Вольнолюбивый характер стихотворений Пушкина «Узник» и «Кавказ»

Пушкин — великий русский национальный поэт. Он стоит в ряду таких гениальных художников слова, как Шекспир, Гёте, Лев Толстой. Поэзия Пушкина — воплощение свободолюбия, патриотизма, мудрости и гуманизма русского народа, его могучих творческих сил. Пушкин был певцом и вдохновителем освободительного движения.

Находясь в южной ссылке, Пушкин проникся революционными настроениями декабристов. Стихи и письма кишиневского периода поэта полны откликов и намеков, связанных с освободительным движением на Западе и политическими событиями начала 20-х годов. Живя в Кишиневе, Пушкин несколько раз побывал в местном остроге. Он разговаривал с арестантами, расспрашивал их о жизни. Однажды вечером «главный первостатейный каторжник» сказал поэту, что ночью он сбежит: «клетка надломлена, настанет ночь, а мы ночные птицы и вольные. » «Многих переловили, а мой друг убежал» , — вспоминал Пушкин. Через некоторое время появилось стихотворение «Узник». Страстные порывы к свободе охватывали поэта. Главная мысль стихотворения — воля превыше всего, человек должён быть свободным. Первая и вторая строфы стихотворения — мрачные. Темница — неволя — у Пушкина сырая и темная. «Грустный товарищ» на воле — по ту сторону решетки — не улетает от своего собрата, клюет «кровавую пищу». Он зовет «взглядом и криком своим», призывая к свободе. Третья строфа разительно отличается от первых двух: в ней — надежда на новую, свободную жизнь, в которой «белеет гора», «синеют морские края», свободно гуляет ветер.

Перед читателем возникает образ узника, которого зовет на свободу «орел молодой»:

* «Давай улетим!
* Мы вольные птицы: пора, брат, пора!
* Туда, где за тучей белеет гора,
* Туда, где синеют морские края,
* Туда, где гуляем лишь ветер… да я!»

В начале марта 1829 года Пушкин выехал в Закавказье, где в это время шла война. Еще в самом начале войны поэт просил власти зачислить его в армию, но ему отказали. Пушкин решает ехать самовольно, на свой страх и риск, и там, на Кавказе, пишет стихотворение «Кавказ». Пушкин размышляет о жизни и о природе, равнодушной к человеческим страстям. Он любуется могучим Тереком, величественной природой Кавказа, наблюдает за местными жителями, замечает все вокруг и — любит жизнь. Могущественная природа Кавказа, ее неудержимая сила противостоят человеку — маленькому и хрупкому созданию. Человек и стихия — вечное единоборство.

Поэт олицетворяет Терек. Вот перед нами не просто Терек, играющий «в свирепом веселье», но «зверь молодой». В неволе «мох тощий, кустарник сухой », а на свободе — «рощи, зеленые сени», «птицы щебечут… скачут олени», веселые долины. Терек, как и поэт, хочет вырваться из берегов — «из клетки железной», но:

* … бьется о берег в вражде бесполезной,
* И лижет утесы голодной волной…

Тереку не дают вырваться на свободу «немые громады» утесов. И в «Узнике», и в «Кавказе» есть молодой орел, грозные тучи, темница и клетка. Орел, как и человек, не может жить в неволе — это гордая свободная птица, поэтому Пушкин использовал этот образ. Стихотворение «Узник» стало народной песней. Сама мысль, мечта о свободе получила в стихотворении народное выражение. Оба эти стихотворения — о неудержимом стремлении человека к свободе.

Анализ стихотворения Пушкина «Узник»

Для того, чтобы лучше понять смысл произведения, следует узнать какие именно жизненные обстоятельства были причиной его написания.

В мае 1820 года Пушкин был вынужден уехать из столицы. Как и многие другие авторы в это время он писал много вольнодумных произведений, и дабы не иметь проблем с царским режимом отправился в гости к генералу Раевскому.

Его ссылка проходила в Крыму на фоне живописной природы, лазурного моря в компании семьи, которая ценила его талант. Однако пришло время отравляться на место службы в Кишинев. Природа здесь была

Произведение небольшое, всего 12 строк, оно создано в лирическом стиле и впоследствии стало песней.
Во всем стихотворении чувствуется призыв к свободе. Стих поделен на 3 части. Сначала автор рисует свое неприглядное существование, даже жизнью это не зазовешь, в сырой темнице.

Затем стих набирает обороты, Пушкин сравнивает своего героя с орлом, выращенным в неволе – свободным духом, но физически скованным.

Для лирического героя свобода представляется чем-то прекрасным и светлым. Разным настроением проникнуто произведение, сначала безнадежность и пустота сменяется порывом чувств и надеждой.

Свобода – это естественное состояние любого живого существа, потому всякая неволя так противоречит естеству.
Удивительно, но в самом стихе Пушкин ни разу не употребил слово “свобода”, хотя так ее вожделел.

Произведение поэта написано просто, но в этой простоте гениальность. Олицетворение “гуляет ветер” великолепно передает невесомое ощущение воли, словосочетание “темница сырая” как ничто другое изображает физическую скованность свободолюбивой натуры.

Стих “Узник” производит незабываемое впечатление, оно просто и торжественно, и трагично.

Урок литературы по теме «Лицейские годы А.С. Пушкина. Стихотворение «Узник».
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Урок литературы»Лицейские годы А.С. Пушкина. Стихотворение «Узник» знакомит учащихся ещё с одним периодом жизни поэта — учёбой в лицее, с его стихотворением «Узник». Он способствует выработке навыков выразительного чтения, анализа поэтического текста, развивает творческие способности и речевую культуру учащихся. На уроке используются межпредметные связи литературы с музыкой.

Скачать:

Вложение Размер
litseyskie_gody_pushkina._stikhotvorenie_uznik.docx 22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6-м классе по теме «Лицейские годы А.С. Пушкина. Стихотворение «Узник»

Цель: повторение изученного материала о жизни и творчестве А. С. Пушкина, знакомство учащихся ещё с одним периодом жизни поэта — учёбой в лицее, с его стихотворением «Узник»; выработка навыков выразительного чтения, анализа художественного произведения; развитие творческих способностей и речевой культуры учащихся.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации с изображением Царскосельского лицея времён Пушкина и его современное изображение, иллюстрация с изображением лицеистов, друзей А. С. Пушкина, «Пушкин на экзамене в лицее»; на доске слова В. Рождественского о стихотворении «Узник»; магнитофон, диск с записью отрывка «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», диск с записью стихотворения «Узник».

В начале жизни школу помню я…

II. Формулирование цели учащимися.

Звучит отрывок «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

— Знакома ли вам эта музыка?

— Правильно. Прозвучал отрывок «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова. А какое отношение он имеет к теме сегодняшнего урока?

— Да, это отрывок из оперы, написанной на основе «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина, и сама опера называется «Сказка о царе Салтане».

— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

— Правильно. Повторим то, что мы уже знаем о Пушкине, о его детстве, вспомним его замечательные сказки и продолжим знакомство с жизнью поэта, с важным периодом его жизни — учёбой в лицее, попробуем понять мысли и чувства Пушкина, выраженные в стихотворении «Узник».

Запись темы в тетрадь.

III. Проверка домашнего задания.

Чтение 2-3 сочинений «Пушкин в моей жизни», стихотворений о Пушкине, написанных самими учащимися.

IV. Повторение изученного.

1. Вступительное слово учителя.

Да, А. С. Пушкин приходит к нам в детстве и остаётся с нами на всю жизнь. Наверно, нет ни одного человека, который бы не читал и не любил произведения этого поэта. И сейчас мы вспомним те из них, которые вы изучали в школе или прочитали самостоятельно. Для этого проведём викторину.

2. Викторина «Жизнь и творчество А. С. Пушкина».

Где родился А. С. Пушкин?

Назовите фамилию, имя, отчество няни А. С. Пушкина.

В кого превратился князь Гвидон, чтобы первый раз посетить своего отца?

Куда укусил комар повариху?

За какую плату нанялся Балда в услужение к попу?

На чём спал Балда в поповом доме?

Куда послала работать старика старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», став столбовой дворянкой?

В каком произведении Пушкина ветер оказывает серьёзную помощь одному из главных героев? Кому?

К кому первому обратился Елисей в поисках царевны в «Сказке о мёртвой царевне»?

Какое произведение Пушкина начинается прологом «У лукоморья дуб зелёный»?

Как звали отца Людмилы в поэме «Руслан и Людмила»?

На каком музыкальном инструменте играл Баян на свадьбе Руслана и Людмилы?

V. Изучение темы.

1. Работа с эпиграфом.

А. С. Пушкин писал: «В начале жизни школу помню я…». И этой школой стал для него Царскосельский лицей. Годы, проведённые здесь, были для поэта самым весёлым и безмятежным временем. В лицее он получил хорошее образование и приобрёл близких друзей.

2. Доклады учащихся.

Пушкин на публичном экзамене.

3. История создания стихотворения «Узник». Прочитать по учебнику.

4. Слушание стихотворения «Узник» в записи. Его читает Народный артист России Эдуард Марцевич, актёр Государственного Академического Малого театра России.

5. Беседа по стихотворению:

— Почему стихотворение так называется? Кто такой узник?

— Прочтём первый стих? Найдите главное слово-образ, которое определяет мир чувств и переживаний лирического героя?

— Какой эпитет находит поэт к слову «темница»?

— О каком ещё невольнике идёт речь?

— Почему второй узник именно орёл, да ещё молодой?

— Как Пушкин передаёт настроение? Почему орёл грустный товарищ?

— Присущи ли узнику те же качества, что и орлу?

— Как развивается действие во второй строфе (четверостишии)?

— Как меняется пространство в последнем четверостишии?

— Какие предметы появляются?

— В чём особенность пейзажа?

— Какое чувство выражено в третьей строфе? Какими средствами оно подчёркивается?

— Сравните картины, нарисованные в начале и в конце стихотворения.

— Как меняется пространство, освещение, краски, предметы?

— Как благодаря этому меняются настроение и интонация?

— Какова же главная мысль этого стихотворения?

— Утверждение свободы как необходимости для гармонического мироощущения личности.

6. Поэт В. Рождественский писал: «Узник» — один из самых замечательных стихов Пушкина на вечную его тему – свобода. Каждая строчка говорит о ней, хотя само слово ни разу не встречается в тексте».

— Согласны ли вы с этим утверждением?

— Само слово «свобода» в тексте отсутствует. Какие же слова определяют понятие «свобода»?

7. Работа с черновым вариантом стихотворения.

И тихо и грустно в темнице глухой!

Пленён, обескрылен орёл молодой,

Мой верный товарищ в изгнанье моём,

Кровавую пищу клюёт под окном.

Клюёт и бросает, и смотрит в окно,

И вымолвить хочет мне слово одно.

Зовёт меня взором и криком своим:

«Мой верный товарищ, уйдём, улетим;

Давай встрепенёмся! Пора нам! Пора!

Острог нам не ближний, тюрьма не сестра.

Мы вольные птицы, ты, брат мой, и я.

Где сокол и коршун, там наша семья».

— Какие строки поэт изменил? Как меняются образы? Как изменился смысл?

— Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

— Достигли ли мы поставленной цели?

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Узник», сопоставить его с черновым вариантом, нарисовать иллюстрацию к стихотворению (по желанию).

Вольнолюбивый характер стихотворений Пушкина «Узник» и «Кавказ» – Анализ стихотворения

Пушкин — великий русский национальный поэт. Он стоит в ряду таких гениальных художников слова, как Шекспир, Гёте, Лев Толстой. Поэзия Пушкина — воплощение свободолюбия, патриотизма, мудрости и гуманизма русского народа, его могучих творческих сил. Пушкин был певцом и вдохновителем освободительного движения. Находясь в южной ссылке, Пушкин проникся революционными настроениями декабристов. Стихи и письма кишиневского периода поэта полны откликов и намеков, связанных с освободительным движением на Западе и политическими событиями начала 20-х годов.

Живя в Кишиневе, Пушкин несколько раз побывал в местном остроге. Он разговаривал с арестантами, расспрашивал их о жизни. Однажды вечером «главный первостатейный каторжник» сказал поэту, что ночью он сбежит: «клетка надломлена, настанет ночь, а мы ночные птицы и вольные. » «Многих переловили, а мой друг убежал», — вспоминал Пушкин.

Через некоторое время появилось стихотворение «Узник». Страстные порывы к свободе охватывали поэта. Главная мысль стихотворения — воля превыше всего, человек должён быть свободным. Первая и вторая строфы стихотворения — мрачные.

Темница — неволя — у Пушкина сырая и темная. «Грустный товарищ» на воле — по ту сторону решетки — не улетает от своего собрата, клюет «кровавую пищу». Он зовет «взглядом и криком своим», призывая к свободе. Третья строфа разительно отличается от первых двух: в ней — надежда на новую, свободную жизнь, в которой «белеет гора», «синеют морские края», свободно гуляет ветер.

Перед читателем возникает образ узника, которого зовет на свободу «орел молодой»: «Давай улетим! Мы вольные птицы: пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!» В начале марта 1829 года Пушкин выехал в Закавказье, где в это время шла война. Еще в самом начале войны поэт просил власти зачислить его в армию, но ему отказали.

Пушкин решает ехать самовольно, на свой страх и риск, и там, на Кавказе, пишет стихотворение «Кавказ». Пушкин размышляет о жизни и о природе, равнодушной к человеческим страстям. Он любуется могучим Тереком, величественной природой Кавказа, наблюдает за местными жителями, замечает все вокруг и — любит жизнь.

Могущественная природа Кавказа, ее неудержимая сила противостоят человеку — маленькому и хрупкому созданию. Человек и стихия — вечное единоборство. Поэт олицетворяет Терек. Вот перед нами не просто Терек, играющий «в свирепом веселье», но «зверь молодой».

В неволе «мох тощий, кустарник сухой », а на свободе — «рощи, зеленые сени», «птицы щебечут… скачут олени», веселые долины. Терек, как и поэт, хочет вырваться из берегов — «из клетки железной», но: … бьется о берег в вражде бесполезной, И лижет утесы голодной волной…

Тереку не дают вырваться на свободу «немые громады» утесов. И в «Узнике», и в «Кавказе» есть молодой орел, грозные тучи, темница и клетка. Орел, как и человек, не может жить в неволе — это гордая свободная птица, поэтому Пушкин использовал этот образ.

Поэтому Пушкин использовал этот образ. Стихотворение «Узник» стало народной песней. Сама мысль, мечта о свободе получила в стихотворении народное выражение.

Оба эти стихотворения — о неудержимом стремлении человека к свободе.

Следующее сочинение из данной рубрики: Биография Цветаева М. И. – Вариант 5

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: