СОДЕРЖАНИЕ
Пушкин — великий русский национальный поэт. Он стоит в ряду таких гениальных художников слова, как Шекспир, Гёте, Лев Толстой. Поэзия Пушкина — воплощение свободолюбия, патриотизма, мудрости и гуманизма русского народа, его могучих творческих сил. Пушкин был певцом и вдохновителем освободительного движения.
Находясь в южной ссылке, Пушкин проникся революционными настроениями декабристов. Стихи и письма кишиневского периода поэта полны откликов и намеков, связанных с освободительным движением на Западе и политическими событиями начала 20-х годов. Живя в Кишиневе, Пушкин несколько раз побывал в местном остроге. Он разговаривал с арестантами, расспрашивал их о жизни. Однажды вечером «главный первостатейный каторжник» сказал поэту, что ночью он сбежит: «клетка надломлена, настанет ночь, а мы ночные птицы и вольные. » «Многих переловили, а мой друг убежал» , — вспоминал Пушкин. Через некоторое время появилось стихотворение «Узник». Страстные порывы к свободе охватывали поэта. Главная мысль стихотворения — воля превыше всего, человек должён быть свободным. Первая и вторая строфы стихотворения — мрачные. Темница — неволя — у Пушкина сырая и темная. «Грустный товарищ» на воле — по ту сторону решетки — не улетает от своего собрата, клюет «кровавую пищу». Он зовет «взглядом и криком своим», призывая к свободе. Третья строфа разительно отличается от первых двух: в ней — надежда на новую, свободную жизнь, в которой «белеет гора», «синеют морские края», свободно гуляет ветер.
Перед читателем возникает образ узника, которого зовет на свободу «орел молодой»:
* «Давай улетим!
* Мы вольные птицы: пора, брат, пора!
* Туда, где за тучей белеет гора,
* Туда, где синеют морские края,
* Туда, где гуляем лишь ветер… да я!»
В начале марта 1829 года Пушкин выехал в Закавказье, где в это время шла война. Еще в самом начале войны поэт просил власти зачислить его в армию, но ему отказали. Пушкин решает ехать самовольно, на свой страх и риск, и там, на Кавказе, пишет стихотворение «Кавказ». Пушкин размышляет о жизни и о природе, равнодушной к человеческим страстям. Он любуется могучим Тереком, величественной природой Кавказа, наблюдает за местными жителями, замечает все вокруг и — любит жизнь. Могущественная природа Кавказа, ее неудержимая сила противостоят человеку — маленькому и хрупкому созданию. Человек и стихия — вечное единоборство.
Поэт олицетворяет Терек. Вот перед нами не просто Терек, играющий «в свирепом веселье», но «зверь молодой». В неволе «мох тощий, кустарник сухой », а на свободе — «рощи, зеленые сени», «птицы щебечут… скачут олени», веселые долины. Терек, как и поэт, хочет вырваться из берегов — «из клетки железной», но:
* … бьется о берег в вражде бесполезной,
* И лижет утесы голодной волной…
Тереку не дают вырваться на свободу «немые громады» утесов. И в «Узнике», и в «Кавказе» есть молодой орел, грозные тучи, темница и клетка. Орел, как и человек, не может жить в неволе — это гордая свободная птица, поэтому Пушкин использовал этот образ. Стихотворение «Узник» стало народной песней. Сама мысль, мечта о свободе получила в стихотворении народное выражение. Оба эти стихотворения — о неудержимом стремлении человека к свободе.
Урок литературы по теме «Лицейские годы А.С. Пушкина. Стихотворение «Узник».
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Урок литературы»Лицейские годы А.С. Пушкина. Стихотворение «Узник» знакомит учащихся ещё с одним периодом жизни поэта — учёбой в лицее, с его стихотворением «Узник». Он способствует выработке навыков выразительного чтения, анализа поэтического текста, развивает творческие способности и речевую культуру учащихся. На уроке используются межпредметные связи литературы с музыкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
litseyskie_gody_pushkina._stikhotvorenie_uznik.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6-м классе по теме «Лицейские годы А.С. Пушкина. Стихотворение «Узник»
Цель: повторение изученного материала о жизни и творчестве А. С. Пушкина, знакомство учащихся ещё с одним периодом жизни поэта — учёбой в лицее, с его стихотворением «Узник»; выработка навыков выразительного чтения, анализа художественного произведения; развитие творческих способностей и речевой культуры учащихся.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации с изображением Царскосельского лицея времён Пушкина и его современное изображение, иллюстрация с изображением лицеистов, друзей А. С. Пушкина, «Пушкин на экзамене в лицее»; на доске слова В. Рождественского о стихотворении «Узник»; магнитофон, диск с записью отрывка «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», диск с записью стихотворения «Узник».
В начале жизни школу помню я…
II. Формулирование цели учащимися.
Звучит отрывок «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
— Знакома ли вам эта музыка?
— Правильно. Прозвучал отрывок «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова. А какое отношение он имеет к теме сегодняшнего урока?
— Да, это отрывок из оперы, написанной на основе «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина, и сама опера называется «Сказка о царе Салтане».
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
— Правильно. Повторим то, что мы уже знаем о Пушкине, о его детстве, вспомним его замечательные сказки и продолжим знакомство с жизнью поэта, с важным периодом его жизни — учёбой в лицее, попробуем понять мысли и чувства Пушкина, выраженные в стихотворении «Узник».
Запись темы в тетрадь.
III. Проверка домашнего задания.
Чтение 2-3 сочинений «Пушкин в моей жизни», стихотворений о Пушкине, написанных самими учащимися.
IV. Повторение изученного.
1. Вступительное слово учителя.
Да, А. С. Пушкин приходит к нам в детстве и остаётся с нами на всю жизнь. Наверно, нет ни одного человека, который бы не читал и не любил произведения этого поэта. И сейчас мы вспомним те из них, которые вы изучали в школе или прочитали самостоятельно. Для этого проведём викторину.
2. Викторина «Жизнь и творчество А. С. Пушкина».
Где родился А. С. Пушкин?
Назовите фамилию, имя, отчество няни А. С. Пушкина.
В кого превратился князь Гвидон, чтобы первый раз посетить своего отца?
Куда укусил комар повариху?
За какую плату нанялся Балда в услужение к попу?
На чём спал Балда в поповом доме?
Куда послала работать старика старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», став столбовой дворянкой?
В каком произведении Пушкина ветер оказывает серьёзную помощь одному из главных героев? Кому?
К кому первому обратился Елисей в поисках царевны в «Сказке о мёртвой царевне»?
Какое произведение Пушкина начинается прологом «У лукоморья дуб зелёный»?
Как звали отца Людмилы в поэме «Руслан и Людмила»?
На каком музыкальном инструменте играл Баян на свадьбе Руслана и Людмилы?
V. Изучение темы.
1. Работа с эпиграфом.
А. С. Пушкин писал: «В начале жизни школу помню я…». И этой школой стал для него Царскосельский лицей. Годы, проведённые здесь, были для поэта самым весёлым и безмятежным временем. В лицее он получил хорошее образование и приобрёл близких друзей.
2. Доклады учащихся.
Пушкин на публичном экзамене.
3. История создания стихотворения «Узник». Прочитать по учебнику.
4. Слушание стихотворения «Узник» в записи. Его читает Народный артист России Эдуард Марцевич, актёр Государственного Академического Малого театра России.
5. Беседа по стихотворению:
— Почему стихотворение так называется? Кто такой узник?
— Прочтём первый стих? Найдите главное слово-образ, которое определяет мир чувств и переживаний лирического героя?
— Какой эпитет находит поэт к слову «темница»?
— О каком ещё невольнике идёт речь?
— Почему второй узник именно орёл, да ещё молодой?
— Как Пушкин передаёт настроение? Почему орёл грустный товарищ?
— Присущи ли узнику те же качества, что и орлу?
— Как развивается действие во второй строфе (четверостишии)?
— Как меняется пространство в последнем четверостишии?
— Какие предметы появляются?
— В чём особенность пейзажа?
— Какое чувство выражено в третьей строфе? Какими средствами оно подчёркивается?
— Сравните картины, нарисованные в начале и в конце стихотворения.
— Как меняется пространство, освещение, краски, предметы?
— Как благодаря этому меняются настроение и интонация?
— Какова же главная мысль этого стихотворения?
— Утверждение свободы как необходимости для гармонического мироощущения личности.
6. Поэт В. Рождественский писал: «Узник» — один из самых замечательных стихов Пушкина на вечную его тему – свобода. Каждая строчка говорит о ней, хотя само слово ни разу не встречается в тексте».
— Согласны ли вы с этим утверждением?
— Само слово «свобода» в тексте отсутствует. Какие же слова определяют понятие «свобода»?
7. Работа с черновым вариантом стихотворения.
И тихо и грустно в темнице глухой!
Пленён, обескрылен орёл молодой,
Мой верный товарищ в изгнанье моём,
Кровавую пищу клюёт под окном.
Клюёт и бросает, и смотрит в окно,
И вымолвить хочет мне слово одно.
Зовёт меня взором и криком своим:
«Мой верный товарищ, уйдём, улетим;
Давай встрепенёмся! Пора нам! Пора!
Острог нам не ближний, тюрьма не сестра.
Мы вольные птицы, ты, брат мой, и я.
Где сокол и коршун, там наша семья».
— Какие строки поэт изменил? Как меняются образы? Как изменился смысл?
— Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
— Достигли ли мы поставленной цели?
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Узник», сопоставить его с черновым вариантом, нарисовать иллюстрацию к стихотворению (по желанию).
В чем метафорический смысл стихотворения А. С. Пушкина «Узник»? (План)
Пушкин Александр Сергеевич — В чем метафорический смысл стихотворения А. С. Пушкина «Узник»? (План)
В чем метафорический смысл стихотворения А. С. Пушкина «Узник»? (План)
История создания стихотворения. (Стихотворение написано в первые годы ссылки поэта, в 1822 году, когда Пушкин жил на Юге, в Кишиневе).
Метафорический смысл названия. (Стихотворение написано от первого лица: «Сижу за решеткой в темнице сырой. » Хотя Пушкин не был узником «темницы сырой», но, находясь в ссылке, он не мог чувствовать себя свободным человеком.)
Многозначность образа узника.
Намек на судьбу декабристов. (Узник — не только сам поэт, это и его друзья — декабристы, организовавшие тайное общество. Пушкин встречался с ними на Юге и разделял их свободолюбивые взгляды.)
Сочувствие борьбе балканских народов. (В те годы среди народов Балканского полуострова началось освободительное движение против Турции. Пушкин сочувствовал этой борьбе и выражал восхищение ее руководителями).
«Узник» как призыв к свободе, к воле. (Поэт не хочет и не может смириться со своим положением невольника. Человек должен быть свободным. Свои мечты о свободе автор воплотил в образе молодого орла. Эта могучая птица плохо переносит неволю. «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!»)
Роль приема повтора. (В последней строфе Пушкин три строки начинает одним и тем же словом: «туда», которое подчеркивает силу стремлений поэта к свободе.)
v-chem-metaforicheskij-smysl-stihotvoreniya-a.-s.-pushkina-uznik-planв чем метафорический смысл стихотворения а. с. пушкина «узник»? (план)
История создания стихотворения. (Стихотворение написано в первые годы ссылки поэта, в 1822 году, когда Пушкин жил на Юге, в Кишиневе).
Метафорический смысл названия. (Стихотворение написано от первого лица: «Сижу за решеткой в темнице сырой. » Хотя Пушкин не был узником «темницы сырой», но, находясь в ссылке, он не мог чувствовать себя свободным человеком.)
Многозначность образа узника.
Намек на судьбу декабристов. (Узник — не только сам поэт, это и его друзья — декабристы, организовавшие тайное общество. Пушкин встречался с ними на Юге и разделял их свободолюбивые взгляды.)
Сочувствие борьбе балканских народов. (В те годы среди народов Балканского полуострова началось освободительное движение против Турции. Пушкин сочувствовал этой борьбе и выражал восхищение ее руководителями).
«Узник» как призыв к свободе, к воле. (Поэт не хочет и не может смириться со своим положением невольника. Человек должен быть свободным. Свои мечты о свободе автор воплотил в образе молодого орла. Эта могучая птица плохо переносит неволю. «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!»)
Роль приема повтора. (В последней строфе Пушкин три строки начинает одним и тем же словом: «туда», которое подчеркивает силу стремлений поэта к свободе.)
Пушкин А. С — Стихотворение Узник
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные или авторизированные пользователи.
Рейтинг пользователей
Последние вопросы
Швидкість руху тіла визначаєть
- haxo097
- Алгебра
- 11 класс
знайдіть ∫ (2x+3) dx якщ
- haxo097
- Алгебра
- 11 класс
В каком слове ударение падает на ПЕРВЫЙ
- Gayrat
- Русский язык
- 11 класс
знайдіть ∫ (2x+3) dx якщ
- haxo097
- Алгебра
- 11 класс
В каком слове ударение падает на ПЕРВЫЙ
- Gayrat
- Русский язык
- 11 класс
Решите, пожалуйста, задачи по
- marina@mail.ru
- Физика
- 8 класс
НАВИГАЦИЯ ГДЗ Онлайн решения Домашняя работа Краткие содержания Сочинения Шпаргалки |
ИНФОРМАЦИЯ Для правообладателей Правила сайта Реклама на сайте Контакты |
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ |