Ямб примеры стихов пушкина со схемой

Кажется, нет ничего проще, чем описать самый распространенный метр русской поэзии – ямб. Имеющийся на этом сайте справочник дает следующую информацию:
1. ямб – двусложная стопа с ударением на втором слоге (а в стихе в целом – на четных слогах)
2. ямб – стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха.
Казалось бы, все ясно. Возьмем какой-нибудь живой пример русского ямба. И вот тут-то и начинается…

Первая строка «Онегина» — «мой дядя самых честных правил» — все укладывается в учебную схему четырехстопного ямба (-+ -+ -+ -+ -) где + — ударный слог, а — — безударный. Но попробуем сделать то же со второй строкой «Онегина»:
«когдА не в шУтку занемОг» — прозвучало только три ударения! И все равно это такой же ямб. Больше того, таких строчек, с тремя ударениями в четырехстопном ямбе, у Пушкина (да и у других русских поэтов) гораздо больше, чем полноударных. Но мало того, есть четырехстопный ямб, где вместо четырех «полагающихся» ударений звучат только два:
«переграждЁнная НевА» (Пушкин)
«и клАнялся непринуждЁнно» (Пушкин)
«и очарОванную дАль» (Блок).
Но это ещё полбеды. в таком же четырехстопном ямбе может звучать не 4 ударения, а 5 (!):
«ГрОм пУшек, тОпот, ржАнье, стОн» (Пушкин),
или ударения могут стоять «не на своих местах»:
«РУсь, опоЯсана рекАми (первое ударение – не на месте) (Блок)
Получается такое количество исключений, за которым правила уже не разглядеть. Поэтому придется объяснять теорию русского ямба несколько иначе, чем это обычно делается.

Русский ямб – «составной», «композитный» двусложный метр. Эта «композитность», в сущности, относится ко всей русской силлабо-тонике, за исключением, может быть, только редких метров, типа «кольцовского пятисложника», но об этом потом. Ямб строится из различных двусложных стоп. А их в русском стихе всего четыре. Это собственно ямб (-+), хорей (+-), пиррихий (—) (два безударных слога), спондей (++) (два ударных слога). Главная стопа ямба – собственно ямбическая, но наряду с ней почти постоянно присутствуют другие виды стоп, особенно пиррихий.

Все дело в длине слов. Некогда считалось, что настоящий ямб должен быть строго полноударным и состоять из одних ямбических стоп. Так думал одно время Ломоносов. Поэтому он писал стихи, состоявшие из коротких слов, строго выдерживая порядок ударений:
«открЫлась бЕздна, звЁзд полнА,
звездАм числА нет, бЕздне днА»
Такие стихи звучат отрывисто и жестко, как удары метронома. Если же в стихе окажется хоть одно длинное слово, то неизбежно появление безударных стоп:
«возлЮбленная тишинА»
да и просто среднего, не короткого слова достаточно для этого:
«и вЕют дрЕвними повЕрьями
еЁ упрУгие шелкА»
Итак, наряду с ямбом почти всегда присутствует пиррихий (безударная стопа). В классическом четырехстопном ямбе обычен один пиррихий на строку, возможны два, теоретически возможны три. Их положение в строке может быть различным. В примере «возлюбленная тишина» ситуация следующая: ямб – пиррихий – пиррихий – ямб. Разнообразное и меняющееся положение пиррихиев определяет ритмический рисунок стиха. Опять – к Пушкину:
«Но силой ветра от залива
Переграждённая Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова»
Вы можете сами расставить ударения, и определить, где стоят пиррихии.

Кто попробовал, может проверить – нечетные строки этого отрывка полноударные, в них только ямбы, пиррихиев нет. А в четных строках – по два пиррихия! В результате нечетные строки звучат медленнее и жестче, как сдерживающая сила, а в четных слышится прорывающееся движение. Впрочем, это мои субъективные ассоциации, не они важны, но то, что звучание полноударных строк и строк со всего двумя ударениями – разное. Чередуясь, они создают особенный ритм. Если кто-то захочет, может поделиться своим восприятием этого ритма.

А как быть с ударениями «лишними», или «стоящими не на месте»? Они образуются за счёт включения в стих спондеев и хореев. Пушкинское:
«Швед, русский, колет, рубит, режет» — классический пример четырехстопного ямба, где первая стопа – спондей (два ударения подряд!). Это нужно для резкого и экспрессивного изображения, как здесь, в отрывке из «Полтавы». Итак, можно определиться – ямб есть двусложный метр, главной стопой которого является ямбическая. Либо же, как в начале нашего рассуждения — ямб – стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха (где «полагается» быть ударениям).

Все отклонения от полноударной схемы ямба – составляют, согласно Андрею Белому, «живую силу художественной речи, ритм, противящийся механическому стуку метронома». В годы Серебряного века многие увлекались теоретическим экспериментам, и молодой Набоков, находившийся тогда под сильным влиянием Андрея Белого, написал экспериментальный полусонет «Большая Медведица»:

Был грозен волн полночный рёв…
Семь девушек на взморье ждали
невозвратившихся челнов
и, руки заломив, рыдали.

Семь звёздочек в суровой мгле
над рыбаками четко встали
и указали путь к земле.

Тот, кто сможет, нарисовав по строчкам метрическую схему этого стихотворения (Я — ямб, П – пиррихий, С – спондей), найти и отметить все пиррихии этого стихотворения, тот, соединив их прямыми линиями, увидит контур созвездия Большой Медведицы.

Что такое ямб и хорей?

Стихотворение отличается от прозы составлением из слов определенного рисунка, не только смыслового, но и звукового. Складывая из них определенную мозаику, поэт способен передать самые глубинные переживания и яркие сцены. Для создания ритмичности и гармоничности произведения используются определенные правила стихосложения: соблюдение чередования в определенном порядке сильных и слабых слогов (ударных и безударных), именуемого стопой; бдение о стихотворном размере или постоянном количестве повторений стоп в каждой строке.

Двусложная стопа

Для того чтобы понять, что такое ямб, нужно внимательно разобраться в стопах вообще. Если мы говорим о двусложной стопе, к которой принадлежат ямб и хорей, то в этом случае безударные слоги чередуются с ударными, один через один. Ударение, падающее на первый из двух слогов, говорит о принадлежности стопы к хорею:

ПрУдом тИхим тУт и тАм,

ВскОльзь, гулЯя пО волнАм.

Тогда как ударение, падающее на второй слог, говорит о том, что это ямб. примеры:

КогдА зимОй бушУет вьЮга,

А сЕрдце мОлится о дрУге,

СпосОбном дУшу защитИть.

ТогдА, и Я возьмУ стрелУ

И, жгУчей злОбы нЕ таЯ,

ОтпУстят пАльцы тетевУ.

Пиррихий

Это два ярких примера, могущих создать представление о том, что такое ямб. Сталкиваясь же с серьезными классическими поэтическими произведениями, бывает сложнее определить размер стопы. Это связано с распределением ударений в них, не всегда совпадающих с вышеописанной схемой. Что же делать в таком случае:

ЗарЯ румЯнилась спросОнок,

ЖурчАла рЕчка по пескУ,

А тАм, навзгОрье, жеребЕнок

ПрислУшивался к ветеркУ.

Стопа тяжело подлежит определению в силу неравномерного распределения ударений в словах. Это что такое? Ямб ли? Хорей?

Для подобных случаев существует народный способ определения размера стопы, заключающийся в «отчеканивании» стиха подобно первокласснику на линейке, не обращая внимание ни на смысл слов, ни на правильность расстановки ударений в них. При подобной декламации стиха можно заметить следующую схему:

При прочтении стиха этим способом обнаруживается ряд дополнительных, не присущих словам ударений. Следует обратить внимание на шестой слог в первой и третьей строках, четвертый и шестой — в последней, ярко демонстрирующие это поэтическое явление. В литературоведении оно носит название пиррихий и является применимым для всех размеров слога.

Таким несложным образом в приведенном стихе отмечается ударным каждый второй слог, обнажается типичный ямб. Наряду с хореем, он был популярнейшим слогом среди произведений поэтов 19-го столетия. Стихотворения ямбом предпочитали: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. С. Грибоедов и многие другие классики.

Трехсложная стопа

К трехсложным стопам относятся дактиль, амфибрахий и анапест. Эти размеры стоп характеризуются одним ударным и двумя сопровождающими его безударными слогами. Разница заключается в том, на какой по счету слог падает ударение: дактиль имеет ударным первый слог, амфибрахий — второй, анапест — третий. Это возможно рассмотреть на примерах:

КогдА же на мИр, что во мнЕ,

ПадЕт непокОй, по веснЕ.

ПолюбИ! Не скупИсь на безУмие чУвств,

Ни к чемУ эконОмия сЕрдца огнЯ!

Лей в менЯ, как в сосУд, что иссУшен и пУст.

Стихотворный размер

Количество повторяющихся стоп в одной строке стихотворения создает определенный стихотворный размер. В последнем из приведенных примеров речь идет о повторении четырех трехсложных стоп. Литературно это называется четырехстопным анапестом.

Наиболее часто встречаемыми стихотворными размерами, свойственными русским классикам, можно назвать четырехстопные, трехстопные и двухстопные.

БогИня, что нЕбо укрАсив собОю,

БросАет во снЫ мои взОры свОи.

Данный пример очерчивает четырехкратное употребление в одной строке амфибрахия и имеет соответствующее название: четырехстопный амфибрахий.

А приведенный выше отрывок, характеризующий стопу дактиля, является двухстопным.

Что такое ямб трехстопный или четырехстопный, легко понять на следующих

ПорОй бредУ, и сАм не знАя,

КудА идУ. И знАть ли вАжно.

Этот стих написан четырехстопным ямбом. Он же узнается и в бессмертном «Евгении Онегине», А. С. Пушкина.

Следующий стих относится к трехстопному ямбу, и к нему же прибегает А. С. Грибоедов в своем «Горе от ума»:

НельзЯ кричАть молИтв,

Теперь, когда понятно, что есть хорей, а что — дактиль, ямб или амфибрахий, можно приступать к написанию своих призведений. Что такое ямб для поэта? Пожалуй, самый удобный размер. Начинать следует именно с него.

Справочник
литератора

Правила русской орфографии

Ямб (греч. jambos, от jambike — фракийский музыкальный инструмент) — в русском стихосложении двусложная стопа, в которой ударение падает на второй слог.

Это название произошло от ямба, двусложной стопы античного стихосложения, в которой первый слог был кратким, второй — долгим.

Пример ямба в русском силлабо-тоническом стихе:

* Ударный слог обозначается знаком , безударный слог — знаком .

Ямб примеры стихов пушкина со схемой

Ямб – это первое, что приходит в голову при вопросе о стихотворном размере или метре. Неудивительно, ведь очень значительный пласт произведений русской поэзии и не только, написан именно этим метром.

Само понятие пришло в русский язык из греческого. Слово «iambos» предположительно происходит от названия древнего музыкального инструмента. Другие исследователи связывают слово с именем одной из служанок царя Келея, которой по преданию удалось утешить и развеселить горюющую по дочери богиню Деметру.

В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «!» обозначается ударный слог, а «_» — безударный, получим такой вид:

Соответственно, если говорить о размерах, то схема двухстопного ямба будет такой: _ ! _ !

Трёхстопный ямб: _ ! _ ! _ !

Стоит отметить, что эти размеры являются редкими и применяются чаще всего в стихотворениях для детей. Вот пример такого стиха:

На| парад
Идёт| отряд.

Четырёхстопный ямб: _ ! _ ! _ ! _ !

Пятистопный ямб: _ ! _ ! _ ! _ ! _ !

Шестистопный ямб: _ ! _ ! _ ! _ ! _ ! _ !

Наиболее употребительными в русском стихосложении считаются четырёх-, пяти- и шестистопные ямбы. Действительно, если обратиться, например, к поэзии Золотого века. то мы обнаружим, что очень много произведений создано именно такими размерами. Известно, что из-под пера одного только Александра Сергеевича Пушкина вышло не менее 30000 стихотворений, написанных ямбом. Приведём несколько примеров.

Цари|ца го|лосом| и взо|ром
Свой пыш|ный о|живля|ла пир,
Все, Кле|опат|ру сла|вя хо|ром,
В ней при|знавасвой| кумир,
Шумя|, текли| к её| престо|лу,
Но вдруг| над ча|шей зо|лотой
Она заду|малась| — и до|лу
Поник|ла див|ною| главой.

«Клеопатра». (размер – четырёхстопный ямб)

Увы!| Язык| любви| болтливый,
Язык| непол|ный и| простой,
Своепро|зой не|ради|вой
Тебе| доку|чен, ан|гел мой.
Но сла|док у|ху ми|лой де|вы
Често|люби|вый А|поллон.
Ей ми|лы мер|ные| напе|вы,
Ей сла|док риф|мы гор|дый звон.

«Увы! Язык любви болтливый…». (размер – четырёхстопный ямб)

Движе|нья нет|, сказал |мудрец |брадатый.
Другой |смолчалстал| пред ним| ходить.
Сильнебы |не мог| он воз|разить;
Хвали|ли все| ответ |замыс|лова|тый.
Но, гос|пода|, забав|ный слу|чай сей
Другой |пример| на па|мять мне| приво|дит:
Ведь каж|дый день| пред на|ми солн|це хо|дит,
Одна|ко ж прав| упря|мый Га|лилей.

«Движение». (размер – пятистопный ямб)

Встречаем четырёхстопный ямб в стихах страстного поклонника пушкинского таланта Михаила Юрьевича Лермонтова:

Пускай |поэ|та об|виня|ет
Насмеш|ливый|, безум|ный свет,
Никто| ему |не по|меша|ет,
Он не| услы|шит мой| ответ.
Я сам| собожил| доны|не,
Свобод|но мчит|ся песнь| моя,
Как пти|ца ди|кая| в пусты|не,
Как вдаль| по о|зеру| ладья.

Вот написанные пятистопным ямбом строки поэта, предвосхитившего Золотой век:

Седящ|, увен|чан осо|кою,
В тени| разве|систых| древес,
На ур|ну об|легшись| руко|ю,
Явля|ющий| лице |небес
Прекрас|ный ви|жу я| источ|ник.

Источ|ник шум|ный и| прозрач|ный,
Теку|щий с гор|ной вы|соты,
Луга| поя|щий, до|лы злач|ны,
Кропя|щий пер|лами| цветы,
О, коль |ты мне| прия|тен зришь|ся!

Современник и большой друг А. С. Пушкина, Пётр Андреевич Вяземский, в следующем стихотворении пользовался шестистопным ямбом:

Пусть неж|ный ба|ловень| полу|денной| приро|ды,
Где тень| души|стее|, красно|речи|вей во|ды,
Улыб|ку пер|вую| привет|ствует |весны!
Сын пас|мурных| небес| полу|ночной| страны,
Обык|ший к свис|ту вьюг| и рё|ву не|пого|ды,
Привет|ствую ду|шой и пес|нью пер|вый снег.

Поэты Серебряного века также применяли ямб для создания прекрасных произведений. Вот стихи символиста Андрея Белого, в которых чувствуется новаторский дух.

Мои| слова| — жемчуж|ный во|домет,
средь лун|ных снов| бесцель|ный,
но вспененный, —
каприз|ной пти|цы лёт,
тума|ном за|несён|ный.
Мои| мечты| — вздыха|ющий| обман,
ледник |застыв|ших слёз|, зарёй |горя|щий —
безум|ный ве|ликан.

Здесь видим неравномерность строк: количество стоп неодинаково, имеются паузы. Но это придаёт стихотворению живость и оригинальность.

Вот нежные стихи Марины Цветаевой.

О, пер|вый бал| — само|обман!
Как пер|вая| глава| рома|на,
Что по| оши|бке де|тям дан,
Его| просив|шим слиш|ком ра|но…

Использование четырёхстопного ямба придаёт им сходство с классической поэзией XIX века.

Похоже звучат и строки произведения Анны Ахматовой, в которых видим шестистопный ямб:

А! э|то сно|ва ты|. Не от|роком| влюблён|ным,
Но му|жем дер|зостным|, суро|вым, не|преклон|ным
Ты в э|тот дом| вошёл| и на| меня| глядишь.
Страшна| моей| душе| предгро|зоватишь.

«А! Это снова ты. Не отроком влюблённым…»

Интересно, что поэтесса здесь нарочно использует несколько устаревшую лексику, что только подчёркивает это обращение к прошлому.

Иван Алексеевич Бунин создаёт в своём стихотворении, написанном четырёхстопным ямбом, удивительно изящный и нежный пейзаж. Упоминание Терека, реки, любимой и Лермонтовым, и Пушкиным, также отсылает читателя к «золотой эпохе» русской поэзии.

Цветёт| жасмин|. Зелён|ой ча|щей
Иду| над Те|реком| с утра.
Вдали,| меж гор |— простой|, блестя|щий
И чёт|кий ко|нус се|ребра.

Даже такие экспериментаторы, как Владимир Владимирович Маяковский, пользовались ямбом при создании своих произведений. Вот отрывок из стихотворения «Юбилейное»:

Авторы середины и конца XX века также применяли этот метр в своём творчестве. В обоих отрывках, приведённых ниже, видим пятистопный ямб.

Когда|, забыв| прися|гу, по|верну|ли
В бою| два ав|томат|чика| назад,
Догна|ли их| две ма|леньки|е пу|ли —
Всегда |стрелял |без про|маха| комбат.

Уже |рассвет| темнее|ет с трёх| сторон,
а всё| руке| недо|стаёт |отва|ги,
чтобы| пробить|ся к бе|лизне |бума|ги
сквозь воз|дух, за|твердев|ший над| столом.

У современных поэтов тоже можно встретить в стихотворениях ямб. Вот несколько примеров использования четырёхстопного ямба:

Среди| путей|, вручён|ных серд|цу,
есть путь|, проби|тый в о|ны дни:
пере|селен|цы, по|горель|цы
и все|, кто хо|дит, как| они

«Легенда вторая», О. А. Седакова.

Восста|ла на| людей| приро|да,
Как со|общил| прокля|тый я|щик.
Растёт| двуо|кись уг|леро|да,
И ё|жики| не впа|ли в спяч|ку.

«Крещенский романс 2007», В. О. Емелин.

Рассмотрев основные периоды развития русской поэзии, обнаруживаем, что ямбический метр успешно использовался во все времена и применяется по сей день.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: