Зачем учить стихи

Заучивание стихов в детском возрасте является важным обучающим и воспитательным моментом. Большинство родителей и педагогов знают, как важно учить стихи, ведь это наиболее действенный способ развития детей. Заучивание стихов расширяет кругозор маленького человечка, учит восприятию поэзии, улучшает речь и способствует формированию культуры. А самое главное – развивает память.

Мелодичность и напевность стихов отлично воспринимается детьми любого возраста, поэтому начинать их учить нужно как можно раньше. Дети с большим удовольствием слушают стихи и любят их больше чем прозу, так как ее монотонность может утомлять. Недаром большинство детских писателей пишут свои сказки и рассказы именно в стихах. В отличие от прозы стихи легко запоминаются и откладываются в подсознании. Запоминание стихов дается малышам легче всего, поэтому родителям нужно использовать это для обучения детей. Они способствуют развитию памяти, а значит, и в целом улучшают обучаемость ребенка. Хорошая память пригодится малышам в школе, чтобы лучше усваивать материал. Чем раньше вы начнете учить стихи, тем легче ему будет в будущем запоминать различные формулы на уроках.

В детской литературе имеется масса прекрасных стихов, подходящих даже для самых маленьких детей. Хорошо воспринимаются и легко учатся стихи Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Елены Благининой, а также Пушкина и Некрасова. Их стихи учат добру и любви. Для малышей подойдут коротенькие стишки, а для детей постарше – более длинные и глубокие. Лет с 3-4 можно начинать читать детям сказки Пушкина. Но длинные сказки нужно читать не сразу целиком за один раз, лучше разбивать их на несколько частей. Например, читать утром и вечером. Иначе длинная сказка будет сильно утомлять ребенка.

С помощью любимых стихов можно легко привлечь внимание ребенка. Попробуйте несколько дней подряд читать малышу одно стихотворение. Благодаря этому ребенок быстро запомнит текст. А потом, когда он начнет капризничать, просто прочитайте ему стихотворение. Вы сможете его отвлечь и увидите, что он заулыбается и начнет повторять знакомые строки, забыв о беспокойстве. Когда вы читаете ребенку стихи нужно обязательно делать это увлеченно, чтобы максимально заинтересовать его. Поэтому, если вы устали или не в настроении, лучше перенесите чтение на потом.

Большинство детей обожает утренники и различные праздники, которые проходят в детских садах. На таких мероприятиях всегда принято читать стихи и детям это нравится. Хотя не все малыши могут выступать перед публикой, так как очень стеснительны, отнеситесь к этому с пониманием. Учить стихотворение лучше заранее, тогда малыш хорошо его запомнит и, возможно, станет увереннее в себе и смелее. К тому же, подготовка к празднику – отличный стимул, для того чтобы выучить стихотворение, если ребенок раньше этого не делал .

Как учить стихи?

Если ребенок не хочет учить стихи, заставлять и настаивать, конечно же, не следует. Вообще не нужно относиться к заучиванию стихотворения как к сложной и серьезной работе. Предложите малышу приготовить стихотворный сюрприз для папы (бабушки/дедушки). Расскажите ему, как они обрадуются и удивятся новому стишку. Перед новогодним утренником расскажите. что все детки будут рассказывать новогодние четверостишия Деду морозу. Прочитайте ребенку стихотворение несколько раз подряд, при этом не требуйте от малыша, чтобы он сидел и внимательно слушал вас – наоборот, пусть он играет или рисует. Потом попросите малыша повторять за вами. Лучше всего учить стихи в виде игры. Небольшие четверостишия могут стать волшебным заклинанием или паролем для входа в замок. Можно поиграть в концерт, с ребенком в роли главного артиста. Многие дети любят, когда их фотографируют и снимают на камеру — предложите малышу снять фильм о том, как он рассказывает стих. Это не только развлечет ребенка, но и поможет ему понять свои ошибки – например, если малыш читает стих слишком тихо.

Еще одна игра для легкого запоминания стишков — читать их по 2 строчки с разной интонацией: с радостью, с удивлением, с осуждением и т.д.

Детский час

для детей и родителей

Короткие стихи Пушкина

Короткие стихи Пушкина, поэта, который не нуждается в особом представлении, уже при первом прочтении становятся близки и понятны нам. Работая над стихами, поэт всегда видел цель своей работы. Он осознавал не только как писать, но и что должно в результате получиться.

Удивительным в его стихах является сочетание максимальной искренности, открытости с искусством обобщения. Пушкин — мастер оставить в окончательном варианте стихотворения то, что являлось выражением состояния его собственной души, и вместе с тем было понятно и мило читателю.

«Эхо»
Ревёт ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поёт ли дева за холмом —
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.

Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури и валов,
И крику сельских пастухов —
И шлёшь ответ;
Тебе ж нет отзыва… Таков
И ты, поэт!
***

Существовал старинный обычай – весной, 25 марта, выпускать на волю птиц из клеток. В последних строках этого стихотворения Пушкин с большой силой и поэтичностью выражает своё горячее стремление к свободе – не только для себя, но и для других.

«Птичка»
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать.
***

Наступил сентябрь 1826 года. В Михайловское нежданно-негаданно приезжает жандарм и увозит Пушкина в Москву, где пребывает в то время царь Николай. В следующем стихотворении поэт, после непростого разговора с царём, вспоминает об Арине Родионовне, которая не покинула Михайловского. Няня Родионовна любила поэта всей душой, искренне переживала за него. В адрес поэта от неё всегда исходило тепло.

«Няне»
Подруга дней моих суровых
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…
То чудится тебе…
***

Ясное, зимнее утро заглядывает в комнату. Ветер стих. Снег ослепительно блистает в янтарных лучах восходящего солнца. Яркое, голубое небо раскинулось над землей. Вьюга умчалась, как сон; как её не бывало. Зима… Верные и броские образы солнечного зимнего утра сплетены в стихотворении Пушкина с любовными напевами.

«Зимнее утро»
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче….. погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

В стихотворении «Осень» красочными зарисовками осенней природы поэт хочет заразить читателя свой безудержной любовью к осени.

Отрывок из стихотворения «Осень»
…Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы…
***

А эти стихи написаны в 1829 году, во время второго путешествия Пушкина на Кавказ (первый раз он был там в 1820 году). Чудесное поэтическое выражение сильного и противоречивого чувства, овладевшего поэтом при воспоминании о прежней любви на Кавказе любви, снова вспыхнувшей в его сердце.

«На холмах Грузии»
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой…Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.

***
«Ещё дуют холодные ветры…»
Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы.
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.
***

«Прозаик и поэт»
О чём, прозаик, ты хлопочешь?
Давай мне мысль какую хочешь:
Её с конца я завострю,
Летучей рифмой оперю,
Взложу на тетиву тугую,
Послушный лук согну в дугу,
А там пошлю неудалую,
И горе нашему врагу!
***

«Туча»
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
***

«Возрождение»
Художник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.

Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуей;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.

Так исчезают заблужденья
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней.
***

Несмотря на тяготы жизни, Пушкин не охладел к великолепной игре под названием «жизнь». Жизнелюбивое настроение сохранялось в нём до конца. Душа его не охладела, страсть к познанию жизни, поэтическое творчество продолжали питать в нём чувство любви к жизни.

О нет, мне жизнь не надоела,
Я жить люблю, я жить хочу,
Душа не вовсе охладела,
Утратя молодость свою.

Ещё хранятся наслажденья
Для любопытства моего,
Для милых снов воображенья,
Для чувств ……….всего.

Этот поэтический набросок остался неоконченным.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Топ-10 — лучшие стихи для детей

Стихи для детей писали очень многие русские поэты, считая, что литература, в первую очередь, должна выполнять образовательную и воспитательную функции. Подобные произведения характеры для творчества Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, Даниила Хармса и Бориса Заходера, Самуила Маршака и Сергея Михалкова. Некоторые поэты, в числе которых — Агния Барто, Эмма Мошковская, Корней Чуковский, Эдуард Успенский и Григорий Остер, по праву считаются детскими авторами, так как их творчество, в первую очередь, адресовано подрастающему поколению.

Принято считать, что детская поэзия довольно примитивна по форме и содержанию. Однако этот литературный жанр является одним из самых сложных. Ведь до маленького читателя нужно не только донести смысл произведения, но и придать ему такую эмоциональную окраску, чтобы стихотворение стало не просто рифмованным повествованием, но и помогло найти ребенку ответы на интересующие его вопросы.

10 место. Например, все без исключения родители сталкиваются с проблемой кормления детей, которые отказываются есть полезную кашу, требуя вместо нее сладости. Чтобы убедить малышей в необходимости полноценного и здорового питания, поэт Лев Кузьмин написал стихотворение «Как добраться до небес?». В нем он рассказывает о том, что сделать это довольно непросто, так как нужно обладать силой и ловкостью, чтобы сперва залезть на самое высокое дерево в лесу, а потом встать ногами на тучи и начать свое путешествие по бескрайним небесным просторам. Однако для этого, по мнению автора, сперва нужно сесть за стол и съесть тарелку манной каши, без которой подобной путешествие попросту невозможно.

«Как добраться до небес?» Л.Кузьмин

Что нyжно сделать, бpатцы,
Чтоб до небес добpаться?

За стол сначала нyжно сесть,
Таpелкy манной каши съесть,
Потом в зеленый лес пойти,
Большое деpево найти,
И ввеpх
По кpепким сyчьям
Подняться к белым тyчам.
А там — на тyчy встать ногой,
Шагнyть на pадyгy дpyгой.
И вот yже нас не достать,
И небеса все наши…
Но, повтоpяю, начинать
Hам нyжно с манной каши!

9 место. Взаимоотношения с внешним миром являются одной из ключевых тем детской поэзии. Ребенок, познавая живую природу и свое окружение, нередко совершает непростительные ошибки, причиняя боль живым существам и даже не задумываясь о последствиях своих поступков. Чтобы уберечь малышей от подобного необдуманного поведения, поэт Саша Черный написал стихотворение «Что ты тискаешь утенка», в котором пытается объяснить малышам, что детеныши домашних животных не относятся к разряду игрушек. Маленький утенок в руках дворового мальчишки испытывает панический ужас и пытается вырваться, хотя ребенку кажется, что он не делает ничего плохого. Чтобы понять, что испытывает в этот момент едва оперившийся птенец, поэт предлагает мальчишке представить, что его в качестве игрушки выбрал для себя неповоротливый бегемот. Одно его неуклюжее прикосновение может стоить человеческому детенышу жизни, равно как и попытки поиграть с утенком могут привести к гибели птенца.

«Что ты тискаешь утенка» С.Черный

Что ты тискаешь утенка?
Он малыш, а ты — большой.
Ишь, задравши головенку,
Рвется прочь он всей душой…

Ты представь такую штуку —
Если б толстый бегемот
Захотел с тобой от скуки
Поиграть бы в свой черед?

Взял тебя бы крепко в лапу,
Языком бы стал лизать.
Ух, как стал бы звать ты папу,
И брыкаться, и кричать.

Ты снеси утенка к утке,
Пусть идет купаться в пруд.
Лапы мальчика не шутки,
Чуть притиснешь — и капут.

8 место. Не секрет, что большинство детей является очень впечатлительными и ранимыми. Обидеть ребенка довольно легко, и для этого порой достаточно одного неправильного слова или же брошенного исподлобья взгляда. Между тем, способность чутко улавливать настроение взрослых и царящую в доме атмосферу нередко заставляет детей страдать. Чтобы научиться преодолевать подобные чувства, которые во взрослой жизни способны доставить массу проблем, поэтесса Эмма Мошковская посвятила всем малышам очень поучительное стихотворение «Обида». В нем она рассказывает о том, обидевшись на весь мир, ребенок перестает замечать то, что раньше доставляло ему огромное удовольствие, становится замкнутым и неразговорчивым. Однако такое поведение является для жизнерадостных малышей неестественным, оно зачастую продиктовано желанием обратить на себя внимание взрослых. Пройдя через это маленькое испытание, каждый ребенок рано или поздно понимает, что обида – не самое лучшее чувство, избавление от которого дарит настоящую радость и ощущение освобождения от тяжкого груза.

Я маму мою обидел,
Теперь никогда-никогда
Из дому вместе не выйдем,
Не сходим с ней никуда.
Она в окно не помашет,
Я тоже
не помашу,
Она ничего не расскажет,
Я тоже
не расскажу…
Возьму я мешок за плечи,
Я хлеба кусок найду,
Найду я палку покрепче,
Уйду я, уйду в тайгу!
Я буду ходить по следу,
Я буду искать руду,
Я через бурную реку
Строить мосты пойду!
И буду я главный начальник,
И буду я с бородой,
И буду всегда печальный
И молчаливый такой…
И вот будет вечер зимний,
И вот пройдет много лет,
И вот в самолет реактивный
Мама возьмет билет.
И в день моего рожденья
Тот самолет прилетит.
И выйдет оттуда мама,
И мама меня простит!

7 место. Одной из самых сложных задач для родителей является приучение ребенка к чистоте. Действительно, как можно вернуться домой с прогулки без грязи на одежде, если вокруг столько удивительно глубоких неизведанных луж? В качестве помощника для решения подобной задачи можно воспользоваться стихотворением Владимира Орлова под названием «Как узнать своего поросенка?», которое наверняка заставит малышей задуматься о собственном поведении и не забывать о чистоте даже во время самых азартных дворовых игр.

«Как узнать своего поросенка?» В.Орлов

По лужам носились ребята,
Прошу извинить — поросята.
(А, впрочем, бывают ребята
Такие же, как поросята.)
Но вот появляются мамы —
Солидные, строгие дамы,
Бегом направляясь к ребятам,
Простите к своим поросятам.
— Скажите, пожалуйста, мамы,
У вас не случаются драмы?
Чужого нельзя поросёнка
Принять за родного ребёнка?
Красивы они и пригожи,
Но все абсолютно похожи!
-Простите! — ответили мамы. —
Мой хрюшечка чистенький самый.

6 место. Истины, которые являются прописными для взрослых, далеко не всегда понятны детям. Например, как объяснить малышу, что такое день и ночь, и почему они сменяют друг друга? Решить подобную задачу попыталась поэтесса Надежда Григорьева в своем стихотворении «Сутки», которое поможет юным проказникам не только получить представление о времени, но и научиться его правильно планировать.

Утром солнышко встаёт,
Спать ребятам не даёт!
-Ну-ка, детки, подымайтесь,
Заряжайтесь, умывайтесь,
Аккуратно одевайтесь
И за завтрак принимайтесь.

В полдень солнышко в зените,
У него лучи, как нити,
Землю щедро согревают,
Всех обедать приглашают.

Дальше, дальше день бежит,
Нам пословица гласит:
-Долог день до вечера,
Когда делать нечего.

Ну, а вечером, ребята,
Всё окутает прохлада,
Солнцу отдых тоже нужен
А ребятам — вкусный ужин.

Ночью на небе — луна,
Очень строгая она:
Наблюдает — все ли
Улеглись в постели?
Закрывайте глазки,
Пусть вам снятся сказки.
Закрывайте очи
Всем — спокойной ночи!

От утра и до утра
Сутки знает детвора.

5 место. К слову, при помощи стихов детей легко можно обучить основам математики, так как очень многие русские поэты придумывали увлекательные и познавательные считалки для самых маленьких. В частности, одно из стихотворений-головоломок под названием «Два и три» принадлежит поэту Борису Заходеру, в котором он наглядно показал, какими нешуточными проблемами может обернуться для ребенка нежелание учиться правильно считать.

Пошел Сережа в первый класс.
С Сережкой не шути!
Считать
Умеет он у нас
Почти
До десяти!
Не грех такому мудрецу
Задрать курносый нос!
Вот как-то за столом отцу
И задал он вопрос:
— Два пирожка тут, папа, да?
А хочешь — на пари! —
Я доказать могу всегда,
Что их не два, а три!
Считаем вместе:
Вот ОДИН,
А вот и ДВА, смотри!
ОДИН да ДВА, — закончил сын, —
Как раз и будет ТРИ!
— Вот молодец! — сказал отец. —
И в самом деле три!
И потому
Я два возьму,
А третий ты бери!

4 место. Семья и школа являются главными составляющими жизни большинства детей. Поэтому неудивительно, что многие русские поэты посвятили этим важным аспектам формирования личности ребенка свои стихи. Самым волнующим днем в судьбе каждого малыша по праву считается 1 сентября, когда малышу впервые предстоит сесть за школьную парту. Его основная задача – хорошо учиться, о чем в своем стихотворении «В школу» напомнила всем детям поэтесса Зинаида Александрова.

Листья желтые летят,
День стоит веселый.
Провожает детский сад
Ребятишек в школу.

Отцвели цветы у нас,
Улетают птицы.
— Вы идете в первый раз
В первый класс учиться.

Куклы грустные сидят
На пустой террасе.
Наш веселый детский сад
Вспоминайте в классе.

Вспоминайте огород,
Речку в дальнем поле…
Мы ведь тоже через год
Будем с вами в школе.

Дачный поезд отошел,
Мимо окон мчится…
— Обещали хорошо,
Лучше всех учиться!

3 место. Правда, со временем тяга к знаниям у детей заметно ослабевает, и это вполне естественно. Ведь жизнь так многогранна и разнообразна, а ее соблазны подчас бывают гораздо сильнее желания постигать азы наук в душном школьном классе. Тем не менее, без знаний в наши дни стать по-настоящему успешным человеком невозможно, о чем в своем поучительном стихотворении «Кот и лодыри» рассказал поэт Самуил Маршак.

Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.

Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.

Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идёт.

Спрашивают лодыри
У него:
— Ты чего нахмурился,
Отчего?

Замяукал жалобно
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.

И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте
Не учён.

Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.

А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь.

Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!

Отвечают лодыри:
— Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.

Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.

Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.

Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!

Отвечает лодырям
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.

Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!

2 место. Безусловно, школа дает основы знаний, которые в будущем пригодятся каждому ребенку. Однако гораздо важнее то, какие именно навыки, традиции и принципы он вынесет из собственной семьи, когда придет время вступить во взрослую жизнь. Главная задача родителей заключается в том, чтобы научить своего малыша чуткости и вниманию к тем, кто его окружает. И в этом отношении весьма показательным является стихотворение Михаила Садовского «У кого мы учимся доброте?». В нем автор рассказывает о том, что самыми первыми и самыми главными учителями детей являются их родители, и именно от них зависит, каким именно вырастет их ребенок.

«У кого мы учимся доброте?» М.Садовский

У кого мы учимся
Доброте?
У черники дымчатой
На кусте,
У скворца, летящего
С червяком,
У лугов, причёсанных
Ветерком,

У колосьев, зреющих
На полях,
У дождя, приплывшего
В облаках,
У шута, дарящего
Людям смех
И у солнца ласкового
Для всех,
У больших кивающих
Нам слонов
И у песни папиной,
Что без слов —
У всего открытого
Нам вокруг,
Но сперва — у маминых
Добрых рук.

1 место. Не менее важным воспитательным фактором является наличие в семье нескольких детей, что помогает старшим ребятам стать более ответственными, а также развивает в них чувство долга, стремление всегда придти на помощь близким. Достаточно прочесть стихотворение Елены Благининой «Научу обуваться и братца», чтобы понять: дети – это весьма пластичные существа, которые очень часто копируют поведение взрослых и могут стать настоящими помощниками, если тягу к этому культивировать с первых лет их жизни.

«Научу обуваться и братца» Е.Благинина

Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.

Вот они — сапожки.
Этот — с левой ножки,
Этот — с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,
Наденем галошки.
Эта — с правой ножки,
Эта — с левой ножки.

Стихи А.С. Пушкина о зиме короткие

Читать стихи Пушкина о зиме для детей очень полезно, так как в них много необычных и незнакомых ребенку слов, благодаря чему пополняется словарный запас ребенка и развивается речь. И несмотря на новые слова, благодаря созвучности этих стихотворений, они легко запоминаются.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница — зима,
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.

Не хочется оставить незамеченным отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», который великолепно описывает зиму:

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.

Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.
В домах все тёмно. У ворот
Затворы с тяжкими замками.
Везде покоится народ;
Утих и шум, и крик торговый;
Лишь только лает страж дворовый
Да цепью звонкою гремит.
И вся Москва покойно спит…

Related posts:

Комментарии

А. С. Пушкин «Зима. Крестьянин, торжествуя…»
(Из романа в стихах «Евгений Онегин»)
Зима. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж отморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно.

«Волшебница-зима»
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.

Вот еще стихи о зиме А.С. Пушкина, правдвда длинные, а не короткие, но может кому-то пригодятся. Или отдельные куплеты можно учить из этих стихотворений
«Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

И еще
«Зимнее утро»
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

«Зимняя дорога»
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…

Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.

Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

В поле чистом серебрится
В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.

Пой: в часы дорожной скуки,
На дороге, в тьме ночной
Сладки мне родные звуки
Звонкой песни удалой.

Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальний вой.

Пой: «Лучинушка, лучина,
Что же не светло горишь?»

Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.
В домах все тёмно. У ворот
Затворы с тяжкими замками.
Везде покоится народ;
Утих и шум, и крик торговый;
Лишь только лает страж дворовый
Да цепью звонкою гремит.

И вся Москва покойно спит…

Спасибо вам девочки за такое дополнение! Получился просто огромный выбор и длинных и коротких стихов А.С. Пушкина о зиме. Есть с чего выбрать! Насчет отдельных куплетов — тоже верно. Каждый куплет стиха по своему красив! К тому же стихи А.С. Пушкина легко учатся.

Мне очень нравятся стихи Пушкина! А когда я прочитала его стихи на этом сайте, мне стало более интересна биография А.С. Пушкина!

Добавлю тоже из «Евгения Онегина». Чудесный отрывок.

И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей…
(Читатель ждет уж рифмы розы;
На, вот возьми ее скорей!)
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector