Викторина по творчеству Пушкина

Презентация «Викторина по творчеству Пушкина». Размер 3149 КБ. Автор: Надежда.

Литература 8 класс

«Сказка «Маленький принц»» — Поэтическая сказка. Театр. Афоризмы. Прообраз. Люди. Аллегорическая сказка. Человечность. Название. Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц.

«Горький «Песня о соколе»» — Чувство гнева и жажды борьбы. Заключительные строчки М.Горького из «Легенды о Марко». Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут. Что поразило вас в Соколе, и считаете ли вы в чем-то правым Ужа. Афоризм (краткое выразительное изречение). Центральная часть произведения – песня Рагима. Уж и Сокол. Значение образов Сокола и Ужа. В чем смысл человеческой жизни. Роль пейзажного обрамления в «Песне о Соколе».

«Творчество Н.Носова» — Николай Носов родился 23 ноября 1908г. Мишка и Коля. Незнайка — мастер присочинить. Викторина. Первый рассказ. Носову «было о чем порассказать людям». Был ли прототип у Незнайки. Книжки Николая Носова. «Живая шляпа». История создания произведений о Незнайке. Несколько повестей о школьной жизни. Приключения Незнайки и его друзей. В литературу он пришел совершенно случайно. Жизненный прототип Незнайки.

«Викторина по творчеству Пушкина» — «Капитанская дочка». Где находится эта усадьба. В каком городе находится этот памятник. Кто этот человек. Пушкин и история. Дом на Немецкой улице в Москве. «Мёртвая царевна». Кто эти герои. Михайловское. Из каких произведений. Знаешь ли ты биографию Пушкина. Урок-викторина по творчеству А.С. Пушкина. Дубровский. А.П. Ганнибал. Державин. Квартира Пушкина. Знакомы ли стихи. Как это здание связано с жизнью Пушкина.

«Игра по «Ревизору»» — Городничий об унтер-офицерской вдове. Кто первый доложил городничему о приехавшем «Ревизоре». Александр Македонский. Кого называют Хлестаковыми. Честное благородное лицо. Кто еще в комедии страдал хлестаковщиной. Слова. Безудержное хвастовство. Слова городничего. Жена, дети маленькие. Назовите народную пословицу. Простодушный до наивности человек. Городничий. Точки зрения о жандарме. Почему Городничий с такой злобой обрушивается на «писак».

«За далью — даль» — А. Твардовский. Отношение к жизни и поэзии. За далью – даль. Творчество А.Т. Твардовского. Глава 8 «С самим собой. Разговор с умным и понимающим читателем. Автобиографичность. Лирический герой. Пасквиль. Александр Трифонович Твардовский. Литературный разговор. Исповедь сына века. Образ дороги в поэме. Творческая история поэмы. Идейно-художественное значение поэмы.

Всего в теме «Литература 8 класс» 71 презентация

Презентация «История в творчестве А. С. Пушкина»

В данной презентации вы можете ознакомиться с прозой Александра Сергеевича Пушкина. А в частности, вы узнаете о том, какие исторические события были положены в основу некоторых его произведений.

Презентация «История в творчестве А.С. Пушкина» может быть использована, как дополнительный материал, при изучении такого произведения Пушкина, как «Капитанская дочка». В презентации собраны материалы по поводу героев повести, которые существовали в реальной жизни, поскольку это произведение называется историческим. Также, вы узнаете еще много интересной и познавательной информации.

Урок-семинар в 9 классе по творчеству А.С. Пушкина по теме: «Природы вновь восторженный свидетель…» (презентация)

Материалы предоставила: Мальцева Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

Цели и задачи урока:

  • познакомить с пейзажной лирикой А.С. Пушкина;
  • развивать творческих способностей, речь обучающихся4
  • формировать умение определять средства художественной выразительности .
  • репродукции картин осени русских художников;
  • стихотворения А.С. Пушкина;
  • раздаточный материал в виде таблицы для определения средств художественной выразительности; таблица для написания стихотворения о природе (прием «Синквейн»);
  • тексты стихотворений А.С.Пушкина.

Содержание этапов урока:

  1. Оргмомент.
  2. Мотивационное начало урока. Постановка цели.
  3. Ознакомление с пейзажной лирикой А С.Пушкина (через слайдовую презентацию).
  4. Рефлексия
  5. Этап информации домашнего задания.

Методы: словесный, наглядный, продуктивный.

Приемы: выразительное чтение, устные выступления учащихся.

Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо.

Подготовка к уроку: учащиеся получили опережающее задание – индивидуальные сообщения, повторить литературоведческий материал по определению средств художественной выразительности.

Эпиграф « Чужих краёв неопытный любитель».

Слово учителя: А.С.Пушкин приходит к нам в раннем возрасте с чарующими стихотворениями о природе. Впервые А.С.Пушкин ощутил природу, когда приезжал в имение, в село Захарово, тогда ему было 7 лет. Маленький Саша впервые попадает на деревенский простор и ощущает новую благодатную тишину.

Учитель: Чтобы проследить, как А.С.Пушкин отражает в пейзажной лирике острое восприятие поэтичности окружающего человека мира, в течение урока вам необходимо будет определить средства художественной выразительности и внести в таблицу.

Чтение учеником стихотворения «Послание к Юдину» Приложение 1.

Работа с текстом. На столах у каждого тексты стихотворений А.С.Пушкина. Ребята заполняют таблицу письменно. Один ученик зачитывает примеры средств художественной выразительности. Приложение 1.

Учитель: Природная лирика Пушкина. Давно сказано и много раз повторено: природа безучастна. Но тогда почему же она так дивно соединяется с человеческим сердцем, и той возвышенной страстной силой его, которую издавна называют поэзией? Почему так глубоко волнуют и заставляют трепетать душу каждого картины природы, связанные с детством, пылкой отроческой любовью, первыми прозрениями и привязанностями или с теми святынями, что могут озарить всю жизнь не меркнущим светом? Почему в соприкосновении с природой не тускнет смысл, казалось бы, привычных и даже расхожих эпитетов» близкое «, » заветное «, » родное «?

Когда-то Достоевский сказал: » Красота спасёт мир «. Наша современная действительность нуждается в спасении: в трудных условиях материальной жизни человек должен найти точку опоры, чтобы не упасть духом, не скатиться в пропасть бытовых неурядиц, не замкнуться в самом себе. Поэт чутко понимает, что душу можно разбудить только тогда, когда человек сможет радоваться каждому мигу жизни, сумеет найти поэзию в любом проявлении земных радостей. В природе есть своё волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу, приобщая её к прекрасному мигу осознания себя частицей всей Вселенной.

Чтение стихотворения подготовленным учеником:

В безмолвной тишине почили дол и рощи,

В седом тумане дальний лес;

Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,

Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,

И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывёт в сребристых облаках…

Ученик: Для Пушкина природа, прежде всего поэтическая мастерская. Через природное своеобразие ему открываются тайны национального характера – и горца, и рыбака, и степного кочевника.

Однако поэтическая память Поэта неизменно обращалась к тому, что осталось на родной земле. Пушкин открыл нам притяжение «малой» родины. Для него ею было и подмосковное Захарово, и Псковщина, и просторы Тверского края. И всё любо поэту из растущего и цветущего в отчем краю, нет пристрастия к какому-либо растению, дереву. Природа близка многим героям пушкинских творений.

Пушкин расшифровал одно из важнейших проявлений нашего национального своеобразия и мировосприятия – слитность русского человека с окружающей природой.

Ученик: А.С. Пушкин открыл нам удивительное свойство природы: она звучит, как аккорд к пробуждению дорогих воспоминаний: о детстве и юности, о родных и друзьях, об утратах близких людей.

Чтение стихотворения учеником. «Царское село» Приложение 2.

Ученик: Красота естественной природы у А.С. Пушкина сосуществует и соперничает с красотой рукотворной. Поэта впечатляет и наряд древней Москвы, и скромное убранство провинциальных городов, и архитектурное величие Петербурга – «Невы державное теченье, береговой её гранит».

От повседневных невзгод, от обязанностей унижавшего его камерюнкерства, от посягательств «высшего света» на свободу его творчества Пушкин мечтает найти убежище в российской глубинке. Он просит у императора позволения поселиться в деревне. Увы! Он получает только отпуск на 4 месяца.

Ученик читает стихотворение.

Я был рождён для жизни мирной,

Для деревенской тишины:

В глуши звучнее голос лирный,

Живее творческие сны.

Ученик: Ни один русский поэт не может сравниться с Пушкиным по прелести и лёгкости изображения молчаливой красоты природы. Я считаю, что картины природы в его лирике являлись превосходным средством воспитания любви к Родине. Можно любить только ту землю, ту красоту, среди которой родился и вырос. И хотя на земле не мало экзотических стран с чудесными пальмами и морями, мы только восхищаемся этой природой, но она нам не очень близка. Недаром, когда поэты и писатели покидают Родину, то больше всего они тоскуют по русской природе.

Ученик: Ближайший друг А.С. Пушкина – Иван Пущин отмечал, что «не было почти явления в природе, события в общественной жизни, которые бы прошли мимо него». Пущин считал подарком судьбы, что Пушкин не оказался арестованным вместе с участниками восстания 1825г. А без прикосновения к живой природе, каким бы явился Пушкин-творец?

Ученик читает наизусть стихотворение «Деревня». Приложение 3.

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льётся дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья…

Учитель: Если собрать воедино описание природы в поэзии Пушкина, то перед нами пройдут все четыре времени года: весна с первыми ласковыми лучами солнца, лето с жаркими днями, осень с таинственными лесами и торжество зимы.

Ученик: Итак, весна! Солнце, снег и дождь вперемешку. Непостоянен обманщик – апрель: на дню семь погод. Еще вчера снежный ковер был белым, пушистым. Но постепенно почернел снег на косогорах. Посветлел лес, стал воздушным, прозрачным. Весна властно будит природу. Разливаются реки, стряхивают зимний сон деревья, зеленеют почки, на полянах пробиваются первые щетинки травинок. Воздух наполняется чудесным ароматом. Послушайте стихотворение Пушкина “Гонимы вешними лучами” (читает ученик).

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса.

Еще прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

Ученик: Наступил июль. Прогремели грозы. Прошумели дожди. Выколосились и отцвели озимые. Жара еще не успела утомить сочную, яркую зелень. Над цветами порхают бабочки, жужжат пчелы, хлопочут шмели. По широкому простору катятся волны зреющей нивы. Сладко благоухает медом цветущая рожь. Русское лето развертывается во всей своей великолепной красе. Это время Пушкин не любил, называя его однообразным, не переносил летнего зноя. Однако в поэме “Полтава” мы встречаем такие замечательные строки о лете. Послушайте отрывок (читает ученик).

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы.

Луна спокойно с высоты

Над Белой церковью сияет

И пышных гетманов сады,

И старый замок охраняет.

Ученик: Летят дни. То ветерком их обвевает, то дождиком поливает. Далекий горизонт слегка окутывается лиловой дымкой. Осень вплетает березам золото в кудри, раскидывает по полянам белесые облака туманов, гонит по перелескам серебряные нити паутины. Все холоднее ночи, все чаще затяжные моросящие дожди. А знобкий, порывистый ветер, словно чародей, покрывает поляны и лесные просеки пестрым ковром сорванных листьев. Да, жаль расставаться с теплыми солнечными днями. Но не Пушкину. Да, осень – любимое время года поэта. Он ценит в осени тихую красоту, и, несмотря на то, что природа угасает, у поэта рождается вдохновение

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою нежною, блистающей смиренно.

Ученик: Прошумела листопадом золотая осень. Скоро, совсем скоро повеет зимней стужей. И вот уже серебрятся на солнце пышные сугробы. Затихли капели предзимья, и водворилась торжественная тишина зимнего покоя. Над крышами клубятся белые столбы дыма. Представляешь себя сидящим в санях, закутанным в теплую медвежью шубу, а лошади несут тебя по снежной дороге. Кругом, сколько хватает глаз, — белые просторы, звенят под дугами колокольчики, и раздаётся протяжная ямщицкая песня.

(Чтение учеником наизусть стихотворения «Зимнее утро») Приложение 4.

Ученик: А.С. Пушкин мог с легкостью перейти от одного времени года к другому, от сегодняшнего дня к вчерашнему. Так в своем стихотворении «Осень» поэт сразу выразил свое отношение ко всем временам года.

Здесь он признается в своей нелюбви к весне:

Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен.

Не любит он и лето:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

К зиме поэт относится более благосклонно:

Суровою зимой я более доволен,

И только осень действительно мила его сердцу:

Люблю я пышное природы увяданье.

А.С.Пушкин любит осень в самом её разгаре, когда » роняет лес багряный свой убор » и «роща отряхает последние листы «. Ему приятны и » редкий солнца луч, и первые морозы . Осень в стихах у Пушкина торжественно — печальна и величаво — красива.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

— Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

Поэту легко отдыхается в эту прекрасную пору, легко пишется, легко рифмуется:

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут.

Именно осенью он создал свой золотой поэтический фонд. Только за 3 месяца знаменитой болдинской осени 1830г Поэтом написано около 30 стихотворений, «Маленькие трагедии», «Все повести Белкина», 10-я глава «Евгения Онегина». Поистине сказалось чудодейственное влияние природы и тишины уединения! На лоне природы отдых и труд для Поэта сливались воедино.

Чтение наизусть отрывка стихотворения «Осень»

. ..Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Учитель: Обратите внимание на странное, на первый взгляд, необычное сочетание фраз – «унылая пора» и «очей очарованье». Исключительность осени состоит в том, что она воплощает одновременно два мотива: красоты и смерти (осень – пора увяданья, умирания природы). Именно в этих строчках наиболее ясно слышится сочетание, присутствие в осени мотивов смерти и красоты.

— На экране представлены репродукции картин известного русского художника Левитана «Золотая осень», «Осень. Слобода», «Осень. Сокольники».

В какой из них ярче выражены эти признаки? (В картине «Осень. Сокольники»)

Слово учителя: Пушкин неисчерпаем и бесконечно занимателен! Стихи о русской природе настолько привычны, что кажется, будто её воспевали всегда. Но это не так: Пушкин был первым.

Один из глубоких ценителей и поклонников творчества Пушкина — А. Горький говорил, что в томике стихов Пушкина он находит » больше мудрости и живой красоты, чем в холодном мерцании звёзд или в молчании пустыни «. В этих словах Горького прекрасно передано основное, что отличает лирику великого русского поэта,- ее жизненность, её подлинная человечность.

Пушкин был больше, чем поэт. Это был историк, философ, политик, человек, являющий собой эпоху. Поэт был настоящим живописцем природы, он воспринимал её зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта.

«Природы вновь восторженный свидетель…» Используя прием «Синквейн» , ученики пишут небольшое стихотворение о природе А.С.Пушкина. Приложение 5.

Домашнее задание: Выучить любимое стихотворение А.С. Пушкина.

Презентация на тему: Литературный ринг по творчеству Александра Сергеевича Пушкина

Литературный ринг по творчеству Александра Сергеевича Пушкина.

Цели: Проверка знаний школьников по учебной программе, уровня дополнительных знаний Расширение познавательного пространства учащихся Активизация речевой деятельности

Я начал день свой пушкинским стихом, Сверкнувшим мне с развёрнутой страницы, И до сих пор он в памяти струится, Как отраженье клёна над прудом. (Вс. Рождественский) Мы чтить тебя привыкли с детских лет, И дорог нам твой образ благородный. Ты рано смолк, но в памяти народной Ты не умрёшь, возлюбленный поэт. (А. Плещеев)

Приветствие команд Жизнь замечательного поэта

Назовите число, месяц и год рождения поэта. 26 мая (6 июня) 1799 г.

Как звали мать поэта? Надежда Осиповна Пушкина

Назовите имя отца Пушкина. Сергей Львович Пушкин

Кто был прадедом гения? Африканец Абрам Петрович Ганнибал, ставший слугой и воспитанником Петра 1, а потом военным инженером и генералом.

Где родился поэт? Москва

Какое учебное заведение окончил поэт? Царскосельский лицей

Назовите фамилию няни Пушкина. Яковлева А.Р.

Какой русский поэт присутствовал на экзамене в Лицее? Державин Г.Р.

Как называлось стихотворение, прочитанное Пушкиным на экзамене? «Воспоминание в царском лицее»

Почему выпускников Лицея называли «чугунниками»? Все выпускники первого, «пушкинского», курса Царскосельского Лицея . так называли себя лицеисты первого выпуска, получившие чугунные памятные медали . Кольца лицеистов, в виде сплетённых рук, были сделаны по заказу Энгельгарда из осколков разбитого колокола лицейской церкви. Эти кольца получили все первые выпусники — «пушкинский выпуск».

Кого Пушкин считал своим учителем в поэзии? Жуковский Батюшков

Кому А.С. Пушкин посвятил стихотворение «Ты и вы»? Оленина Анна Алексеевна

Как звали жену поэта? Наталья Николаевна Пушкина (Гончарова)

Чистейшей прелести чистейший образец… Мадонна Сонет Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель — Она с величием, он с разумом в очах — Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, — Чистейшей прелести чистейший образец.

Кто подарил поэту свой портрет со знаменитой подписью?

Как звали детей А.С. Пушкина ? Маша Саша Гриша Наташа

Как называется имение, в котором прошла знаменитая осень 1830 года? Болдино

Куда приезжал к ссыльному поэту его друг Пущин? Михайловское

27 января вечером на Черной речке, на окраине Петербурга состоялась дуэль В 1836 г. В Петербург приехал молодой француз Дантес

стихи поэта …Отдельные надежды Тревожат сердце иногда: Без неприметного следа Мне было б грустно мир оставить. Живу, пишу не для похвал ; Но я бы ,кажется желал Печальный жребий свой прославить , Чтоб обо мне , как верный друг , Напомнил мне единый звук. ( А.С.Пушкин «Евгений Онегин» ) — Прочтите по одной строфе из стихотворений А.С. Пушкина. Кто больше стихотворений вспомнит?

Пушкин в искусстве И чьё-нибудь он сердце тронет ; И, сохранённая судьбой, Быть может, в Лете не потонет Строфа, слагаемая мной; Быть может, (лестная надежда !) Укажет будущий невежда На мой прославленный портрет И молвит : то-то был поэт ! Вопрос командам : — Кто авторы этих знаменитых портретов ?

Портрет А.С. Пушкина О.А.Кипренский. Портрет А.С.Пушкина И.Л.Ливнёв Портрет А.С.Пушкина

Третий лишний Выберите, на ваш взгляд, то произведение , которое является «третьим лишним».Объясните причину выбора. 1. «Цыганы» , «Метель», «Барышня – крестьянка». 2.«Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Евгений Онегин». 3. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Дубровский», «Пиковая дама». 4. «Муму», «Капитанская дочка», «Руслан и Людмила» 5. «Кавказский пленник», «Цыганы», «Выстрел». 6. «Полтава», «Метель», « Гробовщик».

Инсценирование эпизодов из пушкинских произведений

И мысли в голове волнуются в отваге , И рифмы лёгкие навстречу им бегут , И пальцы просятся к перу , перо к бумаге , Минута – и стихи свободно потекут . ( А.С. Пушкин )

Написать командам стихи на заданную рифму. Желанья Мечты Страданья Пустоты Жестокой Венец Одинокий Конец Поражённый Свист Обнажённый Лист

Казах, киргиз — друзья степей широких, Украинец, грузин и белорус- Мы повторяем пушкинские строки: — Друзья мои, прекрасен наш союз! (С. Смирнов «Наш Пушкин»)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: