Несколько слов о поэме Гоголя “Похождения Чичикова или Мертвые души”» — Виссарион Белинский

Настоящая статья Белинского о «Мертвых душах» была напечатана после того, как петербургская и московская критика уже успела высказаться о новом произведении Гоголя. Среди этих высказываний было одно, привлекшее к себе особое внимание Белинского, – брошюра К. Аксакова «Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова или мертвые души». С ее автором Белинский был некогда дружен в бытность свою в Москве. Однако с течением времени их отношения перешли в ожесточенную идейную борьбу. Одним из поводов (хотя отнюдь не причиной) к окончательному разрыву послужила упомянутая брошюра К. Аксакова.

Виссарион Белинский

Виссарион Белинский (1811-1848). Литературный критик и публицист. Печатался с 1834 в журналах «Телескоп» и газете «Молва» (до 1836), «Московский наблюдатель» (1839), «Отечественные записки» (1839-1846), «Современник» (с 1846) и др. Большая часть его статей посвящена творчеству Пушкина и Гоголя. Заядлый театрал, Белинский выразил свое отношение к сцене в знаменитых строках: «Любите ли вы театр, как люблю его я?» В 1840-е стал одним из основоположников «натуральной школы».

Творчество Белинского, признанное при жизни, приобрело особое влияние после его смерти, в период либеральных реформ середины XIX в. Об этом влиянии Н.А.Добролюбов написал такие строки:

Он, под огнем врагов опасных,
Для нас дорогу пролагал
И в Лету груды самовластных
Авторитетов побросал.

«Честным сеятелем добра» назвал Белинского Н.А.Некрасов в стихотворении, посвященном памяти великого критика (1855).

АКСАКОВ

Константин Сергеевич (29.03.1817, с. Ново-Аксаково Бугурусланского у. Оренбургской губ.- 7.12.1860, о-в Занте (Закинф), Греция), писатель, лит. критик, публицист и историк, один из главных теоретиков славянофильства. Сын С. Т. Аксакова и брат И. С. Аксакова. В 1832-1835 гг. учился на словесном отд-нии Московского ун-та. В 30-х гг. входил в кружок Н. В. Станкевича. В 40-х гг. сблизился с А. С. Хомяковым и И. В. Киреевским, стал одним из создателей славянофильского учения. В 1847 г. защитил магистерскую дис. «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка» (написана еще в кон. 30-х гг.). А. были написаны сочинения «Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души» (1842) и «Обозрение современного состояния литературы» (1857). В 40-50-х гг. принимал участие в славянофильских изданиях газеты «Молва», «Московском сборнике», ж. «Русская беседа». Свое осмысление истории А. дал в работах 40-50-х гг. «Голос из Москвы», «Родовое или общественное явление был изгой», «Об основных началах русской истории», «О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности» и в записке к имп. Александру II «О внутреннем состоянии России». (Подробнее о взглядах А. на об-во и историю см. в ст. Славянофильство.)

Виссарион Белинский — Несколько слов о поэме Гоголя “Похождения Чичикова или Мертвые души”

Родился 1 июня (13 июня) 1811 года в крепости Свеаборг в семье флотского врача. Отец вышел в отставку и поселился в городе Чембар (ныне город Белинский) Пензенской губернии. Здесь прошло детство Белинского. По окончании местного уездного училища поступает в Пензенскую гимназию. Рано знакомится с сочинениями Пушкина, Жуковского, Шекспира, Гете. Его любимым поэтом был А. Пушкин. Осенью 1829 был зачислен студентом факультета словесности Московского университета. В 1830 пишет драму «Дмитрий Калинин» духе «Разбойников» Шиллера, в которой бичевал крепостные порядки, и представляет ее в цензурный комитет университета. Комитет признает пьесу «безнравственной» и запрещает ее публиковать и ставить на сцене. Поскольку Белинский по болезни не сдал своевременно экзамены, университетское начальство в сентябре 1832 отчислило его из университета по причине «слабого здоровья и притом по ограниченности способностей». Очутившись за порогом университета, Белинский продолжал заниматься самообразованием, зарабатывая на хлеб мелкой журналистской работой и переводами с французского. Важную роль в его духовном становлении играл в ту пору кружок Н. Станкевича, ратовавший за развитие просвещения в России. Мировоззрением, объединившим вначале членов кружка, была философия Шеллинга. Весной 1833 Белинский начинает работать в журнале Н. Надеждина «Телескоп». В приложении к «Телескопу» — еженедельнике «Молва» — в 1834 появляется первая статья Белинского «Литературные мечтания», сразу принесшая славу молодому критику. В 1835 опубликована статья «О русских повестях и повести г. Гоголя». В 1836 правительство закрыло «Телескоп» за публикацию «Философического письма» П. Чаадаева. Белинский остался без журнальной трибуны и без средств к существованию. Он живет случайными заработками. В это время он переживает страстное увлечение философией Гегеля. Увлечение Гегелем разделяли друзья критика — Станкевич, Бакунин , Боткин. Журнал «Московский наблюдатель», в котором Белинский сотрудничал в 1838-1839, стал первым русским печатным органом, пропагандировавшим гегелевскую философскую систему и диалектический метод. В 1839 Белинский переезжает в Петербург, где ведет в журнале «Отечественные записки» литературно-критический отдел, публикуя свои статьи и заметки почти в каждом номере. Начав со статьи «Русская литература в 1840 году», он ежегодно дает обзоры русской литературной жизни (до 1848 года). В первой половине 1840-х годов круг друзей Белинского пополняется новыми лицами: это П. Анненков и Н. Некрасов, И. Тургенев и Д. Григорович. Он радовался каждому молодому таланту, старался поддержать каждое новое дарование сочувственным и внимательным отзывом. В 1843 он женился на Марии Васильевне Орловой. У Белинских родилось трое детей. Жизнь становится все труднее, но творчество все интенсивнее. В «Отечественных записках» появляются обширные статьи, посвященные творчеству Лермонтова, — «Стихотворения М. Лермонтова» и «Герой нашего времени», а также одиннадцать статей под общим названием «Сочинения Александра Пушкина». Эти статьи доныне остаются классическими, непревзойденными шедеврами русской критики. Нещадно эксплуатируемый издателем журнала А. Краевским, в 1846 Белинский вынужден порвать с «Отечественными записками». В 1847 журнал «Современник» переходит в руки Н. Некрасова и И. Панаева, и Белинский возглавляет в нем критический отдел. Однако прогрессирует его болезнь (туберкулез). На средства, собранные Боткиным, он едет лечиться за границу. Находясь в небольшом немецком городке, Зальцбрунне, 15 июля 1847 написал знаменитое письмо Гоголю по поводу его книги «Выбранные места из переписки с друзьями», вызвавшей негодование передовых людей России.

К осени 1847 Белинский вернулся в Петербург и принялся за работу над одной из самых глубоких статей «Взгляд на русскую литературу 1847 года». С наступлением сырой и холодной погоды болезнь опять обострилась, но критик не прекращал работы. В конце жизни Белинским стало интересоваться 3-е отделение, и смерть, возможно, избавила его от каземата Петропавловской крепости. 26 мая (7 июня) 1848 года великий критик скончался.

Эстетические идеи Шеллинга — признание искусства высшей самодовлеющей ценностью — определили ту чисто эстетическую точку зрения, с которой Белинский рассматривал в этот период явления литературы. В то же время Бакунин, с которым Белинский сошелся особенно близко, ввел его в круг идей философии Фихте, полагавшей главное назначение человека в стремлении преобразовать действительность согласно нравственному идеалу. В дальнейшей эволюции своих взглядов Белинский пережил сильное увлечение философией Гегеля, которую он воспринял как учение о разумности всего существующего. Белинский формулировал это новое свое мировоззрение в большой статье о Гамлете, появившейся в журнале «Московский Наблюдатель» в 1839. Под влиянием этих идей он порвал с политическим радикализмом прежних лет и в своем преклонении перед действительностью дошел до оправдания самодержавия и крепостного права. Это повело к разрыву его с Бакуниным и к жесточайшей полемике с Герценом. Очень скоро Белинский сам почувствовал противоречие между своей утешительной теорией разумности всего существующего и той, как он выразился, «гнусной» действительностью, которая его окружала. Наступила полоса тяжелого душевного кризиса. Он вышел из него в 1841-1842, отказавшись от своих гегельянских увлечений, а вместе с тем и от чисто эстетической точки зрения на литературу, и пришел к «социальности», с позиций которой он стал отныне оценивать все литературные и общественные явления русской жизни. В ежегодных обозрениях русской литературы (1841-1848) он дал исчерпывающую оценку предшественникам Пушкина — Державину, Жуковскому и Батюшкову. В этих же статьях им были высказаны основные идеи задуманной им в то время истории русской литературы, над которой он урывками работал. Познакомившись с учением Сен-Симона, Белинский воспринял идеи социализма, который, как он писал в 1842, стал для него всем, поглотил «и историю, и религию, и философию». Как признанный вождь сложившегося в то время западничества, Белинский вел полемику со славянофилами, с которыми он боролся как с представителями романтизма в литературе и общественности. Романтическому направлению славянофилов он противопоставлял реальную или натуральную школу, проповедником и истолкователем которой он был в последние годы своей жизни. В зрелую пору своей литературной деятельности Белинский стал подчеркивать тесную связь литературы и искусства с социальной действительностью. К этому времени принадлежит целый ряд замечательных его статей об Аполлоне Майкове, Баратынском, Державине, и, наконец, самые значительные из его работ — статьи о Пушкине. Эти статьи, вместе с более ранними статьями о Гоголе и Лермонтове, подводили итоги закончившемуся периоду русской литературы. В своей последней статье «Взгляд на русскую литературу 1848 г.» Белинский отметил выдающийся талант начинавшего Гончарова и разобрал целый ряд произведений Герцена, Тургенева, Григоровича, Достоевского, приветствуя в их лице представителей реалистической школы в русской художественной литературе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector