Выставка к юбилею марины цветаевой

Архив новостей и событий феодосийского музея Марины и Анастасии Цветаевых
вернуться к последним новостям

27 сентябрь 2014 — Выставка из фондов Дома-музея М. А. Волошина и феодосийского музея Марины и Анастасии Цветаевых «Последний луч Серебряного века». К 120-летию со дня рождения Анастасии Цветаевой.

Коктебельский период жизни Анастасии Цветаевой представлен в первой витрине

Одна из витрин выставки посвящена изданиям Анастасии Цветаевой позднего периода

Наручные часы, принадлежавшие Анастасии Цветаевой. Передала внучка Анастасии Цветаевой Ольга Трухачева

Наручные часы, принадлежавшие Анастасии Цветаевой. Переданы в дар ее внучкой Ольгой Трухачевой

В 2014 г. исполняется 120 лет со дня рождения известной русской писательницы, сестры Марины Цветаевой Анастасии Ивановны Цветаевой (1894-1993). Без года век заключает жизнь Анастасии Цветаевой. Благодатная и безмятежная пора младенчества – накопления впечатлений, напитавших ум и сердце на годы вперед. Испепеляющие страсти молодости, обернувшиеся вскоре десятилетиями суровой аскезы. Метания тела и духа в тюрьмах, лагерях, на этапах и ссылке и наступление зрелости – времени отдачи.

Тесны были связи Анастасии Цветаевой с крымской землей. Впервые она побывала в Крыму в 1905 году вместе со своими родителями и сестрой Мариной после трех лет пребывания за границей из-за болезни матери Марии Александровны. Поездом они доезжают до Севастополя, живут несколько дней в гостинице. Дальше – путь в Ялту. В Ялте Цветаевы остановились на даче врача и писателя С. Я. Елпатьевского. Здесь игры с маленьким Максом Пешковым – сыном Максима Горького – и впечатления от Екатерины Павловны Пешковой – первой жены писателя, дружба с которой не угасла и во все последующие годы. При отъезде из Ялты в 1906 году Екатерина Павловна написала Асе на память: «Лишь тот достоин жизни, кто ежедневно ее завоевывает!»

Спустя пять лет, уже взрослой шестнадцатилетней девушкой Анастасия Цветаева вместе с Мариной снова в Крыму, на этот раз в Коктебеле по приглашению Максимилиана Александровича Волошина. В Коктебеле складывался особый мир: единения с природой, дружеского веселья, свободы, непринуждённости. Было много шуток, «розыгрышей», мистификаций, душой которых бывал сам Волошин. Купанье, собиранье знаменитых карадагских камешков, горные прогулки, поездки в Старый Крым или Феодосию, шумные общие трапезы и чаепития за большим некрашеным столом на волошинской террасе, – всё оборачивалось праздником. Но праздности не было. В Коктебеле жили напряжённо и весело. Каждый занимался своим делом. Днями работали, художники уходили на этюды; другие уединялись в горах, на море или в комнатах, писали… И сама земля, и Волошин, щедро раздававший свой опыт, и вся коктебельская молодёжь, одержимая страстью к искусству, создавали ту атмосферу, о которой Марина Цветаева написала от своего и Осипа Мандельштама имени: «Коктебель для всех, кто в нём жил – вторая родина, для многих – месторождение духа».

Максимилиан Волошин считал, что однажды сделанное добро непременно возвратится в том или ином виде к дарителю, пройдя через годы и длинную цепочку теплых человеческих рук. Так верил он в «круговую поруку добра – отдавай и вернется сторицею». Анастасия Цветаева до конца своих дней пронесла этот завет – веру в действенную силу добра.

С Коктебелем связана и трагическая страница в судьбе Анастасии Цветаевой. В июле 1917 года умер от дизентерии ее младший сын Алеша. Он был похоронен на Коктебельском кладбище недалеко от могилы матери Волошина, Елены Оттобальдовны. Смерть Алеши осталась незаживающей раной на всю жизнь Анастасии Цветаевой.

После реабилитации в 1959 году одним из первых ее желаний было вернуть крымские связи. Анастасия Ивановна написала в Коктебель Марии Степановне Волошиной. В ответ, в январе 1962 года, она получила обрадованное письмо: «Может быть, приедешь хотя бы недельки на две для начала. Правда, Ася. Один конец дороги я тебе оплачу, а у меня будешь гостить сколько сможешь». Так Анастасия Ивановна Цветаева вновь встретилась со столь дорогой ей крымской землей и потом почти ежегодно повторяла эти встречи.

В последний раз Анастасия Цветаева побывала в Коктебеле в ноябре 1988 года: именно там режиссёр Дмитрий Демин снимал кадры для документального фильма «Гибель Марины Цветаевой». В Доме-музее М. А. Волошина, на съемках фильма, А. И. Цветаева рассказывала о прошлом перед камерой. Эта поездка стала темой ее очерка «Зимний старческий Коктебель», в котором она описала свои встречи с бардом Оксаной Бузук, поэтессой, художницей Ириной Махониной и др.

В Коктебеле Анастасия Цветаева часто встречалась с Софьей Григорьевной Басаргиной. В 1972 году в день именин Софьи Анастасия Ивановна собственноручно изготовила и подарила рукописную книгу ранних стихов Марины Цветаевой (1912-1916 годов), а через год в 1973 году еще одну книгу со стихами самой Анастасии Цветаевой. Эти ценные реликвии, переданные в дар феодосийскому музею Марины и Анастасии Цветаевых дочерью Софьи Григорьевны Аллой Борисовной Басаргиной, сейчас представлены на действующей выставке.

Также из фондов музея М. и А. Цветаевых на выставке можно увидеть скульптурный портрет Анастасии Цветаевой работы Нины Вельминой, редкие книги и фотографии Анастасии Цветаевой, мемориальные вещи писательницы: записную книжку, наручные часы, перочинный нож, наперсток, игрушки «Дед Мороз» и «Снегурочка», колокольчик, брошь, альбом художественных работ Анастасии Цветаевой «Всех цветов палитры…», выпущенный специально к юбилею писательницы и др. Все мемориальные вещи, а также альбом были переданы в музей внучкой Анастасии Цветаевой Ольгой Трухачевой.

Уникальные экспонаты из своих фондов также представил Дом-музей М. А. Волошина в Коктебеле. Прежде всего, это книги с дарственными надписями Анастасии Цветаевой (в том числе, и знаменитые «Королевские размышления»), письма Цветаевой к вдове Максимилиана Волошина, Марии Степановне Волошиной, фотографии феодосийского окружения Цветаевых: Константина Богаевского, Николая Хрустачева, редкие коктебельские фотографии и др. Выставка продлится до 27 октября 2014 г. Текст новости: научный сотрудник музея М. и А. Цветаевых Марина Федоренко.

Экскурсия по залам музея Уголки цветаевского Крыма Гости цветаевского дома
—Феодосия Цветаевых
—Коктебельские вечера
—Гостиная Цветаевых
—Марина Цветаева
—Анастасия Цветаева
— «Я жила на Бульварной» (АЦ)
—Дом-музей М. и А. Цветаевых
—Феодосия Марины Цветаевой
—Крым в судьбе М. Цветаевой
—Максимилиан Волошин
—Василий Дембовецкий
— —Константин Богаевский
—Литературная гостиная
—Гостевая книга музея
Жизнь и творчество сестёр Литературный мир Цветаевых Музей открытых дверей
—Хронология М. Цветаевой
—Хронология А. Цветаевой
—Биография М. Цветаевой
—Биография А. Цветаевой
—Исследования и публикации
—Воспоминания А. Цветаевой
—Документальные фильмы
—Цветаевские фестивали
—Адрес музея и контакты
—Лента новостей музея
—Открытые фонды музея
—Музейная педагогика
—Ссылки на другие музеи

© 2011-2018 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)

Музей Марины и Анастасии Цветаевых входит в структуру Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина»

Выставка к юбилею марины цветаевой

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Дом-музей Марины Цветаевой»

121069, г. Москва,
Борисоглебский пер., д. 6, стр. 1

8 (905) 584 84 90 (организация экскурсий)
8 (495) 695-35-43 (организация мероприятий)

График работы Дома-музея Марины Цветаевой

Вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье – 12.00–19.00

Выходной день – понедельник

Касса прекращает свою работу за 20 мин. до закрытия музея

Санитарный день – последняя пятница месяца

Каждое третье воскресенье месяца вход в музей бесплатный

Стоимость билета
Взрослый: 300 р.
Льготный: 150 р.

Марина Цветаева: Мощь и невесомость

8 октября мы отмечаем 120-ю годовщину со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой, многогранного художника, навеки вписавшего свое имя в историю отечественной культуры.

Среди бесценных духовных сокровищ, которыми Россия так богата, особое место принадлежит женской лирической поэзии. Этот жанр созвучен женской душе. В общей истории отечественной поэзии имя Марины Цветаевой всегда будет занимать особое место. Поэт предельной правды чувства, Цветаева со всей своей непросто сложившейся судьбой, со всей яркостью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию первой половины XX века.

Цветаева Марина Ивановна (1892-1941 гг.) родилась в Москве, в семье И. В. Цветаева, известного учёного, основателя Музея изобразительных искусств. Детские годы Цветаевой прошли в Москве и на даче в Тарусе. Начав образование в Москве, она продолжила его в Лозанне и Фрейбурге. В 16 лет прослушала в Сорбонне краткий курс истории старофранцузской литературы. Писать стихи начала в детстве. Первые сборники «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912) были одобрены в поэтических кругах.

Годы Первой мировой войны, революции и Гражданской войны были временем стремительного творческого взлёта поэтессы. Октябрьскую революцию не приняла, видя в ней «восстание сатанинских сил». Муж Цветаевой С.Я. Эфрон был офицером белой армии.

В послереволюционные годы Цветаева работала над циклом романтических пьес: «Метель», «Фортуна» и др.

В 1922 Цветаева с дочерью Ариадной уехала за границу к мужу, который учился в Пражском университете. Здесь они прожили три года и в 1925 переехали в Париж.

Обострение отношений с эмигрантскими кругами привело к тому, что её перестали печатать. Последний прижизненный сборник стихов «После России», включавший стихотворения, написанные в 1922-1925, вышел в Париже (1928).

Летом 1939 вернулась в СССР. Вскоре муж и дочь были арестованы, сестра Анастасия оказалась в лагере. Цветаева зарабатывал на жизнь поэтическими переводами. С началом войны была эвакуирована с сыном в Елабугу. Измученная, одинокая и безработная поэтесса в 1941 покончила жизнь самоубийством.

Цветаева — поэтесса трагического склада, трагической судьбы, она осталась в истории русской литературы «одиноким духом». Романтический максимализм, обреченность любви, неприятие повседневного бытия — темы ее поэтических сборников «Версты», «Ремесло», «После России», поэм «Поэма Горы», «Поэма Конца». Писала эссеистскую прозу — «Мой Пушкин», воспоминания об А. Белом, В. Брюсове, М. Волошине, Б. Пастернаке и др.

Творчество Марины Цветаевой — выдающееся и самобытное явление, как культуры серебряного века, так и всей истории русской литературы. Она принесла в русскую поэзию небывалую дотоле глубину и выразительность лиризма. Благодаря ей русская поэзия получила новое направление в самораскрытии женской души с ее трагическими противоречиями.

Книжная выставка «Марина Цветаева: мощь и невесомость», оформленная в отделе естественно-гуманитарной литературы, знакомит с интересными фактами жизни и творчества яркого и значительного поэта первой половины XX века. На выставке представлены сборники стихотворений поэтессы: «Пленный дух», «Конец Казановы», «Театр», «За всех – против всех!» и автобиографическая проза – взволнованный монолог, передающий неповторимый колорит эпохи. Сила ее стихов — не в зрительных образах, а в завораживающем потоке все время меняющихся, гибких, вовлекающих в себя ритмов. То торжественно-приподнятые, то разговорно-бытовые, то песенно-распевные, то задорно-лукавые, иронически-насмешливые, они в своем интонационном богатстве мастерски передают переливы гибкой, выразительной, емкой и меткой русской речи.

О чем бы ни писала Марина Цветаева — об отвлеченном или глубоко личном,— ее стихи всегда вызваны к жизни реально существующими обстоятельствами, подлинным внутренним велением. Правда чувства и честность слова — вот для нее высший завет искусства.

Выставка рассчитана на самый широкий круг читателей.

Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала — тоже!
Прохожий, остановись!

Прочти — слепоты куриной
И маков набрав букет, —
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь — могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед, —
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
— И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.

Марина Цветаева
3 мая 1913
Коктебель

Выставка картин «Портрет современника» в Доме-музее Марины Цветаевой

К 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова.

16 сентября 2014 года в 17.30 в Доме-музее Марины Цветаевой

состоится открытие выставки работ художников ТСПХ

Выставка художников ТСПХ «Портрет современника – идешь, на меня похожий…» продолжает цикл многочисленных выставок-конкурсов, посвященных юбилею Михаила Юрьевича Лермонтова. Художники, чьи работы представлены на выставке, по-своему интерпретируют прошлое и современность, пытаясь представить себя на месте поэта. Романтизм, традиции которого закладывались во времена Лермонтова, оказал огромное влияние на российскую культуру и возникает ощущение некой параллели с творчеством, судьбой и временем Марины Цветаевой. Два великих поэта – Лермонтов и Цветаева – разделены веком и объединены вечностью.

«Пророк» юного поэта и трагически-пророческие стихи Марины – мостик меж временами и судьбами.

Мы пьем из чаши бытия

С закрытыми очами,

Златые омочив края

Своими же слезами, –

эти строки из стихотворения «Чаша жизни», написанного 17-летним Михаилом Лермонтовым в 1831 году, и сейчас звучат вполне современно. Мы все со-временники, со-участники, мы все живем в «интересное время» и искания, метания тех лет не чужды и нам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: