Вольнолюбивая лирика А

Тема свободы, “вольности святой” была центральной в лирике А. С. Пушкина и имела решающее значение для всего творчества поэта. Развитие этой темы связано со становлением его личности, изменением взглядов на саму сущность понятия “свобода”.
Свобода для пушкинского поколения — это и политическое освобождение от “гнета власти роковой”, и вольный дух дружеского союза, и наслаждение вольным простором природы, и ощущение поэтической свободы, свободы вдохновения и творчества. Так, на протяжении всей жизни у великого мастера наблюдалась эволюция творческого метода изображения действительности и, следовательно, эволюция образа лирического героя.
Свободолюбивые взгляды начали формироваться у поэта еще в Царскосельском лицее. Примерно в это же время стали образовываться тайные политические общества, поэтому по окончании лицея Пушкин был полон прогрессивных взглядов.
Одно из самых ранних революционных произведения Пушкина — это ода “Вольность”, написанная в 1817 году,- пример гражданской витийственной лирики. Поэт использовал приемы классицизма, но развил их в декабристском направлении. Ода проникнута новым, романтическим пафосом. Несмотря на то, что впоследствии Пушкин называл оду “детской”, она делает его одним из первых поэтов декабристского направления.
В начале оды Пушкин лирике лицейских лет противопоставляет поэзию вольности и обличения порока. Поэт взывает к Музе гражданской лирики, у свободы он ищет вдохновения:

Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.

Далее поэт призывает рабов восстать против “тиранов мира”:

Тираны мира! Трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!

Вокруг Пушкин видит только несчастье и слезы, которые были вызваны неправедной властью. Господство самовластья он объясняет непросвещенностью и предрассудками. Поэт считает, что для счастья народа необходимо сочетание свободы и законов. Он обращается к “владыкам” и говорит о том, что, как бы ни были они могущественны, закон стоит выше них:

Владыки! Вам венец и трон
Дает Закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.

Пушкин рассказывает о смерти Людовика XVI и проводит параллель со смертью Павла I. Оба правителя преступили закон и за это были наказаны.
Особенно сильна ненависть к тиранам в последующих строках:

Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу!
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.

В заключительной части оды, которая включает последнее восьмистишие, Пушкин обращается к царям с призывом соблюдать закон:

Склонитесь первые главой
Под сень надежную закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.

Ода “Вольность” — одно из самых ярких декабристских произведений Пушкина. Хотя политические идеи “Вольности” были более умеренны, чем идеи оды “Вольность” Радищева, тем не менее автор выступает в защиту свободы и призывает к восстанию против тирании.
Среди друзей Пушкина было много людей с революционными, передовыми взглядами, например, Пущин, Кюхельбекер, Чаадаев, которому посвящено одно из лучших вольнолюбивых стихотворений “К Чаадаеву” . По жанру — это дружеское послание, которое приобрело политические черты. Обращение “мой друг” подчеркивает, что Чаадаев — близкий друг поэта, а в обращении “товарищ” есть новый оттенок — это не только друг, но и соратник в борьбе, единомышленник, участник дела освобождения.
В начале послания Пушкин говорит о том разочаровании, которое постигло его:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман.
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.

Но, несмотря на это, все прогрессивные люди ждут “минуты вольности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья”, и верят, что “звезда пленительного счастья” обязательно взойдет.
В послании противопоставляются два образа: образ Отчизны и образ “власти роковой”. При сопоставлении этих двух образов возникает тема тяжелого положения Родины. В слове “Отчизна” чувствуется оттенок сердечности, слово “звезда” в политической лексике эпохи символизировало революцию. Восход звезды означал победу дела освобождения.
Наличие политической лексики (“Отчизна”, “власть роковая”, “самовластие”) и устаревших слов (“внемлем”, “упованья”) соответствует высокому пафосу политического послания. Стихотворение проникнуто боевым, революционным духом и пламенным патриотизмом.
Год спустя, в 1819 году, во время поездки в Михайловское, Пушкин пишет стихотворение “Деревня”. В нем отразились антикрепостнические настроения передовой дворянской молодежи.
“Деревня” построена по принципу антитезы. В первой части перед нами предстает идиллическое описание деревенской природы, данное в сентиментальном, светлом, спокойном тоне:

Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда…
Везде следы довольства и труда.

Перед читателем предстает детально выписанный пейзаж. Но с самого начала второй части ритм и характер стиха резко меняются:
Но мысль ужасная здесь душу омрачает.
В стихотворении возникают два образа: “барства дикого” и “рабства тощего”. Это обобщенные образы помещиков и крестьян:

Здесь Барство дикое без чувства, без Закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.

В стихотворении присутствует и образ самого поэта. Он выступает “как друг человечества”. Это означает, что он — ярый противник рабства, сторонник свободы во всех ее проявлениях и просвещения.
Стихотворения “Вольность”, “К Чаадаеву”, “Деревня” зачинают в русской литературе поэзию декабризма. Гражданские стихотворения Пушкина, написанные до 14 декабря 1825 года, проникнуты пафосом освободительной борьбы. После трагических событий на Сенатской площади их содержание и направленность резко меняются.
Послание Пушкина “Во глубине сибирских руд. ” адресовано сосланным декабристам. Оно проникнуто сочувствием. Поэт старается поддержать дух борцов и убедить их в том, что их дело не пропало:

Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

А. С. Пушкин уверен в том, что:

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

На третий день годовщины казни декабристов было написано стихотворение “Арион”, в котором поэт говорит о кровной, духовной связи с декабристами, о том, что он верен делу свободы:

Я гимны прежние пою.

Своеобразный итог своей деятельности Пушкин подводит в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”, выделяя одну из своих главных заслуг перед народом и потомством, — прославление идеалов свободы:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Пушкин не был поэтом революции, но был певцом свободы во всех ее проявлениях. Для поэта как внутренняя свобода личности, так и независимое развитие целых народов было необходимым условием жизни на земле.
Тема свободы в лирике поэта — ведущая. Политические взгляды поэта, его мировоззрение менялось с годами, но верность идеалам свободы он сохранил на всю жизнь.

16402 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Тема просвещения в лирике пушкина

3. Миссия Поэта, очерченная творцом.
III. Нетленное достояние всего человечества.
Во многих произведениях Пушкина отражается его осмысление себя как поэта, размышления о роли и судьбе «служителя муз». Примечательно, что великий русский поэт не ставит себе в заслугу поэтический талант, а ощущает его как дар, как нечто, данное свыше. Пока не коснулось поэта таинственное и неподвластное ничему вдохновение, пока не наделило его крыльями, — он простой смертный, «и меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он» («Поэт»). Но «лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется» — и вот уже он становится избранным, через его уста льются сладкозвучные строки.
Но дар этот приносит поэту не только наслаждение, но и боль непонимания, осуждения и пренебрежения: «Услышишь суд глупца и смех толпы холодной» («Поэту») — предвещает он собратьям по перу. В этом же стихотворении Пушкин предостерегает поэта от упоения сиюминутной славой:
Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум.
Радость и услада для поэта — не признание толпы, не любовь высокопоставленных особ, не деньги и известность — только свобода, красота и поэзия сама по себе являются наивысшей наградой для творца.
Лирическому герою Пушкина не удается воздержаться от гнева и осуждения невежественной, грубой и корыстной черни, на попрание которой поэт отдает свои творения:
. бессмысленный народ, Поденщик, раб нужды, забот. Печной горшок тебе дороже: Ты пищу в нем себе варишь»
(«Поэт и толпа»)
В негодовании поэт жаждет уберечь от бездушного и пошлого обывателя самое святое и трепетное, не делиться ни с кем своими стихами:
Блажен, кто молча был поэт И, терном славы не увитый, Презренной чернию забытый, Без имени покинул свет!
(«Разговор книгопродавца с поэтом»)
Но коль уж дан поэту этот великий дар — и этот крест — он должен его пронести. Должен не только доставить наслаждение слуху и уму читателя, но и отразить свою эпоху, затронуть животрепещущие темы, обнажить свою душу, чтобы встрепенулись людские сердца и хоть что-то в этом мире переменилось к лучшему! И прекрасная природа, и человеческие отношения, и философские размышления о смысле бытия, и любовь к Родине, и активная гражданская позиция, и самые сокровенные чувства — все это по воле муз рвется из сердца поэта и ложится строками стихотворений.
И уже под конец жизни А. С. Пушкин со спокойной уверенностью говорит: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Он осознает, что миссию Поэта, очерченную им самим в своих стихотворениях, он исполнил, что его творчество — не однодневная вспышка угодной обывателю развлекательной писанины, а нетленное достояние всего человечества.
211

И действительно, вот уже многие поколения чтут А. С. Пушкина как «солнце русской поэзии», и можно с уверенностью сказать, что это светило не померкнет и впредь.

Тема свободы в лирике Пушкина

Понятие свободы нельзя определить однозначно. Это и социальная, и политическая, и философская, и морально-этическая категория. В мировоззрении и творчестве Александра Сергеевича Пушкина тема «вольности святой» занимает центральное место, ибо для него смысл, вкладываемый в понятие свободы, становится своеобразной «точкой отсчета»: началом нового этапа осмысления мира. В Царскосельском Лицее воспитанникам внушались высокие жизненные принципы, проповедовалось естественное право каждого человека на свободу. Колоссальное влияние на Пушкина-лицеиста оказали идеи французского Просвещения, общение с П. Я. Чаадаевым, с будущими декабристами — членами кружка «Священная артель» и офицерами И. Бурцевым, А. Муравьевым; с Александром Ивановичем Тургеневым. На сходках «Священной артели» звучали пламенные речи, осуждалось самодержавие, крепостное право, царил дух русофильства. Под влиянием этих идей еще в 1815 году было написано стихотворение «Лицинию». Таким же высоким гражданским пафосом проникнуто одно из «программных» стихотворений первого послелицейского периода — ода «Вольность». В ней нет пока каких-то самостоятельных авторских идей, она лишь определяет принадлежность Пушкина к лагерю вольнодумцев. Каковы же убеждения юного поэта? В первых двух строфах «Вольности» звучит отказ от «изнеженной лиры» и единственной целью поэзии объявляется стремление . воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок. Лирический герой провозглашает начало нового пути: революционного. В 3-ей и 4-ой строфах поэт воссоздает страшную, мучительную картину царящего в России беззакония: «Везде неправедная власть.» И здесь — кульминация оды: Владыки! вам венец и трон Дает Закон — а не природа; Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас Закон. Эти строки — суть взглядов просветителей, сформулированных в «Общественном договоре» Ж.-Ж. Руссо. Пушкину в этот период очень близка их идея о необходимости некоего договора между народом и властью: гармоничным представляется ему государство, где «владыка» правит народом, сам беспрекословно подчиняясь мудрому, справедливому Закону. Беззаконие ведет к безнравственности, к трагедиям: .в лентах и звездах, Вином и злобой упоенны Идут убийцы потаенны, На лицах дерзость, в сердце страх. .Падут бесславные удары. Погиб увенчанный злодей. Картина гибели Павла I заставляет содрогнуться: тиран, поправший Закон, сам провоцирует убийство. Ноне менее отвратительны автору убийцы — удары их «бесславны». Обратите внимание на значительное противоречие между 8-ой и 11-12-ой строфами. В 8-ой строфе автор просто кровожаден: Самовластительный Злодей! Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу. Как эта жестокость сочетается с только что цитированными строками о безнравственности убийства? Здесь проявляется как раз своеобразная «нестыковка» идей, под влиянием которых находился молодой Пушкин, с его собственными нравственными убеждениями. Неслучайно в 1824 году сам поэт скажет о «Вольности» — «детская ода». Гуманистический идеал гармоничного общества, живущего под властью Закона, проповедуется Пушкиным и в «Деревне».

Построенное на антитезе, стихотворение противопоставляет высшую гармонию, царящую в природе, дикости социальных взаимоотношений. Но в отличие от «Вольности», в «Деревне» уже звучат вечные мотивы пушкинской лирики: природы, воли, дома, духовного раскрепощения человека. В 1818 году написано еще одно стихотворение, которое необходимо рассматривать в рамках данной темы: послание «К Чаадаеву». Жанр послания — один из ведущих жанров романтической лирики, и стихотворение «К Чаадаеву» продолжает «романтическое направление» темы свободы в творчестве Пушкина. Первые строки послания написаны в традиционно романтическом ключе: разочарованный жизнью юноша обращается к другу — также изверившемуся. Но кто такой Чаадаев, адресат послания? Это один из интереснейших людей эпохи. Участник войны 1812 года и заграничного похода русских войск, он в 1821 неожиданно прервал блестящую военную карьеру, дал согласие вступить в «Союз благоденствия». В 1830 году этот парадоксально мысливший русский философ издает трактат «Философические письма» — и в наказание высочайшим указом будет объявлен сумасшедшим. Пока же, в 1818 году, он проявил себя как человек загадочный: аристократ, глубоко ненавидящий рабство во всех его проявлениях — от крепостного права до плена светских условностей. Итак, с чем поэт обращается к другу-философу? Их объединяет главное: .в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Обратим внимание на глубокую интимность чувства: ожидание освобождения страны сравнивается с таким личностным переживанием, как ожидание встречи с любимой: Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Свобода перестает быть отвлеченным понятием, она осязаема, конкретна! Свобода нужна не «вообще», свобода России нужна лично им, этим двум людям: Пушкину и Чаадаеву. Разве эта интимность не страшнее для трона всех обличений оды «Вольность»?! И хотя официальным поводом для южной ссылки послужила упомянутая ода, истинной причиной была не она: единственное, что не позволяло ее опубликовать — строфы об убийстве Павла I. «Пушкин наводнил Россию возмутительными стихами. Его надо сослать в Сибирь!» — негодовал император. Александра I в «Вольности» болезненно задел намек на то, что он возглавил заговор против отца. И все же больше возмущала не ода, а стихи типа «Сказок» и послания «К Чаадаеву». Формально то, что мы называем южной ссылкой, значилось служебным перемещением. Но по сути это была именно ссылка: Пушкина удаляли из столицы, отправляли под надзор. Он уехал из Петербурга в мае 1820 года — чтобы вернуться в 1826. На 5 лет он оказался исключен не только из светской жизни столицы, но и во многом из жизни литературных кружков и сообществ. Служебными обязанностями чиновник Пушкин перегружен не был, в этом была относительная свобода. Но поэт Пушкин ощущал себя изгнанником, узником — и это не могло не сказаться в его творчестве. 1820-1822 годы в творчестве Пушкина — расцвет романтизма. В художественной же системе романтизма ключевое место занимает свободная личность героя, свобода для романтика — высшее благо.

Чтобы лучше понять идейно-образное содержание романтического метода, обратимся к одному из известнейших стихотворений Пушкина той поры — к «Узнику». Это своеобразная формула романтического мировосприятия. Стихотворение открывается образами «темницы» и томящегося в ней «узника». Нам никогда не придет в голову задать вопрос: за какое преступление и на какой срок осужден герой? Как происходил суд? Где расположена тюрьма? И это абсолютно нормально, потому что по законам романтизма подобные вопросы и не могут возникать. Ведущая мысль романтизма — выражение страданий души от несоответствия действительности идеалам: мир не таков, каким должен быть. И остро ощущающий это несоответствие романтический герой чувствует себя чужим в сером обыденном мире. Он одинок, он загнан в клетку. Отсюда центральные мотивы романтизма — жажды свободы, бегства из тюрьмы в некий иной, недостижимый и манящий мир. Люди кажутся безликой массой, герой ищет свой мир вне толпы: там, где небо, море — стихия. Отчего именно орел — «грустный товарищ» узника? Образ орла — типичный романтический символ. Прежде всего, это птица гордая (не дается в руки, не приручается!), одинокая (орлы никогда не собираются в стаи). В нем — мощь свободного полета, тяга в поднебесье. Обратим внимание: стремление к свободе у орла — врожденное, несмотря на то, что он вскормлен в неволе. То есть, это стремление — определяющее качество; утратив его, орел перестает быть орлом, перестает быть романтическим символом. Куда зовет орел узника? В очарованную даль, в тот мир, который всегда живет в воображении, в душе романтического героя, противостоя миру реальному: Туда, где за тучей белеет гора. Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер. да я!. Мир свободной стихии — мир без людей. Во всем творчестве Пушкина 1830-22 годов особенно силен мотив устремленности к миру абстрактной свободы, вне реалий быта, вне всех условностей. 1823 год стал кризисным для поэта. В этом году начался мучительный период переоценки ценностей: изменился мир вокруг него; меняется, взрослея, и сам Пушкин. Свойственное юности романтическое мироощущение сменяется более трезвым, реалистическим взглядом на мир. И мир этот оказывается страшен. Одно из наиболее характерных для этого периода произведений — стихотворение «Свободы сеятель пустынный «. Оно поражает безысходностью, отчаянием лирического героя: мир романтических грез растаял, а реальный мир лишен духовных начал. Теперь герой оказывается осужденным на страдания, ибо в этом мире он не нужен, ему нет места — и бежать некуда.Стихотворению предпослан эпиграф из Библии: Господь посылает пророка на землю, к людям, сеять семена добра, истины. Лирический монолог стихотворения становится как бы ответом пророка пославшему его: «.потерял я только время // Благие мысли и труды.» Главным своим назначением поэт считал дело освобождения: он — «сеятель свободы». Но все безнадежно, люди не приемлют его даров, свобода им не нужна. Какой издевкой звучат слова поэта: Паситесь, мирные народы! Эпитет «мирные» приобретает презрительную окраску: мирные — так как не способны восстать против собственного рабства.

Тем не менее, в страшных, испытанных им гонениях поэт имел случай познать меру того варварства, с которым ему суждено было бороться. Из первой борьбы с русским варварством поэт вышел победителем. В романтических скитаниях по степям Бессарабии, по Кавказу и Тавриде находит он новые неведомые звуки на своей лире. Теперь он чувствует жажду беспредельной внутренней свободы, которую противополагает пустоте и ничтожеству всех внешних политических форм: Зависеть от властей, зависеть от народа Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому Отчета не давать: себе лишь самому Служить и угождать Потребность этой «высшей свободы» привела Пушкина ко второму столкновению с русским варварством, менее страстному и бурному, чем его политические увлечения, но более глубокому и безысходному столкновению, которое было главною внутреннею причиной его преждевременной гибели. Многозначительны в устах Пушкина следующие слова, даже если они вырвались в минуту необдуманного раздражения: «Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног, но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство» (Письмо к Вяземскому из Пскова, 1826)

Гуманизм Пушкина и его путь от романтизма к реализму

В своем творчестве великий русский поэт А. С. Пушкин затрагивал многие темы, которые стали традиционными для всех русских литераторов. О чем же писал Пушкин, что его творчество так неоспоримо смогло завоевать любовь многих поколений?

Предметами литературного изображения были общечеловеческие ценности свободолюбие, дружба, любовь и естественно Родина.

Произведения Пушкины пропитаны необычайным гуманизмом, который был еще не распространенным в литературном процессе.

Поэзия Пушкина носила утверждающий характер, она была в первую очередь орудием для духовного просвещения нации. Ведь поэт это в первую очередь зеркало, которое в литературной форме отображает жизнь всего народа.

Особенность лирики Пушкина

Характерной чертой идеологической лирики Пушкина является его преклонение перед настоящей, верной дружбой. В своем стихотворении « К Чаадаеву» Александр Сергеевич в первую очередь благодарит своего верного друга за то, что, не смотря на давление со стороны власти, он не предал своих клятв и оставался верным своим позициям.

Друзья для Пушкина были не только близкими людьми, с которыми он проводил досуг, но еще и идейными соратниками, всегда находящимися рядом в трудное время. Знаменитый русский литературный критик Белинский говорил о том, что читая произведения Пушкина можно стать настоящим патриотом и человеком.

Это выражение как нельзя точно характеризирует всю свободолюбивую сущность пушкинской поэзии. Ведь настоящий человек это личность, которая в первую очередь защищает интересы, свободы и права окружающих людей. Именно это является высшей степенью проявления человеческого гуманизма.

Реализм у Пушкина

Реализм начинает появляться еще в раннем творчестве поэта. Огромное впечатление на Пушкина произвело восстание декабристов. Стих «Анчар» — это своеобразная ода погибшим в борьбе за свободу собственного государства декабристов — верные сыновья своего отечества стали жертвой беспощадного тирана и его окружения.

Многие произведения Александра Сергеевича насыщены элементами борьбы за свободу, поисками нравственного политического идеала. Ярким примером является произведение «Вольность» .

В этом стихотворении автор смело показывает не только свою гражданскую позицию, но и убеждения всего народа, который устал жить под постоянным гнетом царского режима.

Пушкин понимает, что ни он, ни его современники не смогут победить авторитарную машину императорской системы, поэтому, в своих произведениях обращается в первую очередь к новым поколениям, которые станут настоящими освободителями русского народа.

В своих стихотворениях Пушкин резко осуждает крепостнический строй, называя его настоящим варварством и пережитком прошлого. Будучи дворянином, Александр Сергеевич ведет отчаянную борьбу с произволом помещиков: ведь ограничение прав и свобод низших незащищенных слоев населения ведет к культурному разрушению всей нации.

Такая позиция автора привела к тому, что множество его произведений оказались под запретом цензуры. Однако свободолюбивая сущность поэта не позволяла, чтобы политические преследования поставили точку в его творчестве.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Любовная лирика Пушкина: «К***», «На холмах Грузии», «Я вас любил. »
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbsp«Евгений Онегин»: поиск современного героя, пушкинская эпоха в романе

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: