Запишите имена героев сказок А

Жанровое своеобразие и разновидности литературной сказки

Литературная сказка — один из самых распространённых жанров детской литературы. Как уже говорилось выше, она, с одной стороны, опирается на традиции народной сказки, а с другой стороны, несёт на себе отпечаток авторской индивидуальности. Соотношением этих двух начал и определяется жанровое своеобразие литературной сказки.

Степень присутствия фольклорного начала в авторской сказке может быть разной. Автор может заимствовать сюжет народной сказки и предложить его оригинальную версию. Напротив, литературная сказка может иметь совершенно самостоятельный сюжет и при этом использовать фольклорные способы организации художественного пространства сказки. Например, основным композиционным приёмом «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина становится троекратный повтор: князь Гвидон трижды отправляется «в царство славного Салтана», корабельщики трижды рассказывают царю о чудесном острове, князь трижды обращается к царевне-лебеди с новой просьбой.

Литературная сказка заимствует у народной и систему образов: противопоставление добрых и злых героев. Типичные персонажи фольклорных сказок нередко попадают на страницы сказок авторских: злая мачеха, добрая волшебница, жадная старуха, прекрасная принцесса и т.д. Впрочем, по мере развития жанра герои сказки обретают живые характеры и становятся всё больше похожи на людей — современников автора сказки.

Кроме того, авторская сказка опирается на поэтику народной волшебной сказки: в ней обязательно присутствует фантастический элемент, герои наделены чудесными способностями, а события нередко принимают неожиданный оборот. Вместе с тем исследователи отмечают, что волшебный элемент в литературной сказке всегда сочетается с реалистическим, и это делает произведение двухадресным: за текстом сказки, обращённым к детям, скрывается подтекст, адресованный взрослым. Например, в описании Страны Дураков в сказочной повести А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» отчётливо просматриваются реалии того времени — разруха и запустение.

В целом же литературная сказка провозглашает те же идеалы, что и сказка народная: она укрепляет веру маленького читателя в торжество добра и справедливости, учит его сочувствовать герою.

В зависимости от того, какой способ автор выбирает для создания художественного мира сказки и какие поэтические средства при этом использует, можно выделить несколько разновидностей этого жанра в авторской литературе для детей:
1) стихотворная сказка,
2) повесть-сказка,
3) роман-сказка,
4) пьеса-сказка.

Стихотворная сказка, как правило, адресована самым маленьким, она в значительной мере опирается не только на традиции народной сказки, но и на малые фольклорные жанры (считалки, дразнилки), и на детское устное творчество («страшные истории», былички). В основе стихотворной сказки — игровое начало, близкое маленькому читателю. Для сюжета такой сказки характерна быстрая смена событий, насыщенность действием. Кроме главных героев в сказке может быть множество второстепенных персонажей, их образы сменяют друг друга, и это также создаёт атмосферу игры:

Ехали медведи На велосипеде. А за ними кот Задом наперёд. А за ним комарики На воздушном шарике.

Кроме того, в сюжете стихотворной сказки нередко переплетается смешное и страшное, усиливая динамическое напряжение: пугающая ситуация неожиданно разрешается комическим эпизодом, как в финале сказки К. И. Чуковского «Тараканище»:

Взял и клюнул таракана, Вот и нету великана! Поделом таракану досталось — И усов от него не осталось!

Наряду с таким композиционным приёмом, как неожиданные повороты событий, может использоваться и характерная для фольклорных сказок цепная композиция, как в «Сказке о глупом мышонке» С. Я. Маршака: друг друга последовательно сменяют похожие эпизоды — разные животные пытаются уложить мышонка спать. Такое построение облегчает восприятие и запоминание сказки, не случайно даже маленькие дети цитируют её наизусть.

В стихотворной сказке мы не найдём подробных описаний героев, главным средством их характеристики становятся поступки, отсюда преобладание глагольных форм. При этом возможно использование нескольких постоянных эпитетов: «глупый маленький мышонок», «милая девочка Лялечка», «муха-цокотуха позолоченное брюхо» и т.д. Игровое начало проявляется даже на уровне имён персонажей: Мойдодыр, Айболит и др. Зачастую героями стихотворных сказок становятся фантастические существа или животные, наделённые человеческими свойствами. В целом стихотворная сказка в игровой форме знакомит своего читателя с окружающим миром и даёт ему первый опыт серьёзных переживаний.

Повесть-сказка и роман-сказка

Повесть-сказка ставит перед читателем более сложную задачу: на примере вымышленной ситуации предлагает ему разобраться в человеческих отношениях, научиться различать плохое и хорошее в характерах и поступках героев. Повесть-сказка, с одной стороны, создаёт воображаемый мир, а с другой стороны, рассказывает о мире реальном. Сочетание сказочности и реалистичности и определяет специфику этой разновидности литературной сказки. Эта двойственность проявляется на всех уровнях: сюжетном, композиционном, стилистическом.

Сюжет может развиваться в двух плоскостях: например, девочку Элли ураган переносит из вполне реального штата Канзас в волшебную страну, Малыш из «самого обыкновенного дома» отравляется в гости к Карлсону, «который живёт на крыше» и т.д. Чудесные приключения происходят с героями именно в этом втором, волшебном мире, однако в итоге они возвращаются домой, изменившись сами и изменяя мир вокруг себя. Нередко изображение фантастического мира носит резко отрицательный или, напротив, ярко выраженный положительный характер. В первом случае сказочная реальность пародирует действительность, подчёркивая тем самым её негативные стороны, во втором прямо противопоставляется ей, также указывая на несовершенство мира, в котором живут герои.

Героев повести-сказки также могут быть разделены на две группы: с одной стороны, это обычные люди, чаще всего дети, с другой стороны, волшебные персонажи, которых главные герои встречают в сказочном мире. И те, и другие наделены живыми характерами, у каждого из них свои привычки, особенности поведения и речи — повесть-сказка использует гораздо больший набор средств характеристики героев, чем народная сказка. И всё же внимание автора и читателя в большей степени сосредоточено на события, а не на характерах, поэтому повесть-сказка насыщена приключениями, которые происходят с героями. Как правило, чудесные события сопровождают появление необычных персонажей в жизни самых обычных детей, и это помогает восстановить правильный порядок вещей, вносит в жизнь маленького героя недостающую гармонию.

Роман-сказка во многом сближается со сказочной повестью, однако этот вид литературной сказки имеет больший объём, разветвлённый сюжет и более сложную композицию. В отличие от повести-сказки, в центре внимания оказывается не один герой и его судьба, здесь интерес автора и читателя распределён между несколькими героями и их поведением в определённых обстоятельствах. В романе-сказке ещё сильнее проступает социальный подтекст, а параллели между художественным миром произведения и современной автору действительностью выступают на первый план. В качестве примера можно привести сказку Ю.Олеши «Три толстяка», где за сложными поворотами сказочного сюжета скрыты размышления о современном автору мире, а в ярких, карикатурных образах отрицательных героев отчётливо проступают черты совсем не сказочных персонажей. Эта разновидность литературной сказке в равной мере адресована детям и взрослым: первым она открывает непростой мир человеческих отношений, вторых заставляет задуматься над тем, как это мир устроен и что в нём можно изменить.

Пьеса-сказка строится по законам драматического жанра. В основе может лежать известный сказочный сюжет, но от него, как правило, остаётся только последовательность развития событий, способы же организации художественного мира здесь совершенно иные. Традиционный и для народной, и для авторской сказки конфликт между добром и злом здесь проявляется наиболее ярко, он и определяет собой развитие действия. В композиции пьесы-сказки отчётливо выделяются те же элементы, что и в драматическом произведении вообще: экспозиция, завязка, кульминация и развязка, действие разделено на сценические эпизоды. Пьесе-сказке, так же, как и другим её видам, присуще сказочное двоемирие: действие переносится из обычной реальности в сказочную, а в кульминационный момент две реальности пересекаются. Например, в пьесе-сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» кульминацией становится встреча падчерицы и братьев-месяцев. Носителями конфликта становятся главные герои, обычно они отчётливо разделены на положительных и отрицательных, а их позиция проявляется в поступках. Главным средством создания образа становится речевая характеристика, так как персонажи пьесы — прежде всего участники диалога. В речи героев раскрываются самые яркие свойства их натур. Как правило, это не сложные, но рельефные образы. Повествовательное начало в драматическом произведении отсутствует, поэтому читателю о героях рассказывают только их действия и слова, предоставляя ему возможность самостоятельно оценивать происходящее и делать выводы. Вообще пьеса-сказка, как ни одна другая разновидность сказки литературной, даёт юному читателю представление о человеческом характере и его основных свойствах, раскрывает перед ним мир человеческой психики.

Автор статьи — филолог Валерия Здир.
Опубликовано 9 ноября 2005 г.

Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Магия сказок»

Викторину по сказкам А. С. Пушкина (для учащихся начальной школы) удобно провести в рамках «Недели русского языка» или на уроке внеклассного чтения.

За каждое отгаданное слово команда получает по одному баллу.

Все участники получают в награду закладки и календарики с портретом поэта.

Задание 1

Вспомните имена героев сказок А. С. Пушкина и заполните кроссворд, используя выделенные буквы.

Ответы: Гвидон, Черномор, Бабариха, Дадон, Елисей, Балда, Салтан.

Задание 2

Обведите цветным карандашом карточки со слогами так, чтобы полученное слово обозначало одно из чудес из «Сказки о царе Салтане «

Ответы: Белка, коршун, богатыри, город, царевна.

Задание 3

Разгадайте загадки, запишите отгадки.

В какой сказке А. С. Пушкина есть эти герои?

Людей с ног сбивает,

Да не видишь его

Никому не взять

(Небо, звезды месяц)

А краше его нет на свете.

Сестра к брату в гости идет,

А он от нее прячется

Задание 4

Вспомните, какие животные упоминаются в сказках А. С. Пушкина, и расположите их в алфавитном порядке.

Ответы. Белка, зайка, кобыла, комар, конь, коршун, лебедь, лягушка, муха, мышонок, орлица, пес, петушок, рыбка, шмель

Задание 5

Найдите спрятанные в таблице слова и назовите сказку, в которой все эти слова встречаются. Слова могут располагаться и по горизонтали, и по вертикали.

Ответ: Корыто, невод, вода, дворянка, рыбка, царица, владычица. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Конкурс для зрителей-болельщиков

За правильные ответы болельщиков начисляются баллы в пользу их команды.

Задание 1 «Доскажите словечко»

Темной ночки Елисей

Дождался в тоске своей.

Только месяц показался,

Он за ним с мольбой погнался.

«Месяц, месяц, мой дружок,

Разберите вставленное слово по составу.

И к царевне наливное,

Прямо яблочко летит…

Пес как прыгнет, завизжит…

Но царевна в обе руки

Хвать — поймала. «Ради скуки

Кушай яблочко, мой свет.

Назовите орфограммы в этом слове.

Мать и сын теперь на воле;

Видят холм в широком поле;

Море синее кругом,

Дуб зеленый над холмом.

Сын подумал добрый ужин

Был бы нам, однако, нужен.

Ломит он у дуба сук

И в тугой сгибает…

Задание 2

Заполните кроссворд. Прочитайте выделенное слово.

Вопросы:

1 В свете есть такие ль дива?

Вот идет молва правдива:

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

2 Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает,

Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете….

3 Здравствуй, Балда-мужичок;

Какой тебе надобен оброк?

Об оброке век мы не слыхали,

Не было чертям такой печали.

Ну, так и быть возьми, да с уговору,

С общего нашего приговору —

Чтобы впредь не бы то никому горя:

Кто скорее из нас обежит около моря,

Тот и бери себе полный оброк,

Между тем там приготовят…..

4 В море остров был крутой,

Не привальный, нежилой;

Он лежал пустой равниной;

Рос на нем дубок единый;

А теперь стоит на нем

Новый город со дворцом,

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами,

А сидит в нем князь Гвидон;

Он прислал тебе……

5 Старший молвил: «Что за диво!

Все так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал.

Кто же? Выдь и покажися,

С нами честно подружися.

Коль ты старый человек,

Дядей будешь нам навек.

Коли парень ты румяный,

Братец будешь нам названый.

Коль старушка, будь нам мать,

Так и станем величать.

Коли красная девица,

6 Воеводы не дремали,

Но никак не успевали.

Ждут, бывало, с юга, глядь —

Ан с востока лезет рать!

Справят здесь — лихие гости

Идут от моря. Со злости

Инда плакал царь Дадон,

Ответы: 1 Пава 2 Чудо 3 Мешок 4 Поклон 5 Сестрица 6 Сон — Пушкин

Галина КОТИАШВИЛИ, учитель школы № 326, г. Москва

omers.ru

2020 Copyright. All Rights Reserved.

The Sponsored Listings displayed above are served automatically by a third party. Neither the service provider nor the domain owner maintain any relationship with the advertisers. In case of trademark issues please contact the domain owner directly (contact information can be found in whois).

Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена

Автор: учитель русского языка и литературы МОУ Коляновская СОШ Ивановского муниципального района Ивановской области Бяковой Анны Владимировны.

Цель урока:
обобщение и систематизация знаний по творчеству великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить учащихся со сказками Андерсена как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности,
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Средства обучения: интерактивная доска, компьютер, индивидуальный раздаточный материал, выставка детского рисунка.

Литературные источники:
1. Г.Х.Андерсен «Оле-Лукойе»
2. Татьяна Керстен «Дюймовочка», «Оловянный солдатик»
3. Аполлон Коринфский «Дания – моя Родина»

1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Вдруг раздаётся стук в дверь. — Кто это к нам пришёл на урок, ребята?
1. Появляется Оле-Лукойе (инсценированный монолог)
Информация для подготовки
Вечером, когда дети смирно сидят за столом или на своих скамеечках, являюсь я. Подымаюсь тихонько по лестнице, потом осторожно приотворяю дверь, неслышно шагну в комнату и слегка прысну детям в глаза сладким молоком. Веки у детей начинают слипаться, и они уже не могут разглядеть меня, а я подкрадываюсь к ним сзади и начинаю легонько дуть им в затылок. Подую — и головы у них сейчас отяжелеют. Это совсем не больно — у меня нет ведь злого умысла; я хочу только, чтобы дети угомонились. Под мышками у меня по зонтику: один с картинками — его я раскрываю над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся волшебные сказки, другой совсем простой, гладкий, — его я раскрывает над нехорошими детьми: ну, они и спят всю ночь как убитые, и поутру оказывается, что они ровно ничего не видали во сне!

Вы узнали героя? Из какой сказки он пришёл к вам? Кто автор?
Ребята отвечают.
Оле говорит: да, вы хорошие дети, поэтому я раскрываю над вами цветной зонтик и дарю вам волшебный цветок. А в чём его волшебство, вы скоро узнаете! (показывает на доску — большой цветок, а каждый ребёнок смотрит на цветок у себя на парте).

Этот цветок, ребята, откроет нам мир великого писателя. А теперь сами сформулируйте и запишите тему нашего сегодняшнего урока. Укажите, какого автора мы будем изучать
2. Мотивация к учебной деятельности
Я рада, что вы узнали Оле, а каких ещё героев сказок Андерсена вы помните? Сейчас мы посмотрим. Назовите как можно больше героев.

Ребята работают в творческих группах, записывают, глядя на экран, имена героев Андерсена, затем перечисляют их.

3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
К.Г. Паустовский писал: «Андерсен научил меня светлой вере победы солнца над тьмой и доброго человеческого сердца над злом».

А чему научил датский сказочник вас, ребята? Какие человеческие качества воспитывает он, рассказывая трогательные истории своих героев?
Выразительное чтение учителя или подготовленного учащегося:

В цветущей Дании, где свет
увидел я,
Берёт мой мир своё начало;
На датском языке мать песни
мне певала,
Шептала сказки мне родимая
моя…

люблю тебя, родных морей волна,
Люблю я вас, старинные курганы,
Цветы садов, родных лесов
поляны,
Люблю тебя, отцов моих страна.

На севере Европы, под великим скандинавским полуостровом, можно увидеть ещё один, который своими очертаниями напоминает человеческую ладонь. Он называется Ютландия. На нём расположена Дания – маленькая скандинавская страна. Именно там родился и творил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен.

4. Аналитическая работа с научным текстом
1) индивидуальное сообщение учащегося (детство)
2) индивидуальное сообщение учащегося (учеба)

Слово учителя.
Андерсен писал: «Моя жизнь – это прекрасная сказка!» Хотя жизнь великого сказочника была полна невзгод и разочарований, его герои несут добро, свет, любовь к людям. Тот, кто хоть чуть-чуть знает биографию сказочника, в герое сказки «Гадкий утёнок» без труда узнает Андерсена. Давайте вспомним эту сказку и подумаем, чему она нас учит
Всё началось с детства. Андерсен был очень не красивым ребёнком. У него был длинный нос, а уши походили на маленькие крылышки. Гадкий утёнок тоже был не похож на остальных. Хотя у него доброе сердце и плавал он не хуже других, все животные двора презирали его. Много испытаний выпало на долю утёнка: страх, одиночество, голод и холод, долгая суровая зима. Только воспоминания о больших чудесных птицах, белых. как снег, с длинными гибкими шеями, согревали его сердце. И не очерствела душа утёнка. Внимательный читатель заметит — ни разу не нагрубил он своим обидчикам и сам себя считал виноватым: «Я так безобразен, что даже собаке противно укусить меня».
Пришла весна, и утёнок наяву увидел тех царственных птиц, образ которых помог пережить ему долгую зиму. Он увидел в зеркальной воде своё отражение и понял, что он тоже лебедь. Он был счастлив, но нисколько не возгордился – доброе сердце не знает гордости.
Великая мудрость скрыта в словах сказочника: «Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца».
Обсуждение услышанного.

5. Закрепление полученных знаний
Посмотрите на наш волшебный цветок, ребята. Он представляет мир самого писателя. Как вы думаете, какие качества характера помогли Андерсену создавать его прекрасных героев?
Мудрость Любовь к людям
Душевная щедрость Доброта.
Ребята (по выбору) указывают эти качества на лепестках.

6. Динамическая пауза.
7. Мини-исследование в творческой группе

Герой сказок Андерсена Чему он нас учит?
Высказывания ребят о любимых сказочных героях чередуются с выразительным чтением лирических миниатюр.
1 группа – Дюймовочка
Крошечная девочка,
Я сошла с цветка.
Жизнь казалась дивною
В алых лепестках.
Только душу нежную
Заперли во тьму.
Звери злые, жадные,
Вам она к чему?
Мне б на небо синее
Хоть разок взглянуть.
Попрощаться с солнышком
И навек уснуть.
Слышу: в небе звонкая
Песенка твоя.
Ласточка родимая!
Ты нашла меня.
2 группа — Стойкий оловянный солдатик
Мужественный маленький солдатик
Он стоит, как акробатик,
На единственной ноге,
В оловянном сапоге.
Стойкий, Маленький, прямой.
Всё снесёт он, как герой.
От судьбы не убежит.
В жарком пламени сгорит.

3 группа — Русалочка
Ребята рассказывают о памятнике Русалочке.
4 группа – Оле-Лукойе
Словесное рисование (образ литературного героя)
5 группа – Герд а.
Сравнительная характеристика героев (Герда и Кай)

Лепестки крепятся к большому цветку.

Хорошо, что мы вспомнили с вами сказку Снежная королева» и её героев.
Проверим ваши знания с помощью теста.
8. Интерактивный тест.
9. Подведение итогов урока

Прошло много лет, а люди до сих пор с удовольствием читают сказки Андерсена, любят его героев. На родине писателя ему установлен памятник с надписью «Воздвигнут датским народом», а 2 апреля – день его рождения – с 1967 года отмечается как международный день детской книги.
За выдающиеся заслуги детским писателям ежегодно вручается Международная премия Г.Х.Андерсена – золотая медаль с его профилем.
Среди награждённых – Астрид Лингрен и Джанни Родари.

Удивительная, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходит от сказок Г.Х. Андерсена. А доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим» — писал К.Г.Паустовский

10. Рефлексия.
Доброта Отзывчивость
Взаимопонимание Уважительное отношение к близким
Сопричастность к чужим бедам.
Запишите сои выводы на лепестках.

Бутоны – заветы великого сказочника.
«Мир прекрасен!»
«Радуйтесь жизни!»
«Будьте терпеливы в достижении цели!»
Чего не хватает нашему цветку? Конечно, цвета, яркости красок. Раскрасьте цветок так, как вам подскажет сердце и послушайте замечательную песню (Звучит песня «Маленькая страна»)

11. Самооценка.
12. Запись домашнего задания
(по выбору учащегося):
1) сочинение-миниатюра «Моя любимая сказка Андерсена»
2) рисунок «Мой любимый герой Андерсена»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: