Ямб в стихах пушкина

ЯМБ (от греч. — музыкальный инструмент) — в русском силлабо-тоническом стихосложении — размер, образуемый стопами из двух слогов, где ударный слог следует за безударным Например, у Ф.И. Тютчева:

Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусством губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

В ямбическом стихе ударения падают на четные слоги, но не на все. В случае пропуска ударения появляется особая «вспомогательная» стопа из двух безударных слогов, способная замещать стопу и ямба, и хорея. Называется она пиррихий . В приведенном выше стихотворении пиррихий встречается во втором, третьем и четвертом стихах. Возможность пропуска ударения служит одной из причин ритмического богатства ямбических размеров. В русской поэзии распространенным является 3-х, 4-х, 5-ти и 6-ти стопный ямб. Примечательно, что ямб во всех его видах — самый любимый и самый предпочтительный стихотворный размер в произведениях А.С. Пушкина. Кроме пиррихиев встречаются и другие, менее частые нарушения единообразия стоп, — сверхсхемные ударения, которые, не ломая размера, создают некоторый перебой ритма, выделяя стих из ряда обычных. Образуясь исключительно односложными словами, сверхсхемные ударения, которые принято называть спондеями, чаще стоят в начале стиха.

Швед, русский, колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин)

Словарь литературных терминов, 2009-2020.

При создании данного сайта были использованы материалы из книги Игоря Анатольевича Книгина «Словарь литературоведческих терминов»

Ямб в стихах пушкина

Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия . Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская . 1966 .

Смотреть что такое «ямб» в других словарях:

ямб — ямб, а … Русское словесное ударение

ямб — ямб, а … Русский орфографический словарь

ямб — ямб/ … Морфемно-орфографический словарь

ямб — (греч. iambos), 1) тип стопы в силлабо метрическом стихосложении из двух слогов: первый – краткий, второй – долгий (u ). 2) Тип силлабо тонического метра. В его стопах – по два слога, ударение стоит на втором. В случае пропуска ударения стопа… … Литературная энциклопедия

Ямб — ЯМБ в греческой метрике двухсложная стопа с первым кратким и вторым долгим слогом. Музыкальная нотация греков не предполагала анакрусы, и потому ритм считался восходящим (ямбическим) или нисходящим (хореическим), в зависимости от того, слабым … Словарь литературных терминов

ЯМБ — (греч.). Стихотворный размерь, состоящий из двухсложной стопы с ударением на втором слоге. Напр. Цветы последние милей…. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЯМБ 1) в стихосложении стопа, состоящая из… … Словарь иностранных слов русского языка

ямб — а; м. [греч. iambos] Двухсложная стопа в силлабо тоническом стихосложении с ударением на втором слоге, например: Гирей сидел поту/пя взор (Пушкин). Четырёхстопный ямб. Разностопный ямб. * Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить… … Энциклопедический словарь

ЯМБ — муж. стиховая стопа, из короткого и долгого слога (ямб ). Ямбические стихи, писанные ямбами. II. ЯМБ муж., сиб. китайское серебро в слитках разного весу. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

ЯМБ — муж. стиховая стопа, из короткого и долгого слога (ямб ). Ямбические стихи, писанные ямбами. II. ЯМБ муж., сиб. китайское серебро в слитках разного весу. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

ЯМБ — ЯМБ, ямба, муж. (греч. iambos) (лит.). Стихотворная двусложная стопа с ударением на втором слоге, напр. мой дя/дя са/мых че/стных пра/вил (Пушкин). «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить.» Пушкин. «Он выкрикивал нараспев свои… … Толковый словарь Ушакова

Значение слова ямб

ямб в словаре кроссвордиста

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

м. стиховая стопа, из короткого и долгого слога (И-). Ямбические стихи, писанные ямбами.

м. сиб. китайское серебро в слитках разного весу.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

ямба, м. (греч. iambos) (лит.). Стихотворная двусложная стопа с ударением на втором слоге, напр. мой дя/дя са/мых че/стных пра/вил (Пушкин). Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить. Пушкин. Он выкрикивал нараспев свои четырехстопные ямбы. Тургенев.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

м. Двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит безударный — краткий — и ударный — длинный — слог.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

ЯМБ (греч. iambos) стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха («Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил. «, А. С. Пушкин). Самый употребительный из метров русского силлаботонического стиха; основные размеры — 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 1819 вв., комедия 19 в.).

Большая Советская Энциклопедия

в метрическом стихосложении ≈ стопа длиною в три моры , состоящая из краткого и долгого слогов (с некоторыми вариациями); наиболее употребителен был «ямбический триметр» ≈ 6-стопный Я. античных трагедий и комедий.

В силлабо-тоническом стихосложении ≈ стопа длиною в два слога с сильным местом на втором; в русском Я. слабые места заполняются обязательно-безударными слогами (È), сильные ≈ необязательно-безударными слогами (Х), последнее сильное место ≈ обязательно-ударным слогом (≈); схема: È Х È Х . È ≈ (È) — Сверхсхемные ударения на слабых местах могут быть представлены лишь односложными словами («Швед, русский колет, рубит, режет. »). Наиболее употребительные ямбические размеры в русской поэзии: 3-стопный Я. («Подруга думы праздной. »)≈в анакреонтике 18 в., песне, лёгкой и сатирической поэзии; 4-стопный Я. («Мой дядя самых честных правил. ») ≈ в одах и лирике 18 в., в поэмах и лирике 19 в., лирике 20 в.; 5-стопный Я. («Ещё одно, последнее сказанье. »), с начала 19 в. с цезурой после 4-го слога, с 1830-х гг. (и до настоящего времени) без цезуры ≈ в серьёзной лирике, драме, строфической поэме; 6-стопный Я. с цезурой после 6-го слога («Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ») ≈ в поэмах, трагедиях, сатирах, посланиях 18 в., в элегиях, романсах и «антологической» лирике на античные темы в 19 в.; вольный Я. (неупорядоченное чередование строк разной стопности ≈ см. Вольный стих ) ≈ в баснях, а также в 18 в.≈в «пиндарической» лирике, а в 1-й трети 19 в. ≈ в элегиях, посланиях и драмах. (Все примеры ≈ из Пушкина.)

Лит.: Тарановский К., О ритмической структуре русских двусложных размеров, в сборнике: Поэтика и стилистика русской литературы, Л., 1971; Гаспаров М. Л., Современный русский стих. М., 1974.

Википедия

Ямб , 1) в античной метрике , простая стопа , двусложная, трехморная , короткий слог + долгий слог (U—); в силлабо-тоническом стихосложении — безударный слог + ударный слог; 2) то же, что стих , состоящий из ямбических метров .

Ямб:

  • Ямб — стихотворный размер.
  • Ямб — русское название слитков серебра, обращавшихся в Китае до денежной реформы 1933 г.
  • ЯМБ — язык программирования для советских бухгалтерских машин Искра-554 , Искра-555 , терминала «Нева-501», а также ПЭВМ «Искра 1030.11».

Ямб или ямба (; , иногда — по отношению к северному Китаю — yamboo или yambu) — русское название слитков серебра , обращавшихся в Китае до денежной реформы 1933 г. Они бывали разных размеров — чаще всего в 50 лян ( 两 , ) весом (то есть около 1875 граммов ), но имелись также слитки в 5, 10 лян и т. п. Серебро — высокопробное (от 934 до 982 частей чистого серебра на 1000 частей сплава). Ямбы имели вид китайских башмаков; они могли разрезаться на части для мелких платежей. Изготовлением и выпуском ямбов занимались частные банкиры и менялы.

В ограниченной степени ямбы обращались и в сопредельных с Китаем регионах. В частности, они были довольно распространены в Киргизии XIX века, где они использовались для особо крупных транзакций, торговли с Китаем, и как объект тезаврации.

Примеры употребления слова ямб в литературе.

Одни специализируются по ямбу, другие — по хорею, а Константин Константинович — крупный специалист по амфибрахию и осваивает сейчас александрийский стих, приобретает вторую специальность.

Один специализируется по ямбу, другие по хорею, а Константин Константинович — крупный специалист по амфибрахию и осваивает сейчас александрийский стих, приобретает вторую специальность.

Тут, кстати, появляется возможность, говоря стиховедчески, варьировать анакрузу, свободно переключаться с ямба на хорей, с хорея на ямб.

Само собой разумеется, что в переводе использовались традиционные размеры — чаще всего четырехстопные хореи или ямбы с анакрузой, но попадались и дактили — чистые двустопные или же в комбинации с хореями.

А то у Вас хорей это ямб, амфибрахий — анапест, а дактиль похож на себя самого, но только во множественном числе.

То ямбом, то дактилем, то анапестом, Наотмашь, в клочья, с грохотом, треском.

Когда-то страстный Архилох, Обманутый в любви двурушничеством тестя, Могучим ямбом прогремел.

Даже если предположить, что определенный набор слов, выстроенный по строгой схеме ямба или хорея с четко выраженной буквенной или ассонансной рифмой, способен как-то затрагивать тонкие позиции материи, таким образом вербально, а не структурно влияя.

Добавим к этому, что кроме шестистопного ямба Теренций употреблял семистопные и восьмистопные ямбические стихи, которые, как и трохеи, сопровождались игрой на флейте, и мы поймем, что даже внешне комедия Теренция вовсе не была похожа на греческую.

Ну, е мое, — был безутешен Сима, чему порукой, безусловно, ямб одностопный — классической трагедии размер.

В другой аудитории бледнолицый поэт говорит о ямбах и хореях, трехдольных паузниках, ритме, аллитерациях, читает поэмы Пушкина под всеобщее одобрение, с бешенством нападает на символистов и поздравляет слушателей с появлением космического гения Хлебникова.

Но, если Пушкин пользуется пиррихиями для придания ямбам гибкости разговорной речи, то цели Мандельштама совсем иные: для него четкий ямб был бы и слишком громким в целом, и слишком богатым повышениями и понижениями голоса.

Мы перевели это стихотворение разностопным ямбом 4242442 строфой, близкой к оригиналу — абабвввв.

Стихотворение переведено эквиметрически — разностопным ямбом 44443 и соответственно пятистишной строфой.

Трясутся голые на ямах тактовики нарочных ямбов, Слоями гласно безударно лежат извилины попарно, И стопы снежных людоедов за нами стелятся надменно, А на перроне проводницы нас провожают слишком ленно!

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: yamb
Задом наперед читается как: бмя
Ямб состоит из 3 букв

Что такое ямб и хорей?

Стихотворение отличается от прозы составлением из слов определенного рисунка, не только смыслового, но и звукового. Складывая из них определенную мозаику, поэт способен передать самые глубинные переживания и яркие сцены. Для создания ритмичности и гармоничности произведения используются определенные правила стихосложения: соблюдение чередования в определенном порядке сильных и слабых слогов (ударных и безударных), именуемого стопой; бдение о стихотворном размере или постоянном количестве повторений стоп в каждой строке.

Двусложная стопа

Для того чтобы понять, что такое ямб, нужно внимательно разобраться в стопах вообще. Если мы говорим о двусложной стопе, к которой принадлежат ямб и хорей, то в этом случае безударные слоги чередуются с ударными, один через один. Ударение, падающее на первый из двух слогов, говорит о принадлежности стопы к хорею:

ПрУдом тИхим тУт и тАм,

ВскОльзь, гулЯя пО волнАм.

Тогда как ударение, падающее на второй слог, говорит о том, что это ямб. примеры:

КогдА зимОй бушУет вьЮга,

А сЕрдце мОлится о дрУге,

СпосОбном дУшу защитИть.

ТогдА, и Я возьмУ стрелУ

И, жгУчей злОбы нЕ таЯ,

ОтпУстят пАльцы тетевУ.

Пиррихий

Это два ярких примера, могущих создать представление о том, что такое ямб. Сталкиваясь же с серьезными классическими поэтическими произведениями, бывает сложнее определить размер стопы. Это связано с распределением ударений в них, не всегда совпадающих с вышеописанной схемой. Что же делать в таком случае:

ЗарЯ румЯнилась спросОнок,

ЖурчАла рЕчка по пескУ,

А тАм, навзгОрье, жеребЕнок

ПрислУшивался к ветеркУ.

Стопа тяжело подлежит определению в силу неравномерного распределения ударений в словах. Это что такое? Ямб ли? Хорей?

Для подобных случаев существует народный способ определения размера стопы, заключающийся в «отчеканивании» стиха подобно первокласснику на линейке, не обращая внимание ни на смысл слов, ни на правильность расстановки ударений в них. При подобной декламации стиха можно заметить следующую схему:

При прочтении стиха этим способом обнаруживается ряд дополнительных, не присущих словам ударений. Следует обратить внимание на шестой слог в первой и третьей строках, четвертый и шестой — в последней, ярко демонстрирующие это поэтическое явление. В литературоведении оно носит название пиррихий и является применимым для всех размеров слога.

Таким несложным образом в приведенном стихе отмечается ударным каждый второй слог, обнажается типичный ямб. Наряду с хореем, он был популярнейшим слогом среди произведений поэтов 19-го столетия. Стихотворения ямбом предпочитали: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. С. Грибоедов и многие другие классики.

Трехсложная стопа

К трехсложным стопам относятся дактиль, амфибрахий и анапест. Эти размеры стоп характеризуются одним ударным и двумя сопровождающими его безударными слогами. Разница заключается в том, на какой по счету слог падает ударение: дактиль имеет ударным первый слог, амфибрахий — второй, анапест — третий. Это возможно рассмотреть на примерах:

КогдА же на мИр, что во мнЕ,

ПадЕт непокОй, по веснЕ.

ПолюбИ! Не скупИсь на безУмие чУвств,

Ни к чемУ эконОмия сЕрдца огнЯ!

Лей в менЯ, как в сосУд, что иссУшен и пУст.

Стихотворный размер

Количество повторяющихся стоп в одной строке стихотворения создает определенный стихотворный размер. В последнем из приведенных примеров речь идет о повторении четырех трехсложных стоп. Литературно это называется четырехстопным анапестом.

Наиболее часто встречаемыми стихотворными размерами, свойственными русским классикам, можно назвать четырехстопные, трехстопные и двухстопные.

БогИня, что нЕбо укрАсив собОю,

БросАет во снЫ мои взОры свОи.

Данный пример очерчивает четырехкратное употребление в одной строке амфибрахия и имеет соответствующее название: четырехстопный амфибрахий.

А приведенный выше отрывок, характеризующий стопу дактиля, является двухстопным.

Что такое ямб трехстопный или четырехстопный, легко понять на следующих

ПорОй бредУ, и сАм не знАя,

КудА идУ. И знАть ли вАжно.

Этот стих написан четырехстопным ямбом. Он же узнается и в бессмертном «Евгении Онегине», А. С. Пушкина.

Следующий стих относится к трехстопному ямбу, и к нему же прибегает А. С. Грибоедов в своем «Горе от ума»:

НельзЯ кричАть молИтв,

Теперь, когда понятно, что есть хорей, а что — дактиль, ямб или амфибрахий, можно приступать к написанию своих призведений. Что такое ямб для поэта? Пожалуй, самый удобный размер. Начинать следует именно с него.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: