Выразительное чтение басен Ивана Крылова на примере «Волк и Ягненок»

Выразительное чтение басен, это, скорее, не выразительное чтение, а выразительное рассказывание. Как свидетельствуют современники И. Крылова, он читал свои басни таким тоном, в такой простодушной и естественной манере, которая его чтение можно было воспринять за продолжение житейского разговора. Т.е. в основе чтения басни лежит принцип живого и естественного сказа, который включает в себя такое же живое и естественное воспроизведения реплик персонажей. При этом нужно помнить, что живой язык богатый оттенками, а потому чтец должен передать не только основное содержание басни, но и все разнообразие ее логического и эмоционального наполнения.

Авторский текст, который передует развитию событий, читается информативным тоном, который подготавливает к восприятию основных событий. Но не всегда все слова автора треба читать «нейтральным» тоном. Например, авторские комментарии к отрицательным поступкам героев треба читать с иронией, будто «присвоив» авторский текст, подать его как «свою» рассказ о реальных событиях и их участниках. Особого мастерства требует чтения реплик. Даже каждое действующее лицо басни воплощает в себе определенный тип людей. Здесь уже понадобится развитое воображение чтеца об индивидуальных особенностях характера персонажа, манеру его поведения, а также умение менять высоту голоса, его силу, темп. Но чтецу не следует весьма захватываться «перевоплощением» у героев басни — животных, ведь основное направление произведения — это раскрытие недостатков людей, которое автор осуществляет через аллегорию и элементы комизма.

Мораль басни проговаривает медленнее, поучительно, в виде раздумывания. Это или напоминание известной истины, или совет мудрого человека, или ироническая критика какого-то поступка. Перед моралью и после нее треба обязательно сделать психологические паузы, чтобы привлечь внимание слушателей к тому выводу, который воплощен автором в морали.

Следующим этапом в подготовке к выразительного чтению басни будет прослушивание чтения этого произведения учителем или мастером художественного чтения (со школьной фонохрестоматии). Предполагается, что на урок выразительного чтения ученики должны знать басню наизусть. Но учителю треба еще раз сосредоточить внимание школьников на наиболее сложных моментах в чтении этого произведения.

ВОЛК И ЯГНЕНОК

Смотреть и слушать басню И.А. Крылова «ВОЛК И ЯГНЕНОК»

Канал «РАЗУМНИКИ» в YouTube

Читать басню И.А. Крылова «ВОЛК И ЯГНЕНОК»

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». —
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». —
«Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!» —
«Помилуй, мне еще и от роду нет году», —
Ягненок говорит. «Так это был твой брат». —
«Нет братьев у меня». — «Так это кум иль сват,
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И, если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Сказал — ив темный лес Ягненка поволок.

Обработка басни Лафонтена под тем же названием. Сюжет восходит к басням Эзопа и Федра, а также к апологу Гесиода о копчике и соловье. До Крылова тот же сюжет обработали Тредиаковский, Сумароков, Державин.

Волк и Ягненок

Инсценировка Олеси Емельяновой

Продолжительность спектакля: 3 минуты; количество актеров: от 1 до 4.

Волк
Ягненок
Бабочка
Рассказчик

На первом плане слева и справа – кусты-кулисы. Между ними по краю грядки – ручей с пологим бережком. На втором плане – луг и лес вдалеке.

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться

Из-за левой кулисы под музыку вылетает Бабочка, а вслед за ней скачет Ягненок. Они весело играют и резвятся на лугу. Через некоторое время Бабочка улетает, а Ягненок наклоняется к ручью.

И надобно ж такой беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Из-за правой кулисы выглядывает Волк. Для пущего эффекта его появление можно сопроводить тревожным музыкальным аккордом.

Рассказчик (с тревогой в голосе)

Ягненка видит он, на д о ́бычу стремится;
Но делу дать законный хочет толк.

Волк выходит из-за кустов и приближается к Ягненку. Ягненок испуганно пятится.

Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Моё
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву!

Ягненок (дрожащим голоском)

Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу.

По твоему я лгу?
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь вот так же нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!

Помилуйте, мне от роду нет году!

Так это был твой брат!

Ягненок (мотая головой)

Нет братьев у меня!

Так значит кум иль сват
Ну, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи!

Ягненок (чуть не плача)

Да в чем я виноват?

Молчи! Устал я слушать,
Досуг мне разбирать вин ы ́ твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!

Волк с рычанием бросается на Ягненка и утаскивает его за кулису.

Сказал и в темный лес Ягненка уволок.
Вот так и люди многие заранье,
С корысти собираясь зло чинить,
Дурным поступкам ищут оправданья,
Чтоб после жертву – не себя винить.

© Автор басни. Иван Андреевич Крылов. 1808 г.

© Автор инсценировки. Олеся Емельянова. 2004 г.

Инсценировки басен. Большой сборник инсценировок классических и современных басен для детского театра по произведениям Эзопа, Руми, И.А.Крылова, А.С.Пушкина, О.В.Емельяновой.

Басни. Современные поучительные басни про людей и животных.

Детские стихи. Стихи, потешки, игры, задачки и загадки в стихах для детей.

Пьесы и сценарии Олеси Емельяновой для кукольного театра

Басни Крылова и их аллегорический смысл

Благодаря своим комедийным, лирическим и сатирическим произведениям, Иван Андреевич Крылов занял почетное место среди великих литераторов 18- 19 века. Но славу «народного мудреца» писатель заслужил исключительно благодаря своим знаменитым басням.

Крылов обладал уникальной способностью, будучи представителем дворянства, смотреть на события, происходящие в государстве, в том числе и на феодально–крепостнический строй, глазами простого народа. Его сатира беспощадна к алчным личностям, необразованным людям, угнетающих низшие слои населения.

«Ворона и лисица»

В басне «Ворона и лисица» Крылов уличает такой порок человечества как лесть. Неразумная ворона, которая раздобыла ля себя кусок сыра, не устояла перед одами в свой адрес, сочиненными хитрой лисицей. Для того чтобы согласиться с мнением лисы о собственной неотразимости, ворона раскрыла рот — кусок сыра упал прямо в лапы хитрого зверя.

Автор учит нас не верить лестным словам, которые могут оказаться простым обманом неприятеля. Крылов сатирически высмеивает самовлюбленных людей, которыми легко манипулировать при помощи похвалы и лести.

«Кукушка и петух»

Еще один порок – лицемерие, попал под сатирический прицел Крылова в басне «Кукушка и петух». Петух начал хвалить кукушку за ее райское пение, подчеркивая, что никогда в жизни не слышал более красивого голоса птицы. Кукушка не замедлила с ответом и также похвалила петуха, говоря ему о том, что он поет лучше, нежели райские птицы.

Эту картину наблюдал соловей – птица, которая действительно красиво поет. Набравшись смелости, соловей заявил, что у них обоих ужасные голоса, а хвалят они друг друга безосновательно. Действительно, лицемерие часто присуще людям. Без должной искренности мы начинаем ложно хвалить человека, и получаем в свой адрес такой же набор ответной сладкой и приятной лжи.

«Волк и Ягненок»

Данная басня – это отражение крепостнических отношений в России. Сильные и властные люди (прототипы волка) ищут пути, как получить выгоду от простых беззащитных крестьян (прототипы ягненка). В конечном итоге, не найдя логических объяснений будущим противозаконным действиям, угнетатели выставляют главной причиной собственное желание.

«Демьянова уха»

Остро и сатирично в басне «Демьянова уха» автор высмеивает людей, которые, не считаясь с чужими интересами, навязывают другим людям свои идеи. В частности, Крылов имел в виду бездарных писателей, уверенных в своей гениальности, которые заставляют других людей хвалить собственные произведения, тем самым убеждаясь в своих творческих способностях.

«Петух и жемчужное зерно»

В басне «Петух и жемчужное зерно» автор критикует глупых людей, мещанство, которые не замечают истинных ценностей жизни, гоняться только за земными благами. Многие люди, не понимая смысл и ценность вещей, сразу отправляют их в разряд пустых и ненужных. Крылов ударяет сатирой по человеческому невежеству и ограниченности, заставляя читателя задуматься о том, не присущи ли ему подобные качества.

«Тришкин кафтан»

В своем произведении, Крылов поднимает весьма актуальный для своего вопрос обедневших помещиков. Чтобы раскрыть смысл басни обратимся к истории. В период, предшествующий воне 1812 года, многие помещики обеднели из-за того, что привыкли жить на «широкую ногу».

Чтобы не ограничивать себя в возможности веселиться и гулять, они начали массово закладывать в залог свои поместья, чтобы получить кредитные средства. Прогуливая все деньги, помещики не могли выплатить необходимые проценты и лишались своих имений. Именно такие расточительные дворяне и стали прототипам Тришки, который чинил свой кафтан неразумно, и в итоге остался вовсе без него.

Аллегорический смысл басни

Прототипами большинства басней Крылова служили реальные исторические личности, включая правящих монархов. Аллегория басен позволяет сохранить конфиденциальность, но прямо дать намек на то, о каком именно человеке идет речь. Аллегория людей и животных позволяет придать личностям свойства, характерные для зверей: хитрость лисы, самовлюбленность петуха, хищность волка.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Рассказ, новелла и повесть как эпические жанры: роль художественной детали
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspСалтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: