Записки сумасшедшего

Николай Гоголь

инсценировка Антона Коваленко

Премьера состоялась 3 октября 2008
Режиссер-постановщик — Антон Коваленко (Санкт-Петербург)
Художник-постановщик — Николай Слободяник (Санкт-Петербург)
Художник по свету — Дмитрий Крылов
Музыкальное оформление — Антона Коваленко
Помощник режиссера — Ольга Слепова
Звукорежиссер — заслуженный работник культуры России Владимир Дробышев

Спектакль идет без антракта

Действующие лица и исполнители

Аксентий Иванович Поприщин, титулярный советник — Григорий Алексеев
Чиновник, сослуживец Поприщина. Первый санитар — Валерий Малинин
Начальник отделения департамента. Второй санитар — Владимир Назаров
Маджи, собачонка дочери директора департамента — засл.арт.России Эльвира Данилина
Фидель, подруга Меджи — Татьяна Родионова
Мавра, прислуга в доме Поприщина — Лариса Уварова

В спектакли звучит музыка «Pink Floyd», «Friends of Dean Martinez», Georges Biset

фото Василия Зимина

«У всякого есть Испания»

Академдрама поставила гимн безумию по Гоголю

Гоголь открыл записи титулярного советника Аксентия Ивановича Поприщина на дате 3 октября 18 какого-то там года. . 3 октября 2008 года в Саратовской драме на малой сцене состоялась премьера «За писок сумасшедшего».
Случилось это не преднамеренно, это, по сути своей, — мистическое, гоголевское — совпадение. Спектакль поставил питерец Антон Коваленко. Это очень режиссёрский, и очень психоделический спектакль У психоделии постановки три составляющие части: музыка Pink Floyd , работа художника-постановщика (тоже питерца) Николая Слободяника и, наконец, то, как трактует режиссёр помутнение рассудка. А делает он это своеобразно, считая, что безумие раскрепощает и освобождает человека. И может, даже возвеличивает его: «В Испании есть король. Он отыскался. Этот король — я».
Похоже, что в понимании Коваленко безумие и расширение сознания — синонимы. И это сразу отсылает нас к концу шестидесятых годов прошлого века, ко времени самой первой революции цветов. И заодно понимаешь: музыка Floyd здесь оправданна и гармонична.
Спектакль немноголюден. Обрели голоса две собачки, перепиской которой так интересовался главный герой, — Эльвира Данилина и Татьяна Родионова. Григорий Алексеев и Валерий Малинин играют то, что, собственно, происходит в бедной чиновничьей голове. И если на долю Малинина приходится то немногое обычное, что ещё остаётся в сознании Поприщина, то удел Алексеева — беспокойство о делах испанских, защита луны и великая инквизиция в петербуржской психушке.
Ещё в спектакле заняты Лариса Уварова — служанка и Мать, и Владимир Назаров — начальник.
— Это анализ безумия или гимн ему? — спросили мы у режиссёра.
— Старался сделать гимн, — ответил он.

Записки сумасшедшего — краткое содержание

Герой повести не желает идти в департамент, где он чинит перья для директора, который давно уже указывает ему на путаницу в мыслях. Но все-таки он одевается и выходит из дома, и встречает дочь директора департамента, которая входит в магазин, оставив собачку Меджи на улице. Мимо проходят знакомые начальника с собачкой Фидель. В результате, к своему удивлению, герой делает вывод, что понимает разговор двух собачек. В департамент приезжает дочь директора. Герой повести восхищен ее красотой, весь оставшийся день думает о ней и хочет жениться.

Чтобы больше узнать о директоре и его дочери, он принимает решение похитить переписку двух собачек, о которой узнал из их разговора. Проникает в дом знакомых директора и крадет переписку Фидель и Меджи. Читает их письма, из которых узнает много нового. Меджи сообщает, что ее хозяйку Софи навещает молодой камер-юнкер, к которому она неравнодушна, дело даже близится к свадьбе. О себе он читает далеко не самые приятные вещи: оказывается, Софи смеется над ним. Чиновник возмущен прочитанным и вспоминает примеры из истории, когда простой человек неожиданно для всех оказывался знатным вельможей или даже самим государем. Из газет он узнает об исчезновении испанского короля. Перестает ходить на службу, так как ему не дают покоя испанские события, он мнит себя королем Испании.

Прошло больше трех недель, а он все не появлялся в департаменте. К нему домой с требованием прибыть на службу приходит экзекутор. Герой идет в департамент, но директора уже не боится, поскольку презирает его. На месте директорской подписи на одном из документов важно расписывается: «Фердинанд VIII». Затем идет на квартиру к директору, где заявляет его дочери о том, что будет вместе с ней несмотря ни на что, а затем делает абсурдный вывод, о том, что все женщины влюблены в черта.

Дома он разрезает вицмундир и шьет из него мантию. Чтобы представиться ко двору, он ходит на почту узнать, не прибыли ли еще испанские депутаты. Приезжают «депутаты», сажают его в карету и везут в «Испанию», то есть в сумасшедший дом. Пациентов он принимает за солдат. Санитар там бьет его палкой, ему бреют голову, но герой принимает все это за испанский народный обычай. С ним обращаются непочтительно, то есть не так, как обращаются с королем, поэтому он считает, что попал в руки инквизиции.

Николай Гоголь — Записки сумасшедшего

Николай Васильевич Гоголь

Год 2000 апреля 43 числа.

Мартобря 86 числа
Между днем и ночью.

Никакого числа.
День без числа.

Числа не помню. Месяца тоже не было.
Было черт знает что такое.

Мадрид. Февуарий тридцатый.

Январь того же года,
случившийся после февраля.

Чи 34 сло Мц гдао,
февраль 349.

Аудиокнига Николай Гоголь. Записки сумасшедшего слушать онлайн, скачать в mp3

Николай Гоголь. Записки сумасшедшего

Почему люди сходят с ума? И где грань между нормой и помешательством? Если бедный канцелярист с утра до вечера точит перья и перекладывает с места на место бессмысленные бумажки — он нормален; а если, устав страдать от безнадежной любви, объявит себя наследником Испанского престола — он сумасшедший?

Блестящий талант Гоголя с необычайной достоверностью раскрывает тот мир, где реальность и фантасмагорична, и одновременно достоверна до мельчайших бытовых деталей.

Аудиокнигу Николай Гоголь. Записки сумасшедшего читает Дмитрий Креминский

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Записки сумасшедшего

Сегодняшнего дня случилось необыкновенное приключение. Я встал поутру довольно поздно, и когда Мавра принесла мне вычищенные сапоги, я спросил, который час. Услышавши, что уже давно било десять, я поспешил поскорее одеться. Признаюсь, я бы совсем не пошел в департамент, зная заранее, какую кислую мину сделает наш начальник отделения. Он уже давно мне говорит: «Что это у тебя, братец, в голове всегда ералаш такой? Ты иной раз метаешься как угорелый, дело подчас так спутаешь, что сам сатана не разберет, в титуле поставишь маленькую букву, не выставишь ни числа, ни номера». Проклятая цапля! он, верно, завидует, что я сижу в директорском кабинете и очиниваю перья для его превосходительства. Словом, я не пошел бы в департамент, если бы не надежда видеться с казначеем и авось-либо выпросить у этого жида хоть сколько-нибудь из жалованья вперед. Вот еще создание! Чтобы он выдал когда-нибудь вперед за месяц деньги — господи боже мой, да скорее Страшный суд придет. Проси, хоть тресни, хоть будь в разнужде, — не выдаст, седой черт. А на квартире собственная кухарка бьет его по щекам. Это всему свету известно. Я не понимаю выгод служить в департаменте. Никаких совершенно ресурсов. Вот в губернском правлении, гражданских и казенных палатах совсем другое дело: там, смотришь, иной прижался в самом уголку и пописывает. Фрачишка на нем гадкий, рожа такая, что плюнуть хочется, а посмотри ты, какую он дачу нанимает! Фарфоровой вызолоченной чашки и не неси к нему: «Это, говорит, докторский подарок»; а ему давай пару рысаков, или дрожки, или бобер рублей в триста. С виду такой тихенький, говорит так деликатно: «Одолжите ножичка починить перышко», — а там обчистит так, что только одну рубашку оставит на просителе. Правда, у нас зато служба благородная, чистота во всем такая, какой вовеки не видеть губернскому правлению: столы из красного дерева, и все начальники на вы. Да, признаюсь, если бы не благородство службы, я бы давно оставил департамент.

Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел проливной дождик. На улицах не было никого; одни только бабы, накрывшись полами платья, да русские купцы под зонтиками, да курьеры попадались мне на глаза. Из благородных только наш брат чиновник попался мне. Я увидел его на перекрестке. Я, как увидел его, тотчас сказал себе: «Эге! нет, голубчик, ты не в департамент идешь, ты спешишь вон за тою, что бежит впереди, и глядишь на ее ножки». Что это за бестия наш брат чиновник! Ей-богу, не уступит никакому офицеру: пройди какая-нибудь в шляпке, непременно зацепит. Когда я думал это, увидел подъехавшую карету к магазину, мимо которого я проходил. Я сейчас узнал ее: это была карета нашего директора. «Но ему незачем в магазин, — я подумал, — верно, это его дочка». Я прижался к стенке. Лакей отворил дверцы, и она выпорхнула из кареты, как птичка. Как взглянула она направо и налево, как мелькнула своими бровями и глазами. Господи, боже мой! пропал я, пропал совсем. И зачем ей выезжать в такую дождевую пору. Утверждай теперь, что у женщин не велика страсть до всех этих тряпок. Она не узнала меня, да и я сам нарочно старался закутаться как можно более, потому что на мне была шинель очень запачканная и притом старого фасона. Теперь плащи носят с длинными воротниками, а на мне были коротенькие, один на другом; да и сукно совсем не дегатированное. Собачонка ее, не успевши вскочить в дверь магазина, осталась на улице. Я знаю эту собачонку. Ее зовут Меджи. Не успел я пробыть минуту, как вдруг слышу тоненький голосок: «Здравствуй, Меджи!» Вот тебе на! кто это говорит? Я обсмотрелся и увидел под зонтиком шедших двух дам: одну старушку, другую молоденькую; но они уже прошли, а возле меня опять раздалось: «Грех тебе, Меджи!» Что за черт! я увидел, что Меджи обнюхивалась с собачонкою, шедшею за дамами. «Эге! — сказал я сам себе, — да полно, не пьян ли я? Только это, кажется, со мною редко случается».- «Нет, Фидель, ты напрасно думаешь, — я видел сам, что произнесла Меджи, — я была, ав! ав! я была, ав, ав, ав! очень больна». Ах ты ж, собачонка! Признаюсь, я очень удивился, услышав ее говорящею по-человечески. Но после, когда я сообразил все это хорошенько, то тогда же перестал удивляться. Действительно, на свете уже случилось множество подобных примеров. Говорят, в Англии выплыла рыба, которая сказала два слова на таком странном языке, что ученые уже три года стараются определить и еще до сих пор ничего не открыли. Я читал тоже в газетах о двух коровах, которые пришли в лавку и спросили себе фунт чаю. Но, признаюсь, я гораздо более удивился, когда Меджи сказала: «Я писала к тебе, Фидель; верно, Полкан не принес письма моего!» Да чтоб я не получил жалованъя! Я еще в жизни не слыхивал, чтобы собака могла писать. Правильно писать может только дворянин. Оно, конечно, некоторые и купчики-конторщики и даже крепостной народ дописывает иногда; но их писание большею частью механическое: ни запятых, ни точек, ни слога.

Это меня удивило. Признаюсь, с недавнего времени я начинаю иногда слышать и видеть такие вещи, которых никто еще не видывал и не слыхивал. «Пойду-ка я, — сказал я сам себе, — за этой собачонкою и узнаю, что она и что такое думает».

Я развернул свой зонтик и отправился за двумя дамами. Перешли в Гороховую, поворотили в Мещанскую, оттуда в Столярную, наконец к Кокушкину мосту и остановились перед большим домом. «Этот дом я знаю, — сказал я сам себе. — Это дом Зверкова». Эка машина! Какого в нем народа не живет: сколько кухарок, сколько приезжих! а нашей братьи чиновников — как собак, один на другом сидит. Там есть и у меня один приятель, который хорошо играет на трубе. Дамы взошли в пятый этаж. «Хорошо, — подумал я, — теперь не пойду, а замечу место и при первом случае не премину воспользоваться».

Сегодня середа, и потому я был у нашего начальника в кабинете. Я нарочно пришел пораньше и, засевши, перечинил все перья. Наш директор должен быть очень умный человек. Весь кабинет его уставлен шкафами с книгами. Я читал название некоторых: все ученость, такая ученость, что нашему брату и приступа нет: все или на французском, или на немецком. А посмотреть в лицо ему: фу, какая важность сияет в глазах! Я еще никогда не слышал, чтобы он сказал лишнее слово. Только разве, когда подашь бумаги, спросит: «Каково на дворе?» — «Сыро, ваше превосходительство!» Да, не нашему брату чета! Государственный человек. Я замечаю, однако же, что он меня особенно любит. Если бы и дочка. эх, канальство. Ничего, ничего, молчание! Читал «Пчелку». Эка глупый народ французы! Ну, чего хотят они? Взял бы, ей-богу, их всех, да и перепорол розгами! Там же читал очень приятное изображение бала, описанное курским помещиком. Курские помещики хорошо пишут. После этого заметил я, что уже било половину первого, а наш не выходил из своей спальни. Но около половины второго случилось происшествие, которого никакое перо не опишет. Отворилась дверь, я думал, что директор, и вскочил со стула с бумагами; но это была она, она сама! Святители, как она была одета! платье на ней было белое, как лебедь: фу, какое пышное! а как глянула: солнце, ей-богу, солнце! Она поклонилась и сказала: «Папа’ здесь не было?» Ах, ай, ай! какой голос! Канарейка, право, канарейка! «Ваше превосходительство, — хотел я было сказать, — не прикажите казнить, а если уже хотите казнить, то казните вашею генеральскою ручкою». Да, черт возьми, как-то язык не поворотился, и я сказал только: «Никак нет-с». Она поглядела на меня, на книги и уронила платок. Я кинулся со всех ног, подскользнулся на проклятом паркете и чуть-чуть не расклеил носа, однако ж удержался и достал платок. Святые, какой платок! тончайший, батистовый — амбра, совершенная амбра! так и дышит от него генеральством. Она поблагодарила и чуть-чуть усмехнулась, так что сахарные губки ее почти не тронулись, и после этого ушла. Я еще час сидел, как вдруг пришел лакей и сказал: «Ступайте, Аксентий Иванович, домой, барин уже уехал из дому». Я терпеть не могу лакейского круга: всегда развалится в передней, и хоть бы головою потрудился кивнуть. Этого мало: один раз одна из этих бестий вздумала меня, не вставая с места, потчевать табачком. Да знаешь ли ты, глупый холоп, что я чиновник, я благородного происхождения. Однако ж я взял шляпу и надел сам на себя шинель, потому что эти господа никогда не подадут, и вышел. До’ма большею частию лежал на кровати. Потом переписал очень хорошие стишки: «Душеньки часок не видя, Думал, год уж не видал; Жизнь мою возненавидя, Льзя ли жить мне, я сказал». Должно быть, Пушкина сочинение. Ввечеру, закутавшись в шинель, ходил к подъезду ее превосходительства и поджидал долго, не выйдет ли сесть в карету, чтобы посмотреть еще разик, — но нет, не выходила.

Разбесил начальник отделения. Когда я пришел в департамент, он подозвал меня к себе и начал мне говорить так: «Ну, скажи, пожалуйста, что ты делаешь?» — «Как что? Я ничего не делаю», — отвечал я. «Ну, размысли хорошенько! ведь тебе уже за сорок лет — пора бы ума набраться. Что ты воображаешь себе? Ты думаешь, я не знаю всех твоих проказ? Ведь ты волочишься за директорскою дочерью! Ну, посмотри на себя, подумай только, что ты? ведь ты нуль, более ничего. Ведь у тебя нет ни гроша за душою. Взгляни хоть в зеркало на свое лицо, куды тебе думать о том!» Черт возьми, что у него лицо похоже несколько на аптекарский пузырек, да на голове клочок волос, завитый хохолком, да держит ее кверху, да примазывает ее какою-то розеткою, так уже думает, что ему только одному все можно. Понимаю, понимаю, отчего он злится на меня. Ему завидно; он увидел, может быть, предпочтительно мне оказываемые знаки благорасположенности. Да я плюю на него! Велика важность надворный советник! вывесил золотую цепочку к часам, заказывает сапоги по тридцати рублей — да черт его побери! я разве из какие-нибудь разночинцев, из портных или из унтер-офицерских детей? Я дворянин. Что ж, и я могу дослужиться. Мне еще сорок два года — время такое, в которое, по-настоящему, только что начинается служба. Погоди, приятель! будем и мы полковником, а может быть, если бог даст, то чем-нибудь и побольше. Заведем и мы себе репутацию еще и получше твоей. Что ж ты себе забрал в голову, что, кроме тебя, уже нет вовсе порядочного человека? Дай-ка мне ручевский фрак, сшитый по моде, да повяжи я себе такой же, как ты, галстук, — тебе тогда не стать мне и в подметки. Достатков нет — вот беда.

Записки сумасшедшего

Начальник №1

Начальник №2

Директор

Софи

Дипломный спектакль Туфана Имамутдинова в ГИТИСе «Записки сумасшедшего» сразу стал популярным в молодежной среде. Сохранив всю гоголевскую иронию и сатиру, начинающий режиссер внес в произведение ту долю студенческого безумия и юношеского задора, который Поприщина сделал безусловным героем сегодняшних молодых. Лихой, смелый и харизматичный, Поприщин Алябьева совсем не похож на сумасшедшего, просто его бешеные ритмы и бесшабашные мечты не может выдержать окружающее его общество. За этот спектакль Туфан Имамутдинов стал лауреатом Третьего международного конкурса студенческих отрывков «Режиссер и пространство» в номинации «За художественную дерзость. За соединение формы, содержания и пространства. За драйв!» (2010).

Для обновленной версии спектакля были специально построены декорации, воссоздающие 39-ю аудиторию ГИТИСа. Художник – Тимофей Рябушинский.

Премьера состоялась 4 декабря 2012 года.

Записки сумасшедшего

Николай Васильевич Гоголь

Год 2000 апреля 43 числа.

Мартобря 86 числа
Между днем и ночью.

Никакого числа.
День без числа.

Числа не помню. Месяца тоже не было.
Было черт знает что такое.

Мадрид. Февуарий тридцатый.

Январь того же года,
случившийся после февраля.

Чи 34 сло Мц гдао,
февраль 349.

«ЗАПИСКИ СУМАСШЕДШЕГО». 1884

«Записки сумасшедшего» возникли из первоначально задуманных писателем «Записок несумасшедшего». В Дневнике Толстой записывает: «Бродят мысли о записках несумасшедшего. Все бродит мысль о программе жизни. Не для загадывания будущего, которого нет и не может быть, а для того, чтобы показать, что возможна и человеческая жизнь». Он стремился написать статью о том, какой может быть жизнь людей. Свои представления он настойчиво будет излагать читателям в своей поздней публицистике: трактатах «Царство Божие внутри вас», «Закон насилия и закон любви», «Неизбежный переворот», статьях «Любите друг друга», «Благо любви».

Замысел «Записок сумасшедшего» возникает у Толстого в марте 1884 г.: «Пришли в голову “Записки несумасшедшего”. Как живо я их пережил. » (Т. 49, с. 75-76). После его «Записок христианина» и «Записок несумасшедшего» дальнейшее развитие темы приводит к «Запискам сумасшедшего», в основу которых положены несколько измененные автобиографические факты, воспоминания Толстого о его жизни, о духовном переломе. Философско-религиозные переживания и размышления героя «Записок сумасшедшего» во многом совпадают с признаниями самого Толстого в «Исповеди». Автор «Записок сумасшедшего» также говорит, что двадцать лет его молодой здоровой жизни он вспоминает теперь «с омерзением».

В основу положен действительный факт из жизни Толстого: осенью 1869 г. в гостинице в Арзамасе с ним произошло «что-то необыкновенное». Автор «Записок сумасшедшего» описывает пережитый им «арзамасский ужас» – эту арзамасскую ночь, когда он испытал «ужас за свою погибающую жизнь». Он осознает причины своего душевного состояния: «Как что-то новое осело мне на душу и отравило всю прежнюю жизнь».

Толстой на протяжении еще многих лет возвращался к своим «Запискам». Ему было необходимо уяснить смысл происшедшего с ним и объяснить другим. В Дневнике 1896 и 1897 г. он записывает: «Думал нынче о “Записках сумасшедшего”. Главное: понял свою сыновность Богу, братство, – и отношение ко всему миру изменилось». И далее: «Признание братства людей и жестокий, зверский, оправдываемый людьми небратский склад жизни – неизбежно приводит к признанию сумасшедшим себя или всего мира».

Впервые напечатана в изд. 1912 г.*.

ПСС, т. 26, с. 466-474.

* Cреди первых откликов на публикацию см.: Осипов Н. Е. Записки сумасшедшего, незаконченное произведение Л. Н. Толстого // Психотерапия. – 1913. – № 3. – С. 141–158. См. подробнее: Бокучава А. М., Петровицкая И. В. Из творческого наследия профессоров и питомцев Московского университета / Сост. И. В. Петровицкая. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012. C. 425–442.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

16.01.2015, 08:53