Встреча (Марина Цветаева)

Вечерний дым над городом возник,
Куда-то вдаль покорно шли вагоны,
Вдруг промелькнул, прозрачней анемоны,
В одном из окон полудетский лик.

На веках тень. Подобием короны
Лежали кудри. Я сдержала крик:
Мне стало ясно в этот краткий миг,
Что пробуждают мертвых наши стоны.

С той девушкой у темного окна
— Виденьем рая в сутолке вокзальной —
Не раз встречалась я в долинах сна.

Но почему была она печальной?
Чего искал прозрачный силуэт?
Быть может ей — и в небе счастья нет?

«Встреча», анализ стихотворения Цветаевой

Почему людям по-разному отмерен жизненный срок? Почему кто-то коптит небо целый век, а кто-то, словно вспышка на небосклоне, проживает короткую, но яркую жизнь? Именно эта мысль приходит в голову при воспоминании о Марии Башкирцевой, 23-летней художнице XIX века, чья судьба вызывает недоумение.

Как могло случиться, что красавица, с детства купавшаяся в роскоши, проводившая детские годы на Лазурном берегу: в Ментоне, Париже, Ницце – ушла из жизни, не дожив до 24 лет? Маша умерла в столь юном возрасте от чахотки, которая была настоящим бичом в конце XIX столетия. С детства проводя много времени среди врачей, девушка, чувствуя свою обреченность, отказалась от обыденной жизни, посвятив себя искусству. Она вела дневник, рисовала изумительные картины, обладала тончайшим музыкальным слухом. Оставила в наследство более 150 картин и многотомный дневник, которым зачитывались ее современники и поклонники, среди которых был и молодой французский писатель Ги де Мопассан.

Что же привлекло к ее судьбе русскую поэтессу Марину Цветаеву? Мари Башкирцева умерла за 8 лет до рождения Марины. Но именно ей посвящает 17-летняя Цветаева в своем первом поэтическом сборнике «Вечерний альбом» стихотворение «Встреча», анализ которого и будет здесь представлен.

Атмосфера вечера, давшая название сборнику, ощущается уже в первой строке: «Вечерний дым над городом возник». Начинающая поэтесса не могла не испытывать влияние своих старших «коллег по цеху». Ведь блоковская «Незнакомка» поразила сердца и умы многих любителей поэзии начала ХХ века. Наверняка, Цветаева не была исключением, ведь в дальнейшем она даже написала свое посвящение Александру Блоку.

Образы, возникающие в стихотворении «Встреча», словно бы рождаются из тумана, как это происходит в «Незнакомке». Появляющийся из ниоткуда «полудетский лик», причем «прозрачней анемоны» — цветка, по-другому называющегося ветреницей. Все призрачно, неопределенно, туманно, как у Блока. Даже вагоны, как в его «Железной дороге», «куда-то вдаль покорно шли». Но на этом сходство заканчивается.

Данное стихотворение, несмотря на заявленный жанр посвящения, по форме является сонетом. «Встреча», как и все русские сонеты, написана пятистопным ямбом. При этом композиция сонета предполагает сюжетно-эмоциональный перелом, который приходится обычно на вторую часть стиха. У Цветаевой этот перелом происходит уже в середине второго четверостишия. После упоминания увиденного «полудетского лика» поэтесса переходит к его описанию, причем его детали обрывочны, что характерно для стиля Цветаевой: «на веках тень», кудри, лежавшие «подобием короны». И совсем неожиданно описание состояния самой лирической героини: «Я сдержала крик».

Героиня словно прозревает в «этот краткий миг»: она узнает девушку «у темного окна». Та – «виденье рая в сутолке вокзальной». Как характерны здесь любимые поэтессой тире, с помощью которых она с особой экспрессией выделяет это приложение. Ей приходится даже исказить слово «сутолока», обозначающее толчею, давку, чтобы не нарушить размер и форму сонета, ведь никакое другое слово не подходит.

Оказывается, героиня встречалась с этой девушкой не раз в «долинах сна». Значит, на самом деле это всего лишь видение, сон, призрак, фантом. Но та внутренняя связь, которая возникла между девушкой и лирической героиней, не обрывается. И теперь героиню терзают вопросы: «Но почему она была печальной? Чего искал прозрачный силуэт?» Она даже мучается предположением: «Быть может ей – и в небе счастья нет. »

Возвращаясь к жанру посвящения, можно предположить, что жизнь Марии Башкирцевой действительно потрясла 17-летнюю Марину Цветаеву. Возможно, она почувствовала какую-то связь с ее судьбой, ведь известен факт, что юная Аня Горенко (будущая Анна Ахматова!), находясь в Царском Селе, просто физически ощущала присутствие Пушкина, который обучался здесь на сто лет раньше.

Марина цветаева силуэт

«Я с вызовом ношу его кольцо!»
начало :: продолжение :: окончание :: список публикаций
27 января исполнилось 2012 года 100 лет со дня венчания Марины Цветаевой и Сергея Эфрона

В июне 1939 года Марина Цветаева с сыном прибыли в Москву. Её сразу же сразило трагическое известие — сестра Анастасия арестована еще в 1937 году. Семья Марины Ивановны жила в поселке Болшево, в тридцати километрах от Москвы, на даче НКВД… Марина Ивановна увидела, как изменился, постарел Сергей за это время. Вероятно, с глаз его наконец стала спадать пелена. Не придавало уверенности в себе и унылое Болшево, куда в любой момент могла приехать за ним роковая машина… Вещее сердце Цветаевой чувствовало приближение беды. И она пришла. В ночь на 27 августа 1939 года арестовали Ариадну. 10 октября 1939 года — Сергея Эфрона …

Марина Ивановна осталась с сыном без квартиры, без средств к существованию. Чтобы хоть как-то зарабатывать на жизнь, она занималась переводами. Печатать ее никто не решается. Жилья своего тоже нет. С огромным трудом удается найти какую-то жилплощадь. Да и то на время. Тревога за арестованных дочь и мужа, страх за сына, неизвестность, ожидание, что вот-вот придут и за ней… Доведённая до отчаяния, 23 декабря она пишет письмо Берии. Вот выдержки из него:

«Товарищ Берия,
Обращаюсь к Вам по делу моего мужа, Сергея Яковлевича Эфрона-Андреева, и моей дочери — Ариадны Сергеевны Эфрон . Причины моего возвращения на родину — страстное устремление туда всей моей семьи: мужа — Сергея Эфрона, дочери — Ариадны Эфрон (уехала первая, в марте 1937 г.) и моего сына Георгия, родившегося за границей, но с ранних лет страстно мечтавшего о Советском Союзе. Желание дать ему родину и будущность. Желание работать у себя. И полное одиночество в эмиграции, с которой меня давным-давно уже не связывало ничто».

Далее Марина Ивановна кратко излагает факты биографии мужа, обращает внимание на то, что там он «в своём журнале первый во всей эмиграции перепечатывает советскую прозу (1924 г.»). «Когда, в точности, Сергей Эфрон стал заниматься активной советской работой — не знаю Думаю — около 1930 г. …. Когда я 19-го июня 1939 г., после почти двухлетней разлуки, вошла на дачу в Болшево и его увидела — я увидела больного человека. сердечная болезнь в большой мере вызвана тоской по нас и страхом, что могущая быть война разлучит нас навек… Я не знаю, в чём обвиняют моего мужа, но я знаю, что ни на какое предательство, двурушничество и вероломство он не способен…».

Марина Ивановна писала в надежде хоть как-то повлиять на ход следствия, восстановить справедливость. Увы, надежде этой не суждено было исполниться … Сергей Яковлевич Эфрон был расстрелян по приговору Военного трибунала 16 октября 1941 г., когда немцы вплотную подошли к Москве. Похоронен он где-то в окрестностях столицы, возможно, — в Бутове. Реабилитирован посмертно за отсутствием состава преступления. Сергей Яковлевич не дал никаких компрометирующих показаний ни на кого из тех, о ком его допрашивали. Для этого надо было обладать удивительной стойкостью, мужеством, перед которым можно только преклонить колени.

«Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху».

И на сей раз подтвердился провидческий дар Марины Цветаевой… Но сама она об этом так никогда и не узнала!… Война, эвакуация, жизненный тупик и слепые сени деревенской избы в маленьком городке Елабуге, те самые, где, как писал в своём стихотворении «Елабужский гвоздь» Евгений Евтушенко, «…напослед леденящею Камою губы смочить привелось из ковша…». Её уход из жизни 31 августа 1941 года прервал цепь тяжелейших потрясений, преследовавших её долгие годы…

Каждую весну Коктебель, раскинувшийся на фоне великолепно-молчаливого посланца веков Карадага, оживает. Тёплые лучи солнца заботливо согревают холмы, ласково касаются ставших за зиму свинцовыми волн, пытаясь вдохнуть в них жизнь. Яркие краски начинают появляться в кронах деревьев, и… возникают внезапно в колеблющейся дымке силуэты двух влюблённых, которые, взявшись за руки, медленно идут вдоль берега, о чём-то увлечённо беседуя, они подходят ближе, становятся узнаваемы черты их лиц.… И кажется нет разделяющего нас столетия, и мы становимся свидетелями начала пронзительной и до сих пор во многом загадочной любви блистательной Марины Цветаевой и вечного романтика Сергея Эфрона, встретившихся когда-то на берегу тёплого Чёрного моря, при ласковом плеске волн, мечтавших о тысячах дорог и о безмерном счастье…

Ждут нас пыльные дороги,
Шалаши на час
И звериные берлоги
И старинные чертоги.
Милый, милый, мы, как боги:
Целый мир для нас.

Солнце жжет, — на север с юга,
Или на луну!
Им очаг и бремя плуга,
Нам простор и зелень луга.
Милый, милый, друг у друга
Мы навек в плену!

Марина Жарикова , заведующая отделом научно-информационной работы КРУ КЭИКЗ «Киммерия М. А. Волошина». Статья опубликована в газете «Крымские известия», № 29 от 14 февраля 2012 г. и
в газете «Победа», № 17 от 16 февраля 2012 г.

Экскурсия по залам музея Уголки цветаевского Крыма Гости цветаевского дома
—Феодосия Цветаевых
—Коктебельские вечера
—Гостиная Цветаевых
—Марина Цветаева
—Анастасия Цветаева
— «Я жила на Бульварной» (АЦ)
—Дом-музей М. и А. Цветаевых
—Феодосия Марины Цветаевой
—Крым в судьбе М. Цветаевой
—Максимилиан Волошин
—Василий Дембовецкий
— —Константин Богаевский
—Литературная гостиная
—Гостевая книга музея
Жизнь и творчество сестёр Литературный мир Цветаевых Музей открытых дверей
—Хронология М. Цветаевой
—Хронология А. Цветаевой
—Биография М. Цветаевой
—Биография А. Цветаевой
—Исследования и публикации
—Воспоминания А. Цветаевой
—Документальные фильмы
—Цветаевские фестивали
—Адрес музея и контакты
—Лента новостей музея
—Открытые фонды музея
—Музейная педагогика
—Ссылки на другие музеи

© 2011-2018 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)

Музей Марины и Анастасии Цветаевых входит в структуру Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина»

Марина цветаева силуэт

В исполнении актрисы театра «Ленком» Анны Большовой звучат 83 стихотворения и 7 поэм Марины Цветаевой.

01. Вы счастливы?
02. Под лаской плюшевого пледа.
03. Сегодня таяло.
04. Вам одеваться было лень.
05. Сегодня часу в восьмом.
06. Ночью над кофейной гущей.
07. Как весело сиял снежинками.
08. Свободна, шея поднята.
09. Ты проходишь своею дорогою.
10. Могу ли не вспомнить я.
11. Все глаза под солнцем жгучи.
12. Сини подмосковные холмы.
13. Повторю в канун разлуки.
14. Есть имена как душные цветы.
15. Хочу у зеркала, где муть.
16. Впервой любила ты.
17. Вспомяните! Всех голов мне дороже.
18. Моим стихам, написанным так рано.
19. Самоубийство
20. Голубые, как небо, воды.
21. Камерата
22. Мирок
23. Солнцем жилки налиты – не кровью.
24. Ты запрокидываешь голову.
25. Царь и Бог! Простите малым.
26. В зале
27. Вокзальный силуэт
28. Колдунья
29. Лесное царство
30. Даме с камелиями
31. Людовик XVII
32. В Париже
33. Тебе – через сто лет
34. Бальмонту
35. Евреям
36. Стихи о Москве (Облака вокруг)
37. Из рук моих – нерукотворный град.
38. Мимо ночных башен.
39. Настанет день – печальный, говорят.
40. Над городом, отвергнутым Петром.
41. Над синевою подмосковных рощ.
42. Семь холмов как семь колоколов.
43. Москва!Какой огромный.
44. Красною кистью.
45. В Кремле
46. Москве (Когда рыжеволосый самозванец. )
47. Гришка-вор тебя не ополячил.
48. Московский герб
49. Ахматовой (О, Муза плача, прекраснейшая из муз. )
50. Охватила голову и стою.
51. У тонкой проволоки над волной овсов.
52. Имя ребёнка Лев
53. Сколько спутников и друзей.
54. Не отстать тебе! Я – острожник.
55. Ты, срывающая покров.
56. На базаре кричал народ.
57. Златоустой Анне – всея Руси.
58. А что если кудри в плат.
59. Ты солнце в выси мне застишь.
60. Руки даны мне – протягивать каждому обе.
61. Ещё один огромный взмах.
62. Андрей Шенье взошёл на эшафот.
63. Не узнаю в темноте.
64. Генералам 12-го года (Вы, чьи широкие шинели. )
65. Ах, на гравюре полустёртой.
66. Сергею Эфрон-Дурново (Есть такие голоса. )
67. Сергею Эфрон-Дурново (Как водоросли ваши члены. )
68. Серёже
69. Из строгого, стройного храма.
70. Без Бога, без хлеба, без крова.
71. И кто-то, упав на карту.
72. Иосиф
73. Жидкий звон, постный звон.
74. Кармен (Божественно, детски-плоско. )
75. Стоит, запрокинув горло.
76. Не самозванка – я пришла домой.
77. Ночь. Норд-ост. Рёв волн.
78. Плащ (плащ для всех, кто строен и высок. )
79. Век коронованной Интриги.
80. Ночные ласточки Интриги.
81. О, самозванцев жалкие усилья.
82. Расставанье
83. А всему предпочла.

Поэмы
1. На красном коне
2. Певица
3. Поэма воздуха
4. Поэма горы
5. Поэма конца
6. Чародей
7. Сибирь

Название: Стихотворения и поэмы
Автор: Марина Цветаева
Жанр: поэзия
Издательство: ИДДК
Год выпуска: 2014
Тип: аудиокнига
Читает: Большова Анна
Язык: Русский
Время звучания: 02:39:15 + 02:21:32
Формат | Качество: MP3, 128 Kbit/s, 44000 Гц
Размер: 316,34 Mb

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector