Владимир Маяковский стихи без цензуры

1893, 7(19) июля – родился в селе Багдади, близ Кутаиси (теперь село Маяковски в Грузии), в семье лесничего Владимира Константиновича Маяковского. В Багдади прожил до 1902 года.

1902 – поступает в Кутаисскую гимназию.

1905 – знакомится с подпольной революционной литературой, принимает участие в демонстрациях, митингах, гимназической забастовке.

1906 – смерть отца, переезд семьи в Москву. В августе поступает в четвертый класс Пятой московской гимназии.

1907 – знакомится с марксистской литературой, участвует в социал-демократическом кружке Третьей гимназии. Первые стихи.

1908 – вступает в РСДРП (большевиков). Работает пропагандистом. В марте покидает гимназию. Арестован во время обыска в подпольной типографии Московского комитета РСДРП (большевиков).

1909 – второй и третий (по делу об организации побега тринадцати политических каторжанок из московской Новинской тюрьмы) аресты Маяковского.

1910, январь – освобожден из-под ареста как несовершеннолетний и отдан под надзор полиции.

1911 – принят в фигурный класс Училища живописи, ваяния и зодчества.

1912 – Д. Бурлюк знакомит Маяковского с футуристами. Осенью выходит первое стихотворение Маяковского «Багровый и белый».
Декабрь. Выход сборника футуристов «Пощечина общественному вкусу» с первыми печатными стихотворениями Маяковского «Ночь» и «Утро».

1913 – выход первого сборника стихов – «Я!»
Весна – знакомство с Н.Асеевым. Постановка трагедии «Владимир Маяковский» в театре «Луна-парк» в Петербурге.

1914 – поездка Маяковского по городам России с лекциями и чтением стихов (Симферополь, Севастополь, Керчь, Одесса, Кишинев, Николаев, Киев). Исключен из Училища живописи, ваяния и зодчества в связи с публичными выступлениями.
Март–апрель – издана трагедия «Владимир Маяковский».

1915 – переезжает в Петроград, который стал его постоянным местом жительства до начала 1919 года. Чтение стихотворения «Вам!» (вызвавшего возмущение у буржуазной публики) в артистическом подвале «Бродячая собака».
Февраль – начало сотрудничества в журнале «Новый Сатирикон». 26 февраля напечатано стихотворение «Гимн судье» (под заглавием «Судья»).
Вторая половина февраля – выходит альманах «Стрелец» (№ 1) с отрывками из пролога и четвертой части поэмы «Облако в штанах».

1916 – закончена поэма «Война и мир»; третья часть поэмы принята горьковским журналом «Летопись», но запрещена к напечатанию военной цензурой.
Февраль – вышла отдельным изданием поэма «Флейта-позвоночник».

1917 – закончена поэма «Человек». Вышла отдельным изданием поэма «Война и мир».

1918 – вышли отдельным изданием поэмы «Человек» и «Облако в штанах» (второе, бесцензурное издание). Премьера пьесы «Мистерия-Буфф».

1919 – в газете «Искусство коммуны» напечатан «Левый марш». Вышел сборник «Все сочиненное Владимиром Маяковским». Начало работы Маяковского в качестве художника и поэта в Российском телеграфном агентстве (РОСТА). Работает без перерыва до февраля 1922 года.

1920 – закончена поэма «150 000 000». Выступление на Первом Всероссийском съезде работников РОСТА.
Июнь–август – живет на даче под Москвой (Пушкино). Написано стихотворение «Необычайное приключение. «.

1922 – написана поэма «Люблю». В «Известиях» напечатано стихотворение «Прозаседавшиеся». Вышел сборник «Маяковский издевается». Поездка в Берлин и Париж.

1923 – закончена поэма «Про это». Вышел № 1 журнала «Леф» под редакцией Маяковского; с его статьями и поэмой «Про это».

1925 – поездка в Берлин и Париж. Поездка на Кубу и в Америку. Выступает с докладами и чтением стихов в Нью-Йорке, Филадельфии, Питсбурге, Чикаго. В Нью-Йорке вышел журнал «Спартак» (№ 1), посвященный Маяковскому.

1926 – написано стихотворение «Товарищу Нетте – пароходу и человеку».

1927 – выход первого номера журнала «Новый Леф» под редакцией Маяковского, с его передовой статьей.

1929 – премьера пьесы «Клоп».
Февраль–апрель – заграничная поездка: Берлин, Прага, Париж, Ницца.
Премьера пьесы «Клоп» в Ленинграде в филиале Большого драматического театра в присутствии Маяковского.

1930, 1 февраля – открытие в Московском клубе писателей выставки Маяковского «20 лет работы». Читает вступление к поэме «Во весь голос».
Апрель, 14 – в Москве покончил жизнь самоубийством .

Владимир Маяковский. Трагедия русского футуриста (без цензуры)

14 апреля исполнилось 85 лет с момента самоубийства советского (и русского) поэта-футуриста В.В. Маяковского. Судьба отмерила ему 37 неполных лет жизни. Каким был Маяковский и какой след он оставил в истории литературы, об этом речь пойдет ниже. Заранее предупреждаю о наличии обсценной лексики в материале статьи.
«Поэт в России больше чем поэт. » — так поют в своем хите «Русский рок» панк-ансамбль «Тараканы». Маяковский был больше, чем просто поэт. Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ». Маяковский стал, как сказали бы сегодня, пионером русского футуризма.

Футуризм — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Они придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш. Футуристы прославляли войну и грубую силу, что очень ярко проявилось в Италии. Наиболее яркими представителями итальянского футуризма считаются Филиппо Томмазо Маринетти (основоположник) и Габриэле Д’Аннунцио. Последний поддерживал дружеские связи с Муссолини, на которого взгляды одного из архитекторов футуризма оказали огромное влияние на установление фашистской диктатуры в стране.

Несмотря на свою короткую жизнь, Маяковский своим творчеством создал определенно мощную бунтарскую почву, ураганом ворвавшись в горячие годы Гражданской войны и Октябрьской революции. Поэзия Маяковского стала частью литературного каркаса новой идеологии и одним из фундаментов Советского государства. Маяковский был одним из факелов своей эпохи. Его неоднократно преследовали, но он всегда оставался верен своим взглядам.

Форма стихосложения Маяковского — рубленый стих и брезгование запятыми. Все наверно учили стих про хорошо и плохо:
«Крошка-сын к отцу пришел
и спросила кроха:
Что такое хорошо
и что такое
плохо?

Если ты порвал подряд
книжицу
и мячик
Октябрята говорят
Плоховатый мальчик. «

Поскольку Маяковский был представителем футуризма и бунтарем по натуре, то такая форма стихосложения представлялась антидогматической. Маяковский сумел сломать общепризнанные каноны стихосложения и стать своего рода новатором во всей русской литературе:

«Я
достаю
из широких штанин
дубликатом
бесценного груза.
Читайте,
завидуйте,
я —
гражданин
Советского Союза.»
(«Стих о советском паспорте»)
Стихи Маяковского — это, в первую очередь, стихи протеста, стихи борьбы. Как и представители советской власти, Маяковский был антицерковником, атеизм которого заключался в разрушении общеприятых социальных догм.

«Я думал — ты всесильный божище,
а ты недоучка, крохотный божик.
Видишь, я нагибаюсь,
из-за голенища
достаю сапожный ножик.
Крыластые прохвосты!
Жмитесь в раю!
Ерошьте пёрышки в испуганной тряске!
Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою
отсюда до Аляски!»
(Война объявлена)

Особый вклад поэзия Маяковского оставила в плакатном искусстве. Поэт сделал себе имя благодаря оформлению плакатов из серии «Окна РОСТА»

Не гнушался поэт и при оформлении рекламных плакатов:

Следует отметить, что как представитель футуризма, Маяковский не брезговал и обсценной лексикой. Вот некоторые примеры:

«Вы любите розы?
а я на них срал!
стране нужны паровозы,
нам нужен металл!
товарищ!
не охай,
не ахай!
не дёргай узду!
коль выполнил план,
посылай всех
в п*зду
не выполнил —
сам
иди
на
х*й.»
(«Розы»)

Все это в той или иной степени отвечало духу той эпохи и течению футуризма. Но Маяковский не был маргиналом, который был склонен только ругаться матом и бухать. Маяковский был голосом революции. Как представитель футуризма, ему удалось совершить литературную революцию в отечественной поэзии. Несмотря на столь пламенные стихи, главной трагедией Маяковского стала личная жизнь. Когда вспоминают Маяковского, говорят и о Лиле Брик. Ей Маяковский также посвящал свои стихи:

Имя Маяковского сегодня бесценно. Его стихи настолько прочно вошли в сознание людей и повседневный обиход, что их неоднократно уже стали переделывать. Ремейки получается ничуть не хуже оригинала:
«Крошка-сын
к отцу пришел
и сказала кроха:
$1000 на стол
или будет плохо»

Любопытно, что творчество Маяковского используют при оформлении тематических плакатов, посвященных в частности безопасности.

В связи с напряженной мировой обстановкой и страстями вокруг Крыма, наш народ вспомнил и про Маяковского, чтобы отвечать не просто в глаз, а насквозь и с мясом на вынос:

а позицию по навязыванию России однополых браков лучше всего иллюстрируют эти плакаты:

Так или иначе, но имя Маяковского никогда не будет вычернкуто из нашей литературы. Сегодня быть борцом за справедливость — большой почет, а чем больше врагов, тем больше чести. Viel Feind — viel Ehr!

Владимир Маяковский. А все-таки.

Улица провалилась, как нос сифилитика.
Река — сладострастье, растекшееся в слюни.
Отбросив белье до последнего листика,
сады похабно развалились в июне.

Я вышел на площадь,
выжженный квартал
надел на голову, как рыжий парик.
Людям страшно — у меня изо рта
шевелит ногами непрожеванный крик.

Но меня не осудят, но меня не облают,
как пророку, цветами устелят мне след.
Все эти, провалившиеся носами, знают:
я — ваш поэт.

Как трактир, мне страшен ваш страшный суд!
Меня одного сквозь горящие здания
проститутки, как святыню, на руках понесут
и покажут богу в свое оправдание.

И бог заплачет над моею книжкой!
Не слова — судороги, слипшиеся комом;
и побежит по небу с моими стихами под мышкой
и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.

Необычная экскурсия «Маяковский без цензуры» (прогулка по Москве+музей)

Всем! Всем! Всем. Последняя экскурсия в популярный музей Маяковского, которому грозит глобальная реконструкция. После неё пока не известно что будет сохранено из сегодняшней уникальной экспозиции-инсталляции. Об этом пестрят все СМИ и интернет ресурсы! Личность Маяковского до сих пор вызывает столько эмоций и действий вокруг себя. Поневоле вспомнится последняя битва экстрасенсов, где одна участница очень явно ощущала ЕГО присутствие в ЕГО комнате.

Но никогда не зарастет народная тропа к этому поэту, которого нам насаживали в школе как обязаловку, а мы и не знали сколько в его поэзии УДИВИТЕЛЬНЫХ слов, сочетаний и образов, сколько ЛЮБВИ и ЧУВСТВ.

Наша эксклюзивная авторская экскурсия пройдет сначала по Москве, по местам, с которыми связаны самые значимые события в жизни поэта и человека, а после мы зайдем в тёплый и необычный музей Маяковского, 4-й популярности у иностранцев в Москве и получим полный экскурс по жизни и поэзии и необычным инсталляциям музея-загадки! Мы поднимемся по той самой лестнице доходного дома Стахеева в комнату Владимира Маяковского и увидим это последнее место, где произошёл последний выстрел, на этот раз смертельно, без осечки…

Что Вы знаете о Маяковском? Что Вы знаете из его стихов? Вы считаете его

комната на Лубянке

революционным поэтом, рубящим своей лесенкой наповал и не знаете его удивительную лирику, на которую сейчас слагают песни, потому что достойных текстов более нет? Или Вы обсуждаете его маниакальную страсть к чистоте, его многочисленные любовные романы и самоубийство? Вы считате, что он был богат, если позволял себе разъезжать по заграницам и купить собственный автомобиль? Виновата ли Лиля в его смерти или во всем стоит обвинить пресловутую Норочку Полонскую? Почему личность поэта и его стихи будоражат до сих пор, до дрожи… до мурашек.

Мы ответим Вас на все ваши вопросы! Без сплетен и слухов! Только правдивые рассказы и строки его стихов!

Автор нашего проекта Наталья Леонова — знаток жизни и творчества Маяковского, участник передач, посвященных поэту, а также знающий сотрудник музея Маяковского прольют свет на все каверзные вопросы и расскажут Вам всю правду о НЁМ. Вы убедитесь, что Маяковский актуален и современен в наше время как никогда. А его «реинкарнация» быть может уже была в Владимире Семёновиче Высоцком и через несколько лет повторится снова. Никто не признавался в любви так, как делал это он. Вы только послушайте:

Иди сюда,
иди на перекресток
моих больших
и неуклюжих рук.
Не хочешь?
Оставайся и зимуй,
и это
оскорбление
на общий счет нанижем.
Я все равно
тебя
когда-нибудь возьму —
одну
или вдвоем с Парижем.

Мы пройдемся «косым дождём» по его жизни, чтобы хоть немного заглянуть в его тайну. По пути к необычному музею, созданному художниками авангардистами, мы как Маяковский впервые прочтем стихи на Сретенском бульваре, узнаем почему он курил 100 сигарет в день, как образовалась «семья на троих», где поэт стоял почти каждый день в течение двух месяцев, заглядывая в окна к любимой и где над ним смеялись официантки, почему Маяковский провидец и «алло, девушка, прошу к телефону…».

В необычном музее с «переводчиком» знакомимся с детством в Багдади. Чтобы разрабатывать голос маленький Володя залезал в огромные «чури» сосуды для вина и там тренировался. Ранняя смерть отца и бегство в Москву. Подпольная типография и аресты. Однажды Володя съел блокнот с адресами вместе с переплетом во время поимки. Кому Маяковский посвящал своих жирафиков. Путешествие в Европу и Америку. Жажда любви — ранимое сердце в железном теле. Башня Татлина, Баня, Окна Роста, Мейерхольд и другое. Маленькая комната — свидетельница тайны. Как возникаю такие рифмы в голове — маленькие хитрости большого таланта!

«А Вы ноктюрн сыграть смогли бы. на флейте водосточных труб?»

Даты экскурсии 29 августа и 12 сентября в 18.00 строго. Стоимость экскурсии — 550 рублей. Студентам и пенсионерам скидка — 100 рублей. Место встречи — перед трамвайной остановкой на улице у выхода из метро «Чистые пруды».

Забронировать места на экскурсию или заказать групповую или индивидуальную Вы можете:
1) по СМС +7(964)6499906 или +7(926)7770979
2) по телефонам +7(964)6499906 или +7(926)7770979
3) по почте seeandgomsk@gmail.com
4) заполнить эту форму ниже

ЕСЛИ ВЫ РЕГИСТРИРУЕТЕСЬ В ДЕНЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ — ЗВОНИТЕ!

АФИША НАШИХ БЛИЖАЙШИХ ЭКСКУРСИЙ

a form has been submitted on , via: [IP ]

Маяковский и его творчество

Владимир Маяковский был необычной личностью. Уже с детства он многое повидал и многое возненавидел. Он перенес смерть отца, когда ему было 13 лет. Возможно, именно поэтому он стал более эмоциональным и решительным. Большую часть своей жизни он отдал партии и революции. Именно из-за приверженности делу революции ему часто приходилось сидеть в тюрьмах.

Маяковский искренне считал революционный путь единственным, приводящим к светлому будущему. Но он понимал, что революция — это не тихая и незаметная смена одного правительства другим, а борьба порой жестокая и кровавая. В стихотворении “Ода революции” Маяковский пишет:

Каким названием тебя еще звали?

Как обернешься еще, двуликая?

Стройной постройкой, грудой развалин?

Вчерашние раны лижет и лижет,

и снова вижу вскрытые вены я.

Тебе обывательское, о, будь ты проклята трижды!

и мое, поэтово — о, четырежды славься, благословенная!

Он активно включается в строительство нового общества и для него все, что олицетворяло обновленное государство, было предметом гордости. Так в стихотворении “Стихи о советском паспорте” он пишет:

К одним паспортам — улыбка у рта.

К другим — отношение плевое.

С почтением берут, например, паспорта

с двухспальным английским левою.

Глазами доброго дядю выев,

не переставая кланяться,

берут, как будто берут чаевые,

На польский — глядят, как в афишу коза.

На польский — выпячивают глаза

в тугой полицейской слоновости

— откуда, мол, и что это за

И не повернув головы качан

и чувств никаких не изведав,

берут, не моргнув, паспорта датчан

и разных прочих шведов.

И вдруг, как будто ожогом, рот скривило господину.

Это господин чиновник берет мою краснокожую паспортину.

Берет — как бомбу, берет — как ежа,

как бритву обоюдоострую,

берет, как гремучую в 20 жал

Этот большой, самобытный поэт слишком был погружен в заботы суетного дня. Речь идет о плакатах, рекламе, агитстихах, стихотворениях, написанных для газеты по сиюминутному поводу. Маяковский много, даже демонстративно этим занимается. Он пишет о вреде рукопожатий (“Глупая история”), о милиционерах, которые ловят воров (“Стоящим на посту”), о рабочих корреспондентах (“Рабкор”), о снижении цен на товары первой необходимости (“Негритоска Петрова”), о ценах в студенческих столовых (“Дядя Эмэспо”) и т. д. и т. п. Таких стихотворений у Маяковского много. Это не халтура, написаны все эти стихи мастерски, остроумно, привлекают неожиданными рифмами, блеском каламбуров. Мандельштам писал о “газетных” стихах Маяковского: “Великий реформатор газеты, он оставил глубокий след в поэтическом языке, донельзя упростив синтаксис и указав существительному почетное и первенствующее место в предложении. Сила и меткость языка сближают Маяковского с традиционным балаганным раешником” (“Буря и натиск”). И все же в этих остросовременных “газетных” стихах, занимающих немалое место в творческом наследии поэта, Маяковскому не удается рассказать потомкам “о времени и о себе”, в них нет общечеловеческого смысла, они утратили живую силу.

Взяв на себя эту неблагодарную, чуждую поэту обязанность, Маяковский в течение нескольких лет постоянно пишет для “Комсомольской правды”, “Известий” стихи на злобу дня, исполняет роль пропагандиста и агитатора. Вычищая во имя светлого будущего “шершавым языком плаката” грязь, Маяковский высмеивает образ “чистого” поэта, воспевающего “розы и грёзы”. Полемически заостряя свою мысль, он пишет в стихотворении “Домой”:

Не хочу, чтоб меня, как цветок с полян,

рвали после служебных тягот.

Я хочу, чтоб в дебатах потел Госплан,

мне давая задания на год.

Я хочу, чтоб над мыслью времен комиссар

с приказаниями нависал…

Я хочу, чтоб в конце работы завком

запирал мои губы замком.

В контексте стихотворения, тем более в контексте всего творчества поэта, ничего предусмотрительного в этом образе нет, он не бросает тени на Маяковского. Но с годами, с движением истории образ этот приобрел страшный смысл. Образ поэта с замком на губах оказался не только символическим, но и пророческим, высветившим трагические судьбы советских поэтов в последующие десятилетия, в эпоху лагерного насилия, цензурных запретов, замкнутых ртов. Через десять лет после того, как было написано это стихотворение, многие оказались за колючей проволокой ГУЛАГа за стихи, за свободное слово. Таковы трагические судьбы О. Мандельштама, Б. Корнилова, Н. Клюева, П. Васильева, Я. Смелякова, Н. Заболоцкого, Н. Олейникова, Д. Хармса. А в более поздние времена такая судьба ожидала Н. Коржавина, И. Бродского и многих других поэтов.

Символический образ поэта с замкнутым ртом у Маяковского трагичен и многозначен. Власть, превращая литературу в идеологическое оружие, в средство воздействия на массовое сознание, одурманивая его, не только пускала в ход запреты и страх, но и эксплуатировала веру, убеждения, готовность беззаветно служить революции, которые выразил Маяковский в своем стихотворении. Он имел в виду высший долг совести, когда “голосует сердце” и поэт пишет “по мандату долга”. Но эпоха повернулась так, что стихотворение стало звучать как гимн несвободе, оправдание отказа от “творческой воли, тайной свободы” (А. Блок), его можно истолковать как недобровольное требование цензуры, идеологического контроля.

Блок в последнем своем стихотворении говорит, что только пушкинская идея “тайной свободы” может спасти поэзию, оказавшуюся поле революции в новой и тяжелой ситуации:

Пушкин! Тайную свободу

Пели мы вослед тебе!

Дай нам руку в непогоду,

Помоги в немой борьбе!

Маяковский, утверждая новую роль нового поэта в новом обществе, считает необходимым для пользы дела революции отказаться от этой свободы. Но Маяковский, истинный, большой поэт, не мог существовать без творческой свободы, он не смог бы и никогда не стал бы выполнять заданий идеологического Госплана. Он издевался над такого рода руководством литературы:

Лицом к деревне заданье дано, за гусли, поэты — други!

Поймите ж лицо у меня одно — оно лицо, а не флюгер.

От поэта-приспособленца, поэта-флюгера ничего, кроме халтуры, нельзя ждать. Маяковский с уничтожающей иронией писал, что “управление” литературой приведет, в конечном счете, к ликвидации, упразднению поэзии:

В садах коммуны вспомнят о барде,

Какие птицы зальются им?

Что, будет с веток товарищ Вардин

рассвистывать свои резолюции?

Трагическая суть противоречий Маяковского в том, что он признал классовые, революционные, а потом советские интересы за высшие, общечеловеческие, за “веление божие”. Вот что подталкивало руку поэта, когда “лира его издавала неверный звук”. Зловещий символ — поэт с замком на губах — и выразил то глубинное противоречие в душе и творчестве Маяковского, которое привело его к гибели. Во вступлении в поэму “Во весь голос”, где Маяковский с гордым вызовом заявил:

Я, ассенизатор и водовоз,

революцией мобилизованный и призванный,

прозвучали трагические строки:

И мне агитпроп в зубах навяз,

и мне бы строчить романсы на вас

доходней оно и прелестней.

Но я себя смирял,

становясь на горло собственной песне.

Марина Цветаева написала об этом: “Никакой державный цензор так не расправлялся с Пушкиным, как Владимир Маяковский с самим собой. Маяковский. кончил сильнее, чем лирическим стихотворением, выстрелом. Двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского-поэта, на тринадцатый — поэт встал и человека убил. ”. Система отторгала от себя все то, что ей противоречило, ей были чужды и враждебны яркие индивидуальности, независимость, бунтарство, нелицеприятная правда. Этот конфликт с системой порой воспринимался как разрыв с эпохой. Есенину казалось, что он отстает от времени:

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Маяковскому тоже стало казаться, что он идет не в ногу со временем. Стихотворение “Домой” заканчивалось горькими строками:

Я хочу быть понят моей страной, а не буду понят — что ж?!

По родной стране пройду стороной, как проходит косой дождь.

В одном из стихотворений, написанных Мариной Цветаевой после смерти Маяковского, в стихотворении с горьким рефреном “Негоже Сережа! Негоже Володя!”, она объединяет Маяковского с Есениным — для нее одинаков не только их уход из жизни, во многом общими считает она и причины такого ухода.

Маяковский по природе своей был трагическим поэтом, о смерти, о самоубийстве он писал, начиная с юности. “Мотив самоубийства, совершенно чуждый футуристической и лефовской тематике, постоянно возвращается в творчестве Маяковского, — заметил Р. Якобсон в статье “О поколении, растратившем своих поэтов”. — Он примеривает к себе варианты самоубийства. В душе поэта взращена небывалая боль нынешнего времени”. Вертеровский мотив смерти, самоубийства звучит у Маяковского как вечный, общечеловеческий. Здесь он свободный поэт, нет у него никакой агитационной, дидактической, рациональной цели, он не связан ни групповыми обязательствами, ни полемикой. Стихи его глубоко лиричны, раскованны, в них он по-настоящему рассказывает “о времени и о себе”.

Внутренняя свобода, истинное вдохновение одушевляют стихи Маяковского о любви, о революции, о родине, о будущем, о поэзии. В этих стихах он большой поэт, “великолепный маяк”, как сказал о нем Е. Замятин, в его творчестве слышен “грозный и оглушительный” гул мощного исторического потока, который “всегда — о великом”. Ю. Тыньянов писал, что “Маяковский сродни Державину. Геологические сдвиги 18 века ближе к нам, чем спокойная эволюция 19 века”. “Его митинговый, криковой стих” рассчитан “на площадный резонанс (как стих Державина был построен с расчетом на резонанс дворцовых зал)”. У Маяковского был такой мощный поэтический голос, потому что он с первых шагов в литературе ощущал себя выразителем чувств и дум многих: улицы, толпы, а после революции — массы.

В поэме “Облако в штанах” он обращался ко всем страдающим людям, к человечеству:

…Вам я душу вытащу, растопчу, чтоб большая!

и окровавленную дам, как знамя.

“Первый в мире поэт масс”, — сказала о Маяковском Марина Цветаева. И предрекла его поэзии долгую жизнь: “Эта вакансия: первого в мире поэта масс — так скоро не заполнится. И оборачиваться на Маяковского нам, а может быть, и нашим внукам, придется не назад, а вперед”. Такой мощности голос у Маяковского, что, не напрягая его, он обращается к вселенной, мирозданию:

Ты посмотри, какая в мире тишь!

Ночь обложила небо звездной данью.

В такие вот часы встаешь и говоришь векам, истории и мирозданию.

И этот поэт, говорящий от имени миллионов и обращающийся к миллионам, был органическим, естественным лириком. Даже поэмы его насквозь лиричны, по существу, это развернутые лирические стихотворения. “Лирическая личность Маяковского грандиозна, и грандиозность становится господствующей чертой его стиля, — пишет Л. Гинзбург. — Гиперболы, контрасты, развернутые метафоры — естественное выражение огромной лирической личности”. Фантастический, фантасмагорический образ Маяковского выражает реальное, но напряженное до предела чувство. “Чувства Маяковского не гипербола, — утверждает Цветаева. — Маяковский в области чувствований, конечно, Гулливер среди лилипутов, совершенно таких же, только очень маленьких”.

Самые проникновенные строки Маяковского, трагический нерв его поэзии — в великой, опьяняющей мечте о будущем счастливом человечестве, которое искупит все сегодняшние грехи и преступления, о будущем, где бед и страданий не будет. В поэме “Про это” он обращается к ученому, который в далеком будущем сможет воскресить людей, подарить им новую, чистую, исполненную счастья жизнь:

Ваш тридцатый век обгонит стаи сердца раздиравших мелочей.

Нынче недолюбленное наверстаем звездностью бесчисленных ночей.

Воскреси хотя б за то, что я поэтом ждал тебя, откинув будничную

Воскреси меня хотя б за это!

Воскреси, свое дожить хочу!

Энергия и сила упругой, мощной строки Маяковского питается этой верой. Последние написанные им строки — о силе свободного слова, которое дойдет до потомков через головы правительств:

Я знаю силу слов, я слов набат,

Они не те, которым рукоплещут ложи.

От слов таких срываются гроба

Шагать четверкою своих дубовых ножек.

Бывает, выбросят, не напечатав, не издав.

Но слово мчится, подтянув подпруги, звонят века, и подползают

поезда лизать поэзии мозолистые руки.

Поистине это “стих, летящий на сильных крыльях провиденциальному собеседнику”. В 1933 году Цветаева предрекла: “Своими быстрыми ногами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, долго еще нас будет ждать”.

Смерть Маяковского, судьба Маяковского была трагической, как Есенин и Цветаева, он покончил жизнь самоубийством. Трагической оказалась и судьба его стихов. Их не понимали. После 17-го года, когда в его творчестве наступил перелом, Маяковскому не давали печататься. Это было, по сути, второй его смертью.

Еще на самоубийство его подтолкнуло то, что когда решался любовный вопрос, и ему надо было ехать в Париж к Т. Яковлевой, ему не выписывают визы (1929 год).

В 30-х годах поэт был загнанным, подавленным и растерянным. Это сказалось на его отношениях с Вероникой Полонской (последней любовью поэта). Приходит весть, что Т. Яковлева выходит замуж (Маяковский не терял надежды с Яковлевой, но это сообщение дало отрицательный эффект на его здоровье).

13 апреля Маяковский потребовал, что бы Вероника Полонская с той же минуты оставалась с ним, бросила театр. Полонская ответила, что любит его, будет с ним, но не может так скоро бросить театр и мужа.

14 апреля в 10 часов 15 минут в своей рабочей комнате в Лубянском проезде выстрелом из револьвера покончил жизнь самоубийством Владимир Владимирович Маяковский, оставив письмо адресованное “Всем”: “В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник это ужасно не любил.

Мама, сестры и товарищи, это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет.

Лиля — люби меня.

Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская.

Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо.

Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.

Как говорят “инцидент исперчен”, любовная лодка разбилась о быт.

Я с жизнью в расчете и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: