Задание С4 ЕГЭ по литературе (варианты ответов)

Варианты ответов задания С4 ЕГЭ по литературе

Формулировки вопросов заданий С4 ЕГЭ по литературе

Примеры стихотворений для сопоставления

В творчестве каких русских поэтов созданы идеальные женские образы и в чем они созвучны образу Прекрасной Дамы А.А.Блока?

А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье», «Мадонна»,

Б.Л.Пастернак «Любить иных – тяжелый крест»

Ф.И.Тютчев «Я встретил вас»

В каких произведениях русской литературы создается образ матери и в чем эти произведения близки стихотворению Твардовского «Памяти матери»?

С.А.Есенин «Письмо матери»

В каких произведениях русских поэтов звучит тема любви и в чем эти произведения созвучны стихотворению «Лиличка!»?

А.Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» С.Есенин «Письмо женщине»

В каких произведениях русских поэтов звучит мотив быстротечности жизни и в чем эти произведения созвучны стихотворению С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»?

А.С.Пушкина «Вновь я посетил»

М.И.Цветаева «Уж сколько их упало в эту бездну…», «По улице моей который год…», «Идешь, на меня похожий…»

Ф.И.Тютчев «Когда дряхлеющие силы…»

В каких произведениях русских поэтов звучит тема внутренней свободы и в чем они созвучны стихотворению Цветаевой («Кто создан из камня…»)?

А.С.Пушкин «Из Пиндемонти»

А.А.Блок «О, я хочу безумно жить»

А.Т.Твардовский «Вся суть в одном единственном завете»

В каких произведениях отечественной лирики мир природы сравнивается с миром человеческих взаимоотношений и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинским «Анчаром»?

М.Ю.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу», «Когда волнуется желтеющая нива»

А.А.Фет «Учись у них — у дуба, у березы»

Кто из русских поэтов близок Б.Л.Пастернаку в изображении драмы героя-одиночки («Гамлет»)?

М.Ю.Лермонтов «Как часто, пестрою толпою окружен…»

В.В.Маяковский «Дешевая распродажа»

В каких произведениях русской лирики представления о возвышенном и прекрасном связано с женским образом и в чем их сходство и отличие от стихотворения «Незнакомка» Блока?

А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье»

Ф.И.Тютчев «Я встретил вас»

С.А.Есенин «Заметался пожар голубой»

В каких произведениях русских поэтов отображен конфликт поэта и эпохи и в чем эти произведения созвучны произведению Ахматовой «Мне голос был»?

А.А.Ахматова «Не с теми я, кто бросил землю»

М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта»

В каких произведениях русских поэтов отображена тема поэта и назначения поэзии и в чем эти произведения созвучны произведению Г.Р.Державина «Памятник»?

А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг»

М.Ю.Лермонтов «Пророк, «Поэт»

Н.А.Некрасов «Поэт и Гражданин», «Элегия»

В каких произведениях русские поэты обращаются к мифологическим или библейским сюжетам и в чем эти произведения созвучны стихотворению А.С.Пушкина «Свободы сеятель пустынный»?

М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта» (тема божьего суда), «Молитва»

А.А. Блок «Двенадцать», А.А.Ахматова «Реквием»

В каких произведениях русских поэтов создан образ родины и в чем их сходство и различие со стихотворением А.Блока «Россия»?

С.А.Есенин «Гой ты, Русь моя родная», «Русь»

В каких произведениях русских поэтов отображена тема дороги и в чем эти произведения созвучны произведению Н.Некрасова «Тройка»?

Н.Некрасов «В дороге», «Железная дорога»

А.Блок «На железной дороге»

М.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу»

В каких произведениях русских поэтов отображена тема дружбы и в чем эти произведения созвучны произведению А.С.Пушкина «19 октября»?

А.Пушкин «Пущину» (Мой первый друг, мой друг бесценный),

В. Высоцкий «Песня о друге»,

Н.Заболоцкий «Прощание с друзьями»

Кто из русских поэтов обращался к социальной проблематике и в чем их произведения можно сопоставить со стихотворением А.А, Блока «Фабрика»?

А.А.Блок «Из газет»

Н.А.Некрасов «Железная дорога»,

Традиции каких русских поэтов продолжает Б.Л.Пастернак в стихотворении «Июль», изображая природные явления очеловеченными? Свой ответ обоснуйте, указав авторов и название стихотворений.

Варианты ответов задания С4 ЕГЭ по литературе

Выполняя задание С4, дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём — 5–10 предложений).

Опирайтесь на позицию автора, при необходимости раскройте собственное видение проблемы. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Выполняя задание С4, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите название произведений и фамилии авторов; обоснуйте ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

С4 В каких произведениях русских поэтов отображена тема поэта и назначения поэзии и в чем эти произведения созвучны произведению Г.Р.Державина «Памятник»?

В стихотворении Г.Державина «Памятник» получает развитие тема поэта и назначения поэзии, ставшая впоследствии традиционной в русской литературе.

О месте и роли поэта и поэзии размышляли все великие поэты. Вслед за Державиным А.С.Пушкин пишет свое стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный …», в котором так же, как Державин, подводит итог творчеству и обозначает свои литературные приоритеты:

Долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

И это не единственное стихотворение поэта, обращенное к данной теме: «Памятнику» предшествовали «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту».

Многие поэты видели в литературе мощное средство пропаганды, воспитания гражданского сознания. Об этом очень убедительно пишет Н.А.Некрасов в стихотворениях «Элегия», «Поэт и гражданин», которые можно назвать поэтической декларацией поэта. Автор убежден, что тема народа, его страданий и бед актуальна во все времена, и именно этой теме он посвятил свое творчество: «Я лиру посвятил народу своему».

Державин, Пушкин, Некрасов – очень разные поэты, но они сошлись в том, что поэзия должна быть близкой народу, что ее долг «к народу обращать вниманье сильных мира» или «истину царям с улыбкой говорить» и быть бескорыстными: не бояться «обиды» и не требовать «венца» за свой труд.

С4 Традиции каких русских поэтов продолжает Б.Л.Пастернак в стихотворении «Июль», изображая природные явления очеловеченными? Свой ответ обоснуйте, указав авторов и название стихотворений.

В стихотворении «Июль» Борис Пастернак изображает природные явления очеловеченными. Автор отождествляет летний месяц с живым существом, которому присущи черты обычного человека. Так, в восприятии Пастернака, июль – это «дачник-отпускник», которому сдается внаем целый дом, где он, а не поэт, является теперь полноправным хозяином. Поэтому гость ведет себя соответствующим образом: проказничает и пугает обитателей особняка непонятными звуками на чердаке, хлопаньем дверей и окон, вешает на одежду «пух одуванчиков» и при этом не считает нужным соблюдать хоть какие-то приличия. Однако незваный гость, вихрем ворвавшийся в его дом, очень скоро становится милым и желанным.

Создание образа в данном произведении происходит посредством разных тропов: олицетворения, олицетворяющих эпитетов, метафор, сравнений. Традиция изображать природу как живое существо, очеловеченной сложилась давно в нашей литературе. Мы можем увидеть это в творчестве А.С.Пушкина, например, в стихотворении «Зимнее утро», где «вьюга злилась», «мгла носилась». Или в творчестве Афанасия Фета — непревзойденного поэта-пейзажиста, любимым приемом которого является олицетворение. Лирический герой стихотворения «Еще майская ночь» находится в состоянии эстетического восторга от созерцания весенней ночной красоты, когда «все звезды до единой смотрят в кротко в душу; «березы ждут», смущенные своим новым нарядом, который им «радостен и чужд» одновременно, они застенчивы, как невесты.

Как видим, традиция очеловечения явлений природы сложилась давно в нашей литературе и каждым последующим поколением писателей талантливо развивалась.

С4 В творчестве каких русских поэтов созданы идеальные женские образы и в чем они созвучны образу Прекрасной Дамы?

В любовной лирике Жуковского, Пушкина, Тютчева, Есенина, Пастернака мы можем найти примеры идеальных женских образов.

С неизменным уважением к женщине относился в своих произведениях А.С.Пушкин. Образ возлюбленной в его стихах предстает как «чистейшей прелести чистейший образец» («Мадонна»), как «гений чистой красоты» («Я помню чудное мгновенье»). И, конечно же, «Татьяны милой идеал» из романа «Евгений Онегин». Для Пушкина, как и для Блока, красота внешняя неотделима от красоты внутренней.

Современник Блока Борис Пастернак в стихотворении «Любить иных – тяжелый крест», создавая образ любимой женщины, пишет, что она «прекрасна без извилин», то есть она естественна, проста. Но при этом героиня идеализируется: «прелести ее секрет разгадке жизни равносилен». Такая трактовка образа созвучна образу Прекрасной Дамы.

С4 В каких произведениях русской литературы создается образ матери и в чем эти произведения близки стихотворению Твардовского?

(пояснение: поскольку в формулировке вопроса нет акцента на лирические произведения, то мы вправе обратиться и к прозаическим произведениям)

В русской литературе есть немало произведений, в которых создан образ матери.

Мне сразу вспоминается мама Ильи Ильича Обломова (роман И.А.Гончарова «Обломов») – хлопотливая, заботливая, любящая и ласковая, оберегающая сына от всех напастей. Когда Обломов, будучи взрослым, видит свою умершую маму во сне, он блаженно улыбается и плачет.

Через воспоминания детей, приехавших на похороны своей старенькой мамы, создается трогательный образ матери в рассказе А.Платонова «Третий сын».

Эти произведения сопоставимы со стихотворением «Памяти матери» тем, что им всем присуще чувство запоздалого раскаяния, осознание того, как мало времени они, сыновья, уделяли маме при жизни, о скольком не успели поговорить и, конечно же, глубоким чувством любви и благодарности к самому родному человеку.

С4 В каких произведениях русских поэтов звучит тема любви и в чем эти произведения созвучны стихотворению «Лиличка!»?

Тема любви – одна из самых распространенных тем русской поэзии и лирики в целом. Бесспорными шедеврами любовной лирики являются стихи Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Блока.

Созвучными стихотворению В.Маяковского «Лиличка!» мне представляется произведения А.Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» и С.Есенина «Письмо женщине». Аргументирую свою точку зрения на первом примере.

Как у Маяковского, так и у Блока были бессменные музы, адресаты любовной лирики – Л.Ю.Брик и Л.Д.Менделеева, следовательно, в обоих случаях можно говорить об автобиографичности. Приведенные стихотворения повествуют о чувствах лирического героя в драматический момент расставания, спровоцированный изменой любимой, что придает им особую пронзительность, искренность, исповедальность.

Как видим, для любовной лирики характерна не только поэтизация взлетов любовного чувства, но и повествование о «прозе» любви – ревности, размолвках, ссорах, измене.

С4 В каких произведениях русских поэтов звучит мотив быстротечности жизни и в чем эти произведения созвучны стихотворению С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»?

Мотив быстротечности жизни звучит во многих произведениях русской классической поэзии. До Сергея Есенина эта тема обрела свое место в творчестве А.С.Пушкина «Вновь я посетил».

Стихотворение «…Вновь я посетил…» относится к зрелому периоду творчества А. С. Пушкина. Основная тема стихотворения – быстротечность и неумолимость течения времени, глубокое понимание того, что жизнь движется вперед и остановить этот процесс никому не под силу, как и в стихотворении С.Есенина. Поэтому общее настроение обоих стихотворений – это светлая грусть.

Современница Сергея Есенина Марина Цветаева неоднократно обращалась к осмыслению темы быстротечности жизни, смерти, о чем свидетельствуют многие ее произведения «Уж сколько их упало в эту бездну…», «По улице моей который год…», «Идешь, на меня похожий…». Последнее стихотворение мне представляется наиболее созвучным с есенинским по настроению и осмыслению темы. Лирическая героиня произведения Цветаевой — это голос умершего человека, обращенный к прохожему на кладбище с просьбой остановиться на минутку, прочитать эпитафию, вспомнить, что «я тоже жила». Но в этой просьбе нет скорби и уныния — «легко обо мне подумай».

Все названные стихотворения написаны в одном жанре, жанре философской элегии. У них одна тема — размышления человека о прошедшей жизни, о ее смысле, о ее восприятии. Лирический герой данных произведений пытается решить для себя проблему, рано или поздно встающую перед каждой личностью, — проблему приятия или неприятия ухода юности, жизненных сил, энергии.

Досрочный ЕГЭ 2015 по литературе

06.05.2015

Стали доступны варианты досрочного ЕГЭ в 2015 году.

К сожалению, каждый предмет представлен всего лишь одним вариантом.

Здесь опубликован вариант КИМа досрочного ЕГЭ 2015 по литературе, который проходил 28 марта в 2015 году.

Предлагаем вам его тщательно разобрать и решить. Свои варианты ответов публиковать в комментариях ниже.

Досрочный ЕГЭ по литературе стал доступен на сайте ФИПИ 5 мая 2015 года.

Теория ЕГЭ по литературе. Сдаем литературу на 100 баллов!

Изучение художественной литературы – сложный творческий процесс, требующий внимательного отношения со стороны как обучающего, так и обучаемого. В процессе анализа литературных произведений происходит приобщение к искусству слова, более глубокое постижение авторской позиции. Традиционно такой иллюстративный материал, как таблицы и схемы, используется при изучении точных наук. Мы же предлагаем вам использовать таблицы и схемы при изучении художественной литературы, что позволяет сделать процесс постижения художественного текста более наглядным. Подготовка к ЕГЭ по литературе на нашем сайте будет замечательным этапом на пути к высокому результату. Наш сайт предоставляет Вам прекрасную возможность закрыть все пробелы в литературе и сдать ЕГЭ на 100 баллов. Вам лишь необходимо будет читать литературу , решать варианты ЕГЭ по литературе , а также писать сочинения.

Итак, необходимая теория литературы, которая встречается в ЕГЭ. Ну и перед тем, как вы приступите к подготовке, прочитайте статью, которая ответит на риторический вопрос о значении литературы в жизни человека , а также спецификацию ЕГЭ по литературе 2013 года.

Теория части B по литературе

Часть C ЕГЭ по литературе. Полезные материалы

Критерии части С: (обновлены в соответствии с кодификатором за 2013 год)

Инструкции ЕГЭ 2014 по литературе

Развернутый ответ ограниченного объема (5-10 предложений). Указание на объем условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить и в меньшем объеме.

* При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (Аксаковы, Толстые, В.Л. и А.С. Пушкины и т.п.).
Выполняя задание, экзаменуемый должен опираться на произведения не менее чем двух авторов (с учётом того автора, которому принадлежит предложенный в задании текст).

Среди пяти позиций, по которым оценивается выполнение части 3, первая позиция (содержательный аспект) является главной. Если при проверке экзаменационной работы эксперт по первому (содержательному) аспекту оценивания ответа ставит «0» баллов, задание части 3 считается невыполненным. Задание дальше не проверяется. По четырем другим аспектам (позициям) оценивания (2, 3, 4, 5) в протокол проверки ответов на задания бланка №2 выставляется «0» баллов.

При проверке оценка за первую позицию оценивания задания части 3 ставится в колонку 5 протокола, за вторую позицию — в колонку 6, за третью — в колонку 7, за четвертую — в колонку 8, за пятую — в колонку 9.

При оценке выполнения заданий части 3 следует учитывать объем написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчет слов включает в себя все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается нулем баллов.

При объеме работы от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.

Инструкция к В1-В7

Ответом к заданиям B1–B7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Инструкция к С1-С2

Для выполнения заданий С1 и С2 используйте бланк ответов № 2.

Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Выполняя задание С2, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Ответом к заданиям B8–B12 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Для выполнения заданий С3 и С4 используйте бланк ответов № 2.

Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Выполняя задание С4, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3).

В бланке ответов № 2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: