Выпуск 1

Выпуск 1

27 февраля 1999 года
11.15 и 17.15

Небольшим фрагментом из восьмой главы романа «Евгений Онегин» открываем мы пушкинскую рубрику на волне «Нового Радио».

С сегодняшнего дня и по шестое июня ежедневно в нашем эфире будут звучать как самые известные произведения Пушкина – стихи, романсы, песни, написанные на произведения поэта, так и уникальные, полузабытые грамзаписи пушкинских творений, охватывающие период с начала нашего века и по девяностые годы и отражающие все страницы творческой биографии Пушкина.

А эпиграфом к радиоциклу, состоящему из двухсот выпусков, по праву можно взять фрагмент восьмой главы «Евгения Онегина» — вот эти автобиографические строки Александра Сергеевича Пушкина: «В те дни, когда в садах лицея. ».

Читает актёр Михаил Козаков.

Фонограмма из фонда
Отдела искусств Краснодарской краевой
юношеской библиотеки (КЮБ 1757-58)

Тексты других выпусков радиопередачи
«200 лучших записей на стихи Александра Сергеевича Пушкина»:

Изучение поэмы А. С. Пушкина «Полтава» – Часть 3

Урок II. «И грянул бой, Полтавский бой!»

Словесные портреты Мазепы, Карла, Петра. Их поведение в бою и после него. Анализ сцены Полтавского боя.

Ученики, опираясь на текст, рассказывают о героях, читают отрывки наизусть. Заучивание отрывков из «Полтавы», отдельных цитат мы считаем необходимым элементом работы с текстом. Емкость, точность, краткость пушкинской обрисовки персонажей помогают учащимся построить в воображении яркий, запоминающийся образ. В процессе заучивания развивается речь. Работа проходит устно. В заключение просим ребят самостоятельно подобрать к каждому персонажу один емкий эпитет, в котором бы точно сконцентрировался нарисованный автором образ. Выделив в характере Мазепы такие качества, как зависть, злоба, жестокость, мстительность, учащиеся определяют его как коварного.

Жажда славы, слабость, ребячество, игра в геройство, недальновидность, легкомысленность — все эти качества Карла ассоциируются у ребят с мыслью о том, что главным мотивом поступков Карла является желание добиться славы. Помогаем ученикам найти точное слово, определяющее мотивы поведения героя, — тщеславие. Чтобы активизировать языковое чутье, сначала проводим словарную работу: тщеславие — тщетная слава, то есть пустая, бесполезная, слава ради славы, а не ради высоких идеалов, целей, слава ради насыщения собственного самолюбия. Затем даем словарное толкование: тщеславие — высокомерное стремление к славе, к почитанию; тщеславный — любящий славу и кичливо выставляющий свои достоинства (Словарь С. И. Ожегова).

Выбирая «доминанту» в характеристике образа Петра, обращаем внимание ребят на то, как автор рисует его портрет: «Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен»), на сравнения, которые использует поэт: «как Божия гроза», «могущ и радостен, как бой». Короткие отрывочные предложения, обилие кратких прилагательных подчеркивают стремительность, дерзость, величие образа и напряженность момента. В портретной характеристике Петра нет ничего лишнего, так же как и все действия Петра устремлены только на победу. Вдохновенное, сияющее предчувствием победы лицо Петра можно сравнить только с ужасной, но несущей очищение и потому прекрасной грозой. Оксюморон «прекрасен — ужасен», выбранный Пушкиным для описания героя, не только эффектен, но и точен по смыслу.

Петр, «толпой любимцев окруженный», появляется как былинный герой, богатырь:

Идет. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могучим седоком. Царь вызывает у войска восторг и воодушевляет его на подвиг: «. Далече грянуло ура: полки увидели Петра». Ликованием встречает поэт приближение победы: «Ура! мы ломим; гнутся шведы!». Местоимение «мы» вызвано живым участием, переживанием происходящего и включает не только автора, но и читателя в переживание происходящего, наполняет сердце всякого истинно русского человека чувством гордости за храбрость русского войска и гений Петра.

Составляем ассоциативный ряд: Петр — натиск, напор, дерзость, стремительность, гром, гроза, ужас, победа, Бог. Замечаем, что Пушкин не только рисует Петра как бесстрашного полководца, мощного властелина, но и показывает его благородство, великодушие. Великодушный — щедрый, умеющий прощать, умеющий воздать должное сильному сопернику, не помнящий зла: «В шатре своем он угощает / Своих вождей, вождей чужих. » Даем словарное толкование: великодушный — обладающий высокими душевными качествами, снисходительный к другим до готовности бескорыстно жертвовать другими интересами (словарь С. И. Ожегова). Великого Петра не занимает слава как таковая, важна сама победа, торжество не личное, а торжество России. Ассоциативный ряд дополняем словами великодушие, благородство. Появление Петра встречено восторженным ликованием, и сам герой «могущ и радостен», поэтому образ воспринимается читателем как светлый, радостный.

Вместе с учениками подбираем слово, объединяющее в себе перечисленные качества: талантливый, гениальный, божественный, великий. Великий — превосходящий общую меру, выдающийся. Так доминантой образной характеристики Петра может стать определение великий, объединяющее в своем значении данный ассоциативно-смысловой ряд.

Анализ сцены Полтавского боя не раз давался в методической литературе, поэтому обозначим лишь общий контур анализа эпизода. Предварим анализ небольшим комментарием, в котором обратимся к реальным историческим фактам, дадим толкование слов и выражений, вызывающих у ребят затруднение.

Для подробного анализа выберем один из фрагментов эпизода. Покажем эту работу на примере отрывка, описывающего самый разгар сражения (от слов «И грянул бой, Полтавский бой» до слов «И смерть и ад со всех сторон»). Учитель выразительно читает отрывок (или учащиеся прослушают актерское исполнение в записи).

Какие чувства вызывает описание боя? Что поражает в описании сражения?

Ужас, величие, ощущение непримиримости обеих сторон — такие чувства рождает нарисованная картина рукопашного боя. Особенно удачно здесь может быть использован прием составления киносценария, помогающий ученикам развернуть в воображении стремительно сменяющиеся картины, озвучить их «музыкой сраженья». Работу проводим устно.

Какие языковые средства использует автор для передачи напряженности, динамичности, масштабности происходящих событий? Составим глагольный ряд. Обратим внимание на деепричастия, благодаря которым действие передается предельно конкретно, отчетливо, динамично: «Сшибаясь, рубятся сплеча. ». Сравним черновой вариант: «Слетаясь, рубятся сплеча. » «Вялое» слово заменяется более динамичным. Чтобы показать, как Пушкин работал над созданием картины боя, предложим сравнить черновой и окончательный варианты текста:

Везде штык колет, сабля режет,

Бой барабанный, стон и скрежет.

Гром пушек, топот, ярый стон —

И ад и смерть со всех сторон.

Окончательный вариант:

Швед, русский — колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

В окончательном варианте исчезли «лишние» слова: везде, эпитет ярый. Увеличился глагольный ряд, передающий неразбериху рукопашного боя, в котором все смешалось. В грозную музыку сражения (бой барабанов, гром пушек, топот, стон) влилось дикое ржанье лошадей. Перестановка слов ад и смерть, хотя и не изменила ритм строки, внесла смысловую точность в перечисление («И смерть и ад со всех сторон») и создала иное, более динамичное, резкое, акустическое звучание.

Употребляя глаголы в настоящем времени в рассказе о событиях давно прошедших, автор как бы приближает к нам историю, создает иллюзию реальности происходящего, и это рождает эффект участия.

Выбор глагола (грянул), определяющего начало сражения, у Пушкина, как всегда, не случаен. Глагол грянул мгновенно рождает в сознании бытовую ассоциацию «гром» и литературную «грянуло ура». После коварства, измены, подлости, после всей драмы страстей как очистительная гроза — Полтавская битва, грандиозное событие русской истории, сражение не за частные интересы и личные амбиции, а за святое дело — за судьбу Отечества.

В ходе работы обращаем внимание учащихся на поведение героев во время битвы и после нее, опираемся на вопросы учебника. На дом даем задание выучить наизусть понравившиеся отрывки из поэмы и подумать над вопросом: «Кто из героев поэмы и почему остается в истории и памяти народной?»

Урок III. Герой Полтавы

Размышление Пушкина о причинах исторического бессмертия — своеобразие художественного видения поэта. Испытание ценности человека временем. Анализ композиции. Иллюстрации к поэме.

Урок начинается словом учителя, в котором кратко напоминаются выводы, к которым пришли учащиеся в течение двух уроков работы над поэмой, и выразительным чтением понравившихся отрывков из произведения. Главный проблемный вопрос урока: «Чем заслужил Петр свою великую судьбу? Какова цена исторического бессмертия и памяти народной?»

Чтение эпилога поэмы. Размышление над тем, почему именно Петр становится героем поэмы. Как Пушкин относится к Петру? В чем смысл названия поэмы? Как композиция отражает идею произведения?

Прошло сто лет — такова временная дистанция между описываемыми событиями и их оценкой. Судьбы всех героев проверены временем.

В поэме Пушкин стремился быть верным исторической правде. Поэт создает не романтизированный образ влюбленного старца (Байрон) и не народного заступника (Рылеев), а образ человека коварного, злого, мстительного. Мазепа как историческая личность дискредитируется Пушкиным посредством частного сюжета. Жажда власти оказывается в нем сильнее любви. Движимый одним стремлением — «воздвигнуть трон», Мазепа предает друзей, царя, родину, поэтому «нет отчизны для него».

Повествование о Кочубее дано Пушкиным в фольклорном ключе (описание богатств Кочубея, размышление героя о трех кладах, сцена казни). Этот образ будет потом перекликаться с героем лермонтовской «Песни».

Кочубей отважен и смел, на протяжении всего повествования автор подчеркивает силу и страстность его натуры. Но движимый отцовской любовью к дочери и «святой местью» к злодею-обидчику Мазепе, Кочубей забывает об интересах отечества. Месть становится смыслом его жизни. Даже перед смертью Кочубей жалеет только о том, что ему не удалось отомстить Мазепе:

Следующее сочинение из данной рубрики: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – Часть 1

Единая коллекция
Цифровых образовательных ресурсов

Аудиокниги по произведениям русских писателей XVIII-XX веков

Пушкин А.С.

В аудиокниге представлен фрагмент первой главы романа Пушкина А.С. «Дубровский» в исполнении Александра Пары и Елены Габец.

В аудиокниге представлен фрагмент двенадцатой главы романа Пушкина А.С. «Дубровский в исполнении Александра Пары и Елены Габец.

В аудиокниге представлен фрагмент восемнадцатой главы романа Пушкина А.С. «Дубровский» в исполнении Александра Пары и Елены Габец.

В аудиокниге представлен фрагмент третьей главы романа Пушкина А.С. «Дубровский» в исполнении Александра Пары и Елены Габец.

В аудиокниге представлен фрагмент четвертой главы романа Пушкина А.С. «Дубровский в исполнении Александра Пары и Елены Габец.

В аудиокниге представлен фрагмент восьмой главы романа Пушкина А.С. «Дубровский в исполнении Александра Пары и Елены Габец.

В аудиокниге представлен фрагмент девятой главы романа Пушкина А.С. «Дубровский» в исполнении Александра Пары и Елены Габец.

Повесть Пушкина А.С. «Капитанская дочка» — произведение на историческую тему, написанное в форме мемуаров. Повествование здесь ведется от лица русского дворянина Петра Гринева — очевидца Пугачевского бунта. Это дает возможность не только представить историческое положение России в 70-х годах XVIII века, но и узнать о жизни и взглядах дворян того времени. Фрагмент содержит главу XIV(«Суд»).

Повесть Пушкина А.С. «Капитанская дочка» — произведение на историческую тему, написанное в форме мемуаров. Повествование ведется от лица русского дворянина Петра Гринева — очевидца Пугачевского бунта. Это дает возможность не только представить историческое положение России в 70-х годах XVIII века, но и узнать о жизни и взглядах дворян того времени. Фрагмент содержит главы II («Вожатый») и III («Крепость»).

Повесть Пушкина А.С. «Капитанская дочка» — произведение на историческую тему, написанное в форме мемуаров. Повествование ведется от лица русского дворянина Петра Гринева — очевидца Пугачевского бунта. Это дает возможность не только представить историческое положение России в 70-х годах XVIII века, но и узнать о жизни и взглядах дворян того времени. Фрагмент содержит главу I («Сержант гвардии»), где рассказывается о жизни Гринева в родительском доме и его отъезде на службу.

Повесть Пушкина А.С. «Капитанская дочка» — произведение на историческую тему, написанное в форме мемуаров. Повествование здесь ведется от лица русского дворянина Петра Гринева — очевидца Пугачевского бунта. Это дает возможность не только представить историческое положение России в 70-х годах XVIII века, но и узнать о жизни и взглядах дворян того времени. Фрагмент содержит главы VIII(«Незваный гость»), IX(«Разлука») и X(«Осада города»).

Повесть Пушкина А.С. «Капитанская дочка» — произведение на историческую тему, написанное в форме мемуаров. Повествование здесь ведется от лица русского дворянина Петра Гринева — очевидца Пугачевского бунта. Это дает возможность не только представить историческое положение России в 70-х годах XVIII века, но и узнать о жизни и взглядах дворян того времени. Фрагмент содержит главы XII(«Сирота») и XIII(«Арест»).

Повесть Пушкина А.С. «Капитанская дочка» — произведение на историческую тему, написанное в форме мемуаров. Повествование здесь ведется от лица русского дворянина Петра Гринева — очевидца Пугачевского бунта. Это дает возможность не только представить историческое положение России в 70-х годах XVIII века, но и узнать о жизни и взглядах дворян того времени. Фрагмент содержит главы IV(«Поединок») и V(«Любовь»).

Повесть Пушкина А.С. «Капитанская дочка» — произведение на историческую тему, написанное в форме мемуаров. Повествование здесь ведется от лица русского дворянина Петра Гринева — очевидца Пугачевского бунта. Это дает возможность не только представить историческое положение России в 70-х годах XVIII века, но и узнать о жизни и взглядах дворян того времени. Фрагмент содержит главы VI(«Пугачевщина») и VII(«Приступ»).

Повесть Пушкина А.С. «Капитанская дочка» — произведение на историческую тему, написанное в форме мемуаров. Повествование здесь ведется от лица русского дворянина Петра Гринева — очевидца Пугачевского бунта. Это дает возможность не только представить историческое положение России в 70-х годах XVIII века, но и узнать о жизни и взглядах дворян того времени. Фрагмент содержит главу XI(«Мятежная слобода»).

В аудиокниге представлена запись первой главы повести Пушкина А.С. «Пиковая дама» в исполнении Дмитрия Журавлева.

В аудиокниге представлена запись второй главы повести Пушкина А.С. «Пиковая дама» в исполнении Дмитрия Журавлева.

В аудиокниге представлена запись третьей главы повести Пушкина А.С. «Пиковая дама» в исполнении Дмитрия Журавлева.

В аудиокниге представлена запись четвертой главы повести Пушкина А.С. «Пиковая дама» в исполнении Дмитрия Журавлева.

В аудиокниге представлена запись пятой главы повести Пушкина А.С. «Пиковая дама» в исполнении Дмитрия Журавлева.

Подберите фрагменты из произведений пушкина

Медный всадник — отрывок в исполнении Д.Журавлева. («На берегу пустынных волн И запируем на просторе»)

Поэту — в исполнении Я. Смоленского

Пиковая дама — фрагмент МР3 в исполнении Д. Журавлева.

Звуковой архив Малого Театра:

— Всеволод Аксенов читает лирику Пушкина /»На холмах Грузии. «, «Редеет облаков летучая гряда», «Сожженное письмо», «Туча»,» Цветок засохший, безуханный»/.

— Михаил Царев читает стихи А.С.Пушкина / «Брожу ли я вдоль улиц шумных. «, «Зимний вечер», «Калмычке», » К Чаадаеву», «К Языкову», отрывок из романа «Евгений Онегин», «Памятник», «Подъезжая под Ижоры», «Простишь ли мне ревнивые мечты», «Я Вас любил»/.
— Эдуард Марцевич читает стихи А.С. Пушкина / «Анчар», «Вольность», «Во глубине сибирских руд», «Деревня», «Зимнее утро», «К Чаадаеву», «На холмах Грузии», «Песнь о вещем Олеге», «Поэту», «Пророк», «Узник», «Я Вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «19 октября»/.

Во глубине сибирских руд муз. А.Пахмутовой, в исполнении БДХ п/у В.Попова, в исполнении Л.Сметанникова

«Не пробуждай воспоминаний» .Романсы на стихи Пушкина. Альбом.

Олег Погудин / Если жизнь тебя обманет (муз. А.Алябьева),Певец (муз. А.Верстовского), Я помню чудное мгновенье (муз. М.Глинки), Не пой, красавица, при мне (муз. М.Глинки), Владыко дней моих (муз. А.Даргомыжского) и др.

Русский классический романс. Около 100 произведений .Композиторы— Алябьев, Аренский, Бородин, Верстовский, Глинка, Глазунов, Глиэр, Гречанинов, Даргомыжский, Кюи, Метнер, Прокофьев, Рахманинов, Римский-Корсаков, Рубинштейн, Свиридов, Танеев, Хренников, Чайковский и др./

Исполнители — Архипова, Ведерников, Козловский, Лемешев, Лисициан, Магомаев, Нестеренко, Образцова, Покровский, Рейзен, Сметанников, Шаляпин и др./

«Выстрел» фрагмент с участием В.Гафта

Болдинская осень. Музыкальная композиция по мотивам сочинений, созданных А.С. Пушкиным осенью 1830 года Литературно-музыкальные композиции радиостанции «Орфей» в Единой коллекции ЦОР.

Глинка М.И. «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» (Увертюра, Марш Черномора, Турецкий танец в замке Черномора, Арабский танец, Лезгинка, Менуэт- мр3 файлы из архива сайта «Орфей»

Мусоргский М.П. «БОРИС ГОДУНОВ»
Народная музыкальная драма в 4-х действиях с прологом на либретто композитора, основанное на одноимённой трагедии А. С. Пушкина, а также на материалах «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.

Римский-Корсаков Н.А. «Золотой петушок» Ноктюрн. «Полет шмеля» — ссылки для скачивания МР3 на сайте «Орфей» — музыкальное образование и культура в сети Интернет.

А. Алябьев / «Зимняя дорога», для женского (детского) хора a-capella, «Элегия» (для голоса и фортепиано) и др./

А. Даргомыжский / «Я Вас любил..», «Юноша и дева», «Славянский танец» из оперы «Русалка» (фрагмент, транскрипция для фортепиано в четыре руки) и др./

Ц. Кюи / «Царкосельская Статуя», (русск. и англ. яз.) для голоса и фортепиано, Ц. Кюи, «Сожжённое письмо» для голоса и фортепиано и др./

Э. Направник / Романс Дубровского, из оперы «Дубровский» (на итальянском и русском яз.), Романс Маши из оперы «Дубровский», клавир./

П. Чайковский / опера «Евгений Онегин», партитура; увертюра из оперы «Мазепа» (партитура); «Концертный парафраз» из оперы «Евгений Онегин«, для фортепиано; фрагменты из оперы «Пиковая Дама» в фортепианной транскрипции К.Сорокина (включая вокальный подстрочник); «Соловей»../

Романсы Георгия Струве /»Уж небо осенью дышало», «Ветер по морю гуляет», «Стрекотунья-белобока», «Буря», «Еще дуют холодные ветры», «Храни меня, мой талисман»/

Н. Римский-Корсаков, Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане» (фрагмент, транскрипция для фортепьяно в четыре руки)

Н. Римский-Корсаков, «Редеет облаков летучая гряда» (элегия) для голоса и фортепьяно

Н. Римский-Корсаков, «Ты и Вы» для голоса и фортепьяно

Н. Римский-Корсаков, «Эхо» для голоса и фортепьяно

Н. Римский-Корсаков, «Цветок засохший» для голоса и фортепьяно

М. Глинка, Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» (фотрепьянная транскрипция), Р. Глиэр, «МЕДНЫЙ ВСАДНИК»

Три чуда. Симфоническая картина. Из оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков. Инстр. М. Бариева

Метель. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина. Г. Свиридов. Инстр. С. Ганичева. 1. Тройка 2. Вальс 3. Романс 4. Военный марш

Танцы в замке Наины. Из 3-го действия оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. Инстр. С. Баланова

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: