Видение (Тютчев)

← «Высокого предчувствия…» Видение («Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья…»)
автор Фёдор Иванович Тютчев (1803—1873)
Олегов щит →
См. Стихотворения 1827—30 . Дата создания: не позднее первой половины 1829 г., опубл.: 1829 [1] .
  • Видѣніе // «Современникъ», 1854, томъ XLIV, № 3, с. 25 (Google)
  • Видѣніе // Ѳ. И. Тютчевъ. Полное собраніе сочиненій / Подъ редакціей П. В. Быкова. Съ критико-біографическимъ очеркомъ В. Я. Брюсова, библіографическимъ указателемъ, примѣчаніями, варіантами, факсимиле и портретомъ — 7-е изд. — СПб.: Т-во А. Ф. Марксъ, 1913. — С. 55 (РГБ).
  • Видение // Ф. И. Тютчев. Полное собрание сочинений и писем в шести томах. — М.: Издательский центр «Классика», 2002. — Т. 1. Стихотворения, 1813—1849. — С. 70. — ISBN 5-7735-0129-5.

Примечания [ править ]

  1. ↑ Журнал «Галатея», ч. Ч. VII. № 34. С. 144.
Анализ стихотворений тютчева

Анализ стихотворений Ф.И. Тютчева “Накануне годовщины 4 августа 1864 г.” и “Как неожиданно и ярко…”.

Многие годы для Ф.И. Тютчева число 15 июля было “блаженно роковым”. В этот день летом 1850 года он впервые увидел Елену Александровну Денисьеву – прекрасную русскую девушку. Любовь в нем вспыхнула сразу же, как будто что-то ударило в сердце. К этому моменту Тютчев был уже дважды женат, но он отдал всего себя, всю свою душу новой привязанности, почти порвав с семьей, однако не переставая по-своему любить жену. Об этом говорят его письма к ней: “Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьезности в твоей любви, и каким маленьким и жалким я чувствую себя рядом с тобою!” И в этом была его драма.

Но еще в большей степени угнетало “людское суесловие” вокруг истории, о которой тогда много говорили. Тем не менее, наперекор молве, Тютчев принес в жертву своей любви положение в обществе. Для Елены ситуация оказалась гораздо сложнее, ведь свет всегда снисходительнее относится к мужчине, не прощая ничего женщине. За те четырнадцать лет, что они прожили вместе, ей пришлось пережить многое. Ее отвергли прежние знакомые, от нее отрекся отец, тетке пришлось уйти из Смольного института. «Толпа вошла, толпа вломилась в святилище души твоей», — пишет Тютчев в одном из стихотворений, посвященных ей.

Тютчев, несмотря на все мольбы Денисьевой, не узаконил свои отношения с ней, о чем часто сожалел после ее смерти. И считал себя виновным в произошедшем. Каждую годовщину ее смерти (4 августа 1864 г.) Тютчев переносил очень тяжело. Он заново переживал боль утраты любимого человека. За день до первой годовщины ее смерти, 4 августа 1865г, он написал стихотворение “Накануне годовщины 4 августа 1864 г.” и день спустя «Как неожиданно и ярко …».

Эти стихотворения были созданы Тютчевым практически одновременно, с промежутком в два дня. Оба относятся к Денисьевскому циклу, однако совершенно не похожи друг на друга. Даже размер у них разный. Несмотря на то, что большинство стихотворений Тютчев писал ямбом, «Накануне годовщины…» написан хореем. В нем преобладают шипящие согласные, а так же «р» и «с»:

Вот бреду я вдоль большой дороги

В тихом свете гаснущего дня…

Тяжело мне, замирают ноги…

Друг мой милый, видишь ли меня?

Эпитеты «гаснущий день», «тихий свет», «последний отблеск дня» придают стихотворению темную окраску. А обращения «друг мой милый», «ангел мой» отдаляют действие стихотворения от реального мира. Все стихотворение пропитано ожиданием чего-то необъяснимого, нереального.

Стихотворение «Как неожиданно и ярко…» имеет полярно противоположную окраску. В нем преобладают звонкие «н», «л» и «м»:

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла —

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

Эпитеты «влажная синева», «воздушная арка», «радужное видение» делают стихотворение более ярким, красочным. Для усиления эффекта Тютчев использует глаголы высокого штиля: «воздвиглась», «вонзила», «изнемогла». Только последняя строфа имеет окраску, сходную со стихотворением «Накануне годовщины…». В ней тоже много шипящих: «ушло», «дышишь», «живешь». А глагол «побледнело» коренным образом изменяет настроение от предыдущих строф – от возвышенно-радостного к трагическому.

Различия в окраске этих стихотворений можно объяснить значением даты четвертого августа для Ф.И. Тютчева. Это был своеобразный барьер, через который ему приходилось переступать каждый год. Причем стихотворения писались по разные стороны от него.

Любовь Тютчева привнесла в его творчество новое мироощущение. С ней в его стихах возникла необычайная глубина, «какая-то исступленная стыдливость чувства и какая-то новая суеверная страсть, похожая на страдание и предчувствие смерти». Этой любви мы обязаны рождением великолепного лирического цикла стихов, обогативших русскую лирику бессмертными шедеврами.

«Видение», анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение «Видение», написанное в 1829 году, относится к философской лирике Ф. Тютчева. Впервые оно было опубликовано в 1829 году в журнале «Галатея», а спустя 25 лет — в журнале «Современник».

Стихотворение относится к «ночным» стихам Тютчева. Оно посвящено изображению огромного мира «сумеречного» состояния Вселенной. Для самого «ночного» русского поэта темное время суток всегда было соблазнительным временем, так как лишь в эти часы вдохновения, когда душа теряет память о дневном существовании, по его мнению, можно подсмотреть таинственную жизнь хаоса.

В «Видении» поэт делает попытку постичь мир человека, сопоставляя его с миром природы. По мнению Тютчева, именно в человеке встречаются две бездны – внешний и внутренний миры, именно человек соединяет и объединяет их в себе. Приверженец романтизма, Тютчев осмысливает само содержание мира как средоточие многообразия, основанного на противоположностях. Реальный мир – лишь небольшая часть Хаоса, той самой бесконечной настоящей реальности, которая одновременно служит человечеству и колыбелью, и могилой. Ночь, как время «явлений и чудес», уничтожает все преграды между Космосом и Хаосом, предельно обнажая суть вещей.

Поэт-романтик запечатлел в «Видении» движение человеческой души. Он противопоставляет хрупкую, делающую первые шаги душу и вечную, непреходящую материю. При этом парадоксально сумбурная, непонятная, кипящая страстями душа одновременно является и частью хаоса — бесформенной, зыбкой и бурлящей основы мира. Первобытная стихия хаоса, раскрывающая свою суть лишь в «часы всемирного молчания», позволяет душе осознать всю пропасть, отделяющую ее от божественной жизни. Хаос олицетворяет преодоление всего земного и смертного.

В первой строфе ведущим является образ сумрака: именно в это время совершается таинство преображения, растворения человеческой души в сумерках. Образ колесницы символизирует человеческую душу, воплощая вечный закон мироздания: как колесница катится в «святилище небес», так и человек движется от начала к концу.

Во второй строфе главенствующим становится мотив беспредельного и всепоглощающего Хаоса. Образ титана Атласа, держащего небесный свод, символизирует косность тела, мешающего душе жить космической жизнью. Беспамятство поглощает все: время, историю и само бытие, возвращая мир в изначальное состояние. В этом изначальном царстве вечности живут боги и Муза, видящая тревожные «пророческие сны».

«Видение» представляет собой состоящий из двух строф-четверостиший ноктюрн. Стиховой строй миниатюры своеобразен и сложен. Стихотворение написано ямбическими стихами разной длины. В основе метра лежит шестистопный ямб, которым написаны первая, четвертая и пятая строки. Вторая, третья, шестая и восьмая строки написаны пятистопным ямбом, а седьмая строка – четырехстопным ямбом. Первая строфа имеет перекрестную рифмовку, вторая – охватную (опоясывающую).

Стихотворение отличает богатая поэтическая лексика. Тютчев называет сон «всемирным молчанием», земля с ее обитателями предстает как «живая колесница мироздания». Произведение насыщено словами, обозначающими «высокие» реалии: колесница, небеса, святилище, пророческие сны.

Характерными изобразительными средствами являются создающие яркий, эмоциональный образ ночи метафоры («ночь густеет, как хаос на водах», «час явлений и чудес»), эпитеты («живая колесница», «девственную душу», «всемирное молчание»), формирующая образ сумрака аллитерация звука «ч» в первой строфе.

«Видение» открывает всю красоту Космоса, объединяющего хаос и гармонию, и именно в борьбе между этими гранями мироздания и живет человек.

«День и ночь» Ф. Тютчев

На мир таинственный духо́в,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.
День — сей блистательный покров
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!

Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и, с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами —
Вот отчего нам ночь страшна!

Анализ стихотворения Тютчева «День и ночь»

Федор Тютчев в душе был не только романтиком, но и философом. Его, как и любого творческого человека, интересовали вопросы мироздания. Поэтому, наблюдая за окружающим миром, поэт пытался постичь его законы и изложить свое видение устройства вселенной в литературных произведениях. Одним из них является стихотворение «День и ночь», созданное в 1839 году. К моменту его написания Федор Тютчев уже является состоявшимся, но еще не признанным поэтом, успешным дипломатом и блестящим государственным деятелем. Однако чем выше он поднимается по карьерной лестнице, тем чаще задается вопросом о том, почему мир устроен именно так, а не иначе. И находит привычному на всем явлению, которое известно как смена времени суток, весьма романтическое и очень поэтическое толкование.

Стихотворение «День и ночь», написанное четырехстопным ямбом, разбито на две одинаковых части. Первая из них посвящена дню, который поэт сравнивает с «покровом златотканым», наброшенным «волею богов». По мнению поэта, этот покров соткан из солнечных лучей, которые дарят все живым существам радость и умиротворение. День в восприятии Федора Тютчева, это «души болящей исцеленье, друг человека и богов». Таким образом, поэт не отвергает теорию божественного происхождения мира, однако вносит в нее свои коррективы, утверждая, что некие высшие силы, пытаясь защитить всех живущих на земле, набрасывают на не искусно вытканное блистательное покрывало, которое скрывает бездну неба и несет в себе тепло, свет и заботу. Автор не пытается дать ответ на вопрос, почему именно на смену дню приходит ночь, и какова ее роль в жизни человека. Однако он подчеркивает, что в какой-то момент боги просто-напросто срывают сотканное из света покрывало, открывая перед взорами людей бесконечную бездну небес.

«И бездна нам обнажена с своими страхами и мглами», — отмечает поэт, подчеркивая, что Вселенная — одна из загадок, которая пока еще не доступна человеческому пониманию. Именно поэтому люди, не знающие, как именно объяснить смену времени суток, испытывают священный ужас перед ночной мглой, которая, как им кажется, несет в себе угрозу их спокойствию и безопасности. «Вот отчего нам ночь страшна!», — резюмирует поэт, отмечая при этом, что подобный страх культивируется у человека на уровне подсознания, он заложен в нем самой природой и передается из поколения в поколение.

Образ божественного покрывала, которое чья-то невидимая рука с завидной регулярностью набрасывает на землю, является ключевым в стихотворении «День и ночь». Эта яркая метафора используется Тютчевым не случайно. Именно таким образом поэт не только пытается объяснить привычное явление, но и наделяет его неким романтическим флером, отмечая, что ночь пришла и «и с мира рокового ткань благодатную покрова сорвав, отбрасывает прочь».

При этом поэт использует прием противопоставления, указывая на то, что день олицетворяет собой свет, покой и защиту, а ночь, наоборот, является источником волнений, страхов и неясных сомнений. И лишь очень сильный духом человек, не лишенный романтизма, может увидеть, что ночь с ее раскинувшейся бездной неба и далекими звездами может быть не мене прекрасной, чем день, и способна дарить людям не только беспокойство, но и радость от общения со Вселенной, которая в эти мгновения распахивается перед жителями земли, открывая им свои вековые тайны. Однако люди еще не готовы к тому, чтобы до конца их постичь, поэтому им гораздо ленче признаться в том, что ночной мрак их пугает, чем попытаться понять, какие загадки он так бережно хранит, дожидаясь того момента, когда найдется смельчак, способный найти на них правильный ответ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: