ВОЙНА И МИР

Роман «Война и мир» был написан в 1863– 1869 гг. в период жизни писателя в Ясной Поляне. Первые главы появились в журнале «Русский вестник» в 1865 г. под названием «1805 год». В 1866 г. возникает новый вариант названия, уже не конкретно-исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается». Затем роман был значительно переработан и получил название, под которым стал всемирно известен, — «Война и мир». Впервые полностью роман был опубликован в 1867–1869 гг.
Действие романа охватывает период с 1805-го по 1820-е гг. Последние сцены эпилога относятся ко времени создания тайных обществ декабристов. События развиваются в Москве, в Петербурге, в провинции, а также в Европе — на местах знаменитых сражений эпохи наполеоновских войн.
В романе показаны все слои общества, люди разных поколений и убеждений. Действующих лиц — около 600: представители столичного дворянства (см. дворянин), простые крестьяне (см. крестьянин) и солдаты, много реальных исторических персонажей, среди них — император Александр I, Наполеон, фельдмаршал М.И. Кутузов, знаменитые генералы русской и французской армий.
Главные герои романа: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова — вымышленные, но имеющие реальные прототипы персонажи, чьи характеры и судьбы типичны для дворянства первой четверти ХIХ в. Жизнь героев, которые оказываются в центре исторических событий, определивших во многом их судьбы, неразрывно связана с историей страны и является ее частью. Обращаясь к истории, писатель стремился найти ответы на важнейшие вопросы общественного развития и нравственного состояния современной России.
Все персонажи романа-эпопеи находятся в нравственных исканиях, в поиске смысла жизни. Толстой не скрывает своих симпатий к героям, выражающим так называемую идею «непротивления злу насилием», смирение и принятие жизни такой, какая она есть, осознание себя частицей русского народа. Главный выразитель этих философских взглядов в романе — простой солдат Платон Каратаев.
В этом романе, по воспоминаниям жены писателя С.А. Толстой, Толстой любил «мысль народную»: народ изображен в мирной жизни и на войне как движущая сила армии и партизанского движения.
Завершается роман эпилогом в двух частях. Первая часть показывает героев романа через 7 лет после событий Отечественной войны 1812 г. Вторая часть представляет собой историко-философский трактат, в котором выражено понимание писателем движущих сил истории, философских категорий свободы и необходимости. Толстой предлагает читателю свою, не совпадающую с официальной, историческую концепцию: считая, что всеобщим ходом истории руководит высшее божественное начало, он полностью отрицает влияние на развитие истории отдельных личностей и развенчивает культ Наполеона, долгие годы существовавший в России.
Роман «Война и мир» многие годы включается в школьные (см. школа) программы по литературе. Его герои и события хорошо известны и вошли в культурно-историческую память народа, особенно некоторые эпизоды (первый бал Наташи Ростовой, размышления раненого Андрея Болконского на Аустерлицком поле, встреча Пьера Безухова с Платоном Каратаевым и др.), а также философские рассуждения Толстого о ходе истории, о войне, о человеке на войне.
Изображенные в романе Аустерлицкое сражение 1805 г., Бородинское сражение (см. Бородино), пожар Москвы 1812 г., изгнание остатков французской армии из России являются лучшим художественным воплощением этих исторических событий в русской литературе. С ними ассоциируются картины, посвященные Отечественной войне 1812 г.: панорама Ф.А. Рубо «Бородинская битва» (1911 г.), «Эпизод из войны 1812 года» И.М. Прянишникова (1874 г.), «Совет в Филях» А.Д. Кившенко (1880 г.).
Роман неоднократно экранизировался. Одна из лучших экранизаций — четырехсерийный фильм «Война и мир» режиссера С.Ф. Бондарчука (1968 г.).
По роману «Война и мир» написана одноименная опера С.С. Прокофьева (1942–1943 гг.).
Некоторые цитаты из романа стали крылатыми словами, например выражение дубина народной войны стало образным названием партизанской войны.
«Первый бал Наташи Ростовой». Художник Л.О. Пастернак. 1893 г.:

«Пьер на батарее Раевского». Художник Д.А. Шмаринов. 1953 г.:

Кадр из фильма «Война и мир». Бородинское сражение:

Кадр из фильма. Наташа Ростова — Л. Савельева, Андрей Болконский — В. Тихонов:

Россия. Большой лингвострановедческий словарь. — М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Смотреть что такое «ВОЙНА И МИР» в других словарях:

Война и мир — Война и миръ … Википедия

Война и Мир — Война и миръ Литературный альбом. «Война и мир», роман гр. Л. Н. Толстого. Картина П. О. Ковальского, грав. Шюблер. Жанр: роман эпопея Автор: Лев Толстой Язык оригинала … Википедия

ВОЙНА И МИР — ВОЙНА И МИР, СССР, Мосфильм, 1965 67, цв., 431 мин. Кинороман. По одноименному роману Л.Н.Толстого. Теперь, может быть, не все уже помнят, что грандиозный замысел Сергея Бондарчука вряд ли был бы осуществлен, если бы не уязвленное чувство… … Энциклопедия кино

«Война и мир» — ВОЙНА и МИРЪ , первый частн. воен. ежемѣс. журналъ, издававшійся въ 1906 (съ марта) и 1907 гг. шт. кап. Александр. воен. уч ща В. Т. Свистунъ Ждановичемъ. По программѣ журналъ ставилъ себѣ цѣлью служить взаим. ознакомленію и сближенію арміи съ… … Военная энциклопедия

«ВОЙНА И МИР» — Инсценировка одноименного романа (1863 1869) Льва Николаевича Толстого (1828 1910). При жизни Булгакова не ставилась и не публиковалась. Впервые: Булгаков М. Пьесы. М.: Советский Писатель, 1986. На автографе В. и м. Булгаков записал:… … Энциклопедия Булгакова

Война и мир — Жарг. шк. Шутл. ирон. 1. Школьная жизнь. Bytic, 1991 2000; ШП, 2002. 2. Шум в классе. Максимов, 67. 3. Поведение учеников на перемене. Максимов, 67 … Большой словарь русских поговорок

Война и мир (фильм, 1968) — Война и мир Жанр историческая драма Режиссёр Сергей Бондарчук Автор сценария Сергей Бондарчук Василий Соловьев по роману … Википедия

Война и мир (значения) — Война и мир роман Льва Толстого. Война и мир (опера) опера Сергея Прокофьева по одноимённому роману Л. Толстого. Война и мир (рок опера) рок опера Николая Рыбникова по одноимённому роману Л. Толстого, 2011. Экранизации … Википедия

Война и мир (книга) — Война и мир Война и миръ Литературный альбом. «Война и мир», роман гр. Л. Н. Толстого. Картина П. О. Ковальского, грав. Шюблер. Жанр: роман эпопея Автор: Лев Толстой Язык оригинала … Википедия

Война и мир (роман) — Война и мир Война и миръ Литературный альбом. «Война и мир», роман гр. Л. Н. Толстого. Картина П. О. Ковальского, грав. Шюблер. Жанр: роман эпопея Автор: Лев Толстой Язык оригинала … Википедия

Война и мир

Сообщить об ошибке

2 265 бумажных страниц

  • 188
  • 152
  • 130

Похожие книги Все

Другие версии книги

На полках Все

Тысячи книг — одна подписка

Вы покупаете не книгу, а доступ к самой большой библиотеке на русском языке.

Всегда есть что почитать

Друзья, редакторы и эксперты помогут найти новые интересные книги.

Читайте где хотите

Читайте в пути, за городом, за границей. Телефон всегда с собой — значит, книги тоже.

Впечатления Все

  • 55 нравится
  • Поздравляю всех, кто прочёл до конца. Нельзя не отметить, что именно ближе к концу книги Лев Николаевич раскрывает простые истины, а также помогает найти ответы на некоторые жизненные вопросы. Очень важно в произведении развитие характеров персонажей, их путь к становлению личности. Роман требует глубокого анализа, поскольку является описанием жизни русского народа, общества и его метаморфоз под влиянием войны.

    Война и мир

    Исполнители

    Авторы и постановщики

    Музыка Сергея Прокофьева
    Либретто композитора и Миры Мендельсон-Прокофьевой по одноименному роману Льва Толстого

    Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
    Режиссер – Грэм Вик
    Художник-постановщик – Пол Браун
    Художник по свету – Джузеппе ди Иорио
    Хореограф – Максим Петров
    Дирижеры – Павел Смелков, Заурбек Гугкаев
    Главный хормейстер – Андрей Петренко
    Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева

    Краткое содержание

    I действие
    Князю Андрею Болконскому вспоминается старый дуб, который он видел недавно в лесу. С сухими обломанными ветвями, с ободранной корой стоял тот среди яркой молодой зелени и как бы говорил своим видом: «Весна, и любовь, и счастье. и как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья».
    Наташа Ростова, взволнованная красотой весенней ночи, не может уснуть. Князь Андрей узнает ее голос. «В ней есть что-то совсем, совсем особенное, в этой девочке, которая хотела улететь в небо», – говорит он, испытывая «беспричинное, весеннее чувство радости и обновления».

    Бал
    Граф Ростов привозит – Наташу и ее кузину Соню на первый бал.
    Среди гостей – Пьер Безухов с красавицей-женой Элен и ее брат Анатоль Курагин. Наташа волнуется, что никто ее не замечает, что она так и не будет танцевать. Пьер, понимая, что творится в душе девушки, подходит к своему другу князю Андрею с просьбой пригласить Наташу на тур вальса.
    После вальса с Наташей неожиданно для самого себя князь Андрей загадал: «Ежели она подойдет прежде к своей кузине, а потом к другой даме, то она будет моей женой». Наташа подходит к кузине.

    В особняке старого князя Болконского
    Граф Ростов и Наташа, уже невеста князя Андрея, приезжают с первым визитом к старому князю Болконскому – отцу Андрея, настоявшему, чтобы сын уехал на год за границу. Наташа верит, что князь, узнав ее ближе, перестанет противиться женитьбе сына на ней и полюбит ее.
    Князь Болконский отказывается принять Ростовых. К ним выходит его дочь – княжна Марья. Наташа до слез оскорблена холодностью княжны, насмешками неожиданно появившегося старого князя. Она не хочет более оставаться в этом негостеприимном доме. Как никогда остро, Наташа ощущает тоску по возлюбленному.

    Диванная у Элен Безуховой
    Бал у графини Элен Безуховой. Граф Ростов, приглашенный на этот вечер с Наташей и Соней, с «неудовольствием заметил, что все это общество состояло преимущественно из мужчин и дам, известных вольностью обращения».
    Элен знает, что Наташа – невеста князя Андрея, «одного из самых умных, образованных и деятельных молодых людей», но охотно помогает своему брату, щеголю Анатолю Курагину, ухаживать за хорошенькой девушкой. Мысль свести брата с Наташей забавляет ее. Оставшись наедине с Наташей, Анатоль объясняется ей в любви и передает письмо, в котором умоляет бежать с ним.
    Наташа не может разобраться в потоке нахлынувших на нее чувств. «Как близок, как страшно близок вдруг стал мне этот человек. » Соня пытается образумить и предостеречь сестру.

    Кабинет Долохова
    Долохов все подготовил для побега Анатоля с новой пассией. Однако, уже найдя деньги, попа-расстригу и ямщика, Долохов пытается отговорить Курагина от сумасбродного поступка. Но Анатоль предвкушает авантюру и готовится ехать за Наташей.

    Особняк Марьи Дмитриевны Ахросимовой
    Наташа ждет Анатоля. Она решилась бежать с ним, разорвав без ведома родителей свою помолвку с князем Андреем. Но план похищения становится известен Ахросимовой от Сони, и приехавшего за Наташей Анатоля Курагина встречает лакей. Курагин убегает. Марья Дмитриевна возмущена поведением Наташи и резко отчитывает девушку, но та глуха к ее порицаниям. Она просит пришедшего с визитом Пьера Безухова принять меры, «иначе быть скандалу и дуэли».
    Пьер, в последнее время с пугающим его волнением относившийся к невесте своего друга, не понимает, как Наташа могла решиться на такой поступок. Он рассказывает ей, что Анатоль женат. Но, увидев страдания Наташи, поняв, как мучает ее сознание своей вины перед князем Андреем, он в порыве жалости неожиданно говорит Наташе о своем чувстве. Наташа пытается свести счеты с жизнью.

    Кабинет Пьера Безухова
    Иностранные гости Элен смеются над приключением ее брата. Вошедший Пьер требует, чтобы Анатоль Курагин немедленно уехал из Москвы. Испуганный Анатоль соглашается, вытребовав немалое вознаграждение.
    Пьеру ненавистен его дом, ненужное ему богатство, никчемные люди, окружающие его. Его греет только мысль о Наташе. Но внезапно приходит новость: Наполеон стянул свои войска к русской границе.

    II действие
    Бородинское поле перед сражением Ополченцы не покладая рук готовятся к Бородинскому сражению. Подполковник Денисов в поисках фельдмаршала Кутузова встречает князя Андрея и рассказывает ему о плане партизанских действий в тылу врага.
    Князь Андрей вспоминает, что Денисов когда-то просил руки пятнадцатилетней Наташи Ростовой. Денисов уходит, а князь Андрей вспоминает Наташу – и корит себя за глупость. Беженцы из Смоленска рассказывают об ужасах войны.
    На поле боя приезжает Пьер Безухов, чтобы своими глазами увидеть сражение. Он отвлекает князя Андрея от тяжелых мыслей о разрыве с Наташей и о смерти отца.
    Появляется фельдмаршал Кутузов. «Чудесный, бесподобный народ, – говорит он. – Зверь будет насмерть ранен всею русскою силой, будет изгнан из священной нашей земли». Наполеон нетерпеливо ожидает победы своей армии и капитуляции врага. В своих мечтах он уже видит покоренную Москву и депутацию с ключами от великого города. Но вместо этого со всех сторон приходят сообщения об убитых и раненых генералах; один за другим посыльные французских военачальников просят у Наполеона подкрепления. Им овладевает предчувствие надвигающейся катастрофы.

    Военный совет в Филях
    Идет заседание военного совета под руководством фельдмаршала Кутузова. Рисковать ли потерей армии и Москвы, приняв сражение с невыгодных позиций, или оставить столицу и сохранить армию, а с нею и надежду на счастливое довершение войны? Кутузов отдает приказ отступить: «Недолго враги в Москве пробудут. Это их последнее торжество».

    Улица Москвы, занятой французами
    Покинутая жителями Москва. Депутация с ключами от города так и не явилась к Наполеону.
    Оставшийся в Москве Пьер хочет «встретить Наполеона и убить его, с тем чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы». От ключницы Ростовых Пьер узнает, что семейство уехало из Москвы. По настоянию Наташи с ними выехали раненые, остановившиеся в их доме. От Наташи скрыли, что среди раненых – князь Андрей. Москва охвачена пожаром. Французские солдаты ведут группу пленных, обвиненных в поджогах. Среди них Пьер и Платон Каратаев – больной солдат, взятый французами из госпиталя. По приказу маршала Даву французы расстреливают нескольких русских. Пожар разгорается. Выполняя приказ вернуть священников в церкви, французские солдаты хватают вышедших из больницы умалишенных – они принимают их за священников. В панике пробегают артисты французского театра. Сквозь дым пробивается Наполеон со свитой. Он поражен храбростью русских.
    Князь Андрей на смертном одре принимает Наташу за видение. Но убедившись, что перед ним «живая, настоящая» Наташа, он не скрывает своей любви к ней. Наташа просит князя Андрея простить ее. Но силы его оставляют. Наташа с ужасом чувствует, как уходит жизнь любимого.

    Смоленская дорога в метель. Отступление французских войск
    Остатки великой армии Наполеона позорно бегут из Москвы по Смоленской дороге. Среди их пленников – Пьер и Каратаев. Каратаев не может идти, и его пристреливают.
    Пленников освобождают партизаны Денисова, который сообщает Пьеру, что Наташа жива, а Андрей погиб. Пьер понимает: у него появилась надежда на будущее.
    Появляется фельдмаршал Кутузов: «Неприятель разбит. Спасена Россия!»
    Грэм Вик

    Мировая премьера – 12 июня 1946 года, Ленинград, Малый оперный театр
    Премьера постановки – 15 июля 2014 года, Мариинский-2

    Продолжительность спектакля 4 часа 15 минут
    Спектакль идет с одним антрактом

    Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке « Прокофьев в Мариинском»

    Война и мир

    Война,

    Война и мир. Извечная тема для размышлений человечества. Война ужасна, аморальна, противоестественна. Но избежать её не смогло ни одно поколение. К тому же, как правило, войны начинают не от безысходности, а из стремления обрести что-то ещё, то есть из алчности.

    Сколько людей, столько и мнений о войне и мире, об агрессии и патриотизме, о холодных и горячих войнах . На этой странице сайта Кавказ мы публикуем статью известного армянского политолога Левона Мелик-Шахназаряна о войне и мире в контексте карабахско-азербайджанского конфликта и холодной войны между Азербайджаном и Арменией.

    Война и мир

    Жизнь в согласии

    «По необходимости потенциальный спаситель распадающегося общества должен быть препоясан мечом. Но, исходя из конкретной исторической обстановки, меч этот бывает обнажен или остается в ножнах. В одних случаях такой вождь-спаситель выступает с обнаженным мечом, подобно богу-титаноборцу. В других случаях он как бы восседает победителем с поверженными врагами у ног своих. Первое состояние – средство, второе – цель.»

    «Кто еще до сражения побеждает предварительными расчетами, у того шансов много, кто не побеждает (ими) – у того шансов мало. У кого шансов мало – не побеждает, тем более тот, у кого шансов нет вовсе.

    Наилучшее – сохранить государство противника в целости, на втором месте – сокрушить. Наилучшее – сохранить армию противника в целости, на втором месте – разбить ее. Сто раз сразиться и победить – это не лучшее из лучшего. Лучшее из лучшего – покорить не сражаясь.

    Поэтому самая лучшая война – разбить замыслы противника, на следующем месте – разбить его союзы, на следующем месте – разбить его войска. Худшее – осаждать крепости. Войско, которое должно победить, сперва побеждает, потом ищет сражения.»

    «Разумный человек, рискуя, должен убедиться, что то, ради чего он рискует, предпочтительнее того, чем он рискует. Мир – одна из войн.»

    «Война – богиня сама по себе, потому что она есть один из законов мира.»

    К. фон Клаузевиц:

    «Война – это акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю.»

    (Продолжение в центральной колонке.)

    Меню сайта

    Война и мир,

    агрессия и патриотизм.

    (Продолжение темы. Начало в левой боковой колонке.)

    «Войны не соответствуют ни человеколюбию, ни просвещению. Они могут быть извинительны для наших предков, когда они были погружены в варварство и не знали другой славы, кроме той, чтобы разорять и убивать.»

    «Война бессмысленна, ужасна, оскорбляет обыденный здравый смысл и религиозное чувство, чувство прекрасного и нравственности, нарушает все, что есть прекрасного и благого.»

    Читатель вправе возмутиться обилием приведенных цитат, именно по этой причине я и воздержусь от дальнейших обращений к авторитетам. Ибо общая мысль, кажется, ясна: войны неизбежны. А раз так, раз мы обречены жить в мире без мира, то пребывание в постоянной готовности к возможной войне превращается в насущную необходимость для любого государства, каждого народа. Периоды мира должны быть использованы для подготовки к войне.

    Что, однако, можно называть готовностью к войне. Например, философия арабских мудрецов учит, что враждовать следует всегда, и во время войн, и в перерывах между оными. Но – враждовать миротворствуя. Не исключено, что подобная философия зародилась и получила развитие как прямое следствие коранических изречений пророка Мухаммеда «Война – путь обмана», «Война – обман».

    Китайские мудрецы призывали разрушать государство противника в перерывах между войнами. Овладеть страной, поработить ее без войны, без жертв и разрушений – вот высшее военное искусство в понимании философов Поднебесной. Война без сражений, в какой-то мере эта идея перекликается с арабской философией.

    Европейская мысль менее «утонченна» и изъясняется значительно конкретнее, без излишних витиеватостей: война или безоговорочное зло, или закон человеческого бытия. А в качестве последнего война, естественно, не может быть злом.

    Выскажу банальную мысль: история не признает сослагательного наклонения. Выражение «если бы» не для историков, а потому давайте согласимся с аксиомой: война всегда являлась наиболее могучим двигателем технического прогресса . Отречемся от мыслей и абстрактных рассуждений на тему: а что было бы, если бы не было. Или, наоборот, если бы было. Мы имеем то, что имеем: историю человечества, сотканную из войн. Разной интенсивности, с разными последствиями для воюющих народов и государств, с различным количеством жертв. Вместе с тем, мы имеем еще одну данность: войны на планете не перестали и, в обозримом будущем, не перестанут возникать. Слегка перефразировав известную русскую поговорку, мы можем сказать: от сумы, да от войны не зарекайся.

    Часто приходится слышать: человек агрессивен от природы, потому и происходят войны. Это – продуманная ложь: войны далеко не всегда являются проявлением агрессии. Очень часто война является жизненной необходимостью. Правда, в этом случае речь может идти в основном о войне оборонительной. В самом деле, о каком всплеске агрессии со стороны народа, подвергнувшегося нападению и вынужденного защищаться, может идти речь? Разве можно говорить о проявлении какой-либо агрессии со стороны населения Нагорно-Карабахской Республики, подвергнувшегося прямой вооруженной агрессии со стороны Азербайджана? Или населения Польши, испытавшей все «прелести» агрессии Германии и СССР одновременно в 1939 году.

    С другой стороны, следует признать, что война возможна лишь в случае «согласия» населения воюющих государств на войну. «Согласием» в данном случае мы называем моральную (в первую очередь) и физическую (в меньшей степени) готовность населения государства (или страны*) защищать свой суверенитет, свое государство (или страну) свои ценности. Убедительным примером «несогласия» воевать является вторжение американских войск в Ирак и оккупация этого государства.

    Как известно, Ирак не защищался, хотя, с чисто военной точки зрения, имел для этого возможности. Во всяком случае, ход военных действий (США напали на Ирак 20 марта 2003 года, а уже 9 апреля захватили столицу страны – Багдад. 15 апреля, с захватом города Тикрит, война фактически закончилась.) совершенно не отражал военной мощи Ирака и использованных США сил. Симптоматично, что после войны в Ираке было найдено немало закопанных в песок совершенно исправных военных самолетов.

    Другим примером несогласия воевать является вторжение иракских войск в Ирак в августе 1990 года. Война началась и… закончилась в течение одного дня. Большая часть боевой авиации Кувейта просто улетела в Саудовскую Аравию, а следом за ней «ушла» и некоторая часть армии. Остальные предпочли сдаться. Можно привести еще примеры, но суть, как представляется, ясна. Если государство несогласно воевать , то войны не происходит. Оно или выполняет все требования возможного врага, пытаясь таким образом избежать войны, или, если это не помогает, просто сдается на милость агрессивного неприятеля.

    Согласие (или готовность) государства воевать, безусловно, встречается намного чаще, и каждый из нас может перечислить десятки подобных примеров. При этом, «согласие» очень часто не зависит от людских или военных ресурсов государства, что является подтверждением моральной готовности его населения к войне. В качестве подтверждения приведем лишь один пример, достаточно близкий по времени и хорошо известный в армянском мире. Когда в 1988 году население Карабаха высказало просьбу о решении по воссоединению с Арменией, подавляющая часть его населения просто не ожидала жесткой реакции Азербайджана, в конце концов переросшей в военную агрессию. Однако жители Нагорного Карабаха находились в состоянии согласия на войну, что и стало определяющим фактором итогов агрессии Азербайджана.

    Население Карабаха, практически безоружное и количественно в десятки раз уступавшее Азербайджану, смогло отразить агрессию и разорвать кольцо блокады. После этих впечатляющих успехов, уже с помощью многочисленных добровольцев из Армении, Нагорно-Карабахской Республике удалось освободить исконно армянские территории, свыше семидесяти лет пребывающие под контролем Азербайджанской республики.

    Таким образом, боеспособность государства, его согласие на войну в огромной степени зависит от морального состояния населения. Речь здесь не идет о военно-технической составляющей боеспособности (обороноспособности) государства – она находится в прямой зависимости от экономических и политических возможностей государства. Речь идет именно о моральной готовности, что называется, состоянии духа, готовности значительной части населения пожертвовать собственной жизнью ради продолжения жизни государства.

    После публикации известных трудов Л. Гумилева стало естественным считать, что моральная боеспособность населения находится в прямой зависимости от наличествующего в нем количества (процентного соотношения) пассионариев. В самом деле, пассионарии действительно во многом определяют энергетический потенциал нации, однако мы вынуждены признать, что выражения «пассионарий» и «патриот» далеко не всегда тождественны.

    Внутренний энергетический потенциал человека, его жизненная сила нередко бывают направлены исключительно на решение индивидуальных задач, без учета интересов нации или государства. Пассионарии также являются основным «материалом» для пополнения рядов криминала. Вряд ли можно сомневаться в том, что энергичные, напористые и решительные в своих действиях капитаны бизнеса, или, например, криминальные авторитеты, являются выраженными пассионариями.

    Безусловно, как среди крупных бизнесменов, так и среди представителей криминалитета можно встретить патриотично настроенных, однако столь же определенно можно утверждать, что процент патриотично настроенных людей среди них существенно уступает аналогичному показателю среди, например, людей интеллектуального труда.

    (Окончание темы в правой боковой колонке.)

    Тема: Война и мир, агрессия и патриотизм. Армения и Азербайджан: холодная война. Обсуждение на Форуме

    Между тем, если государство не в силах способствовать увеличению количества пассионарных граждан (современная наука не в состоянии объяснить причины их зарождения), то способствовать патриотичному воспитанию населения оно просто обязано.

    Патриотизм, приверженность населения интересам государства, преданность отдельных индивидуумов интересам всей нации, осознанная внутренняя готовность на ущемление собственных интересов во имя интересов нации, — пропаганда подобной идеологии среди населения является первейшей обязанностью государства. Идеология патриотизма должна составлять фундамент всего государственного здания.

    Глубоко ошибочно, более того, преступно, увлечение навязываемыми извне «модными» идеологическими течениями, начисто отвергающими патриотическую идеологию. «Модное» ныне выражение «Патриотизм – последнее прибежище негодяя» является не чем иным, как патриотичным выражением С. Джонсона, считавшим, патриотизм для негодяев — последний шанс морально возродиться, оправдать свою жизнь. Однако выражение это намеренно было переосмыслено, а, по сути, опошлено людьми, борющимися с патриотизмом среди… представителей иной нации.

    Можно практически уверенно сказать, большинство людей, охаивающих патриотизм, борющихся в меру своих возможностей и способностей с этим чувством, сами являются… выраженными патриотами своего народа. Ибо их «антипатриотическая» деятельность, как правило, направлена на инонациональную среду, их цель – ослабить у вероятного противника чувство жертвенной приверженности к собственному народу и государству.

    Слово – оружие сильное, удачно подобранное слово или выражение является оружием пролонгированного во времени действия. Сегодня Армения, армянский народ (кстати сказать, не только армянский) подвергается массированной идеологической агрессии, закамуфлированной в «модные», внешне привлекательные словесные выражения.

    Делом государственного значения является не только нейтрализация этой, на первый взгляд, бескровной агрессии, но и выработка собственной идеологической машины. В основу которой должны быть положены выработанные нашими предками, а потому и приемлемые и понятные для народа ценности.

    Необходимо осознание того непреложного факта, что патриотично настроенное, национально ориентированное население государства является важнейшим залогом мощи и процветания государства. Национальная идеология – универсальный ключ, способствующий решению многих проблем государственной важности.

    Это – снижение теневой экономики и повышение налогов, выборы достойного, а не «удобного» кандидата, повышение интеллектуального уровня населения (плохо учиться — непатриотично), повышение уровня законопослушности и снижение общей преступности, сохранение в своей стране научных открытий и т.д.

    Конечно, наивно было бы считать, что все перечисленные пороки в национально ориентированном обществе полностью отсутствуют. С другой стороны, можно не сомневаться, государство с превалирующей патриотической идеологией способно на многие свершения, невозможные в иных обстоятельствах.

    Наконец, вернемся к началу, национально ориентированный государство, неустанно пропагандирующее национальные ценности и патриотизм, всегда готово продемонстрировать «согласие» на войну. В условиях армянских государств это важнейший адекватный ответ на существующие внешние вызовы.

    Причем, чем выражено у государства «согласие» на войну, тем меньше у него шансов подвергнуться агрессии. Если арабская философия считает правильным враждовать миротворствуя, то нашей задачей должно стать иное – ЖИЗНЬ В СОГЛАСИИ.

    Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, май 2009 года

    *Границы государства и страны – территории, воспринимаемой сознанием и этнической памятью народа в качестве Родины – часто не совпадают. Так, ныне находящиеся под юрисдикцией государства Турция обширные армянские территории воспринимаются армянами именно как Страна армянская.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock detector
    Агрессия и патриотизм. Армения и Азербайджан: холодная война.