Конспект урока — Таруса в жизни и творчестве М

Интегрированный урок, посвящённый роли Тарусы в жизни и творчестве М. Цветаевой.

Скачать:

Вложение Размер
dedova_1.zip 1.39 МБ

Предварительный просмотр:

учитель русского языка и литературы

Урок литературы в 11-м классе

Тема урока : «Таруса в жизни и творчестве Марины Цветаевой»

Тип урока : интегрированный

Вид урока : урок изучения нового материала

Цели: 1) образовательная: выяснить роль Тарусы в жизни и творчестве

2) воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся чувства любви к родине, родному краю; формирование эстетического вкуса и гуманистического мировоззрения;

3) развивающая: продолжить развитие умения анализировать поэтическое произведение; развивать познавательные способности учащихся, коммуникативные и информационные компетентности.

Формы организации учебной деятельности : выступления учащихся, групповая работа, презентации, беседа, чтение и анализ стихотворений.

1) эпиграф к уроку;

2) сборники стихов М. Цветаевой;

3) распечатанные стихотворения для работы в группах;

4) фрагмент фильма «Таруса в жизни Цветаевой» (ЦОР «Литература 5 – 11 класс. Библиотека электронных наглядных пособий»);

5) презентация «Дом-музей Цветаевых в Тарусе»;

6) Репродукции картин В.Д. Поленова «Ока близ Тарусы», «Ранний снег», «Золотая осень».

7) Букет осенних листьев («Костёр»);

8) Песня на стихи М. Цветаевой в исполнении группы учащихся. (Муз. М. Таривердиева «Мне нравится. »).

1. Слово учителя.

В Тарусе, городе своего детства, Марина Цветаева любила зажигать костры на берегу Оки.

В 1986 году прошёл первый «Костёр» памяти поэта. Потом он был зажжён под Вашингтоном, в Германии. В 2009 году 8 октября (по новому стилю) он был уже 23-м.

Сегодня мы проведём свой Цветаевский костёр. На нём выступят историки, художники, искусствоведы, литературоведы.

В память о Марине Цветаевой прозвучит песня в исполнении приехавших на «Костёр» музыкантов (группа учащихся с гитарой). Музыка М. Таривердиева, стихи Марины Цветаевой «Мне нравится. »

2.Учитель — о теме и цели урока

Тема нашего разговора сегодня — «Таруса в жизни и творчестве М. Цветаевой».

Цель: выяснить, какую роль сыграла Таруса в жизни и творчестве поэта.

Обратимся к эпиграфу:

Родина — это всё. Нет! Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.

Но есть другие слова. Они принадлежат М. Цветаевой и написаны в эмиграции, в 1934 году:

Тоска по родине! Давно

Мне совершенно всё равно —

Где совершенно одинокой

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё — равно, и всё — едино.

— Если остановиться здесь, не дочитать стихотворение до конца, что можно сказать о лирическом герое?

(подчёркивается отторженность от родины, неверие в чувство любви к родине, равнодушие к тому, что окружает. )

— Как объяснить эти слова поэта? Почему они сказаны?

Мы вернёмся к этому стихотворению в конце нашего разговора.

4. Слово предоставляется «Историкам» (выступление учащихся).

Таруса-маленький городок в Калужской области (слайд-карта).

Первое упоминание о городе относится к 964 году. В это время киевский князь Святослав пошёл « на Оку и на Волгу и налезе вятичи». Увидев на берегу строения и людей, князь спросил: «Какой это народ? Какого рода- племени?» «То Рось, то- Рось!» — ответили с берега.

В древности на долю Тарусы выпала судьба ратная. Здесь не раз звучал тревожный клич: «К оружию, русичи, тарусичи!» Не раз звенел булат. Отсюда уходили на Куликовскую битву «хоробрые» тарусские дружинники. В конце 14 века Тарусское княжество присоединилось к Московскому.

Таруса пережила владычество литовцев, нападение татар,

эпидемию чумы, опустошительный пожар. Во время Отечественной войны 1812 года Таруса — ближайший тыловой город, через который русская армия снабжалась снаряжением и продовольствием.

Таруса была расположена за 101-м километром, и поэтому в 1930-х годах туда отправляли после заключения в ссылку «политических». Общество там образовалось интеллектуальное.

В 1941 году город был оккупирован фашистскими войсками, но заметным разрушениям подвергнут не был.

5. «Художники» (выступление учащихся).

С конца 19-го века благодаря своей живописности Таруса стала популярным местом отдыха. В 1890-м году сюда проехало много художников-пейзажистов. Первой волной интеллигенции, приехавшей в Тарусу, были Поленовы, Цветаевы, Борисов — Мусатов, Ватагин, Виноградовы.

Первым «открыл» красоты Тарусы Василий Поленов ( слайд-портрет ). Много лет прожил он на берегу Оки. Поленов нежно любил здешнюю природу, не переставал удивляться её гармонии. Он запечатлел Оку в разные времена года, в различных её состояниях. Его картины — это настоящая летопись жизни реки, полная поэзии и правды.

Таковы его произведения «Ока близ Тарусы» ( слайд — репродукция ), «Ранний снег» (слайд-репродукция), «Золотая осень» ( слайд-репродукция ).

«Как мне хотелось показать Вам нашу Оку, — писал Поленов в 1914 году Константину Коровину. — Ведь мы с Вами впервые открыли её красоту и выбрали место для жительства. вот я живу здесь 22 года. а красота и гармония та же».

6. «Искусствоведы» и «кинематографисты» (выступление учащихся).

В конце 19 — начале 20-го века Таруса была «Парнасом» московской художественной жизни, местом, где черпали вдохновение многие художники, поэты, писатели, музыканты и учёные.

С этим городом также связаны имена писателей А.Чехова, Николая Заболоцкого, Василия Пескова, Беллы Ахмадулиной, Варлама Шаламова, Владимира Железнякова, который писал здесь свою повесть «Чучело».

В конце 1970-х годов город стал любимым пристанищем диссидентов. Здесь скрывался от ареста Иосиф Бродский, гостил Александр Гинзбург, жил на даче Святослав Рихтер, сюда приезжал Александр Солженицын.

Здесь работали режиссёры Андрей Тарковский и Никита Высоцкий. В Тарусе снято много фильмов: «Верные друзья», «Сельская учительница», «Отец Сергий», сериалы «Участок» и «Громовы» и др.

Но два имени стали символами города — Марина Цветаева и Константин Паустовский. Мы предлагаем вам посмотреть фрагмент фильма «Таруса в жизни Цветаевой» (смотрим фрагмент, посвящённый Цветаевой и Паустовскому).

7. «Литературоведы» (выступление учащихся «Таруса в жизни Марины Цветаевой», презентация).

Профессор Иван Владимирович Цветаев арендовал для семьи тарусскую дачу «Песочное» на протяжении 18-ти лет — с 1802 по 1910 года.

Дом был куплен дедом Марины Цветаевой. После его смерти здесь жила его вторая жена, которую называли Тьо (тётя). Отсюда и название дома — дом Тьо. Летом девочки часто бывали у неё в гостях, жили во время зимних приездов в Тарусу. Марина вместе с молодым мужем Сергеем Эфроном приезжала сюда летом 1912 года ( слайды 1-5, «Дом-музей Цветаевых»).

Детство, проведённое в Тарусе, навсегда осталось в памяти Марины Ивановны. Тарусе посвящены многие её ранние стихи. Они «настояны» на душистых, росных травах приокских лугов, озарены «малиновыми закатами и тучными окскими радугами» (слайды 6-12, «Виды Тарусы»).

В эмиграции Цветаева напишет: « Здесь, во Франции, и тени моей не останется. Таруса, Коктебель да чешские деревни — вот места души моей».

«Полноценнее, счастливее детства, чем наше в Тарусе, я не знаю и не могу вообразить», — утверждала в «Воспоминаниях» сестра Марины Анастасия Цветаева.

В очерке «Хлыстовки» М. Цветаева писала: « Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины. где растёт самая красная и крупная в наших местах земляника. » ( слайды 13-15, «Тарусское кладбище», камень с надписью: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева»).

На высоком берегу Оки стоит памятник Марине Цветаевой. Она изображена здесь такой, «какой была в последние годы жизни: согбенная, уставшая, босая, уже собравшаяся в путь «по старой дороге калужской. » (слайд 16, «Памятник М. Цветаевой»).

С Тарусой связаны не только радостные воспоминания. Здесь умерла мать Марины и Аси — Мария Александровна. Здесь в1937 году была арестована сестра Анастасия Ивановна. На Тарусском кладбище лежит дочь

Марины Цветаевой Ариадна Сергеевна Эфрон. Она провела в Тарусе последние 19 лет своей жизни.

8. «Чтецы » (Чтение стихов наизусть).

Ясное утро не жарко,

Лугом бежишь налегке.

Медленно тянется барка

Несколько слов поневоле

Всё повторяешь подряд.

Где-то бубенчики в поле

В поле звенят? На лугу ли?

Едут ли на мольтьбу?

Глазки на миг заглянули

Синяя даль между сосен,

Говор и гул на гумне.

И улыбается осень

Жизнь распахнулась, но всё же.

Ах, золотые деньки!

Как далеки они, Боже!

Господи, как далеки!

В светлом платьице, давно знакомом,

Улыбнулась я себе из тьмы.

Старый сад шумит за старым домом.

Почему не маленькие мы?

Почернела дождевая кадка,

Вензеля на рубчатой коре,

Заросла крокетная площадка,

Заросли тропинки на дворе.

Не целуй! Скажу тебе, как другу:

Целовать не надо у Оки!

Почему по скошенному лугу

Не помчаться наперегонки?

Мы вдвоём, но, милый, не легко мне,-

Невозвратное меня зовёт!

За Окой стучат в каменоломне,

По Оке минувшее плывёт.

Вечер тих,- не надо поцелуя!

Уж на клумбах задремал левкой.

Только клумбы пёстрые люблю я

И каменоломню над Окой.

9. « Творческая лаборатория» (работа в группах).

Класс разбит на 3 группы. Каждая получает стихотворение и задание к нему. Учащиеся сообща готовят анализ стихотворения, выбирают форму выступления.

1-я группа: прочитайте стихотворение и проанализируйте его, опираясь на следующие вопросы:

1) Какое настроение создаёт стихотворение?

2) Определите тему произведения.

3) Охарактеризуйте чувства лирической героини.

4) Какова основная мысль стихотворения?

Ах, золотые деньки!

Где уголки потайные,

Где вы, луга заливные

Старые липы в цвету,

К взрослому миру презренье

И на жаровне варенье

К Богу идут облака;

Лентой холмы огибая.

Тихая и голубая

Детство верни нам, верни

Все разноцветные бусы,-

Маленькой, мирной Тарусы

2-я группа: прочитайте стихотворение и выполните задания:

1) выпишите из него слова в два столбика: в первый — «обыкновенные», обозначающие реальную жизнь, во второй — «высокие», рисующие мир фантастической мечты;

2) каким словом из стихотворения можно продолжить предложение: «Детство для лирической героини — это. » («рай»).

Бежит тропинка с бугорка,

Как бы под детскими ногами,

Всё так же сонными лугами

Лениво движется Ока;

Колокола звенят в тени,

Спешат удары за ударом,

И всё поют о добром, старом,

О детском времени они.

О дни, где утро было рай

И полдень рай, и все закаты!

Где были шпагами лопаты

И замком царственный сарай.

Куда ушли, в какую даль вы?

Что между нами пролегло?

Всё так же сонно — тяжело

Качаются на клумбах мальвы.

3-я группа: прочитать оба стихотворения и найти в них выразительные средства, которые помогают раскрыть основную мысль стихотворений.

(эпитеты, обращение, восклицательные, вопросительные предложения,

олицетворение, повторяющиеся союзы. )

Догорает наш «Костёр». Пора подводить итоги.

— Итак, чем же была Таруса для Марины Цветаевой?

(Родиной с её живописной природой, «золотыми деньками», «золотой тропинкой», «золотыми майскими жуками», «золотой дорогой», «золотыми плотами», «раем», первой любовью, временем крепкой дружбы с сестрой, местом, где она черпала вдохновение, тем, что питало её душу и творчество всю жизнь. Родина — это духовная опора человека).

— А сейчас вернёмся к стихотворению М. Цветаевой «Тоска по родине!»

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё — равно, и всё — едино.

Но если по дороге — куст

Встаёт, особенно — рябина. ( слайд «Куст рябины»)

— «. последние две строки полностью перевернули стихотворение, и тоска по родине, объявленная фикцией, «разоблачённой морокой», становится живой, неизбывной болью (С. Рассадин).

11. Домашнее задание : напишите сочинение «С чего начинается родина?» (по ранней лирике М. Цветаевой).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-знакомство с творчеством М.И.Цветаевой.

Работа рассказывает о жизни М. Цветаевой. Рекомендуется использовать на вводных уроках по изучению творчества поэта, внеклассных мероприятиях.

Устный журнал — это нестандартная форма подачи материала на уроке. Информация дается блоками-страницами, что позволяет учащимся лучшее её усваивать. В сценарий урока включены как программные произведе.

Тема занятия: Жизнь и творчество М.И. Цветаевой (1882 — 1941).

Разработка урока отражает жизнь и творчество поэткссы Марины Цветаевой.

В данной презентации содержится материал по творчеству М.Цветаевой( детские годы и творческая биография).

Классный час для 10 класса по творчеству Цветаевой

Конспект классного часа для 10 класса

Классный час для старшеклассников на тему «О жизни т творчестве М. Цветаевой»

Цель: развитие творческого потенциала, актуализация творчества поэтессы.

Предварительная подготовка: хорошо, если ребята заранее подготовят стихи и песни для выступления на этом вечере. Также необходимо заранее выбрать помощников из класса и отрепетировать с ними весь сценарий.

Оформление кабинета: фотографии поэтессы, томики ее стихов, можно оформить кабинет в романтическом стиле — со свечами, белыми скатертями и так далее. Перед портретом М. Цветаевой можно поставить стул, на стуле — горящую свечу и цветы, сбоку стол и стул для Марины (ученицы, исполняющей ее роль). На доске — стенды со стихами. Чтение стихов может сопровождаться показом слайдов.

Ход классного часа

Учитель. Мысль поэта, живая и трепещущая, оправляется в золото и драгоценные камни, и нельзя уже затем разъединить мысль с ее оправой, не разрушив ее.

Ученица. Поэзия — это солнце, солнце с его темными пятнами и затмениями, освещающее весь мир.

Учитель. Поэзия — музыка слов. Всякий ли человек, великий или малый, бывает поэтом? В. Шекспир так сказал об этом:

Поэт в святом восторге

Парит, как царь, меж небом и землей.

Уму людей дарована способность:

Воображать чего на свете нет.

Звучит музыка Моцарта «Фантазия a-moll».

В молчанье твоего ухода

Упрек невысказанный есть.

Звон колоколов (запись).

Фрагмент из произведения К. Паустовского «Лавровый венок».

Учитель. Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года в высококультурной семье, преданной интересам науки и искусства. Отец ее, Иван Владимирович Цветаев, выходец из трудовой среды, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцев- ского Музея изящных искусств — ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Появляется ученица, исполняющая роль Марины Цветаевой, садится за стол.

День был субботний:

Ученица. Так написала о дне своего рождения Марина Цветаева — одна из неугасимых звезд на небосклоне русской поэзии. Рябина навсегда вошла в геральдику ее поэзии. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей зимой забвения.

Кто создан из камня, кто создан из глины,

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело — измена, мне имя — Марина,

Я — бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти —

Тем гроб и надгробные плиты.

— В купели морской крещена — и в полете

Своем — непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня — видишь кудри беспутные эти? —

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной — воскресаю!

Да здравствует пена — веселая пена —

Высокая пена морская!

Учител ь. Из воспоминаний М. Цветаевой: «Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать, самолюбиво подавив вздох, сказала: «По крайней мере будет музыкантша». И когда моим первым, явно — бессмысленным и вполне отчетливым догодовалым словом оказалась «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала». И тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму».

Ученица. «Слуху моему мать радовалась и невольно за него хвалила, тут же, после каждого сорвавшегося «Молодец!», холодно прибавляла: «Впрочем, ты ни при чем — слух — от Бога». Так это у меня навсегда и осталось, что я — ни при чем; что слух — от Бога. Это охранило меня и от самомнения, и от самосомнения, и от всякого в искусстве самолюбия — раз Слух от Бога. «Твое — только старание, потому что каждый Божий дар можно загубить», — говорила мать поверх моей четырехлетней головы, явно не понимающей и поэтому запоминающей так, что потом уже ничем не выбьешь».

Учитель. Гостеприимный, уютный дом Цветаевых в одном из старинных Московских переулков стал в те годы известным культурным центром. Там собирались для дружеских бесед и споров, для музыки многие видные представители художественных кругов Москвы.

Ученица. Уже в шестилетнем возрасте М. Цветаева начала писать стихи, и притом не только по-русски, но и по-французски, по — немецки. Осенью 1910 года 18-летняя гимназистка, дочь известного ученого, профессора Московского Императорского университета Ивана Владимировича Цветаева, отнесла в частную типографию сборник своих стихов «Вечерний альбом». В книгу вошли стихи, написанные в 15-17 лет (некоторые еще раньше), которые получили высокую оценку известных поэтов — М. Волошина и В. Брюсова. Одобрительно отозвался о книге и Н. Гумилев: «Марина Цветаева внутренне своеобразна. Эта книга, — заключал он свою рецензию, — не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихов».

На фоне музыки Ж.-Б. Молли «Ария» звучит стихотворение «Домики старой Москвы».

Слава прабабушек томных,

Домики старой Москвы,

Из переулочков скромных

Все исчезаете вы,

Точно дворцы ледяные

По мановенью жезла.

Где потолки расписные,

До потолков зеркала?

Где клавесина аккорды.

Темные шторы в цветах,

На вековых воротах,

Кудри, склоненные к пяльцам,

Взгляды портретов в упор.

Странно постукивать пальцем

О деревянный забор!

Домики с знаком породы,

С видом ее сторожей,

Вас заменили уроды, —

Грузные, в шесть этажей.

Домовладельцы — их право!

Томных прабабушек слава,

Домики старой Москвы.

Учитель. Но почему же «вечерний»? Порог юности — вечер детства. А детство было прекрасным. Детство, юность Марины отчасти прошли в Москве, отчасти за границей: в Италии, Швейцарии, Германии, Франции. Оно росла и boci мтывалась под надзором бонн и гувернанток. В 16 лет закончила гимназию и уехала в Париж. В Сорбонне продолжила образование по специальности «Старофранцузская литература».

Ученица. Домашний мир и быт ее семьи были пронизаны постоянным интересом к искусству. Ее мать, Мария Александровна, была талантливой пианисткой, восхищавшей своей игрой самого А. Рубинштейна. Отец — создатель Музея изобразительных искусств (ныне имени А.С. Пушкина). Неудивительно, что и Марина была образованнейшим человеком.

Марина Цветаева читает стихотворение «Встреча с Пушкиным».

Учитель. С детства она была погружена в атмосферу А. Пушкина, в юности открыв для себя Гете и немецких романтиков, очень любила и прекрасно знала творчество Державина, Некрасова, Лескова, Аксакова. Очень рано ощутила в себе некий «тайный жар», «скрытый двигатель жизни» и назвала его «любовь». «Пушкин меня заразил любовью. Словом — любовь». На протяжении всей жизни в Цветаевой неугасимо горел душевный и творческий костер любви к дорогим «теням минувшего», к «святому ремеслу поэта», к природе, к живущим людям, к друзьям и подругам.

Звучит романс М. Таривердиева «У зеркала» на стихи М. Цветаевой.

Учитель. Самым первым, кто хорошо принял «Вечерний альбом» юной поэтессы, был прославленный поэт Максимилиан Волошин. Марину Цветаеву он посетил у нее в доме в Трехпрудном.

Ученица. Из воспоминаний М. Цветаевой о встрече с М. Волошиным: «Звонок. Открываю. На пороге цилиндр. Под цилиндром безмерное лицо в оправе вьющейся недлинной бороды. Вкрадчивый голос: — Можно мне видеть Марину Цветаеву? — Я. — А я — Макс Волошин. К Вам можно? — Очень! Прошли наверх в детские комнаты: — Вы читали мою статью о Вас? — Нет. — Я так и думал и потому принес ее Вам. Она уже месяц как появилась. А еще через месяц были стихи».

Учитель. Цветаева считала Б. Пастернака самым близким ей по духу поэтом, единомышленником, «братом в пятом времени года, шестом чувстве, четвертом измерении».

Читается стихотворение «Любить иных — тяжелый крест. » Б. Пастернака.

Ученица. В мае 1913 года в Крыму, в Коктебеле, Марина создала ныне широко известное стихотворение без названия, которое стало своеобразным предсказанием.

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я — поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.

Звучит музыка. П. Гапон «Оборванные струны». Звучит громко, затем затихает, идет фоном. М. Цветаева читает стихотворение «Генералам двенадцатого года». Музыка заканчивается.

Учитель. Посвящено это стихотворение мужу Марины — Сергею Яковлевичу Эфрону. Замуж Марина Цветаева вышла в январе 1912 года. Их семейная жизнь, в которую они вошли совсем юными (Марине исполнилось в ту пору 19, Сергею на год меньше), сначала была безоблачной, но недолго. И эти первые 5-6 лет были, вероятно, самыми счастливыми по сравнению со всеми последующими годами.

Ученица. Она много писала, вдохновленная Эфроном. Если сказать, что Марина любила мужа, значит, ничего не сказать: она его боготворила.

Писала я на аспидной доске,

И на листочках вееров поблеклых,

И на речном, и на морском песке,

Коньками по льду и кольцом на стеклах, —

И на стволах, которым сотни зим.

И, наконец, — чтоб было всем известно!

Что ты любим, любим! любим! любим! –

Расписывалась — радугой небесной.

Учитель. Где-то в начале совместной жизни она сказала: «Только при нем я могу жить так, как живу: совершенно свободно».

Ученица. Он был единственным, кто ее понял и, поняв, полюбил. Сергея не устрашила ее сложность, противоречивость, особость, непохожесть на всех других.

Учитель. А вообще, в жизни ее было много увлечений, но, как однажды сказала Марина Ивановна: «. всю жизнь напролет пролюбила не тех. ». Ее доверчивость и неспособность вовремя понять человека — вот причины частых и горьких разочарований.

Звучит романс А. Петрова «Под лаской плюшевого пледа» на стихи М. Цветаевой.

Ученица. Вряд ли найдется человек, который не слышал бы этих удивительных строк.

Мне нравится, что Вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не Вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не поплывет под нашими ногами.

Учитель. Как свежо и современно звучат стихи, а ведь написаны они в 1915 году. Обращены стихи к будущему мужу сестры М. Минцу.

Звучит романс М. Таривердиева «Мне нравится» на стихи М. Цветаевой.

Ученица. До революции Цветаева выпустила три книги, сумев сохранить собственный голос среди пестрого многоголосья литературных школ и течений.

Учитель. А между тем был уже канун революции. Шла война, и ей не виделось конца. Мир корчился в неисчислимых страданиях, позоре, унижении. Жалость, боль и печаль переполнили сердце поэтессы.

Бессонница меня толкнула в путь.

— О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой! –

Сегодня ночью я целую в грудь –

Всю круглую волнующую землю.

Ученица. Трагично, горестно, бедственно звучат стихи, вызванные войной. Голос в защиту страдающего человека в стихах Цветаевой хорошо слышен. Бедствие народа — вот что пронзало ее душу.

Марина Цветаева «Поэт предельной правды чувства»

Разделы: Литература

Ход мероприятия

Ведущая 1: Здравствуйте дорогие ребята! Мы рады вас приветствовать на литературном вечере посвященном великой писательнице Марины Ивановны Цветаевой.

Марина Цветаева родилась 9 сентября 1892 года в Москве. Её отец – Иван Владимирович Цветаев – профессор Московского университета, ученый-филолог, общественный деятель, почетный доктор Болонского университета. Мать – Мария Александровна Мейн – вторая жена Ивана Владимировича, была блистательной пианисткой, пожертвовавшей музыкальной карьерой во имя семьи, а также переводчицей художественной литературы с английского и немецкого языков.

Главнодействующим в формировании ее характера Марина считала влияние матери – “музыка, природа, стихи, Германия…Героика…”. К этому перечню Цветаева, вспоминая детство, обычно добавляла еще одно, немаловажное – одиночество. Оно стало спутником на всю жизнь, необходимостью поэта, несмотря на внутренние героические усилия его преодолеть.

Мать жила музыкой, отец – музеем.

Кумир детства и отрочества Марины Цветаевой – Наполеон. Марина так была очарована им, что вставила в божницу вместо иконы Богоматери портрет французского императора. Отец был поражен и потребовал убрать.

“Мать залила нас музыкой” – вспоминала Марина Цветаева.

“Немузыкальность” Марины была просто другой музыкой, лирикой, поэзией. Училась она много, но по семейным обстоятельствам бессистемно[3].

Ведущий 2: По окончании гимназии в шестнадцатилетнем возрасте Марина Цветаева отправилась в Париж, в Сорбонну, для изучения старофранцузской литературы.

Первые книги стихов, которые Цветаева написала в юности, – о детстве и отрочестве в Трехпрудном, о доме детства. “Дом” ранней Цветаевой уютный, многолюдный, наполненный живыми голосами близких: мамы, сестер, родных, друзей… Впоследствии она придумает себе другой дом – дом для двоих, дом с любимым и единственным, с верным возлюбленным:

Я бы хотела жить с вами
В маленьком городе,
Где вечные сумерки
И вечные колокола.
И в маленькой деревенской гостинице –
Тонкий звон
Старинных часов – как капельки времени.
И может быть,
Вы бы даже меня не любили…

Первая книга стихотворений под названием “Вечерний альбом” принесла Цветаевой известность. Она вышла осенью 1910 года. На нее откликнулись В. Брюсов, Н.Гумилев, С.Городецкий, М.Волошин.

На одном из заседаний “Мусагета” свой “Вечерний альбом” Цветаева подарила Максимилиану Волошину. С этого времени началась дружба Цветаевой и Волошина, описанная ею в очерке “Живое о живом”.

По приглашению Максимилиана Александровича в мае 1911 года Цветаева приехала в Коктебель, в дом Волошина.

В Коктебеле у Волошина Цветаева встретит Сергея Яковлевича Эфрона, своего будущего мужа. В 1912 году у них рождается дочь Ариадна, (Аля).

В этом же году выходит второй сборник стихов Марины “Волшебный фонарь”, посвященный мужу, Сергею Эфрону.

Романтизм Цветаевой – это романтизм мироощущения и миропонимания, распространенный ею на все мироздания без исключения [2].

Ведущая 1: 1916 год. Разгар Войны… Но люди сидят у камина и читают стихи. Никто не произносит слов “война” или “фронт”, но предчувствие грядущих исторических сдвигов электризует воздух, наполняет все вокруг неким “веселящим” газом.

Цветаева в Петербурге со стихами, здесь они поняты и приняты, в Москве ее бы освистали и с позором изгнали за свои прогерманские настроения. Она читает оду Германии. Клянётся в любви к Германии, славит страну, воюющую с Россией!

Ты миру отдана на травлю,
И счета нет твоим врагам!
Ну, как же я тебя оставлю.
Ну, как же я тебя предам?

Германию Цветаева называет Отечеством.

Германия – мое безумье!
Германия – моя любовь!

Для России, по Цветаевой, война – жесточайшее и горчайшее испытание, народная беда.

В июле того же 1916 года она напишет стихотворение “Белое солнце и низкие, низкие тучи…”, в котором возникает пронзительный среднерусский пейзаж – “дороги, деревья, солдаты вразброд…”, деревенский погост, огороды, воинский полигон, где упражняются в штыковых приемах солдаты – на вереницах соломенных чучел.

Старая баба – посыпанный крупной солью
Черный ломоть у калитки жует и жует…

Чем прогневили тебя эти серые хаты, –
Господи! – и для чего стольким простреливать грудь?
Поезд прошел и завыл, и завыли солдаты,
И запылил, запылил отступающий путь…

В 1917 году любимый муж Марины, студент Московского университета, уходит на фронт.

Тема войны у Цветаевой и Мандельштама была решена во многом сходными путями. Их многое объединяло. Она посвящает ему цикл стихотворений.

У каждого поэта – своя столица. Мандельштам – поэт сурового Петербурга. Цветаева – певец Москвы. Он уезжал и возвращался. Это были внезапные наезды и внезапные бегства. Встречи и не встречи. Между ними рождаются стихи.

Ведущий 2: 20-е годы: отъезд из России. Время Поэта, по Цветаевой, – это вся история. “От князя Игоря – до Ленина”.

Годы революции дались нелегко – она бедствовала. В 1920 году Цветаева переживает трагическую смерть маленькой дочки Ирины, которую она отдала в детский приют, пытаясь спасти ее от голода.

Только через четыре года, после смерти дочери, у Цветаевой родился давно желанный сын Георгий. Она почти всё время посвящает сыну, а поэзия отходит на второй план.

В 1921 году Цветаева читала свой цикл “Плач Ярославны” в Москве, на женском поэтическом вечере, который вел Брюсов [2].

И справа и слева
Кровавые зевы,
И каждая рана:
– Мама.

Все рядком лежат –
Не развесть межой,
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?

Ведущая 1: 1937 год. Реальный Париж. Бегство мужа Марины, Сергея Эфрона, от преследования французской полиции. Газеты пестрят заголовками: “Эфрон – агент ЧК – ГПУ”. Марину допрашивают во французской полиции… “В Париже мне не жить…” Предчувствие собственной трагедии судьбы – в неодолимых, часто кошмарных, обвальных снах. Сны подробны, сюжетны, не стираются из памяти, и Цветаева их внимательно записывает, делится своими снами с собеседниками, рассказывает о них в письмах. Во сне Марина видит Париж. Совсем не тот, где она провела счастливые дни своей жизни, слушая лекции в Сорбонском университете [5].

Ведущий 2: В мае 1926 года суждено было соединиться трем поэтическим путям: образовался великий треугольник – Пастернак – Цветаева – Рильке, с центром – в поэтическом сердце Цветаевой. Трёх европейских поэтов соединили трагические обстоятельства – смертельная болезнь Рильке, о которой никто из его друзей не догадывался, духовное одиночество Цветаевой, переживавшей свою оторванность от России, несвобода и духовный плен Бориса Пастернака. Далее отъезд Цветаевой в Берлин [1].

В 1939 году Марина Цветаева с сыном Георгием выехала в СССР. Вскоре после ее приезда Сергей Яковлевич и Ариадна были арестованы. Ариадна получила лагерный срок, а Эфрон был расстрелян. Цветаева боролась за жизнь в одиночку, большинство бывших друзей покинули ее из боязни общения с эмигранткой, чьи родственники были репрессированы [4].

Ведущая 1: 1941 год. Война. Эвакуация из Москвы загнала Цветаеву в Елабугу. Пастернак провожает ее и помогает собраться в дорогу.

Стихи Цветаева уже не пишет. В обращении к сыну в предсмертном письме Марина Ивановна написала: “Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик”.

Душевная болезнь, поразившая к тому времени многих талантливых художников, включая Пастернака, Ахматову, Мандельштама, – страх. Страх, ставший распространенным жизненным явлением, страх в атмосфере государства, уничтожавшего лучших людей своего времени.

“Общая трагедия семьи неизмеримо превзошла все мои опасения”, – сказал о судьбе Цветаевой и ее родных Борис Пастернак.

Цветаева написала очень много стихотворений, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм. Проза, написанная ею, так же ярка, как и поэзия. Блестящая поэзия Марины Цветаевой живет и будет жить во славу своей страны. Жизнь Цветаевой была тревожной и тяжкой. Судьба обошлась с поэтессой беспощадно[3].

Цветаева – “поэт предельной правды чувства”. Ее стих “был естественным воплощением в слове мятущегося, вечно ищущего истины, беспокойного духа”.

Марине Цветаевой принадлежит в развитии русского стиха несомненная и значительная роль, что так или иначе с ее творчеством должен быть знаком всякий интересующийся поэзией человек.

Кто создан из камня,
Кто создан из глины, –
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
(Марина Цветаева)

Презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме: Презентация «Жизнь и творчество М.И. Цветаевой» — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемsatinka.ucoz.ru

Работа рассказывает о жизни М. Цветаевой. Рекомендуется использовать на вводных уроках по изучению творчества поэта, внеклассных мероприятиях.

Похожие презентации

Презентация 11 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме: Презентация «Жизнь и творчество М.И. Цветаевой»». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Марина Цветаева Жизнь и творчество поэта

2 Марина Ивановна Цветаева ( 26 сентября (8 октября) 1892, Москва, Российская империя 31 августа 1941, Елабуга, СССР) русская поэтесса, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.

3 Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве, в день, когда православная церковь празднует память евангелиста Иоанна Богослова. Это совпадение нашло отражение в нескольких стихотворениях поэта. Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов.

4 Её отец, Иван Владимирович, — профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед; стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств.

5 Мать, Мария Александровна Мейн (по происхождению из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Огромное влияние на Марину, на формирование её характера оказывала мать. Она мечтала видеть дочь музыкантом.

6 После смерти матери от чахотки в 1906 году Марина с сестрой Анастасией остались на попечении отца. Анастасия (слева) и Марина Цветаевы. Ялта, …Всё бледней лазурный остров-детство, Мы одни на палубе стоим. Видно, грусть оставила в наследство Ты, о мама, девочкам своим!

7 Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе. Из-за болезни матери она подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии. «Дом Тьо» был куплен в 1899 г. дедом М.Цветаевой по материнской линии А.Д. Мейном. После его смерти в доме прожила последние 20 лет своей жизни его вторая жена, которую малолетние Марина и Ася прозвали «Тьо». Тьо от «тёти», так как не родная бабушка велела звать её тётя. Прозвище «Тьо» перешло и на дом. В этом доме Марина и Анастасия Цветаевы жили во время зимних приездов в Тарусу в гг.

8 Начальное образование Марина Ивановна получила в Москве, в частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко. Продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старофранцузской литературе.

9 В 1910 году Марина опубликовала (в типографии А. А. Левенсона) на свои собственные деньги первый сборник стихов «Вечерний альбом». (Сборник посвящён памяти Марии Башкирцевой, что подчёркивает его «дневниковую» направленность). «Эта книга – не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихотворений» Н. Гумилёв Н. Гумилёв

10 За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник «Волшебный фонарь». На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (поэтесса гостила в доме Волошина в Коктебеле в 1911, 1913, 1915 и 1917 годах). В 1913 году выходит третий сборник «Из двух книг».

11 Я с вызовом ношу его кольцо Да, в вечности жена, не на бумаге!- Чрезмерно узкое его лицо Подобно шпаге… Безмолвен рот его, углами вниз, Мучительно-великолепны брови. В его лице трагически слились Две древних крови …В его лице я рыцарству верна, Всем тем, кто жил и умирал без страху! — Такие — в роковые времена — Слагают стансы- и идут на плаху. 3 июня 1914 В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном.

12 27 января 1912 года состоялось венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).

13 Летом 1916 года Цветаева приехала в город Александров, где жила её сестра Анастасия Цветаева с гражданским мужем Маврикием Минцем и сыном Андреем. В Александрове Цветаевой был написан цикл стихотворений («К Ахматовой», «Стихи о Москве» и др. стихотворения), а её пребывание в городе литературоведы позднее назвали «Александровским летом Марины Цветаевой». Сёстры Цветаевы с детьми, С. Эфрон, М. Минц (стоит справа). Александров, 1916 г.

14 В 1914 году Марина познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок; их романтические отношения продолжались до 1916 года. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга». Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни».

15 В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево (тогда в Подмосковье) в возрасте 3-х лет. Ариадна (слева) и Ирина Эфрон год Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению. Дом в Борисоглебском переулке, 6, в котором жила М.Цветаева с 1914 по 1922 год

16 В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. Марина Цветаева в 1924-м году Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно всё равно – Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и не знающий, что – мой, Как госпиталь или казарма… 1934 г.

17 В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. Мур (Георгий Сергеевич Эфрон), сын Марины Цветаевой. Париж, 1930-е. М.И. Цветаева с мужем и детьми, 1925 г.

18 Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы «После России», включивший в себя стихотворения годов. Позднее Цветаева пишет об этом так: «Моя неудача в эмиграции в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху там, туда, оттуда…».

19 15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве. В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. По приезде жила на даче НКВД в Болшево (ныне Музей- квартира М. И. Цветаевой в Болшево). М.И. Цветаева, Франция, 1939 г. Фото на паспорт перед возвращением на Родину Дом-музей Цветаевой в Болшево, город Королёв

20 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября Эфрон. В августе 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году. В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами. Сергей Эфрон с дочерью Ариадной (Алей), 1930-е

21 31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством, повесилась в доме, куда вместе с сыном была определена на постой. Она оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить («эвакуированным», Асеевым и сыну). Дом, где покончила с собой М.И. Цветаева Посмертная записка сыну

22 Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На высоком берегу Оки, в её любимом городе Таруса согласно воле Цветаевой установлен камень (тарусский доломит) с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: