Возвращение Марины Цветаевой

Документальные фильмы о судьбе и творчестве семьи Цветаевых
Ариадна Эфрон: «Я решила жить…»
назад в каталог фильмов

18 сентября 2012 года исполнилось 100 лет со дня рождения Ариадны Сергеевны Эфрон, и в этот же день телеканал «Культура» показал фильм, созданный режиссером Сергеем Басенко «Ариадна Эфрон: «Я решила жить…» Фильм-сопереживание, фильм-память и фильм-констатация трагических судеб великих людей, придавленных лапами «века-волкодава». Очень тонко и с большой любовью, будто отстраняясь от сопереживаний, режиссер плавно ведет зрителя по жизни Ариадны Сергеевны, Али, дочери великого поэта, вернувшей России Марину Цветаеву. «Я решила во что бы то ни стало жить. Моя жизнь настолько связана с ее жизнью, что я обязана жить для того, чтобы не умерло, не пропало бесповоротно то о ней, что я ношу в себе».

Фильм-биография повествует об Ариадне Сергеевне, но он не может быть отстранен от Марины Ивановны и Сергея Яковлевича. Стихи и воспоминания, самые ранние, самые первые, дополняют документы-фотографии, перемежаясь воспоминаниями Руфи Вальбе, составителя собраний сочинений А. С. Эфрон; Татьяны Щербаковой, друга Ариадны Сергеевны; Натальи Громовой, сотрудницы музея М. Цветаевой в Москве; С. С. Виленского, председателя общества «Возвращение»; Людмилы Трубицыной и Ирины Емельяновой.

Друг, подруга, наперсница мамы с раннего возраста – шести-семи лет Аля ведет свои самостоятельные записи, в восемь лет она пишет к Анне Ахматовой по поводу ее «Четок» и «Белой стаи»: «Это так же прекрасно, как андерсеновская «Русалочка» – так же запоминается и ранит навек»; в девять – «Спаси, Господи, Марину, Сережу, Иру, Любу и Андрюшу, русских офицеров и не русских, раненых и не раненых, всех – знакомых и незнакомых».

Уже значительно позже при встрече с Ариадной Сергеевной Анна Ахматова скажет ей: «Её (Марину) убило жестокое время, как оно убивало меня, как оно убивало многих». Оно убивало и Ариадну Сергеевну – обысками, арестами, ссылками и этапами, бесконечными допросами и избиениями на них, гибелью самых дорогих и близких людей. Вначале – спасали детские воспоминания, потом – необходимость выжить, чтобы (по крупицам!) собрать и издать произведения Марины Цветаевой.

Жизнь в нечеловеческих условиях помогла Ариадне Сергеевне понять мать так глубоко, как кому-то другому можно понять творческого человека. «Работать над первой посмертной книгой матери трудно и больно. Все сиротство написанного ею, но ей больше не принадлежавшего, представало мне во весь рост, в каждом стихотворении». Целые тетради, букву за буквой, а за буквой порой – целое слово, расшифровывает со своим плохим зрением (глаз поврежден на работах в ссылке) Ариадна Сергеевна. Часть архивов оставлена Мариной во Франции, Ариадне привозят эти тетради оттуда.

Понимая и осознавая ответственность за эту неподъемную ношу, с цветаевским упорством Ариадна Сергеевна издает первый сборник «Избранное» – спустя 20 лет после елабужской трагедии. С этого сборника и начинается возвращение имени Марины Цветаевой российскому читателю. «Чем старше становлюсь, тем больше приближаюсь к своим старикам, сливаюсь с ними душой. Теперь, когда я календарно старше их, я понимаю их больше как своих детей, чем как родителей».

Выполнив свою миссию на земле, Ариадна Сергеевна Эфрон скончалась 26 июля 1975 года. Похоронена на тарусском кладбище.

Ты будешь невинной, тонкой,
Прелестной — и всем чужой.
Пленительной амазонкой,
Стремительной госпожой.
И косы свои, пожалуй,
Ты будешь носить, как шлем,
Ты будешь царицей бала —
И всех молодых поэм.
И многих пронзит, царица,
Насмешливый твой клинок,
И все, что мне — только снится,
Ты будешь иметь у ног.
Все будет тебе покорно,
И все при тебе — тихи.
Ты будешь, как я — бесспорно —
И лучше писать стихи…
Но будешь ли ты — кто знает —
Смертельно виски сжимать,
Как их вот сейчас сжимает
Твоя молодая мать.

Марина Цветаева
5 июня 1914

Да, я тебя уже ревную,
Такою ревностью, такой!
Да, я тебя уже волную
Своей тоской.
Моя несчастная природа
В тебе до ужаса ясна:
В твои без месяца два года —
Ты так грустна.
Все куклы мира, все лошадки
Ты без раздумия отдашь —
За листик из моей тетрадки
И карандаш.
Ты с няньками в какой-то ссоре —
Все делать хочется самой.
И вдруг отчаянье, что «море
Ушло домой».
Не передашь тебя — как гордо
Я о тебе ни повествуй! —
Когда ты просишь: «Мама, морду
Мне поцелуй».
Ты знаешь, все во мне смеется,
Когда кому-нибудь опять
Никак тебя не удается
Поцеловать.
Я — змей, похитивший царевну, —
Дракон! — Всем женихам — жених! —
О свет очей моих! — О ревность
Ночей моих!

Марина Цветаева
6 июня 1914 г.

Экскурсия по залам музея Уголки цветаевского Крыма Гости цветаевского дома
—Феодосия Цветаевых
—Коктебельские вечера
—Гостиная Цветаевых
—Марина Цветаева
—Анастасия Цветаева
— «Я жила на Бульварной» (АЦ)
—Дом-музей М. и А. Цветаевых
—Феодосия Марины Цветаевой
—Крым в судьбе М. Цветаевой
—Максимилиан Волошин
—Василий Дембовецкий
— —Константин Богаевский
—Литературная гостиная
—Гостевая книга музея
Жизнь и творчество сестёр Литературный мир Цветаевых Музей открытых дверей
—Хронология М. Цветаевой
—Хронология А. Цветаевой
—Биография М. Цветаевой
—Биография А. Цветаевой
—Исследования и публикации
—Воспоминания А. Цветаевой
—Документальные фильмы
—Цветаевские фестивали
—Адрес музея и контакты
—Лента новостей музея
—Открытые фонды музея
—Музейная педагогика
—Ссылки на другие музеи

© 2011-2018 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)

Музей Марины и Анастасии Цветаевых входит в структуру Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина»

Возвращение Марины Цветаевой

«Лица XX века» (100-ая передача)

12 апреля Николай Цискаридзе 29 марта 9 марта

* «Белая стая» готовится к взлету . Популярный телеведущий
Виталий Вульф переходит на канал «Россия»

Валерий Кичин. «Российская газета» 22 июля 2003 г.

Биография Марины Цветаевой

(1892- 1941)

Трагическая биография Марины Цветаевой и сейчас, спустя почти семь десятилетий со дня ее смерти, по-прежнему вызывает жалость и заставляет от щемящей боли сжиматься сердце.

Родилась известная русская поэтесса в Москве, в семье профессора Московского университета, искусствоведа и филолога Цветаева Ивана Владимировича. В последствии он был директором музея Румянцева и стал основателем ныне существующего Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Мама Марины умерла, когда девочке было 14 лет, в дальнейшем ее воспитанием занимался отец. Детские годы будущей поэтессы прошли в Москве и в Тарусе, где находилась дача Цветаевых. Начав обучение в родном городе, Марина продолжила образование в Лозанне и Фрейбурге, а, посетив в 16 — летнем возрасте Францию, прослушала курс лекций в Сорбонне, посвященных ранней французской литературе.

Литературный талант Цветаевой проявился уже в раннем возрасте. Первые свои стихи она написала в шесть лет. Печататься стала с 16 лет, а в 18 годов вышел ее первый поэтический сборник – «Вечерний альбом», заслуживший одобрение таких известных критиков, как Гумилев, Волошин, Брюсов. Один за другим выходили книги поэтессы, творчество которой отличалось своеобразием и самобытностью.

В 1912 году биография Марины Цветаевой была отмечена важной вехой – поэтесса становиться женой Сергея Эфрона, который сумел стать для нее не только хорошим мужем, но и замечательным другом.

Марина все эти годы живет в Москве и много работает, но мало печатается. За прошедшее время поэтическое мастерство Цветаевой значительно выросло, но не потеряло своей оригинальной направленности.

Свершившуюся революцию Цветаева не приняла, считая ее выступлением «сатанинских сил». В 1922 году поэтесса получает разрешение от советского правительства на выезд за границу. Ее муж, бывший белый офицер, после поражения армии Деникина жил в Чехии. На какое-то время Марина вместе с дочерью Ариадной задерживается в Германии, где в 1923 году выходит ее книга «Ремесло». В чешский период жизни поэтессы появляются две ее книги – «Поэма Горы», «Поэма Конца». С рождением сына семья переезжает в Париж, где Марина завершает работу над поэмой «Крысолов», и очень много времени уделяет своим новым произведениям – «Поэма Лестницы», «С моря». Последний сборник стихов, который вышел при жизни Цветаевой, издается в Париже в 1928 года и получает название «После России». В него вошли стихи, написанные Мариной еще в Москве в начале 20.-х годов.

Жизнь семьи в эмиграции была очень тяжелой, Марина, увлеченная своею творческой деятельностью и жившая в созданном ею поэтическом мире, совершенно не способная к компромиссам, не хотела принимать участие в организации антисоветской компании. Она была чуждой и непонятной не только населению страны, где находила временный приют, но и русским эмигрантам. Эта, почти полная изолированность от общества, заставила Цветаеву подумать о возвращении в Россию. Она очень хотела стать для этой страны «желанным и жданным гостем», но этим надеждам не суждено было сбыться. В 1939 году состоялось возвращение на Родину, которое сделало ее еще более несчастной и одинокой. Муж и дочь Марины, вернувшиеся в Россию раньше ее, были арестованы, а сестра Анастасия уже давно отбывала ссылку.

Придавленная горем, ни кому не нужная замечательная поэтесса жила в Москве и зарабатывала переводами на нищенское пропитание. В начале войны Марина вместе с сыном покидает Москву, и уезжает в Елабугу. Доведенная до полного отчаяния событиями последних лет, не имеющая поддержки, бесконечно уставшая поэтесса добровольно уходит из жизни в 1941 году, 31 августа. Этим печальным событием и заканчивается краткая биография Марины Цветаевой.

«Через Летейски воды…» О Марине Цветаевой

Литературный салон
«ЧЕРЕЗ ЛЕТЕЙСКИ ВОДЫ…»
Жизнь и судьба
Марины Цветаевой
8. 09.1892 — 31.08.1941
К 115-летию со дня рождения поэта Марины Цветаевой
Эпиграф: «Поэт в России — больше, чем поэт!» — Е. Евтушенко
План сценария:
1. .Музыкальное вступление: Песня на стихи М.Цветаевой «О, сколько их упало в эту бездну…» в исполнении Пугачевой»
2. Вступительное слово Ведущих. (По ходу — демонстрация слайдов).
4. Чтение стихотворений из раннего цикла стихов Цветаевой «Вечерний альбом».
5. Слово Ведущих.
Инсценирование:
6. Встреча Марины Цветаевой с Сергеем Эфроном
Влюбленность (сценка из «Ромео и Джульетты» — «Объяснение в любви»).
7. Слово Ведущих о разлуке с мужем
8. Чтение «Вчера еще в глаза глядел…»
9. Ведущие о заграничной жизни Цветаевой.
Исполнение песни на стихи Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…».
10. Зарубежный цикл жизни и творчества.
11. Слово Ведущих о возвращении Марины Цветаевой в Россию.
Выступление ставропольских поэтов: Елены Гончаровой и группы клуба «Экспромт», юных поэтов Дворца: Заключительное слово Ведущих на фоне песни «О, сколько их…»

ХОД СЦЕНАРИЯ:
Портрет Цветаевой, цветы, букет из рябиновых гроздьев, калины, свечи, афиша на слайде. Звучит песня в записи «О СЛАЙД 1. сколько их…»
Ведущая:
Красною кистью Рябина зажглась.
Падали листья, Я родилась.
Спорили сотни Колоколов.
День был субботний: Иоанн Богослов.
СЛАЙД 2
Царица русской поэзии – Марина Цветаева!
Одинокий дух поэзии серебряного века!
Крупнейший поэт одной из крупнейших поэтических эпох,
Женщина трагической жизни с трагическим концом.
Ведущий: СЛАЙД 3 -Род Цветаевой
Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября в 1892 году в Москве, в высококультурной семье. Отец, Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (сейчас это Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).
Мать — Мария Мейн — происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи. В 1906 году она умерла, когда Марине было только 14 лет.
Ведущая:
Пианистка, ученица Рубинштейна, мать как чувствовала раннюю смерть и спешила дать дочерям, Марине и Асе, лучшее образование, привила любовь к музыке, к языкам и литературе. «После такой матери мне оставалось одно — стать поэтом», — скажет Марина Цветаева после.
Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски, по-немецки), печататься — с шестнадцати. Герои и события поселились в душе Цветаевой, продолжали в ней свою «работу». Маленькая, она хотела, как всякий ребенок, «сделать это сама». Только в данном случае «это» было не игра, не рисование, не пение, а написание слов. Самой найти рифму, самой записать что-нибудь. Отсюда первые наивные стихи в шесть-семь лет, а затем — дневники и письма.
Слайд -4
Ведущий:
В 1910 году еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, она выпускает довольно объемный сборник под названием «Вечерний альбом». Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как поэты Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Максимилиан Волошин.
Каковы же были первые поэтические шаги Марины Цветаевой?
СЛАЙД 5
Выступление детского театра-студии «Подснежник» Ранние стихи Цветаевой.
Ведущий:
Марина в детстве и юности подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии; перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в пансионах в Лозанне и Фрейбурге. Свободно владела французским и немецким языками. В 1909 слушала курс французской литературы в Сорбонне.
Ведущая:
Характер у Марины Цветаевой был трудный, неровный, неустойчивый. Илья Эренбург заметил: «Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, предельную гордость и предельную простоту. Ее жизнь была клубком прозрений и ошибок».
«Гордость и робость – мой союз», — скажет она о себе, но до того времени, как встретит и полюбит Сергея Эфрона – будущего мужа.
(звучит песня «С первого взгляда…» На ее фоне — диалог пары:
С.Эфрона и М.Цветаевой в Коктебеле.
Выступление молодой пары — артистов-чтецов)
СЛАЙД -Любовь и замужество
Актер и актриса выходят на сцену из разных сторон и идут навстречу друг другу.
Актриса:
Юный прелестный ХХ век! Период 10-х годов в жизни Цветаевой был освещен праздничной шумной атмосферой дома Максимилиана Волошина в Крыму, в Коктебеле. Именно здесь Она знакомится со своим будущим мужем – Сергеем Эфроном. Это была любовь с первого взгляда…
Актер:
Это была любовь с первого взгляда. Она была юна, стройна, кудри лежали кольцами, милая открытая улыбка. Но больше всего поражали глаза – широкие, цвета моря, бездонные, они уводили за собой будто на дно морское. Особенно, когда Марина читала свои стихи. Ее духовный мир был также безбрежен, как и бескрайнее море.
(берет актрису за руку): В январе 1912 года состоялось венчание Эфрона и Цветаевой.
Актриса:
Я с вызовом ношу его кольцо!
-Да, в Вечности – жена, не на бумаге.-
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза — прекрасно-бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей –
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
— Всем вам, кто жил и умирал без страху! –
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.
Актер:
Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе
Насторожусь – прельщусь – смущусь – рванусь,
О милая! Ни в гробовом сугробе,
Ни в облачном — с тобою не прощусь!
И если все ж – плеча, крыла, колена
Сжав – на погост дала себя увезть, —
То лишь затем, чтобы, смеясь над тленом,
Стихом восстать – иль розаном расцвесть!

Ведущая:
Сергей Эфрон стал не только ее мужем, но и самым близким другом.
Прошло пять лет безоблачного счастья, родились две дочери и грянули годы лихолетия, ставшими для Цветаевой непоправимо трагичными. Муж вступает в армию Корнилова и уезжает на фронт, потом в Турцию. Четыре года разлуки с ним, безденежье, голодный быт, студеные зимы и бесконечное стояние в очереди за хлебом. Отеческий дом заселяют чужие люди, но это горе не горе по сравнению с потерей младшей дочери, которая умирает от малярии в приюте (куда сдала ее Марина, чтобы как-то спасти от голода), малышка снится ей ночами.
Чтение актрисы:
«Я совсем потеряна, я страшно живу. Мне стыдно, что я жива», — напишет она в письме подруге. Чувствуя себя детоубийцей, она винится перед мужем и от отчаяния напишет в год разлуки — в 1920 году — такие строки:
«Вчера еще в глаза глядел… (и т. д. до конца)
Слайд – В годы лихолетья
Ведущий:
Годы первой мировой войны, революции и гражданской войны были временем не только вынужденной разлуки с мужем, но и стремительного творческого роста Цветаевой. Она жила в Москве, много писала, но почти не публиковалась. В литературном мире М.Цветаева по-прежнему держалась особняком, ее талант признавался всеми, но, как сама себе напророчила Марина, ее «стихам, как драгоценным винам, наступит свой черед».
Ведущая:
В мае 1922 ей с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго живет в Берлине, затем три года в предместьях Праги, а в ноябре 1925 после рождения сына семья перебирается в Париж. Жизнь эмигрантская была трудная, нищая. Жить в столицах было не по средствам, приходилось селиться в пригородах или ближайших деревнях.
СЛАЙД – Вдали от родины
Ведущий:
Иногда в поисках дешевых продуктов она бродила по рынкам, подбирая остатки овощей или по лесу, собирая вязанки дров. «Я разучилась просто гулять в лесу», — писала она на Родину подруге.
Творческая энергия Цветаевой, невзирая ни на что, не ослабевала: наступил расцвет поэтического творчества.
Ведущая:
СЛАЙД – Расцвет творчества
В 23-м году в Берлине вышла книга «Ремесло», получившая высокую оценку критики. В 1924 году напишет поэмы: «Поэма Горы», «Поэма Конца». В 1926 заканчивает поэму «Крысолов», работает над поэмами «С моря», «Поэма Лестницы», «Поэма Воздуха» и другие многочисленные стихи-откровения, полные страсти и глубокого смысла. Стихи настолько музыкальны и ярки, неповторимы, что ложатся на музыку. Они – вне времени.
Пение под гитару «Мне нравится, что вы больны не мной…»
СЛАЙД – Жизнь в Чехии
Трехлетнее пребывание Цветаевой в
Чехии — это затяжная борьба с полунищим бытом,
необходимость постоянно отвоевывать себе место и время для творчества. Все считают ее сильной, выносливой, да и сама она называет себя семижильной. Но кто бы знал, как нелегко дается ей эта сила!
Ведущая:
Как хочется иногда почувствовать себя слабой, беззащитной — все тем же ребенком, который мечтает укрыться от земных забот под ласковым материнским крылом.
Чтение актрисы стихотворения Цветаевой «В огромном городе моем ночь»
СЛАЙД – Возвращение на родину
Ведущая:
Безоглядная любовь к Родине, тоска по ней, а также ненависть к фашистам, оккупировавшим Чехию, начало второй мировой войны и бесконечная бедность привели ее к возвращению в СССР летом 1939года.
На родине оказалась вновь одинока («Не за кого держаться. «- напишет она). Места в родительском доме не нашлось для нее, заслуги ее отца перед Отечеством не брались в счет. Бесполезны были хождения по чиновничьим кабинетам.
Мало того, были арестованы ее муж, дочь, сестра. Отправленная в эвакуацию в г. Елабугу на Каме, где Цветаева не могла получить работу даже посудомойки в столовой Дома литераторов. На печатание стихов был наложен запрет.
Ведущий:
Не выдержав нищеты, унижений, не видя смысла дальнейшего существования, она напишет в отчаянии:

Отказываюсь — быть.
В Бедламе нелюдей .
Отказываюсь — жить.
С волками площадей
Отказываюсь — выть.
Трагедия, произошедшая с семьей Марины Цветаевой в Советском Союзе, хорошо известна. Осенью тридцать девятого арестована дочь Аля, потом муж… Оставшись вдвоем с сыном, Марина Ивановна тщетно ищет работу. Печатать ее никто не решается. Жилья своего тоже нет. С огромным трудом удается найти какую-то жилплощадь. Да и то на время… Цветаева возмущена. Почему Москва «не вмещает ее»? Почему «вышвыривает»? Ведь их род — Цветаевых — буквально задарил Москву. Отец, Иван Владимирович, создал прекрасный Музей изящных искусств. Три огромные цветаевские библиотеки подарены Румянцевскому музею (будущей Ленинке). А сколько стихов, подлинных поэтических шедевров посвящены Москве!…
СЛАЙД – « Отверженная»
Ведущие:
Письма-жалобы, письма-просьбы разлетаются во все концы — в Союз писателей, в правительство, наконец, лично Сталину… Ни к кому не достучаться. Ведь она для них — жена врага народа, а значит, белогвардейская поэтесса. Она писала письма, а на Лубянке из ее мужа выбивали показания в том, что он французский шпион… Рано поседевшая и постаревшая, Цветаева пишет горькие строки:
«Меня жизнь за этот год — добила».
«Исхода не вижу… Взываю о помощи…»
И, наконец, самая страшная:
«Никто не видит — не знает, — что я
Год ищу крюк, чтобы умереть.
31 августа в 1941 году Цветаевой не стало, она покончила с собой в сенях деревянного дома в Елабуге, когда сын и хозяйка ушли на расчистку аэродрома. Вскоре после ее гибели был расстрелян Сергей Эфрон, а в июле сорок четвертого погиб на войне Георгий — сын Марины Ивановны.
Могила Марины Цветаевой долгое время считалась утернной, обозначено лишь условное место на елабужском кладбище, где поставлен памятник поэту. Но остались поэзия и прозаические произведения Марины Цветаевой, в том числе письма и дневники.
СЛАЙДЫ: «Публицистика», «Фотогалерея», а так же воспоминания и критические работы по творчеству Цветаевой.
СЛАЙДЫ – «Путешествие по домам-музеям Марины Цветаевой».
Сайты из Интернета о Цветаевой.
Чтецы поочередно читают:

Поэт и чернь.
Поэт и власть. –
Трагичности извечная дилемма
Бездарности, живущей всласть,
И гения – вместилища Вселенной.
Без жалости эпохи жернова
О, скольких жертв перемололи, судеб!
И без разбору образом врага
Клеймили тех, кто неподсуден!

Распята ты любовью к Родине,
Чуть слышен вздох из-под статей:
«Ах, если б меж поэтом и народом
Ввек не стояло бы властей!»

Марина, ты была права!
Настал черед твоим стихам, как винам,
Чья драгоценность терпкая, пьяня,
Тем драгоценней, чем старинней!

А зарябит печальный листопад,
И гроздья алые засветятся рябины.
Тебе, через Летейский водопад, —
Аплодисменты все! – Виват, Марина!
Завершение.
Выступление поэтов с чтением авторских стихотворений и поэзии Цветаевой. Выступление молодых поэтов из клуба «Экспромт».
В финале – «О, сколько их упало в эту бездну…» — песня на стихи Цветаевой.
Автографы у поэтов. Общее фотографирование на память.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector