Властителям и — судиям

Поэзия Гавриила Романовича Державина — одно из самых важных явлений в русской литературе XVIII века. Очень храбрый, категорический и свободный характер Державина выражался не только в карьере государственного работника, но, наверное, еще больше — в поэзии. Одно из его стихотворений едва не стало поводом для изгнания. Это было написанное в 1780 году стихотворение «Властителям и судиям», которое сам писатель называл «гневной одой».

«Властителям и судиям» — это переложение 81-го псалма — так в древности называли библейские песнопения, которые были обращены к Богу.

Но, без сомнений, содержание оды Державина, которое основывалось на библейском тексте, было связано с современной жизнью России. Именно здесь он видит игнорирование справедливости, нарушение законов, притеснение слабых, празднование лжи и зла, сходство чему он и находит в ветхозаветной истории.

Державин в своем стихотворении утверждает, что нужно подчиняться единому для всех закону высшей правды и справедливости. Но в реальности он видит, что те, кто стоит у власти, уклоняются от высшего закона. Он заявляет о неизбежности наказания для тех властителей, которые не покоряются высшему закону правды и справедливости – и это основная мысль оды Державина.

Оду «Властителям и судиям» восприняли как революционный возглас не только все придворное общество, но и сама императрица.

Потому как в ней говорилось о том, что грешную власть нельзя признавать божественной, а значит, ее ожидает гнев Божий и падение. На смену таким «властителям и судиям» непременно придут такие, которые будут следовать добру и справедливости.

Интересен тот факт, что во времена Французской революции в Париже как раз этот 81 псалом, который лежит в основе стихотворения Державина, был перефразирован якобинцами-революционерами, и люди пели его на улицах города, показывая тем самым свое возмущение. Так в творчестве Державина были связаны вместе библейская мудрость, история Европы и современность России. А нам остался великолепный пример поэзии высокого гражданского звучания, которое всегда «вечно» и всегда ново.

Анализ стихотворения Г. Р. Державина «Властителям и судиям»

Ода Державина «Властителям и судиям» представляет собой переложение псалма. Переложение священного текста показывает обличительный пафос общества, в котором жил Державин. Державин был свидетелем крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева и, разумеется, понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблениями чиновников, грабивших народ. Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что и в правящих кругах господствует вопиющая несправедливость. По характеру своему он был «горяч и в правде черт»; его возмущало злоупотребление властью, неправосудие. Державин, как и многие образованные люди того времени, наивно полагал, что строгое соблюдение законов, установленных в самодержавно крепостническом государстве, может принести мир и покой стране, охваченной народными волнениями. В оде «Властителям и судиям» Державин гневно порицает властителей именно за то, что они нарушают законы, забыв о своем священном гражданском долге перед государством и обществом:

…Ваш долг – спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Но, по словам поэта, «властители и судии»:
Не внемлют! – видят и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.

В оде содержится прозрачный намек на то, что «злодействы» не пресекаются всесильным монархом:

Цари! Я мнил: вы боги властны,
Никто над вами не судья;
Но вы, как я, подобно страстны
И так же смертны, как и я.

Гражданский пафос оды встревожил Екатерину II, которая отметила, что стихотворение Державина «содержит в себе вредные якобинские замыслы». Державин вспоминал: «В 1779 г. был перестроен Сенат, а особливо зала общего собрания, украшенная лепными барельефами. Между прочими фигурами была изображена скульптором Рашетом Истина нагая, и стоял тот барельеф к лицу сенаторов, присутствующих за столом; когда изготовлена была та зала, и генерал прокурор, князь Вяземский осматривал оную, то, увидев обнаженную Истину, сказал экзекутору: „Вели ее, брат, несколько прикрыть“. И подлинно, с тех пор стали от часу более прикрывать правду в правительстве». Обличительная ода «Властителям и судиям» стоит у истоков гражданской поэзии, развитой позднее поэтами декабристами, Пушкиным, Лермонтовым. Недаром декабрист В. К. Кюхельбекер писал, что Державин «был в своей стране Органом истины свободной порочным властителям и судиям» Державин противопоставил людей чести и подвига. В одной из державинских од мы читаем проникновенные строки:

А слава тех не умирает,
Кто за Отечество умрет:
Она так вечно и сияет,
Как в море ночью лунный свет.

По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Державин подчеркивает национальный характер своего творчества. На этот существенный признак державинской поэзии спустя полвека указывал В. Г. Белинский: «…мы имеем в Державине великого, гениального русского поэта, который был верным эхом жизни русского народа, верным отголоском века Екатерины II». Державин свел поэзию с заоблачных высот, приблизил ее к жизни. Его произведения насыщены множеством реальных примет времени, конкретными подробностями, в которых запечатлелись быт и нравы современной ему эпохи. Державин выражал интересы государства, родины; цари и царедворцы слышали от него порою очень горькую правду. Убедительный пример тому – ода «Властителям и судиям».

Самые популярные статьи:

Домашнее задание на тему: Анализ стихотворения Г. Р. Державина «Властителям и судиям».

Интеграл Пуассона

Пусть ¦(x
) , g
(x
),x
ÎR1
–суммируемые на [-p, p] , 2p- периодические, комплекснозначные функции. Через f
*
g(x)
будем обозначать свертку

Из теоремы Фубини легко следует, что свертка суммируемых функций также суммируема на [-p,p]и

cn
( f*g ) = cn
( f )× cn
( g ) , n = 0, ±1 , ±2 , . ( 1 )

где ( f )> — коэффициенты Фурье функции f ( x ) :

Пусть ¦ÎL1
(-p,p) . Рассмотрим при 0£r 0)функция и ¦ (x) = u (eix
) , xÎ[-p, p] . Тогда

u (z) = ( z = reix
, | z | 0

Для произвольной (комплекснозначной) функции ( -p, p ) , 1 £ p 0 найдем d = d (e) такое, что . Тогда для r , достаточно близких к единице, мы получим оценку

Аналогично второе неравенство вытекает из неравенства

Теорема 1 доказана.

Дадим определения понятий «максимальная функция» и «оператор слабого типа», которые понадобятся нам в ходе доказательства следующей теоремы.

Пусть функция суммируема на любом интервале (-А, А), А > 0 . Максимальной функцией для функции называется функция

где супремум берется по всем интервалам I , содержащим точку х.

Оператор называется оператором слабого типа (р,р) , если для любого y > 0

Пусть — комплекснозначная функция из . Тогда

Покажем, что для и

где С — абсолютная константа , а M ( f, x )
— максимальная функция для f (x)
[*]
. Для этой цели используем легко выводимую из (5) оценку

(К —
абсолютная константа).

Пусть — такое число, что

Неравенство (13) доказано. Используя затем слабый тип (1,1) оператора , найдем такую последовательность функций ,что

Согласно (13) при xÎ (-2p,2p)

Учитывая , что по теореме 1 для каждого xÎ [-p,p] и (14)

Из последней оценки получим

Теорема 2 доказана.

Используя вместо (13) более сильное неравенство (59), которое мы докажем позже, можно показать, что для п.в. xÎ [-p,p] , когда точка reit
стремится к eix
по некасательному к окружности пути.

[*]
Мы считаем , что f (x)
продолжена с сохранением периодичности на отрезок [-2p,2p] (т.е. f (x) = f (y)
, если x,y
Î [-2p,2p] иx-y=2
p
) и f (x) = 0
, если |x
|>2p.

Державин властителям и судьям краткое содержание

Интересно заметить, что ода Державина «Властителям и судиям» представляет собой переложение псалма. Переложение священного текста показывает обличительный пафос общества, в котором жил Державин. Державин был свидетелем крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева и, разумеется, понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблениями чиновников, грабивших народ. Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что и в правящих кругах господствует вопиющая несправедливость. По характеру своему он был «горяч и в правде черт»; его возмущало злоупотребление властью, неправосудие. Державин, как и многие образованные люди того времени, наивно полагал, что строгое соблюдение законов, установленных в самодержавно‑крепостническом государстве, может принести мир и покой стране, охваченной народными волнениями. В оде «Властителям и судиям» Державин гневно порицает властителей именно за то, что они нарушают законы, забыв о своем священном гражданском долге перед государством и обществом:

. Ваш долг – спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Но, по словам поэта, «властители и судии»:
Не внемлют! – видят и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.

В оде содержится прозрачный намек на то, что «злодействы» не пресекаются всесильным монархом:

Цари! Я мнил: вы боги властны,
Никто над вами не судья;
Но вы, как я, подобно страстны
И так же смертны, как и я.

Стоит отметить, что гражданский пафос оды встревожил Екатерину II, которая отметила, что стихотворение Державина «содержит в себе вредные якобинские замыслы». Державин вспоминал: «В 1779 г. был перестроен Сенат, а особливо зала общего собрания, украшенная лепными барельефами. Между прочими фигурами была изображена скульптором Рашетом Истина нагая, и стоял тот барельеф к лицу сенаторов, присутствующих за столом; когда изготовлена была та зала, и генерал‑прокурор, князь Вяземский осматривал оную, то, увидев обнаженную Истину, сказал экзекутору: „Вели ее, брат, несколько прикрыть“. И подлинно, с тех пор стали от часу более прикрывать правду в правительстве». Обличительная ода «Властителям и судиям» стоит у истоков гражданской поэзии, развитой позднее поэтами‑декабристами, Пушкиным, Лермонтовым. Недаром декабрист В. К. Кюхельбекер писал, что Державин «был в своей стране Органом истины свободной порочным властителям и судиям» Державин противопоставил людей чести и подвига. В одной из державинских од мы читаем проникновенные строки:

А слава тех не умирает,
Кто за Отечество умрет:
Она так вечно и сияет,
Как в море ночью лунный свет.

Подытоживая всё вышесказанное, резюмируем тот факт того, что по убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Державин подчеркивает национальный характер своего творчества. На этот существенный признак державинской поэзии спустя полвека указывал В. Г. Белинский: «. мы имеем в Державине великого, гениального русского поэта, который был верным эхом жизни русского народа, верным отголоском века Екатерины II». Державин свел поэзию с заоблачных высот, приблизил ее к жизни. Его произведения насыщены множеством реальных примет времени, конкретными подробностями, в которых запечатлелись быт и нравы современной ему эпохи. Державин выражал интересы государства, родины; цари и царедворцы слышали от него порою очень горькую правду. Убедительный пример тому – ода «Властителям и судиям».

Справочный материал для школьника:

Гавриил Романович Державин – известный русский поэт.
Годы жизни: 1743-1816
Державин развивает традиции русского классицизма, являясь продолжателем традиций Ломоносова и Сумарокова. Ему также отводят роль одного из первооткрывателей таланта А.С. Пушкина: «старик Державин», лишь «нас заметил и, в гроб сходя, благословил».
Некоторые произведения:
«Бессмертие души»
«Разлука»
«Ласточка»
«Фелица»
«Властителям и судиям».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: