Поэт и революция в лирике Маяковского

Владимир Владимирович Маяковский был создателем нового типа лирики, необычайно раздвинувшей свои границы, вышедшей на широкий простор политической и социальной действительности. Подобные «прорывы» совершались, конечно, лирикой и в прежние времена, но никогда — в таком масштабе. Определяющая черта лирики Маяковского — личное восприятие явлений общественного характера. Он сознательно совершал революцию в поэзии, противопоставляя создаваемую им лирику традиционной и демонстративно подчеркивая, что для него именно такая,

Волны
будоражить мастера:
детство выплеснут;
другому —
голос милой.
Ну, а мне б
опять
знамена простирать!
Вон —
пошло,
застарело,
загромило!

Величие водной стихии, ее гипнотическая завораживающая мощь пробуждают в человеке самые интимные переживания, душа полнится тем, что ей наиболее дорого и близко. Для Маяковского это не умиляющие воспоминания детства, не любовные мечтания — это святая святых его сердца — Революция. И сказано о ней так («Ну, а мне б опять знамена простирать…»), что в вольном ритме строки (особенно остро ощущающемся после информационно-будничных первых двух строк) и в ее торжественно-праздничной лексике читается большое и волнующее романтическое чувство, по своему напору равное океанскому валу. Недаром в следующей строке: «Вон — пошло, затарахтело, загромило», — рисующей океанскую мощь и ширь, уже угадывается образ революции. «Дать бы революции такие же названия, как любимым в первый день дают!» — восклицает Маяковский. Эти слова — символ, образное выражение того внутреннего, неповторимо индивидуального преломления, которому подвергалась в его поэзии социальнополитическая тематика, вылившаяся в интимную лирику высокого накала. В этой строке нельзя не ощутить вызова традиционным представлениям о лирике как жанре преимущественно любовном. Вопреки этим представлениям поэт утверждает лирику своего страдающего сердца, для которого самым важным и близким является то, что значимо для всего народа. Эту новую ипостась прекрасного — сферу активной политической борьбы, общественных интересов — поэт намеренно противопоставляет также и другой традиционной лирической теме — теме природы.

Чье сердце
октябрьскими бурями вымыто,
тому ни закат,
ни моря революции,
тому ничего,
ни красот,
ни климатов
не надо —
кроме тебя,
Революция!

В этих стихах вызов лирике, воспевающей природу, звучит открыто, явно. Но иногда Маяковский не вступает в открытую полемику, а, перенеся ее вглубь произведения, пронизывает ею внутреннюю его структуру, строит стихотворение как бы на негативном звучании метафор, обычно сопровождающих пейзажную лирику. В этом случае рождается нечто похожее на поэтическую декларацию:

Поэтом не быть мне бы,
если б
не это пел —
в звездах пятиконечных небо
безмерного свода РКП.

Утверждая право поэта на творческое освоение сферы социальной жизни, Маяковский не случайно использует здесь образы неба и звезд. Он привлекает их для того, чтобы тут же перечеркнуть, дискредитировать эти традиционные атрибуты лирики, противопоставив им иное «небо» и иные «звезды». Лирика Маяковского послеоктябрьского периода — своеобразная энциклопедия тринадцати героических лет жизни страны. Ничто не ускользало от внимания поэта, все вызывало его страстный, заинтересованный и горячий отклик. Все, чем бурлила жизнь двадцатых годов, пропитало собой «слова-бичи» и «нежность слов» поэта, художественно преломилось в его творчестве, сделав его своеобразной лирико-героической летописью революции.

Конечно же, лирика Маяковского не была неизменной. Она прошла сложный путь, отражая в себе идейно-художественную эволюцию поэта, развитие его творческого метода и стиля. И естественно, вместе с поэтом этот тернистый путь прошел и лирический герой. Он становится героем эпохи. Он совершает революцию, защищает ее в огненной буре гражданской войны. Он, как и сам поэт, хочет, чтобы «в дебатах потел Госплан. давая задания на год»; он — пламенный патриот и великий интернационалист; он беззаветно трудится, в холод и зной, воздвигает в далеких, необжитых краях завод-гигант, способный «в сотни солнц мартенами воспламенить Сибирь», строит город-сад будущего…

Обновление, возрождение души человека, души народа поэт связывает с обновлением мира, революционным его переустройством. Именно поэт с предельной обнаженностью души и сердца, поэт, с юных лет открыто связавший свою судьбу с передовыми революционными идеями века, страстно мечтавший «делать социалистическое искусство», бескомпромиссно отвергавший мир буржуазного стяжательства и беззакония, где все покупается и продается, — только такой поэт мог сказать в дни крушения старого и рождения нового мира: «Моя революция».

Владимир Маяковский. «Ода революции»

Величайшее событие в истории России двадцатого века, радикальным образом изменившее её существование, не могло не найти своего отражения в творчестве хоть сколько-нибудь значимых художников, живших в эту переломную эпоху. Но для некоторых из них эта тема стала доминирующей.

Певец революции

У многих деятелей культуры существует свой устоявшийся образ в общественном сознании. Согласно традиции, сформировавшейся в советский период истории, имя поэта Владимира Маяковского неразрывным образом связано с образом русской революции. И для подобной взаимосвязи имеются очень веские основания. Автор стихотворения «Ода революции» отдал её воспеванию всю сознательную жизнь. Он делал это яростно и самозабвенно. И в отличие от многих своих коллег по литературному цеху, Маяковский не кривил душой. Творения, выходившие из-под его пера, шли от чистого сердца. Это было написано талантливо, как и всё, что создавал Маяковский. «Ода революции» — одно из его ранних произведений. Но оно отнюдь не ученическое, поэт проявил себя в нём как уже сформировавшийся мастер. У него свой стиль, своя образность и своя экспрессия.

Что увидел Маяковский? «Ода революции» — ужас или восторг?

Это стихотворение написано в 1918 году по горячим следам революционных событий. И только на первый взгляд оно представляется однозначно восторженным. Да, поэт всей душой принимает свершившуюся революцию. Её неизбежность он чувствовал и предрекал ещё в самых первых своих литературных опытах. Но даже поверхностный анализ стихотворения Маяковского «Ода революции» не позволяет игнорировать кричащих противоречий, которые видит автор в вихре происходящих событий. Грандиозность творящегося переустройства мира только подчёркивается, казалось бы, совсем неуместными прилагательными, которыми награждает Маяковский происходящую революцию — «звериная», «детская», «копеечная», но при этом, вне всякого сомнения, «великая». Восторг перед процессом рождения нового мира никоим образом не отменяет те ужасы и мерзости, которые при этом происходят. Читая Маяковского, трудно не вспомнить известное изречение вождя мирового пролетариата о том, что «революции не делаются в белых перчатках». Ленин знал, о чём говорил. А поэт знал, о чём писал. Свои образы он черпал не из романтических мечтаний, а из окружающей реальности.

Владимир Маяковский, «Ода революции». Анализ стилистических особенностей

Первое, чем обращает на себя внимание это произведение, — это рваный поэтический ритм и, вроде бы, хаотический поток образов. Вот только в подобных композиционных построениях нет ни хаоса, ни случайности. Всё, что проходит перед мысленным взором, гармонично подчиняется поэтической логике. Это стихотворение неплохо иллюстрирует то, чем прославился ранний Маяковский. «Ода революции» — одно из его программных произведений. Принято считать, что многие характерные стилистические приёмы Маяковский заимствовал у европейских поэтов-футуристов начала века. Но даже если согласиться с этим утверждением, нельзя не отдать ему должное в том, с каким виртуозным блеском этот набор заимствованных особенностей применён в русской поэзии. До появления в ней Маяковского подобный синтез казался просто невозможным.

От футуризма к соцреализму

Только ли о событиях 1917 года написал в своём произведении Маяковский? «Ода революции» даёт нам основания для более широкого истолкования этого стихотворения. В нём есть и очевидный философский смысл. Оно повествует о переменах в обществе и о цене этих перемен. Читая произведения этого поэта, совершенно несложно заметить тот простой факт, что так до него не писал практически никто. В русской литературе Владимир Маяковский — это поэт-новатор и поэт-революционер. Его образная система, поэтическое мышление и выразительные средства открыли магистральный путь развития не только для русской поэзии двадцатого века, но и для многих эстетических сфер, непосредственно с ней не связанных. Влияние творчества Маяковского легко проследить и обнаружить во многих произведениях искусства, от живописи и графики до кинематографа включительно. Даже когда в тридцатые годы советская власть калёным железом выжигала всё, что отклоняется от генеральной линии партии, включая футуризм и все прочие «-измы», значение творческого наследия Маяковского никто не смог поставить под сомнение. Его приписали к классикам социалистического реализма. Поэт уже ничего не мог на это возразить по причине отсутствия в этом мире.

Гибель поэта

Много раз сказано о том, что «революция пожирает своих детей». Именно это и приключилось с Маяковским. Трудно найти другого творца, который бы столь самозабвенно посвятил себя одной теме, «наступая на горло собственной песне». «Ода революции» была далеко не единственным произведением поэта о ней. Но после победы восстания Маяковский оказался совершенно неуместен и невостребован новой властью. Он подвёл итог своей жизни одной пулей.

Владимир Маяковский

В трагедии «Владимир Маяковский» поэт видит свой жизненный долг и назначение своего искусства в том, чтобы способствовать достижению человеческого счастья. Искусство для него с самого начала было не просто отражением жизни, а средством ее переделки, орудием жизнестроительства.

Владимир Маяковский родился в 1893 году на Кавказе в семье лесничего. Отец — дворянин, служил лесничим, предки — из казаков Запорожской Сечи; мать из рода кубанских казаков. В 1902-1906 гг. Маяковский учился в Кутаисской гимназии, в июле 1906 г., после смерти отца, вместе с матерью и двумя сестрами переезжает в Москву, где поступает в IV класс 5-й классической гимназии (за неуплату денег за обучение был исключен из V класса в марте 1908 г.).

Владимир Маяковский фотография

В Москве Маяковский знакомится с революционно настроенными студентами, увлекается марксистской литературой, вступает в начале 1908 г. в партию большевиков, подвергается арестам, 11 месяцев проводит в Бутырской тюрьме, откуда освобождается в январе 1910 г. как несовершеннолетний. В тюрьме Маяковский написал тетрадь стихов (1909), которая была отобрана надзирателями; с нее поэт исчислял начало своего творчества. После освобождения из тюрьмы он прерывает партийную работу, чтобы «делать социалистическое искусство». В 1911 г. Маяковский поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, где знакомится с Д. Д. Бурлюком, организатором футуристической группы «Гилея», который открывает в нем «гениального поэта». Через три года, в феврале 1914, Маяковский вместе с Бурлюком был исключен из училища за публичные выступления.

В декабре 1912 г. Маяковский дебютирует как поэт в альманахе «Пощечина общественному вкусу», где были напечатаны его стихотворения «Ночь» и «Утро». В нем же был опубликован и манифест русских кубо-футуристов, подписанный Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым. В манифесте провозглашалось нигилистическое отношение к русской литературе настоящего и прошлого: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности. (. ) Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным». Однако вопреки декларациям Маяковский высоко ценил Гоголя, Достоевского, Блока, и других писателей, которые оказали глубокое влияние на его творчество. Творчески плодотворным стал для Маяковского 1913 г., когда вышел его первый сборник «Я» (цикл из четырех стихотворений), написана и поставлена программная трагедия «Владимир Маяковский» и было совершено вместе с другими футуристами большое турне по городам России. Сборник «Я» был написан от руки, снабжен рисунками В. Н. Чекрыгина и Л. Шехтеля и размножен литографическим способом в количестве 300 экземпляров. В качестве первого раздела этот сборник вошел в книгу стихов поэта «Простое как мычание» (1916).

В 1915-1917 гг. Маяковский проходит военную службу в Петрограде в автошколе. 17 декабря 1918 г. поэт впервые прочел со сцены Матросского театра стихи «Левый марш (Матросам)». В марте 1919 г. он переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (Российское телеграфное агентство), оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические плакаты («Окна РОСТА»). В 1919 г. вышло первое собрание сочинений поэта — «Все сочиненное Владимиром Маяковским. 1909-1919». В конце 10-х гг. Маяковский связывает свои творческие замыслы с «левым искусством», выступает в «Газете футуристов», в газете «Искусство коммуны».

Футуризм Маяковского с самого начала и до конца дней поэта имел романтический характер. Маяковский и в советское время оставался футуристом, хотя и с новыми свойствами: «комфутом», то есть коммунистическим футуристом, а также руководителем ЛЕФа (Левого фронта искусств) (1922-1928). В 1922-1924 гг. Маяковский совершает несколько поездок за границу — Латвия, Франция, Германия; пишет очерки и стихи о европейских впечатлениях: «Как работает республика демократическая?» (1922); «Париж (Разговорчики с Эйфелевой башней)» (1923) и ряд других. В Париже поэт будет и в 1925, 1927, 1928, 1929 гг. (лирический цикл «Париж»); в 1925 г. состоится поездка Маяковского по Америке («Мое открытие Америки»). В 1925-1928 гг. он много ездит по Советскому Союзу, выступает в самых разных аудиториях. В эти годы поэт публикует многие из тех своих произведений: «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» (1926); «По городам Союза» (1927); «Рассказ литейщика Ивана Козырева. » (1928).

Исследователи творческого развития Маяковского уподобляют его поэтическую жизнь пятиактному действу с прологом и эпилогом. Роль своего рода пролога в творческом пути поэта сыграла трагедия «Владимир Маяковский» (1913), первым актом стали поэмы «Облако в штанах» (1914-1915) и «Флейта-позвоночник» (1915), вторым актом-поэмы «Война и мир» (1915- 1916) и «Человек» (1916-1917), третьим актом — пьеса «Мистерия-буфф» (первый вариант-1918, второй-1920- 1921) и поэма «150 000 000» (1919- 1920), четвертым актом-поэмы «Люблю» (1922), «Про это» (1923) и «Владимир Ильич Ленин» (1924), пятым актом-поэма «Хорошо!» (1927) и пьесы «Клоп» (1928-1929) и «Баня» (1929-1930), эпилогом-первое и второе вступления в поэму «Во весь голос» (1928-1930) и предсмертное письмо поэта «Всем» (12 апреля 1930 г.). Остальные произведения Маяковского, в том числе многочисленные стихотворения, тяготеют к тем или иным частям этой общей картины, основу которой составляют крупные произведения поэта.

Художественный мир Маяковского являет собою синтетическую драму, которая включает в себя свойства разных драматургических жанров: трагедии, мистерии, эпико-героической драмы, комедии, райка, кинематографа, феерии и т. д., подчиненных основному у Маяковского — трагическому характеру его главного героя и трагедийной структуре всего его творчества. Следует заметить, что не только его пьесы, но и поэмы по-своему драматургичны и чаще всего трагедийны.

В трагедии «Владимир Маяковский» поэт видит свой жизненный долг и назначение своего искусства в том, чтобы способствовать достижению человеческого счастья. Искусство для него с самого начала было не просто отражением жизни, а средством ее переделки, орудием жизнестроительства.

Лучшие дня

Трехкратный чемпион
Посетило:101
Лика Стар
Посетило:63
Резидент Comedy Club
Посетило:47

Маяковский стремится поставить своего лирико-трагедийного героя, выражающего устремления всего человечества, на место Бога — одряхлевшего, беспомощного, не способного на какие-либо деяния ради людей. Этот герой из-за своей неразделенной любви к женщине и к людям в целом становится богоборцем с сердцем Христа. Однако, для того чтобы стать Человеко-богом, герой и все остальные люди должны быть свободными, раскрыть свои лучшие возможности, сбросить с себя всякое рабство. Отсюда революционный нигилизм Маяковского, нашедший свое выражение в определении программного смысла поэмы «Облако в штанах»: «»Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» — четыре крика четырех частей». Любви, искусству, социальному строю и религии старого мира Маяковский противопоставляет свою любовь, свое искусство, свое представление о социальном устройстве будущего, свою веру в идеал нового, во всех отношениях прекрасного человека. Попытка реализации этой программы после революции оказалась для поэта трагической. В «Облаке» Маяковский выходит к людям «безъязыкой» улицы в роли поэта-пророка, «тринадцатого апостола», «сегодняшнего дня крикогубого Заратустры», чтобы произнести перед ними новую Нагорную проповедь. Называя себя «сегодняшнего дня крикогубым Заратустрой», Маяковский хотел сказать, что и он, подобно Заратустре, является пророком грядущего — но не сверхчеловека, а освобожденного от рабства человечества.

В поэмах-трагедиях «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек» и «Про это» у героя Маяковского, выступающего в роли богоборца, «тринадцатого апостола», Демона и воителя, появляются трагические двойники, похожие на Христа. В изображении этой трагической двойственности Маяковский развивает традиции Гоголя, Лермонтова, Достоевского и Блока, становится богоборцем с сердцем Христа. Его богоборчество начинается с мук неразделенной любви к женщине и только потом приобретает социальный и бытийный смысл. В поэме «Флейта-позвоночник» он показал грядущий праздник взаимной, разделенной любви, а в поэме «Война и мир» — праздник братского единения всех стран, народов и материков. Маяковский хотел разделенной любви не только для себя, но «чтоб всей вселенной шла любовь». Его идеалы трагически разбивались о реальную действительность. В поэме «Человек» показан крах всех усилий и устремлений героя, направленных на достижение личных и общественных идеалов. Этот крах обусловлен косностью человеческого естества, трагическим дефицитом любви, рабской покорностью людей Повелителю Всего — этому всесильному наместнику Бога на земле, символу власти денег, власти буржуазии, способной купить любовь и искусство, подчинить себе волю и разум людей.

В пьесе «Мистерия-буфф» и поэме «150 000 000» поэт ставит революционные массы народа на место Бога и Христа. При этом, в отличие от «Двенадцати» Блока, Маяковский односторонне идеализирует социальное сознание и творческие возможности революционных масс, которые еще недавно изображались поэтом как безликие толпы людей, покорные Повелителю Всего, а теперь, по подсказке автора, самоуверенно заявляющие: «Мы сами себе и Христос и Спаситель!»

В гениальной поэме-трагедии «Про это» Маяковский показал борьбу лирического героя за идеальную, разделенную любовь, без которой нет жизни. В ходе этого трагического поединка с героем происходят фантастические метаморфозы, его природное естество под воздействием «громады любви» развоплощается, превращается в творческую и духовную энергию, символами которой являются стих, поэзия и страдающий Христос. Гиперболический процесс метаморфоз выражен поэтом в сложной системе трагических двойников поэта: медведя, комсомольца-самоубийцы, похожего одновременно и на Иисуса, и на самого Маяковского, и других. В целом этот трагедийный метаморфический процесс обретает форму поэмы-мистерии о любви, страданиях, смерти и грядущем воскресении Всечеловека, Человека природного, стремящегося занять место Бога.

В поэме «Хорошо!» и сатирической дилогии «Клоп» и «Баня» Маяковский изображает, как в революционной борьбе рождается советская Россия, славит «отечество. которое есть,/но трижды — которое будет», внимательно следит за ростками новой жизни, стремясь как поэт романтико-футуристического склада помочь их быстрому развитию. Вместе с тем он обнаруживает в зародыше раковые опухоли советского общества, грозящие ему смертельными болезнями.

После поэмы «Хорошо!» Маяковский хотел написать поэму «Плохо», но вместо нее написал сатирические пьесы «Клоп» и «Баня», в которых показал самые опасные тенденции в молодом советском обществе: перерождение рабочих и партийцев в мещан — любителей красивой, «аристократической» жизни за чужой счет (Присыпкин) и усиление власти невежественных и некомпетентных партийно-советских бюрократов вроде Победоносикова. Сатирическая дилогия поэта показала, что основная масса людей оказалась не готова занять место Бога и приступить к реализации высоких идеалов и потенциальных возможностей человека. В поэме «Во весь голос» Маяковский называет настоящее «окаменевшим говном», а реализацию своего идеала Человека переносит в неопределенно далекое «коммунистическое далеко».

Сатира поэта, особенно «Баня», вызвала травлю со стороны рапповской критики.

В феврале 1930 г. поэт вступает в РАПП (Российская Ассоциация пролетарских писателей). Этот поступок Маяковского был осужден его друзьями. Отчуждение и общественная травля усугублялись личной драмой («любовная лодка разбилась о быт»). Маяковскому упорно стали отказывать в выезде за границу, где у него должна была состояться встреча с женщиной (стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой», 1928), с которой намеревался связать свою жизнь. Все это привело Маяковского к самоубийству, предсказанному еще в трагедии «Владимир Маяковский.

Культура

Революция в искусстве: Владимир Маяковский

Он жил во время революции, писал во время революции и во многом ради революции. Может быть, он просто не мог жить без нее? Владимир Маяковский покончил жизнь самоубийством 81 год назад, 14 апреля 1930 года.

Он родился в Грузии, в семье лесничего. «Родившись и выросши среди грузин, я приобрел их темперамент», — скажет поэт в будущем. Пожалуй, так и есть. Уже в детстве он был смелым, драчливым мальчишкой, который на все имел собственное мнение. Первая книжка, которую он прочитал, когда научился читать, была «Птичница Агафья». После чего будущий поэт безапелляционно заявил: «Из-за этого учиться не стоило! Если все книжки такие, нарочно разучусь читать«. Но познакомившись с пушкинским «Узником», он передумал разучиваться, а наоборот, стал читать много и с интересом.

Учась в Кутаисской гимназии, Маяковский увлекается рисованием, получает отличные оценки и… хулиганит. Он становится членом банды «гетгутская бригада» – мальчишки из которой с упоением проказничали. Время было неспокойное – начинается война с Японией, появляются революционные движения. Старшая сестра привозит из Москвы бумажки с революционными стихами. «Стихи и революция как-то объединились в голове», – вспоминает потом Маяковский. И как видно из ее творчества, это правда.

В 13 лет Маяковский лишился любимого отца – в 1906 году тот умер от заражения крови, уколов руку булавкой. Это навсегда повлияло на будущего поэта – до конца жизни он терпеть не мог булавок и заколок, боялся бактерий.

Наряду с трагедией в семье Маяковских, трагедия назревает во всей стране. В Кутаиси митинги. Маяковский теряет всякий интерес к учебе. «Перешел в четвертый только потому, что мне расшибли голову камнем (на Рионе подрался) – на переэкзаменовках пожалели», – будет вспоминать поэт. Зато он втягивается в политическую жизнь. Маяковский – участник школьных забастовок и демонстраций. «У нас была пятидневная забастовка, а после была гимназия закрыта четыре дня, так как мы пели в церкви Марсельезу«, – вспоминал поэт.

Вместе с матерью и сестрами после смерти отца Маяковский переезжает в Москву. Там его революционный дух находит, где развернуться: он быстро сходится с революционно настроенными студентами, вступает в РСДРП(б), увлекается марксистской литературой, и увлеченно хулиганит. Он трижды арестовывался по делам о подпольной типографии, в связи с бандой анархистов-экспроприаторов, и по подозрению в пособничестве побегу женщин-политкаторжанок из Новинской тюрьмы. Около года будущий поэт сам отсидел в тюрьме.Примерно в то же время он начинает свое литературное творчество. Первое стихотворение он опубликовал в подпольном журнале «Прорыв». Оценил он его впоследствии с необычайной самоиронией: «Получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно». Вообще, способность к самоиронии – яркая черта Маяковского. Свои первые стихи, написанные в тюрьме, он характеризует так: «Вышло ходульно и ревплаксиво. Что-то вроде:
В золото, в пурпур леса одевались,
Солнце играло на главах церквей.
Ждал я: но в месяцах дни потерялись,
Сотни томительных дней.
Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям — при выходе отобрали. А то б ещё напечатал!»

После освобождения Маяковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там он познакомился с Давидом Бурлюком, основателем футуристической группы «Гилея».

Здесь поэт находит новое выражение для своих революционных идей – революция в искусстве. Отринуть классику и делать новое, свое искусство. «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности», — провозгласили члены кружка в манифесте кубо-футуристов. Вот так легко Маяковский отказался от того самого Пушкина, с которого начал свое знакомство с литературой.

Маяковский становится футуристом. Хотя он всегда был больше и шире футуризма, он просто не укладывался в заданные рамки течения. Он не похож на Давида Бурлюка и Велимира Хлебникова, он вообще ни на кого не похож. И никто в будущем не смог стать похожим на него, человечество как бы выполнило завещание поэта:

Уважаемые поэты московские
Я в искусстве правду любя,
Умоляю, не делайте под Маяковского.
Делайте под себя.

В будущем, лет через 10 он сам откажется от футуризма: «Отныне я против футуризма, отныне я буду бороться с ним». Но пока – тсссс, Маяковский – воинствующий футурист. Он ездит по России, выступая в знаменитой желтой рубашке и громя представление обывателей об искусстве. За эти выступления его с Бурлюком вскоре отчислят из училища.

Певец революции – такое звание пришло к Маяковскому неспроста. Под его сердито-шуточную частушку: «Ешь ананасы, Рябчиков жуй. День твой последний приходит, буржуй» солдаты и рабочие брали Зимний дворец. Когда старый мир рушился, и все его представители скорбели, Маяковский встречал революцию с дикой, безумной радостью. Помните его «Сказку о Красной шапочке»? Сама ритмика и энергия стихотворения изображает революцию, как радостные, позитивные перемены.

Жил был на свете кадет.
В красную шапочку кадет был одет.
Кроме этой шапочки, доставшейся кадету,
ни черта в нем красного не было и нету.
Услышит кадет – революция где-то,
шапочка сейчас же на голове кадета.
Жили припеваючи за кадетом кадет,
и отец кадета, и кадетов дед.
Поднялся однажды пребольшущий ветер,
в клочья шапчонку изорвал на кадете.
И остался он черный. А видевшие это
волки революции сцапали кадета.
Известно, какая у волков диета.
Вместе с манжетами сожрали кадета.

Вообще революция резко усилила поэтическую производительность Маяковского. Если за 5 лет до нее он выпустил один том стихов и прозы, за 12 лет после нее – одиннадцать.

Но не может он жить спокойно, без революции. Уже в начале 20-х годов он пишет поэму «О дряни».

Утихомирились бури революционных лон.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло
из-за спины РСФСР
мурло
мещанина.

Канареечка в клетке, котенок под батареей, прибавка к жалованию, новое платье и галифе – счастливая жизнь простого обывателя. Разве для этого делалась революция? Разве об этом писал Карл Маркс?

«Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните –
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!»

Может быть, этого и не выдержал поэт? Деградацию революционных идей или относительно спокойную жизнь после революции. Он жил ради чего-то, творил ради чего-то, а потом это что-то наступило. Как жить дальше? Приблизительно через десять лет после этого стихотворения Маяковский покончит жизнь самоубийством. На эту тему возникнет много споров, версий и предположений. Но давайте не будем вспоминать о них, уважая предсмертную просьбу Маяковского: «Всем. В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил». Смотрите, и здесь, в последние минуты жизни, не обошлось без иронии.

А какое у вас любимое стихотворение Маяковского?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector