Ворон и Лисица — басня Эзопа

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит:

«Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, — ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать».

Басня уместна против человека неразумного.

Мораль басни «Ворон и Лисица»

В образах животных Эзоп высмеивал многие качества людей, любящих получать в свою честь дифирамбы и всякую похвалу. Так и в морали басни Ворона и лисица сокрыт огромный кладезь будущим поколениям: не нужно прислушиваться к лживым речам, хотя они и приятны уху, нужно принимать мудрые решения. Если бы ворон просто вспорхнул и улетел, то он бы наполнил свою брюхо, а так из-за своей наивности и некой глупости остался с пустым животом.

И, конечно же, не стоит забывать и о другом персонаже Лисе, людей такого типа нам нужно избегать, потому что они всегда будут желать получить от нас все возможное и могут даже навредить.

Если вы попали в жизни в похожую ситуацию, то хороший способ – это бежать от таких «знакомых» и держать в руках то, что принадлежит вам. Это будет и смелым, и одновременно мудрым решением.

Басня Крылова Ворона и лисица

Хитрая лиса преподает урок вороне, которой бог послал кусочек сыра, но она не смогла его удержать по своей глупости. Басня Крылова Ворона и лисица словно говорит: верь своим глазам, а не ушам.

Басня Ворона и лисица читать

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, —
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Мораль басни Ворона и лисица

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Басня Ворона и лисица — анализ

Ребята, лисичка в басне льстивая и очень хитрая, но совсем не плохая, простой её также не назовешь. Сообразительности и находчивости ей не занимать. А вот ворона наоборот была немного глупа, что поверила в уговоры лисы и каркнула во всё свое горло, ведь петь то на самом деле не умела и ангельским голоском похвастаться не могла, но как же ей приятно было слушать хвальбу лисы. Упустила свой кусочек сыру, а лиса и была такова. Интересно, а на чьей стороне находитесь вы?

Основное противоречие в басне Ворона и лисица заложено в нестыковке текста и морали. Мораль утверждает, что льстить – это плохо, но лиса, которая себя именно так и ведет – оказывается победительницей! Текст басни демонстрирует как игриво и остроумно ведет себя лиса, а далеко не осуждает её поведение. В чем же секрет? А тайны никакой на самом деле нет, просто в каждом возрасте и положении, человек по-разному относится к лести и льстецам, иной раз кому-то поведение лисы покажется – идеалом, а в другой раз – некрасивым поступком. Единственное, что остается неизменным – это глупость одураченной вороны – уж тут всё без изменений.

Басня Крылова Ворона и Лисица

Басня Ворона и Лисица читать:

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перушки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

И.А. Крылов. Басня «Ворона и лисица»

Цели урока:

  • развивать языковое чувство учащихся;
  • формировать навыки вдумчивого чтения художественного текста;
  • формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с текстом;
  • заинтересовать учащихся личностью и творчеством И.А. Крылова;
  • способствовать эмоциональному восприятию басен;
  • воспитывать любовь к литературе, умение различать положительное и отрицательное в поступках героев басен Крылова

Оборудование: карточки с фразами или словами из определённой басни, ставшие крылатыми; слайды с видами г. Санкт-Петербурга; портреты И.А. Крылова и Эзопа; выставка книг И.А. Крылова.

I. Проверка домашнего задания

Рассказы учащихся об И.А. Крылове и его творчестве.

II. Повторение изученных басен И.А. Крылова

Используются карточки с фразой или словами из определённой басни, ставшие крылатыми.

  • «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…»
  • «Да только воз и ныне там…»
  • «Вперёд чужой беде не смейся, Голубок…»
  • «Совсем без драки могу попасть в большие забияки…»
  • «Это зло ещё не так большой руки…»
  • «А проку на волос нет в них…»
  • «Как ни полезна вещь, — цены не зная ей, невежда про неё свой толк всё к худу клонит…»
  • «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться…»
  • «Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши!»
  • «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней…»
  • «Друзья, хоть вы охрипните, хваля друг дружку, всё ваша музыка плоха!»
  • «Кто про свои дела кричит всем без умолку, в том, верно, мало толку…»

III. Рассказ учителя о памятнике И.А. Крылову в г. Санкт-Петербурге

– На уроке русского языка мы с вами писали небольшой рассказ о городе Санкт-Петербурге. Попробуем совершить воображаемую экскурсию. Давайте мысленно пройдём по набережной вдоль ограды, а потом заглянем в Летний сад. Вот аллея, где находится памятник Ивану Андреевичу Крылову. Баснописец изображен сидящим, в руке у него книжка, он глубоко задумался. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.
– Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около «дедушки Крылова» всегда цветы, играющие дети?
– Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Познакомиться с новой басней Крылова – значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

IV. Чтение басни «Ворона и лисица» учителем

V. Беседа по непосредственным впечатлениям

– Что особенно понравилось в басне?
– О чём же это произведение?
– Как вы понимаете слово порок?
– Предосудительный недостаток, позорящее свойство.
– Какие пороки людей высмеиваются в баснях Крылова?
– Объясните значение слова лесть.
– Лицемерное, угодливое восхваление.
– Образуйте от слова лесть однокоренные слова.
– Лесть – льстить, льстец, льстивый.

VI. Словарная работа

– Как вы понимаете значение следующих слов?

  • Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на чём-либо, на верху чего-либо.
  • Всё не впрок – не на пользу.
  • Пленить – покорить чем-либо, очаровать (очень сильно понравиться).
  • Бог послал – так раньше говорили о чём-либо, случайно добытом или полученном.
  • Ангельский (голосок) – отличающийся нежностью, добротой.
  • Царь-птица – лучшая из всех птиц.
  • Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница (в народных сказках ворон изображают иногда как вещих птиц, предсказывающих недоброе).

VII. Слушание басни известного писателя древности Эзопа «Ворон и Лисица» (в пересказе для детей Л.Н. Толстого).

Ворон и Лисица

Ворон добыл кусок мяса и сел на дерево. Захотелось Лисице мяса, она подошла и говорит:
– Эх, Ворон, как посмотрю на тебя – по твоему росту да красоте, только бы тебе царём быть! И, верно, был бы царём, если бы у тебя голос был.
Ворон разинул рот и заорал, что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит:
– Ах, Ворон! Коли бы у тебя и ум был, быть бы тебе царём.

– Чем отличается басня И. Крылова от прослушанной вами басни Эзопа?
– Н.В. Гоголь писал о Крылове, что «звери у него мыслят и поступают слишком по-русски». В народных сказках Лиса выступает как хитрая, лукавая, вездесущая кумушка, Ворона же изображается неповоротливой, тугодумной и простоватой птицей, хотя её собрат Ворон в русском животном эпосе обладает даром предвидения. Ворона и Лисица – главные герои басни, однако наряду с ними важное значение приобретает и кусочек сыра. Не случайно Крыловым в отличие от Эзопа, у которого Ворон «добыл кусок мяса», описывается сыр. С незапамятных времен сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством.

VIII. Чтение басни Крылова учащимися (про себя)

IХ. Работа над содержанием

Деление басни, исключая мораль, на три части. Озаглавливание каждой части. («Находка», «Льстец», «Простофиля».)

– Какие глаголы использует И. Крылов, описывая действия Вороны?
– Проследите, как действует на Лисицу сыр.
– Каким метким словом называет И. Крылов Лисицу? Что обозначает это слово?
– Прочитайте, как Лисица льстила Вороне. Для чего она это делала? Какова Ворона в действительности?
– Как же прореагировала Ворона на лесть, как об этом написал Крылов?
– Подготовьтесь к выразительному чтению басни.
– Скажите, о чём предупреждает своих читателей Иван Андреевич Крылов?
– Какие пороки людей осуждаются?
– Какие строки из басни «Ворона и Лисица» стали крылатыми, т. е. употребляются как пословицы? («В сердце льстец всегда отыщет уголок».)
– Прочитайте пословицы и скажите, как они соотносятся с содержанием басни. Как вы их понимаете?

  • Верь своим очам, а не чужим речам.
  • На языке – медок, а на сердце – ледок.
  • У лести нет чести.

Х. Домашнее задание: по желанию учить наизусть или выразительно читать, нарисовать свои иллюстрации к этой басне.

ХI. Итог урока

– С каким человеческим пороком боролся И.А. Крылов, создавая эту басню? (С лестью, заискиванием)
– Итак, И.А. Крылов в своих баснях даёт нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.
– Сейчас, каждый из вас подумает о своей роли на уроке…
– Какие знания и навыки вы приобрели на уроке?
– Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
– Нужно ли изучать басни?
– Чему они учат?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: