Я лиру посвятил народу своему»

Поэзия Некрасова полна описаний трагической жизни народа. С одной стороны, он мечтает о прекрасном будущем крестьян, с другой — понимает, что одних мечтаний недостаточно. Поэтому вся его лирика проникнута призывом к борьбе за счастье, свободу народа. Он презирает бесполезное существование, нищету, которая порождает в человеке ничтожность. Причину же нищеты он видит в бездействии народа. Показывая его труд, он считает недопустимым смирение с тяжелой судьбой, нищенским существованием.
Большая часть лирики Некрасова посвящена теме страдания народа. Эта тема, как утверждает автор в стихотворении “Элегия”, будет всегда актуальна. Он понимает, что вопрос о восстановлении социальной справедливости будут перед собой ставить еще многие поколения и что пока народ “влачится в нищете”, единственным спутником, поддержкой, вдохновителем будет Муза. Свою поэзию Некрасов посвящает народу. Он утверждает мысль, что победа достается народу только в том случае, если каждый пойдет в бой.

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба.
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье.

Этими строками автор призывает к борьбе за свободу и счастье. Но к 1861 году вопрос о свободе крестьян уже был решен. После реформы об отмене крепостного права считалось, что жизнь крестьян пошла по пути процветания и свободы. Некрасов же видит другую сторону этого аспекта, он ставит вопрос так: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” Это заставляет нас задуматься, настоящую ли свободу обрел народ?
В стихотворении “Элегия”, написанном в конце жизни, Некрасов как бы подводит итоги своих рассуждений на тему назначения поэта и поэзии. Основное место в своей поэзии Некрасов отводит описанию жизни народа, его нелегкой судьбы. Он пишет:

Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил и сердцем я спокоен.

Но все-таки автора угнетает мысль о том, что народ не откликнулся на его голос, остался глух к его призывам:

Но тот, о ком пою в вершине тишины,
Кому посвящены мечтания поэта, —
Увы! не внемлет он и не дает ответа.

Его беспокоит это обстоятельство, и поэтому он ставит перед собой задачу: стать “обличителем толпы”, “ее страстей и заблуждений”. Он готов пройти сложный тернистый путь, но выполнить свою миссию поэта. Об этом Некрасов пишет в своем стихотворении “Блажен незлобивый поэт. ” В нем он стыдит лириков, которые остаются в стороне от самых “больных”, самых актуальных и неоднозначных проблем крестьянства. Он высмеивает их отрешенность от реального мира, их витание в облаках, когда на земле творятся такие беды: дети вынуждены просить милостыню, женщины брать на себя непосильную ношу кормильца семьи и работать от зари до зари.
Автор утверждает, что в любые, даже самые тяжелые времена поэт не волен обходить стороной то, что больше всего волнует русский народ. Настоящий поэт, по мнению Некрасова,

. Уста вооружив сатирой, проходит свой тернистый путь
С своей карающею лирой.
Именно такого поэта будут помнить всегда, хотя и поздно поймут, как много сделал он.
Стихотворения на тему назначения поэта и поэзии занимают важное место в лирике Некрасова. Они еще раз подтверждают его безграничную преданность русскому народу, любовь к нему, восхищение его терпеливостью и трудолюбием и в то же время боль, которую испытывает автор, видя его бездействие, смирение со своей жестокой судьбой. Все его творчество — это попытка “разбудить” дух народа, заставить его понять, насколько важна и хороша свобода, и что только с ней жизнь крестьян может стать по-настоящему счастливой.

15488 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Разное / «Я лиру посвятил народу своему»

Смотрите также по разным произведениям Некрасова:

Анализ стихотворения Некрасова «Родина»

Некрасова всегда считали певцом свободы. Он не раз это доказывал своими произведениями. Уже ставшая классикой поэма «Кому на Руси жить хорошо» раскрывает темы социального неравенства, но откуда у самого поэта взялось стремление к справедливости и желание обличать жестокость и невежество. Корни этих чувств родом из детства. Свое отношение к родному поместью описывает Некрасов в стихотворении «Родина».

Уютного дворянского гнезда в детстве Некрасова не было. Отец его был тираном, которого боялись не только крепостные, но и собственные

Автор пытается показать, что все дворянско-помещичье сословие живет точно так же. Маленький мальчик не мог противостоять среде, поэтому это укрепило его характер и закалило в стремлении вырваться из порочного круга.

Тема сломленной и порабощенной родины проходит красной нитью через все стихотворение. Многие исследователи считают, что это ностальгическая элегия. Стихотворение состоит из шести строф, в каждой из которых разное количество строк. Использует поэт классический шестистопный

Некрасов вспоминает своего отца, грозно помещика, погрязшего в бесплодной жизни и чванстве, мать и сестру безвременно ушедших, пронесших на своих плечах все тяготы жизни с тираном. Автор со стыдом признается:

Но, ненависть в душе постыдно притая,
Где иногда бывал помещиком и я…
Некрасов считает большим грехом владение другими людьми.

В стихотворение большое число художественных тропов. Метафоры: рой рабов, отлетел покой, опутав жизнь. Эпитеты: строгая улыбка, тяжелый час, вредная доброта. Все произведение весьма гиперболично, явно преувеличен образ отца, мрачность дома.

В стихотворении дворянское гнездо представлено дисгармоничным, в нем нет места милосердию и улыбке судьбы. Особо Некрасов выделяет образ няни. В первых строках она напоминает образ созданный Пушкиным: заботливая, готовая выслушать и прийти на помощь. Но позже автор говорит о ее бессмысленной и вредной доброте.

Некрасов не оставляет своей «родине» ни капли человечности и милосердия. Для поэта образ родного дома воплотил в себе все то, что он категорически не принимал в своей жизни. Поэтому последние строфы наполнены злорадством и сарказмом: ведь он увидел отчий дом разоренным и запущенным.

Стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия»

Восприятие, истолкование, оценка

Когда берёшь в руки незнакомое литературное произведение, первым делом обращаешь внимание на название. Что такое «Элегия»? Почему Николай Алексеевич Некрасов назвал своё творение именно так?

В «Словаре литературоведческих терминов» можно прочитать следующее: “Элегия — жанровая форма лирики. Темы элегии многообразны: патриотизм, идеалы гражданской и воинской доблести, радость и горе любви. В новой европейской литературе элегия теряет чёткость формы, но приобретает определённость содержания, становясь выражением преимущественно философских размышлений, грустных раздумий, скорби”.

Именно последнее нашло яркое отражение и в «Элегии» (1874) Некрасова. Тема скорбных размышлений о страданиях народа, тема повсеместного угнетения крепостных — важнейшее направление в творчестве Некрасова.

Теперь давайте проанализируем содержание «Элегии», и тогда не останется вопросов об обоснованности выбранного названия.

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая — “страдания народа”
И что поэзия забыть её должна, —
Не верьте, юноши! не стареет она.

Стихотворение написано спустя тринадцать лет после реформ 1861 года. Народ “освобождён”, у него “есть земля”, он “счастлив”. О каких “страданиях народа” может идти речь?! Это уже пережитки прошлого. Но такое утверждение в корне неверно. И Некрасов это понимает, он “напоминает, что бедствует народ”, он осознаёт значимость проблемы. Наше внимание привлекает устаревшая форма ударения в слове “стареет”, которая была характерна для русской литературы XIX века (вспомните хотя бы высказывание Чацкого: “Что старее, то хуже”). При прочтении волей-неволей обращаешь внимание и на само слово, и на всё предложение, которое выражает одну из основных мыслей всего стихотворения.

Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам, —
невольно вспоминаешь «Деревню» А.С. Пушкина:
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам.

Этим сходством Некрасов как бы соглашается с тезисом, “что тема старая — «страдания народа»”, но в то же время он показывает, что по прошествии пятидесяти пяти лет никаких существенных изменений в обществе не произошло, и подчёркивает, что тема не потеряла своей актуальности.

Примечательно сравнение народа со стадами. Что такое стадо? Как объяснить это понятие применительно к людям? Это большая масса людей, которая не способна думать, она повинуется только “пастухам”. На роль “пастуха” могла бы претендовать дворянская интеллигенция, но она, подобно народу, не особо задумывается об этом и о жизни в целом, живёт по правилам, установленным не ею, и не может (или не хочет) вследствие своей слабости принимать какие-то кардинальные решения. Отсюда сравнение с толпой.

Но вернёмся опять к народу. Без пастуха стадо — это “амёбоподобная” масса людей, неспособных на принятие самостоятельных решений, повинующихся воздействию каких-то внешних, не зависящих от неё факторов, но готовая с ними “уживаться”. Это же определение применимо к крепостным, права которых повсеместно ущемляют, превращая их в рабов. Но крепостные полагают, что так и надо, они и не думают о свободе, считая, что ничего менять не надо — так есть, значит, так и должно быть. Зачем думать, когда за тебя всё уже решил “добрый” барин.

Размышляя на эту тему, вспоминаешь стихотворение Пушкина «Свободы сеятель пустынный. »:

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.

Народу можно посвятить свою лиру, свои мысли, стремления, жизнь. но он останется глух, подобно стаду.

«Элегия» обращена к неким юношам, но кто эти юноши? Вспомним «Железную дорогу» Некрасова, маленького Ваню, который узнал горькую правду о строительстве первой в России Николаевской железной дороги. Тогда, в 1864 году, лирический герой Некрасова пытался донести правду до мальчика, у которого ещё вся жизнь впереди, в надежде, что он, представитель нового поколения, облегчит участь крепостных, избавит народ от страданий. Спустя десять лет, в 1874 году, лирический герой Некрасова снова пытается сделать то же самое. “А причём тут Ваня? — спросите вы. — Стихотворение обращено к «юношам», сам же об этом писал”. Вопрос вполне уместен. В сущности, “юноши” представляют собой того же Ваню, только повзрослевшего на десять лет, и его ровесников. Но почему те же мысли обращены к “одному и тому же человеку”? Ведь прошло столько времени, народ “свободен”, зачем повторяться, это ведь уже не в моде? Можно, не можно, но именно это Некрасов и пытается дать понять подрастающему поколению:

“Довольно ликовать в наивном увлеченье, —
Шепнула Муза мне: — Пора идти вперёд:
Народ освобождён, но счастлив ли народ. ”

Лирический герой Некрасова упорно ищет ответ на вопрос:

Свобода, наконец, внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев.

Он бродит по нивам, поглощённый думами о народном счастье. Он, подобно Гоголю в «Мёртвых душах», задаётся вопросом: “А куда мчится Русь теперь?” Но не даёт Она ответа. То же самое можно отнести к “предмету воспевания” Некрасова:

И песнь моя громка. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлёт свои отзывы,
И лес откликнулся. Природа внемлет мне.

Здесь Некрасов неслучайно использует метафору и олицетворение. Поэт как бы оживляет природу: долы, нивы понимают песнь лирического героя; “эхо дальних гор” даже отзывается на неё, по-видимому, пытаясь вступить в “обсуждение” песни; лес вообще откликнулся. природа внемлет лирическому герою. Всё замечательно: если природа “откликнулась”, то люди и подавно должны понять героя, но следующие строчки неожиданны для лирического героя, автора, читателя:

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта, —
Увы! не внемлет он — и не даёт ответа.

На этом ярком контрасте Некрасов показывает, насколько трудно помочь народу, когда тот, кому “посвящены мечтания поэта”, остаётся пассивен и инертен по отношению к “народным заступникам”. Увы, так уж исторически сложилось на Руси.

В конце своей жизни Пушкин написал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ». В этом произведении он подвёл итоги своей творческой деятельности, он оценил себя, как поэта, осознал свою миссию:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

«Элегию» Некрасов тоже написал в конце своей жизни и тоже подвёл итоги своему творчеству, тоже оценил себя, как поэта:

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен.

Особенно хочется сказать и о композиции стихотворения. Начало «Элегии» очень полемично. Это ответ Некрасова на высказывание литературного критика О.Ф. Миллера, который считал, что “непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков” уже поэтом “исчерпано” и что он “стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему”. Остальная же часть стихотворения завязана вокруг этого ответа и частично дополняет первоначальные суждения, адресованные О.Ф. Миллеру.

Итак, подведём итоги. «Элегия» — своеобразное зеркало творчества Некрасова. Здесь есть всё: и тема бедственного положения народа, и тема служения народу, и взгляд поэта на современную действительность. недаром в строках своего письма А.Н. Еракову поэт пишет: “Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу. ”

«Элегия» — замечательнейший пример гражданской лирики Некрасова. Основной идеей данного стихотворения является доказательство того, что народ страдал и всё ещё страдает, несмотря на реформы. Также очень важно для Некрасова донести свои мысли о необходимости каких-то перемен в положении народа до молодёжи, на которую вся надежда у поэта. Поэт сделал, что мог, теперь черёд “Вани с ровесниками”.

Кирилл КРАЙНЕВ,
10-й класс, школа № 919, Москва
(учитель — И.О. Учамбрина)

«Свобода» Н. Некрасов

Родина мать! по равнинам твоим
Я не езжал еще с чувством таким!

Вижу дитя на руках у родимой,
Сердце волнуется думой любимой:

В добрую пору дитя родилось,
Милостив бог! не узнаешь ты слез!

С детства никем не запуган, свободен,
Выберешь дело, к которому годен;

Хочешь — останешься век мужиком,
Сможешь — под небо взовьешься орлом!

В этих фантазиях много ошибок:
Ум человеческий тонок и гибок,

Знаю, на место сетей крепостных
Люди придумали много иных,

Так. но распутать их легче народу.
Муза! с надеждой приветствуй свободу!

Анализ стихотворения Некрасова «Свобода»

В 1861 году произошло важнейшее событие в российской истории — император Александр II дал старт крестьянской реформе, отменившей многовековое крепостное право. У людей образованных восторги от случившихся изменений довольно быстро сменились разочарованием. По мнению многих представителей либеральной интеллигенции, положение крестьян не сильно улучшилось, а в некоторых случаях стало только хуже. Простой народ тоже был реформами не удовлетворен. Крестьяне считали, что им дали не «настоящую волю». Винили они в этом не царя-батюшку, а дворян и чиновничество.

Некрасов, как литератор, в своем творчестве основное внимание уделяющий социальным и политическим темам, не мог остаться в стороне от освещения упразднения крепостного права на территории Российской империи. Одно из стихотворений-откликов на это явление — «Свобода». Его первая публикация относится к 1869 году, хотя написано оно точно лет на восемь раньше. По свидетельствам современников, Николай Алексеевич выступал с резкой критикой Манифеста от 19 февраля 1861-го. В произведении нашли отражения его собственные наблюдения за деревенской жизнью после реформ. Лирический герой стихотворения сначала с радостным чувством едет по равнинам любимой страны. Он счастлив, видя крестьянского ребенка, родившегося свободным. Малышу открыты все пути и дороги. У него есть возможность остаться простым мужиком или достичь вершин. Далее следует менее восторженная оценка произошедших в стране изменений. К лирическому герою приходит осознание, что «на место сетей крепостных люди придумают много иных». Впрочем, заканчивается стихотворение на позитивной ноте. После реформ народу будет легче распутать эти сети.

Некоторые представители критики 1860-70-х годов упрекали Некрасова в устаревшем взгляде на жизнь. Они искренне не понимали, почему поэт до сих пор пишет об униженных и оскорбленных крестьянах после того, как царь им даровал долгожданную свободу. Эти люди пребывали в восторге от реформ, не осознавая их незавершенность, половинчатый характер. Некрасов же при помощи стихотворений, статей в журнале «Современник», которым он руководил, пытался доказать, что жизнь простого народа далека до идеальной, что они не получили полной свободы, что многие из них попали в еще большую кабалу, что в нравах и поступках немало осталось от дореформенной Российской империи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: