Во всем мне хочется дойти до самой сути

Евгений Евтушенко писал: «Пастернак вечно знал себе цену как мастеру, но его больше интересовало само мастерство, чем массовые аплодисменты мастерству. Нобелевский комитет соизволил подметить Пастернака только в момент разгоравшегося политического скандала, а ведь Пастернак заслуживал самой высокой премии за поэзию ещё в тридцатых годах. «Доктор Живаго» — совсем не лучшее из того, что было написано Пастернаком, хотя роман и представляет собой этапное явление для истории русской и мировой литературы».

Действительно, на весах искусства стихи, написанные доктором Живаго (в смысле — Пастернаком), перевешивают весь роман, настолько они прекрасны.
Никого не будет в доме,

Зимний день в сквозном проеме

Только белых мокрых комьев

Быстрый промельк моховой,

Только крыши, снег, и, кроме

Крыш и снега, никого.

Б.Л.Пастернак в своем творчестве отразил многие события. Судьба его, так же как и судьба многих поэтов этого поколения, складывалась очень тяжело. Ему пришлось пережить взлеты и падения, победы и поражения. Поэтому, вероятно, для Пастернака творчество стало спасением и выходом, может быть, более того бегством от окружавшей его советской реальности. Он подчеркивал необходимость непрерывной напряженной работы сердца и ума для каждого художника.

Не спи, не спи, работай,

Не прерывай труда,

Не спи, борись с дремотой,

Как летчик, как звездочка.

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты -т времени заложник,

У верности в плену.

Борис Пастернак родился в семье художника Леонида Пастернака, личности, близкой к таким крупнейшим фигурам русской интеллигенции, как Толстой, Рахманинов, Менделеев. Интеллигентность в этом месте была не заемной, а являлась самим воздухом семьи. Пастернак в ранней молодости выбирал между музыкой и поэзией. Он выбрал, к счастью для нас всех, второе, несмотря на то что его идол — Скрябин, прослушав музыкальные сочинения юноши, «поддержал, окрылил, благословил». Может быть, Пастернаку не хватило противодействия.

Начав с бунта формы против классицистов и доходя в кон-центрированности метафор порой до почти полной непонятности, он постепенно опрозрачнивался и с годами пришел к хрустально-чистому, профильтрованному стиху. И это была подлинная классика, которая вечно выше реминисцентного классицизма. Позднее стихи Пастернака потеряли в плотности, но зато выиграли в чистоте, в отсутствии лишнего. У стиха Пастернака поразительное слияние двух начал — физиологического и духовного. Философия его поэзии не умственно выработанная, а «выбормотанная». Но, конечно, за этим кажущимся импровизационным полубредом стояла огромная человеческая культура. Бред высочайше образованного, тончайше чувствующего, человека вечно совсем другой, чем бред диктатора или бюрократа.

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку.

Это стихотворение написано после того, как гениального поэта шайка трусов исключила из продажного Союза писателей. Распорядок собрания был продуман партийными функционерами, мужество проявили те немногие, кто во пора голосования воздержался. Против не проголосовал никто. Фарисеи остались фарисеями.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить — не поле перейти. Пастернак дошел до «самой сути. до сущности прошедших дней, до их причины, до основанья, до корней, до сердцевины». Ему повезло, он не был брошен в ГУЛАГ.

«До чего ж мы гордимся, сволочи, что он умер в своей постели», — писал А.Галич.

Лишенный возможности публиковаться, поэт продолжал творить и встречаться с людьми. Несмотря на все выпавшие на его долю несправедливые испытания и гонения, он оставался самим собой до самого конца. Вот что анонсирует о встрече с поэтом молодой Е.Евтушенко: «. несмотря на полную, обескуражившую меня обыкновенность в одежде, которой я по неразумию не мог предположить у настоящего, живого гения, Пастернак был поистине необыкновенен в каждом своем движении, когда он, входя, грациозно целовал кому-то ручку, кланялся с какой-то только ему принадлежащей несколько игривой учтивостью. От этой безыскусственной врожденной легкости движений, незнакомых мне прежде в моем грубоватом невоспитанном детстве, веяло воздухом совсем другой эпохи, чудом сохранившейся среди социальных потрясений и войн».

Пастернак дошел до высшей сути. Он «написал восемь строк // О свойствах страсти», «О беззаконьях, о грехах, // Бегах, погонях, // Нечаянностях впопыхах, // Локтях, ладонях». Так некогда Шопен вложил «Живое чудо // Фольварков, парков, рощ, могил // В свои этюды».

Пастернак до сути стих

Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее.

Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее.

я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное — мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее.

Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее.

Стихотворение Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути. » (восприятие, истолкование, оценка)

Рожденный на изломе судеб, Борис Пастернак сумел стать одним из символом своего века. Стихи занимают отдельное место в его творчестве. Из-под его пера вышло множество поэтических сборников. Последний, так и не напечатанный при жизни Пастернака сборник под названием «Когда разгуляется» вобрал в себя избранные работы автора. В книге отчетливо слышна тема обновления, надежды, что стало отражением происходящих в стране перемен. И своеобразным поэтическим манифестом стало стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», по замыслу самого писателя открывавшее книгу.

Любопытно отметить, что стихотворение не имеет названия. Но можно сказать, что его функции берет на себя первое предложение, становясь тем самым смысловым центром произведения и неся на себе наибольшую идейную нагрузку:

Во всем мне хочется дойти

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

Из данного четверостишия следует стремление лирического героя, который условно может быть приравнен к самому Пастернаку. Стремление к жизни, к познанию ее тайн и загадок, жажда деятельности и чувства. Само стихотворение по сути очень динамично, оно призывает, влечет, в нем есть движение и порыв. Но как ни странно, автор крайне редко употребляет глаголы, динамические части речи. Он выражает свои стремления и порывы души в столь статичных на первый взгляд частях речи как существительные:

До сущности протекших дней,

До оснований, до корней,

Какое движение, какой динамизм чувствуется в этих строках! Не может не восхитить мастерство поэта, сумевшего при помощи простейшего приема однородных членов предложения придать повествованию такую динамику, напряжение и силу чувства!

В этом стихотворении лирический герой ставит перед собой практически непосильную задачу – проникнуть в тайную суть жизни, вывести ее законы, разгадать ее секреты… Он пытается схватить «нить судеб, событий». Но задача осложняется тем , что он стремится не просто понять, но и выразить словами общий закон бытия:

О, если бы я только мог

Я написал бы восемь строк

О свойствах страсти.

Отбрасывая пустые слова, он ищет главные, основные. Не в этом ли заключается задача и цель поэзии в целом и каждого поэта в частности. Пастернак всегда считал, что значимое не обязательно должно быть сложным. Истинность вещей и явлений заключается именно в их простоте. Отсюда желание поэта выразить в восьми строках свойства страсти, которая для Пастернака и есть жизнь, потому что только когда человек чувствует, он живет на самом деле:

Жить, думать, чувствовать, любить,

Это и есть рецепт проникновения в тайну жизни, ее высокий и единственный смысл!

Философия простоты Пастернака находит свое отражение и в композиции, и стихотворном размере произведения. Следует отметить, что четырехстопный ямб в нем чередуется с двустопным, придавая, таким образом, особую ритмичность, движение. Невольно возникает ассоциация со стуком колес поезда, несущегося вперед… Это ощущение усиливается перекрестной рифмой. Особенно красноречив стилистический прием анафоры: «до сущности», «до их причины» и так далее. С каждой строчкой нарастает напряжение, авторское ударение, расстановка акцентов.

Интересна роль природы в творчестве Пастернака в целом и в этом стихотворении в частности. Она чудесным образом оживает, но не как скопление живых и неживых объектов окружающего нас мира, а как воплощенная поэзия:

Я б разбивал стихи, как сад.

Всей дрожью жилок

Цвели бы липы в них подряд,

Гуськом, в затылок.

Мир поэзии и мир природы переплетаются, и не вполне понятно, где кончается один и начинается другой, и липы выстраиваются у поэта в стройные ряды, подобно словам в строчке…

Как и в поэзии, природа существует у Пастернака и в музыке:

Так некогда Шопен вложил

Фольварков, парков, рощ, могил

Упоминание Шопена неслучайно, так как сам Пастернак очень серьезно и профессионально занимался музыкой. Музыкальный рисунок стихотворения продолжает аллитерация – частое повторение согласных «б», «г», «л», «т» придают строкам особый напор.

Закономерно возникает вопрос, разгадал ли лирический герой загадку жизни, вывел ли он ее тайную формулу? Ответом служит употребление глаголов стихотворения в сослагательном наклонении. Нет, герой еще не познал тайны бытия, так как единственный способ сделать это – продолжать «жить, думать, чувствовать, любить»… И может в этом и есть разгадка секрета жизни!

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

«Во всем мне хочется дойти до самой сути. » (философская лирика Б. Пастернака)

В работе, в поисках пути,

В душевной смуте.

До сущности протекших дней,

До оснований, до корней,

Желание поэта — не оставаться на поверхности явлений, не довольствоваться беглым взглядом на предмет, а проникать в самую его сущность. Ведь внешняя оболочка часто лишь прикрывает внутреннее содержание, но вовсе не соответствует ему. Идеал Пастернака, выраженный в этом стихотворении, заключается в преображении искусства природой. Природа органично входит в творение поэта, становясь его частью, сливаясь с ним:

Всей дрожью жилок.

Цвели бы липы в них подряд

Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,

Луга, осоку, сенокос,

Подлинный поэтический шедевр держится на тонкой грани между поэзией и действительностью. Это стихотворение — наглядное тому подтверждение. В нем нет ни эстетства, ни натурализма, а есть лишь живая природа.

Восприятие Пастернаком природы близко к пушкинскому, лермонтовскому, тютчевскому, фетовскому. Как напоминают стихи Фета такие, например, строки:

Росистых ландышей унизан.

Окружающий мир пронизан человеческими эмоциями и уже потому ие может быть чуждым. Пастернак живет чувством сопричастности природе.

Философичность лирики Пастернака заключается, в частности, в том, что она решает одну из самых важных проблем современности — трагический разлад человека и мира, ставшего ему враждебным и кажущегося лишенным смысла. Природа представляется современному человеку бездушной, подчас — жестокой. Все направлено против людей (в их собственном понимании): стихийные бедствия, эпидемии, космические катаклизмы обрушиваются непредсказуемо и несут гибель. Все это нашло свое отражение в лирике Пастернака, но вовсе не означает, что он воспринимает мир жестоким, карающим и беспощадным. Напротив, именно окружающая действительность для него — источник творчества и часть его.

Говоря о творчестве Пастернака, нельзя не упомянуть о его размышлениях, связанных с предназначением поэта и поэзии. Любой поэт должен найти отклик и сердцах читателей, иначе его творчество просто бессмысленно. Но >ю не означает, что нужно идти на поводу у общественного мнения. Вот как понимает смысл творчества Пастернак:

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Это не просто лозунг. Всей своей лирикой поэт снова и снова подтверждает эти строки, поскольку его стихи — это действительно самоотдача, но никак не банальное выплескивание своих эмоций на бумагу.

Еще одна характерная черта философской лирики Пастернака — религиозность. Вернее даже сказать, не религиозность, а истинная вера и желание донести ее до читателя. Можно перечислить много стихотворений поэта на эту тему: «На Страстной», «Рождественская звезда», «Чудо», «Гефсиманский сад». Эти стихотворения, кстати, говорят о смелости и решительности поэта. Ведь он жил и творил в стране, где господствовала идеология атеизма. Но как честный художник, он пренебрегал внешними условностями.

Интересно стихотворение «Гефсиманский сад», в котором близко к первоисточнику излагается библейский сюжет. В добровольном согласии Христа понести наказание за все человечество поэт подчеркивает его человечность, способность отказаться от Чуда, как от чего-то негармоничного, чужеродного в этом мире. Под Чудом имеется в виду спасение Христа его отцом. Именно поступок Христа-человека, по мысли Пастернака, вдохновляет и наполняет смыслом жизнь людей во все века, поскольку доказывает, что подобные же самоотречение, подвиг возможны для каждого, живущего на земле.

О философских размышлениях Пастернака можно говорить бесконечно, ведь даже на такое земное чувство, как любовь, он смотрел по-особенному, как будто немного отстраненно. Философичность, наряду с живописностью и музыкальностью, — одно из основополагающих свойств лирики поэта. Его творчество емко и глубоко определила Марина Цветаева (поэт, крайне чувствительный к чужому творчеству) — «световой ливень».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: