Вопросы для викторины по Гоголю

Викторина по литературе для школьников

Иван Александрович, приезжий из Петербурга, утверждал, что каждый день на балах играет в вист с самим министром иностранных дел, французским, английским и немецким посланниками. Как фамилия этого приезжего?

(Хлестаков из гоголевского «Ревизора».)

Кто из героев Гоголя был «с Пушкиным на дружеской ноге»?
(Иван Хлестаков.)

Пушкин подарил Гоголю сюжеты пьесы «Ревизор» и этого произведения. Какого?
(«Мёртвые души».)

Как называется самая известная поэма Н.В. Гоголя?
(«Мёртвые души».)

Сколько томов «Мёртвых душ» запланировал написать Гоголь?
(Он решил написать три тома, в которых можно было бы показать Русь всесторонне. Во втором и третьем томах Гоголь хотел показать положительных героев, а также нравственное возрождение мошенника Чичикова. Но сделать этого ему не удалось. Второй том писателем был сожжён, а из дошедших до нас черновиков видно, что положительные герои вышли жизненно неубедительными.)

Кому из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» принадлежит книга, всегда раскрытая на 14-й странице?
(Манилову.)

Каким непривычным именем Манилов назвал своего старшего сына?
(Фемистоклюс.)

Какое название плода совпадает с фамилией героини «Мёртвых душ»?
(Коробочка.)

Хрестоматийный образ русского скряги — это. Кто?
(Плюшкин.)

Какую фразу Чичикова можно услышать и от картёжника, и от бильярдиста, и от шахматиста? И от любителей шашек, конечно, тоже.
(«Давненько не брал я в руки. »)

Назовите любимые сказки Павла Ивановича Чичикова.
(Ревизские сказки. Именные списки населения России 18 — 1-й пол 19 вв., составлявшиеся во время ревизий.)

В какое произведение Гоголя включена «Повесть о капитане Копейкине»?
(В «Мёртвые души».)

Какая птица, согласно Н.В. Гоголю, долетит до середины Днепра?
(Редкая. Пингвин — птица редкая. Значит, до середины Днепра долететь должна. )

«Птица» из «Мёртвых душ» Гоголя — это .
(Тройка лошадей.)

Какое название блюда совпадает с фамилией героя «Женитьбы» Гоголя?
(Яичница.)

На пьедестале памятника Гоголю в Москве писатель Гиляровский изображён в облике этого героя. Какого?
(Тараса Бульбы.)

Кем по родству приходилась ведьма Солоха кузнецу Вакуле?
(Матерью.)

Назовите транспортное средство кузнеца Вакулы при полёте в Петербург.
(Чёрт.)

На какой овощ были похожи головы гоголевских Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича?
(На редьку.)

Название какого проспекта Санкт-Петербурга стало названием повести Гоголя?
(Невского проспекта.)

По какой повести Гоголя П.И. Чайковский написал оперу?
(«Ночь перед Рождеством», опера «Черевички».)

Вопросы по мертвым душам гоголя

1 ноября 2014 г. — 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Электронный журнал «Православный поклонник на Святой Земле»

Закончена работа над созданием первой серии цикла фильмов о Святой Земле. Фонд для фильмов о Святой Земле

Новости Иерусалимского отделения ИППО:

Гоголь любил повторять, что не будут живы его образы, если каждый читатель не почувствует, что они взяты «из того же тела, из которого и мы». Это свойство гоголевских образов – некую узнаваемость, близость душе каждого из нас – отмечали уже современники писателя. «Не все ли мы после юности, так или иначе, ведем одну из жизней гоголевских героев? – записал в своем дневнике Герцен в июле 1842 года. – Один остается при маниловской тупой мечтательности, другой – буйствует a la Nosdreff, третий – Плюшкин. » «Каждый из нас, – говорил Белинский, – какой бы он ни был хороший человек, если вникнет в себя с тем беспристрастием, с каким вникает в других, – то непременно найдет в себе, в большей или меньшей степени, многие из элементов многих героев Гоголя».

Как ни странно, у Герцена и Белинского духовный подход к проблеме: в православной аскетике есть понятие присутствия любого греха в человеке; если он обратится к своей душе, то увидит все. и среди всего – нечто преобладающее. Общепризнано, что определяющей чертой гоголевских типов является пошлость. Но что такое пошлость? В старом, первоначальном значении, ныне уже утраченном, пошлый – обыкновенный, заурядный, ничем не примечательный. В начале шестой главы «Мертвых душ» Гоголь употребляет это слово именно в таком значении. Автор говорит, что прежде, в лета его юности, ему случалось подъезжать к какому-нибудь новому месту и оно представало перед ним своею «не пошлою наружностью».

По словам Гоголя, главное свойство его таланта определил Пушкин: «Он мне говорил всегда, что еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем». Белинский оспорил пушкинское определение «дара» Гоголя. Особенность таланта Гоголя, утверждал критик, «состоит не в исключительном только даре живописать ярко пошлость жизни, а проникать в полноту и реальность явлений жизни. Ему дался не пошлый человек, а человек вообще, как он есть, не украшенный и не идеализированный».

Однако чем же тогда пошлый человек отличается от не пошлого? Тот же Белинский писал, что «порядочный человек не тем отличается от пошлого, чтобы он был вовсе чужд всякой пошлости, а тем, что видит и знает, что в нем есть пошлого, тогда как пошлый человек и не подозревает этого в отношении к себе; напротив, ему-то и кажется больше всех, что он истинное совершенство». Пошлость у Гоголя – это печать духовного убожества, которое можно найти в каждом человеке. Герои Гоголя пошлы, так как они мертвы духовно. Поэтому своеобразным ключом к смыслу поэмы является ее название.

Прежде всего оно имеет буквальное значение, связанное с сюжетом. Мертвые души – это «товар», который покупает Чичиков, а именно души умерших крестьян, которые, по ревизским сказкам 1 , числятся живыми. Недаром Коробочка жалуется Чичикову: «Народ мертвый, а плати, как за живого». Гоголь вкладывает в уста Чичикова и других героев поэмы по отношению к приобретенным душам слово «мертвые» вместо принятого в официальных документах «убылые». В этой связи Погодин писал ему 6 мая 1847 года: «Мертвых душ» в русском языке нет. Есть души ревизские, приписные, убылые, прибылые». Гоголь хотел придать этими словами особенный смысл не только афере Чичикова, но и всему произведению.

Гораздо важнее буквального – иносказательный, метафорический смысл названия поэмы. Мертвые души – это помещики и чиновники, сам Чичиков. Этот смысл был очевиден уже для первых читателей Гоголя. Так, Герцен записал в дневнике в 1842 году: «. не ревизские – мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и tutti guanti 2 – вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу».

Но есть в названии книги и глубокий духовный смысл. Он раскрыт Гоголем в предсмертной записи: «Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, прелазай иначе, есть тать и разбойник» 3 . По Гоголю, души его героев не вовсе умерли. В них, как и в каждом человеке, таится подлинная жизнь – образ Божий, а вместе с тем и надежда на возрождение. О том, что такое жизнь и смерть души, говорит один из великих учителей Церкви, преподобный Симеон Новый Богослов: «Христос приходит и пришествием Своим воскрешает мертвую душу, и дает ей жизнь, и дарует благодать видеть, как Он Сам воскресает в ней и ее воскрешает. Таков закон новой жизни о Христе Иисусе, что Христос Господь благодатию Святаго Духа приходит к нам и воскрешает умерщвленные души наши, и дает им жизнь, и дарует очи видеть Его Самого, бессмертного и нетленного, живущим в нас. Прежде же чем душа соединится с Богом, прежде чем узрит, познает и восчувствует, что воистину соединена с Ним, – она бывает совсем мертва, слепа, бесчувственна; но при всем том, что мертва, все же по естеству своему бессмертна».

В Толковом словаре Владимира Даля одно из значений слова «мертвый» – «человек невозрожденный, недуховный, плотской или чувственный». Это значение близко к тому, в котором употребляет данное слово и Гоголь. Например, Манилов ведет жизнь исключительно материальную (плотскую, чувственную), поэтому настоящей жизни (то есть духовной) в нем нет: он мертв, как и другие помещики, как и сам Чичиков.

Выражению «мертвые души» именно Гоголь придал тот специфический смысл, в котором мы употребляем его и сегодня. Однако писатель шел здесь от евангельской традиции, к которой и восходит понимание «мертвой» души как духовно умершей. Гоголевский замысел созвучен христианскому нравственному закону, сформулированному святым апостолом Павлом: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22). С этим связана и главная идея «Мертвых душ» – идея духовного воскресения падшего человека. Ее должен был воплотить в первую очередь главный герой поэмы. «И, может быть, в сем же самом Чичикове заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес», – предсказывает автор грядущее возрождение своего героя, то есть оживление его души.

Есть основания полагать, что намек на предстоящее нравственное перерождение Павла Ивановича Чичикова содержится уже в самом его имени. В мировоззренческих представлениях Гоголя послания святого апостола Павла, который «всех наставляет и выводит на прямую дорогу» (из письма Гоголя к сестре от 20 января (н.ст.) 1847 года), занимают исключительно важное место. Как известно, апостол Павел был одним из гонителей Христа, а потом стал распространителем христианства по всему миру 4 .

Было бы, однако, неверным думать, что в последующих томах Гоголь намеревался сделать Чичикова «добродетельным человеком». Гоголевские высказывания на этот счет, как и уцелевшие главы второго тома, не дают оснований для такого заключения. Александр Матвеевич Бухарев (в монашестве архимандрит Феодор), не раз беседовавший с Гоголем о его сочинении, в позднейшем примечании к своей книге «Три письма к Н.В.Гоголю, писанные в 1848 году» рассказывает: «Помнится, когда кое-что прочитал я Гоголю из моего разбора «Мертвых душ», желая только познакомить его с моим способом рассмотрения этой поэмы, то и его прямо спросил, чем именно должна кончиться эта поэма. Он, задумавшись, выразил свое затруднение высказать это с обстоятельностию. Я возразил, что мне только нужно знать, оживет ли, как следует, Павел Иванович? Гоголь, как будто с радостию, подтвердил, что это непременно будет, и оживлению его послужит прямым участием сам Царь, и первым вздохом Чичикова для истинной, прочной жизни должна кончиться поэма».

По всей вероятности, Гоголь хотел провести своего героя через горнило испытаний и страданий, в результате которых он должен был бы осознать неправедность своего пути. Этим внутренним переворотом, из которого Чичиков вышел бы другим человеком, по-видимому, и должны были завершиться «Мертвые души». Знаменательно, что как в «Ревизоре» настоящий ревизор появляется по повелению Царя, так и в поэме в воскрешении героя должен был принять участие сам Государь.

Возродиться душой должен был не только Чичиков, но и другие герои, – даже Плюшкин 5 , может быть, наиболее «мертвый» из всех. На вопрос архимандрита Феодора, воскреснут ли прочие персонажи первого тома, Гоголь отвечал с улыбкой: «Если захотят». Духовное возрождение – одна из высших способностей, дарованных человеку, и, по Гоголю, этот путь открыт всем. И это возрождение должно было совершиться на основе «коренной природы нашей, нами позабытой», и послужить примером не только для соотечественников, но и для всего человечества. В этом и заключалась одна из «сверхзадач» поэмы Гоголя «Мертвые души».

1 Ревизская сказка – именной список крепостных крестьян, составлявшийся при переписи (ревизии). Ревизия производилась раз в семь-десять лет для исчисления подушной подати, которая взималась по числу мужчин-крепостных. Крестьяне, внесенные в список, назывались «ревизскими душами». Число их оставалось неизменным до следующей переписи.

2 Все прочие (итал.)

3 «Аминь, аминь, глаголю вам: не входяй дверьми во двор овчий, но прелазя инуде, той тать есть и разбойник. » (Ин. 10,1); русский перевод: «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник. »

4 Ср. в «Страшной мести»: «Слышала ли ты про апостола Павла, какой был он грешный человек, но после покаялся и стал святым».

Кроссворд по «Мёртвым душам»: 1-й лёгкий

Это первый наш кроссворд онлайн по «Мёртвым душам». Автор этого самого главного в своей жизни творения — Николай Васильевич Гоголь (при рождении Яновский). Данные кроссворды для школьников касаются только первого тома поэмы «Мёртвые души», который был издан в 1842 г. Второй том этого произведения был уничтожен писателем, несмотря на то, что «рукописи не горят», в черновиках остались отдельные главы. А третий том «Мёртвых душ» вообще не был начат.

Будут сделаны несколько лёгких и сложных кроссвордов онлайн. Надеемся, что наши кроссворды по литературе придутся по вкусу школьникам и учителям литературы.

Отгадки в этих кроссвордах онлайн — это не только существительные в начальной форме! В цитатах слова могут стоять в любом числе и падеже.

По горизонтали.
1. Что было чересчур передано в приятность черт Манилова?
3. С чем сравнил Гоголь лицо сбитенщика, выглядывающее из окна лавки в 1-й главе?
7. Как звали кучера Чичикова?
8. Название предмета одежды с искрой, который имел Чичиков.
10. Как назвал Гоголь, наряду с поэмой, своё произведение?
12. Кто наступил на ногу главному герою «Мёртвых душ» на вечеринке у губернатора?
14. Интеллектуальное занятие, к которому имел страсть Петрушка.
16. Как главного героя «Мёртвых душ» звали в детстве?
18. Помещик, к которому Чичиков поехал в первую очередь.
20. «Как давно вы изволили подавать ревизскую . » — спросил Чичиков Манилова в его кабинете.
21. «Может, вы изволили так выразиться для красоты . » — ответил Манилов на предложение продать мёртвые души.
По вертикали.
2. Что имел губернатор города NN на шее? У Чехова есть такой рассказ: «. на шее».
4. Что мечтал выстроить Манилов через пруд?
5. Термин, возникший от фамилии одного из помещиков в поэме «Мёртвые души».
6. Сказочный персонаж, которого посулил Чичиков Коробочке, хватив стулом об пол.
9. При покупке мёртвых душ совершалась купчая .
10. Как назывался трактирный слуга?
11. На чём передвигался Чичиков между населёнными пунктами?
13. Музыкальный инструмент, с которым автор сравнил нос Чичикова, когда тот высмаркивался.
15. Литературный приём, часто применяемый автором в «Мёртвых душах».
17. Куда посылал Чичиков Петрушку, когда втягивал носом воздух?
18. Насекомые, с которыми сравнил Гоголь чёрные фраки, которые носились там и сям, на вечеринке у губернатора.
19. Неазартная карточная игра, в которую играли на вечеринке у губернатора.

Управление разгадыванием кроссворда.

Если кроссворды грузятся с ошибками, очистите кэш браузера от старых вариантов файлов, зайдя на вкладку настроек, и перезапустите браузер.

  • До ввода букв щёлкните на кроссворде, чтобы передать фокус ввода его окну.
  • При наведении курсора на клетку, в которой начинается слово, внизу вы увидите подсказку. Если одна клетка служит началом двух слов, то переместите в неё курсор извне так, чтобы его «горячая точка» оказалась ближе к верхнему правому углу клетки, и вы увидите подсказку для слова по горизонтали. И ближе к левому нижнему углу, чтобы увидеть подсказку для слова по вертикали.
  • Вы можете разгыдывать кроссворд, перемещая маркер клавишами со стрелками. Это удобно, т.к. есть автопрокрутка и подсказки. Клавишами Home, End, PgUp и PgDn можно перемещать окно сразу на его ширину/высоту.
  • Для ввода слова щёлкните на клетке, в которой оно начинается, на ней установится маркер. Программа сама перемещает маркер при наборе букв, но если в клетке начинаются два слова, или клетка находится на перекрестии слов, то щёлкайте мышью, соответственно, ближе к верхнему правому/нижнему левому углу этой клетки для задания горизонтального/вертикального направления ввода слова.
  • Буква Е не заменяет Ё. Для стирания букв используйте пробел. Если вы ввели не ту букву, то вернуться можно также, нажав Backspace.
  • Чтобы спрятать всё, кроме картинки, подведите курсор к правому верхнему углу и щёлкните. Тем же путём вы можете вернуть всё назад.
  • Для проверки правильности решения онлайн кроссворда щёлкните по кнопке «Проверка». Если есть ошибки, то выдаются ошибочные позиции слов, но не более двух. Если этот онлайн кроссворд для детей решён верно, то вы увидите поздравление.

Начал работать сервис (бесплатная программа), с помощью которой вы тоже сможете публиковать на своих сайтах такие онлайн кроссворды. На этой странице вы узнаете, как создать кроссворд по небольшому числу слов и определений к ним и получите всё, чтобы опубликовать его на флэш аналогично нашим кроссвордам.

Кроссворды онлайн по «Мёртвым душам» для школьников.

© Мельников С., 2011.

Опубликована 1-я серия мультсериала «Математический кружок»:

Вопросы по мертвым душам гоголя

Автор постепенно раскрывает многочисленные «таланты» Чичикова, проявившиеся на чиновничьем поприще: беспринципность, карьеризм, угодничество, взяточничество, незаурядную выдержку и настойчивость. Удивительна способность к перевоплощению этого героя – в беседе с Маниловым перед нами предстает деликатнейший, чувствительный человек, а с Собакевичем он отчаянно торгуется, как кулак, делец, который ни за что не упустит своей выгоды. С Коробочкой Чичиков разговаривает грубовато и резко, а с Плюшкиным разыгрывает роль сердобольного благодетеля, который просто пожалел «бедного и одинокого» старика.

Таким образом, Чичиков постоянно натягивает на себя то одну, то другую маску, скрывая истинное отвратительное лицо мошенника, негодяя, подлеца. Уже после того, как характер героя становится совершенно ясным, Гоголь приводит в конце поэмы его подробную биографию, которая объясняет, как сложился, сформировался такой характер.

Автор заставляет читателя перенестись в пору безмятежного детства Павлуши Чичикова. Очевидно, формирование его характера началось с отцовского напутствия при отправлении его в городское училище. Павлуше особенно запомнился завет родителя угождать начальнику, а также беречь и хранить копейку, ибо это самая надежная вещь на свете. Юный Чичиков еще в школе успешно претворял в жизнь эти отцовские наставления, проявляя недюжинную изобретательность и ловкость. Автор приводит многочисленные примеры, свидетельствующие о разнообразных средствах, благодаря которым герой не только сохранил свой капитал, но и сумел значительно нарастить его. Среди невинных детских затей, вроде вылепленного из воска снегиря и дрессированной мыши, уже начинает проглядывать омерзительный облик будущего законченного подлеца. Об этом говорят такие факты, как продажа друзьям полученного от них же угощения, угодничество и смирение перед учителем, которому он после окончания школы отказался помочь в бедственном положении. История с повытчиком и его дочерью еще ярче раскрывает низость и подлость Чичикова, его стремление использовать людей для достижения своих корыстных целей.

Чем больше мы узнаем о герое, тем отвратительнее становится его облик. Его душой всецело владеет страсть к накоплению, стяжательству. На достижение этих целей направлены все его незаурядные силы и способности. В его душе нет никаких увлечений и страстей, кроме страсти к богатству, никаких нравственных принципов. Чичиков закономерно превращается в прожженного дельца, рыцаря наживы. Его внешне благообразный вид с налетом культуры скрывает звериную жажду накопления. В образе Чичикова Гоголь вывел нового человека, буржуа, предпринимателя, представителя нарождающегося мира капитализма.
В поэме Н. В. Гоголя изображена крепостническая Русь, страна, в которой вся земля с ее богатствами, ее народ принадлежали правящему дворянскому классу. Писатель дает в своей поэме образы помещиков, этих хозяев России. Причем он изображает не лучшую просвещенную часть дворянства, а тех, кто составлял его основную массу.

Расположение помещиков в поэме не случайно. Сначала мы вместе с Чичиковым попадаем в поместье Манилова, которое называют парадным фасадом помещичьей России, а затем последовательно гостим у хозяйственной, аккуратной «скопидомки» Коробочки, чтобы потом побывать в разоренной усадьбе фамильярного, бесшабашного Ноздрева и у основательного кулака Собакевича. Завершает это путешествие картина полнейшей ветхости и запустения деревни Плюшкина. В такой последовательности мы видим движение – от лучшего к худшему.

Манилов при первом знакомстве производит приятное впечатление культурного деликатного человека. Но уже в этой беглой характеристике слышится знаменитая гоголевская ирония. Об этом говорит и книга, два года заложенная закладкой на четырнадцатой странице, и сравнение его глаз с сахаром. В облике этого героя явственно проступает приторная слащавость. Склонность Манилова к изысканным, витиеватым оборотам речи говорит о его стремлении казаться просвещенным, высококультурным человеком. Но эти внешние обходительные манеры не могут скрыть пустоты его души. Все занятия Манилова состоят в бессмысленных мечтаниях, глупых и неосуществимых прожектах.

Другой тип помещицы предстает перед нами в образе Коробочки. В отличие от Манилова она хозяйственна и практична. Она хорошо знает цену «копеечке». Поэтому она так боится продешевить, продавая Чичикову необычный товар. Все доводы предприимчивого дельца разбиваются о ее несокрушимую «дубинноголовость» и жадность. Значит, при всех индивидуальных особенностях она отличается такой же пошлостью и «мертводушием», как Манилов.

Зато какой неукротимой энергией, активностью, бойкостью, стремительностью веет от Ноздрева, этого кутилы, лихача, известного в городе «исторического человека». Его совершенно не занимают мелочные заботы о накоплении денег. Нет, у него другая, противоположная страсть – бездумно и легко тратить деньги на кутежи, картежные игры, покупку ненужных вещей. Каков же источник его доходов? Он тот же, что и у других помещиков – крепостные крестьяне, которые обеспечивают своим господам праздную и беззаботную жизнь. Описание усадьбы Ноздрева помогает лучше понять и его характер, и жалкое положение его крепостных, из которых он выколачивает все, что возможно. Автор иронично называет такой тип людей «хорошими и верными товарищами», а затем добавляет, что они «. при всем том бывают весьма больно поколачиваемы». За что? Конечно, за их страстишку нагадить ближнему.

У Собакевича в противоположность Ноздреву все отличается добротностью и прочностью. Но это не производит отрадного впечатления, потому что Гоголь гиперболически подчеркивает уродство и нелепость построек Собакевича и обстановки его дома. При описании внешности этого героя писатель применяет блестящий художественный прием – он сравнивает Собакевича со «средней величины медведем». Это позволяет читателю не только зримо представить себе облик героя, но и увидеть его животную сущность, отсутствие высшего духовного начала. Если Манилов хотя бы пытался усвоить внешние манеры интеллигентного гуманного человека, то Собакевич не скрывает своего глубокого презрения к просвещению, определяя его словом «фук». Именно собакевичи были главной опорой трона, они убивали все гуманное и прогрессивное. Собакевич – ярый крепостник, который никогда не упустит своей выгоды, даже если речь идет об умерших крестьянах. Позорный торг из-за «мертвых душ» обнаруживает определяющую черту его характера – неудержимое стремление к наживе, алчность, стяжательство. При обрисовке образа Собакевича писатель широко использует прием гиперболизации. Достаточно вспомнить его чудовищный аппетит или портреты полководцев с толстыми ногами и «неслыханными» усами, украшающими его кабинет.

Ирония и сарказм в изображении Манилова, Коробочки, Ноздрева и Собакевича сменяются гротескным изображением Плюшкина. Он, безусловно, наиболее омертвелый среди «мертвых душ», так как именно в этом герое Гоголь показал предел душевной опустошенности. Он даже внешне потерял человеческий облик, ибо Чичиков, увидя его, не мог понять, какого пола эта фигура. Наглость и хамство Ноздрева не мешали ему появляться в обществе и общаться с людьми. Плюшкин же полностью замкнулся в своем эгоистическом одиночестве, отрезав себя от всего мира. Ему безразличны судьбы своих детей, его тем более не трогает судьба мрущих от голода крестьян. Все нормальные человеческие чувства полностью вытеснены из души Плюшкина страстью к накопительству. Но если у Коробочки и Собакевича собранные деньги шли на укрепление хозяйства и тратились осмысленно, то маразматическая скупость Плюшкина перешла все пределы и обратилась в свою противоположность. Занятый собиранием всякой дряни, вроде черепков и старых подошв, он не замечает того, что разрушается его хозяйство. Судьба крепостных Плюшкина впечатляюще говорит о трагической участи русского народа, которым правят алчные, жадные, пустые, расточительные и выживающие из ума люди.
Начиная с седьмой главы поэмы «Мертвые души» чиновничество находится в центре внимания автора. Несмотря на отсутствие детально и подробно нарисованных образов, подобных героям-помещикам, картина чиновничьего быта в поэме Гоголя поражает своей широтой.

Двумя-тремя мастерскими штрихами писатель рисует замечательные портреты-миниатюры. Это и губернатор, вышивающий по тюлю, и прокурор с весьма черными густыми бровями, о котором нечего вспомнить после смерти, кроме этих густых бровей, и низенький почтмейстер, остряк и философ, и многие другие. Гоголь приводит в поэме своеобразную классификацию чиновничества, деля представителей этого сословия на низших, тонких и толстых. Писатель дает саркастическую характеристику каждой из этих групп. Низшие – это, по гоголевскому определению, невзрачные писари и секретари, как правило, горькие пьяницы. Под «тонкими» автор подразумевает среднюю прослойку, а «толстые» – это губернская знать, которая крепко держится за свои места и ловко извлекает немалые доходы из своего высокого положения.

Гоголь неистощим в выборе удивительно точных и метких сравнений. Так, он уподобляет чиновников эскадрону мух, которые налетают на лакомые куски рафинада. Губернских чиновников характеризуют в поэме и их обычные занятия: игра в карты, попойки, обеды, ужины, сплетни. Гоголь пишет о том, что в обществе этих государственных служащих процветает «подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость». Их ссоры не заканчиваются дуэлью, потому что «все они были гражданские чиновники». У них другие методы и средства, с помощью которых они пакостят друг другу, что бывает тяжелее любой дуэли. Гоголь рисует это сословие как воров, взяточников, бездельников и мошенников, которые связаны друг с другом круговой порукой. Поэтому так неуютно чувствуют себя чиновники, когда раскрылась афера Чичикова, ибо каждый из них вспомнил свои грехи. Если они будут пытаться задержать Чичикова за его мошенничество, то и он сможет обвинить их в нечестности. Возникает комическая ситуация, когда люди, облеченные властью, помогают аферисту в его незаконных махинациях и боятся его.

Гоголь в поэме раздвигает рамки уездного города, вводя в нее «Повесть о капитане Копейкине». В ней рассказывается уже не о местных злоупотреблениях, а о произволе и беззаконии, которые творят высшие петербургские чиновники, то есть само правительство. Бросается в глаза контраст между неслыханной роскошью Петербурга и жалким нищенским положением Копейкина, который проливал кровь за отечество, лишился руки и ноги. Но, несмотря на увечья и боевые заслуги, этот герой войны не имеет права даже на полагающуюся ему пенсию. Отчаявшийся инвалид пытается найти помощь в столице, но его попытка разбивается о холодное равнодушие высокопоставленного сановника. Этот отвратительный образ бездушного петербургского вельможи завершает характеристику мира чиновников. Все они, начиная с мелкого губернского секретаря и заканчивая представителем высшей административной власти, нечестные, корыстные, жестокие люди, безразличные к судьбам страны и народа.
На фоне мертводушия маниловых, коробочек, плюшкиных особенно рельефно выделяется бойкий и живой ум русского народа, молодецкая удаль, широкий размах души. Именно эти качества, по мнению Гоголя, являются основой национального русского характера. И они нашли воплощение в образах богатырей Степана Пробки, Абакума Фырова. Причем о Степане и его возможной судьбе размышляет несостоявшийся помещик Чичиков, который приобрел его как «мертвую душу». Но этот русский богатырь, «что и в гвардию годился бы», предстает более живым, чем здравствующие люди с мертвыми душами.

В скупых, лаконичных строчках поэмы встают перед нами искалеченные судьбы людей из народа. Спивается чудо-сапожник Максим Телятников, который хотел обзавестись своим домиком да лавчонкой. Но, заплатив барину порядочный оброк, этот талантливый мастер был обманут поставщиком гнилой кожи. Бессмысленна и нелепа смерть Григория Доезжай-не-доедешь, который от тоски заворотил в кабак, а потом прямо в прорубь. Горька и унизительна судьба беглых крепостных Плюшкина, которые обречены всю жизнь скрываться от полиции. Выбор у них невелик: сидеть в тюрьме или пристать к другим господам и работать у них. Грамотный дворовый человек Попов, мыкающийся без паспорта, постоянно подвергается допросам и унижениям. Запоминается образ Абакума Сырова, который полюбил вольную жизнь, пристав к бурлакам. Ведь тяжелейший каторжный труд бурлацкой ватаги иногда завершался шумным и веселым праздничным гуляньем с песнями и хороводами. Именно здесь во всю ширь проявляется народная удаль, размах русской души.

Гоголь не идеализирует русское крестьянство. О его вопиющем невежестве, узости духовного мира говорят, например, образы дяди Митяя и дяди Миняя, которые никак не могут развести лошадей, запутавшихся в постромках, или образ дворовой девочки Пелагеи, которая «не знает, где право, где лево». Вызывает смех и «благородное побуждение к просвещению» крепостного слуги Чичикова Петрушки, потому что его привлекает не содержание книг, а сам процесс чтения. Гоголь пишет, что Петрушке было все равно, что читать: похождения влюбленного героя, букварь, молитвенник или химию. Эти эпизоды являются ярким примером неразвитости, убожества духовного мира значительной части крепостного крестьянства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: