Урок внеклассного чтения в 6 классе АСПушкин Повести покойного Ивана Петровича Белкина

Урок внеклассного чтения в 6 классе

А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».

«Выстрел», «Барышня-крестьянка»

Организационный момент

Класс делится на две команды по жеребьевке. На бумажках написаны названия повестей «Барышня-крестьянка», «Выстрел».

Ответы оцениваются 2 баллами (полный правильный ответ), 1 баллом (ответ неполный или с подсказкой), 0 баллами (нет ответа).

1-я часть. Викторина о лицейских годах в жизни А.С.Пушкина

Где и когда родился А С Пушкин? (6 июня 1799 г. В Москве)

Как звали родителей А.С.Пушкина? (Надежда Осиповна и Сергей Львович)

Как звали няня А.С.Пушкина? (Арина Родионовна Яковлева)

Кто из родственников способствовал поступлению Пушкина в Лицей? (дядя Василий Львович)

Где находится Царскосельский Лицей, в котором учился Пушкин? (г.Пушкин, бывшее Царское Село под Санкт-Петербургом)

Когда состоялось открытие Лицея? (19 октября 1811 г.)

Чем интересно было открытие Лицея? (присутствие царя Александра I, царицы и других высокопоставленных особ)

Какое образование давал Лицей? (3 года среднее, 3 года высшее, приравнивался к высшему учебному заведению)

Каков был девиз Лицея? ( Учиться и жить для общей пользы)

Назовите имена и фамилии трех самых близких лицейских друзей Пушкина?

( Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер)

Какой знаменитый русский поэт присутствовал на выпускном экзамене по русской словесности, где Пушкин читал свои стихи? (Гаврила Романович Державин)

Какое стихотворение читал А.С.Пушкин на выпускном экзамене по русской словесности? («Воспоминания в Царском Селе»

2-я часть. Литературная викторина. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Выстрел» , «Барышня-крестьянка»

Слово учителя об истории создания произведения:

Пушкин впервые приехал в Болдино в 30 лет. Это время сложных переживаний для поэта. Все более тяготит постоянный правительственный надзор. Литературные критики твердят об упадке таланта. Пушкин делает предложение юной красавице Наталье Гончаровой и после продолжительной отсрочки получает согласие. Но отношения с семьей невесты были непрочны, ненадежны. Он отъезжает в Боллдино. Чтобы оформить дела на владение одной из отцовских деревень.

Болдинской осенью 1830 года появились «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», написанные на сюжеты из русской действительности. Их героями стали провинциальные помещики и уездные барышни, армейские офицеры, бедный чиновник.

Повести эти были первыми завершенными произведениями Пушкина в прозе.

Узнать по отрывку повесть , назвать главных героев, продолжить сцену.

А) – Дома ли Григорий Иванович?

— Никак нет. Г.И. с утра изволил выехать.

— Как досадно! Дома ли по крайней мере его дочь?

Я пошел без доклада. Все будет решено, объяснюсь с нею самою. Я вошел … и остолбенел.

( «Барышня-крестьянка», Алексей Берестов и Лиза Муромская)

Б) Жизнь его наконец была в моих руках; я глядел на него жадно, стараясь уловить хотя одну тень беспокойства… Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплевывая косточки, которые долетали до меня. Его равнодушие взбесило меня. Что пользы мне, подумал я, лишить его жизни, когда

он ею вовсе не дорожит? Злобная мысль мелькнула в уме моем. Я опустил пистолет. («Выстрел», Сильвио, граф)

Узнать героя по портрету

А) Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. (Сильвио, «Выстрел»)

Б) Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и следственно балованое дитя. (Лиза, «Барышня-крестьянка»)

В) В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале

1797 года, уехал в свою деревню и с тех пор он оттуда не выезжал. Он был

женат на бедной дворянке, которая умерла в родах, в то время, как он

находился в отъезжем поле. Хозяйственные упражнения скоро его утешили. Он

выстроил дом по собственному плану, завел у себя суконную фабрику, устроил

доходы и стал почитать себя умнейшим человеком во всем околодке (Иван Петрович Берестов, «Барышня-крестьянка»)

Г) Этот был настоящий русский барин. Промотав в Москве большую часть имения своего, и на ту пору овдовев, уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал проказничать, но уже в новом роде. Развел он английский сад, на который

тратил почти все остальные доходы. Конюхи его были одеты английскими

жокеями. У дочери его была мадам англичанка. Поля свои обработывал он по

английской методе. (Григорий Иванович Муромский, «Барышня-крестьянка»)

Узнать предмет (предмет находится в спец.упаковке)

А) С помощью этого предмета одна особа пыталась ввести в заблуждение молодого человека, чтобы он не знал истинной прелести лица ее. (пудра-белила, Лиза Муромская, «Барышня-крестьянка»)

Б) С помощью этого предмета была совершена долгожданная месть героя. (пистолет, Сильвио, «Выстрел»)

Смысл названия

А) Почему повесть называется «Выстрел»?

Б) Почему повесть называется «Барышня-крестьянка»?

Подведение итогов. Награждение команды-победителя

Викторина по рассказу на Барышня крестьянка

ЛИТЕРАТОРЫ
1. Инсценировка-1-я встреча Алексея и Лизы
2. Наизусть отрывок
3. Выявить авторскую идею, найти в каких смысловых отрывках она выражается; уметь прокомментировать эпиграф
ХУДОЖНИКИ
1. Сделать сюжетные картинки(не менее 6)
2. Найти пейзаж в тексте, уметь соотнести с происходящими событиями.
3. Найти портретные описания героев в различных ситуациях
ЛИНГВИСТЫ
1. Доказать примерами из текста, каким образом речь характеризует главных героев
2. Найти примеры эпитетов, метафор, сравнений в тексте
3. Выявить композиционное построение текста (с записью в тетради)

РЕФЛЕКСИЯ:
КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ
ВАРИАНТ1
1.Композиция – это…

2.Эпиграф нужен в повести для того, чтобы…

3.Алексей полюбил Лизу, потому что
 Она была богата
 Она была знатного рода
 Она была красива
 Она была душевной, доброй и очень славной девушкой
4. Кульминацией повести является эпизод….

КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ
ВАРИАНТ2
1. Сюжет – это…

2. Автор использует для создания образов главных героев…

Детский час

для детей и родителей

Отзыв о повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»

Главная героиня повести «Барышня-крестьянка» — дочь помещика Муромского, семнадцатилетняя Лиза. Отец любил свою дочь и ни в чем ей не отказывал, отчего характер у Лизы был озорной и веселый.

Соседом Муромского был отставной военный Берестов. Между двумя соседями по разным причинам сложились неприязненные отношения, и они не общались друг с другом. Сын Берестова, Алексей, после окончания университета приехал в имение отца. Своей молодостью и прекрасным внешним видом он снискал расположение всех местных барышень.

Лизе тоже хотелось познакомиться с молодым Берестовым, но из-за вражды их родителей такое знакомство не представлялось возможным. Тогда она придумала нарядиться крестьянкой и в таком образе как бы случайно познакомиться с молодым человеком, который каждое утро ходил на охоту.

С помощью своей верной служанки Лиза сшила крестьянское платье и рано утром тайком ушла из дома, прихватив с собой лукошко для грибов. В лесу она действительно встретила Алексея Берестова и представилась ему дочерью кузнеца Акулиной. Между молодыми людьми завязалась дружба, которая со временем переросла в более глубокое чувство, любовь.

Однажды старший Берестов оказал помощь отцу Лизы, упавшему в лесу с лошади и добрые отношения между соседями постепенно восстановились. Берестов и его сын Алексей были приглашены на обед к Муромским. Лиза, боясь быть узнанной Алексеем, появилась на обеде с очень сильно набеленным лицом и говорила только по-французски. Алексей не узнал в ней крестьянку Акулину, с которой встречался, а как дочь Муромского она оставила в его душе неприятное впечатление из-за своего внешнего вида.

Со временем отцы молодых людей пришли к общему мнению, что их дети должны пожениться. Берестов сообщил об этом сыну Алексею и настаивал на женитьбе. Но Алексею дочь Муромского была неприятна, а любил он крестьянку Акулину, не подозревая, что это один и тот же человек.

Молодой Берестов решил ехать к Муромским, чтобы объясниться. Но главы семьи дома не было. Тогда Алексей без доклада прошел в дом и встретил Лизу, в которой тут же узнал крестьянку Акулину. Радости его не было предела, и вернувшийся вскоре Муромский понял, что свадьба обязательно состоится.

Таково краткое содержание повести.

Главный смысл повести «Барышня-крестьянка» состоит в том, что судьба человека и его счастье во многом зависят от него самого. Лиза, не имея возможности официально познакомиться с молодым Берестовым, нашла оригинальный способ встретиться с ним, переодевшись крестьянкой. И, будучи в образе крестьянской девушки, сумела зародить в душе молодого человека из богатого сословия глубокое, благородное чувство. Повесть учит быть благоразумным в отношениях с окружающими людьми. Порой совершенно пустяковые причины заставляют людей враждовать и неприязненно относиться друг к другу. Лишь случайное падение с лошади отца Лизы привело к примирению двух соседей, не разговаривавших годами.

В повести мне понравился Алексей Берестов, который, полюбив, как он считал, девушку из крестьянского сословия, повел себя благородно и порядочно по отношению к ней. Он был готов жениться на Акулине вопреки воле своего отца, и даже ценой потери отцовского расположения и материального достатка.

Какие пословицы подходят к повести «Барышня-крестьянка»?

Хитрость и смекалка — родные сестры.
Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Чему быть, того не миновать.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Система уроков по «Повестям Белкина» А. С. Пушкина

Предлагаю вашему вниманию систему уроков по изучению сборника А. С. Пушкина «Повести покойного И. П. Белкина». «Повести Белкина» я изучаю всегда в 6 классе целиком (за исключением повести «Гробовщик»). Считаю недопустимым фрагментарное изучение таких произведений. Если изучают «Станционный смотритель», то почему не изучается «Метель» или «Выстрел»? Каждое из этих произведений заслуживает самого пристального внимания. Каждое даёт возможность изучить эпоху Пушкина. Так, на примере повести «Станционный смотритель» мы знакомимся со способами передвижения в пушкинское время, «Барыщня-крестьянка» знакомит с русской усадьбой, «Выстрел» — с правилами дуэли. Все эти бытовые комментарии важны для последующего изучения русской литературы первой половины 19 века. Как читать произведения, если не знаешь, кто такой «бретёр», что такое отъезжее поле и т.д.? При изучении повести «Метель» мы знакомимся с музыкой Г. Свиридова, получается замечательный интегрированный урок, ребята словесно рисуют музыку, соотносят её с фрагментами повести. После некоторых уроков предлагаю написать небольшие сочинения, поразмышлять над прочитанным. На этой странице вы найдёте темы этих сочинений и даже образцы.

  1. История создания «Повестей Белкина». Исторический комментарий. «Станционный смотритель».
  2. «Станционный смотритель». Идейное содержание повести.
  3. Повесть «Метель». Авторская ирония в описании любви Владимира и Марьи Гавриловны.
  4. Смысл названия повести. Стихотворение «Бесы» и музыка Свиридова.
  5. Мир русской усадьбы в повести Пушкина «Барышня-крестьянка».
    «Бедная Лиза» Карамзина и «Барышня-крестьянка» Пушкина.
  6. Повесть «Выстрел» и образ Сильвио
  7. Обобщающий урок-игра по повести Пушкина «Барышня-крестьянка».

По причинам большого объёма материала (25 страниц) у меня нет возможности опубликовать на одной странице все материалы. Поэтому предлагаю ознакомиться с выдержками, а целиком скачать материал

Фрагменты из кинофильма «Станционный смотритель»

  1. Вступление. О своём первом впечатлении, о вопросах, которые возникли при чтении повести.
  2. Какие проблемы поднимает автор и как их разрешает?
  3. Какую роль играют библейские картинки?
  4. Какую роль играют портреты Дуни и Самсона Вырина?
  5. Какие черты скрыты за внешностью героев?
  6. Говорящие детали и символы в повести.
  7. К каким выводам приводит нас Пушкин?
  8. Ваше отношение к героям и поставленным проблемам.

Тема: Повесть А.С .Пушкина «Метель».

1. Тема — превратности любви. Именно эту тему развивают фабула и сюжет
новеллы.

2. Фабула — цепь событий в их причинно-следственной связи.
Фабула «метели» анекдотична.

Традиционный набор элементов:

— Богатая невеста — бедный жених.

— Препятствие — запрет родителей

— Влюблённые: «первая» невеста — «блестящий» жених.

— Тайное препятствие — узы брака

а) за счёт «фигуры умолчания» в новелле создаётся «таинственная ситуация»: до самой развязки не известно, что узнал Владимир на дворе священника, каков секрет «полусумасшедшего письма», в чём причина молчания Бурмина. Тайна объясняется только в самом конце новеллы.

Б) Сюжет изложен от лица помещика Белкина, «наложившего на них одни и тот же отпечаток своего простодушного взгляда на вещи». Самому Белкину он рассказан девицей К.И.Т, уездной барышней.

4. Система персонажей в 1-ой части новеллы:

протагонисты — антагонисты — помощники

Марья Гавриловна и Владимир – Гаврила Гаврилович и Прасковья Петровна – Священник, корнет, землемер, молодой улан, кучер Терёшка, горничная, крестьяне

Тема: Мир русской усадьбы в повести Пушкина «Барышня-крестьянка.

Урок «Мир русской усадьбы» предлагаю начать с экскурсии по усадьбе. Такой культурологический комментарий упростит работу на уроке, поможет ребятам понять то, что осталось непонятно.

Викторина на знание повести.

— как звали отца Алексея Берестова? (Иван Петрович)

— Что читал Иван Петрович Берестов? (Сенатские Ведомости)

— Как звали отца Лизы Муромской? (Григорий Иванович)

— Кто из помещиков был англоманом? (Муромский)

— Как звали гувернантку Лизы Муромской? (Мадам Жаксон)

— Сколько лет было Лизе? (17)

— Где жили Берестовы? (В Тугилове)

— Где жили Муромские? (В Прилучине)

— К кому на именины ходила Настя? (к поваровой жене в Тугилово)

— Во что играл Алексей Берестов с крестьянками? (В горелки)

— Как звали собаку Алексея? (Сбогар)

— Чьей дочерью представилась Лиза? (Василия-кузнеца)

— Что было изображено на перстне Алексея? (Мёртвая голова)

— Что читала Лиза-Акулина? ( «Наталью, боярскую дочь» Карамзина)

История жизни Ивана Петровича Берестова.

Иван Петрович Берестов в молодости служил в гвардии. Берестов выходит в отставку в начале 1797 года.

Уехав в свою деревню, женился на бедной дворянке, возможно, по воле родителей, и не относился к жене с любовью и заботой; т.к. жена его, когда умирала в родах, он находился на охоте.

«Хозяйственные упражнения скоро его утешили». Берестов строит новый дом. Деньги, вложенные в строительство фабрики, быстро возвратились, доходы утроились. Берестов стал одним из богатых помещиков губернии, отправил сына, подросшего к тому времени, учиться в столицы, а потом в университет, по всей вероятности, Геттингенский. Сам же принимал гостей, занимался лошадьми, собаками, ничего не читал, кроме «Сенатских Ведомостей», и сам записывал расход.

История жизни Григория Ивановича Муромского.

Он был близким родственником графу Пронскому, имел значительное состояние. Возможно, он жил в городе. Именно такие люди, не знающие цену затраченному на работу времени, не представляющие, как хлеб родится, беспечно проматывали в столицах состояние, проигрывали в карты, устраивали балы. Муромский служил, но, вероятно, недолго. Возможно, он ездил за границу, где и заразился англоманией.

После смерти жены Муромский уехал с дочерью в деревню. Его проказы: английский сад, костюмы английских жокеев на конюхах, содержание «Мисс

Жаксон», — всё это оборачивалось новыми долгами, к тому же крестьяне имения, заложенного Григорием Ивановичем в Опекунский совет, должны были выплачивать проценты на сумму, которую помещик благополучно тратил.

Тема: А. С. Пушкин «Выстрел».

Слово учителя о прототипах.

Н. Прототип — существующий в реальной действительности человек, жизнь и характер которого положены писателем в основу созданного им образа.

В облике Сильвио искали черты отдельных современников Пушкина

— «художественная портретность с подполковником Липранды».

— «отчасти повторение личной судьбы Байрона».

Немало дошло до наших дней воспоминаний и рассказов о людях, в равной степени могли быть прототипами героев Пушкина. Интересный случай, характеризующий «хладнокровных храбрецов» этой поры, приводит в своих воспоминаниях декабрист Гангеблов, рассказывая о поручике Шеффлере, который «мало дорожил жизнью»:

Когда офицеры заспорили о точном расстоянии между возведённой ночью батареей и вражеской крепостью, Шеффлер решил помирить их и «направился к цели, помахивая белым платком. Турки, приняв его за парламентёра, не мешали; но когда Шеффлер, достигнув самой крепости, зашагал в обратный путь, но только не по прямой уже линии, а зигзагами, за ним посыпался град пуль. Присоединившись к нам, он объявил, что насчитал 299 шагов».

Сочинение на тему: «В чём смысл названия повести Пушкина «Метель»?»

Образец: Образ метели в повести — это образ, олицетворяющий высшие, необъяснимые, неподвластные человеку силы. Метель у Пушкины — это сама судьба.

Трижды возникает образ метели в повести, объединяя все события в ней, объясняя всё в судьбах героев. Образ метели-судьбы тесно связан с образом Божьего храма.

Нет Божьего благословения — нет пути. Один из героев, Владимир, обречён блуждать в жизненной метели и потерпеть неудачу. Марью Гавриловну же метель-судьба соединяет с её суженым, которого «Конём не объедешь».

И Бурмин, подобно Марье Гавриловне, тоже следует Божьему промыслу. Он тоже «заблудился» в метели и оказался у церкви. Пройдя через испытания Отечественной войной, он стал по-иному относиться к своему непростительному поступку. Но судьба всё расставила по своим местам. По ходу повести утверждается главное значение всепроникающего образа метели. Именно он переводит повесть Пушкина в разряд произведений о человеческой судьбе, о способности слышать голос судьбы. Как сказал Баратынский, «Всех благ возможных тот достиг, кто дух судьбы своей постиг».

Урок-игра по «Повестям Белкина» А. С. Пушкина

  1. Н.Н.Полянских. Повесть Пушкина «Станционный смотритель» ст. в журнале «Литература в школе» N 5-99 стр.50
  2. В.Влащенко. Проблема отцов и детей в прозе Пушкина. Ст. в газете «Литература» N35-99 г. Cтp. 11
  3. А.Г.Гукасова «Повести Белкина» А.С.Пушкина. М: Издательство академии пед. наук, 1949г.
  4. В.П.Полухина, «Методические рекомендации к учеб. хрестоматии лит-туры 6 кл.» М. «Просвещение» 1992г.
  5. Турьянская Б.И. и др. литература в 6 кл. : Урок за уроком. — М: Русское слово, 1999г.
  6. Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим. Вопросы и задания по лит-ре. : 6 кл. -М.:Просвещение, 1996г.
  7. А.Репин. «Метель» Пушкина: план анализа. Ст. в газете «Лит-ра» N9-2000 стр.4
  8. В.Влащенко. Тайный пафос рассказа. Интерпретация нравственно-духовный смысла «Метели». Ст. в газете «Лит-ра» N 21-91 стр.6
  9. Л.Клипина, И.Барабашкина «Метель» Пушкина и музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к повести. Ст. в газете «Лит-ра» 27-2000 стр.14
  10. О.Павлова «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина и «Барышня-крестьянка» Пушкина. Ст. в газете «Лит-ра» N 2-2001 стр.13
  11. П.Е.Панкратова, Обобщающий урок в 5-м кл. по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» ст. в газете «Лит-ра» N 35-99 стр.12
  12. О.А.Ерёмина. Мир русской усадьбы в повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» ст. в журнале «Литература в школе» N 1-99 стр.48

Наталья Геннадьевна (Monday, 09 September 2013 10:59)

Инесса Николаевна!Часто захожу на сайт и нахожу нужный материал. Такой талант! Богатейший материал. Спасибо! Удачи Вам!

Надежда (Monday, 01 December 2014 12:31)

Уважаемая Инесса Николаевна! Хочется хочется сказать Вам огромное спасибо за Ваш труд, за Ваши наработки! Богатейший материал! Позволяет очень разнообразить урок! Спасибо Вам!

Лерочка (Tuesday, 03 November 2015 15:17)

Не очень. Я конечно понимаю, это заняло очень много времени, но там говорится только о «Стационном смотрителе». Почему про другие повести написано очень мало?

Лариса (Sunday, 07 February 2016 19:57)

Спасибо большое. Вы такая умница, дай Бог вам здоровья.

Перова Инесса Николаевна (Wednesday, 09 November 2016 07:28)

Уважаемый ал-р. Ваш комментарий я не публикую, так как очень много ошибок. Если бы Вы попробовали его грамотно написать — с удовольствием.
Итак, отвечу.
Во-первых, думаю, это не тот сайт, на котором надо прятать своё имя за ником.
Во-вторых, Вы читали, что я тут написала? Какой «разбор» Вы тут увидели? Тут пример сочинения ученика, игра, фрагменты фильма.
В-третьих, думаю, что Вы чем-то обижены на учителей, а жаль, не надо чесать всех под одну гребёнку, в каждой профессии есть разные люди.
В-четвёртых, с чего Вы взяли, что все что-то «передирают», учась в педе?
И в итоге жаль, что такое негативное сознание. Надо всё-таки видеть и хорошее.
Понравилось, что «читаете так, как некоторые курят».

Элеонора (Thursday, 09 November 2017 08:50)

Уважаемая Инесса Николаевна! Вы мой учитель в создании сайта (потому что пользуясь Вашими великолепными разработками, я научилась делиться своими. Приглашаю)) https://eleo13.jimdo.com/). Бесконечно Вам благодарна. С удовольствием воспользуюсь системой уроков по «Повестям Белкина». Желаю Вам здоровья, творческих успехов, благодарных коллег и учеников.

Элеонора Высочанская (Saturday, 11 November 2017 15:32)

Позволила себе оформить вашу систему уроков в презентации. Ссылка на архив https://yadi.sk/d/KoHGFwFg3Pc4AN
Большое Вам спасибо

Перова Инесса Николаевна (Saturday, 11 November 2017 17:01)

Спасибо! Интересно посмотреть.

Алёна (Thursday, 21 November 2019 06:23)

Доброе утро. Хотела выразить слова благодарности за вашу работу. Каждый раз нахожу для уроков что-то интересное, от чего можно оттолкнуться. Благодарю.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector