Викторина по произведению пушкина дубровский

«О доброй и мудрой Пушкинской сказке». Урок — театрализация. Обучение грамоте. 1 класс (1 – 4)

К урокам «Сказка о рыбаке и рыбке». А.С. Пушкин — сказочник. Из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. 2-й класс.

Литература 5 класс Методические советы под редакцией В.И. Коровина Глава А. С. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый. », «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Методический опыт. «Песнь о Вещем Олеге» А.С.Пушкина на уроках в начальной школе portal-slovo.ru

Из Единой коллекции ЦОР — к учебнику «Литература. Начальный курс», 5 класс (уроки: Литературная сказка, поэма «Руслан и Людмила» и др.)

«Сказка о царе Салтане…» А.С. Пушкина в музыке Н.А. Римского- Корсакова . Интегрированный урок литературы и музыки для 5 класса.

Из Единой коллекции ЦОР — к учебнику «Литература. Начальный курс», 6 класс («Песнь о вещем Олеге»)

«Негде, в тридевятом царстве». Урок — лабораторная работа по произведению А.С.Пушкина «Сказка о Золотом петушке», 9-й класс

Интегрированный урок в 8 классе (литература + история) Тема урока: Образ Пугачева. Крестьянская война 1773 – 1775 гг.

Любовная лирика Пушкина. Информационные технологии на уроках литературы.

Гений Пушкина и Чайковского в искусстве XIX века (на примере опер П.И. Чайковского “Евгений Онегин”, “Пиковая дама”, “Мазепа” по произведениям А.С. Пушкина).

«Что за прелесть эти сказки. » Внеклассное мероприятие по сказкам А.С. Пушкина

Цикл уроков по жизни и творчеству А.С.Пушкина / Пушкинское Болдино, Родословная семьи пушкиных, Лицеист Пушкин, Повести Белкина/

» ПЕРЕЧИТЫВАЯ ПУШКИНА СЕГОДНЯ» — Сборник методико — библиографических материалов Научно — методического отдела Тверской ОУНБ им. А.М. Горького,

К урокам. Сайт ученика 11А класса МОУ СОШ №96 , Виктора Дюкова

Викторина по произведениям А.С. Пушкина

(«Капитанская дочка», «Дубровский», «Пиковая Дама»)

В икторина проводится по типу телевизионной игры «Умницы и умники». Она способствует формированию у учащихся внимательного отношения к детали в художественном произведении. Викторину можно провести на обобщающем занятии по творчеству А.С. Пушкина или в форме диагностического контроля перед непосредственным изучением произведений А.С. Пушкина.

Правила игры. Викторина состоит из трёх этапов, в ходе которых из девяти участников в финал выйдут трое. Финальное состязание определит победителя.

За каждый правильный ответ участнику игры даётся визитка. В случае если участник затруднится дать ответ или даст неверный ответ, ведущий обращается к зрителям. Для зрителей, набравших большее количество визиток, можно организовать, по желанию учителя, дополнительный этап. Перед участниками стоит задача определить дорожку, по которой они начнут состязание. Право выбора сначала предоставляется участнику, лучше других справившемуся с заданием. У первой группы самый короткий путь к победе, участник игры должен ответить лишь на два вопроса, но участник, выбравший короткий путь, не имеет права на ошибку. Участника второй группы ожидают три вопроса, для него допустима одна неточность в ответе. Участникам третьей группы задаётся четыре вопроса, но они могут ошибиться дважды.

Первый этап

Вопросы для розыгрыша дорожек

  • Вспомните название произведения А.С. Пушкина, после выхода которого другой прославленный поэт сделал надпись на своём портрете: “Победителю-ученику от побеждённого учителя: в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму… 1820 марта 26, великая пятница”. («Руслан и Людмила», В.А. Жуковский.)
  • Назовите художественные произведения Пушкина, в основу которых легли реальные исторические события. («Капитанская дочка», «Полтава», «Арап Петра Великого».)
  • Вспомните фамилию вымышленного автора нескольких повестей писателя, назовите их. (Иван Петрович Белкин: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».)

Третья группа

— Согласно описанию, Вы выглядите так: “наружности замечательной: лет сорока от роду, росту среднего, худощав и широкоплеч”. Лицо Ваше “имело выражение довольно приятное, но плутовское”. Вы себя узнали? Представьтесь. (Вожатый, Емельян Пугачёв, «Капитанская дочка».)

1. — Уважаемый атаман, о чём извещали Вы жителей Белогорской крепости в воззвании, писанном полуграмотным казаком? (О намерении идти на крепость, приглашал казаков и солдат в свою “шайку”, командиров “увещевал не сопротивляться”, угрожая казнью в противном случае.)

2. — Вспомните, уважаемый, как нелестно отвечал Вам комендант на Ваш вопрос: “Как ты смел противиться мне, своему государю?” (“Ты мне не государь, ты вор и самозванец!”)

3. — Почему Вы отпустили Петра Гринёва в Оренбург, хотя он не был добр с Вами? (Он поразил меня своей искренностью.)

4. — Напомните нам сказку старой калмычки. С какой целью Вы рассказали её спутнику? (См. гл. XI.)

Вторая группа

— Согласно авторскому замечанию, Вы женщина немолодая, но “прехрабрая дама”. О таких говорят: “неробкого десятка”. Вы узнали себя? (Василиса Егоровна.)

1. — Потрудитесь вспомнить, за каким занятием застал Вас Пётр Андреевич Гринёв во время приезда в крепость? (Разматывала нитки, которые держал “кривой старичок в офицерском мундире”.)

2. — Как Вы определили приданое дочери? (“Частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить”.)

3. — Каким образом Иван Кузьмич выпроводил Вас с Машей к попадье? (Он сказал, “будто бы отец Герасим получил из Оренбурга какие-то чудные известия, которые содержит в великой тайне”.)

Первая группа

— Вы персона лет сорока, обладательница “приятного голоса, но властного”. Лицо Ваше “полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую”. Назовите себя. (Императрица Екатерина.)

1. — Будьте добры, напомните нам, какой породы Ваша любимая собачка? (Белая собачка английской породы.)

2. — В беседе с Марьей Ивановной вы сказали: “Я рада, что смогла сдержать своё слово и исполнить вашу просьбу”. Объясните, пожалуйста, в чём заключалась просьба девицы Мироновой и как Вы её исполнили? (Речь идёт о помиловании Гринёва, см. гл. XIV.)

Второй этап

Задание для розыгрыша дорожек

  • Назовите известные Вам русские города, связанные с жизнью и творчеством А.С. Пушкина.

— Вы молодой человек, воспитывающийся в Кадетском корпусе, служили корнетом в гвардии, волей судьбы вынуждены вернуться в имение отца, где Вас ждали преобразования. Назовите себя. (Владимир Дубровский.)

1. — Уважаемый Владимир Андреевич, сколько Вам лет? (19 лет; на 8-м году отправлен в Петербург, 12 лет не был на родине.)

2. — Назовите отличительные черты атамана Дубровского. (“Славился умом, отважностью и каким-то великодушием”.)

3. — Каковы были Ваши тайные намерения при посещении дома Троекуровых? (Месть — цель приезда в дом Троекуровых; “Первый мой кровавый подвиг должен был свершиться над ним, но любовь к Маше изменила цель приезда”.)

4. — Что увидел охваченный глубоким горем молодой Дубровский, приближаясь к дому после похорон отца? (“Навстречу Дубровскому попался поп со своим причётом. Мысль о несчастливом предзнаменовании пришла ему в голову. Приближаясь, увидел он множество народа; крестьяне и дворовые люди толпились на барском дворе. Издали услышал Владимир необыкновенный шум и говор. Суд приехал”.)

Вторая группа

— Вы старинный русский барин, владелец дома, всегда “полного гостями”, человек малообразованный, избалованный своим окружением, большой волокита за девушками. “Его богатства, знатный род и связи давали ему большой вес в губернии. Губернские чиновники трепетали при его имени”. (Кирила Петрович Троекуров.)

1. — Зачем Вам, любезный Кирила Петрович, огромное количество собак (более 500 гончих и борзых)? (Кирила Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осматривал его по крайней мере в двадцатый раз”.)

2. — Каковы были благородные увеселения русского барина Троекурова? (Новичка вталкивали в комнату, где привязывали проголодавшегося медведя, который был безопасен только в одном углу комнаты.)

3. — Чем Вы, уважаемый Кирила Петрович, наводили “страх на губернию”? (Троекуров не раз совершал “набеги”, разорял дотла владения и “осаждал самого помещика в его усадьбе. Такие подвиги были ему не в диковинку”.)

Первая группа

— Вы являетесь предметом внимания и интереса в своём кругу. Воспитывались Вы в аристократических предрассудках, редко появляетесь на обедах среди гостей, читаете сочинения французских писателей XVIII века. У Вас нет подруг, Вы привыкли к одиночеству и уединению. Кто Вы, милая барышня? (Мария Кириловна Троекурова.)

1. — Вам интересны музыкальные уроки господина Дефоржа. На каком музыкальном инструменте Вы себе аккомпанируете? (На фортепьяно.)

2. — Вспомните своё объяснение с отцом. Ваша душа разрывается от горя. Вы умоляете Кирилу Петровича не отдавать Вас замуж за нелюбимого. “Папенька, вам без меня будет грустно, ещё грустнее, когда…” Продолжите фразу. (“…когда подумаете, что я несчастлива, папенька”).

Третий этап

Задание для розыгрыша дорожек

  • Придумайте название газете, которая бы выходила в губернском городе, и напишите заметку о розыске молодого разбойника Владимира Дубровского.

Третья группа

— Молодой человек, Вы инженер, небогаты. По замечанию автора, Вы “имели сильные страсти и огненное воображение, но твёрдость спасла Вас от обыкновенных заблуждений молодости”. Вас занимали карты, но Вы никогда не играли. Представьтесь. (Германн, «Пиковая Дама».)

1. — Так почему же, уважаемый Германн, Вы любили карты, но “отроду не брали карты в руки”? (“Я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее”.)

2. — Германн, Вы писали страстные письма Лизавете Ивановне. Скажите честно, Вы сами сочиняли их? (Первое было “слово в слово взято из немецкого романа”. Затем уже Германн писал их сам, “вдохновенный страстью” — как выяснилось впоследствии, совсем не любовной.)

3. — Знаете ли Вы, с кем сравнивал Вас Томский? Назовите. (“У него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля”.)

4. — Какие “три злодейства” на Вашей совести? (Первое — Лизавета Ивановна, второе – старая княгиня, третье – собственная загубленная душа.)

Вторая группа

— По характеристике автора, Вы “пренесчастное создание”, молодая девушка, вынужденная терпеть капризы избалованной княгини, её холодный эгоизм. Вы были “домашней мученицей”. Вы… (Лизавета Ивановна, воспитанница старой княгини.)

1. — Что заставило Вас откликнуться на любовь Германна? (“Она была самолюбива, живо чувствовала своё положение и глядела кругом себя, — с нетерпением ожидая избавителя”.)

2. — Скажите, почему, когда Томский хотел представить графине своего приятеля, Вы решили, что тот инженер? (Инженером был Германн, которого Лизавета Ивановна незадолго до этого разговора стала примечать на улице у себя под окном.)

3. — Чем Вы занимались, когда впервые увидели Германна? (Шила на пяльцах.)

Первая группа

— Вам, уважаемый князь, около пятидесяти, но “наружность ваша была приятна, замечательна”, некогда Вы блистали в свете и были любезны с женщинами. Вы богаты, но холосты и вынуждены скучать в деревне. Информация исчерпывающая, чтобы угадать Ваше имя. (Князь Верейский. «Дубровский».)

1. — Вы долгое время жили за границей. Какой отпечаток это наложило на Ваш быт? (Мне нравились английские сады, дом построен “во вкусе английских замков. Перед домом расстилался густо-зелёный луг, на коем паслись швейцарские коровы… пространный парк окружал дом со всех сторон”.)

2. — Известно, что в имении Троекурова много примечательного, чем гордился хозяин. Но что же более всего поразило Вас? (Меня поразила красота Марьи Кириловны.)

Финал

Вопросы и задания для розыгрыша дорожек

  • Назовите произведения Пушкина, где одну из главных героинь зовут Мария. («Капитанская дочка», «Метель», «Дубровский»).
  • Какую русскую народную песню Пушкин дважды использует в своих произведениях? («Не шуми, мати зелёная дубровушка…»: «Дубровский», «Капитанская дочка».)
  • Вспомните общее название произведений Пушкина, Лермонтова, Толстого. («Кавказский пленник».)

Третья группа

— Вы сержант Семёновского полка, воспитывались дома под надзором дядьки, поэтому знали “русскую грамоту и могли судить (очень здраво) о свойствах борзого кобеля”. Служить же Вас отправили в яицкие степи. Представьтесь. (Пётр Андреевич Гринёв.)

1. — Вы заявили: “Итак, все мои блестящие надежды рушились!” Что же Вы имели в виду? (“Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, была верхом благополучия человеческого”.)

2. — Любили ли Вы в детстве науку географию? (Думаю, что да — по крайней мере, из географической карты было очень удобно делать воздушного змея.)

3. — Что привлекло Вас в Пугачёве? (Я видел в нём не злодея и разбойника, а человека. Размах, поэтичность, великодушие, широта натуры поражали меня.)

4. — Пугачёв предложил Вам присягнуть на верность ему. Напомните, что Вы ему ответили. (“Я природный дворянин; я присягал государыне императрице и тебе служить не могу”.)

Вторая группа

— Вы “молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым”. Представьтесь. (Алексей Иванович Швабрин.)

1. — Почему Вы, молодой человек, офицер, вынуждены проводить дни своей молодости в далёкой крепости? (За смертоубийство.)

2. — Почему Марья Ивановна решила, что Вы зачинщик ссоры с Гринёвым? (“…он такой насмешник”).

3. — Пётр Гринёв называл Вас злодеем, но в Вашем характере есть одно светлое “пятнышко”. Какое? (При допросе Швабриным не было произнесено имя Марьи Ивановны.)

Первая группа

— Вам около восемнадцати лет, девушка на выданье, Вы круглолица, румяна, очень скромна, робка. Кто Вы? (Мария Ивановна Миронова.)

1. — Почему Пугачёв освободил вас? (Возможно, потому что действовал “по-царски”, в соответствии с пословицей: “Казнить — так казнить, миловать — так миловать”.)

2. — Почему императрица была к Вам милосердна? (“…я в долгу перед дочерью капитана Миронова”.)

Подводятся итоги, объявляется победитель викторины, вручается визитка “Лучший знаток творчества Пушкина”.

Викторина по произведениям А.С. Пушкина «Капитанская дочка», «Дубровский», «Пиковая дама» для учащихся 8-х классов

Викторина по литературе проводится по типу телевизионной игры “Умницы и умники”. Она способствует формированию у учащихся внимательного отношения к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной структуре. Викторину можно провести на обобщающем занятии по творчеству А.С. Пушкина, можно в форме диагностического контроля перед непосредственным изучением произведений А.С. Пушкина.

Правила игры: викторина состоит из трёх этапов, в ходе которых из 9 участников в финал выйдут трое. Финальное состязание определит победителя.

За каждый правильный ответ участнику игры даётся визитка. В случае если участник затруднится дать ответ или даст неверный ответ, ведущий обращается к зрителям. Для зрителей, набравших большее количество визиток, можно организовать, по желанию учителя, дополнительный этап.

Перед участниками стоит задача определить дорожку, по которой они начнут состязание. Право выбора первому предоставляется участнику, лучше других справившемуся с заданием.

У первой группы самый короткий путь к победе, участник игры должен ответить лишь на два вопроса, но участник, выбравший короткий путь не имеет права на ошибку.

Участника второй группы ожидают три вопроса, для него допустима одна неточность в ответе.

Участникам третьей группы задаётся четыре вопроса, но они могут ошибиться дважды.

Состязание судит жюри.

Вопросы и задания составлены по книге: А.С. Пушкин. Сочинения в трёх томах. Том третий. Проза. Москва “художественная литература”, 1987.

Первый этап.

Вопросы для розыгрыша группы учащихся.

1. Вспомните название произведения А.С. Пушкина, после выхода которого другой прославленный поэт сделал надпись на своём портрете: “Победителю-ученику от побеждённого учителя: в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму… 1820 марта 26, великая пятница”. (“Руслан и Людмила”, В.А. Жуковский).

2. Назовите художественные произведения Пушкина, в основу которых легли реальные исторические события. (“Капитанская дочка”, “Полтава”, “Арап Петра Великого”).

3. Вспомните фамилию вымышленного автора нескольких повестей писателя, назовите их. (Иван Петрович Белкин: “Выстрел”, “Метель”, “Гробовщик”, “Станционный смотритель”, “Барышня-крестьянка”).

Третья группа.

Вопросы и задания.

— Согласно описанию, Вы человек “наружности замечательной: лет сорока от роду, росту среднего, худощав и широкоплеч”. Лицо Ваше “имело выражение довольно приятное, но плутовское”. Вы себя узнали? Представьтесь. (Вожатый, Е. Пугачёв, “Капитанская дочка”; гл. II, с. 240).

1. — Уважаемый атаман, о чём извещали Вы жителей Белогорской крепости в воззвании, писанном полуграмотным казаком? (О намерении идти на крепость, приглашал казаков и солдат в свою “шайку”, командиров “увещевал не сопротивляться”, угрожая казнью в противном случае; гл. VI, с.265).

2. — Вспомните, уважаемый, как нелестно отвечал Вам комендант на Ваш вопрос: “Как ты смел противиться мне, своему государю?” (“Ты мне не государь, ты вор и самозванец!”; гл. VII, с. 272).

3. — Почему Вы отпустили Петра Гринёва в Оренбург, хотя он не был добр с Вами? (Он поразил меня своей искренностью; гл.VIII, c 279).

4. — Напомните нам сказку старой калмычки. С какой целью Вы рассказали её спутнику? (Гл. XI, с. 289).

Вторая группа.

— Согласно авторскому замечанию, Вы женщина немолодая, но “прехрабрая дама”. О таких говорят, “неробкого десятка”. Вы узнали себя? (Василиса Егоровна).

1. — Потрудитесь вспомнить, за каким занятием застал Вас Петр Андреевич Гринёв во время приезда в крепость? (Разматывала нитки , которые держал “кривой старичок в офицерском мундире”; гл. III, с 244).

2. — Как Вы определили приданое дочери? (“Частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить”; гл.III, с 247).

3. — Каким образом Иван Кузьмич выпроводил Вас с Машей к попадье? (Он сказал, “будто бы отец Герасим получил из Оренбурга какие-то чудные известия, которые содержит в великой тайне”; гл. VI, с. 262).

Первая группа.

— Вы персона лет сорока, обладательница “приятного голоса, но властного”. Лицо Ваше “полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую”. Назовите себя. (Императрица Екатерина; гл. XIV, с. 315).

1. – Ваше превосходительство, напомните нам, какой породы Ваша любимая собачка? (Белая собачка английской породы; гл.XIV, с. 315).

2. – В беседе с Марьей Ивановной вы сказали: “Я рада, что смогла сдержать своё слово и исполнить вашу просьбу”. Объясните, пожалуйста, в чём заключалась просьба девицы Мироновой, и как Вы её исполнили? (Гл. XIV, с 316).

Второй этап.

Задание для розыгрыша дорожек.

Назовите известные Вам русские города, связанные с жизнью и творчеством А.С. Пушкина.

Третья группа.

— Вы молодой человек, воспитывающийся в Кадетском корпусе, служили корнетом в гвардии, волей судьбы вынуждены вернуться в имение отца, где Вас ждали преобразования. Назовите себя. (Владимир Дубровский).

1. – Уважаемый Владимир Андреевич, сколько Вам лет? (19 лет; на 8 году отправлен в Петербург, 12 лет не был на родине; гл. III, с 137, 139).

2. – Назовите отличительные черты атамана Дубровского. (“Славился умом, отважностью и каким-то великодушием”; гл.VII, с.150).

3. — Каковы были Ваши тайные намерения на посещение дома Троекуровых? (Месть – цель приезда дом Троекуровых; любовь к Маше Троекуровой;, гл.XII, с 169; “Первый мой кровавый подвиг должен был свершиться над ним, но любовь к Маше изменила цель приезда”.

4. – Что увидел охваченный глубоким горем молодой Дубровский, приближаясь к дому после похорон отца? (“Навстречу Дубровскому попался поп со своим причётом. Мысль о несчастливом предзнаменовании пришла ему в голову. Приближаясь, увидел он множество народа; крестьяне и дворовые люди толпились на барском дворе. Издали услышал Владимир необыкновенный шум и говор. Суд приехал”; гл. V, с. 144).

Вторая группа.

— Вы старинный русский барин, владелец дома, всегда “полного гостями”, человек малообразованный, избалованный своим окружением, большой волокита за девушками. “Его богатства, знатный род и связи давали ему большой вес в губернии. Губернские чиновники трепетали при его имени”. Однако Вы не занимали никакой общественной должности. (Кирилла Петрович Троекуров; гл. I, с.125).

1. — Зачем Вам, любезный Кирилла Петрович, огромное количество собак (более 500 гончих и борзых)? (Кирилла Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осматривал его по крайней мере в двадцатый раз”; гл.I, с. 127).

2. — Каковы были благородные увеселения русского барина Троекурова? (Новичка вталкивали в комнату, где привязывали проголодавшегося медведя, который был безопасен только в одном углу комнаты; гл. VIII, с. 153).

3. — Чем Вы, уважаемый Кирилла Петрович, наводили “страх на губернию”? (Троекуров не раз совершал “набеги”, разорял дотла владения и “осаждал самого помещика в его усадьбе. Такие подвиги были ему не в диковинку”; гл.I, с.129).

Первая группа.

— Вы являетесь предметом внимания и интереса в своём кругу. Воспитывались Вы в аристократических предрассудках, редко появляетесь на обедах среди гостей, читаете сочинения французских писателей XVIII века. У Вас нет подруг, Вы привыкли к одиночеству и уединению. Кто Вы, милая барышня? (Мария Кирилловна Троекурова; гл. VIII, с. 151).

1. — Вам интересны музыкальные уроки господина Дефоржа. На каком музыкальном инструменте Вы себе аккомпанируете? (На фортепьяно; гл. XI, с. 166).

2. — Вспомните своё объяснение с отцом. Ваша душа разрывается от горя. Вы умоляете Кириллу Петровича не отдавать Вас замуж за нелюбимого. “Папенька, вам без меня будет грустно, ещё грустнее, когда…”. Продолжите фразу. (“…когда подумаете, что я несчастлива, папенька”; гл. XVI, с. 178).

Третий этап.

Задание для розыгрыша дорожек.

— Придумайте название газете, которая бы выходила в губернском городе, и напишите заметку о розыске молодого разбойника Владимира Дубровского.

Третья группа.

— Молодой человек, Вы инженер, небогаты. По замечанию автора, Вы “имели сильные страсти и огненное воображение, но твёрдость спасла Вас от обыкновенных заблуждений молодости”. Вас занимали карты, но Вы никогда не играли. Представьтесь. (Германн, “Пиковая дама”, гл. I, с. 189).

1. — Так почему же, уважаемый Германн, Вы любили карты, но “отроду не брали карты в руки”? (“Я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее”; гл. I, с 189).

2. — Германн, Вы писали письма Лизавете Ивановне вдохновлённые страстью и на языке “вам свойственном”. Какой же язык Вам был родственный? (Немецкий. Я сын обрусевшего немца; гл. II, с. 196).

3. — Знаете ли Вы, с кем сравнивал Вас Томский?. Назовите. (“У него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля”; гл. IV, с. 203).

4. — Какие три злодейства на Вашей совести? (Первое – Лизавета Ивановна, второе – старая княгиня, третье – я сам).

Вторая группа.

— По характеристике автора, Вы “ пренесчастное создание”, молодая девушка, вынужденная терпеть капризы избалованной княгини, её холодный эгоизм. Вы были “домашней мученицей”. Вы…? (Лизавета Ивановна, воспитанница старой княгини; гл. II, с. 194).

1. — Что заставило Вас откликнуться на любовь Германна? (“Она была самолюбива, живо чувствовала своё положение и глядела кругом себя, — с нетерпением ожидая избавителя”; гл.II, с. 195).

2. — Укажите, любезная Лизавета Ивановна, в чём причины Вашей трагедии? (Я была расчётлива).

3. — Как Вы думаете, успел ли полюбить Вас Германн? (Думаю, да. Об этом свидетельствует поцелуй; гл.IV, с. 205).

Первая группа.

— Вам, уважаемый князь, около пятидесяти, но “наружность ваша была приятна, замечательна”, некогда Вы блистали в свете и были любезны с женщинами. Вы богаты, но холосты и вынуждены скучать в деревне. Информация исчерпывающая, чтобы угадать имя Вашего персонажа. (Князь Верейский. “Дубровский”; гл. XIII, с. 171).

1. — вы долгое время жили за границей. Какой отпечаток это наложило на Ваш быт? (Мне нравились английские сады, дом построен “во вкусе английских замков. Перед домом расстилался густо-зелёный луг, на коем паслись швейцарские коровы… пространный парк окружал дом со всех сторон”; гл.XIII, с. 1730.

2. — Известно, что в имении Троекурова много примечательного, чем гордился хозяин. Но что же более всего поразило Вас? (Меня поразила красота Марьи Кирилловны; гл. XIII, с. 172).

Финал.

Вопросы и задания для розыгрыша дорожек.

1. — Назовите произведения Пушкина, где одну из главных героинь зовут Мария. (“Капитанская дочка”, “Метель”, “Дубровский”).

2. — Какую русскую народную песню Пушкин дважды использует в своих произведениях? (“Не шуми, мати, зелёная дубровушка…”: “Дубровский”, “Капитанская дочка”).

3. — Назовите общее название произведений Пушкина, Лермонтова, Толстого. (“Кавказский пленник”).

Третья группа.

— Вы сержант Семёновского полка, воспитывались дома под надзором дядьки, поэтому знали “русскую грамоту и могли судить (очень здраво) о свойствах борзого кобеля”. Служить же Вас отправили в яицкие степи. Представьтесь. (Пётр Андреевич Гринёв).

1. — Вы заявили: “Итак, все мои блестящие надежды рушились!” Что же Вы имели в виду? (Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, была верхом благополучия человеческого”; гл. I, с. 230-232).

2. — Над чем и почему, уважаемый сударь, Вы благодушно шутите и посмеиваетесь, вспоминая детские годы и жизнь в Белогорской крепости. (Воспитание заключалось в знании “свойств борзого кобеля”, кое-как читать по-французски и драться на шпагах; в крепости круг общения был заключён в семье коменданта Миронова, но Гринёв большего и не хотел).

3. — Что привлекло Вас в Пугачёве? (Я видел в нём не злодея и разбойника, а человека. Размах, поэтичность, великодушие, широта натуры поражало Гринёва).

4. — Пугачёв предложил Вам присягнуть на верность ему. Напомните, что Вы ответили ему. (“Я природный дворянин; я присягал государыне императрице и тебе служить не могу”; гл. VIII, с. 279).

Вторая группа.

— Вы “молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым”. Представьтесь. (Швабрин Алексей Иванович).

1. — Почему Вы, молодой человек, офицер, вынуждены проводить дни своей молодости в далёкой крепости? (За смертоубийство; гл. III, с. 244).

2. — Почему Марья Ивановна решила, что Вы зачинщик ссоры с Гринёвым? “…он такой насмешник”; гл.IV, с. 254).

3. — Пётр Гринёв называл Вас злодеем, но в Вашем характере есть одно светлое “пятнышко”. Какое? (При допросе Швабриным не было произнесено имя Марьи Ивановны; гл. IV, с. 312).

Первая группа.

— Вам около восемнадцати лет, девушка на выданье, Вы круглолица, румяна, очень скромна, робка. Кто Вы? (Мария Ивановна Миронова).

1. — Почему Пугачёв освободил вас? (Вероятно, потому что честь и доблесть для него превыше всего, он вставал на защиту слабого).

2. – Почему императрица была к Вам милосердна? (“…я в долгу перед дочерью капитана Миронова”; гл.XIV, с. 317-318).

Подводятся итоги, объявляется победитель викторины, вручается визитка “лучший знаток творчества Пушкина”.

Цитаты в качестве ответов взяты из книги: А.С. Пушкин. Сочинения в трёх томах. Т. 3. Проза. Москва “Художественная литература”. 1987.

Презентация на тему: Тест по роману А.С. Пушкина «Дубровский»

Тест по роману А.С. Пушкина «Дубровский» Учитель русского языка и литературы МОУ Измайловская СОШ Сергеев Н.П.

1.Найдите правильный вариант ответа. Владимир был: а) чиновникб) гвардейский офицерв) полковник

2. Владимира заставило срочно поехать домой: а) сообщение от отцаб) письмо от нянив) решение продать имение

3. Село Дубровского называлось: а) Кирасевка б) Кистеневка в) Лаптевка

4. У Дубровского отобрали имение: а) за незаконное владениеб) за неуплату долговв) по ложному доносу

5. Владимир поджег дом, чтобы: а) отомстить Троекуровуб) расправиться с исправником и Шабашкинымв) дом не достался врагу

6. Во время пожара Архип спас: а) кошку б) мышку в) собачку

7. Гордостью Троекурова была: а) свиноферма б) псарня в) мельница

8. Владимир Дубровский стал французом-учителем, чтобы: а) отомстить врагуб) быть рядом с Марьей Кирилловнойв) обучать сына Троекурова Сашу

9. Дефорж убил медведя: а) на охоте б) в доме Троекурова в) на дворе барской усадьбы

10. Дефорж убил медведя: а) из пистолета б) саблей в) голыми руками

11. Троекуров полюбил Дефоржа: а) за хорошее преподавание французского языкаб) за смелость в) за доброе отношение к Саше

12. Марья Кирилловна вышла замуж: а) по расчету б) по любви в) по принуждению

13. Место встречи Маши и Дубровского: а) в лесу у дубаб) в огороде у капусты в) в саду у беседки

14. В случае трудностей Маше было нужно: а) написать письмо и передать его через верных людей Дубровскому б) прислать слугу к Дубровскому в) бросить кольцо в дупло заветного дуба

15. Марья Кириловна отказалась от помощи Дубровского, потому что: а) разлюбила егоб) обиделась на него за опоздание в) обвенчалась в церкви с Верейским и должна хранить ему верность

16. Роман заканчивается: а)свадьбой Дубровского б) отъездом его за границу в) арестом Дубровского.

17. Кирила Петрович Троекуров 1. барин,2. генерал,3. городничий,4. губернатор

18. Село, в котором проживал Троекуров 1. Михайловское,2. Покровское,3. Берёзовка,4. Прохоровка

19. Где воспитывался сын Дубровского? 1. в Москве,2. в Самаре,3. в Петербурге,4. в Новгороде

20. Сколько раз посылал Троекуров за своим обиженным другом слугу? 1) 2 раза2) 3 раза3) 1 раз4) ни разу

21. Из-за кого случилась ссора у Троекурова с Дубровским? 1) из-за сына Дубровского,2) из-за псаря Парамошки,3) из-за дочери Троекурова,4) из-за лекаря Тимошки

22. Что воровали покровские мужики у Дубровского? 1) скот,2) сено,3) лес,4) девушек

23. Что произошло с Дубровским во время суда? 1) приступ сумасшествия,2) сердечный приступ,3) ничего,4) приступ кашля

24. Нянька сына и отца Дубровских 1. Алёна,2. Егоровна,3. Мария,4. Кузьминична

25. На чём поехал Троекуров к Дубровским? 1. в кибитке,2. верхом на лошади,3. в тарантасе,4. на беговых дрожках

26. От чего умер Андрей Гаврилович Дубровский? 1. от внезапного визита Троекурова,2. от долгой болезни,3. от старости,4. от травмы

27. Какого жениха нашёл Троекуров Маше? 1) офицера Соколова,2) князя Верейского,3) поручика Тихонова,4) бедного помещика

Определите жанр произведения «Дубровский» 1. повесть2. роман 3. сказка 4. рассказ

Ответы. 1. – б 10. – а 19. – 3 28. — 2 2. – б 11. – б 20. — 1 3. – б 12. – в 21. — 2 4. – а 13. –а 22. — 3 5. – в 14. – в 23. — 1 6. – а 15. – в 24. — 2 7. – б 16. – б 25. — 48. – а 17. – 1 26. — 19. – б 18. – 2 27. – 2

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: