Времена года в поэзии А

Для А. С. Пушкина природа была источником вдохновения, в его поэзии есть описание всех времен года.

В раннем творчестве Пушкина мы находим пейзаж, который описывался в основном поэтически, с характерными условными образами. Времена года его не оформлены в самостоятельную тему. Пейзаж в таких стихотворениях порой является символическим фоном для размышлений лирического героя.
Например, в стихотворении «Деревня» идиллическое описание природы призвано подчеркнуть ужас рабства и произвола непросвещенных помещиков. В стихотворении «Погасло дневное светило. » морская стихия — символ свободы, достижение которой для поэта невозможно. Этот же образ моря в другом раннем тексте Пушкина — «К морю» — символизирует романтическое направление в литературе и в образе мыслей, от следования которому поэт отказывается.

Более поздняя поэзия Пушкина реалистична, поэтому в описании пейзажа неизменно есть детали, указывающие на пора года. В поэзии Пушкина яркими красками нарисованы лето, осень, зимушка, весна.

Отношение поэта ко всем временам года можно найти в стихотворении «Осень». Оно содержит почти все мотивы пейзажной поэзии Пушкина, посвященной разным временам года.

Попробуем «расшифровать» мотивы стихотворения «Осень» с помощью других стихотворений Пушкина о природе и отрывков из романа «Евгений Онегин».

Весна, пора пробуждения и возрождения всего живого лирическому герою стихотворения «Осень» скучна и наводит тоску. Об этом же чувстве пишется в стихотворении «Весна, весна, пора любви. «. Даже физическое состояние одинаково в это пора года у обоих героев стихотворений: «весной я болен» («Осень») и «тяжко мне» («Весна, весна, пора любви. «).

В седьмой главе «Евгения Онегина» в I—III строфах описание наступившей весны и чувства автора, связанные с этим временем года, очень схожи с тем, что пишется в двух упомянутых стихотворениях. Во II строфу седьмой главы с небольшими изменениями вошло стихотворение «Весна, весна, пора любви. «. То, что «синея блещут небеса» и природа «улыбкой ясной» встречает весну, в повествователе не вызывает положительных эмоций: все около «ликует и блестит», но не радует лирического героя. То, что должно оживлять лучшие чувства в душе человека, на душу лирического героя, «мертвую давно», не оказывает такого чудотворного воздействия. Подобно этому, весна «живит» Евгения Онегина, но не приносит ему ничего, кроме страданий.

Вернемся к стихотворению «Осень». На основании этого текста можно сделать вывод, что Пушкин, как и весну, не любит и лето за «зной, да пыль», за комаров, мух и жару. Вероятно, прозвучавшая в «Евгении Онегине» мысль о краткости этой поры: «лето быстрое летит» (глава седьмая, строфа XXIX) — «мелькнет и нет» (глава четвертая, строфа XL), высказана с некоторой долей облегчения.

В «Осени» есть фраза, что лирический герой зимой «более доволен», чем летом и весной. Что же нравится ему в зиме? Отвечая на тот самый вопрос, Пушкин рисует целый ряд образов, милых его сердцу: снега, «зимних праздникоз блестящие тревоги», катание на коньках, луну и бег саней. Все эти мотивы развиты Пушкиным в поэтических текстах, посвященных зиме. Эта снежная пора может быть суровой, как, например, в стихотворении «Бесы»: путник заблудился «в чистом поле» во пора метели. «Снег летучий» мешает лирическому герою найти верную дорогу, более того луна не освещает пути, «невидимкою» скользя по небосводу, и кажется, что эта снежная стихия никогда не станет благосклонной к человеку. Однако в стихотворении «Зимнее утро» описывается тихое великолепное утро после бури. Если вчера «вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась», то сегодня «мороз и солнце; день чудесный» и снег лежит «великолепными коврами». После чудесного дня наступает ясная зимняя ночь. О тоскливой езде на тройке аккурат в такую ночь рассказывают ещё два стихотворения Пушкина. «Зимняя дорога» и «В поле чистом. «. Оба текста проникнуты одним и тем же настроением, скукой, и более того образный ряд в них схож. Луна, неизменный ингредиент всех стихотворений Пушкина о зиме, есть и в этих текстах: «пробирается луна», «льет печально свет она», «отуманен лунный лик» («Зимняя дорога») и «светит месяц» («В поле чистом. «).

Еще один мотив, мотив зимних праздников, обозначенный в стихотворении «Осень», звучит и в «Евгении Онегине». «Мгла крещенских вечеров» (глава пятая, строфа III) завораживала Татьяну Ларину, которая в праздничные ночи гадала.

Однако зимними днями порой трудно найти себе дело. В такие часы лирический герой стихотворения «Зима» замечает: «медленно глотаю скуки яд». Но, кроме скуки, зимушка для Пушкина имеет ещё один недостаток: она не стимулирует его творчество. Лирический герой стихотворения «Зима» замечает: «теряю все права над рифмой». Осенью же, наоборот, в душе поэта «пробуждается поэзия». Этому творческому подъему способствует «прощальная краса» (стихотворение «Осень») увядающей природы. Действительно, осенью «краса тихая» («Осень») окружает поэта, а «служенье муз не терпит суеты» («19 октября»).

Именно из-за этой тихой красоты, которая пробуждает все самое лучшее в человеке, Пушкин любит осень больше, чем другие времена года.

Все состояния природы описаны Пушкиным в поэтических текстах, потому что каждое пора года совпадало у поэта с определенным состоянием души, которое автор мастерски облекал в слова.

Тема природы в поэзии Пушкина и Лермонтова

Тема природы – ведущая тема в мировой поэзии. Разрабатывали ее и такие классики русской литературы, как А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов.
Очень важна тема природы в поэзии Пушкина. Русская природа вдохновляла поэта на создание новых прекрасных произведений.
Одним из ярких примеров таких произведений является стихотворение «Осень». Известно, что именно это время года было для поэта самым любимым. В поэзии осень обычно связана с настроениями грусти, увядания, умирания. Пушкин же само увядание природы расценивает как могучее движение жизни.
Лирическому герою этого стихотворения все остальные сезоны не приносят никакого удовольствия. Он любит именно осень. Только в это время года герой чувствует себя прекрасно. Ему близка прелесть увядания русской природы:
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Пушкин нашел подлинную красоту и прелесть в скромной осенней природе: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…».
Осень, осенние пейзажи влияют на творчество поэта. Именно осенью к нему приходит особое вдохновение.
Природа в творчестве Пушкина наделена глубоким философским смыслом. Ее вечные законы Пушкин рассматривает как глубочайшую мудрость мира. Так, в стихотворении «Вновь я посетил…» Пушкин описывает свои впечатления от посещения Михайловского, где он провел в ссылке два года. Мысли поэта обращаются к прожитому, он печально размышляет о себе и о времени.
Стихотворение очень просто по своим образам и настроению. Пушкин перечисляет памятные места, факты своей жизни («Вот опальный домик…», «Вот холм лесистый…»), видит неумолимый бег времени («… и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я…»).
Вновь посетив столь знакомые места, поэт почувствовал мудрость этого «общего закона» — вечного обновления и торжества жизни. Он воплощается в его стихотворении в центральном образе трех сосен.
Скромная природа стала для поэта могучим источником поэтического вдохновения и глубокого философского прозрения. Пушкин приветствует рождение новой «зеленой семьи». Ему радостно думать о том, что он неотделим от природы. На душе у лирического героя хотя и печально, но светло. Поэтому он так открыто смотрит в будущее.
Таким образом, тема природы играет важную роль в творчестве Пушкина. Самому поэту важно осознавать себя неотъемлемой частью вечного движения бытия. Природа способна вдохновить поэта на творчество, подарить ему прекрасное самочувствие. С помощью окружающей среды Пушкин понимает мудрейшие законы вселенной: все движется, все изменяется, все рождается и умирает.
В лирике Лермонтова природа также занимает большое место. Но это, как и в лирике Пушкина, не просто любование русской природой. Пейзажи служат для передачи размышлений и состояний поэта о мире и о себе.
Стихотворение 1837 года «Когда волнуется желтеющая нива…» можно считать уникальным. Оно передают душевное состояние, столь редкое для лирического героя Лермонтова- счастье, успокоение, мир в душе. Только родная русская природа смогла сделать, пусть ненадолго, поэта счастливым.
Первые три строфы перечисляют красоты русской природы, все то, чем она так дорога герою: волнуется желтеющая нива, свежий лес шумит, ландыш серебристый кивает головой, студеный ключ играет по оврагу и так далее. Последняя же строфа служит неким итогом:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
Но такие гармоничные стихи не характерны для Лермонтова. Его поэзия — это поэзия дисгармонии, одиночества, разочарования. Часто пейзажные зарисовки превращаются у Лермонтова в историю души. В стиховторении «Тучи» лирический герой отождествляет себя с тучами. У него, так же, как и у этих «небесных созданий»:
Нет, вам наскучили нивы бесплодные.
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Поэт пытается не только передать, но и осмыслить свое состояние. В стиховторении «Выхожу один я на дорогу…» он стремится ответить на вопрос, отчего он не может быть счастливым? Чего он ждет от жизни?
Лирический герой стремится только к покою, к единению с миром природы, со всей Вселенной: «Надо мной чтоб вечно зеленея Тёмный дуб склонялся и шумел». Дуб здесь является не только символом природы, но и символом мощи, жизненной силы, душевной гармонии.
Таким образом, природа в лирике Пушкина и Лермонтова играет важную роль. С ее помощью не только раскрывается пейзажная тема или тема любви к Родине. Через описание природы поэты передают свои глубокие философские размышления о смысле жизни, о законах бытия, о человеческом счастье.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Разное / 19 век / Тема природы в поэзии Пушкина и Лермонтова

Смотрите также по произведению «19 век»:

Природа в поэзии Пушкина

Мир природы входит в душу человека с момента его появления на свет, вызывая неподдельное изумление и восторг. С годами это восприятие становится спокойным и осмысленным, и от того, насколько глубоко способен человек видеть и чувствовать окружающую красоту, зависит во многом его нравственный облик.

Пушкинская поэзия открывает нам неповторимую прелесть родной природы. Под влиянием его изумительных стихов мы совершаем путешествие к морю, любуемся с высоты видом Кавказа, отдыхаем в тихом деревенском «пустынном уголке», приводя в порядок свои мысли и чувства, или мчимся по зимней дороге, слыша отдаленный звон колокольчика.

В лирике Пушкина русская природа оживает в своей неброской пленительной красоте. Золотые и багряные краски осени сменяются ослепительной белизной зимы. Любимым временем года была для Пушкина осень, которой посвящено одноименное стихотворение. Это своеобразный поэтический календарь, в котором поэт дает точную и емкую характеристику всех времен года и выражает свое отношение к ним. Восприятие природы у Пушкина нетрадиционно и непривычно. Например, строчки, посвященные лету, вызывают улыбку и заставляют согласиться с автором:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Так же откровенно говорит Пушкин о весне:

. я не люблю весны;
Скучна мне оттепель, вонь, грязь — весной я болен.
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен.

А ведь весна издавна считается в поэзии самым прекрасным временем года, когда оживает природа, пробуждается душа. Но Пушкину ближе осень и зима.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод.

Русский мороз дает поэту ощущение бодрости, силы, заставляет кровь быстрее струиться в жилах, возвращая молодость и счастье. Зимой особенно чувствуется уют теплого дома, который резко контрастирует с завыванием вьюги за окном. Это ощущение замечательно передано в стихотворении «Зимний вечер», оно усиливается воспоминаниями о самом близком человеке далекого детства — няне Арине Родионовне.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит.
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

В такой вечер особенно хорошо, греясь у огня, слушать песни и сказки, когда за окном разгулялась вьюга. Но природа неповторима в своей изменчивости. Наступает утро — и нет следа вчерашней непогоды. В стихотворении «Зимнее утро» нашему взору открывается чарующая картина:

Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо ладом блестит.

Своя прелесть есть и в морозной зимней ночи, замечательно изображенной поэтом:

Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.

Такой ночью, когда все погружается в сон, поэт может силой своего воображения перенестись в историческое прошлое своей страны, во времена опричнины. Но эта жестокая эпоха виселиц и казней давно миновала, а над Москвой по-прежнему раскинулся огромный синий свод, усыпанный звездами. Природа вечна. Она, как и прежде, удивительна и изменчива и продолжает восхищать взор поэта.

Ни одно из времен года не вызывало у Пушкина такого очарования, как осень. Ему удалось увидеть и передать богатство и многообразие ее красок, которые кажутся еще прекраснее в преддверии близкого умирания.

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

В этом стихотворении Пушкин находит для характеристики своего любимого времени года удивительные, исполненные глубокого смысла сравнения. Он уподобляет осень нелюбимому ребенку в семье. Пытаясь объяснить свое особое отношение к этой поре увядания, поэт сравнивает ее с умирающей от чахотки девушкой:

Играет на лице еще багровый цвет,
Она жива еще сегодня, завтра нет.

Но осень особенно дорога Пушкину еще и потому, что она пробуждает его творческие силы, заставляя оживать поэтическое воображение. Многим великим произведениям Пушкина мы обязаны осени. Он замечательно передает в одноименном стихотворении, как рождается вдохновенье и возникают образы, рифмы, звуки, плоды мечты.

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.

В пушкинских стихах о природе проявляются не только его вкусы и особенности восприятия, но и такие нравственные качества, как вольнолюбие, гуманность, патриотизм. Эти чувства пронизывают стихотворение «Деревня», в котором автор с любовью и нежностью рисует неяркий, но пленительный сельский пейзаж:

Я твой — люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

Эти строки воспринимаются как признание поэта в любви к родной земле, к своему народу. Его освобожденный от «суетных оков» взор видит рабское положение русского крестьянства, его разум и совесть гуманиста не могут примириться с этим. В стихотворении звучит горячий призыв к прогрессивно мыслящим людям бороться за освобождение своего народа. Ведь свобода — самое ценное, чем может обладать человек.

Понять и ощутить это помогает Пушкину встреча с морем. «Свободная стихия» поражает его своей мощью и беспредельностью, она созвучна его мыслям и чувствам. И, хоть для человека невозможно обретение абсолютной воли, он может сохранить свою внутреннюю свободу, которая останется с ним навсегда, как воспоминание о море:

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

Таким образом, пушкинская лирика дает нам возможность не только насладиться чарующими звуками его поэзии, но и многое узнать и понять в личности поэта и, конечно же, совершить незабываемое путешествие в волшебный мир природы.

Сочинение Тема природы в поэзии Пушкина и Лермонтова

Тема природы – ведущая тема в мировой поэзии. Разрабатывали ее и такие классики русской литературы, как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов.
Очень важна тема природы в поэзии Пушкина. Русская природа вдохновляла поэта на создание новых прекрасных произведений.
Одним из ярких примеров таких произведений является стихотворение «Осень». Известно, что именно это время года было для поэта самым любимым. В поэзии осень обычно связана с настроениями грусти, увядания, умирания. Пушкин же само увядание природы расценивает как могучее движение жизни.
Лирическому герою этого стихотворения все остальные сезоны не приносят никакого удовольствия. Он любит именно осень. Только в это время года герой чувствует себя прекрасно. Ему близка прелесть увядания русской природы:
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Пушкин нашел подлинную красоту и прелесть в скромной осенней природе: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…».
Осень, осенние пейзажи влияют на творчество поэта. Именно осенью к нему приходит особое вдохновение.
Природа в творчестве Пушкина наделена глубоким философским смыслом. Ее вечные законы Пушкин рассматривает как глубочайшую мудрость мира. Так, в стихотворении «Вновь я посетил…» Пушкин описывает свои впечатления от посещения Михайловского, где он провел в ссылке два года. Мысли поэта обращаются к прожитому, он печально размышляет о себе и о времени.
Стихотворение очень просто по своим образам и настроению. Пушкин перечисляет памятные места, факты своей жизни («Вот опальный домик…», «Вот холм лесистый…»), видит неумолимый бег времени («… и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я…»).
Вновь посетив столь знакомые места, поэт почувствовал мудрость этого «общего закона» — вечного обновления и торжества жизни. Он воплощается в его стихотворении в центральном образе трех сосен.
Скромная природа стала для поэта могучим источником поэтического вдохновения и глубокого философского прозрения. Пушкин приветствует рождение новой «зеленой семьи». Ему радостно думать о том, что он неотделим от природы. На душе у лирического героя хотя и печально, но светло. Поэтому он так открыто смотрит в будущее.
Таким образом, тема природы играет важную роль в творчестве Пушкина. Самому поэту важно осознавать себя неотъемлемой частью вечного движения бытия. Природа способна вдохновить поэта на творчество, подарить ему прекрасное самочувствие. С помощью окружающей среды Пушкин понимает мудрейшие законы вселенной: все движется, все изменяется, все рождается и умирает.
В лирике Лермонтова природа также занимает большое место. Но это, как и в лирике Пушкина, не просто любование русской природой. Пейзажи служат для передачи размышлений и состояний поэта о мире и о себе.
Стихотворение 1837 года «Когда волнуется желтеющая нива…» можно считать уникальным. Оно передают душевное состояние, столь редкое для лирического героя Лермонтова- счастье, успокоение, мир в душе. Только родная русская природа смогла сделать, пусть ненадолго, поэта счастливым.
Первые три строфы перечисляют красоты русской природы, все то, чем она так дорога герою: волнуется желтеющая нива, свежий лес шумит, ландыш серебристый кивает головой, студеный ключ играет по оврагу и так далее. Последняя же строфа служит неким итогом:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
Но такие гармоничные стихи не характерны для Лермонтова. Его поэзия — это поэзия дисгармонии, одиночества, разочарования. Часто пейзажные зарисовки превращаются у Лермонтова в историю души. В стиховторении «Тучи» лирический герой отождествляет себя с тучами. У него, так же, как и у этих «небесных созданий»:
Нет, вам наскучили нивы бесплодные. . .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: