Вольнолюбивая лирика А

А. С. Пушкин как поэт формировался в эпоху подъема общественного самосознания после Отечественной войны 1812 года и перед восстанием декабристов 14 декабря 1825 года. Следствием этого явился жизнеутверждающий пафос его поэзии. Среди огромного числа разнообразных мотивов лирики Пушкина одно из самых важных мест занимает мотив свободы, «вольности святой».

Свобода для поколения 10-20-х годов XIX века — это и политическое освобождение от «гнета власти роковой», и вольготный дух дружеского союза, и наслаждение простором природы, и ощущение поэтической свободы, свободы творчества.
У Пушкина на протяжении всей его жизни наблюдалась эволюция его творческого метода изображения реальности и, следовательно, образа лирического героя.

Образ лирического героя Пушкина — это духовно богатая и свободолюбивая личность, преданная делу свободы, готовая пожертвовать личной свободой во имя общего дела, ощущающая противоречия между свободолюбивыми романтическими мечтаниями и реальной действительностью, протестующая против деспотизма, верящая в торжество справедливости, философски осмысляющая проблему свободы.

Так, борьба с тиранией во имя торжества свободы показана в оде «Вольность» 1817 года:

Тираны мира! Трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

Увы! Куда ни брошу взор —

Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор,

Неволи немощные слезы;

Везде неправедная Власть

В сгущенной мгле предрассуждений

Воссела — Рабства мрачный Гений

И Славы роковая страсть.

Призыв лирического героя к борьбе за свободу слышен и в стихотворении 1818 года, обращенному к другу поэта, «товарищу» по делу освобождения, — Чаадаеву. По жанру это стихотворение — послание, в котором слышны политические нотки:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой товарищ, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

«Как ждет любовник молодой минуты верного свиданья», ждут все прогрессивные люди того времени минуты «вольности святой». В послании возникают два образа: образ «власти роковой» и образ Отчизны. Благодаря им перед читателем вырисовывается картина тяжелого положения Родины. Упоминание в стихотворении слова «звезда», символизирующего в политической лексике того времени революцию, означает победу дела освобождения.

В 1819 году во пора поездки в Михайловское поэт анонсирует стихотворение «Деревня», направленное против второго зла в России — крепостного права. Лирический герой наблюдает «везде Невежества убийственный Позор». «Деревня» построена по принципу антитезы: в первой части дается идиллическое описание природы в духе сентиментализма, во второй части — резко меняется ритм и характер стиха. Это обличительная часть, в которой представлены обобщенные образы помещиков и крепостных крестьян: «барства дикого» и «рабства тощего».

Здесь Барство дикое без чувства, без Закона

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и пора земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь Рабство тощее влачится по браздам

Настроение разочарованности слышится и в голосе лирического героя стихотворения «Погасло дневное светило», написанном в 1820 году:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Лети, корабль, неси меня к пределам дальным

По грозной прихоти обманчивых морей.

Мотив свободы, связанный с темой неволи, присутствует и в стихотворении «Узник» (1822), а также в элегии «К морю» (1824), где море олицетворяет собой абсолютную свободу человека — как внутреннюю, так и

Прощай, свободная стихия,

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

С 1825 года в поэзии Пушкина наблюдается перелом, связанный со становлением метода реализма в его творчестве. Следовательно, закономерной является и эволюция образа лирического героя. Теперь он тяжело переживает поражение друзей-декабристов, хранит верность их идеалам. Он расстался с романтическими иллюзиями, вынес суровый приговор социальному строю, разделил общество на владык и послушных рабов. Лирический герой уверен в том, что достичь гражданской свободы невозможно без чувства внутренней свободы человека.

В стихотворении 1828 года «Анчар» поэт обличает тиранию во всех ее проявлениях. Стихотворение трагично по существу:

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как мрачный часовой,

Стоит — один во всей вселенной.

Даже природа не приемлет «древо яда»:

К нему и птица не летит,

И тигр нейдет: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит —

И мчится прочь, уже тлетворный.

«Но человека человек послал к анчару властным взглядом, и тот послушно в путь потек и к утру возвратился с ядом». «Бедный раб» не протестует против воли владыки, который преумножил зло, «напитав ядом свои послушливые стрелы» и разослав их в соседние пределы.

С темой свободы в стихотворениях «Брожу ли я вдоль улиц шумных. » (1829), «Элегия» (1830) и «Вновь я посетил» (1835) связаны философские мотивы лирики Пушкина.

В стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных. » поэт мыслит о «дубе уединенном», который «переживет мой век забвенный, как пережил он век отцов».

Своеобразный результат своей деятельности Пушкин подводит в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836), отмечая одну из своих первостепенных заслуг перед народом и потомками — прославление идеалов свободы:

И длительно буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой зверский век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Следует отметить жанровое многообразие вольнолюбивой лирики Пушкина: это и ода, и элегия, и послания, и сонет, и лирические стихотворения. В них поэт сумел объединить разговорные и книжные элементы речи на основе народного языка. Пушкин исповедовал в своих лирических стихотворениях стиль ораторской, призывной речи, для чего включал в текст глаголы в повелительном наклонении, обращения. Поэт использует такие средства художественной выразительности, как символы (море, океан, звездочка — символы свободы), анафоры («пока свободою горим, пока сердца для чести живы»), сравнения.

Мотивы свободы в лирике Пушкина многообразны и оригинально воплощены в художественной форме стихотворений.

Вольнолюбивые стихи великого русского поэта сыграли важную роль в общественной жизни того времени. Творчество Пушкина повлияло на развитие гражданской русской поэзии: его дело продолжили М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов и другие поэты.

Тема любви в лирике А.С. Пушкина

Поэты смертны, их стихи о любви – нет…

План.
1. Тема любви – одна из важнейших тем в творчестве Пушкина.
2. Любовная лирика Пушкина:
1) стихотворение ««К***» — виртуозное сочетание простоты и философской глубины;
2) «На холмах Грузии…» — «легкая» зарисовка, исчерпывающе передающая эмоциональное состояние влюбленного человека.
3. Любовная лирика учит нас ценить чувство любви, которое является смыслом жизни каждого человека.

Тема любви – одна из важнейших тем в творчестве А.С. Пушкина. Именно любовь вдохновляла поэта на творчество и на жизнь. Поэтому в стихотворениях, посвященных этой теме, рассматриваются и решаются все проблемы бытия – от философских до бытовых.
Стихотворение Пушкина «К***» — образец гениальной любовной лирики. Оно было написано в 1825 году. Считается, что оно посвящено Анне Петровне Керн (1800 – 18790).
Стихотворение написано в жанре послания. Об этом говорит и его название – «К***». Оно посвящено возлюбленной, которая всколыхнула в лирическом герое все самое светлое, настоящее, возродила его к жизни.
Основная мысль стихотворения заключается в том, что в лирической героине для поэта сосредоточена сама жизнь. Без нее, без ее обаяния, молодости, красоты, лирический герой потерял ощущение прелести жизни. Он больше не чувствовал «божества, вдохновенья, слез, жизни, любви». И только с новым появлением героини поэт почувствовал, что он живет, он вновь возродился к жизни.
Соответственно, эмоциональную окраску стихотворения можно охарактеризовать как светлую, лирическую, возвышенную, жизнеутверждающую.
Стихотворение построено как описание жизни героя, освященной двумя событиями: двумя встречами с лирической героиней. Первая встреча была для героя «чудным мгновением»:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Героиня стала для него опорой и поддержкой, она давала ему силы жить, преодолевать трудности, существовать.
Со временем чувство к девушке стало забываться, суета начала стирать из памяти ее черты, наконец, даже воспоминание о ней исчезло:
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
Но, уйдя из жизни героя, лирическая героиня забрала с собой что-то важное, жизненно необходимое, без чего существование теряет прелесть, остроту, даже смысл.
Но жизнь преподнесла герою подарок – еще одну встречу с лирической героиней. И все встало на свои места, жизнь вновь приобрела все оттенки, засияла всеми цветами радуги:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Герой возродился к жизни, он вновь научился чувствовать, дышать полной грудью, наслаждаться жизнью.
Таким образом, в стихотворении можно выделить два основных образа – лирической героини и героя. Мы не знаем внешности героини, поэту важны ее внутренние характеристики, вдохновляющие его, дающие ему силы. Это «голос нежный», «милые черты», «небесные черты», «гений чистой красоты».
О герое мы узнаем, что жизнь его была нелегка, наполнена житейскими бурями, невзгодами, тягостными переживаниями. В стихотворении много автобиографических мотивов: есть здесь, например, и намек на ссылки поэта («В глуши, во мраке заточенья»). Свою жизнь герой делит на несколько периодов: встреча с лирической героиней, жизнь без нее, новая встреча с героиней.
Стихотворение «На холмах Грузии. » — яркий психологический эскиз состояния поэта, передающий импульсивную смену его чувств и настроений. Элегическое начало, в котором грусть и легкость, светлая печаль кажутся столь созвучными состоянию вечной, засыпающей природы, сменяется «моментальной фотографией» пробуждения бурного чувства — чувства любви:
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою…
Не умиротворенность ночи, а немолчный шум Арагвы, о котором сказано во втором стихе, созвучен любовному порыву, выраженному во второй части стихотворения. Сердце поэта вновь во власти воспоминания о далекой возлюбленной.
Таким образом, любовная лирика Пушкина — образец любовной лирики. Это признавали уже современники поэта. Она учит нас превыше всего ценить чувство любви, которое является смыслом жизни каждого человека.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ О. С. ПУШКИНА

Гений Пушкина намного опередил свое время. Поэзия Пушкина — это целый мир, в котором каждый читатель может найти то, что касается лично. Дружба, любовь к родине, ее история, история человечества, свобода личная и общественная, рабство и тирания, жизнь и смерть, природа и человек, любовь и одинокость — вот лишь небольшая частица мотивов его лирики. Мотивы свободы и воли особенно возвышенно звучат в творчестве Пушкина в начале 20-х годов. В этот период он поддерживает тесные связи с будущими декабристами, а ода «Вольность» — своеобразное поэтическое выражение идей «Союза благоденствия». И какие бы политические страсти не кипели, Пушкина, в первую очередь, оставался поэтом. Его оду благосклонно встретили читатели и единомышленники, но поэт некогда больше не обращается к этому жанру для создания актуальной политической лирики. Поэт ощутил, что новое время нуждается в не только новых тем, но и нового их решение. Свободолюбивые мотивы приобретают в его творчестве пристрастности, которая была присущий только интимной лирике, например, стих «К Чаадаеву».

Одна из главных тем творчества Пушкина — тема поэта и поэзии. Рылеев был его предшественниками в этой теме, определили гражданскую позицию поэта в отношении к явлениям действительности. Пушкин идет дальше, его волнует проблема свободы творчества, отображенная в стихе «Разговор книгопродавца с поэтом». Книготорговец очерчивает традиционные поэтические темы:

  • И так любовью утомленный,
  • Наскучат лепетом молвы,
  • Заранее отказались вы
  • Вот вашей лиры вдохновенной.
  • Теперь, оставят шумный свет,
  • И муз, и ветреную моду,
  • Что же изберете вы?
  • Поэт: Свободу.

В поэзии «Пророк» поэт говорит о своей ответственности за все, что происходит на земле. Пушкин обращается к образам мифологии, Библии. В начале стиха отображается духовная опустошенность поэта, и осознание своей миссии пророка предоставляет новой силы чувствам и способностям поэта. Он придет к выводу, который его миссия не просто утешать, радовать людей или давать наслаждение своими произведениями, но и учить читателя, вести его за собой: «И бога глас ко мнет воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волей моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей!». Любовная лирика Пушкина удивительно богатая и разнообразная. Она имеет определенные особенности. Одна из них заключается в том, что поэт поднимает существующие правила и подчиняет форму содержания произведения (нет четкого разделенную на жанры — элегию, романс, послание). Например, известная поэзия «К ***» (Анне Петровне Керн), с одной стороны, выглядит, как послание, но имеет определенные черты романса и даже элегии.

Но Пушкина не только новатор формы, в любовной лирике он создает новую сеть ценностей, которая опирается на жизненную мудрость и гуманизм. Гуманизм проявляется, прежде всего, в его уважительном отношении к любимой, он признает за ней право на выбор, даже когда этот выбор не в его пользу. Пример — поэзия «Я вас любил». Любовь, за Пушкиным, это не аномалия (как часто изображали ее романтики), это естественный залог души человека, и даже когда это чувство не вызывает взаимности, оно приносит радость, а не страдание. Яркий пример такого взгляда на любовь — поэзия «На холмах Грузии лежит ночная мгла. »: И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любит оно не может. Исследователи творчества Пушкина определяют еще одну тему в творческом наследстве поэта — философская лирика. Это в первую очередь лирика природы, которая отбивает вечное течение жизни, неподвластное человека. В стихах о природе Пушкина воссоздавал свои представления об устройстве мира. Рождение, детство, юность, зрелость, старость и, в конце концов, смерть изображаются, как естественные, не вызывают ни удивление, ни протеста. Природа мудрая и справедливая, Пушкина склоняет главу перед самым дивом жизни, которой в его лирике прекрасное в любых проявлениях. К философской лирике принадлежат и создавай, где Пушкина излагает свои взгляды на человеческое общество. Например, «Анчар». Он не противопоставляет понятия раб и властитель, в его воображении эти лица равноправные, поэтому возникают такие строки:

  • Но человека человек
  • Послал к анчару властным взглядом.

Вина за то, что зло, которое воплощает анчар, вылилось в мир, лежит на них обеих. Рабство — это возвратная сторона тирании, и существовать они могут только вместе. Пушкин — первый русский писатель мирового значения, который имел влияние не только на русский, но и на мировой литературный процесс. Достоевский утверждал, что вся русская литература «вышла из Пушкина». Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», в полной мере это определение можно отнести и к лирике Пушкина.

Лирика пушкина кратко

Вольнолюбивая лирика Пушкина берет истоки в тех событиях, которые волновали русское общество начала XIX века. Тринадцатилетний лицеист стал свидетелем победы русского оружия над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, испытал чувство гордости за свой народ, отстоявший свободу своей Отчизны. А после всеобщего ликования вчерашние герои-патриоты были возвращены в прежнее рабское состояние. Это заставило гуманных, просвещенных дворян искать пути освобождения русского народа. Так родились революционные идеи декабристов, которые разделял талантливый поэт Пушкин и которые нашли отражение в его вольнолюбивой поэзии.

Не случайно героиней юношеской оды Пушкина стала не царствующая особа, а Вольность. Именно ей вслед за первым русским революционером Радищевым поклоняется молодой поэт, ей поет славу. Он позаимствовал у писателя XVIII века и жанр, и название своего произведения, выразив этим мысль о преемственности их взглядов. Вслушайтесь, как сильно звучит в пушкинской оде голос протеста против тирании и беззакония, каким гневным предостережением проникнуто его обращение к владыкам, забывшим о своем долге перед народом!

Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!

К чему же призывает поэт? К свержению царской власти? Нет, он убежден, что страной должен править просвещенный монарх, то есть человек, который понимает, какую ответственность он несет за каждый свой поступок, какая великая миссия на него возложена.

Итак, основным условием счастливой жизни народа, по мнению Пушкина, является «с вольностью святой законов мощных сочетанье». Поэт глубоко убежден в том, что ни тюрьмы, ни алтари не оградят тирана от мести народа. В этом убеждают суровые примеры истории, о которых вспоминает Пушкин в оде. Это казнь французского короля Людовика XVI, который расплачивается за бесчисленные преступления династии Бурбонов. Это смерть от рук придворных жестокого римского императора Калигулы, которая очень напоминает о другом убийстве &#151 русского царя Павла I.

Заключительные строки оды призывают нынешних монархов учесть уроки истории, так как только в этом случае их правление будет долгим и славным.

Склонитесь первые главой
Под сень надежную закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.

Но обращение Пушкина осталось без ответа, ибо царское правительство не собиралось приступать к коренному переустройству России и, главное, даровать народу свободу.

В стихотворении «Чаадаеву», написанном спустя год после оды, уже нет обращений к монарху. Все мечты и надежды Пушкина связаны теперь с передовой молодежью России, которую он призывает «отчизне посвятить души прекрасные порывы». В проникновенных строчках пушкинского послания чувствуется убежденность в том, что именно сейчас отчизне нужны те прекрасные качества, которые есть у прогрессивной дворянской молодежи: образованность, ум, честность, энергия, неугасимое стремление к свободе, горячая любовь к родине. Поэтому такая глубокая вера в лучшее будущее России звучит в финале послания:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Прошел год. Написана «Деревня». Но нельзя не заметить, насколько изменилась тональность строк в финале стихотворения.

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?

Здесь уже нет абсолютной уверенности в том, что над Россией скоро засияет «звезда пленительного счастья». Поэтом владеют горькие раздумья и сомнения, так как к нему пришло понимание, что его мечта еще столь далека от осуществления. Что же помогло поэту увидеть истинное положение страны и ее народа, трезво оценить реальные возможности молодых «горячих голов»? Ответ мы найдем в самом стихотворении, которое композиционно делится на две части. Первая рисует незатейливый сельский пейзаж средней полосы России. Эта тихая красота близка и дорога каждому русскому человеку. Читая спокойные, задушевные строки, невольно проникаешься чувствами и настроениями лирического героя, понимаешь, что именно единение с полным гармонии миром природы приносит ему покой и вдохновенье, то, чего не может дать шумная и суетная жизнь столицы, где люди связаны незримыми оковами ненужных знакомств и обязательств, зависимы от власти молвы. Таким образом, лирический герой стихотворения впервые чувствует себя по-настоящему свободным и счастливым.

И именно такой человек способен ужаснуться тому, что здесь «барство дикое, без чувства, без закона, присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца», что «рабство тощее влачится по браздам неумолимого владельца». Даже здесь, в прелестном «пустынном уголке», процветает рабство, всюду оставляет зловещие следы.

Попытка лучших людей России уничтожить крепостничество потерпела неудачу. Пушкину пришлось пережить не только взлет, но и крах декабристского движения. Но своим вольнолюбивым взглядам он не изменил ни в ссылке, ни после расправы царя с революционерами. Свидетельство тому &#151 стихотворения «В Сибирь» и «Арион», которые написаны спустя два года после подавления восстания. Что же стало в этих трагических обстоятельствах для Пушкина источником его прежней веры в идеалы юности? Стихотворение «В Сибирь» дает ответ на этот вопрос. Это «гордое терпенье», которое должны хранить ссыльные декабристы, это уверенность в том, что их жертва не пропала даром, что их подвиг пробудит и в других стремление продолжать борьбу за свободу. И, конечно же, это «свободный глас», который удалось сохранить поэту.

Надежда Пушкина на торжество свободы основана на его гуманистической вере в человека, который в любых условиях может остаться верным и себе, и друзьям, «и дум высокому стремленью». Сила этой веры так велика, что позволяет поэту воочию увидеть желанную картину.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут &#151 и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Друзьям-декабристам посвящено и стихотворение «Арион», в котором в аллегорической форме Пушкин рассказывает об их трагической участи. Пловцы &#151 это революционеры, которые погибли во время бури, то есть восстания. Случайно спасшийся певец остался верен своим товарищам, их делу и их идеалам. Эта мысль стихотворения выражена одной лаконичной строчкой: «Я гимны прежние пою».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector