Выпуск 2

Выпуск 2

27 февраля 1999 года
14.15 и 21.15

Романс «Зимняя дорога» — один из наиболее популярных, и по сей день часто исполняемых на концертной эстраде романсов на стихи Пушкина.

В отечественной грамзаписи это произведение представлено во многих исполнениях. Но, пожалуй, самой редкой записью является пластинка 1939 года певицы Марины Черкасовой – солистки знаменитого в ту пору цыганского хора Егора Полякова, актрисы единственного в мире цыганского театры «Ромэн».

Известно немного записей Марины Черкасовой. И среди них романс на стихотворение Александра Сергеевича Пушкина 1826 года «Зимняя дорога».

Фонограмма из частной аудиоколлекции

Тексты других выпусков радиопередачи
«200 лучших записей на стихи Александра Сергеевича Пушкина»:

Я вас любил. Александр Алябьев

О проекте Я вас любил. Александр Алябьев

Документальный фильм (Россия, 2010).
Режиссер Вера Федорова.

Фильм о русском композиторе Александре Алябьеве, авторе музыкальных шедевров популярных до сих пор. Он написал один из самых пронзительных романсов в истории отечественной музыки «Соловей» на стихи А. Дельвига, романсы «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи А. Пушкина, и «Вечерний звон» на стихи И. Козлова. На долю композитора выпало многое — и война 1812 года, куда он пошел добровольцем, и карточная игра, несправедливый суд, ссылка, счастливая встреча, семейное счастье и непрекращающееся творчество. Обо всех перипетиях судьбы великого композитора расскажет этот фильм.

В фильме приняли участие: Е. Даниленко — заведующая «Дома А. Алябьева»; В. Силовьев — настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове; И. Голубева — куратор выставки «Жизнь и творчество А. Алябьева».

Передачи

На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Романс на стихи пушкина зимняя дорога

Расцвет романса как жанра начался во второй половине XVIII в. Особенно популярным жанр становится во Франции, России и Германии.

О жанре романса подробнее можно прочитать на нашем сайте: http://www.classic-musik.com/raznoe/44-zhanr-romansa/

Авторами романсов были многие европейские композиторы: Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс, Х. Вольф, Г. Берлиоз, Ж. Бизе, Ж. Массне, Ш. Гуно и др.

К XIX веку складываются уже национальные школы романса: австрийская и немецкая, французская и русская. В это время становится популярным объединять романсы в вокальные циклы: Ф. Шуберт «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» на стихи В. Мюллера, являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «К далёкой возлюбленной». Известен также сборник Ф. Шуберта «Лебединая песня», многие романсы из которого приобрели всемирную известность.

В русской художественной культуре романс представляет собой явление уникальное, т.к. он стал национальным музыкальным жанром по сути сразу после проникновения в Россию из стран Западной Европы в середине XVIII в. Причём он ассимилировался на нашей национальной почве из западноевропейской арии и русской лирической песни, вобрав в себя всё лучшее этих жанров.

Важный вклад в развитие русского романса внесли композиторы А. Алябьев, А. Гурилёв и А. Варламов.

Александр Александрович Алябьев (1787-1851)

А. Алябьев является автором около 200 романсов, самый известный из них — «Соловей» на стихи А. Дельвига.

А . Алябьев родился в г. Тобольске в дворянской семье. Принимал участие в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах русской армии в 1813-14 гг. Участвовал во взятии Дрездена, организованном партизаном и поэтом Денисом Давыдовым. При взятии Дрездена был ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом, боях на Рейне и взятии Парижа. Имеет награды. В чине подполковника вышел в отставку с мундиром и полным пенсионом. Проживал в Москве и Петербурге. Музыка была его увлечением. Он интересовался музыкой народов России, записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни. Кроме всемирно известного «Соловья», лучшими произведениями Алябьева можно назвать романсы на стихи Пушкина «Два ворона», «Зимняя дорога», «Певец», а также «Вечерний звон» (стихи И. Козлова), «Дубрава шумит» (стихи В. Жуковского), «Жаль мне и грустно» (стихи И. Аксакова), «Кудри» (стихи А. Дельвига), «Нищая» (стихи Беранже), «Пахитос» (стихи И. Мятлева).

Александр Львович Гурилёв 1803-1858)

Родился в семье крепостного музыканта графа В. Г. Орлова. Первые уроки музыки получил от отца. Играл в крепостном оркестре и в квартете князя Голицына. Получив вместе с отцом вольную, стал известен как композитор, пианист и педагог. Пишет романсы на стихи А. Кольцова, И. Макарова, которые быстро приобретают популярность.

Наиболее известные романсы Гурилёва: «Однозвучно гремит колокольчик», «Оправдание», «И скучно, и грустно», «Зимний вечер», «Вам не понять моей печали», «Разлука» и другие. Его романс на слова Щербины «После битвы» приобрёл особую популярность во время Крымской войны. Он был переработан и стал народной песней «Раскинулось море широко».

Вокальная лирика была основным жанром его творчества. Романсы А. Гурилёва проникнуты тонким лиризмом и русской народной песенной традицией.

Александр Егорович Варламов (1801-1848)

Происходил из молдавских дворян. Родился в семье мелкого чиновника, отставного поручика. Способности к музыке проявились у него в раннемдетстве: он играл по слуху на скрипке и гитаре. В возрасте десяти лет его отдали в придворную певческую капеллу в Петербурге. Способный мальчик заинтересовал Д. С. Бортнянского – композитора и директора капеллы. Он стал заниматься с ним, о чём Варламов всегда вспоминал с благодарностью.

Варламов работал учителем пения в русско-посольской церкви в Голландии, но вскоре вернулся на родину и с 1829 г. жил в Петербурге, где познакомился с М. И. Глинкой, бывал у него на музыкальных вечерах. Служил помощником капельмейстера московских императорских театров. Выступал и как певец-исполнитель, и постепенно его романсы и песни стали популярными. Самые известные романсы Варламова: «Ах, ты, время-времечко», «Горные вершины», «Тяжело, не стало силы», «Вдоль по улице метелица метёт», «Песня разбойника», «Вверх по Волге», «Белеет парус одинокий».

Алексей Николаевич Верстовский (1799—1862)

А. Верстовский. Гравюра Карла Гампельна

Родился в Тамбовской губернии. Музыкой занимался самостоятельно. Служил инспектором музыки, инспектором репертуара императорских московских театров, управляющим конторой Дирекции императорских московских театров. Писал оперы (большой популярностью пользовалась его опера «Аскольдова могила» по роману М. Загоскина), водевили, а также баллады и романсы. Самые известные его романсы: «Слыхали ль вы за рощей глас ночной», «Старый муж, грозный муж» (на стихи А. С. Пушкина). Создал новый жанр – балладу. Его лучшими балладами считаются «Чёрная шаль» (на стихи А. С. Пушкина), «Бедный певец» и «Ночной смотр» (на стихи В. А. Жуковского), «Три песни скальда» и др.

Михаил Иванович Глинка (1804-1857)

Будущий композитор родился в селе Новоспасском Смоленской губернии, в семье отставного капитана. Музыкой занимался с детства. Учился в Благородном пансионе при Петербургском университете, где его гувернёром был будущий декабрист В. Кюхельбекер. Здесь же он познакомился с А. Пушкиным, с которым дружил до кончины поэта.

После окончания пансиона активно занимается музыкой. Посещает Италию, Германию. В Милане он останавливается на некоторое время и там знакомится с композиторами В. Беллини и Г. Доницетти, совершенствует своё мастерство. В его планах создание русской национальной оперы, тему которой посоветовал ему В. Жуковский – Иван Сусанин. Премьера оперы «Жизнь за царя» состоялась 9 декабря 1836 г. Успех был огромным, опера была с восторгом принята обществом. М.И. Глинка был признан русским национальным композитором. В дальнейшем были другие сочинения, ставшие известными, но мы остановимся на романсах.

Глинка написал более 20 романсов и песен, почти все они известны, но самыми популярными до сих пор остаются «Я здесь, Инезилья», «Сомнение», «Попутная песня», «Признание», «Жаворонок», «Я помню чудное мгновенье» и др. История создания романса «Я помню чудное мгновенье» известна каждому школьнику, мы не будем здесь её повторять, а вот о том, что «Патриотическая песня» М. Глинки в период с 1991 по 2000 г. была официальным гимном Российской Федерации, напомнить можно.

Авторами музыки романсов в XIX в. были многие музыканты: А. Даргомыжский, А. Дюбюк, А. Рубинштейн, Ц. Кюи (он был также автором исследования о русском романсе), П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, П. Булахов, С. Рахманинов, Н. Харито (автор известного романса «Отцвели уж давно хризантемы в саду»).

Традиции русского романса в XX в. продолжили Б. Прозоровский, Н. Метнер. Но самыми известными современными авторами романсов были Г.В. Свиридов и Г.Ф. Пономаренко.

Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998)

Г. Свиридов родился в г. Фатеже Курской области в семье служащих. Рано остался без отца. В детстве очень увлекался сначала литературой, а затем и музыкой. Его первым музыкальным инструментом была балалайка. Учился в музыкальной школе, а затем в музыкальном техникуме. В Ленинградской консерватории был учеником Д. Шостаковича.

Является автором симфоний, концертов, ораторий, кантат, песен и романсов, а также автором музыки к 30 кинофильмам, среди которых «Метель», «Время, вперёл!», «Красная площадь», «Поднятая целина» и др.

Он создал 6 романсов на стихи А. Пушкина, 7 романсов на стихи М. Лермонтова, 13 романсов на стихи А. Блока, романсы на стихи У. Шекспира, Р. Бернса, Ф. Тютчева, С. Есенина.

Григорий Фёдорович Пономаренко (1921-1996)

Родился в Черниговской области (Украина) в крестьянской семье. С 5 лет научился играть на баяне у своего дяди – М.Т. Пономаренко, который не только сам играл, но и изготавливал баяны.

Самостоятельно изучил нотную грамоту, и в 6 лет уже играл на всех поселковых праздниках.

Во время службы участвовал в Ансамбле песни и пляски погранвойск НКВД УССР. После демобилизации был принят баянистом в Оркестр русских народных инструментов имени Н. Осипова. С 1972 г. жил в Краснодарском крае. Им написаны 5 оперетт, духовная хоровая музыка «Всенощное бдение», концерты для баяна с оркестром, квартеты, пьесы для оркестра народных инструментов, оратории для смешанного хора с оркестром, произведения для домры, баяна, музыка к спектаклям драматического театра, к фильмам, множество песен. Особенно известны его романсы на стихи С. Есенина: «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я по первому снегу бреду», «Я покинул родимый дом», «Отговорила роща золотая» и др.

Судьба романса в советское время

После революции 1917 г. романс насильственно был изъят из художественной жизни страны и назван «буржуазным» явлением. Если классические романсы Алябьева, Глинки и др. композиторов ещё звучали на концертах, то бытовой романс полностью был «загнан в подполье». И лишь с начала 60-х годов он постепенно стал возрождаться.

Русскому классическому романсу уже более 300 лет, а концертные залы во время исполнения романсов всегда полны. Проходят международные фестивали романса. Жанр романса продолжает жить и развиваться, радуя своих поклонников.

Урок-конспект по литературе: «А. С. Пушкин. Зимняя дорога» (4 класс)

Тема: А. С. Пушкин. «Зимняя дорога»

Цели:

• Продолжить знакомство учащихся с творчеством А. С. Пушкина;

• формировать навыки анализа лирического текста;

• развивать творческие способности учащихся;

• расширить лексический запас;

• развивать умение работать в группе, индивидуально;

• воспитывать чувство любви к русской поэзии;

• воспитывать чувство любви к родному краю.

Планируемые задачи:

• Уметь находить в стихотворении выразительные средства речи;

• уметь определять тематику, описывать лирического героя;

• развивать навыки выразительного чтения.

Оборудование: портрет А. Пушкина, кроссворд, музыкальная запись П. Чайковского «Времена года. Зима», колокольчики, наборные рисунки, запись романса А. Алябьева «Зимняя дорога», картина Саврасова «Зимняя дорога», лексический словарь.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Решение кроссворда:

1. Кто был хозяином умелого работника Балды?

2. Где бродил кот ученый?

3. Кто кричал Додону: «Царствуй, лежа на боку»?

4. Где родился поэт Пушкин?

5. Как звали няню поэта?

6. Кто сказал о Пушкине: «Ему лиру передаю»?

Чье имя было загадано в кроссворде?

На прошлых уроках мы с вами говорили о жизни и творчестве великого русского поэта А. С. Пушкина. А что еще вы помните о нем?

3. Объявление темы и целей урока

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением А. Пушкина «Зимняя дорога». Но мы знаем, что выразительно прочитать стихотворение очень трудно. Для начала его нужно выучить наизусть. А что еще нужно сделать?

(понять тему стихотворения, точку автора, определить настроение, которое передает произведение, рассмотреть ритм, рифму)

Вот и мы попробуем заглянуть в мастерскую поэта, узнаем, как удается Пушкину передать настроение зимы.

4. Подготовка к восприятию темы

А) Составление кластера

Что вы знаете о зиме? Какие явления природы сопутствуют этому времени года?

Б) Восприятие музыкальной темы

Прежде, чем перейти к чтению, я хочу, чтобы вы прослушали один музыкальный отрывок.

Звучит музыкальная композиция: П. И. Чайковский «Времена года. Зима»

Что вы слышите? Какое время года рисует ваше воображение?

(Зима. Скрип полозьев, свист вьюги, треск льдинок под ногами)

Во времена Пушкина уже существовали автомобили? (Нет)

На чем передвигались люди по зимней дороге? (На санях, запряженных лошадьми)

5. Первичное знакомство с текстом

Закройте глаза и попробуйте мысленно нарисовать картину, которая возникает в вашем воображении.

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Что вам представляется? (картина зимней дроги, бесконечной, длинной)

Какое время года описывает автор? (ночь)

Какое настроение передают лирические строки? (печальное, грустное, одинокое)

Как вы думаете, в каком темпе нужно читать это стихотворение? Почему?

(Картина Саврасова «Зимняя дорога»)

6. Анализ текста

А) Самостоятельное чтение стихотворения

Б) Лексическая работа

Перечислите слова, которые кажутся вам непонятными.

Разъяснение слов с помощью словаря и иллюстраций:

• Тройка борзая – тройка лошадей, запряженная в сани. Тройка бежит быстро, легко, поэтому автор говорит о борзой тройке.

• Колокольчик однозвучный – к конной дуге привязывали колокольчик, который служил сигналом. Тройка лошадей мчится очень быстро, есть вероятность столкновения с людьми. А колокольчик позволял предупредить окружающих о том, что кто-то мчится в тройке.

На столе учителя несколько колокольчиков.

Возьмите один из колокольчиков, позвоните. Какие звуки вы слышите? Как бы звучал этот колокольчик на зимней пустынной дороге?

• Ямщик – тот, кто управляет лошадьми.

• Разгулье – веселое гуляние.

• Версты – старая русская единица измерения расстояния. В одной версте 1066 метров. А «полосаты версты» – потому что каждая верста отмечалась столбиком, раскрашенным в полосы черного и белого цвета.

Прочитайте стихотворение еще раз, обращая внимание на эти слова.

В) Анализ выразительных средств лирического произведения

• Перечислите все глаголы, которые встретились вам в тексте. Учитель записывает слова на доске. (пробирается, льет, бежит, гремит, слышится). Обратите внимание, что большинство глаголов «звуковые». Произнесите про себя эти слова. Что вы слышите? (звуки зимы, шорох, шум, гром) Для чего автор использует их? (Чтобы передать звучание зимней дороги)

• Найдите в первой строфе прилагательные вместе с теми словами, к которым они относятся.

Волнистые туманы – туман, похож на волны, который окутывает землю и небо.

Печальные поляны – поляны тихо светятся в лунном свете. Но стоит ночь, солнышка не видно, а потому природа печалится.

Какое настроение охватывает вас при прочтении этих строк? Зачем Пушкин дважды использует слово «Печальный, печально»?

Вспомните, как называется этот троп? (олицетворение)

• Найдите эпитеты во второй строфе. (Скучная дорога, тройка борзая, колокольчик однозвучный.)

Нарисуйте словесно картину, которая вам представляется. Почему дорога скучная?

Как вы понимаете слово «утомительно»? Подберите к нему синонимы (устало, напряженно).

• Найдите эпитеты в третьей строфе. (разгулье удалое, сердечная тоска)

Подберите синонимы к слову «удалое». (веселое, шумное, разухабистое, задорное)

Меняется ли общее печальное настроение от употребления слова «удалое»? Почему?

• Прочитайте последнюю строфу. Объясните, почему здесь практически нет глаголов? (Автор стремится передать одиночество и тишину, которая охватывает путника)

Для чего Пушкин в последней строфе дважды использует многоточие? (Чтобы передать бесконечность зимней дороги).

Г) Работа над интонационным строем произведения

Задание двум ученикам. Один читает стихотворение медленно, второй – быстро.

Какой темп выбран правильно? Объясните свой ответ.

Послушайте романс А. Алябьева на стихи Пушкина «Зимняя дорога». Обратите внимание на темп музыки, логические ударения.

7. Работа с образами

Учитель использует наборные рисунки и составляет картину по ответам учащихся.

Сейчас мы вслушаемся в музыку стихотворения и попробуем себя в роли художников. Обратите внимание на то, что Пушкин описывает ночь. Какие цвета нам понадобятся?

Учащиеся читают стихотворение, на полотне появляются образы луны, полян, тройки, верстовых столбов, ямщика, колокольчик.

8. Практическая работа в группах

Учащиеся на больших листах создают коллаж на тему стихотворения.

9. Подведение итогов и выставление оценок

10. Домашнее задание

1) Выучить стихотворение наизусть.

2) Нарисовать пейзаж по мотивам стихотворения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: