Молодой Борис Пастернак и его окружение

Анекдоты № 783 от 24.04.2015 г.

Вечер старых друзей

«нельзя, чтобы весь словарь поэзии умещался в одном пупке».

«Молчи, Сергей! Или получишь по морде!»

«Ну, ну! Хватит галдеть, господа! Костя! Костя! Нет, пьянка для меня – не “надрыв в трактире”, а эпос. Надо пить много и чинно и говорить со спокойным увлечением, а не ругаться, как мужик с Горем в сказке, не забивать во втулку дубового клина и не топить сображника в Яузе. Так не годится в “гулючки играть”!»

«Костя! Костя! Положите себе кусок севрюги на вашу приходно-расходную тарелку. Занимайтесь делом, только делом. Что это вы? Ведь мы с вами учились в Московском университете. Не хмыкайте, Костя, я тоже помню пушкинского “Альманашника”:

«. он был человек учёный, а я учился в Московском университете».

[Пастернак ошибается, так как “в дребезгах” принадлежит Альманашнику.]
Именно: “вдребезгáх”. До чего непревзойдённо по-хамски! Но ведь мы сидели на семинаре Лопатина. Как он знал досократиков! Прочитали бы лучше, Костя, из Сáфо».

Аудиенция у Троцкого

«Простите, я к вам после прощальной ночной попойки».

«Да, вид у вас действительно дикий».

«Скажите, а вы, правда, как мне говорили, идеалист?»

«Да, я учился на философском отделении Московского университета, а потом – у Когена в Марбурге. Чудесный городок с густым отстоем старины. Я и в нём поживу хоть день-другой во время моей побывки в Германии».

«Но лучше, если у вас в голове не будет этого “густого отстоя”!»

«Не так уж даже важно, кто прав, кто виноват. Важно, что исторический материализм Маркса взят на вооружение социальными силами, способными преобразить мир».

«Я вчера только начал продираться сквозь густой кустарник вашей книги. Что вы хотели в ней выразить?»

«Это надо спросить у читателя. Вот вы сами решите».

«Что ж, буду продолжать продираться! Был рад нашей встрече, Борис Леонидович! До следующего свидания, когда вы вернётесь в Страну Советов».

«Я тоже был рад, и очень. И обязательно увидимся».

Пеработка стихов

«Это может удаться, если точно помнишь, что ты хотел, но не сумел выразить, а теперь можешь. Или ежели тебе было некогда разбираться в том, что происходило тогда с твоей душой».

Перелом в творчестве

«А я, хоть и поздно, взялся за ум. Ничего из того, что я написал, не существует. Тот мир прекратился, и этому. Новому, мне нечего показать. Было бы плохо, если бы я этого не понимал. Но по счастью я жив, глаза у меня открыты, и вот я спешно переделываю себя в прозаика диккенсовского толка, а потом, если хватит сил, в поэта – пушкинского. Ты не вообрази, что я думаю себя с ними сравнивать. Я их называю, чтобы дать тебе понятие о внутренней перемене».

Пастернак о музыкантах

«Боже, что это была за музыка! Её всю переполняло содержание, до безумия новое, объявившее непримиримую войну всему одряхлевшему, уже увенчанному лаврами. Трагичность и озорная лёгкость здесь вступила в заговор против чванной сытости вкусов, обжитых кресел Благородного собрания во главе с меломаном, маленьким Трубецким в кавалерийском мундире стоявшего в Москве Сумского полка и против всего “танеевского школярства”».

«Шопен – реалист не в меньшей мере, чем Лев Толстой, который его так обожал, и как-то раз признался маме [Розалия Исидоровна была очень хорошей пианисткой], что для него весь мир делится на Chopin и всех других композиторов. И в самом деле, что отличает Шопена от его современников и предшественников? Конечно же, не сходство с ними, а сходство с натурой, с которой он писал, вернее, которую он познавал в своём предельно личном, а потому предельно реалистическом соприкосновении с жизнью».

Оценка Маяковского

«Вы в большей степени видите в них произведения поэта, чем произведения поэзии».

«Это очень точно. Именно так. И это потому, что его поэзия, такая настоящая, выросшая до размеров “il gigante” Микеланджело и по праву занявшая первое место на европейском чемпионате поэзии, всё же остаётся русской провинцией, чем-то гениально-доморощенным. Как это он не сбросит с себя всех этих осипов бриков и кручёных, которые консервируют его недостатки себе на праздную забаву! Его петровская дубинка стучит по тротуарам первопрестольной, не зная истинного своего применения».

Каким предстает мир природы в лирике Пастернака?

Поэт Борис Пастернак – лирический живописец. Огромное количество его стихов посвящено природе. В постоянном внимании поэта к земным пространствам, к временам года, к солнцу сокрыта, на мой взгляд, главная тема его поэтического творчества. Пастернак точно так же, как в свое время Тютчев, испытывает чуть ли не религиозное удивление перед «божьим миром». Так, по словам близко знавших его людей, любил называть Пастернак кипящую вокруг жизнь – именно «божий мир».

Известно, что почти четверть века он прожил в Переделкине на писательской

Те читатели, которые, как я, любят стихи этого поэта, знают, что у него нет разделения на живую и неживую природу. Пейзажи существуют в его стихах на равных с жанровыми лирическими картинами бытия. Для Пастернака важен не только его собственный взгляд на пейзаж, но и взгляд природы на него.

Явления природы в стихах поэта приобретают свойства живых существ: дождик топчется у порога «скорей забывчивый, чем робкий», иной дождик у Пастернака ходит по просеке «как землемер и метчик». Гроза у него может угрожать,

Пастернак наделяет дождик качествами поэта, и дождик пишет стихи:

Отростки ливня грязнут в гроздьях

И долго, долго до зари

Крапают с кровель свой акростих,

Пуская в рифму пузыри.

Звукопись передает нашему слуху звуки, издаваемые настоящим дождем.

Порой пейзаж у Пастернака принимает глобальные размеры, близкие по масштабам стихам Маяковского. В первозданности красок предстает перед читателем Урал в стихотворениях «На пароходе», «Урал впервые». Есть у него и зарисовки Севера – «Ледоход», «Отплытие».

Но более всего берут за душу стихи, в которых Пастернак изображает природу близ Москвы. Он навечно подарил нам своих стрижей, грозы, запах ландышей и сосен:

Недавно этой просекой лесной

Прошелся дождь как землемер и метчик.

Лист ландыша отяжелен блесной,

Вода забилась в уши царских свечек.

Взлелеяны холодным сосняком,

Они росой оттягивают мочки,

Не любят дня, растут особняком

И даже запах льют поодиночке…

Мне очень нравится сборник стихов Пастернака «На ранних поездах». В этой книге поэт открыл для себя и новые поэтические горизонты, и обновленную утонченным чувством природу.

С такой волшебной силой создавал на холсте свои пейзажи, пожалуй, только Куинджи.

Заметил я и то, что поэт изображает пейзажи, словно строит сюжет сказки:

Глухая пора листопада.

Последних гусей косяки.

Расстраиваться не надо,

У страха глаза велики.

Пусть ветер, рябину занянчив,

Пугает ее перед сном,

Порядок творенья обманчив,

Как сказка с хорошим концом.

Пастернак, кроме всех прочих его литературных заслуг, всегда будет волшебной сказкой для нас в своих стихах о родной природе.

«Рассвет» Б. Пастернак

«Рассвет» Борис Пастернак

Ты значил все в моей судьбе.
Потом пришла война, разруха,
И долго-долго о тебе
Ни слуху не было, ни духу.

И через много-много лет
Твой голос вновь меня встревожил.
Всю ночь читал я твой завет
И как от обморока ожил.

Мне к людям хочется, в толпу,
B их утреннее оживленье.
Я все готов разнесть в щепу
И всех поставить на колени.

И я по лестнице бегу,
Как будто выхожу впервые
На эти улицы в снегу
И вымершие мостовые.

Везде встают, огни, уют,
Пьют чай, торопятся к трамваям.
В теченье нескольких минут
Вид города неузнаваем.

В воротах вьюга вяжет сеть
Из густо падающих хлопьев,
И чтобы вовремя поспеть,
Все мчатся недоев-недопив.

Я чувствую за них за всех,
Как будто побывал в их шкуре,
Я таю сам, как тает снег,
Я сам, как утро, брови хмурю.

Со мною люди без имен,
Деревья, дети, домоседы.
Я ими всеми побежден,
И только в том моя победа.

Анализ стихотворения Пастернака «Рассвет»

В своем знаменитом романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак наделил главного героя недюжинными литературными способностями и от его имени создал цикл замечательных стихов. В него вошло произведение «Рассвет», написанное в 1947 году и рассказывающее о том, как важно ценить в жизни то, на что мы редко обращаем внимание.

Великая Отечественная война словно бы надвое расколола жизни миллионов людей. Борис Пастернак оказался в их числе, глубоко переживая трагедию своей страны. Когда на Москву враг сбрасывал первые бомбы, поэт осознал, что возврата к прошлой жизни уже никогда не будет. Тем не менее, прошли годы, и к пастернаку вернулись забытые ощущения, которые он испытывал в юности, и которым никогда не придавал особого значения.

Проснувшись холодным зимним утром, Борис Пастернак вдруг ощутил, каким прекрасным может быть самый обыкновенный рассвет, который когда то «значил все в моей судьбе». Однако настала война, и ощущения радости от наступления нового дня стерлись, стали далекими и иллюзорными. Поэт обращается к рассвету, как к старому другу, наделяя его чертами живого человека. Именно поэтому в его стихотворении звучит фраза: «И через много-много лет твой голос вновь меня встревожил». Пробуждение ото сна было стремительным, и автор вдруг почувствовал, что вновь возвращается к полноценной жизни, когда не нужно опасаться ночных бомбежек, экономить суточный хлебный паек и сжигать в буржуйке старую мебель, чтобы хоть как-то согреться в зимнюю стужу.

«Мне к людям хочется, в толпу», — признается поэт, отмечая при этом, что весь мир предстает перед ним совершенно в новом свете. «Как будто выхожу впервые на эти улицы в снегу и вымершие мостовые», — с удивлением подчеркивает автор. Он видит, как любимый город оживает, в окнах домов загораются огоньки, указывающие на то, что люди наспех завтракают и собираются на работу. Казалось бы, ничто не напоминает о том, что еще недавно почти весь город лежал в руинах. Обращаясь к незнакомым. Но таким родным и любимым москвичам, Пастернак признается: «Я чувствую за них за всех, как будто побывал в их шкуре». Тысячи лиц мелькают перед глазами, но в каждом из них поэт видит что-то родное и знакомое. Взрослые, дети, старики – ко всем этим людям Пастернак испытывает нежность и признательность. «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа», — отмечает поэт, подчеркивая, что является частью этой суетливой столичной толпы, что доставляет ему огромное удовольствие.

Пастернак Борис Леонидович

Т. Н. Фроловская Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.»; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл. , 1981

Смотреть что такое «Пастернак Борис Леонидович» в других словарях:

ПАСТЕРНАК Борис Леонидович — БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК (1890 1960), советский поэт и переводчик. Родился 10 февраля 1890 в Москве. Отец его был известным художником, эмигрировавшим из России после революции. Сын окончил Московский университет, затем учился в Марбургском… … Энциклопедия Кольера

Пастернак, Борис Леонидович — Борис Леонидович Пастернак. ПАСТЕРНАК Борис Леонидович (1890 1960), русский поэт. В поэзии (сборники “Сестра моя жизнь”, 1922, “Второе рождение”, 1932, “На ранних поездах”, 1943; цикл “Когда разгуляется”, 1956 59) постижение мира человека и мира… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Пастернак Борис Леонидович — [29.1(10.2).1890, Москва, 30.5.1960, Переделкино Ленинского района Московской области], русский советский писатель. Сын художника Л. О. Пастернака. В 1912 в Германии изучал философов марбургской школы. Первые стихи опубликовал в 1913. Первый… … Большая советская энциклопедия

Пастернак, Борис Леонидович — Пастернак Борис Леонидович (1890–1960) в ранних стихах обнаруживал влияние В. Брюсова и, по ощущению современников, Ин. Анненского. Потом, после недолгого участия в футуристической группе «Центрифуга», занял твердую позицию «вне групп» … Русские поэты Серебряного века

Пастернак, Борис Леонидович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Пастернак. Запрос «Борис Пастернак» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Борис Пастернак … Википедия

Пастернак Борис Леонидович — (1890 1960), русский писатель. Сын Л. О. Пастернака. В поэзии (сборники «Сестра моя жизнь», 1922, «Темы и вариации», 1923, «Второе рождение», 1932, «На ранних поездах», 1943; цикл «Когда разгуляется», 1956 59) постижение мира человека и мира… … Энциклопедический словарь

Пастернак, Борис Леонидович — [1890 ] современный поэт и прозаик. Род. в семье художника академика Леонида Осиповича Пастернака. Учился на филологическом отделении историко филологического факультета Московского университета и в Марбургском университете. Мировоззренческие и… … Большая биографическая энциклопедия

Пастернак Борис Леонидович — Б. Л. Пастернак с С. М. Эйзенштейном, В. В. Маяковским, Л. Ю. Брик. Пастернак Борис Леонидович (1890, Москва — 1960, посёлок Переделкино, близ Москвы), поэт. Родился в д. 2/3 по . Отец — художник Л.О. Пастернак, был близок к ,… … Москва (энциклопедия)

Пастернак Борис Леонидович — (1890—1960), русский писатель. Сын Л. О. Пастернака. В поэзии (сборники «Сестра моя жизнь», 1922, «Темы и вариации», 1923, «Второе рождение», 1932, «На ранних поездах», 1943, цикл «Когда разгуляется», 1956—59) — постижение мира… … Большой Энциклопедический словарь

ПАСТЕРНАК Борис Леонидович — (1890—1960), русский советский поэт. Кн. стихов «Близнец в тучах» (1914), «Поверх барьеров» (1917), «Сестра моя — жизнь» (1917, опубл. 1922), «Темы и вариации» (1923), «Второе рождение» (1932), «На ранних поездах» (1943), «Земной… … Литературный энциклопедический словарь

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: