Ямб и хорей примеры стихов пушкина

Добрый день, мои дорогие маленькие друзья! Старый доктор Нулин спешит поздравить вас с началом второй четверти и продолжить разговор о том, как рождается волшебство поэзии.

В прошлый раз мы познакомились с двумя поэтическими размерами — ямбом и хореем. Это, как вы помните, размеры двусложные, то есть такие, в которых стопа (метрическая единица с определенным устойчивым чередованием ударных и безударных слогов) состоит из двух слогов. Хорей — это когда в стопе на первом месте стоит ударный, а на втором — безударный слог. Ямб — наоборот.

Но, скажете вы, «Мама мыла раму» — хорей и «Буря мглою небо кроет» — тоже хорей. А какая разница. Совершенно верно. Во-первых, «Мама мыла раму» — просто стихотворная строчка, а «Буря мглою. » — великая поэзия. Почему так — нам ещё долго предстоит выяснять. А во-вторых, между этими строчками есть ещё и совершенно формальное различие, а именно: пушкинская строчка длиннее. Давайте снова разобьём обе строки на слоги и стопы и посчитаем.

МА-ма/ МЫ-ла/ РА-му/: три ударных + три безударных слога составляют в последовательном хореическом сочетании три стопы. Такой хорей называется трёхстопным.

БУ-ря/ МГЛО-ю/ НЕ-бо/ КРО-ет/: четыре ударных + четыре безударных слога, т.е. четыре хореических стопы. Это — четырёхстопный хорей.

То же самое можно определить и относительно ямба. Попробуйте сами разобрать следующие примеры:

Для берегов отчизны дальной
Ты покидала край чужой;
В час незабвенный, в час печальный
Я долго плакал пред тобой.

Но нет печальней повести на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте

В обоих примерах авторы использовали ямб. Сколько стоп в стихотворной строке Пушкина и сколько — в строке Шекспира-Пастернака — предстоит решить вам.

Однако, помимо написанных ямбами и хореями, в русской поэзии есть и совсем другие стихи. Вот, например:

Буря на небе вечернем,
Моря сердитого шум,
Буря на море и думы,
Много мучительных дум

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит.

Замечательные стихи, но, не правда ли, совершенно непохожие на те, которые мы уже разбирали? В чем же тут дело?

Еще раз займёмся арифметикой.

Я выделил большими буквами ударные слоги. Сколько их во второй строчке? Три. А сколько безударных? Четыре. На хорей что-то не похоже. Странно. Попробуем проследить их чередование. Первым стоит ударный слог «МО»; затем подряд два безударных «ря», «сер»; потом снова ударный «ДИ», за ним вновь два безударных «то», «го»; наконец ударный «ШУМ». Теперь становится понятно: дело в иной последовательности ударных и безударных слогов. Если в хорее и ямбе ударные слоги чередуются через раз, то здесь — через два слога. А если ударных — три, значит мы имеем дело с размером трёхстопным.

То же самое и во втором примере, только там строчка более длинная, а значит, и стоп будет больше. Считаем:

СЛАВ-на-я/ О-сень! Здо/ РО-вый, яд/ РЁ-ный
ВОЗ-дух ус/ ТА-лы-е/ СИ-лы бод/ РИТ.

Ударных слогов в каждой строчке — по четыре, значит размер четырёхстопный. А называется он — дактиль. Итак, запомним: кроме двусложных размеров в русских стихах есть ещё и трёхсложные. И один из них, тот, в котором ударный слог стоит на первом месте, — дактиль. А сколько всего может быть трёхсложных стихов? Догадались? Ну конечно же, три. Если в дактиле ударный слог — первый, то в амфибрахии — второй, а в анапесте — третий. Приведём примеры.

ОдНАЖды/ в студЁНу/ ю ЗИМню/ ю Пору
Я ИЗ ле/ су ВЫшел;/ был СИЛЬный/ моРОЗ.

Ах, ЧУДно/е НЕбо,/ей БОгу,/над Этим/класСИчес/ким РИмом,/
Под Эта/ким НЕбом/ неВОЛЬно/ хуДОЖни/ком СТАнешь./

Я теБЕ/ ничеГО/ не скаЖУ,/
Я теБЯ/ не встреВО/жу ниЧУТЬ,/
И о ТОМ,/ что я МОЛ/ ча тверЖУ,/
Не реШУСЬ/ ни за ЧТО/ намекНУТЬ./

НачиНА/ют охО/ту леТУ/чие ЛЁГ/кие МЫши,/
На ночНУ/ю своБО/ду меНЯ/я черДАЧ/ные НИши,/
И вонЗА/ются в НЕ/бо с отЧА/яньем ПО/луптенЦОВ,/
ОттоГО/ что ГосПОДЬ/ не отДАЛ/ им горТА/ней певЦОВ./

Если вы потренируетесь, поищете в книжках разных поэтов примеры на все известные уже вам пять главных стихотворных размеров, то в дальнейшем легко сможете определять эти размеры просто на слух.

Есть еще одна вещь, которую необходимо сказать в завершение этого урока. Мы уже усвоили, что в стихотворной строчке всё определяют стопы и их количество. А в стопе всё решают количество и чередование слогов. Но вот — дактиль Некрасова:

Здесь в первой, второй и третьей стопе точно по три слога, а в четвертой — только два. А дактиль всё равно считается четырёхстопным. Как же так? А дело в том, что стопа, завершающая строку, часто бывает усечённой, однако если в ней есть ударный слог, то даже такая неполная стопа считается полной. Последний слог как бы прочитывается, пропевается молча, паузой. Как, например, если певец уже закончил песню, а музыка еще тихо-тихо продолжает звучать.

Вот и всё на сегодня. А в перерыве между нашими уроками попробуйте поискать примеры всех известных вам стихотворных размеров и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Сколько стоп в этом пушкинском ямбе?

Для берегов отчизны дальной
Ты покидала край чужой.

Сколько стоп в этих строках Шекспира?

Но нет печальней повести на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте.

2. Сколько стоп в амфибрахии Некрасова?

Однажды в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Сколько стоп в амфибрахии Майкова?

Ах, чудное небо, ей Богу, над этим классическим Римом,
Под этаким небом невольно художником станешь.

3. Сколько стоп в анапесте Фета?

Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

Сколько стоп в анапесте Светлосанова?

Начинают охоту летучие лёгкие мыши,
На ночную свободу меняя чердачные ниши,
И вонзаются в небо с отчаяньем полуптенцов,
Оттого что Господь не отдал им гортаней певцов.

И ещё одно задание: попробуйте отыскать усеченные стопы в этих примерах. Отличники могут и должны, конечно, открыть книги стихотворений любимых поэтов и самостоятельно проделать те же вычисления на примерах любимых стихов.

А теперь, до свидания, друзья, до новых встреч.

Что такое ямб и хорей в литературе? Определение с примерами

В данной статье мы узнаем про ямб и хорей, коснёмся истории появления, приведём примеры использования данных размеров, а также дадим точное определение им и сопутствующим размерам.

Ямб и хорей в литературе (как и дополняющие их, пиррихий и спондей), относятся к двусложным стихотворным размерам силлабо-тонического стихосложения, сформировавшегося в Европе примерно в XVI — XVII в, как результат слияния силлабического стиха романских и тонического стиха германских языков.

Силлабо-тоническое стихосложение и его правила в русском языке были окончательно доработаны Ломоносовым (установившим, в частности, метр, на основе работ Тредиаковского) к середине XVIII в. И, вплоть до середины XIX в, в основном использовались двусложные размеры, смещённые затем Некрасовскими трёхсложными, а после, к началу XX в, с тенденцией размытия границ и рамок, заменены возрождающейся тоникой.

Определение что такое хорей и как он используется

Наименьшей структурной единицей стиха является стопа – последовательность ряда безударных и одного ударного слогов, чередующихся в определенном порядке. Двусложный размер с ударением на первом слоге стопы называется хорей. От др.-греч. χορεῖος — «плясовой».

И используется он, в основном, для передачи экспрессии, в танцевальных и хороводных песнях, больше подходит для передачи мелодичности.

Примеры хорея в литературе (стихи)

Бу-ря мгло-ю не-бо кро-ет,
Вих-ри снеж-ные кру-тя.
То, как зверь, о-на за-во-ет,
То за-пла-чет, как ди-тя.
(А.С.Пушкин)

Он с То-то-шей и Ко-ко-шей
По ал-лее про-хо-дил.
И мо-ча-лку, слов-но гал-ку,
Слов-но гал-ку, прог-ло-тил.
(К.И. Чуковский)

Определение что такое ямб и как он используется

Определение ямба можно дать как противовес хорею – двусложный размер с ударением на втором (последнем) слоге стопы. Хотя ямб и хорей в литературе имеют одинаковый метр, первый получил большую популярность и распространение, благодаря своей ритмике. Термин ведёт своё название, предположительно, от др.-греч. ἴαμβος, означающее название музыкального инструмента. По другой же версии, этим инструментом лишь сопровождались ямбические песнопения в честь Деметры.

По мифу, Ямба, служанка царя Келея, развеселила Деметру пением непристойных стихов с таким размером.

Примеры написания ямбом (стихи)

Четырёхстопным ямбом были написаны такие поэмы как «Евгений Онегин», «Медный всадник», «Полтава», «Мцыри».

Вы-со-кой страс-ти не и-ме-я
Для зву-ков жиз-ни не ща-дить,
Не мог он ям-ба от хо-ре-я,
Как мы ни би-лись, от-ли-чить.
(А.С.Пушкин)

Дополнительная информация по теме

Зная уже, что такое ямб и хорей в литературе, стоит дополнить информацию о двусложных размерах пиррихием – стопой их двух безударных (кратких) слогов, и спондеем – стопой из двух долгих (ударных) слогов. Именно благодаря этим вариациям, четырёхстопный ямб имеет самый богатый ритмический размер.

Согласно подсчётам Брюсова, ритмических вариации четырёхстопного ямба, с учётом мужских (ударных) и женских (безударных) окончаний строк, насчитывается… порядка 100 000! Почти столько же и у пятистопного. Такое богатство ритмики, позволяющее осуществить любой стихотворный замысел, с любыми вариациями, и сделало ямб самым распространённым размером в русской поэзии.

Видео: написание стихов размером ямб и хорей.

Значение слова ямб

ямб в словаре кроссвордиста

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

м. стиховая стопа, из короткого и долгого слога (И-). Ямбические стихи, писанные ямбами.

м. сиб. китайское серебро в слитках разного весу.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

ямба, м. (греч. iambos) (лит.). Стихотворная двусложная стопа с ударением на втором слоге, напр. мой дя/дя са/мых че/стных пра/вил (Пушкин). Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить. Пушкин. Он выкрикивал нараспев свои четырехстопные ямбы. Тургенев.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

м. Двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит безударный — краткий — и ударный — длинный — слог.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

ЯМБ (греч. iambos) стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха («Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил. «, А. С. Пушкин). Самый употребительный из метров русского силлаботонического стиха; основные размеры — 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 1819 вв., комедия 19 в.).

Большая Советская Энциклопедия

в метрическом стихосложении ≈ стопа длиною в три моры , состоящая из краткого и долгого слогов (с некоторыми вариациями); наиболее употребителен был «ямбический триметр» ≈ 6-стопный Я. античных трагедий и комедий.

В силлабо-тоническом стихосложении ≈ стопа длиною в два слога с сильным местом на втором; в русском Я. слабые места заполняются обязательно-безударными слогами (È), сильные ≈ необязательно-безударными слогами (Х), последнее сильное место ≈ обязательно-ударным слогом (≈); схема: È Х È Х . È ≈ (È) — Сверхсхемные ударения на слабых местах могут быть представлены лишь односложными словами («Швед, русский колет, рубит, режет. »). Наиболее употребительные ямбические размеры в русской поэзии: 3-стопный Я. («Подруга думы праздной. »)≈в анакреонтике 18 в., песне, лёгкой и сатирической поэзии; 4-стопный Я. («Мой дядя самых честных правил. ») ≈ в одах и лирике 18 в., в поэмах и лирике 19 в., лирике 20 в.; 5-стопный Я. («Ещё одно, последнее сказанье. »), с начала 19 в. с цезурой после 4-го слога, с 1830-х гг. (и до настоящего времени) без цезуры ≈ в серьёзной лирике, драме, строфической поэме; 6-стопный Я. с цезурой после 6-го слога («Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ») ≈ в поэмах, трагедиях, сатирах, посланиях 18 в., в элегиях, романсах и «антологической» лирике на античные темы в 19 в.; вольный Я. (неупорядоченное чередование строк разной стопности ≈ см. Вольный стих ) ≈ в баснях, а также в 18 в.≈в «пиндарической» лирике, а в 1-й трети 19 в. ≈ в элегиях, посланиях и драмах. (Все примеры ≈ из Пушкина.)

Лит.: Тарановский К., О ритмической структуре русских двусложных размеров, в сборнике: Поэтика и стилистика русской литературы, Л., 1971; Гаспаров М. Л., Современный русский стих. М., 1974.

Википедия

Ямб , 1) в античной метрике , простая стопа , двусложная, трехморная , короткий слог + долгий слог (U—); в силлабо-тоническом стихосложении — безударный слог + ударный слог; 2) то же, что стих , состоящий из ямбических метров .

Ямб:

  • Ямб — стихотворный размер.
  • Ямб — русское название слитков серебра, обращавшихся в Китае до денежной реформы 1933 г.
  • ЯМБ — язык программирования для советских бухгалтерских машин Искра-554 , Искра-555 , терминала «Нева-501», а также ПЭВМ «Искра 1030.11».

Ямб или ямба (; , иногда — по отношению к северному Китаю — yamboo или yambu) — русское название слитков серебра , обращавшихся в Китае до денежной реформы 1933 г. Они бывали разных размеров — чаще всего в 50 лян ( 两 , ) весом (то есть около 1875 граммов ), но имелись также слитки в 5, 10 лян и т. п. Серебро — высокопробное (от 934 до 982 частей чистого серебра на 1000 частей сплава). Ямбы имели вид китайских башмаков; они могли разрезаться на части для мелких платежей. Изготовлением и выпуском ямбов занимались частные банкиры и менялы.

В ограниченной степени ямбы обращались и в сопредельных с Китаем регионах. В частности, они были довольно распространены в Киргизии XIX века, где они использовались для особо крупных транзакций, торговли с Китаем, и как объект тезаврации.

Примеры употребления слова ямб в литературе.

Одни специализируются по ямбу, другие — по хорею, а Константин Константинович — крупный специалист по амфибрахию и осваивает сейчас александрийский стих, приобретает вторую специальность.

Один специализируется по ямбу, другие по хорею, а Константин Константинович — крупный специалист по амфибрахию и осваивает сейчас александрийский стих, приобретает вторую специальность.

Тут, кстати, появляется возможность, говоря стиховедчески, варьировать анакрузу, свободно переключаться с ямба на хорей, с хорея на ямб.

Само собой разумеется, что в переводе использовались традиционные размеры — чаще всего четырехстопные хореи или ямбы с анакрузой, но попадались и дактили — чистые двустопные или же в комбинации с хореями.

А то у Вас хорей это ямб, амфибрахий — анапест, а дактиль похож на себя самого, но только во множественном числе.

То ямбом, то дактилем, то анапестом, Наотмашь, в клочья, с грохотом, треском.

Когда-то страстный Архилох, Обманутый в любви двурушничеством тестя, Могучим ямбом прогремел.

Даже если предположить, что определенный набор слов, выстроенный по строгой схеме ямба или хорея с четко выраженной буквенной или ассонансной рифмой, способен как-то затрагивать тонкие позиции материи, таким образом вербально, а не структурно влияя.

Добавим к этому, что кроме шестистопного ямба Теренций употреблял семистопные и восьмистопные ямбические стихи, которые, как и трохеи, сопровождались игрой на флейте, и мы поймем, что даже внешне комедия Теренция вовсе не была похожа на греческую.

Ну, е мое, — был безутешен Сима, чему порукой, безусловно, ямб одностопный — классической трагедии размер.

В другой аудитории бледнолицый поэт говорит о ямбах и хореях, трехдольных паузниках, ритме, аллитерациях, читает поэмы Пушкина под всеобщее одобрение, с бешенством нападает на символистов и поздравляет слушателей с появлением космического гения Хлебникова.

Но, если Пушкин пользуется пиррихиями для придания ямбам гибкости разговорной речи, то цели Мандельштама совсем иные: для него четкий ямб был бы и слишком громким в целом, и слишком богатым повышениями и понижениями голоса.

Мы перевели это стихотворение разностопным ямбом 4242442 строфой, близкой к оригиналу — абабвввв.

Стихотворение переведено эквиметрически — разностопным ямбом 44443 и соответственно пятистишной строфой.

Трясутся голые на ямах тактовики нарочных ямбов, Слоями гласно безударно лежат извилины попарно, И стопы снежных людоедов за нами стелятся надменно, А на перроне проводницы нас провожают слишком ленно!

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: yamb
Задом наперед читается как: бмя
Ямб состоит из 3 букв

Ямб и хорей примеры стихов пушкина

Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия . Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская . 1966 .

Смотреть что такое «ямб» в других словарях:

ямб — ямб, а … Русское словесное ударение

ямб — ямб, а … Русский орфографический словарь

ямб — ямб/ … Морфемно-орфографический словарь

ямб — (греч. iambos), 1) тип стопы в силлабо метрическом стихосложении из двух слогов: первый – краткий, второй – долгий (u ). 2) Тип силлабо тонического метра. В его стопах – по два слога, ударение стоит на втором. В случае пропуска ударения стопа… … Литературная энциклопедия

Ямб — ЯМБ в греческой метрике двухсложная стопа с первым кратким и вторым долгим слогом. Музыкальная нотация греков не предполагала анакрусы, и потому ритм считался восходящим (ямбическим) или нисходящим (хореическим), в зависимости от того, слабым … Словарь литературных терминов

ЯМБ — (греч.). Стихотворный размерь, состоящий из двухсложной стопы с ударением на втором слоге. Напр. Цветы последние милей…. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЯМБ 1) в стихосложении стопа, состоящая из… … Словарь иностранных слов русского языка

ямб — а; м. [греч. iambos] Двухсложная стопа в силлабо тоническом стихосложении с ударением на втором слоге, например: Гирей сидел поту/пя взор (Пушкин). Четырёхстопный ямб. Разностопный ямб. * Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить… … Энциклопедический словарь

ЯМБ — муж. стиховая стопа, из короткого и долгого слога (ямб ). Ямбические стихи, писанные ямбами. II. ЯМБ муж., сиб. китайское серебро в слитках разного весу. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

ЯМБ — муж. стиховая стопа, из короткого и долгого слога (ямб ). Ямбические стихи, писанные ямбами. II. ЯМБ муж., сиб. китайское серебро в слитках разного весу. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

ЯМБ — ЯМБ, ямба, муж. (греч. iambos) (лит.). Стихотворная двусложная стопа с ударением на втором слоге, напр. мой дя/дя са/мых че/стных пра/вил (Пушкин). «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить.» Пушкин. «Он выкрикивал нараспев свои… … Толковый словарь Ушакова

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: