Вольность», анализ произведения Александра Пушкина

В 1817 году, сразу после блестящего окончания Царскосельского лицея русский поэт и писатель А. С. Пушкин написал оду под названием «Вольность». Местом написания стала квартира братьев Тургеневых на набережной Фонтанки в Санкт-Петербурге. Им же (местом) был навеян и исторический сюжет произведения. Окна Тургеневского жилища открывали взору Михайловский замок, в котором некогда был убит император Павел I. При жизни Александра Сергеевича ода не была издана, напротив – стала одной из главных причин его ссылки на юг, когда дошла до правительственных органов в 1820 году. Впервые «Вольность» была напечатана только в 1856 году Герценом в сборнике «Полярная звезда» в Лондоне.

На момент написания Пушкину было 18 лет. Многие произведения раннего творчества поэта были уже пронизаны свободолюбивыми и благородными настроениями. В то время Александр Сергеевич еще не знал о действии цензуры, думая, что имеет право открыто говорить о своих помыслах. Юный Пушкин считал литературный дар даром свыше, предназначенным для честных, благородных и простых целей. Идей раскрепощения личности, утверждения духовной свободы и равенства придерживались и другие лучшие представители дворянского сословия в России. Французская революция вдохновила многих прогрессивных деятелей российского государства.

Тема произведения

Тема произведения – утверждения Закона, перед которым все равны, идеалов свободомыслия, духовной свободы, равенства и гуманности. Идейным вдохновителем Пушкинской «Вольности» стала «Вольность» Радищева, в которой поэт отстаивает власть и интересы народа. Поэтическими строками Александр Васильевич гневно обрушивается на тиранию, беззаконие и вседозволенность господствующих правителей. Ода отражает гражданского чувство творца и боль за несправедливо ущемленные права человеческой личности.

В создании единого для всех закона (конституции) художник видит ключевое решение проблемы социального неравенства и несправедливой власти. Во многом источником подобных умозаключений являются лекции Александра Куницына, в которых есть высказывания о «естественном праве человека», праве на независимость и равное социальное положение с другими людьми в обществе. Пушкин провозглашает высокие идеи с великой эмоциональной силой. Для современников поэта «Вольность» стала подлинным революционным гимном, призывом к решительным действиям. Среди остро сопереживающих провозглашенным идеям были и будущие декабристы, в которых строки Пушкинского произведения пробуждали патриотическое чувство и стремление свершениям.

Сюжет и структура произведения

Оду условно можно разделить на три части. Первая часть является своего рода вступлением, преамбулой к основному повествованию. В нем Пушкин говорит о своей задаче:

Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.

После вступления разворачивается основная идея стихотворения. Вторая часть оды напоминает читателю о Людовике, Наполеоне, Павле I, заставляя воображение рисовать яркую, реалистичную картину судьбы русского императора. Заключительная часть произведения – вывод, горячий призыв к правителям склониться перед Законом:

Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.

Стихотворный размер, которым написано произведение – четырехстопный ямб. Пушкин использует различные средства художественной выразительности: метафоры (например, «молчит закон»), эпитеты («гибельный позор», «изнеженная лира»), риторические фигуры («Тираны мира! Трепещите!»), анафору («Где дремлет он неосторожно, где иль народу, иль царям Законом властвовать возможно!»).

Статьи » Бонди С.М. Драматические произведения Пушкина

Число произведений, написанных Пушкиным для театра, невелико, но его драмы, как с художественной, так и с идейной стороны, принадлежат к самому значительному в его наследии. Все они (за исключением набросков трагедии о Вадиме Новгородском и комедии об игроке) созданы в период полной зрелости пушкинского творчества — с 1825 по 1835 г.

В законченном виде Пушкин оставил всего пять пьес: «Бориса Годунова» и четыре «маленькие трагедии» (1) . Почти до конца была доведена драма «Русалка» и до половины «Сцены из рыцарских времен». В рукописях остались планы и наброски еще около десятка пьес.

Свои драматические произведения Пушкин писал не для чтения, не как поэмы в диалогической форме, а как театральные пьесы, для постановки на сцене. Он прекрасно знал театр с детства и хорошо различал драмы чисто литературные, то есть такие, все содержание которых, идейное и художественное, полностью воспринимается при чтении, — и произведения, написанные Оля театра, в которых в расчеты автора входит игра актеров, театральное действие, непосредственно воспринимаемые зрителем. Пьесы Байрона Пушкин справедливо считал драматизированными поэмами, произведениями литературными, а не театральными. О драме Байрона «Каин» он писал: «»Каин» имеет одну токмо форму драмы, но его бессвязные сцены и отвлеченные рассуждения в самом деле относятся к роду скептической поэзии «Чильд-Гарольда»» (2) ( «О трагедиях Байрона» ). Точно так же Пушкин отрицал драматический, театральный характер трагедии поэта Хомякова «Ермак». «Идеализированный «Ермак», — писал он, — лирическое произведение пылкого юношеского вдохновения, не есть произведение драматическое» ( «О народной драме и драме «Марфа Посадница»» ).

Сам Пушкин, как и Гоголь, Островский и другие драматурги, писал свои пьесы всегда с расчетом на их театральное, сценическое воплощение (3) , и потому, читая их, мы должны для полного понимания их смысла представлять себе и действия, происходящие на сцене, но не названные Пушкиным (очень скупым на ремарки), и душевные переживания действующих лиц, которые в театральном исполнении актер, внимательно изучивший авторский текст, должен выразить в интонациях, мимике и движениях, и которые в литературном произведении, предназначенном для чтения, описываются поэтом.

Пушкин с раннего детства сочинял пьесы. В семи-восьмилетнем возрасте он разыгрывал перед сестрой придуманную им самим французскую комедию «L’Escamoteur» («Мошенник»), в лицее он писал комедии «Так водится в свете» и «Философ». Все эти произведения не дошли до нас. Самые ранние из сохранившихся драматических набросков Пушкина относятся к 1821 г.

На протяжении творчества Пушкина характер его драматургии несколько раз менялся. В этом жанре яснее, чем во всех остальных, выражалась тесная связь его поэзии с событиями современности и размышлениями поэта на социальные и политические темы.

Творчество Пушкина-драматурга отчетливо делится на четыре этапа, из которых только два средних представлены законченными произведениями.

К первому этапу (1821—1822) относятся планы и отрывки двух пьес — «Вадим» и «Игрок» («Скажи, какой судьбой друг другу мы попались. »). Это была эпоха расцвета романтизма в творчестве Пушкина и в то же время высший подъем его революционных настроений. В эти годы, в Кишиневе, в Каменке, он постоянно общался с членами Южного общества декабристов, с Владимиром Раевским, Охотниковым, Пестелем и др. Можно думать, что под влиянием этого общения с революционными деятелями Пушкин, который в своих романтических поэмах обычно не затрагивал непосредственно политических и социальных тем, задумал написать историческую трагедию о народном восстании и антикрепостническую комедию. Театр — сильнее воздействующий на зрителей, чем литература на читателей, — казался ему наиболее подходящей формой для осуществления задач политической агитации, которой требовали тогда от искусства декабристы. Однако Пушкин не осуществил этих своих замыслов и оставил их в самом начале. Темы и образы «Вадима» он начал было разрабатывать в форме поэмы, но и ее не закончил.

Насколько можно судить по оставшимся отрывкам текста и планам «Вадима» и «Игрока», драматургия Пушкина па первом этапе имела вполне традиционный характер. Комедия об игроке по форме, по языку похожа на многочисленные стихотворные комедии начала XIX в., трагедия о Вадиме и восстании новгородцев против варяжского князя Рюрика близка к декабристским трагедиям на гражданские темы, где при общей романтической их установке сохранялся ряд черт классицизма (таковы трагедии Кюхельбекера, Катенина). Отказавшись от «единства времени и места» классической драмы, и Пушкин сохранил свойственный классицизму патетический, декламационный тон речей, обращаемых не столько к партнеру, сколько к зрителям, и традиционную форму стиха: попарно рифмованный шестистопный ямб.

Доклад и презентация на тему: «Изобразительная деятельность детей через произведения А.С. Пушкина».
презентация к уроку по рисованию (подготовительная группа) на тему

В материалах отмечена глубокая связь литературных произведений А.С. Пушкина с изобразительным творческим процессом, где решаются дидактические цели: образовательная, развивающая и воспитывающая.

Скачать:

Вложение Размер
doklad_risunki_detey.docx 16.66 КБ
tema_skazok_v_risunkah_detey.pptx 2.47 МБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №12 «Солнышко»

воспитатель логопедической группы №8

Немец Татьяна Викторовна

«Изобразительная деятельность детей через произведения А.С. Пушкина».

Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является А.С. Пушкин. Напевность, ритмичность, выразительность его стихов и сказок всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребёнка. Рано или поздно поэт становится другом каждому читающему человеку. Я хочу поделиться своим опытом, как через проектную деятельность дети научились замечать и выделять изобразительные средства, понимать их значения.

Литература тесно связана со всеми видами искусства и часто выступает по отношению к ним своеобразной основой.

Объединяющим фактором всех видов искусства является образ. Взаимосвязь детской художественной литературы и изобразительной деятельности способствует глубокому эмоциональному переживанию образов литературного произведения и последующей их передаче в изобразительной деятельности, эмоциональному восприятию гармонии художественной речи произведения, овладению умениями передавать изобразительными средствами образы литературы (красоту природных явлений, характерные особенности героев и т. д)

Литературное произведение переплетается с изобразительным творческим процессом, обеспечивая реализацию дидактической цели: образовательной, развивающей, воспитывающей.

В результате общения с художественным произведением у детей развивается культура эстетического восприятия, чувствительность к красоте художественного слова, его образности, поэтичности, а в процессе изобразительной деятельности дети учатся видеть гармонию изображения, линии цвета, у них пробуждается интерес к творчеству и постепенно развивается самостоятельное эстетическое видение и эстетическая оценка.

Искусство является уникальным средством формирования эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей.

В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения.

Искусство — одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых художник создаёт образ. В литературе -это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве-линии и краски, в музыке — звуки, в танце — движения.

Поэтому, когда мы знакомим ребёнка с каким –либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции.

Рисунки детей к сказкам А.С. Пушкина, имеют большое педагогическое значение:

1.Формирование умений передавать выразительность художественного образа посредством цвета и формы.

2.Развитие детской фантазии и эмоционального отношения к произведению и персонажам сказки.

3.Формирование нравственного воспитания детей.

Прежде чем приступать к иллюстрированию сказок Пушкина, дети должны как можно глубже вникнуть в своеобразный сказочный мир.

Предварительная работа включает в себя следующие этапы:

3.Ознакомление с иллюстрациями.

4.Прослушивание отрывков из опер («Золотой петушок», «Руслан и Людмила» и т.д)

Иллюстрирование – это сложный процесс, требующий особого внимания к мелочам, которые на первый взгляд могут показаться несущественными.

1.Выбираем сюжет. Для детских рисунков лучше выбирать ключевые моменты сказок (преображение Царевны-Лебеди, старик у моря зовёт золотую рыбку и т.д)

2.Не стоит сразу переносить изображение на большой лист бумаги, попробуйте разместить фигуры персонажей и предметы, окружающие их, на небольших листиках.

3.Прежде чем раскрашивать рисунок, выберите основную цветовую гамму, при этом помните, что цвета наиболее точно передают общее настроение рисунка.

Литература: Бойко «В волшебной Пушкинской стране»-М., 2003г.

Комарова Т.С «Условия и методика развития детского творчества» М., 1994г.

Бакушинский А.В «Художественное творчество и воспитание» М., 1925 с.240

И жанру; раскрыть идейно-художе­ственное своеобразие пушкинской сказки; совершенствовать умение анализировать средства создания образа-персонажа в художественном произведении

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Тема. «А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»».

Цели урока. Рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой; формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру; раскрыть идейно-художе­ственное своеобразие пушкинской сказки; совершенствовать умение анализировать средства создания образа-персонажа в художественном произведении.

Оборудование. Тексты сказки братьев Гримм «Белоснежка» и «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина; таблицы для сравнительного анализа.

I. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну сказок, узнаем много нового и интересного.

II. Актуализация знаний учащихся. Поста­новка задач

У. Когда мы читаем народную волшебную сказку, мы попадаем в удивительный мир. Давай­те вспомним, какими признаками отличается эта сказка?

Дети. В ней есть сказочное место действия: тридевятое царство, подводное царство.

— В ней есть фантастические персонажи: леший, колдунья.

— В волшебной сказке случаются превраще­ния: герои оживают, превращаются в предметы, в животных.

— Иногда им помогают волшебные предметы или волшебные слова.

У. Эти знания пригодятся вам сегодня на уроке. Вы должны будете определить, чем похожа сказка Пушкина на народные волшебные сказки и чем отличается от них.

III. Знакомство с новым материалом

У. Для ответа на этот вопрос обратимся к со­поставлению сказки братьев Гримм «Белоснежка» (обработанный народный вариант) и литературной сказки А.С. Пушкина.

Напомню вам, что немецкие ученые-филологи братья Гримм записывали сказки от народных сказителей, сознательно стремясь сохранить на­родный дух и народный язык. Позднее они лишь обработали услышанные и записанные варианты, придав им литературную форму. С русскими сказ­ками подобную работу провели известнейший русский фольклорист Александр Николаевич Афанасьев и позднее писатель Алексей Никола­евич Толстой.

Сказки братьев Гримм были опубликованы в начале XIX века, то есть раньше, чем сказка Пушкина. Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецкой сказкой. Также нам известно об интересе Пушкина к русским народным сказкам, песням, преданиям, к истории родной страны. Александр Сергеевич собирал ис­торические материалы и изучал архивы о великих деятелях русской истории — Петре Первом, Емельяне Пугачеве, Борисе Годунове. В своих произ­ведениях писатель прославлял не только великих царей и полководцев, но и талант, самобытность простого русского человека. В селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с толпой людей, подпевая нищим слепцам, прислушиваясь к меткому народ­ному слову. Вспомним, какую трогательную при­вязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке. Именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он написал: «Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Пушкин создал пять замечательных литературных сказок, пропитанных русским ду­хом. Вспомните их.

Д. «Сказка о рыбаке и рыбке».

— «Сказка о мертвой царевне. ».

— «Сказка о попе и о работнике его Балде».

— «Сказка о царе Салтане. ».

— «Сказка о Золотом петушке».

IV. Сопоставительный анализ

У. Сравним сказку Пушкина со сказкой братьев Гримм.

По ходу работы дети заполняют таблицу, от­печатанную для каждого. У учителя аналогичная таблица на доске.

— Что общего в этих сказках?

Д. Герои, события.

У. Назовите героев, которые есть в обеих сказ­ках. Докажите цитатой из текста.

Д. Мать, мачеха, жених, семь друзей.

У. Есть ли похожие события?

Д. Падчерица изгоняется мачехой из дома, нахо­дит приют в лесу, мачеха хочет ее убить, героиню выручают друзья, а затем оживляет принц.

У. Чем различаются сказки? В таблице уже за­полнена первая колонка. В ней пять пунктов для сравнения произведений. Прочитайте их.

Сказка братьев Гримм

Мачеха трижды пытается убить падчерицу

Принц случайно находит Белоснежку

Жестокий финал: мачеху убивают

Сказка написана в прозе

— Попробуйте самостоятельно дополнить таб­лицу.

В итоге совместной работы и обсуждений таблица приобретает следующий вид.

Сказка братьев Гримм

Мачеха трижды пытается убить падчерицу

Царица приходит один раз с яблочком

Принц случайно находит Белоснежку

Жених — королевич Елисей долго ищет царевну, обраща­ясь к Солнцу, Месяцу, Ветру

Жестокий финал: мачеху убивают

Мачеха умирает от тоски и зависти

Сказка написана в прозе

Сказка написана в стихах, красивым литературным языком

— Как вы считаете, сказка Пушкина — пересказ немецкой сказки или авторская, литературная сказка?

Д. Поэт создает свою неповторимую сказку. Она отличается от сказки братьев Гримм и сюже­том, и героями, и языком. Сказка Пушкина более поэтична, красочна.

У. Как вы думаете, зачем Пушкин пересказал сказку братьев Гримм?

Д. Братья Гримм написали сказку о своем наро­де для немецких читателей, а Пушкин — о русских людях для русских.

У. Как это показано в тексте?

Д. Богатыри, терем, троекратное обращение Елисея к силам природы, народные выражения.

У. Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел выразить свои собственные мысли, представления о жизни. Сказка братьев Гримм рассказывается ради тради­ционной народной идеи: наказание, и порой очень жестокое, злых сил и вознаграждение слабых и беззащитных.

В отличие от сказки братьев Гримм сказка Пушкина — о самой главной ценности для поэта: о верности и любови. Поиск своей возлюбленной королевичем Елисеем — пушкинское «добавле­ние» к народному сюжету. Теме любви и верности посвящена и начальная картина смерти родной матери царевны («восхищенья не снесла»). С этой же темой связаны взаимоотношения царевны и богатырей, их сватовство, отсутствующие в сказ­ке «Белоснежка». Темой преданности и любви продиктовано включение в сказку образа верного пса Соколко, погибающего ради спасения своей хозяйки.

V. Анализ образа главной героини

У. В каких русских народных сказках встреча­ются мачеха и падчерица?

Д. «Морозко», «Хаврошечка».

У. Какой в них изображается падчерица?

Д. Скромной, доброжелательной, трудолюби­вой, ласковой девушкой.

У. Какой мы видим молодую царевну в сказке Пушкина?

Д. Красивой, ласковой, нежной, соблюдающей правила народного этикета («честь хозяям отда­ла»), трудолюбивой («все порядком убрала»), рели­гиозной («засветила Богу свечку»), верной своему жениху («Но другому я навечно отдана. Мне всех милей королевич Елисей»).

У. То есть Пушкин продолжает фольклорные традиции, дополняет и углубляет их. В пушкинской сказке мы чувствуем открытое авторское отноше­ние к героине, чего нет в народной сказке. Автор нежно любит свою героиню и восхищается ею («красавица-душа», «милая девица», «моя душа» и т.д.). В целом поэт создает неповторимый индиви­дуальный характер «царевны молодой» с помощью детального описания ее внешности, речи, подробно­го изображения поведения, включает в текст сказки многочисленные авторские оценки, показывает отношение к героине других персонажей.

VI. Домашнее задание

У. На следующем уроке мы будем сочинять рассказ о царевне. Приготовьтесь рассказать о ней, используя цитаты из текста. Нарисуйте иллюстрацию к любимо­му фрагменту для выставки «Час творчества».

У. Сегодня мы с вами определяли, чем сказка Пушкина похожа на народные волшебные сказки и чем отличается от них. Каким образом мы это делали?

Д. Сравнивали сказку Пушкина и сказку бра­тьев Гримм.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector