Юный Лермонтов — поэт-романтик

Для Белинского Лермонтов как автор книги стихотворений, вышедшей в 1840 году и содержавшей плоды его зрелого творчества, был «поэтом мысли». А черты поэта мысли есть уже и в стихах 1829-1830 годов: это — размышления на очень важные темы (как та же тема крепостничества, как тема Наполеона, тема демона, как вопрос об участи молодого поколения в николаевской России или о судьбе декабристов, как проблема конфликта между религией и живой человеческой страстью), и это размышления, очень серьезные по тону.

В некоторых из этих размышлений поражает та прямота, прямолинейность, с которой Лермонтов называет вещи своими именами, говоря о рабстве, о борьбе за свободу, о предстоящей гибели тирана. Правда, юный поэт писал для себя, не думая о печати, а в обстановке дома Арсеньевой считал себя, может быть, относительно защищенным, хотя и прибегал, например, в «Жалобах турка» — к условной и очень прозрачной маскировке (значит, все же помнил об опасности). Как бы то ни было? в условиях длительного последекабрьского террора и торжества победившей реакции это была чрезвычайная смелость, свидетельствующая о страстности протеста и о самостоятельности убеждений (столь неприкрыто выражали свои мысли и чаяния декабристы лишь в агитационных стихах, рассчитанных на солдатскую аудиторию, а Пушкин в оде «Вольность», в послании к Чаадаеву или в обращении к сосланным декабристам, всё — в произведениях, обреченных оставаться ненапечатанными). К числу самых сильных в этом отношении строк принадлежит «Предсказание» 1830 года, в котором поэт рисует картину крестьянской революции в стране:

  • Настанет год, России черный год,
  • Когда царей корона упадет;
  • Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
  • И пища многих будет смерть и кровь.

Зачем же сотворил меня?

Высокому накалу мысли и страсти в поэзии Лермонтова начала 1830-х годов, выбору образов, воплощающих важнейшие понятия духовного мира человека, соответствуют и вся патетичность стиля, огромный темперамент поэтического выражения. Молодой Лермонтов как революционно настроенный и революционно мыслящий романтик является наследником поэзии декабристов и Байрона, воспринятого сквозь южные поэмы Пушкина и другие байронические поэмы, а потом по-новому узнанного уже в оригинале. Что касается русских предшественников, то Лермонтов далеко уходит от них вперед, по-новому сочетая личное и общественное, «гражданское», создавая новый для русской литературы образ лирического «я» поэта, отмеченный и небывалым до сих пор трагическим пафосом и темпераментом. Лермонтов, в сущности, является первым в русской литературе всецело трагическим поэтом: ведь именно он с такой страстью и силой преломил в своем творчестве впечатления от одной из самых мрачных эпох в истории России.

В этом смысле Лермонтов 1830-х годов уже противостоит предыдущей литературе во всех ее течениях и разветвлениях — и карамзинистской элегии, и анакреонтике Батюшкова и молодого Пушкина, и меланхолической резиньяции Жуковского и чистой гражданственности поэтов-декабристов, и философской лирике любомудров и многочисленным разновидностям байронической поэмы. Наиболее родственный Лермонтову современный поэт — Полежаев — при всей подлинности трагизма его поэзии уступал ему и в идейной глубине и в широте масштаба. «Трагическая судьба Полежаева была современникам хорошо известна(. ) Это обеспечило лирическому герою Полежаева и политическую значительность и необычайную силу эмоционального воздействия. Но в то же время биографическая расшифровка как бы суживала смысл иоле-жаевского протеста. И Лермонтов в дальнейшем своем развитии далеко отошел от субъективно эмоциональной поэзии Полежаева».

Действительно, у Полежаева есть стихотворения, в которых поэт не только сомневается в благости божьей, но прямо обвиняет провидение в несправедливости и жестокости к людям — почти как Лермонтов в «Азраиле», бросает вызов судьбе. И это сильнейшее, что написал Полежаев. Но такие стихи перемежаются у него другими, где поэт, измученный поистине страшными обстоятельствами своей жизни, своей мученической участи, изливает скорбные чувства гораздо более личного характера, а порой, надеясь и на некий просвет, готов смириться. Вот почему, при всем своем трагизме, творчество Полежаева оказывается далеким от той цельности, той полной внутренней бескомпромиссности, какая царит в поэзии Лермонтова. Трагизм у Лермонтова — плод мировоззрения, выработавшегося в ответ на все, что его окружало в жизни его времени; это вполне осознанное (не невольное, не бессознательное) избранничество, и весь дальнейший путь поэта, короткий и блистательный, служит как бы реальным фактическим подтверждением глубинного трагизма творчества, получившего такую силу патетического звучания и ; для современников и для потомков.

Коренные особенности художественного метода Лермонтова

Дело в том, что после смерти Лермонтова, а точнее в 1843 году, Белинский решительно пересмотрел свою прежнюю точку зрения и высказал прямо противоположный своим прежним убеждениям взгляд на характер отношения Лермонтова к Пушкину. В статье «Библиографические и журнальные известия» критик, говоря о нелепом журнальном споре на тему: кто выше – Пушкин или Лермонтов,- демонстративно противопоставляет двух поэтов. Пушкин объявляется «художником по преимуществу», он «только художник (т. е. вместе с тем не мыслитель, не глашатай какой-нибудь могучей думы времени)», а Лермонтов «поэт беспощадной мысли истины». Естествен был вывод: «Нет двух поэтов столь существенно различных, как Пушкин и Лермонтов». Свое заключение Белинский подтверждает соответствующими характеристиками Пушкина. Особенность его дара – чисто художническая натура, она и определила его роль в русской поэзии. «Его назначение было – осуществить на Руси идею поэзии как искусства». В этом и состоит «тайна поэзии Пушкина». Она и объясняет, «почему лучшие и художественнейшие создания Пушкина небезосновательно приняты были публикою холодно».

Ответить на эти естественно возникающие вопросы невозможно – утверждения критика не вытекают из анализа произведений Пушкина, а декларируются. Эта априорность, я бы даже сказал – боязнь подлинных текстов Пушкина заставляет насторожиться. Она проявляется и в том, что Белинский не оказывается способным опровергнуть собственные взгляды, высказанные три года назад, когда, опираясь на тексты «Демона» и «Сцены из Фауста», анализируя их, убедительно показывал, какие острейшие вопросы ставил Пушкин, какую рефлексию открыл он Лермонтову.

Исторический подход требует рассмотрения проблемы заимствования во всей ее реальной сложности и, что особенно важно, противоречивости. Противоречивость рождается оттого, что «заимствование» существует в науке в неадекватных ипостасях.

Отвечая на письмо Боткина, Белинский писал почти с восторгом о прозрениях мудрого друга. «Письмо твое о Пушкине и Лермонтове усладило меня. Мало чего читывал я умнее. Высказано плохо, но я понял, что хотел ты сказать. Совершенно согласен с тобою. Особенно поразили меня страх и боязнь Пушкина к демону: «печальны были наши встречи»: именно отсюда и здесь его разница с Лермонтовым» .

Нетрудно заметить, что рассуждения Боткина о Пушкине, испугавшемся «страшного духа» демона, открыто направлены против Белинского, который в статье 1840 года о стихотворениях Лермонтова утверждал, что именно Пушкин привел в литературу демона сомнения, духа размышления и рефлексии, что этот образ был освоен Лермонтовым. Боткин опровергал мысль Белинского о преемственности. К сожалению, Белинский согласился с Боткиным и полностью принял его концепцию.

Говоря о юношеских стихотворениях Пушкина, Белинский вспоминает традицию рассмотрения этого периода как времени влияния на молодого поэта Байрона (в смысле бунтарства и отрицания). И тут же он опровергает вольнолюбивый и байроновский пафос ранних произведений Пушкина. «Основываясь на каком-нибудь десятке ходивших по рукам его стихотворений, исполненных громких и смелых, но тем не менее неосновательных и поверхностных фраз, думали видеть в нем поэтического трибуна. Нельзя было более ошибиться во мнении о человеке! И тридцать лет Пушкин распрощался с тревогами своей кипучей юности не только в стихах, но и на деле» (7, 338).

Лермонтов – поэт мысли. Пушкину в молодости «на мгновение являлся» демон, «но кроткая, нежная, святая душа Пушкина трепетала этого страшного духа, и он с тоскою говорил о печальных встречах с ним. Лермонтов смело взглянул ему прямо в глаза, сдружился с ним и сделал его царем своей фантазии» .

Заимствование на любом уровне (сюжет, мотив, жанр, характер героя, конфликтная ситуация, отдельные образы, стихи, рифмы и т. д.) есть объективное явление развития литературы. История мировой литературы засвидетельствовала его неизбежность, его нужность для осуществления непрерывности эстетического развития. В реальности формы и содержание заимствования зависят от эпохи, когда это происходит, от индивидуальности того или иного писателя. Тем самым определяется многообразие функций, которые выполняют заимствования. Изучение и выяснение этих модификаций является насущной обязанностью истории литературы.

«Тайна поэзии Пушкина», открытая критиком, определяет, по его мнению, и историческую роль Пушкина. «Как творец русской поэзии Пушкин на вечные времена останется учителем всех будущих поэтов».

Я подчеркиваю – не изучения, а именно истолкования. Историко-литературный опыт убеждает, что истолкование часто берет верх над историческим изучением заимствования,- отсюда и искажения картины литературного процесса.

Конечно, объективно утверждение, что Пушкин и Лермонтов разные поэты и каждый оригинален по-своему, справедливо. Белинский выступал в данном случае против тех критиков, кто объявлял Лермонтова подражателем Пушкина. Но характеристика Пушкина – «чисто художественная натура», но заявление, что Пушкин не ставил вопросов, что стоял в стороне от острых общественных проблем, что в «преданиях» находил свой идеал,- безусловно ошибочны. И на первый взгляд просто непонятно, на что опирался Белинский, высказывая столь ответственное суждение. Как можно было не увидеть важнейших коренных вопросов современности, вопросов о судьбе человеческой личности в «Пиковой даме», в «Кирджали», «Капитанской дочке», в «Истории пугачевского бунта» наконец, где был поставлен вопрос уже не только о судьбе личности, но о судьбе народа! А в поэзии: «Медный всадник» и «Анджело» – это поэмы без вопросов? Да таких острых и масштабных вопросов не ставил и Лермонтов! Л гениальный цикл «Песни западных славян» – как можно увидеть в этих огненных стихах бегство от острейших проблем современности? И что за произведения разумел Белинский, в которых Пушкин уходил «в теплую сторону предания», лелеял свой идеал?

Свершилось отречение Белинского от собственных убеждений. Он принял концепцию Боткина и в ряде статей, и прежде всего в статье !843 года «Библиографические и журнальные известия», стал пропагандировать идеи друга. Работая над циклом статей о Пушкине, он помнил «наставления» и поправки Боткина к его прежним взглядам. 15 статье пятой, посвященной лирике Пушкина, Белинский уже излагал взгляды, откорректированные в соответствии с убеждениями Боткина.

С одной стороны, «заимствование» рассматривается как важнейшая закономерность литературного процесса, с другой – это объект спекулятивного его толкования.

Единственным связующим двух поэтов звеном оказывается стих Пушкина. Еще бы – ведь он был художником по преимуществу! «После Пушкина ни у кого из русских поэтов не было такого стиха, как у Лермонтова, и конечно Лермонтов обязан им Пушкину; но тем не менее у Лермонтова свой стих»

Такая характеристика Пушкина закономерно приводила к противопоставлению ему Лермонтова. Лермонтов, «проникнутый Байроном»,- беспощадный отрицатель не приемлемой им общественной организации: «пафос его есть отрицание всяческой патриархальности, авторитета, предания, существующих общественных условий и связей», «главное орудие всякого анализа и отрицания есть мысль…»

Критик противопоставляет пафос Пушкина пафосу Лермонтова, и теперь он не видит связи лермонтовского демона с пушкинским. «Пафос Пушкина заключается в сфере самого искусства, как искусства; пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности. Пушкин лелеял всякое чувство, и ему любо было в теплой стороне предания; встречи с демоном нарушали гармонию духа его, и он содрогался этих встреч; поэзия Лермонтова растет на почве беспощадного разума и гордо отрицает предание». «Демон не пугал Лермонтова: он был его певцом».

Гак с новых, боткинских позиций Белинский возвращается к своей старой концепции, высказанной в статьях 1834 и 1835 годов, согласно которой Пушкин отлучался от литературы 1830-х годов и целиком связывался с прошлой эпохой, эпохой романтизма 1820-х годов.

Дополните характеристику поэзии лермонтова данную белинским

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814—1841)

Тема «Изучение поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — одна из самых разработанных в нашей методике. Так, например, уже в 1905 году вышло шестое издание «Пособия для литературных бесед» Ц. П. Балталона с главой «Мцыри» (1839), в которой были весьма примечательные задания:

1. Выяснить реальные, правдоподобные черты в характере молодого горца: его воспоминания о родном ауле, любовь к родине, к кавказской природе, ряд душевных волнений, переживаний во время бегства, его болезнь и смерть как следствие физического недуга.

2. Выяснить романтические, неправдоподобные черты, не соответствующие условиям жизни изображаемого горца: необыкновенно могучий дух в ребенке, утонченно развитое поэтическое воображение, недостаточно мотивированную ненависть к монахам и ко всему человечеству.

3. Сравнить эти черты, приписанные Мцыри, с мотивами, господствующими в лирической поэзии Лермонтова, с идеями и стремлениями, выраженными в его стихотворениях (в нашем случае уместно было бы взять для сравнения те произведения Лермонтова, с которыми учащиеся знакомились ранее по программе, т. е. с такими стихотворениями, как «Бородино», «Тучи», «На севере диком. », «Утес», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива. », «Молитва», «Ангел» и, конечно, с поэмой «Песня про царя Ивана Васильевича. »).

В пособии «Методические указания к хрестоматии «Родная литература» для 7 класса» (1950) коллектив авторов под редакцией М. Н. Салтыковой представил свой вариант изучения поэмы. Авторы предложили вначале рассказать об истории создания произведения, а после этого вступительного слова выразительно прочитать поэму в классе. Анализ поэмы предлагается вести в хронологической последовательности. При этом возможна постановка таких вопросов:

— Какую картину рисует Лермонтов в самом начале поэмы?

— Какое впечатление производил пленный мальчик?

— Как Мцыри объясняет причины своего бегства из монастыря

— Что рассказывает Мцыри о трех днях своей вольной жизни? Почему только эти дни он считает подлинной жизнью?

— Какие предсмертные желания высказывает Мцыри?

Последовательный анализ глав поэмы завершается обобщающей беседой: образ Мцыри, своеобразие композиции поэмы, оценка поэмы читателями. Сообщается и примерный план характеристики Мцыри:

1. Стремление Мцыри к родине и свободе, жажда борьбы как основные черты его личности.

2. Впечатление, которое производит Мцыри-ребенок.

3. Как проявляются в монастыре стремление Мцыри к свободе, его любовь к родине?

4. Как характеризует Мцыри его бегство из монастыря?

5. Как раскрываются ведущие черты характера Мцыри в описании трех дней его жизни на воле?

6. Предсмертные желания Мцыри, подчеркивающие цельность его натуры.

В записках словесника Г. К. Бочарова «За сорок лет» (1972) предложен еще один вариант, отличающийся от традиционного. В нем подчеркивается лирический характер поэмы, когда даже повествовательные эпизоды так густо насыщены переживаниями юноши, что следы эпоса здесь почти не ощущаются. С этим автор связывает и особенности вступительного слова учителя, и характер выразительного чтения поэмы. Эмоциональная напряженность монолога Мцыри выражается в стихе прерывистостью его речи, обилием вопросов, восклицаний, что должно прозвучать в интонациях чтения.

Лирическая природа произведения подсказывает и то, что никаких комментариев и вопросов при этом первом чтении не должно быть. Но первое чтение хоть и оставляет у слушателей целостное впечатление, но оно же и достаточно поверхностное. Методист считает необходимым «еще раз пройти по тексту», углубить его восприятие. Учитель вновь ведет учащихся по первым восьми главам. Уместным при этом оказываются вопросы:

— В поэме 26 маленьких глав. Зачем же Лермонтову понадобились еще 24 главы, когда обо всех событиях жизни юноши уже рассказано в двух первых главах?

— А если главное — это не события, то что же главное в этой поэме? И как это главное выражается?

— Почему лирическая часть поэмы начинается как бы с конца? Почему свою речь Мцыри называет исповедью? И почему он исповедуется старому монаху, который, по мнению Мцыри, не может понять его тоску, его печаль?

— Что это за «чудный мир тревог и битв», о котором тосковал Мцыри? О ком и о чем он вспоминает с тоской?

— Чем более всего поразили Мцыри впечатления трех дней на воле по сравнению с жизнью в монастыре? Каково значение в этих воспоминаниях картин природы?

Учитель предлагает учащимся самостоятельно перечитать дома остальные главы, кроме трех последних, и попробовать уяснить, что видит и слышит Мцыри на воле, что испытывает он, наблюдая за девушкой-грузинкой, как он борется с препятствиями, что переживает он, вернувшись в свою «тюрьму», что означает его предсмертный бред и песня рыбки.

В беседе на уроке прозвучали следующие вопросы:

— Почему в поэме так много описаний кавказской природы?

— Почему Мцыри подавляет в себе влечение к девушке?

— Чем был для Мцыри «вечный лес» и борьба с ним?

Три последние главки перечитываются в классе и определяют ход беседы:

— Только ли от истощения и ран гибнет Мцыри?

— Что же теперь печалит юношу и о чем он просит старого монаха?

— Почему же Лермонтов героем своей поэмы избрал мятежного юношу?

Ответ на последний вопрос подвел учащихся к пониманию личности самого поэта, к словам В. Г. Белинского: «Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности». Традиционная характеристика Мцыри не составлялась, хотя автор не отрицает возможности ее применения при других вариантах изучения поэмы.

Так, например, один из методистов предлагает учащимся написать сочинение на тему «Характеристика Мцыри» и даже дает примерный план такой самостоятельной работы:

1. Биография Мцыри.

2. Основные черты характера юноши; его мечты о свободе, о борьбе, о Родине и родном доме.

3. Чем нам близок Мцыри?

Пособие «Литература в 8 классе. Урок за уроком» предлагает свой вариант системы уроков по данной теме:

1-й урок . Значение эпиграфа. Обсуждение циклов глав, например

— Что значит «жить» в понимании Мцыри?

— Зачем Мцыри бежит из монастыря?

— Что узнал Мцыри о себе за «три блаженных дня»?

— Почему в рассказе Мцыри о трех днях свободы так много пейзажных зарисовок?

— Почему Мцыри называет спасительный монастырь то тюрьмой, то пленом? Ведь монахи дважды пытались спасти ему жизнь, дали ему кров и пищу.

2-й урок . Идейное содержание поэмы. Ее композиция.

— Можно ли назвать исповедью страстный монолог Мцыри?

— Докажите, что Мцыри ведет полемику с молчащим старым монахом.

— Подготовьте рассказ о Мцыри — главном герое поэмы Лермонтова по плану:

а) Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника.
б) Что увидел и узнал Мцыри во время своих скитаний?
в) Черты личности Мцыри, раскрывшиеся за «три блаженных дня».
г) Почему Мцыри не достиг родины?
д) Как вы думаете, что личного внес Лермонтов в свою поэму?

Темы предполагаемых сочинений могут определить характер обобщающего заключения:

— Что значило «жить» в представлении Мцыри?

— Почему Мцыри перед смертью из всей жизни вспоминает только «три блаженных дня»?

— Почему Мцыри не нашел пути на родину?

— Какую роль играют картины природы в рассказе Мцыри?

Легко заметить, что в ряде материалов повторяются одни и те же вопросы и задания, что позволяет понять их важность в ходе анализа. Можно это увидеть и в статье З. Блиновой (Литература. — 1997. — № 11).

После сообщения учителя «Лермонтов и Кавказ» в классе читаются (автор их называет строфами). Учащиеся определяют тему каждой из них, их композиционную роль. Создается цитатный план исповеди Мцыри На втором уроке завершается чтение учителем поэмы. Определяются тема и идея поэмы. Третий урок посвящен анализу особенностей стиля поэмы. Предлагаются вопросы для беседы в классе:

— Можно ли сказать, что события, происходившие в жизни героя, обычные, житейские события? Можно ли назвать героя обычным человеком?

— Что является главной особенностью формы поэмы?

— Какой художественный прием наиболее часто используется в поэме?

— Определите художественные средства, применяемые автором в поэме.

Осмыслению нравственно-духовного смысла поэмы посвящена статья В. Влащенко «Трагедия Мцыри» (Литература. — 2000. — № 44). Автор выделяет в литературе о поэме Лермонтова три основные трактовки Мцыри: 1) «естественный человек»: а) цельный, с любовью к свободе и жаждой деятельности; б) противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и звериным; 2) герой с демоническими чертами; 3) поэма — это исповедь христианина. Автор статьи опровергает утверждение, что в поэме дана исповедь христианина, ибо исповедь предполагает покаяние, чего Мцыри не понимает. Автор статьи присоединяется к такому мнению, что в исповеди Мцыри «много лирики, много картин», но совсем почти нет духовной глубины. Своеобразно толкование и других эпизодов: «Если раньше Мцыри отказался от духовного служения в монастыре, то теперь ради главной «пламенной страсти» заглушает в себе пробуждающееся чувство любви к той, чей «мрак очей был так глубок». Неоднозначно и другое заключение: «Несмотря на победу над барсом, именно здесь Мцыри, оказавшись во власти звериных инстинктов, терпит свое главное поражение: в нем зверь побеждает человека, дьявол побеждает Бога».

Автор считает, что трагедия Мцыри в значительной степени возрастная, что она связана с состоянием души в юности, которое он трактует как эпоху проявления таких опасных для человеческой души пороков, как гордыня и эгоизм, стремление к безграничной свободе и освобождению от всех запретов.

На уроке можно сравнить приведенные выше мнения с высказыванием З. Абрамовой , которая анализирует эпиграф к поэме, восходящий к Ветхому Завету, и спрашивает:

— Почему погиб Мцыри? Что это: восстание против судьбы? против Бога? Или это оправдание непокорности?

— В Библии более всего осуждается гордыня. Так почему погиб герой Лермонтова? Может быть, он тоже понес наказание?

— Что же дала Мцыри желанная свобода? Как нужно ею пользоваться?

— Что такое свобода? Что сейчас нам дала свобода?

Учительница предлагает ученикам подготовиться к диспуту на тему «Это сладкое слово «свобода». ».

Интересен вариант обобщающего занятия по этой теме, предлагаемый О. Петровой . Ученикам предстоит ответить на проблемные вопросы:

— Что представляет собой предсмертная исповедь Мцыри: смирение? раскаяние? протест против неволи?

— О чем рассказал Лермонтов в поэме? Как поэт относится к Мцыри? Какова основная мысль (идея) поэмы?

Развернутую систему изучения поэмы «Мцыри» предлагает Л. Крылова, ряд вопросов и заданий которой представляют безусловный интерес:

— В рукописи Лермонтов начал поэму с эпиграфа: «У каждого бывает только одно отечество». Как вы думаете, почему поэт снял в итоге этот эпиграф?

— В одном из вариантов поэмы Мцыри говорит:

Я слезы горькие глотал,
И детский голос мой дрожал,
Когда я пел хвалу тому,
Кто на земле мне одному
Дал вместо родины — тюрьму.

Поэт потом снял эти строки, но в окончательном варианте есть такие слова Мцыри:

Увы! — за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял.

Далее автор предлагает следующие вопросы (часть из них весьма спорна):

— Чьи это слова, по вашему мнению: язычника или христианина? В чем состоит внутренний конфликт лермонтовского героя? О чем говорит ему память детства? Как проявляется в поэме мятежный дух горного Кавказа? Что внесли в душу Мцыри десять лет жизни в христианском монастыре?

— В мифологии горцев через лес проходит путь в мир. Случайно ли Мцыри находит родство у «зубчатого леса» с «зубчатыми стенами монастыря»?

— Первый день на воле связан с образом молодой грузинки, второй день — с поединком с барсом. Как вы понимаете смысл этих встреч Мцыри с жизнью? Что принес Мцыри третий день побега? Какой эпизод кажется вам наиболее важным и почему?

— Каковы в поэме элементы мифологии и истории?

— Поэма почти целиком представляет собой монолог героя. Что это придает повествованию?

— Почему Мцыри не пытался уйти, когда увидел барса: ведь тот не сразу почуял его? Можно ли сказать о самом Мцыри, как он сказал о барсе: «Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу. »? Обоснуйте ваше мнение.

— Какое значение приобретает в поэме повторяющийся образ огня, пламени, палящего зноя? Случайно ли Мцыри говорит в конце исповеди: «Прощай, отец. дай руку мне: ты чувствуешь, моя в огне. Знай, этот пламень. И он прожег свою тюрьму»?

— Почему весь бред Мцыри связан с водой, влагой, утолением жажды, свежестью? Вспомните, в каких местах поэмы ее герой вспоминает о том, «как сердце билося живей» там, «где воздух свеж», где ему было весело вдохнуть свежесть горных вод. Как с этим связаны ожидания Мцыри того, что его раны освежит сырой покров земли?

Естественным завершением изучения поэмы Лермонтова мог бы быть вывод, сделанный В. Коровиным :

«Мятежный и страдающий романтический герой прославляет действительность, открывающую перед ним высокую цель и предоставляющую необозримые возможности для героической деятельности. Трагическая потерянность героя, который заблудился в поисках родины, не обесценивает ни смысла цели, ни значения поисков, а выражает реальное сознание лермонтовского поколения».

Следует согласиться с мнением ученого: «Герой томится тоской по родине, но он одинок в своем стремлении. Отьединенность личности характерна и для «естественного человека», и для демонического героя. Одиночество личности становится болезнью века».

(Использованы материалы З. Абрамовой, Ц. Балталона, З. Блиновой, С. Бочарова, Е. Виноградовой, Л. Гороховской, Л. Крыловой, В. Коровина, О. Петровой, Б. Турьянской, М. Салтыковой и др.)

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

  • Автор: М. Ю. Лермонтов
  • Произведение: Родина (стихотворение)
  • Это сочинение списано 95 122 раз

Одно из значительнейших произведений в русской лирики XIX в. «Родина» Лермонтова – это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне. Уже первые строки: «Люблю отчизну я, но странною любовью Не победит ее рассудок мой» – задают стихотворению интонацию эмоционально глубокого личного изъяснения и в то же время как бы вопроса к самому себе. То обстоятельство, что непосредственная тема стихотворения – не любовь к родине как таковая, но размышления о «странности» этой любви – становится пружиной движения поэтической мысли.

Мотив «странной» любви развертывается в двух взаимосвязанных и вместе с тем контрастирующих планах: необъяснимой холодности к тому, что составляет общепризнанно‑высокий предмет патриотического воодушевления («слава, купленные кровью») противостоит столь же «непобедимая» рассудком привязанность к иному «лику» родины – простым картинам родной природы русской деревни. Принято считать, что известный рисунок Лермонтова, названный «Чета белеющих берез», представляет собой авторскую иллюстрацию к стихотворению «Родина».

В стихотворении создан живой поэтический образ России, основное содержание которого – русская природа и народная жизнь. В стихотворении возникает образ русской деревни, дорогой автору, но бесконечно далекий от романтических образов ранних произведений. Для Лермонтова родина – в жизни народа, в его простом быту, разнообразные детали, которые поэт как бы перебирает в памяти «с отрадой» и любовью. Стихотворение «Родина» – это попытка собрать все, что ему дорого в родной стране. Он любит «ее степей холодное молчанье». Возможно, внутреннее одиночество побуждает его особенно ценить эту суровость родной природы. И горячая душа поэта, зовущая к безграничности, заметит что‑то родное в «лесов безбрежных колыханье».

Но в «Родине» деревня предстает как поэтическое воплощение отчизны, ее символ, средоточие патриотического чувства автора. Построение стихотворения отмечено высоким искусством лирической композиции. За начальными стихами, где поэт перечисляет те формы патриотизма, которые отдалены от него печатью официальности, следует обилие изображения русской природы, большой мир России. Затем выступают частные, приближенные к наблюдателю детали пейзажа, непосредственно связанные с народным бытом. Наконец в финале появляется картина сельского праздника – «пляска с топаньем и свистом под говор пьяных мужиков», на которую поэт‑путешественник «смотреть до полночи готов». Усталость странника заставляет любить простой и надежный устрой деревенской мирной жизни.

Развитие темы родины от широкого плана к более узкому поддерживается лексикой стихотворения. В первых шести строках преобладают слова обобщающие или отвлеченные. Далее следуют слова, обозначающие объекты широкого масштаба, географического, типографического характера (степи, леса, реки, проселочный путь).

Лексика второй половины стихотворения более локальна, конкретна. Здесь перед нами в частности, выраженные в единственном числе (обоз, чета берез, изба). Соответственно изменяется структура: разностопный (с преобладанием шестистопного) ямб первых 14 строк со свободно меняющейся рифмовкой.

В «Родине» незаметно стремление поэта отстоять право изображать «низкую природу».

«Родина» так же, как и «Бородино», «Валерик» и «Завещание», принадлежало к числу произведений, наиболее ценимых Л. Н. Толстым. Стихотворение Лермонтова положило начало литературной традиции, утвердив в русской поэзии жанр лиричности раздумья о родине, где мысль о ней нерасторжима с образами русской деревни и природы.

В статье «Стихотворения Лермонтова» Белинский дал оценку поэзии Лермонтова: «Бросая общий взгляд на стихотворение Лермонтова, мы видим в них все силы, все элементы, из которых слагается жизнь. В этой глубокой натуре, в этом мощном духе все живет: им все доступно, все понятно; они на все откликаются. Он всевластный обладатель царства явлений жизни, он воспроизводит их, как истинный художник; он поэт русский в душе – в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни; он глубоко знаком и с внутренним миром души».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: