также существует отдельный жанр послания. В большой школьной энциклопедии литературы приводится такое определение этого жанра: «Литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам». Главный признак, по которому можно узнать послание, это обращение к определенному адресату и наличие таких мотивов, как просьба или пожелание.

Послание – это очень древний жанр; еще в творчестве таких античных поэтов, как Гораций и Овидий мы встречаем подобные произведения. В России XVIII в., в эпоху расцвета классицизма, послания были популярны в среде поэтов-сентименталистов и романтиков – Жуковского, Батюшкова, Ломоносова, а также в творчестве Фонвизина и Сумарокова.

Далеко не последнее место занимали послания у Пушкина. Адресаты его произведения весьма разнообразны, но условно их можно подразделить на обозначенных и подразумеваемых. Например, ода «Вольность 2 – это риторическое обращение к царям, т.е. адресат условен. В стихотворении «К Чаадаеву» можно выделить сразу несколько: собственно, Чаадаев (что и обозначено в названии), а также вообще все, кто придерживается схожего мнения по поводу крепостного права.

Адресатов может быть и несколько, но, несмотря на их огромное разнообразие (от древнего императора до чернильницы), в творчестве Пушкина преобладают дружеские и любовные.

Сочинять дружеские послания Пушкин начал еще в Лицее. Друзья, которые появились у него в его стенах, были рядом с ним всю его жизнь. Уже в 1817 г. в стихотворении «В альбом Пущину» мы можем услышать известную пушкинскую тему о «священном союзе» друзей:

…но с первыми друзьями
Не резвою мечтой союз твой заключен.
Пред грозными временем, пред грозными судьбами,
О, милый, вечен он!

Этот же мотив слышится в стихотворении «19 октября», написанном в период ссылки в Михайловское. Оно написано как воспоминания об учебе, о друзьях и проказах, поэт сожалеет, что не может попасть на годовщину открытия Лицея, но не падает духом. «Куда бы… ни бросила судьбина и счастие куда б ни повело», они останутся близки друг другу; воспоминания о тех днях развевают ссылочную тоску поэта:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен…

К дружеской лирике стоит отнести и послания Пушкина к декабристам, среди которых, как известно, у поэта было много друзей. Для него дружба – это еще и взаимопомощь, поддержка. И поэтому он считает своим долго отправить находящимся в ссылке декабристам послание «Во глубине сибирских руд…», оно выражало уверенность в том, что их выступление 14 декабря не было напрасным и что освобождение близится:

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут – и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Вместе с этим стихотворением в Сибирь на каторгу было переслано также послание «И.И. Пущину», где поэт пытается воспоминаниями о «лицейских ясных днях» поднять дух томящегося там друга.

Разительно отличается от посланий декабристам произведения, имеющие ярко выраженный романтический характер. В стихотворении «Гречанка» поэт рисует портрет Байрона – излюбленного героя романтиков. Своеобразно и стихотворение «К морю» – оно написано еще в стиле романтизма, но заключает в себе тонкую идею прощания с морем – типично романтическим символом. То есть, с этого стихотворения начинается период в творчестве поэта, который можно назвать реалистическим.

Послания Пушкина претерпевали изменения на протяжении его жизни. Если в ранней лирике можно было довольно уверенно увидеть того, кому адресовано произведение, то в 2030-х гг. стихотворения теряют конкретного адресата. Он абстрактен, представляет собой некое обобщение, и произведения приобретают философскую окраску. Так, в стихотворении «Поэту» Пушкин обращается к поэтам вообще, здесь мы видим его отношение к поэту и поэзии в целом.

Как уже говорилось, второй тип посланий Пушкина – это его любовная лирика. Эти послания играют очень важную роль в творчестве поэта, поскольку его жизнь была насыщена привязанностями, влюбленностями, романами. И они претерпели ту же эволюцию, что и дружеская лирика.

В раннем творчестве можно увидеть множество стихотворений, обращенных к конкретному лицу (например, «Ек.Ушаковой», «Кн. З.Н.Волконской»), и здесь выражается обычно восхищение мимолетным увлечением, эти послания по большей части адресованы к просто знакомым симпатичным автору женщинам.

В зрелой лирике женский образ подвержен более глубокой оценке, прочувствован. Женщина для поэта – богиня, мадонна, «чистейшей прелести чистейший образец». Она почти святая, чуть ли не божество (как заклинание твердит поэт: «Душа моя полна тобою, тобой, одной тобой…»). Она – «гений чистой красоты» («Я вас любил»). Поэт предается философским размышлениям на тему любви, рассуждая на основании своего опыта:

О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

В заключении стоит сказать о стихотворении, которое не относится ни к дружеским, ни к любовным посланиям. «Я памятник себе воздвиг…» – звучит как подведение итога всей жизни и творчества поэта. Здесь тоже присутствуют элементы послания, автор обращается к музе, говоря об истинных ценностях поэтического искусства.

Жанр послания является одним из центральных в творчестве Пушкина, что можно понять из того, что их тематика (дружба, любовь, поэзия) – это то, что являлось для поэта высшими человеческими ценностями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Жанр послания в лирике Пушкина

Всякая литература имеет своего адресата – это ее читатель, и поэтому в принципе каждое произведение можно условно назвать посланием. Но также существует отдельный жанр послания.

В большой школьной энциклопедии литературы приводится такое определение этого жанра: “Литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам”.

Главный признак, по которому можно узнать послание, это обращение к определенному адресату и наличие таких мотивов, как просьба или пожелание.

Послание – это очень древний жанр;

Далеко не последнее место занимали послания у Пушкина. Адресаты его произведения весьма разнообразны, но условно их можно подразделить на обозначенных и подразумеваемых. Например, ода “Вольность 2 – это риторическое обращение к царям, т.е. адресат условен. В стихотворении “К Чаадаеву” можно выделить сразу

Адресатов может быть и несколько, но, несмотря на их огромное разнообразие (от древнего императора до чернильницы), в творчестве Пушкина преобладают дружеские и любовные.

Сочинять дружеские послания Пушкин начал еще в Лицее. Друзья, которые появились у него в его стенах, были рядом с ним всю его жизнь. Уже в 1817 г. в стихотворении “В альбом Пущину” мы можем услышать известную пушкинскую тему о “священном союзе” друзей:

…но с первыми друзьями

Не резвою мечтой союз твой заключен.

Пред грозными временем, пред грозными судьбами,

О, милый, вечен он!

Этот же мотив слышится в стихотворении “19 октября”, написанном в период ссылки в Михайловское. Оно написано как воспоминания об учебе, о друзьях и проказах, поэт сожалеет, что не может попасть на годовщину открытия Лицея, но не падает духом. “Куда бы… ни бросила судьбина и счастие куда б ни повело”, они останутся близки друг другу; воспоминания о тех днях развевают ссылочную тоску поэта:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен…

К дружеской лирике стоит отнести и послания Пушкина к декабристам, среди которых, как известно, у поэта было много друзей. Для него дружба – это еще и взаимопомощь, поддержка. И поэтому он считает своим долго отправить находящимся в ссылке декабристам послание “Во глубине сибирских руд…”, оно выражало уверенность в том, что их выступление 14 декабря не было напрасным и что освобождение близится:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Вместе с этим стихотворением в Сибирь на каторгу было переслано также послание “И.И. Пущину”, где поэт пытается воспоминаниями о “лицейских ясных днях” поднять дух томящегося там друга.

Разительно отличается от посланий декабристам произведения, имеющие ярко выраженный романтический характер. В стихотворении “Гречанка” поэт рисует портрет Байрона – излюбленного героя романтиков. Своеобразно и стихотворение “К морю” – оно написано еще в стиле романтизма, но заключает в себе тонкую идею прощания с морем – типично романтическим символом. То есть, с этого стихотворения начинается период в творчестве поэта, который можно назвать реалистическим.

Послания Пушкина претерпевали изменения на протяжении его жизни. Если в ранней лирике можно было довольно уверенно увидеть того, кому адресовано произведение, то в 2030-х гг. стихотворения теряют конкретного адресата. Он абстрактен, представляет собой некое обобщение, и произведения приобретают философскую окраску. Так, в стихотворении “Поэту” Пушкин обращается к поэтам вообще, здесь мы видим его отношение к поэту и поэзии в целом.

Как уже говорилось, второй тип посланий Пушкина – это его любовная лирика. Эти послания играют очень важную роль в творчестве поэта, поскольку его жизнь была насыщена привязанностями, влюбленностями, романами. И они претерпели ту же эволюцию, что и дружеская лирика.

В раннем творчестве можно увидеть множество стихотворений, обращенных к конкретному лицу (например, “Ек.Ушаковой”, “Кн. З.Н.Волконской”), и здесь выражается обычно восхищение мимолетным увлечением, эти послания по большей части адресованы к просто знакомым симпатичным автору женщинам.

В зрелой лирике женский образ подвержен более глубокой оценке, прочувствован. Женщина для поэта – богиня, мадонна, “чистейшей прелести чистейший образец”. Она почти святая, чуть ли не божество (как заклинание твердит поэт: “Душа моя полна тобою, тобой, одной тобой…”). Она – “гений чистой красоты” (“Я вас любил”). Поэт предается философским размышлениям на тему любви, рассуждая на основании своего опыта:

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепости страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

В заключении стоит сказать о стихотворении, которое не относится ни к дружеским, ни к любовным посланиям. “Я памятник себе воздвиг…” – звучит как подведение итога всей жизни и творчества поэта. Здесь тоже присутствуют элементы послания, автор обращается к музе, говоря об истинных ценностях поэтического искусства.

Жанр послания является одним из центральных в творчестве Пушкина, что можно понять из того, что их тематика (дружба, любовь, поэзия) – это то, что являлось для поэта высшими человеческими ценностями.

Стихи Пушкина о любви. Тема любви в лирике Пушкина А.С. Пушкин любовь и дружба. Стихотворения о любви Пушкина

Количество слайдов: 14

Примеры текстового содержания слайдов:

(2 слайд)
Замечу кстати: все поэты –
Любви мечтательной друзья.
Бывало, милые предметы
Мне снились, и душа моя
Их образ тайный сохранила;
Их после муза оживила:
Так я , беспечен, воспвал

И деву гор, мой идеал,
И пленниц берегов Салгира.
Теперь о вас, мои друзья,
Вопрос нередко слышу я:
«О ком твоя вздыхает лира?
Кому, в толпе ревнивых дев,
Ты посвятил её напев?
Чей взор, волнуя вдохновенье,
Умильной лаской наградил
Твоё задумчивое пенье?
Кого твой стих боготворил?»

(3 слайд)
Екатерина Павловна Бакунина
«Я счастлив был. Нет, я вчера не был счастлив: по утру я мучился ожиданием, с неописанным волнением стоя под окошком, смотря на снежную дорогу – её не видно было! Наконец, я потерял надежду; вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице, — сладкая минута! Как она мила была! Как чёрное платье пристало к милой Бакуниной! Но я видел её 18 часов – ах! Какое положение, какая мука! Но я был счастлив 5 минут.»

(4 слайд)
Евдокия Ивановна Голицына
Краёв чужих неопытный любитель
И своего всегдашний обвинитель,
Я говорил: в отечестве моём
Где верный ум, где гений мы найдём?
Где гражданин с душою благородной,
Возвышенной и пламенно свободной?
Где женщина – не с хладной красотой,
Но с пламенной, пленительной, живой?
Где разговор непринуждённый,
Блистательный, весёлый, просвещённый?
С кем можно быть не хладным, не пустым?
Отечество почти я ненавидел – Но я вчера Голицыну увидел
И примирён с отечеством моим.

(5 слайд)
Евдокия Ильинична Истомина (1799 – 1848)
Знаменитая балерина, танцовщица и красавица. В 1817 году Пушкин, подобно Евгению Онегину, стал «почётным гражданином кулис».
В 1818-1819 годах он был в числе поклонников Истоминой, посещал все её выступления, громко выражал восхищение.
В романе «Евгений Онегин» целая строфа посвящена балерине Истоминой.
В балетах «Кавказский пленник» и «Руслан и Людмила», поставленных по мотивам пушкинских поэм, Истомина исполняла роли Черкешенки и Людмилы.
Родилась знаменитая актриса в том же году, что и Пушкин. Переживёт поэта на 11 лет.

(6 слайд)
Мария Николаевна Раевская (Волконская)
Я помню небо пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к её ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!
Нет, никогда средь пылких дней
Кипящей младости моей
Я не желал с таким мученьем
Лобзать уста младых Армид,
Иль розы пламенных ланит,
Иль перси, полные томленьем;
Нет, никогда порыв страстей
Так не терзал души моей!

(7 слайд)
Мария Николаевна Волконская – дочь прославленного героя войны 1812 года генерала Раевского Н. Н., внучка М. В. Ломоносова, жена декабриста, одна из 11 жён, последовавших за мужьями в Сибирь. Провела там вместе с мужем 30 лет. Уйдёт из жизни в 1863 году, 58 лет от роду.

(8 слайд)
Амалия Ризнич
«высокая стройная красавица, с пламенными глазами, с белой изумительно красивой шеей и густою чёрною косою до колен… Она обычно ходила в мужской шляпе и в костюме для верховой езды. Пушкин страстно увлёкся госпожою Ризнич. Это была горячая, дурманящая, чувственная страсть, на некоторое врем совершенно закрутившая Пушкина… Но у Пушкина был соперник, доставлявший ему много страданий и волнений… Муки ревности Пушкину приходилось переживать самые жестокие. Однажды в бешенстве он пробежал 5 вёрст с обнажённой головой под палящим солнцем при 35 градусах жары».

(9 слайд)
Воронцова Елизавета Ксаверьевна
«Елизавета Ксаверьевна была одной из привлекательнейших женщин своего времени. Всё её существо было проникнуто такою мягкою, очаровательною, женственною грацией, такою приветливостью, таким неукоснительным щегольством, что легко себе объяснить, как такие люди, как Пушкин, Раевский и многие, многие другие, без памяти влюблялись в Воронцову».

(10 слайд)
Анна Петровна Керн
«Гуляли по запущенному саду с длинными аллеями старых дерев, корни которых, сплетаясь, вились по дорожкам, что заставляло меня спотыкаться, а моего спутника – вздрагивать.» «На другой день я должна была уехать… Он пришёл утром и на прощание принёс мне экземпляр второй главы «Онегина», в неразрезанных листах, между которыми я нашла вчетверо сложенный лист бумаги со стихами… Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго смотрел не меня. Потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что у него мелькнуло у него тогда в голове – не знаю».

(11 слайд)
Екатерина Николаевна Ушакова
«…Вчерась мы обедали у Ушаковых, а сегодня ожидаем их к себе. Меньшая очень хорошенькая, а старшая чрезвычайно интересует меня, потому что, по-видимому, наш поэт, наш знаменитый Пушкин, намерен ей вручить свою судьбу, ибо уже положил оружие своё у ног её, то есть сказать просто влюблён в неё. Это общая молва. Ещё не видавши их, я слышала, что Пушкин во всё пребывание своё в Москве только и занимался, что Ушаковою: на балах, на гуляньях, он говорил только с нею, а когда случалось, что в собраньи Ушаковой нет, то Пушкин сидит целый вечер в углу задумавшись, и ничто уже не в силах развлечь его. Знакомство же с ними удостоверило меня в справедливости сих слухов. В их доме всё напоминает о Пушкине: на столе найдёте его сочинения, между нотами – «Чёрную шаль» и «Цыганскую песню», на фортепианах – его «Талисман»… В альбоме – несколько листочков картин, стихов и карикатур, а на языке беспрестанно вертится имя Пушкин»

(12 слайд)
Анна Алексеевна Оленина
«…Необычайный ум, светлая душа и чистое русское сердце покойной надолго оставили по себе во всех знавших её самое искреннее, самое неизгладимое чувство любви. Это чувство столетиями будет поддержано тем содружеством муз, которые окружали Оленину в юности, и бессмертными словами Пушкина: «Я вас любил…»

(13 слайд)
Наталья Николаевна Гончарова
«…Пушкин приехал из Москвы и привёз свою жену… Я увидела её у маменьки – это очень молодая и очень красивая особа, тонкая, стройная, высокая – лицо Мадонны, чрезвычайно бледное, с кротким, застенчивым и меланхоличным выражением, глаза зеленовато-карие, светлые и прозрачные, взгляд не то чтобы косящий, но неопределённый, — тонкие черты, красивые чёрные волосы…»

(14 слайд)
«Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю ещё более твоего лица».
«Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив».

Визуальный пример оформления слайдов презентации:

Адресаты любовной лирики А. С. Пушкина

Я славой был обязан ей,

А может быть, и вдохновеньем.

А. С. Пушкин

«Живая красота» — вот лучшее и наиболее точное определение поэзии. По-мое­му, очень правильно сказано, потому что за прекрасными пушкинскими строками стоят не менее прекрасные женщины — вдохновительницы этой «живой красоты».

Одна из них — Анна Петровна Керн. Пушкин познакомился с ней в Петербурге в 1819 году. И был сражен ее красотой. Через шесть лет он вновь увидел Керн, когда она гостила неподалеку от Михайловского. Пушкин вновь ощутил в душе волнение любовной страсти. Незадолго до отъезда Керн он написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Даже среди шедевров пушкинской любовной лирики, где говорит язык сердца («Признание», «Не пой, красавица, при мне. », «Я вас любил. » и др.), это стихотворение — одно из самых проникновенных, трепетных, гармоничных. Здесь чувства растворены в словах, а слова как бы сами «просятся» на музыку:

С именем Екатерины Николаевны Раевской связаны многие произведения поэта. Современники говорили, что она покоряла людей твердым, независимым характером, в ней соединялись душевная мягкость, чувствительность и доброта. Самоотверженно заботилась она о братьях, сестрах, родителях. Единственная в семье она сочувствова­ла желанию младшей сестры Марии уехать в Сибирь к мужу-декабристу.

Е. Н. Раевской посвящен цикл южных романтических произведений поэта. Чув­ством Пушкина к этой женщине проникнута элегия «Погасло дневное светило». Она была написана, когда Пушкин вместе Раевскими плыл на корабле из Феодосии в Гурзуф:

Пушкин провел три счастливые недели, гостя у Раевских. Но разлука была неиз­бежной. Этому печальному событию Пушкин посвятил такие строки:

День расставания поэт назвал днем страдания. В конце ноября 1820 года Пуш­кин встретил Раевских в Каменке. Здесь были созданы элегия «Редеет облаков лету­чая гряда. » и стихотворение «Нереида». В начале 1821 года Екатерина Николаевна приняла предложение графа Орлова. В лирике Пушкина вновь появляются стихи, посвященные Е. Н. Раевской: «Красавица перед зеркалом», «Дева».

Не обошел своим поэтическим вниманием Пушкин и младшую сестру Екатерины Николаевны. Это одна из самых замечательных женщин своего времени. В последний раз Пушкин видел Марию Николаевну в 1826 году перед ее отъездом в Сибирь, куда она последовала за своим мужем, декабристом С. Г. Волконским, и где провела 30 лет. А в 1828 году рождаются строки «Посвящения» этой удивительной женщине:

Красота для поэта — святыня, он беззащитен перед ней, его сердце отзывается на нее восторгом. В бытность свою в Одессе Пушкин был увлечен женой генерал-губер­натора Новороссийского края Воронцова, женщиной красивой, умной и обольститель­ной. И еще долгое время спустя, в своем михайловском изгнании, поэт рисовал на полях рукописей тонкий профиль Воронцовой, слагая ей стихи:

Зимой 1828 года на одном московском балу Пушкин встретил девушку, которая стала женщиной всей его жизни. Это была Наталья Гончарова. 6 мая 1830 года про­изошла официальная помолвка. Вскоре рождается прекрасный сонет «Мадонна»: Материал с сайта //iEssay.ru

Вскоре после свадьбы поэт пишет своему другу: «Я женат — и счастлив. Это со­стояние для меня так ново, что, кажется, я переродился». Но, к сожалению, ощуще­ние счастья не было долгим. Наталья Николаевна — последняя нежная и глубокая любовь поэта. Женатый Пушкин стал однолюбом. Однако это не помешало ему посвя­тить стихотворение «Красавица» другой женщине — ослепительной петербургской кра­савице Е. М. Завадовской:

К сожалению, в одном сочинении трудно перечислить всех женщин, бывших в разное время музами поэта. Биографы Пушкина называют 113 адресатов любовных посланий поэта. Не знаю. Правда ли это, но похоже, что так оно и есть.

Но это не ветреность. Поэт на то и поэт, чтобы вдохновиться красотой и запечат­леть ее в своих гениальных стихах для нас — на века.

Конспект урока по литературе по теме «Любовная лирика А.С. Пушкина»

Разделы: Литература

Цели урока:

  • Познакомить с любовной лирикой А.С.Пушкина, вызвать интерес к личности и творчеству поэта;
  • Изучить факты, свидетельства, рассмотреть различные точки зрения, интерпретации личности поэта;
  • Сопоставить темы, поднимаемые в лирике поэта с проблемами сегодняшнего дня.
  • Любви все возрасты покорны,
    Её порывы благотворны:

    Вступительное слово учителя:

    Есть классический образ, применяемый к А.С.Пушкину — «солнце русской поэзии». Что же движет Солнце?

    «Любви все возрасты покорны, её порывы благотворны:» — утверждает поэт. Любовь — вот, что движет Солнце.

    Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, вдохновляя его на прекрасные невероятные поступки, пробуждая его самые лучшие стремления, будоража его творческое воображение.

    Не случайно у Пушкина любовь и поэзия — родные сестры:

    Беседа с учащимися:

    Все богатство натуры поэта нашло отражение в любовной лирике.

    Прочитайте ваши любимые стихи Пушкина о любви и дайте небольшой комментарий.

    Каким вы увидели Пушкина в любви?

    Любовь для Пушкина — предмет высокой лирики, неотъемлемая часть жизни. И поэт в ней, как и в дружбе, удивительно щедрый.

    Анализ стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла»

    Тема любви раскрывается в лирике Пушкина просто и глубоко, непосредственно и тепло. Н.В.Гоголь писал о лирике А.С.Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, все просто: все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается н вдруг; все лаконизм каким всегда бывает истинная поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт:»

    Давайте подтвердим слова Гоголя на примере одного из стихотворений: «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829год).

    Какое чувство осталось после прочтения?

    (индивидуальное сообщение об истории создания стихотворения).

    Как вы думаете, почему Пушкин переадресовал стихотворение Наталии Николаевне?

    Вернемся к словам Гоголя. Можно ли утверждать, они применимы к этому стихотворению? Как понимаете слова «нет наружного блеска»?

    Все слова просты, но они складываются в единый музыкальный образ грусти, «светлой печали». Почему печаль у Пушкина «светла»?

    Как соотносятся картины природы и душевное состояние лирического героя?

    Почему сердце лирического героя «не любить не может»?

    Какой вывод можно сделать, опираясь на слова Н.В.Гоголя?

    Стихотворение волнует нас не словесной красивостью, не витиеватостью фраз, а глубиной мысли и чувства. Чувство поэта окрашено светлой и тонкой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально. П.И Чайковский говорил об этом произведении «:в самом стихе:есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка

    Содружество музыки и поэзии

    Сам Пушкин считал: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает. Но и любовь — мелодия.» Не случайно многие композиторы обращались к шедеврам пушкинской лирики. И вечная тема, так просто и глубоко раскрытая поэтом, нашла отражение в музыке.

    Какие музыкальные произведения на стихи А.С. Пушкина вам известны?

    Сообщения учащихся об адресатах любовной лирики А.С.Пушкина

    :Женщинам Пушкин нравился; он бывал с ними необыкновенно увлекателен и внушил не одну страсть на веку своём. Когда он кокетничал с женщиною или когда был действительно ею занят, разговор его становился необыкновенно заманчив. Должно заметить, что редко можно встретить человека, который бы объяснялся так вяло и так несносно, как Пушкин, когда предмет разговора не занимал его. Но он становился блестяще красноречив, когда дело шло о чём-либо близком его душе. Тогда-то он являлся поэтом:

    Кому же посвящал свои стихи Пушкин?

    Для вас, души моей царицы,
    Красавицы, для вас одних
    Времен минувших небылицы, в часы досугов золотых,
    Под шепот старины болтливой,
    Рукою верной я писал:

    (Сообщения учеников, сопровождаемые слайдами презентации)

    (Петербург. 1819 год. Один из шумных светских вечеров в доме Олениных с ужином, танцами, шарадами. Шутливо переговариваясь с приятелями, Пушкин следит взглядом за очень юной, очаровательной женщиной. Его воображение поражает глубокая, затаенная грусть в огромных глазах незнакомки. Во время ужина он перекинулся с ней несколькими обычными фразами и долго потом любовался ее сияющей красотой. К концу вечера он уже многое знает о ней. Дочь помещика П. М. Полторацкого и Е. И. Вульф, она 16-летней девочкой была выдана замуж за грубого, совершенно чужого ей человека, который был старше ее на 36 лет — генерала Ермолая Федоровича Керн. А много лет спустя Пушкин прочтет в дневнике Анны Керн строки, в которых она говорит о своем муже «Его невозможно любить, мне не дано даже уважать его, скажу прямо, я почти ненавижу его, мне ад был бы лучше рая, если бы в раю пришлось бы быть вместе с ним»

    Но Пушкин прочтет это лишь годы спустя. А пока. Вечер кончился. Гости разъезжаются. Пушкин, не накинув шубы, выскочил на мороз и стоял на крыльце. Как бы хотелось ему, по колени утопая в снегу, подбежать к карете уезжающей Керн, помочь красавице подняться по откинутым ступенькам. Быть может, она поблагодарила бы взглядом. Многие мимолетные впечатления юных лет бесследно стерлись в памяти поэта, но образ Анны Керн глубоко запал в душу. Прошло много лет. За это время Пушкин стал прославленным поэтом, поэтом, бывшим в немилости у властей. В ссылке, в глухом селе Михайловском, далеко от столицы, Пушкин всегда был желанным гостем в соседнем селе Тригорском. Именно здесь в июне 1825 года Пушкин снова встретился с Керн, которая остановилась проездом у своей родственницы Осиповой, хозяйки усадьбы. В течение месяца они виделись почти каждый день. Именно в это время родилось знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье.

    И вот перед нами другой портрет — бледная, задумчивая девушка, дочь Анны Петровны Керн, Екатерина. Она не столь хороша, как Анна, но унаследовала большие, печальные глаза матери. В ее бледном, с плотными губами, лице было даже что-то страдальческое, обреченное. Такой в марте 1839 года ее впервые увидел Михаил Иванович Глинка. В продолжение вечера он все наблюдал за Екатериной Ермолаевной, слушал ее голос, следил за движением рук, и что-то необычно светлое, еще не осознанное рождалось в душе. Он обнаружил в девушке незаурядный ум, душевную тонкость. Она знала и любила музыку. Как это было не похоже на то, что он встречал дома. Пустая и недалекая жена оказалась легкомысленной кокеткой, совершенно чуждой его интересам. Часто бывая у сестры, общаясь с Екатериной Керн, Глинка все больше привязывался к ней. Встречи с ней для него стали потребностью. А вскоре у нее появились ноты романса Глинки «Я помню чудное мгновенье». Замечательно то, что стихи, написанные великим поэтом для матери, были положены на музыку великим композитором для ее дочери. И опять, как пятнадцать лет назад, когда Пушкин вручил стихи Анне Керн, они зазвучали признанием. Трудно назвать произведение, где музыка нерасторжимо слита со стихами, как в этом романсе. Стихотворение Пушкина выражало то, что пережил сам композитор, вероятно, поэтому и стало возможным такое изумительное слияние музыки и слова. Нарастание и углубление чувств, все стадии духовных переживаний, высказанных в стихах, передает музыка, то задумчивая и нежная, то страстная и даже трагическое.)

    Ответьте на вопросы:

    1. Где и когда А.С. Пушкин впервые встретил А.П. Керн?

    2. Кому посвятил поэт стихи «Талисман», «Сожженное письмо», «Храни меня мой талисман»?

    3. Назовите адресата стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил:»(1829г.)?

    4. К кому обращено стихотворение Пушкина, написанное в 1826 году в Михайловском? Как оно называется?

    Алина! Сжальтесь надо мною,
    Не смею требовать любви:
    Быть может, за грехи мои,
    Мой ангел, я любви не стою.

    5. Кто является автором музыки к романсу на стихи А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье»?

    Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. В отличии от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно подобно буре захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало свободы, подчиняя его «страстям мятежным». Поэт не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Но любовь для Пушкина — это не «донжуанский список», не дневник его любовных побед и поражений, а предмет высокой поэзии. В стихах поэта запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспевал Женщину.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: