Выхожу один я на дорогу

Выхожу один я на дорогу

(стихи: Михаил Лермонтов – музыка: Елизавета Шашина)

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу.
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так чудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день, мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

Романс к Ивановой (Лермонтов)

← 1831-го, июня 11 дня Романс к И («Когда я унесу в чужбину…»)
автор Михаил Юрьевич Лермонтов (1814—1841)
К чему волшебною улыбкой →
См. Стихотворения 1831 . Дата создания: 1831, опубл.: 1843 [1] . Источник: ФЭБ (1989) [2] • Стихотворение №193 (ПСС 1989)

«>Романс к И

Когда я унесу в чужбину
Под небо южной стороны
Мою жестокую кручину,
Мои обманчивые сны,
И люди с злобой ядовитой
Осудят жизнь мою порой,
Ты будешь ли моей защитой
Перед бесчувственной толпой?

О, будь. о! вспомни нашу младость,
Злословья жертву пощади,
Клянися в том! чтоб вовсе радость
Не умерла в моей груди,
Чтоб я сказал в земле изгнанья:
Есть сердце, лучших дней залог,
Где почтены мои страданья,
Где мир их очернить не мог.

Примечания

Печ. по авториз. копии ПД. Автограф — ПД. Обращено к Н. Ф. Ивановой (см. о ней примеч. 67). В измененном виде включено в XII сцену драмы «Странный человек».

  1. ↑ Впервые — в журнале «Отечественные записки», 1843, том XXXI, № 12, отд. I, с. 280 под заглавием «Романс к ****» с подписью «М. Лермонтов». В тексте драмы впервые — в книге Сочинения Лермонтова, преведённые в порядок и дополненные С. С. Дудышкиным. — СПб.: А. И. Глазунов, 1860. — Т. 2. — С. 266—267. .
  2. Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений в 2 томах. — Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1989. — Т. 1. Стихотворения и драмы. 1828—1836. — С. 198. .
Романс лермонтова

РОМАНСЫ

Романс

В те дни, когда уж нет надежд,
А есть одно воспоминанье,
Веселье чуждо наших вежд,
И легче на груди страданье.

Романс

Коварной жизнью недовольный,
Обманут низкой клеветой,
Летел изгнанник самовольный
В страну Италии златой.
«Забуду ль вас, — сказал он, — други?
Тебя, о севера вино?
Забуду ль, в мирные досуги
Как веселило нас оно?
Снега и вихрь зимы холодной,
Горячий взор московских дев,
И балалайки звук народный,
И томный вечера припев?
Душа души моей! тебя ли
Загладят в памяти моей:
Страна далекая, печали,
Язык презрительных людей?

«Нет! и под миртом изумрудным,
И на Гельвеции скалах,
И в граде Рима многолюдном
Все будешь ты в моих очах!»

В коляску сел, дорогой скучной,
Закрывшись в плащ, он поскакал;
А колокольчик однозвучный
Звенел, звенел и пропадал!

Романс

Невинный нежною душою,
Не знавши в юности страстей прилив,
Ты можешь, друг, сказать с какой-то простотою:
Я был счастлив.

Кто, слишком рано насладившись,
Живет, в душе негодованье скрыв,
Тот может, друг, еще сказать забывшись:
Я был счастлив.

Но я в сей жизни скоротечной
Так испытал отчаянья порыв,
Что не могу сказать чистосердечно:
Я был счастлив.

Романс

Стояла серая скала на берегу морском;
Однажды на чело ее слетел небесный гром.
И раздвоил ее удар, — и новою тропой
Между разрозненных камней течет поток седой.
Вновь двум утесам не сойтись, — но всё они хранят
Союза прежнего следы, глубоких трещин ряд.
Так мы с тобой разлучены злословием людским,
Но для тебя я никогда не сделаюсь чужим.
И мы не встретимся опять, и если пред тобой
Меня случайно назовут, ты спросишь: кто такой?
И проклиная жизнь мою, на память приведешь
Былое. и одну себя невольно проклянешь.
И не изгладишь ты никак из памяти своей
Не только чувств и слов моих — минуты прежних дней.

Романс

1

Ты идешь на поле битвы,
Но услышь мои молитвы,
Вспомни обо мне.
Если друг тебя обманет,
Если сердце жить устанет
И душа твоя увянет, —
В дальней стороне
Вспомни обо мне.

2

Если кто тебе укажет
На могилу и расскажет
При ночном огне
О девице обольщенной,
Позабытой и презренной,
О, тогда, мой друг бесценный,
Ты в чужой стране
Вспомни обо мне.

3

Время прежнее, быть может,
Посетит тебя, встревожит
В мрачном, тяжком сне;
Ты услышишь плач разлуки,
Песнь любви и вопли муки
Иль подобные им звуки.
О, хотя во сне
Вспомни обо мне!

Романс

Хоть бегут по струнам моим звуки веселья
Они не от сердца бегут;
Но в сердце разбитом есть тайная келья,
Где черные мысли живут.
Слеза по щеке огневая катится,
Она не из сердца идет.
Что в сердце, обманутом жизнью, хранится,
То в нем и умрет.
Не смейте искать в сей груди сожаленья,
Питомцы надежд золотых;
Когда я свои презираю мученья, —
Что мне до страданий чужих?
Умершей девицы очей охладевших
Не должен мой взор увидать;
Я б много припомнил минут пролетевших,
А я не люблю вспоминать!
Нам память являет ужасные тени,
Кровавый былого призрак,
Он вновь призывает к оставленной сени,
Как в бурю над морем маяк,
Когда ураган по волнам веселится,
Смеется над бедным челном,
И с криком пловец без надежд воротиться
Жалеет о крае родном.

Романс к Ивановой

Когда я унесу в чужбину
Под небо южной стороны
Мою жестокую кручину,
Мои обманчивые сны,
И люди с злобой ядовитой
Осудят жизнь мою порой,
Ты будешь ли моей защитой
Перед бесчувственной толпой?

О, будь. о! вспомни нашу младость,
Злословья жертву пощади,
Клянися в том! чтоб вовсе радость
Не умерла в моей груди,
Чтоб я сказал в земле изгнанья:
Есть сердце, лучших дней залог,
Где почтены мои страданья,
Где мир их очернить не мог.

Литературно-музыкальная композиция «М.Ю. Лермонтов и музыка»

Лермонтов – один из самых музыкально одаренных русских поэтов. Уже в раннем детстве он слышал песни от матери. В заметках 1830 года поэт писал: “Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать”.

В детстве Лермонтов учился играть на скрипке, занимался музыкой в Благородном пансионе при Московском университете и в Петербургской школе гвардейских подпрапорщиков. Он любил слушать музыку, с детских лет знал русские народные песни. На песенной основе он создает “Песню про купца Калашникова”.

Музыкальность Лермонтова не могла не отразиться на его творчестве. Он положил на музыку свою “Казачью колыбельную песню”. “Читая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь за потрясенными струнами, с которых сорваны они рукою невидимою” – писал Белинский. И естественно, что русские композиторы обращались к лермонтовской поэзии, находили в стихах поэта близкие, волнующие их мотивы.

Звучит стихотворение “Парус”.

Стихотворение “Тучи” – это раздумье поэта-изгнанника о своей судьбе. Оно проникнуто настроением грусти. Романс Даргомыжского “Тучки” был создан вскоре после гибели поэта. Прослушаем романс Даргомыжского. Он построен в форме так называемой “сдвоенной” русской песни, и состоит из медленной, протяжной и скорой плясовой песни, образуя широкий запев и припев. “Широкая, распевная народного склада мелодия первой части сливается с начальными пейзажными стихами поэта:

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную”,

– замечает музыковед М. Пекелис.

Стихотворение “Горные вершины” – перевод второй “Ночной песни странника” Гете. Очень хорошо об этом стихотворении написал Белинский:

“Эта пьеса, по художественности, достойна великой тени, которой колоссальный облик так грандиозно представлен в ней. Какое тихое, успокоительное чувство ночи после знойного дня в этой маленькой пьесе Гете, так грациозно переданной нашим поэтом”.

Ученик читает стихотворение под звуки романса Варламова.

Песня рыбки из поэмы “Мцыри” привлекла внимание многих композиторов – Балакирева, Аренского, Даргомыжского, Ипполитова-Иванова и других. Прослушаем романс Балакирева, мелодия, которая создает ощущение покоя, необычайной нежности и чистоты.

В песне Селима из поэмы “Измаил-бей” поется о деве, которая напутствует своего друга, молодого горца, отправляющегося на битву с врагами. В ней выражена идея верности, любви к своему народу, Родине, она носит вольный характер.

Учащиеся читают песню Селима из поэмы “Измаил-бей” (ч. III, строфа 15).

Прослушаем “Песню Селима” Балакирева. Мужественный характер мелодии свидетельствует о глубоком проникновении композитора в стихотворение.

Балакирев обратился к этим стихам М.Ю. Лермонтова, потому что восприятие кавказского Востока как родина вольности было присуще и ему. Композитор признавался в любви к творчеству поэта. “Дышу Лермонтовым”, –писал он В.В. Стасову из Пятигорска. Ученик читает стихотворение “И скучно и грустно”.

Ведущий: В статье “Стихотворения М. Лермонтова” Белинский писал: “Страшен этот глухой могильный голос подземного страдания, нездешней муки, этот потрясающий душу реквием всех обаяний жизни! От него содрогается человеческая природа, стынет кровь в жилах. И какая простота в выражении, какая естественность, свобода в стихе! Так и чувствуешь, что вся пьеса мгновенно излилась на бумагу сама собою, как струя горячей крови из раны, с которой вдруг сорвана перевязка”.

Звучит романс Даргомыжского, на текст стихотворения М. Лермонтова.

Ведущий: Стихотворение “Мне грустно потому, что я тебя люблю” — один из шедевров зрелого творчества Лермонтова. Это монолог, в котором поэт предсказывает возлюбленной ее будущее. Стихотворение проникнуто грустным настроением. “Цветущая молодость” прекрасно женщины вызывает у поэта горестные и мрачные предчувствия: “За каждый светлый день иль сладкое мгновенье/Слезами и тоской заплатишь ты судьбе”.

Романс Даргомыжского тоже имеет форму монолога, которая помогает передать социально-философский характер стихотворения. Мелодия романса насыщена речевыми интонациями, а последняя строфа, являющаяся как бы итогом всего стихотворения, выделена мызыкально и повторена дважды.

Звучит романс Даргомыжского, на фоне музыки ученик читает стихотворение.

Ведущий: Поэзия Лермонтова привлекла и А. Рубинштейна. Он написал на лермонтовские тексты оперы “Демон”, “Купец Калашников” и множество романсов: “Молитва”, “Кинжал”, “Парус”, “Тучки небесные”, “Утес”, “Горные вершины”. Романс “Желанье” пользовался любовью слушателей ,начиная с пятидесятых годов 19 века. Он был написан на одноименное стихотворение. Это одно из наиболее ярких произведений лирики Лермонтова.

Ученик читает стихотворение “Желанье”.

Под звуки романса Римского-Корсакова “Когда волнуется желтеющая нива” заканчивается встреча учащихся с творчество М.Ю. Лермонтова.

Литература, используемая при подготовке литературно-музыкальной композиции.

  • “Лермонтовская энциклопедия”. М, 1981.
  • Белинский В.Г. ПСС. М., 1954 т.5.
  • Журналы “Литература в школе”.
  • М.Ю. Лермонтов “Лирика”.
  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    1
    Выхожу один я на дорогу;
    Сквозь туман кремнистый путь блестит;
    Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
    И звезда с звездою говорит.

    2
    В небесах торжественно и чудно!
    Спит земля в сиянье голубом.
    Что же мне так больно и так трудно?
    Жду ль чего? жалею ли о чем?

    3
    Уж не жду от жизни ничего я,
    И не жаль мне прошлого ничуть;
    Я ищу свободы и покоя!
    Я б хотел забыться и заснуть!

    4
    Но не тем холодным сном могилы.
    Я б желал навеки так заснуть,
    Чтоб в груди дремали жизни силы,
    Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

    Михаил Лермонтов
    стихотворение
    «Выхожу один я на дорогу»

    Выхожу один я на дорогу;
    Сквозь туман кремнистый путь блестит;
    Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
    И звезда с звездою говорит.

    В небесах торжественно и чудно!
    Спит земля в сияньи голубом.
    Что же мне так больно и так трудно?
    Жду ль чего? жалею ли о чем?

    Уж не жду от жизни ничего я,
    И не жаль мне прошлого ничуть;
    Я ищу свободы и покоя!
    Я б хотел забыться и заснуть!

    Но не тем холодным сном могилы.
    Я б желал навеки так заснуть,
    Чтоб в груди дремали жизни силы,
    Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

    Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
    Про любовь мне сладкий голос пел,
    Надо мной чтоб вечно зеленея
    Темный дуб склонялся и шумел.

    Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» было написано в 1841 году, является (несмотря на все богатство русской лирической поэзии) непревзойденным по музыкальности и певческой кантилене. Выразительный стиховой строй сочетает черты элегической медитации и песни. Интонац.-мелодич. строение стихотворения и его ритмика описаны Б. Эйхенбаумом и Д. Максимовым.

    Белинский Виссарион Григорьевич
    (известный литературный критик)

    Известный критик В. Г. Белинский относил стихотворение «Выхожу один я на дорогу» к числу избраннейших вещей, в котором «все лермонтовское».

    Исследователи творчества Лермонтова, установили преемственную связь этого стихотворения со стихотворением Генриха Гейне «Der Tod, das ist die kühle Nacht» из «Книги песен»; но там, где у Гейне нарочитая наивность, скрывающая романтическую иронию над мечтой о посмертном отдыхе, у Лермонтова — обнаженный лирический порыв к «отраде».

    Выхожу один я на дорогу (Михаил Лермонтов)

    Выхожу один я на дорогу
    Михаил Лермонтов

    Выхожу один я на дорогу;
    Сквозь туман кремнистый путь блестит;
    Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
    И звезда с звездою говорит.

    В небесах торжественно и чудно!
    Спит земля в сияньи голубом.
    Что же мне так больно и так трудно?
    Жду ль чего? жалею ли о чём?

    Уж не жду от жизни ничего я,
    И не жаль мне прошлого ничуть;
    Я ищу свободы и покоя!
    Я б хотел забыться и заснуть!

    Но не тем холодным сном могилы.
    Я б желал навеки так заснуть,
    Чтоб в груди дремали жизни силы,
    Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

    Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
    Про любовь мне сладкий голос пел,
    Надо мной чтоб вечно зеленея
    Тёмный дуб склонялся и шумел.

    Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу. » (восприятие, истолкование, оценка).

    Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» написано между маем и июлем 1841 года, в год смерти поэта. Так как произведение относится к позднему периоду творчества Лермонтова, то в нем мы можем проследить все черты истинно лермонтовской поэзии.

    Многие образы произведения были навеяны стихотворением Гейне «Смерть – это ночь, прохладный сон» из его «Книги песен». В нем говорится:

    Смерть – это ночь, прохладный сон

    А жизнь – тяжелый, душный день…

    …Я сплю – и липа шумит в вышине,

    На липе соловей поет.

    И песня исходит любовью, –

    Я слушаю даже во сне.

    Но даже при поверхностном прочтении стихотворений Гейне и Лермонтова очевидна разница. Лермонтов заимствует у Гейне образы, но расширяет и углубляет тематику.

    Стихотворение состоит из знаковых для Лермонтова слов, символов. В первой строфе, в запеве, появляется тема одинокой участи, странничества:

    Выхожу один я на дорогу;

    Сквозь туман кремнистый путь блестит.

    Создается впечатление, что дорога лирического героя уходит в бесконечность. В этих же строках проявился важнейший для поэта мотив – мотив одиночества. Лирический герой противопоставляет себя всему миру. Но мир вокруг него целостен. Небо и земля в стихотворении сливаются и еще ярче подчеркивают одиночество героя.

    Тема пустыни, появляющаяся в той же первой строфе, может символизировать место уединенного свидания лирического героя с вселенной. Обращение героя к небу, «голубому сиянию», космической широте сменяется обращением к другому космосу – своей душе.

    Герой задает важные для него вопросы:

    Что же мне так больно и так трудно?

    Жду ль чего? Жалею ли о чем?

    В последней строке звучит мотив прошлого и будущего. В будущем для себя лирический герой хотел бы только «свободы и покоя», получить которые можно, забывшись, заснув. И здесь, впервые в стихотворении, вводится интрига: начинает звучать намек на тему смерти. Символ смерти как сна широко использовался еще Шекспиром:

    Умереть, уснуть. – Уснуть!

    И видеть сны, быть может?…

    Но в стихотворении Лермонтова тема смерти не получает развития. Сон у него трактуется по-другому. Это только мечта, светлая и прекрасная.
    В произведении скрыто противопоставление. Начинается стихотворение с прекрасного светлого описания природы. Смена настроений происходит в двух последних строчках второго катрена. Образ одушевленной природы, полной обещаний, теряет для героя свою притягательность. Он ощущает неудовлетворенность своего «я», мир меркнет для него, и он, вроде бы, стремится к смерти. Но в четвертом катрене опять происходит перелом, который прекращает тему смерти и возвращает нас к оптимизму. Последнее четверостишие ломает всю картину и делает стихотворение гимном любви. А тема любовной песни и «темного дуба» в конце создают образ блаженства.

    По жанру стихотворение можно отнести к элегии. Но строй произведения сочетает черты элегической медитации и песни. Здесь используются такие песенные приемы, как повторы-подхваты (вопросы во второй строфе, «я ищу» – «я б хотел» – «я б желал», «чтоб в груди» – «чтоб дыша» – «чтоб всю ночь»), сочленяющие строфы (третья строфа отвечает на вопрос, заданный во второй, а четвертая продолжает мысль, начатую в третьей строфе).

    Стихотворение состоит из пяти пронумерованных катренов, написанных пятистопным ямбом. Необходимо обратить внимание на особенность стихотворного размера: каждая строка содержит обманный «анапестический ход», то есть, начинается как анапест, по сути, являясь ямбом. Рифма перекрестная с чередованием мужских и женских клаузул.

    Автор использует метафоры: «звезда с звездою говорит», «дремали жизни силы»; олицетворения: «пустыня внемлет богу», «спит земля».

    Хочется обратить внимание на одну строчку: «Спит земля в сиянье голубом…». Конечно, Лермонтов говорит о небесах. В середине XIX века ни один человек еще не видел Землю из космоса. Но гений творца смог создать космическую картинку. При прочтении этой строчки перед глазами каждого современного человека встает образ нашей прекрасной голубой (действительно, голубой – и здесь Лермонтов оказался прав) планеты в сиянии атмосферы.

    Мечта, о которой говорит поэт, это не только любовь. Лермонтов мечтал и о вечности – освобождении от земного времени, о бессмертии и приобщение к вечной жизни вселенной. Он не хотел умирать, подобно вечно зеленеющему «темному дубу». И мечта его сбылась. Поэт обрел бессмертие через свою поэзию.

    0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу. » (восприятие, истолкование, оценка).

    Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Короткая справка