Вольнолюбивая лирика А

А. С. Пушкин принадлежал к поколению, воспитанному войной 1812 года. Освободительная Война способствовала общественному подъему: люди 1810— 1820-х годов ощущали себя участниками и деятелями Истории (с большой буквы), жили для будущей славы. При этом особые надежды возлагались на Пушкина как на самого талантливого поэта поколения, призванного стать “рупором”, “провозвестником” свободолюбивых идей.

Талант его мыслился “средством” политической пропаганды, другие темы объявлялись мелкими и недостойными. Вольнолюбивые стихотворения Пушкина (1817—1820 годы), по сути, стали программой и манифестом декабристской этики. Но “муза” Пушкина никак не хотела ограничиваться этим аскетическим идеалом, вызывая упреки, а то и недоверие друзей-декабристов. Недаром Пушкина называли “Протеем” (древнегреческое божество, постоянно меняющее облик): он был изменчив и восприимчив, свободно принимая различные поэтические личины, пробуя все новые жанры, не соглашаясь на самоограничение и односторонность. Таким образом, свободолюбивая лирика Пушкина следует двум различным идеям свободы: идее самоограничения во имя гражданской свободы и идее поэтической свободы, не признающей никакого самоограничения. На первом этапе своего творческого пути Пушкин присягает на верность общественному идеалу —жертвенному служению. В оде “Вольность” (1817 год) он отказывается от любви (Афродиты — “Цитеры слабой царицы”) и посвященных ей “венка” с “изнеженной лирой”.

В стихотворении “Деревня” (1819 год), развернув идиллическое описание красот сельской природы и удовольствий уединения на ее лоне, Поэт резко и неожиданно отказывается от этих удовольствий: Но мысль ужасная здесь душу омрачает: Среди цветущих нив и гор Друг человечества печально замечает Везде невежества убийственный позор. Поэтический “жар”, обращенный на красоты природы и уединенные “размышления”, назван “бесплодным”: О, если б голос мой умел сердца тревожить! Почто в груди моей горит бесплодный жар, И не дан мне судьбой витийства грозный Дар? В послании “К Чаадаеву” (1818 год) — все тот же “отказ”, но на этот раз от всего круга “частных” поэтических тем, от всего “личного” и “тихого”: Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман… Отказавшись от любовного чувства, поэт переплавляет его в чувство гражданское: Мы ждем с томленьем упованья МинуТы вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуту первого свиданья.

В 1823 году этот общественный Идеал претерпевает кризис, а с 1824 года — теряет былую силу. Надежда поэта “на тронах поразить порок” не только несбыточна, но и вредна, так как уводит от собственно поэтических целей. Что же способствует поэтическому вдохновению? Любовь, дружба, уединение на лоне природы — надо вернуться к этим темам, вечным и неотменимым. В таком духе поэт переиначивает концовку послания к Чаадаеву 1818 года — через шесть лет— в стихотворении “Чаадаеву”: Чадаев, помнишь ли былое?

Давно ль с восторгом молодым Я мыслил имя роковое Придать развалинам иным? Но в сердце, бурями смиренном, Теперь и лень, и тишина. И в умиленьи вдохновенном, На камне, дружбой освященном, Пишу я наши имена. После перелома 1823—1824 годов вольнблюбивая тема из гражданской лирики переходит в стихотворения о назначении поэта и поэзии, приобретя характер поэтического манифеста. Поэт должен быть свободен — и от “властей”, и от “народа”: Иная, лучшая потребна мне свобода: Зависеть от властей, зависеть от народа — Не все ли нам равно?

Бог с ними. Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать; для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; По прихоти своей скитаться тут и там, Дивясь божественным природы красотам И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья. Вот счастье! Вот права… (“Из Пиндемонти”, 1836 год) Поэт — “царь” и. должен “жить один”, он “сам свой высший суд” (“Поэт! не дорожи любовию народной”, 1830 год).

Всякие внешние цели и условия, навязываемые поэту, отвергаются им: кто возьмется сказать, в чем тайна и каково назначение поэзии, кто имеет право предписывать поэтическому вдохновению, что ему можно, а что нельзя? Для поэта нет внешнего закона, а в чем заключается его внутренний закон — загадка. Что же касается политической лирики, то она после декабрьского восстания 1825 года исполнена раздумий о судьбах народов и об исторической необходимости. Какова должна быть позиция человека по отношению к истории?

Главное — остаться человеком. Поэтому поэт, обращаясь и к властителю (Николаю

Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина — вариант 2

. В мой жестокий век восславил я свободу. ”
А. С. Пушкин

Идея свободной России проходит через все творчество Пушкина. Уже в своем раннем творчестве Пушкин выступал против несправедливости и деспотизма существующего общественного строя, изобличал губительную для народа силу тирании:

Свободой Рим возрос, а рабством погублен.

Пушкину было всего шестнадцать лет, когда он написал стихотворение “Лицинию”. Но уже тогда он ясно осознавал, что рабству и тирании, господствующим в его стране, нужно положить конец. Про себя он писал:

Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода;
Во мне не дремлет дух великого народа.

В 1818 году поэт написал одну из самых пылких песен в честь свободы — “К Чаадаеву”. В этом стихотворении выразительно прослеживается вера Пушкина в будущую свободу, в то, что “Россия вспрянет ото сна”. И произойдет это тогда, когда проснется каждый человек. Из этого стихотворения мы отчетливо видим: поэт ясно представляет себе, что именно препятствует людскому “пробуждению” — “гнет власти роковой”. Ощущая в себе порывы “нетерпеливой души”, Пушкин стремится направить эти порывы в нужное русло: на служение Отчизне, на прославление вольности, в приход которой он так верит:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Тема вольности России возникает и в стихотворении Пушкина “Деревня”, однако той уверенности, какой наполнено стихотворение “К Чаадаеву” в неотвратимой свободе народа у поэта уже нет, хоть “Деревня” была написана спустя всего один год после “К Чаадаеву”. Но за этот год Пушкин повзрослел, он увидел и понял, вероятно, то, чему раньше не придавал значения, а именно: насколько сильны цепи рабства и тирании.
Стихотворение “Деревня” заканчивается вопросом автора, в котором — неуверенность и даже отчаяние:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, павшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Тема вольности звучит и в оде Пушкина “Вольность”, и в стихотворениях “Во глубине сибирских руд. ”, “Арион”, “Анчар” и других. Эта тема волновала поэта как истинного гражданина и патриота до конца его жизни.
В стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ” великий поэт как бы подвел итоги прожитого и сделанного. Среди прочих заслуг, которые перечисляет автор, едва ли не на главном месте призыв соотечественников к свободе:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

«Вольнолюбивая лирика Пушкина»

Клейменова А.А., учитель русского языка и литературы

МКОУ казачья кадетская СОШ №19

«Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина»

Метопредметная тема: «Знание и информация»

Расширять понятие о лирике А.С.Пушкина. Обучать анализу лирических произведений, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Приобщать учащихся к самостоятельной исследовательской работе, осваивать техники позиционного анализа, учить умению организовывать и вести полипозиционный диалог, развивать способности проблематизации, целеполагания, самоопределения.

Воспитывать активную жизненную позицию, чувство патриотизма.

Оборудование: таблички с названиями групп, ИКТ.

2. Изучение нового материала.

2.1.Постановка цели урока.

Сегодня у нас необычный урок — «круглый стол», где каждый сможет высказать свою точку зрения о творчестве замечательного русского поэта А.С.Пушкина. Сравнить его взгляды со своими. Выяснить, что значит быть свободным человеком. Тема нашего «круглого стола»: «Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина» (слайд1: тема урока и эпиграф-отрывок из стихотворения «Памятник») Работать будем творческими группами: литературоведы, текстологи, архивариусы..

2.2.Работа по группам.

Объясните слово «вольнолюбивая». Сколько корней в этом слове, как оно образовано?

Что значит быть вольнолюбивым?

Что значит быть свободным в вашем понимании? (слайд2: вольнолюбивый=свободолюбивый)

В каких произведениях А.С.Пушкина отражена тема свободы?

Литературоведы: Впервые тема свободы прозвучала в его оде «Вольность», которую он написал в 1817 году по окончании Царскосельского лицея.

Текстологи: Да, да. Это действительно так. Давайте вспомним несколько строк:

Беги, сокройся от очей,
Цитры слабая царица!
Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы гордая певица?
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру.
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.

А рабов он призывает восстать против «тиранов мира»:

Питомцы ветреной Судьбы,
Тираны мира! Трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!

Как вы думаете, кого А.С.Пушкин называет «тиранами мира»?

Дорогие архивариусы, вспомните, кто правил в эти годы страной?

Архивариусы: Так как ода «Вольность» была написана в 1817 году, то можно смело сказать, что это период правления Александра 1.

Как бы вы отреагировали, если бы услышали такое про себя?

Как отреагировал Александра 1?

Архивариусы: Он сказал: «Пушкина надо сослать в Сибирь!». Вскоре А.С.Пушкин был удалён из столицы. Уехал он в мае 1820 года из Петербурга и вернулся туда только в 1826 году — этот период в его жизни мы называем Южной ссылкой.

Был ли он свободен вдали от столицы?

Литературоведы: Наверное, нет. Скорее всего, он чувствовал себя изгнанником, был оторван от друзей, близких.

Прежде чем мы продолжим рассматривать свободолюбивые произведения А.С.Пушкина дальше, мне хотелось бы обратить внимание вот на этого человека. Кто-нибудь знает, кто это? (слайд 3: фото молодого Чаадаева)

Я немного вам подскажу:

Его называли «нашим первым философом»,происходил из старинной знатной дворянской семьи. Учился в Московском университете вместе с А.С.Грибоедовым. Участник войны 1812 года, герой. Автор философских работ по экономическому и политическому обустройству России, намного опередивший по взглядам своё время. Был объявлен диссидентом и умалишенным. Стал прототипом Чацкого в комедии «Горе от ума».

Так кто же этот человек?

Мы с вами говорим о Пушкине, почему же вспоминаем Чаадаева? Что их связывает? (Слайд 4: Пушкин ? Чаадаев)

Литературоведы: Во-первых, они были друзьями! Сам А.С.Пушкин говорил, что Чаадаев знал его сердце «в цвете юных дней», учил ценить «жажду размышлений». Их продолжительные беседы, «пророческие споры» вдохновляли поэта. А.С.Пушкин считал Чаадаева «единственным другом».

Во глубину души вникая строгим взором,

Ты оживлял её советом иль укором;

Твой жар воспламенял к высокому любовь…

Архивариусы: Мы тоже хотим ответить на поставленный вопрос. Пушкин- поэт, Чаадаев – публицист. Хотя объём литературного наследия Чаадаева весьма невелик – он написал всего 8 философских писем, небольшие статьи, заметки и эпистолярные материалы.

Что такое «эпистолярный материал»?

Текстологи: Ещё их объединяет желание служить Отчизне. Познакомившись с философскими письмами Чаадаева, в которых звучит призыв к свободе народа, Пушкин подчёркивал: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой дал её Бог». Таково было «последнее слово» поэта к мыслителю.(Слайд5: Пушкин-друзья, литераторы, любовь к Отчизне-Чаадаев)

Литературоведы: Одним из лучших вольнолюбивых стихотворений А.С.Пушкина является «К Чаадаеву».

Текстологи: (чтение стихотворения наизусть)

Проанализируем его. Найдите в тексте обращения. О чём говорит обращение «мой друг»? Другое обращение «товарищ» о чём говорит?

Вспомните первые строки. Как вы их понимаете? Но ведь есть и другие строчки, которые говорят о том, что все прогрессивные люди ждут «минуты вольности святой» и верят… Во что они верят?

Обратите внимание на средства выразительности речи. Какие употребляет Пушкин в своём стихотворении? Что они означают?

Отчизна-оттенок сердечности, любви к Родине.

Звезда- символ перемен.

Восход звезды — победа над самодержавием, освобождение.

Стихотворение «К Чаадаеву»- это своеобразное послание, проникнутое боевым духом стремления к свободе.

Какое знаменательное событие произошло на Сенатской площади 14 декабря 1825 года? Чего хотели декабристы? (Слайд 6: репродукция картины «Утро на Сенатской площади»)

Архивариусы: В первые десятилетия 19 века часть представителей русского дворянства стала считать самодержавие и крепостное право губительными для дальнейшего развития страны. В их среде складывается система взглядов, реализация которых должна изменить устои российской жизни. Формированию идеологии будущих декабристов способствовало:

Российская действительность с её бесчеловечным крепостничеством;

Патриотический подъём, вызванный победой в Отечественной войне 1812 года;

Влияние работ западных просветителей.

Нежелание правительства Александра 1 проводить последовательные реформы.

Вместе с тем необходимо отметить, что идеи и мировоззрение декабристов не были едиными, но все они были направлены на реформирование, были настроены против самодержавного режима и крепостного права.

Отречение от престола цесаревича Константина и новая присяга при восшествии на престол императора Николая признаны были заговорщиками удобным случаем для открытого восстания. Чтобы избежать разномыслия, постоянно замедлявшего действия общества, Рылеев, князь Оболенский, Александр Бестужев и другие назначили князя Трубецкого диктатором. План Трубецкого, составленный им совместно с Батенковым, состоял в том, чтобы внушить гвардии сомнение в отречении цесаревича и вести первый отказавшийся от присяги полк к другому полку, увлекая постепенно за собой войска, а потом, собрав их вместе, объявить солдатам, будто бы есть завещание почившего императора — убавить срок службы нижним чинам и что надобно требовать, чтобы завещание это было исполнено, но на одни слова не полагаться, а утвердиться крепко и не расходиться. Таким образом, мятежники были убеждены, что если солдатам честно рассказать о целях восстания, то их никто не поддержит. Трубецкой был уверен, что полки на полки не пойдут, что в России не может возгореться междоусобие и что сам государь не захочет кровопролития и согласится отказаться от самодержавной власти.

Настал день 14 декабря; начался мятеж, который был в тот же день подавлен. При этом погибло 1 271 человек, из которых: «39 — во фраках и шинелях, 9 — женского пола, 19 — малолетних и 903 — черни».

Был ли среди декабристов Пушкин?

Архивариусы: Нет, в это время он находился в ссылке.

А если бы в это время он находился в Петербурге, принял ли он бы участие в восстании. Ваше мнение? Почему?

Действительно, есть документальные факты, подтверждающие ваши рассуждения. Вот отрывок из воспоминаний А.С.Пушкина в передаче А.Г.Хомутовой «Русский архив», 1867 год: «Всего покрытого грязью меня ввели в кабинет императора, который сказал мне: «Здравствуй Пушкин, доволен ли ты своим возвращением!» Я отвечал, как следовало. Государь долго говорил со мною, потом спросил: «Пушкин, принял ли бы ты участие в 14 декабря, если б был в Петербурге?» — «Непременно, государь, все мои друзья были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нём. Одно лишь отсутствие спасло меня, за что благодарю бога»

После подавления восстания на Сенатской площади Пушкин пишет послание ссыльным декабристам.

Текстологи: (чтение стихотворения наизусть «Во глубине сибирских руд»)

Какова главная мысль стихотворения? Как здесь звучит тема свободы?

Возвратимся к эпиграфу урока. Откуда эти строки? Какова идея этого произведения? (слайд1). Стихотворение «Памятник» можно отнести к нашей сегодняшней теме? Почему?

Текстологи: (чтение стихотворения наизусть «Памятник»)

Так что же такое «свобода» в понимании Пушкина? (слайд 7: выводы, сделанные учащимися)

Прошли века, мы с вами (люди 21 века), кажется, уже совершенно свободны. Чему нас могут учить вольнолюбивые стихотворения Пушкина? Не устарела ли эта тематика в наше время.

Какие выводы вы сделали сегодня для себя?

Все мы разные, и каждый из нас имеет право на собственное суждение, но в одном вы все правы: чтобы Россия процветала, надо её любить как Пушкин, быть патриотом своего Отечества, не бояться трудностей и ответственности.

5. Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра «Что значит «свобода» в моём понимании?»

Тест по биографии и творчеству А.С.Пушкина
тест по литературе (9 класс) по теме

Задания текста проверят знание учениками фактов биографии и творчества великого русского поэта

Скачать:

Вложение Размер
test_po_pushkinu.doc 29 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по биографии и творчеству А.С.Пушкина ( 9 класс)

1 . Укажи годы жизни А.С.Пушкина.

а) 1802 — 1841 б) 1789 — 1829 в) 1799 — 1837 г) 1840 — 1875

2 . В каком городе родился А.Пушкин?

а) В Петербурге б) В Москве в) В Туле г) В Орле

3 . Один из лицейских друзей посетил А. Пушкина в Михайловском, его Пушкин назвал «мой первый друг, мой друг бесценный». Кто это?

а) Дельвиг б) Данзас в) Кюхельбекер г) Пущин

4 . В присутствии какого известного поэта А. Пушкин читал свое стихотворение

« Воспоминания в Царском Селе» на экзамене в Лицее?

а) В.А.Жуковского б) Г.Р.Державина в) А.Н.Радищева г) А.С.Грибоедова

5 . Кому посвящено стихотворение А. Пушкина «19 октября» (1825)?

а) декабристам б) царю Николаю I в) лицеистам г) жене

6 . С кем из близких друзей А.Пушкин познакомился, будучи лицеистом, но не в Лицее?

а) Дельвиг б) Пущин в) Чаадаев г) Горчаков

7 . Какое из стихотворений не относится к вольнолюбивой лирике А.Пушкина?

а) «К Чаадаеву» б) «Во глубине сибирских руд» в) «Анчар» г) «Эхо»

8 . Назови причину ссылки поэта на юг (1820 – 1824 гг).

а) дуэль б) отказ от службы в) «возмутительные стихи» г) дружба с Чаадаевым

9 . Какое из стихотворений не относится к любовной лирике А.Пушкина?

а) «Анчар» б) «На холмах Грузии…» в) «Мадонна» г) «Я вас любил. »

10 . Кто вдохновил поэта на написание стихотворения «Мадонна»?

а) А.П.Керн б) Е.Н.Раевская в) Н.Н.Гончарова г) Е.Н.Ушакова

11 . Какое из стихотворений А.Пушкина не относится к лирике о поэте и поэзии?

а) «Я памятник себе воздвиг…» б) «Поэт и толпа» в) «Анчар» г) «Эхо»

12 . Основной конфликт поэмы «Медный всадник» происходит между:

а) Евгением и Парашей б) Евгением и разбушевавшейся стихией в) «маленьким человеком» и символом империи – памятником Петру I г) разумом и чувствами Евгения

13 . Чем завершается поэма «Медный всадник»?

а) смертью Евгения б) свадьбой Евгения и Параши в) гибелью Параши г) отъездом Евгения

14 . Из какого стихотворения А.С.Пушкина эти строки:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал?

а) «К Чаадаеву» б) «На холмах Грузии…» в) «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» г) «Я вас любил. »

15 . Из какого стихотворения А.С.Пушкина эти строки:

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может?

а) «К Чаадаеву» б) «На холмах Грузии…» в) «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» г) «Я вас любил. »

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Это мероприятие можно использовать на обобщающем уроке для закрепления биографии поэта.

В контрольной работе проверяются знания фактов биографии А.С.Пушкина, изучающиеся в 5-6 классах. Дается вопрос на осмысление романа «Дубровский». Проверяютя знания двусложных стихотворных размеров.

Тест по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Итоговый контрольный тест по биографии и творчеству М.Ю.Лермонтова.

Викторина состоит из двух блоков вопросов: первый- по биографии и второй -по творчеству.Цели: 1)обучающая: закрепить и обобщить знания учащихся по биографии и творчеству А.С.Пушкина;2)развивающая: акт.

Контрольный лист предназначен для проверки знаний учащихся по разделу «А.С. Пушкин» в 9 классе. Данный лист распечатывается для каждого ученика, работа выполняется на заключительном этапе изучения тво.

Иллюстративный материал к урокам с кратким комментарием.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector