Во всем мне хочется дойти до самой сути

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Б. Пастернак

Всегда трудно говорить о каком-то одном стихотворении в творчестве любого поэта: он выразил себя во всем, что написал. Но еще труднее говорить о поэте, который собирался стать музыкантом. Находясь под влиянием музыки А. Н. Скрябина, Борис Пастернак шесть лет серьезно занимался композицией. Но все же поэт в его душе одержал победу над музыкантом. Вот таким образом появился один из лучших поэтов России XX века, представитель поэзии «серебряного века», член футуристической группы «Центрифуга».

В начале нашего столетия, особенно в послереволюционный период, дежурными темами были строительство новой жизни, энтузиазм, любовь к партии, а Пастернак писал о лесе, о траве, о петухах, о любви, о поэзии, о чуде человеческого существования.
Эстетика и поэтика Пастернака в наибольшей степени основывались на представлении о слитности чувственного, окружающего поэта мира, где невозможно отделить человека от природы, а поэзию от жизни.

Поэт стремился не просто воспроизвести жизнь в ее узнаваемости и конкретности, — он хотел донести свои впечатления о ней до читателей будущих времен, стремился отразить не только внешнюю сторону событий, но и их глубинную сущность:

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе,
В поиске пути,
В сердечной смуте.

Это были «строчки с кровью» не только потому, что поэту пришлось дорого за них расплачиваться, но и потому, что каждая из них рождалась в напряженном труде. Для поэта работа, поиски жизненных основ, попытки разобраться в себе и в людях — смысл жизни. Именно поэтому следующая строфа этого стихотворения углубляет образ: хочется понять сущность всего, добраться «до оснований, до корней, до сердцевины».

Дальше речь идет о сущности поэзии, о назначении ее, как понимал это поэт: схватывать «нить событий», открывать новое в жизни. Мне кажется, что все это поэт видит в «свойствах страсти, лишь она способна толкать человека на поиски прекрасного, неповторимого».

Те, кто общался с поэтом, отмечали его удивительную способность одухотворять окружающий мир. У него все взаимосвязано, нерасторжимо, звук и зрительный образ приобретают невероятную объемность.

Ты в ветре, веткой пробующем,
Не время ль птицам петь,
Намокшая воробышком
Сиреневая ветвь!

Это другое стихотворение, но как точно оно передает тайну поэзии Пастернака. Вы спросите, в чем заключается этот секрет? По-моему, поэзия Пастернака, как и окружающий мир, живет своей жизнью. Именно об этом поэт говорит в конце стихотворения «Во всем мне хочется дойти до самой сути», сравнивая поэзию с музыкой Шопена:

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

За этой строфой мне слышится музыка Шопена, блистательная, легкая, взволнованная. Поэт, одаренный талантом и страстью к работе, и нас заставляет задуматься о многом. И прежде всего вот о чем: неужели и эти прозрачные и легкие строки, в которых нет, по-моему, никакой муки, — тоже «строчки с кровью»? А кажется, что написаны они на одном дыхании. Но все же финал стихотворения весьма напряжен, и этим Пастернак, как мне кажется, пытается выразить неопределенность будущего, судьбы:

Достигнутого торжества
Игра и мука —
Натянутая тетива
Тугого лука.

Во всем мне хочется дойти до самой сути.

…Я знать хочу, к чему в лазури небосвода
Льет Солнце свет и жизнь в волнах своих лучей.
Кем создана она – могучая Природа,
Твердыни гор ее и глубь ее морей;
Я знать хочу, к чему я создан сам в Природе,
С душой, скучающей бесцельным бытием,
С теплом любви в Душе, с стремлением к Свободе,
С сознаньем сил своих и с мыслящим умом!
Живя, я жить хочу не в жалком опьяненьи,
Боясь себя «зачем?» пытливо вопросить,
А так, чтоб в каждом дне, и в часе, и в мгновеньи
Таился б вечный смысл, дающий право Жить!

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука
Натянутая тетива
Тугого лука.

Ищите Истину и позабудьте тени!
Ведь то, что есть сейчас, ценней грядущих благ.
Я знаю, жизнь дана для лучших достижений,
Но, чтоб беспечно жить, с улыбкой на устах,
Я рад тому, что есть, и новых жду мгновений,
С двойною радостью в сияющих очах!

«Во всем мне хочется дойти до самой сути. » (философская лирика Б. Пастернака)

В работе, в поисках пути,

В душевной смуте.

До сущности протекших дней,

До оснований, до корней,

Желание поэта — не оставаться на поверхности явлений, не довольствоваться беглым взглядом на предмет, а проникать в самую его сущность. Ведь внешняя оболочка часто лишь прикрывает внутреннее содержание, но вовсе не соответствует ему. Идеал Пастернака, выраженный в этом стихотворении, заключается в преображении искусства природой. Природа органично входит в творение поэта, становясь его частью, сливаясь с ним:

Всей дрожью жилок.

Цвели бы липы в них подряд

Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,

Луга, осоку, сенокос,

Подлинный поэтический шедевр держится на тонкой грани между поэзией и действительностью. Это стихотворение — наглядное тому подтверждение. В нем нет ни эстетства, ни натурализма, а есть лишь живая природа.

Восприятие Пастернаком природы близко к пушкинскому, лермонтовскому, тютчевскому, фетовскому. Как напоминают стихи Фета такие, например, строки:

Росистых ландышей унизан.

Окружающий мир пронизан человеческими эмоциями и уже потому ие может быть чуждым. Пастернак живет чувством сопричастности природе.

Философичность лирики Пастернака заключается, в частности, в том, что она решает одну из самых важных проблем современности — трагический разлад человека и мира, ставшего ему враждебным и кажущегося лишенным смысла. Природа представляется современному человеку бездушной, подчас — жестокой. Все направлено против людей (в их собственном понимании): стихийные бедствия, эпидемии, космические катаклизмы обрушиваются непредсказуемо и несут гибель. Все это нашло свое отражение в лирике Пастернака, но вовсе не означает, что он воспринимает мир жестоким, карающим и беспощадным. Напротив, именно окружающая действительность для него — источник творчества и часть его.

Говоря о творчестве Пастернака, нельзя не упомянуть о его размышлениях, связанных с предназначением поэта и поэзии. Любой поэт должен найти отклик и сердцах читателей, иначе его творчество просто бессмысленно. Но >ю не означает, что нужно идти на поводу у общественного мнения. Вот как понимает смысл творчества Пастернак:

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Это не просто лозунг. Всей своей лирикой поэт снова и снова подтверждает эти строки, поскольку его стихи — это действительно самоотдача, но никак не банальное выплескивание своих эмоций на бумагу.

Еще одна характерная черта философской лирики Пастернака — религиозность. Вернее даже сказать, не религиозность, а истинная вера и желание донести ее до читателя. Можно перечислить много стихотворений поэта на эту тему: «На Страстной», «Рождественская звезда», «Чудо», «Гефсиманский сад». Эти стихотворения, кстати, говорят о смелости и решительности поэта. Ведь он жил и творил в стране, где господствовала идеология атеизма. Но как честный художник, он пренебрегал внешними условностями.

Интересно стихотворение «Гефсиманский сад», в котором близко к первоисточнику излагается библейский сюжет. В добровольном согласии Христа понести наказание за все человечество поэт подчеркивает его человечность, способность отказаться от Чуда, как от чего-то негармоничного, чужеродного в этом мире. Под Чудом имеется в виду спасение Христа его отцом. Именно поступок Христа-человека, по мысли Пастернака, вдохновляет и наполняет смыслом жизнь людей во все века, поскольку доказывает, что подобные же самоотречение, подвиг возможны для каждого, живущего на земле.

О философских размышлениях Пастернака можно говорить бесконечно, ведь даже на такое земное чувство, как любовь, он смотрел по-особенному, как будто немного отстраненно. Философичность, наряду с живописностью и музыкальностью, — одно из основополагающих свойств лирики поэта. Его творчество емко и глубоко определила Марина Цветаева (поэт, крайне чувствительный к чужому творчеству) — «световой ливень».

«Во всем мне хочется дойти до самой сути…» Б. Пастернак

«Во всем мне хочется дойти до самой сути…» Борис Пастернак

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука —
Натянутая тетива
Тугого лука.

Анализ стихотворения Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»

Философская лирика Бориса Пастернака весьма богата и разнообразна. Однако, как и многие его предшественники, автор постоянно возвращается к теме роли поэта в современном обществе. Правда, в отличие от многих других авторов, Пастернак выводит собственную формулу успешности литератора, которая включает в себя не только поэтический дар и умение рифмовать слова, но и способность тонко чувствовать окружающий мир.

В 1956 году Борис Пастернак написал стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», которое по праву можно считать литературным кредо поэта. В этом произведении он изложил свои взгляды на то, какой должна быть поэзия, и почему лично себя он не считает талантливым литератором, хотя и стремится к совершенству. С первой строчки стихотворения становится ясно, что через творчество Пастернак учится познавать суть вещей, используя слова для того, чтобы максимально точно и полно выразить свои мысли. Поэт признается, что его произведения строятся на глубинном анализе явлений и поступков, так как он ставит перед собой задачу жить, «все время схватывая нить судеб, событий». Однако если понять простые вещи автору удается без труда, то в вопросах человеческих чувств он ощущает себя дилетантом. Не потому, что не умеет их правильно трактовать, а из-за того, что не может выразить их простыми и доступными для общего понимания словами. Поэт пишет о том, что его заветная мечта – написать «восемь строк о свойствах страсти». Но так, чтобы каждый, кто их прочтет, смог не только понять, но и прочувствовать, то, что ранее пережил автор. Пастернак сетует на то, что ему это неподвластно. Он не дает ответа на вопрос, почему, однако отмечает, что с радостью бы «разбивал стихи, как сад», в котором бы росли душистые липы. Кроме этого, поэт бы внес в свои стихи «дыханье роз, дыханье мяты, луга, осоку, сенокос, грозы раскаты».

Таким образом, Пастернак убежден, что быть настоящим поэтом – это, в первую очередь, чувствовать себя часть природы, которая для всех без исключения творческих людей является источником вдохновения. По мнению автора, лишь через познание окружающего мира можно достичь внутренней гармонии, и тогда заветные слова, требуемые для того, чтобы выразить свои чувства, найдутся сами собой. Однако для этого необходимо не только постоянно постигать суть вещей, но и чувствовать малейшие изменения в окружающем мире, уметь им искренне восхищаться, как делали это многие поэты 19 века.

Пастернак никогда не считал себя непревзойденным пейзажным лириком. Тем не менее, стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» свидетельствует о том, что, что автор не прочь воспевать в своих произведениях такую переменчивую, непредсказуемую и полную неразгаданных тайн природу. Автор отмечает, что ему хотелось бы в поэзии стать Шопеном, который с помощью музыки умел передавать в своих этюдах « живое чудо фольварков, парков, рощ, могил». Но при этом сам Борис Пастернак прекрасно понимает, что таким бесценным даром обладают лишь избранные. Причем, далеко не каждому, кто наделен способностью жить в гармонии с окружающим миром, удается поведать об этом другим, создавая по-настоящему волнующие картины, музыкальные произведения или же стихи.

Автору не понаслышке знакомы муки творчества, когда за рифмованными фразами, приятными для слуха скрывается пустота. Чтобы наполнить стихи смыслом, необходимо докопаться до сути вещей, пропустить полученные знания через собственную душу и, в прямом смысле слова, выстрадать свое произведение, отточив в нем каждое слово. Поэтому свои стихи он сравнивает с натянутой тетивой тугого лука, которая может оборваться в любой момент на полуслове только потому, что не хватит сил и умения ее удержать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: