Вольнолюбивая лирика А

А. С. Пушкин как поэт формировался в эпоху подъема общественного самосознания после Отечественной войны 1812 года и перед восстанием декабристов 14 декабря 1825 года. Следствием этого явился жизнеутверждающий пафос его поэзии. Среди огромного числа разнообразных мотивов лирики Пушкина одно из самых важных мест занимает мотив свободы, «вольности святой».

Свобода для поколения 10-20-х годов XIX века — это и политическое освобождение от «гнета власти роковой», и вольготный дух дружеского союза, и наслаждение простором природы, и ощущение поэтической свободы, свободы творчества.
У Пушкина на протяжении всей его жизни наблюдалась эволюция его творческого метода изображения реальности и, следовательно, образа лирического героя.

Образ лирического героя Пушкина — это духовно богатая и свободолюбивая личность, преданная делу свободы, готовая пожертвовать личной свободой во имя общего дела, ощущающая противоречия между свободолюбивыми романтическими мечтаниями и реальной действительностью, протестующая против деспотизма, верящая в торжество справедливости, философски осмысляющая проблему свободы.

Так, борьба с тиранией во имя торжества свободы показана в оде «Вольность» 1817 года:

Тираны мира! Трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

Увы! Куда ни брошу взор —

Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор,

Неволи немощные слезы;

Везде неправедная Власть

В сгущенной мгле предрассуждений

Воссела — Рабства мрачный Гений

И Славы роковая страсть.

Призыв лирического героя к борьбе за свободу слышен и в стихотворении 1818 года, обращенному к другу поэта, «товарищу» по делу освобождения, — Чаадаеву. По жанру это стихотворение — послание, в котором слышны политические нотки:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой товарищ, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

«Как ждет любовник молодой минуты верного свиданья», ждут все прогрессивные люди того времени минуты «вольности святой». В послании возникают два образа: образ «власти роковой» и образ Отчизны. Благодаря им перед читателем вырисовывается картина тяжелого положения Родины. Упоминание в стихотворении слова «звезда», символизирующего в политической лексике того времени революцию, означает победу дела освобождения.

В 1819 году во пора поездки в Михайловское поэт анонсирует стихотворение «Деревня», направленное против второго зла в России — крепостного права. Лирический герой наблюдает «везде Невежества убийственный Позор». «Деревня» построена по принципу антитезы: в первой части дается идиллическое описание природы в духе сентиментализма, во второй части — резко меняется ритм и характер стиха. Это обличительная часть, в которой представлены обобщенные образы помещиков и крепостных крестьян: «барства дикого» и «рабства тощего».

Здесь Барство дикое без чувства, без Закона

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и пора земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь Рабство тощее влачится по браздам

Настроение разочарованности слышится и в голосе лирического героя стихотворения «Погасло дневное светило», написанном в 1820 году:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Лети, корабль, неси меня к пределам дальным

По грозной прихоти обманчивых морей.

Мотив свободы, связанный с темой неволи, присутствует и в стихотворении «Узник» (1822), а также в элегии «К морю» (1824), где море олицетворяет собой абсолютную свободу человека — как внутреннюю, так и

Прощай, свободная стихия,

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

С 1825 года в поэзии Пушкина наблюдается перелом, связанный со становлением метода реализма в его творчестве. Следовательно, закономерной является и эволюция образа лирического героя. Теперь он тяжело переживает поражение друзей-декабристов, хранит верность их идеалам. Он расстался с романтическими иллюзиями, вынес суровый приговор социальному строю, разделил общество на владык и послушных рабов. Лирический герой уверен в том, что достичь гражданской свободы невозможно без чувства внутренней свободы человека.

В стихотворении 1828 года «Анчар» поэт обличает тиранию во всех ее проявлениях. Стихотворение трагично по существу:

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как мрачный часовой,

Стоит — один во всей вселенной.

Даже природа не приемлет «древо яда»:

К нему и птица не летит,

И тигр нейдет: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит —

И мчится прочь, уже тлетворный.

«Но человека человек послал к анчару властным взглядом, и тот послушно в путь потек и к утру возвратился с ядом». «Бедный раб» не протестует против воли владыки, который преумножил зло, «напитав ядом свои послушливые стрелы» и разослав их в соседние пределы.

С темой свободы в стихотворениях «Брожу ли я вдоль улиц шумных. » (1829), «Элегия» (1830) и «Вновь я посетил» (1835) связаны философские мотивы лирики Пушкина.

В стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных. » поэт мыслит о «дубе уединенном», который «переживет мой век забвенный, как пережил он век отцов».

Своеобразный результат своей деятельности Пушкин подводит в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836), отмечая одну из своих первостепенных заслуг перед народом и потомками — прославление идеалов свободы:

И длительно буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой зверский век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Следует отметить жанровое многообразие вольнолюбивой лирики Пушкина: это и ода, и элегия, и послания, и сонет, и лирические стихотворения. В них поэт сумел объединить разговорные и книжные элементы речи на основе народного языка. Пушкин исповедовал в своих лирических стихотворениях стиль ораторской, призывной речи, для чего включал в текст глаголы в повелительном наклонении, обращения. Поэт использует такие средства художественной выразительности, как символы (море, океан, звездочка — символы свободы), анафоры («пока свободою горим, пока сердца для чести живы»), сравнения.

Мотивы свободы в лирике Пушкина многообразны и оригинально воплощены в художественной форме стихотворений.

Вольнолюбивые стихи великого русского поэта сыграли важную роль в общественной жизни того времени. Творчество Пушкина повлияло на развитие гражданской русской поэзии: его дело продолжили М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов и другие поэты.

Internal Server Error

The server encountered an internal error or misconfiguration and was unable to complete your request.

Please contact the server administrator to inform them of the time this error occurred, and the actions you performed just before this error.

More information about this error may be available in the server error log.

Вольнолюбивая лирика пушкина узник

Вольнолюбивая лирика Пушкина

Его лирике присуща высокое гражданственность,звучащая в размышлениях о судьбе отечества и народа. Первая четверть XIX века-это годы детства и юности будущего поэта,годы формирования его личности.Отечественная война 1812г,всколыхнула высокое чувство национального самосознания,гордости русского народа.Создание первых тайных обществ будущих декабристов,брожение идей о необходимости уничтожения крепостного права,об ограничении самодержавия,а иногда и о ниспровержении монархии,а затем события декабря 1825г.- все это определило гражданскую направленность поэзии Пушкина .Уже в лицейской лирике звучат политические мотивы.В стихотворении «Лицинию» юный поэт выступает против рабства и тирании.Изображая Древний Рим,он подразумевает Россию.»Свободой Рим возрос,а рабством погублен»,- звучало как грозное предупреждение тиранам.Современники это хорошо понимали. В 1817г Пушкин. пишет оду «Вольность».В первых же строках он определяет цель своего произведения:»Хочу воспеть свободу миру,на тронах поразить порок». Поэт обличает «тиранов мира»,попирающих естественное право народа на свободу.Он призывает свято соблюдать закон,которому одинаково подвластны и народ,и царь.Нарушение закона,по мнению поэта,гибельно для государства. Одним из самых смелых политических стихотворений Пушкина является «Деревня»(1819),где он гневно осудил крепостничество.»Пустынный уголок»,»приют спокойствия,трудов и вдохновения. «-такой сначала предстает перед поэтом деревня.Но жизнь разрушила красивые иллюзии.Поэт увидел не только красивый и мирный пейзаж.Он поражен зрелищем рабства,беззакония и несправедливости:

Здесь барство дикое,без чувства,без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд,и собственность,и время земледельца.

Это он называет «убийственным позором».Поэт-гражданин выступает не только от своего лица,но и от имени передовых людей,жаждущих освобождения народа. Вольнолюбие c особой силой проявилось в стихотворении «К Чаадаеву»(1918г).Радость жизни и счастье человек,по мнению поэта,может постичь в свободном обществе.Поэтому в стихотворении на первый план выдвигается мысль об отчизне,служение которой становится потребностью служения души поэта.

Пока свободою горим,
Мой друг,отчизне посвятим
Пока сердца для чести живы,
Души прекрасные порывы.

В период южной ссылки он пишет стихотворение «Узник»,в котором сравнивает себя,политического ссыльного,с гордой птицей,»вскормленной в неволе»:

Сижу за решеткой в темнице сырой,
Вскормленный в неволе орел молодой.

Тоска по воле,свободе звучит в этом стихотворении.События декабря 1825г и дальнейшая судьба друзей-декабристов потрясли поэта. В 1827г он пишет стихотворение»Арион».Это его поэтический отклик на политические события в стране.Используя прием аллегории,Пушкин рассказывает о гибели декабристов от «грозы» самовластия:»Я гимны прежние пою. » Пушкин остался верен вольнолюбивым идеалам молодости,идеалам своих друзей-декабристов.Это он еще раз подтверждает в стихотворении»Во глубине сибирских руд . «(1827). Стихотворение- дружеское послание друзьям-единомышленникам.В нем звучит глубокая вера,что «дум высокое стремленье» не пропадет:

Оковы тяжкие падут,
Вас примет радостно у входа,
Темницы рухнут-и свобода
И братья меч вам отдадут.

В стихотворении «Анчар»(1828г) поэт сравнивает самодержавную власть с древом яда-анчаром.»Яд каплет сквозь его кору»,неся гибель всему живому. Но человека человек И тот послушно в путь потек, Послал к анчару властным взглядом:И к утру возвратился с ядом.

. А царь тем ядом напитал
И с ними гибель разослал
Свои послушливые стрелы
К соседям в чуждые пределы.

В последний год своей жизни Пушкин пишет стихотворение «Памятник».Оно хранит следы тяжких раздумий о жестокости века,недостижимом счастье свободы.Стихотворение полно гордого презрения к царской власти,веры в могущество поэтического слова,безмерной любви к России.В нем сознание выполненного долга перед народом. Что дает поэту право бессмертия? Пушкин отвечает так: И долго буду тем любезен я народу, Что чувстова добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. Эти стихи высечены на постаменте памятника Пушкину в Москве. Высокие гражданские мотивы поэзии Пушкина актуальны и в наши дни.

купить мбор 5ф и другую огнезащиту от ООО «КРОСТ», в том числе маты прошивные базальтовые, огнезащитную краску. Полный ассортимент огнезащитных материалов.

Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

А. С. Пушкин как поэт формировался в эпоху подъема общественного самосознания после Отечественной войны 1812 года и перед восстанием декабристов 14 декабря 1825 года. Следствием этого явился жизнеутверждающий пафос его поэзии. Среди огромного числа разнообразных мотивов лирики Пушкина одно из самых важных мест занимает мотив свободы, “вольности святой”.
Свобода для поколения 10-20-х годов XIX века — это и политическое освобождение от “гнета власти роковой”, и вольный дух дружеского союза, и наслаждение простором природы, и ощущение поэтической свободы, свободы творчества.
У Пушкина на протяжении всей его жизни наблюдалась эволюция его творческого метода изображения действительности и, следовательно, образа лирического героя.
Образ лирического героя Пушкина — это духовно богатая и свободолюбивая личность, преданная делу свободы, готовая пожертвовать личной свободой во имя общего дела, ощущающая противоречия между свободолюбивыми романтическими мечтаниями и реальной действительностью, протестующая против деспотизма, верящая в торжество справедливости, философски осмысляющая проблему свободы.
Так, борьба с тиранией во имя торжества свободы показана в оде “Вольность” 1817 года:
Тираны мира! Трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Увы! Куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная Власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела — Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть.
Призыв лирического героя к борьбе за свободу слышен и в стихотворении 1818 года, обращенному к другу поэта, “товарищу” по делу освобождения, — Чаадаеву. По жанру это стихотворение — послание, в котором слышны политические нотки:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
“Как ждет любовник молодой минуты верного свиданья”, ждут все прогрессивные люди того времени минуты “вольности святой”. В послании возникают два образа: образ “власти роковой” и образ Отчизны. Благодаря им перед читателем вырисовывается картина тяжелого положения Родины. Упоминание в стихотворении слова “звезда”, символизирующего в политической лексике того времени революцию, означает победу дела освобождения.
В 1819 году во время поездки в Михайловское поэт пишет стихотворение “Деревня”, направленное против второго зла в России — крепостного права. Лирический герой наблюдает “везде Невежества убийственный Позор”. “Деревня” построена по принципу антитезы: в первой части дается идиллическое описание природы в духе сентиментализма, во второй части — резко меняется ритм и характер стиха. Это обличительная часть, в которой представлены обобщенные образы помещиков и крепостных крестьян: “барства дикого” и “рабства тощего”.
Здесь Барство дикое без чувства, без Закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь Рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Настроение разочарованности слышится и в голосе лирического героя стихотворения “Погасло дневное светило”, написанном в 1820 году:
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся под

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: