Ветер, ветер, ты могуч

Чтение. 2-й класс

Тема. «Ветер, ветер, ты могуч. »

Цели. Помочь детям осознать себя частью природы; стимулировать процесс познания окружающей среды; развивать воссоздающее воображение, ассоциативность мышления, эмоциональную сферу; раскрывать творческий потенциал личности ученика.

Оборудование. Аудиозаписи: серия «Релаксация» (шум ветра), В.А. Моцарт – «Живительные звуки», В. Шаинский – «Улыбка»; песочные часы; вентилятор; отпечатанные тексты стихов; карточки со словами: метель, вьюга, буран, пурга, ураган, тайфун; Фразеологический и Толковый словари.

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Учитель. Чем вас порадовал или удивил сегодняшний день? А чем февраль отличается от других зимних месяцев? Какие пословицы о феврале вы знаете?

– Своими наблюдениями за февралем с вами поделится поэт Анатолий Костецкий.

Подготовленный ученик читает стихотворение А. Костецкого «Февраль»:

Знай свищет ветер-лиходей,
В поземке прячет след звериный,
Взвывает над лесной рябиной,
Остатки ягод рвет на ней.
Что из норы, что из дупла
Лесным жильцам в такую стужу
И нос не высунуть наружу:
Уж больно вьюга нынче зла.
Лишь старый дуб скрипит-поет:
– Ну и чудак ты, ветер зимний!
Как ни шуми, как ни грози мне,
Ведь все равно – весна вот-вот!

сосулька, воет, плачет, капель, радость, зимние забавы, зимнее чудо, замирание сердца, метель, завьюжило, ветерок, нежное прикосновение, речка, раздолье, дорога, легкое дуновение, проталина, клейкие почки

– Перед вами лист бумаги. В верхнем левом углу листа нарисуйте февральское солнышко и запишите под ним в столбик понравившиеся вам слова. В верхнем правом углу нарисуйте снежный сугроб, который намели вьюги и метели. Под сугробом можете записать остальные слова, если позволит время.

Перед детьми ставятся песочные часы на три минуты.

– Прочитайте свои слова под «солнышком». Поменяйтесь листочками с соседом. Допишите соседу свои слова (под солнышко), которых у него нет. Зачитайте, какие слова у вас появились.

Дети выполняют задание.

III. Сообщение темы урока

У. Закройте глаза и замрите так в ожидании чего-то необычного.

С помощью вентилятора необходимо создать ощутимое движение воздуха перед лицами детей.

– Откройте глаза. Что вы почувствовали? Опишите свои ощущения, состояния и слова, которые пришли к вам в этот момент. Какие слова и выражения помогли вам в этом?

– Ребята, послушайте загадку и скажите, о чем она:

То по лесу кружит,
то в поле свистит,
Но мы не видали, каков он на вид.
В открытые окна нежданно влетит –
То что-то прошепчет,
то вдруг загудит.

У. А вы знаете, что такое ветер?

– Именно о ветре мы будем говорить сегодня на уроке.

IV. Работа по теме урока

Подготовленный ученик читает стихотворение Е. Благининой «Ветер»:

Я лежу, а ветер ходит,
Я молчу, а он поет.
Сон меня к себе уводит,
А ветер спать мне не дает:
То рванет печную вьюшку,
То ставень станет колыхать.
Я зарылся под подушку –
Все равно и там слыхать.
Что такое этот ветер,
Этот грохот, этот гул?
. Я заснул и не заметил,
Не заметил, как заснул.
Утром встал, скорей оделся,
Вышел в сад, кругом гляжу:
А куда же ветер делся?
Он улегся, я хожу.
Он молчит, а мне поется.
Я ужасно удивлен!
Мне никак не удается
Объяснить, откуда он.

У. А вы любите ветер? Как вы считаете, легко ли подружиться с ветром? Вы никогда не задумывались над тем, чем пахнет ветер? Какое настроение бывает у вас, когда вы ощущаете дуновение легкого ветерка? Как вы думаете, может ли ветер быть нежным и мягким? А где, по-вашему, живет ветер?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

– А еще ветер любит чудеса. Какие? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем вместе озвучить с помощью голоса и свирели (можно использовать любую детскую дудочку) строки стихотворения Ф. Миронова «Голос ветра».

Учитель читает стихотворение, текст которого находится перед детьми:

Ветер любит чудеса –
Он меняет голоса:
В поле рожь перебирает –
Как по струнам ударяет.
В поле, возле обелиска,
Словно стонет – тихо, низко,
А с вершины старой ели
Он разносит звон свирели.
В виноградник заберется –
Только шепот раздается.
У окошка – детский лепет,
На параде – флагов трепет.
– И все это – ветер-волшебник!

Нарисуйте волшебства, которые умеет делать ветер.

Дети работают в группах, затем представляют выполненные работы.

V. Физкультминутка

Звучит музыка В.А. Моцарта.

У. Закройте глаза, расслабьтесь и представьте, что ваши руки волшебные: они могут стать крыльями птицы, ветвями дерева, ветром. Слушайте музыку и разрешите своим рукам танцевать так, как они хотят. Вы должны полностью расслабиться и позволить рукам делать то, что они хотят, стараясь как бы со стороны наблюдать за их движениями.

VI. Работа по теме урока (продолжение)

У. Что вы почувствовали во время этого танца? Сядьте и опишите необыкновенный ветер, который у вас получился.

Учитель пишет на закрытой части доски слова и выражения:

чудо, окрыленность, улыбка, открытая душа, легкость.

– Прочитайте свои слова и выражения. Сравните с теми, которые записаны на доске. Как вы думаете, бывает ли у ветра настроение? Меняется ли оно? Какое настроение вам нравится больше всего?

Дети используют свой словарик настроений.

– Какой характер у вашего ветра и какое настроение? Когда о человеке говорят: «ветреный человек», «легкий, как ветер»? Когда говорят о ветре: «ветер надежды», «ветер отчаяния»?

После каждого прозвучавшего ответа один из учеников зачитывает словарную статью из фразеологического словаря.

– Какие выражения о ветре вы слышали еще? Бывали ли в вашей жизни моменты, когда вы обижались на ветер, злились на него?
Поэт Николай Рубцов любил ветер и восхищался его силой и стойкостью. Послушайте, что он говорил об этом явлении природы:

Люблю ветер.
Больше всего на свете.
Как воет ветер! Как стонет ветер!
Как может ветер выть и стонать,
Как может ветер за себя постоять!

– Как о живом говорит поэт о ветре: ветер «стонет», «воет», «может за себя постоять». Когда вы это делаете? Подобно могучему ветру, сильный может постоять за себя и защитить слабого.
Выберите одно из предложений и закончите его.

1. Ветер – это.
2. Я люблю, когда.
3. Мне не нравится, если.

Дети читают предложения.

– Ветер бывает разным. Какой ветер называется ураганом? бураном? тайфуном? Что такое метель? вьюга? буря?

Если позволяет время, можно зачитать определения этих природных явлений в толковом словаре.

VII. Творческая работа

У. А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы выполнили одно из заданий на выбор.

1. Нарисовать свою сказку о ветре.
2. Написать о том, что вы чувствуете и представляете, когда слышите слово ветер.
3. Описать ветер по-своему.
4. Продолжить сказку по данному началу: «Однажды ветер решил дуть круглый год, не переставая, так как он подумал, что. »
5. Написать свою собственную сказку о ветре.

VIII. Итог урока

У. Какие открытия вы сделали для себя? Какие тайны вам открылись? Что вас волновало на уроке? Что вы чувствуете? Какое у вас настроение?

– Я хочу поблагодарить всех вас за интересное общение и подарить вам красивое стихотворение Константина Бальмонта «Ветер».

– А ветерок прощается с вами и дарит каждому на прощание воздушного змея с развевающейся лентой. Воздушный змей – с секретом, но секрет откройте только дома.
На змее напечатано шуточное стихотворение Иосифа Курлата «Спящие ветры»; написаны слова благодарности за урок с напутствием: «Счастливых дорог! Попутного ветра!»

Иди и не сворачивай
Тропинкою лесной –
Тут ветры спят калачиком
Под старою сосной.
Лежат они, усталые,
Во мху среди опят
И, словно дети малые,
Тихонечко сопят.
Но если вдруг наступишь ты
Им на пушистый хвост,
Они встают,
Насупившись,
Во весь громадный
Рост.
Не разобравшись сослепу,
Начнут сердито дуть.
Тут ветры спят под соснами –
Ты осторожным будь!

Полезная информация

За десятилетие работы мы столкнулись с множеством мифов и легенд в области альтернативной энергетики. Поэтому в этом разделе мы собрали немного полезной информации, которая поможет вам с выбором и решением ваших задач.

Статьи данного раздела являются частью нашего опыта, которым мы хотим с вами поделится

Ветер, ветер, ты могуч

Колпинский район Санкт-Петербурга переведён на пониженное теплоснабжение, потому как ночью по бульвару Трудящихся, в частности, возле 18 дома, теплоноситель вытек…

5 млн. кв. метров жи…

На земле, принадлежащей «Фонду содействия развития жилищного строительства» будет начато новое масштабное построение.

Страны, в которых не…

Чтобы купить апартаменты за границей, необходимо прежде удостоверится, что вы сможете получить иностранное гражданство. Приобрести зарубежную недвижимость также можно путём…

Энергетика и экология

Как известно из геогр.

Показатель российской энергоемкости прев…

Infoline — популярное инфор.

Новый мультиметр от компании R > Компания RIDGIDпредст.

Мы все традиционно привыкли, что электроэнергию получают в результате переработки угля, атома или продуктов нефтяной промышленности. Представить себе иное получается с трудом. Однако в сложившейся экологической ситуации, а также при постоянном росте тарифов появляется желание найти альтернативу существующим видам энергии.

Сила ветра – именно то, что подойдет для небольшого частного дома. Если разобраться, она представляет собой не что иное, как использование солнечного потенциала. Ведь без активности этого небесного тела само существование ветра было бы под вопросом.

В чем же заключаются достоинства ветроустановок? В первую очередь, это возобновляемая энергия и, если можно так сказать, неиссякаемая. Пока существует Солнце, будет дуть ветер, и вырабатываться энергия. Она обходится дешевле, чем производимая стандартными электростанциями. При этом, установить ветрогенератор можно в любом районе планеты. А вот провести провода можно не везде. В случае аварии, стихийного бедствия, происходит их обрыв, дома обесточиваются до тех пор, пока аварийные бригады не ликвидируют поломку.

Особенности оборудования позволяют компактно располагать установки на крышах домов по соседству с антенной или тарелкой. При этом, помех в работе других приборов наблюдаться не будет. Они прекрасно сочетаются с внешним видом фасадов и гармонично вписываются в оформление участка.

А еще они относятся к экологически чистым видам энергии, не загрязняют атмосферу и не приводят к выбросам парниковых газов.

Если погода безветренная, это не означает, что ваш дом лишится электроэнергии. Конструкция устройства предусматривает наличие специальных накопителей ресурса, который затем расходуется по мере надобности.

Сами по себе ветроустановки – надежные приборы, устойчивые к повреждениям и не требующие постоянного ремонта.

Ветер, ветер, ты могуч

Эта всем известная пушкинская строка из «Сказки о царе Салтане» — отнюдь не сказочное преувеличение.

Оценивая энергию ветра, ученые называют разные величины, но единодушны в том, что она во много раз больше производимой сейчас на планете. Используется ветровая энергия пока очень мало, а вот всяческих проектов по этой части хоть отбавляй…

Рассказывая о чабанских гелиокомплексах, мы уже упоминали о ветре, который работает здесь в одной упряжке с солнечным теплом. Вообще-то ветер в конечном счете — «дитя» Солнца. Ведь движение воздушных масс возникает в результате разницы атмосферных температур в тех или иных местах земного шара. А температура воздуха зависит прежде всего от деятельности нашего светила. Поэтому, упрощая, можно сказать, что энергия Солнца переходит в энергию ветра.

Ветер многие столетия был добрым помощником человека. Он молол зерно и качал воду, перемещал лодки и корабли по рекам и озерам, морям и океанам. Потом человек овладел энергией пара, электричества, атома и вроде бы забыл о ветре. Однако со временем спохватился: все-таки обидно пренебрегать грандиозной мощью стихии. Сейчас интерес к использованию ветра резко возрос. Своеобразной тому иллюстрацией может служить тот факт, что ныне появились грузовые океанские суда, снабженные самыми современными двигателями и… полным парусным оснащением, которым управляет бортовая ЭВМ. Как ни парадоксально, но теперь об этом древнейшем помощнике человека мы вспоминаем в основном только при перечислении нетрадиционных источников энергии.

В ветре заложена энергия движения. И хотя потенциальные резервы ее огромны, она, к сожалению, очень нестабильна и зависит от многих факторов, в том числе от скорости ветра и плотности воздуха. Ясно, что чем сильнее дует ветер, тем больше в нем заключено энергии. Как же укротить ее, как поставить на службу людям? Тут, повторяем, много разных предложений. Но вот реально действующие ветровые энергетические установки, применяемые, скажем, на отгонных пастбищах, по сути дела повторяют принцип, заложенный в старинных ветряных мельницах.

Ветровая энергостанция с крыльчатыми двигателями эффективна при скорости ветра в диапазоне между 10 и 14 м/с. Ветер слабее — эффективность снижается, сильнее — тоже снижается. Ну, а в те дни, когда скорость меньше 6 м/с, толку от станции никакой. Немало здесь и технических сложностей.

Для размещения ветродвигателя с крыльчаткой необходимых размеров нужна соответствующая мачта. Например, станция мощностью 2000 кВт должна иметь пропеллер диаметром 57 м, а наиболее подходящей высотой башни будет 60 м. Понятно, такая башня, на которой размещен агрегат массой в десятки тонн, сооружение дорогостоящее. Кроме того, чтобы постоянно держать пропеллер по направлению к ветру, требуется сложная регулирующая система. Правда, ветроэнергетический агрегат может быть выполнен и с вертикальной осью, то есть с лопастями, лежащими в горизонтальной плоскости. При этом упрощается конструкция опорной башни, работа двигателя не зависит от направления ветра. И, что немаловажно, генератор может быть размещен прямо на земле. В результате подобные установки обходятся в 5—7 раз дешевле традиционных пропеллерных.

Но ветер ветру рознь. Иногда он набирает такую неимоверную мощь, что становится стихийным бедствием, приносит неисчислимые потери. Речь об ураганах. Люди надолго запоминают их губительный напор и даже дают им имена собственные. Но оказывается, есть проекты использования и этой колоссальной энергии. Идея представляется в таком виде. На пути наиболее частого прохождения ураганов воздвигают стену, покрытую частыми отверстиями, ведущими в постепенно сужающиеся тоннели. Перед выходом из каждого тоннеля установлены турбины. Ураганный ветер, встретив на своем пути такую преграду, устремится в тоннели, сожмется в плотные струи и поступит на лопасти турбин, которые преобразуют энергию урагана в энергию электрического тока. Авторы проекта считают, что мощность подобной станции может достигать полумиллиона киловатт. Но это, конечно, в ураганные дни, а их не так уж и много. Что же делать, когда нет урагана? Изобретатели утверждают, что для дела годятся и обычные бури. Мощность станции, разумеется, резко снизится. Однако поскольку она будет оснащена аккумуляторами энергии, то очередной ураган возместит все «недополученное».

А вот не столь поражающий воображение, но куда более реальный вариант преобразования энергии ветра. Ученые Массачусетского института в США предложили смонтировать вдоль восточного побережья океана, где почти непрерывно дуют сильные ветры, около 15 тысяч гигантских ветроагрегатов с колесами диаметром 60 м. Получаемую электроэнергию можно использовать в подводных установках для электролиза воды и получения водорода, который по трубопроводу поступит на берег и будет служить топливом для двигателей внутреннего сгорания.

Можно создать и искусственный ветер. Например, используя ту самую тягу, которая действует в печных или заводских трубах. Так, над большой круглой теплицей установили 200-метровую трубу, в которой на высоте 10 м смонтировали воздушную турбину с электрогенератором. Солнце нагревает воздух внутри теплицы, покрытой специальной пластиковой пленкой, и он мощным потоком устремляется в трубу, вращая турбину. Особенно сильно температура воздуха повышается в солнечные дни, и тогда циклон развивает на электрогенераторе 100 кВт. Но даже в пасмурную погоду тепла и тяги хватает для выработки электрической энергии. Мощность такой установки, подобной действующей в Испании с 1981 года, может быть после соответствующих конструктивных усовершенствований многократно увеличена.

Советские специалисты считают наиболее целесообразным симбиоз солнечных и ветровых установок. Тогда энергетические возможности возрастают в 1,5—2 раза, значительно повышается устойчивость энергоснабжения в пасмурные дни и ночные часы. Такие разработки сейчас ведутся, и уже получены обнадеживающие экспериментальные результаты.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector
Электротехнический сектор
24.12.2013 00:21