Размышления над книгой Трудно быть богом братьев Стругацких

Но есть писатели, которые используют фантастику для того, чтобы поставить героев и читателей в ситуации, где ярче и интереснее раскроется их суть. Клиффорд Саймак, Рей Брэдбери, братья Стругацкие пишут о человеке, а фантастические механизмы, неведомые планеты только помогают разговору о назначении человека, его судьбе и долге.

Моя любимая фантастическая книга — это повесть А. и Б. Стругацких «Трудно быть богом». О ней я и хотел бы рассказать.

Начинается повесть прологом, мирной сценой. Трое подростков — Анка, Пашка и Антон — играют в лесу. Иг ают в какую-то странную игру, явно военную и романтическую. Шутливо спорят и препираются: «Между прочим, — сказал Пашка, — у тебя отстрелена правая пятка. Пора бы тебе истечь кровью». И ситуация действительно мирная, несмотря на такие разговоры.

Но вдруг, за смехом и спорами, ребята выходят на «кирпич» — знак, закрывающий проход по старой дороге. И разрушается игра, потому что из-за «кирпича» на них смотрит безжалостная «всамделишная» история: Антон, пройдя по этой дороге, находит скелет фашиста рядом с пулеметом.

И вот глава первая. Уже сколько раз я окунался в этот странный мир, прочитав первые строки: «Когда Румата миновал могилу святого Мики — седьмую по счету и последнюю на этой дороге, — было уже совсем темно». Стругацкие рисуют другую планету, непохожую и в то же время похожую на Землю, только на Землю эпохи средневековья. Здесь еще верят в святого Мику и жуткого волшебного вепря Ы, здесь еще не открыта сферичность планеты и лечат настоем яда белой змеи Ку. Здесь королевский двор с истеричным глуповатым властелином, его фаворитами и фаворитками, пакостными дворцовыми интрижками, с грязью и в прямом, и в переносном смысле.

А среди всего этого — молодой придворный, аристократ дон Румата, который на самом деле является одним из наблюдателей-ученых с Земли, тайно собирающих данные и анализирующих обстановку на планете. Как тяжело человеку из будущего погрузиться в такое вот прошлое с его глупостью и грязью, стать там «своим»! Но еще тяжелее и для Антона — дона Руматы, и для многих землян, работавших на этой планете до него, не вмешиваться, смотреть, как мракобесы и просто глупцы преследуют, убивают ученых и поэтов — тех, на кого вся надежда, тех, кто хранит и развивает мудрость и нравственность народа. А их много в этом королевстве: «сотни несчастных, объявленных вне закона за то, что они умеют и хотят лечить и учить свой изнуренный болезнями и погрязший в невежестве народ». Румата все же пытается помочь им. Перед нами проходят и запоминаются доктор Будах, книгочей отец Гаук, удивительный изобретатель отец Кабани, писатель Киун.

Антона-Румату очень удивляет и злит в этих людях их покорность судьбе. «Сущность человека в удивительной способности привыкать ко всему», — философски замечает доктор Будах. Но Румата не может согласиться с этой, как ему кажется, покорностью. Он не понимает, почему эти люди не сопротивляются. «Мне никогда не хочется драться», — говорит Киун. «В том-то и беда», — бормочет Румата.

Но, по-моему, Румата не понимает, что в этих людях главное не покорность и слабость, а наоборот, удивительная стойкость и вера в то, что добро и мудрость победят. И как гордо звучат слова загнанного в угол, преследуемого Будаха, когда Румата, говоря как бы от имени Земли, предлагает силой навести порядок, установить справедливость: «Оставь нас и дай нам идти своей дорогой». Будах верит в будущее, хотя, может быть, и не надеется увидеть его. И в этом он, как мне кажется, морально сильнее Руматы.

Румата не выдерживает позиции простого наблюдателя, когда понимает, что в стране происходит переворот, что к власти приходят «средневековые фашисты», угрожающие выжечь в стране все хорошее. Он не может оставаться в стороне, хотя его руководитель говорил ему: «Мы здесь боги, Антон, и должны быть умнее богов из легенд. «. Но что значит умнее? Холоднее? Беспристрастнее? И в итоге бесчеловечнее?

Румата так не может, и вот бог вмешивается в дела земные и, вооруженный невиданным на этой планете оружием, идет в бой — мстить за свою возлюбленную Киру, за мальчика Уно — слугу, ставшего почти другом, за многих чистых и прекрасных людей, убитых на его глазах.

Конечно, этот безрассудный рейд заканчивается поражением Руматы, поражением землянина, взявшего на себя роль бога. Антон-Румата снова на земле и снова встречается с друзьями — повзрослевшей Анкой и Пашкой. Вот он идет навстречу Анке и протягивает ей руки. «На пальцах у него. Но это была не кровь — просто сок земляники».

Вот и все. Так кончается эта повесть. И, как в каждой настоящей книге, трудно решить окончательно, кто из героев прав в вечном вопросе: нужно ли человеку счастье, которое он не сотворил сам, а получил в дар. Но прочитав повесть, начинаешь яснее понимать, что эти вопросы каждый должен ставить перед собой и решать. Каждый, кто хочет быть Человеком.

Хостинг сайта не существует или отключён.

Для владельца сайта: Свяжитесь с отделом технической поддержки Интернет Хостинг Центра

Для работы с хостингом по FTP используйте любой ftp-клиент. Например, FileZilla.

Сервер:
Пользователь:
Пароль: высылался в письме об активации.

Для работы с MySQL используйте phpMyAdmin.

Вопросы и ответы к теме «Басни И. А. Крылова»

Какие человеческие пороки и недостатки осмеивает в своих баснях И. А. Крылов?

Каждая басня Крылова — это «ларчик с секретом». В ней содержится и мудрый совет, и предостережение, и просьба. Услышать голос автора дано не всем. Те, кто хочет избавиться от пороков и недостатков, услышит и сделает вывод. Кичливый, самовлюбленный, нечестный не найдет в басне ничего полезного для себя. Под масками Медведя, Лисы, Волка и других животных и птиц скрываются люди. Баснописец подмечает и осмеивает все отрицательные качества человека: лесть, трусость, бесчестность, корысть, ложь, зависть, хитрость.

Чем отличается басня от сказки? Каков исторический смысл басни И. А. Крылова «Волк на псарне»?

В 1812 году началась Отечественная война, в которой сошлись две силы, две армии: французская во главе с Наполеоном и русская во главе с Кутузовым. Москва была обречена. Если бы Кутузов решил оборонять город, то русская армия понесла бы большие потери. Кутузов оставил Москву. Наполеон, войдя в город, поджег его. Но вскоре он понял тактику русского полководца и послал Кутузову предложение о мире, но тот не пожелал вести с врагом никаких переговоров. Наполеону пришлось оставить Москву. Кутузов сделал так, что Наполеон вынужден был идти к Можайску и отступать по старой Смоленской дороге. Эта дорога была гибельна для французов: на ней стояли сожженные города и разоренные деревни. В эти дни вышла басня Крылова «Волк на псарне». В сером волке каждый мог узнать Наполеона в его сером походном сюртуке, а в переговорах Волка с Ловчим — попытки Наполеона договориться с Кутузовым.

После сражения под Красным Кутузов объезжал войска, поздравляя их с победой, а затем, улыбаясь, вытащил из кармана сложенную вчетверо бумагу. «Вот послушайте, какую мне прислал побасенку наш краснобай Крылов. » Кутузов стал читать. Дойдя до стиха «Ты сер, а я, приятель, сед», генерал снял свою фуражку, и все, увидев его серебристые седины, не могли удержаться от восторженных восклицаний. Когда же он прочел заключительные слова басни, то по войску прокатилось громкое «ура».

Почему Ягненок (из басни «Волк и Ягненок») никогда бы не смог оправдаться перед Волком? В каких строчках заключена мораль этой басни? В басне «Квартет» Соловей судит музыкантов; в басне «Осел и Соловей» в роли судьи соловьиного пения выступает Осел. В чем разница межу этими двумя судьями?

Соловей сам мастер пения, поэтому он имеет право сказать: «. в музыканты не годитесь!» Ему не нужно даже слушать игру этих музыкантов — достаточно взглянуть на тех, кто составляет квартет. Осел же — олицетворение бездарности, бесстыдной и наглой глупости. Он советует, считая, что разбирается в искусстве лучше Соловья, в то время как ничего в нем не смыслит.

Какова мораль басни «Осел и Соловей»? В чем мудрость басен И. А. Крылова?

Басни И. А. Крылова, написанные около двухсот лет назад, говорят о том, что всегда волновало и будет волновать людей. О добре и зле, о малодушии и коварстве, об уме, таланте и глупости. В крылатых выражениях крыловских басен — вся мудрость великого баснописца: «скупой теряет все, желая все достать»; «услужливый дурак опаснее врага»; «сила без ума — сокровище плохое»; «а вору дай хоть миллион — он воровать не перестанет»; «почти у всех во всем один расчет: кого кто лучше проведет, и кто хитрей кого обманет»; «ты сер, а я, приятель, сед» и др.

Почему басни И. А. Крылова легко иллюстрировать художникам? С какой целью баснописец использует аллегорию? Что общего в отношении автора к своим юным героям в баснях «Два мальчика», «Вороненок», «Мальчик и Змея»?

Басни И. А. Крылова «Два мальчика», «Вороненок», «Мальчик и Змея» говорят о юных героях и обращены к ним же. При всем различии сюжетов и героев они учат вниманию юных читателей к тем, с кем приходится общаться. Недостаток опыта и умения оценить обстановку мешает героям в самых различных обстоятельствах. Сене — в отношениях с бойким приятелем, Вороненку — во время его «охоты», беспечному Мальчику — при случайной встрече со Змеей.

Вопросы с ответами по теме «Басни в мировой литературе»

Что называется басней, и какие ее главные признаки? Басня — это небольшой, большей частью стихотворный рассказ поучительного содержания, героями которого выступают звери, люди, растения или предметы. Ведущая мысль басни называется моралью. Она может находиться как в начале, так и в конце произведения. Обязательным для басни является использование аллегории, сатиры, иронии. Аллегория — это такой художественный прием, который заключается в изображении одних явлений или образов через другие. Сатира — резкое изобличение явлений человеческой жизни, объединенное с острым высмеиванием. Ирония — скрытая насмешка. Басне присуща сжатость и поучительность. В ней большей частью отсутствуют метафоры. Язык басни простой, близкий к разговорному. Целью басни является высмеивание человеческих недостатков, недостатков общества для того, чтобы исправить или искоренить их.

Кого считают основателем басни? Основателем басни считают легендарного древнегреческого баснописца Эзопа, который жил в VI ст. до н.э. на острове Самос. Всю жизнь Эзоп провел в рабстве. Его прозаические басни сначала распространялись устно, а со временем их начали собирать в рукописные книги. Эзопу приписывают сборник басен, который насчитывает свыше 400 произведений.

Назовите известнейших баснописцев мира. Какие их произведения вы знаете? Популяризаторами и переписчиками Эзоповых басен были Федр, Бабрий, Лафонтен, Глибов, Крылов. Среди их произведений много басен с одинаковыми названиями («Волк и Ягненок», «Лисица и виноград», «Жаба и Вол», «Лисица и Ворона» и прочие). Сюжет, идея басни остаются эзоповскими, авторы совершенствовали их литературно, показывая свое собственное видение. Как вы считаете, чему мы можем научиться у Эзопа? Последователю Эзопа, римскому поэту Федру принадлежат такие строки: «У Эзопа учитесь, добрые люди! Для того басня колет под ребро, чтобы исправить человеческие заблуждения и восхвалять красоту и добро».

Какая главная мысль басни И. А. Крылова «Волк и Ягненок»? Главная мысль басни высказана в первых строках басни: «У сильного бессильный виноват всегда». Таких примеров в истории мы много знаем. Хищный Волк ощущает себя хозяином, так как был в тех местах сильнейшим. Поэтому он находит множество причин, чтобы предъявить обвинение бессильному Ягненку и оправдать свой поступок. Справедливая защита не имеет значения для тех, кто взялся творить несправедливость.

Какими чертами характера наделяет И. Крылов Волка и Ягненка? Волк из басни И. Крылова жестокий, грубый, лицемерный. Говоря о нем, автор употребляет слова, которые передают характер Волка: «бродил», «хочет поживиться», «сорву я голову тебе», «поволок». Волк — уверенное в своей силе и безнаказанности существо, поэтому в его языке большое количество восклицательных предложений, бранных слов. Ягненок же — бессильный, беспомощный. Интонации его умоляющие, жалобные: «если пресветлый Волк разрешит», «осмелюсь вам сказать», «ах, чем же виноват я?».

В чем мораль басни И. Крылова «Квартет»? Мораль басни И. Крылова «Квартет» высказывает Соловей:

  • Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
  • И уши, Ваших понежней —
  • им отвечает Соловей, —
  • А Вы друзья как ни садитесь,
  • Все ж в музыканты не годитесь.

Автор басни осуждает людей, которые берутся не за свое дело.

ПЛАНЫ. Мудрость и опыт отца в басне Эзопа «Земледельца дети».

Герои басни. Басня «Земледельца дети» отличается от других басен тем, что здесь действуют не звери, а люди. Речь идет о семье земледельца, в которой дети враждовали между собой.

Беспокойство отца. Старый земледелец был обеспокоен тем, что его дети не дружат между собой. Он уговаривал их, но слова не помогали. И тогда отец решил повлиять на них делом. Земледелец приказал детям принести вязку розог и приказал сломать ее. Как не пытались дети сделать это, ничего у них не вышло. И тогда отец разделил вязку на отдельные прутики. Дети легко справились с задачей.

Мудрость земледельца. Отец прожил длинную жизнь и хорошо знал, что дружной семье не страшны никакие враги. Но когда члены семьи ссорятся между собой, не поддерживают друг друга, то их можно легко победить. Опытный земледелец не словами, а делом показал своим неразумным детям значение единства, дружбы и взаимопомощи для семьи.

Притча басни. Басня «Земледельца дети» имеет очень много общего с притчей). Озабоченность отца, его беспокойство относительно благополучия в семье, — это реальность, которая может быть в большой семье, где уже бездействуют слова. А вот решение отца — это выход из подобного состояния. Земледелец поступил мудро, использовав действие, а не слова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: